Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КИТАЯ'

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Сюэ, Круглов Дмитрий Валерьевич

В статье на основе данных об образовании оценивается его уровень в Китае. Человеческий капитал, как совокупность навыков, знаний, способностей и качеств, воплощенных в людях, имеет важное значение для деятельности компаний. Исследования, связанные с человеческим капиталом, традиционно были сосредоточены на образовании и профессиональной подготовке. Совершенствование образовательной системы, инвестиции в НИОКР, наличие профессионального образования у персонала - все это стимулирует развитие человеческого капитала, играя ключевую роль в развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE CONDITIONS OF CHINA'S TRAINING SYSTEM IMPROVEMENT

In the article, based on data on education, its level in China is estimated. Human capital, as a set of skills, knowledge, abilities, and qualities embodied in people, is essential for the activities of companies. Research related to human capital has traditionally focused on education and training. Improving the educational system, investing in R&D, the availability of professional education for staff - all this stimulates the development of human capital, playing a key role in the development of the country.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КИТАЯ»

Чжао Сюэ, Круглов Д.В.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ КИТАЯ

Аннотация. В статье на основе данных об образовании оценивается его уровень в Китае. Человеческий капитал, как совокупность навыков, знаний, способностей и качеств, воплощенных в людях, имеет важное значение для деятельности компаний. Исследования, связанные с человеческим капиталом, традиционно были сосредоточены на образовании и профессиональной подготовке. Совершенствование образовательной системы, инвестиции в НИОКР, наличие профессионального образования у персонала - все это стимулирует развитие человеческого капитала, играя ключевую роль в развитии страны.

Ключевые слова. Образование, трудовые ресурсы, человеческий капитал, подготовка кадров, профессиональная подготовка, рынок труда.

Zhao Xue, Kruglov D.V.

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE CONDITIONS OF CHINA'S TRAINING SYSTEM IMPROVEMENT

Abstract. In the article, based on data on education, its level in China is estimated. Human capital, as a set of skills, knowledge, abilities, and qualities embodied in people, is essential for the activities of companies. Research related to human capital has traditionally focused on education and training. Improving the educational system, investing in R&D, the availability of professional education for staff - all this stimulates the development of human capital, playing a key role in the development of the country.

Keywords. Education, labor resources, human capital, personnel training, vocational training, labor market.

Введение

Особенности современного рынка труда Китая делают его одним из потенциальных лидеров мировой экономики. Длительный период времени в Китае экономический рост происходил за счет увеличения численности рабочей силы и инвестиций, в то время как производительность труда оставалась на низком уровне. Одной из причин такого рода проблем является недостаточное внимание к уровню развитию человеческого капитала и слабые стимулы для сотрудников с высокой квалификацией. В КНР еще не сформировалась такая социально-экономическая среда, в которой квалифицированных работников уважали бы и материально вознаграждали за их способности и творческое отношение к работе.

Безусловно, с началом рыночных преобразований люди все чаще признают ключевую роль знаний и профессионализма в достижении высоких результатов работы, но на практике рабочие места в Китае

ГРНТИ 06.81.23

© Чжао Сюэ, Круглов Д.В.? 2022

Чжао Сюэ - аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Дмитрий Валерьевич Круглов - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Круглов Д.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 3032, литер А (Russia, St. Petersburg, Griboyedov canal emb., 30-32, А). Тел.: +7 9111983007. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.03.2022.

36

Чжао Сюэ, Круглов Д.В.

по-прежнему часто занимают люди, которые не соответствуют профессиональным и квалификационным требованиям организации. Эти работники нанимаются на основе личных предпочтений и интересов менеджеров. Такая дисфункция кадровой политики негативно сказывается на подготовке и использовании трудовых ресурсов. Если ситуация не изменится, качество человеческих ресурсов будет снижаться, и конкурентоспособность Китая в мировой экономике будет падать.

Цель данной работы заключается в выявлении проблем развития человеческого капитала в условиях цифровой экономики. Для достижения цели поставленной цели, сформулированы следующие задачи: охарактеризовать теоретические основы формирования человеческого капитала; исследовать качество образования в Китае и определить перспективы его развития; систематизировать проблемы управления талантами в современных условиях; изучить возможность применения методов государственной поддержки для развития человеческого капитала.

Объектом исследования является человеческий капитал, формирующийся в сфере высшего образования Китая. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие при развитии человеческого капитала в условиях совершенствования системы подготовки кадров.

Материалы и методы

При проведении исследования, в качестве исходных данных были использованы материалы Государственного статистического управления Китая, опубликованные на его официальном сайте, кроме того, учитывались результаты аналитических исследований, включенные в рейтинг мировых университетов

2020 [6].

Результаты и их обсуждение

Под объемом произведенной товарной продукции за период мы понимаем произведение среднесписочной численности работников на производительность труда одного работника. Резкий рост экономики Китая можно обеспечить, за счет увеличения численности рабочей силы трудоспособного возраста как доли населения (или, другими словами, снижение коэффициента иждивенцев) и повышения производительности труда [1].

