Научная статья на тему 'ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР'

ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайское образование / человеческий капитал / инвестиции в образование / продолжительность обучения / education of China / human capital / educational investment / duration of study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ши Шаодун

В статье анализируется динамика и качество развития базового и высшего образования в Китае в 1950–2019 гг. Рассмотрены достижения и проблемы китайской системы образования. Проанализирована динамика инвестиций в сферу образования в Китае и предложен новый оценочный показатель – индекс адаптации человеческого капитала к экономике. Построена регрессионная модель, подтвердившая положительную корреляцию образования как важнейшего фактора роста человеческого капитала и подушевого ВВП. Предложены рекомендации по формированию новой стратегии устойчивого развития китайской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS AND PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE PRC

The paper analyzes the dynamics and quality of development of basic and higher education in China in 1950-2019. The successes of extensive growth and qualitative problems of the Chinese education system are revealed. The dynamics of investments in education in China is analyzed and a new estimated indicator is proposed – the index of adaptation of human capital to the economy. To achieve this goal, a regression model was built, which confirmed the positive correlation of education as the most important factor in the growth of human capital and per capita GDP. On the basis of the research carried out, recommendations are proposed for the formation of a new strategy for the sustainable development of the Chinese education system.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2021

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ШИ ШАОДУН

аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова

ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР

В статье анализируется динамика и качество развития базового и высшего образования в Китае в 1950-2019 гг. Рассмотрены достижения и проблемы китайской системы образования. Проанализирована динамика инвестиций в сферу образования в Китае и предложен новый оценочный показатель - индекс адаптации человеческого капитала к экономике. Построена регрессионная модель, подтвердившая положительную корреляцию образования как важнейшего фактора роста человеческого капитала и подушевого ВВП. Предложены рекомендации по формированию новой стратегии устойчивого развития китайской системы образования. Ключевые слова: китайское образование, человеческий капитал, инвестиции в образование, продолжительность обучения. JEL: E24, F01, H52, I20-I29, J24, O53. DOI: 10.24412/2073-6487-2021-1-161-174.

В результате реализации последовательных экономических реформ и политики открытости Китай стал одной из самых быстрорастущих и самых влиятельных экономик мира. Но несмотря на это, в международном научном дискурсе недостаточно внимания уделено такой составляющей и такому фактору развития КНР, как ее быстро меняющаяся во времени система образования.

В настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа изменений в уровне образования и продолжительности обучения жителей в КНР и других стран, что позволило выявить тенденции развития образования в Китае в 1950-2018 гг. Оценка качества базового образования в Китае проведена на основе анализа результатов международной и региональной программы образовательных достижений учащихся PISA 2018. Результаты расчетов, полученные на основе разработанной модели регрессии, объясняющей взаимосвязь между уровнем человеческого капитала и подушевым ВВП, позволили оценить адаптивность образования и экономического развития КНР и обосновать потребность в проведении образовательных реформ для получения положительного экономического эффекта.

Динамика развития образования в Китае

Начиная с 1980 г., осуществив ряд последовательных реформ в экономике и образовании, Китай смог значительно повысить уровень развития человеческих ресурсов [1]. В частности, ВВП на душу населения по ППС (в ценах 2017 г.) увеличился в 11 раз за 1990-2019 гг. при среднегодовом темпе роста 8,7% и составил 16 тыс. долл. в 2019 г. (отставание от США сократилось с 28 раз в 1990 г. до 3,9 раза в 2019 г.), средняя продолжительность обучения увеличилась с 0,9 лет в 1950 г. до 7,9 лет в 2018 г. В РФ аналогичный показатель за данный период вырос с 7,3 до 12,0 лет, в США - с 11,4 до 13,4 лет. Несмотря на то, что данное значение в Китае на 0,5 года меньше среднемирового значения и на 0,5 года выше показателя развивающихся стран, необходимо учитывать рост численности населения трудоспособного возраста1 Китая за период 1950-2019 гг. с 340 млн до 1 млрд человек2.

Ожидаемая продолжительность обучения3 в Китае увеличилась с 8,4 до 13,9 лет за 1950-2018 гг.4, значительно сократился разрыв с США и РФ, где показатели выросли с 14,1 до 16,3 и с 12,6 до 15,5 лет соответственно. Китаем, таким образом, достигнут уровень стран с высоким уровнем человеческого развития - 13,8 лет, что на 2,5 года меньше, чем у стран с очень высоким уровнем человеческого развития, и на 1,8 лет больше показателя в среднем по миру5.

Увеличение продолжительности обучения в Китае отражает повышение доступности образования. К 2011 г. Китай полностью реализовал