В свою очередь, повышение производительности труда может быть следствием как повышения уровня человеческого капитала, так и перераспределения рабочей силы в более эффективные сектора, например - связанные с цифровой экономикой [4, 5]. Однако каждая из этих детерминант роста производства в Китае претерпевает существенные изменения. Численность трудоспособного населения Китая достигла пика в 2014 году и в настоящее время начала сокращаться. Перераспределение рабочей силы из сельской местности в городские районы замедлилось; менее 10% молодых лиц трудоспособного возраста в составе рабочей силы все еще живут и работают на фермах [3]. Потенциал для перераспределения рабочей силы с государственных предприятий в частный сектор ограничен, поскольку большинство работников Китая уже работают в частном секторе, а многие из оставшихся государственных предприятий фактически ведут себя во многом как частные фирмы с точки зрения управления трудом [2].

В Китае показатель охвата людей с высшим образованием в 2020 году составил 51,5%. Средний показатель за период с 2010 по 2020 гг. составил 33,2%. В 2020 г. число обучающихся в вузах выросло на 124, 9% по сравнению с 2010 г. Подавляющее большинство студентов являются гражданами страны, доля студентов из-за рубежа (въездная мобильность высшего образования) составляет всего 0,3%. В Китае доля иностранных студентов в течение анализируемого периода была относительно стабильной (от 0,20% до 0,36%) [7]. Руководители научно-исследовательских институтов оценивают качество образования как умеренное/хорошее (рис. 1).

Количество ученых на один миллион населения (эквивалент полной занятости, 2020 год) в Китае составляет 1234,78 человек. Индекс цитируемых документов H-index показал лучшее значение для Китая (674) в 2017 году, более того, с момента введения индекса и доступности данных рейтинг стал расти [7]. В 2020 году в рейтинг QS, в который входят лучшие университеты мира, вошел 51 университет Китая; КНР заняла третье место после США и Великобритании [6]. В экономике, основанной на знаниях, значительная доля рабочей силы должна выполнять наукоемкие работы, которые повышают конкурентоспособность страны, предлагая инновационные продукты и услуги высокого качества. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2020 году 16,6% доступных

рабочих мест были классифицированы как наукоемкие. Этот показатель на протяжении 2010-2020 годов улучшился на 5,8 п.п. [7].

Руководители компаний оценивают уровень подготовки персонала как хороший, средняя оценка за 2010-2020 годы составила 4,23 [7]. Одной из целей обучения персонала является удовлетворение постоянной потребности в развитии навыков сотрудников, что принесет пользу организации в будущем за счет выдвижения специалистов на вышестоящие должности. Опираясь на проведенные исследования, можно констатировать, что руководители компаний имеют высшее образование только в той области, в которой осуществляют трудовую деятельность. Однако в Китае все еще необходимо проводить работу, связанную с устранением несправедливых назначений менеджеров без заслуг и квалификации на руководящие должности [10].

Более подробные данные о международных потоках талантов по странам (2010-2020 гг.) свидетельствуют о относительно высокой (средний балл составил 4,76) возможности удерживать или привлекать таланты в Китае (рис. 2). При этом, валовые расходы на НИОКР в Китае в 2020 году превысили 2% ВВП. С 2010 года в стране расходы на НИОКР в абсолютных и относительных показателях увеличились [8].

4,55 4,5 4,45 4,4 4,35 4,3 4,25 4,2 4,15 4,1 4,05

4,5 4,5 4,5 4,5

4,4

4,3 4,3 4,3

4,2 4,2 4,2

1

1

1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Оценка качества образования в Китае, шкала оценки - от 1 до 5 баллов [3]

4.7 4,6 4,5 4,4 4,3 4,2 4,1

4 3,9

3.8

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Потоки талантов в КНР от 1 до 5 баллов [7]

Стоит отметить, что правительство Китая приняло решение ослабить государственный контроль над высшим образованием. Одним из недавних примеров является открытие нового колледжа в Шэнь-чжэне в 2011 году, Южного университета науки и техники Китая ^^ТС), который признан «первым независимым университетом Китая». В отличие от других китайских университетов, которые

38

Чжао Сюэ, Круглое Д.В.

принимают студентов только на основе результатов централизованных вступительных экзаменов в колледж, SUSTC полагается на несколько критериев приема (аналогично подходу, используемому большинством университетов США), включая личные собеседования, оценки в средней школе и способности, выявленные тестами, а также результаты вступительных экзаменов. SUSTC также имеет независимо разработанную учебную программу, в которой особое внимание уделяется общему образованию, 90% преподавателей - из-за рубежа, предлагается множество курсов, которые преподаются на английском языке. Хотя университет финансируется правительством Шэньчжэня, он обладает значительной свободой в принятии собственных управленческих решений [13].

Китайская экономика рассматривается в литературе как особый случай переходной экономики, демонстрирующий огромные различия по сравнению со странами бывшего СССР и Восточной Европы. Развитие страны охватывает много направлений, в том числе и развитие образования. Так, образование является неотъемлемой частью научно-технического прогресса, формируя будущих профессионалов страны [11]. Среди основных успехов китайской системы образования следует отметить следующие: снижение соотношения учащихся и учителей (как в начальных, так и в средних школах), увеличение числа учащихся в средних и высших учебных заведениях, сопровождающееся увеличением числа студентов из-за рубежа [9].

Особенно значительно возросло общее количество студентов. Это явление объясняется тем, что в связи с преобразованием высшего образования в Китае доступ к высшему образованию значительно улучшился для сельских домохозяйств. В результате доля городских студентов при поступлении в высшие учебные заведения снизилась, в то время как доля сельских студентов увеличилась. Более того, китайские университеты значительно улучшили свои показатели в глобальном рейтинге QS [6]. Что касается бизнеса, то Китай трансформирует свою экономику в сторону большей инновационности, что отражается в увеличении доли наукоемких рабочих мест, чему способствует увеличение доли расходов на НИОКР в ВВП.

С каждым годом в Китае растет число высших учебных заведений. Например, в 2010 году в стране насчитывалось 2358 вузов, в 2020 году - 2710 [16]. Увеличение численности колледжей является большим политическим достижением Китая. В долгосрочной перспективе инвестиции в человеческий капитал могут привести к инвестициям в физический капитал и технологическим изменениям, связанным с квалификацией таким образом, что в конечном итоге повысится производительность труда в стране. Заключение

В то время, когда Китай был государством с низким уровнем дохода, стремящимся к статусу страны со средним уровнем дохода, руководству требовалась квалифицированная, грамотная и дисциплинированная рабочая сила. Почти все дети имели возможность обучаться в начальной и средней школе и получать базовые математические и языковые навыки. Такого образования было достаточно для создания рабочей силы, которая могла бы поставлять большие объемы трудовых ресурсов для тех видов производства, которые способствовали росту Китая в 1980-х, 1990-х и начале 2000-х годов.

Однако, несмотря на стремительное развитие образования, рабочая сила Китая еще не обладает навыками или уровнем человеческого капитала, необходимыми в экономике с высокой заработной платой, высокой квалификацией и инновациями. Меры государственной политики могут способствовать развитию человеческого капитала, предоставляя организациям необходимые ресурсы, опыт и знания для того, чтобы организации могли развиваться. Роль правительства заключается в том, чтобы минимизировать риски (реальные или предполагаемые), связанные с фирмами, инвестирующими в элементы человеческого капитала в своих организациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ван Ц., Кумехое К.К., Сурова Н.Ю. Конкуренция на высшее образование - обратная сторона накопления человеческого капитала в Китае // Вестник Академии. 2019. № 3. С. 101-110.

2. Лю Е., Фу Ю. Человеческий капитал в Китае в инновационной экономике // Система знаний: процессы развития современной научной мысли. Сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 7-11.

3. Еремина И.Ю., Шешина А.А. Развитие человеческого капитала в Китае и России: сравнительные аспекты // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2021. № 8 (200). С. 42-47.

4. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия СПбГЭУ. 2018. №4 (112).

5. Плотников В.А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 104-115.

6. Рейтинг мировых университетов QS 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4809 (дата обращения 01.03.2022).

7. Статистические данные Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/ %D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9 (дата обращения 01.03.2022).

8. Суханова Н.П. Интеллектуальный капитал и его влияние на развитие человеческого капитала // Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 394-396.

9. Сухенко Р.С., Репникова Д.Д. Человеческий капитал как составляющая капитала предприятия // Форум молодых ученых. 2019. № 1-3 (29). С. 493-500.

10. Федотова О.Д. Образование в Китае, как тема научно-педагогического дискурса // Актуальные проблемы науки и техники. Материалы национальной научно-практической конференции. 2019.

11. Хаобо Ч. Новые тенденции интернационализации высшего образования Китая на фоне глобализации // Интернационализация - главный вектор современного мирового развития. Материалы Международного форума. 2018. С. 7-16.

12. Цзи Ц. Высшее образование в Китае: изменения после реформ // МНСК-2018: Экономика. Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 47-48.

13. Чен С., Сяоин Л., Хуанхуан Ся. Китай: образование всесторонне развитого человека // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности: монография. М., 2020. С. 104-122.

14. Черкасова Л.Н., Гампарцумов А.С. Специфика систем образования России и Китая в рамках мировой цифро-визации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). С. 81 -87.

15. Шелковникова С.А., Николаева М.М. Современное высшее образование Китая // Образовательная среда: теория и практика. Материалы Международной научной конференции. 2018. С. 100-102.

16. Юмашева А.А., Скобеев А.А. Увеличение производственного капитала предприятия путем инвестиций в человеческий капитал // Решение. 2018. Т. 1. С. 531-533.

17. Ян Л., Цзинь Д. Исследование инновационно-предпринимательского образования и практики иностранных студентов в Китае // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 12-2. С. 134-142.

18. Ян Ю. Современное состояние человеческого капитала в Китае // Экономика и управление: теория, методология, практика. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 268-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.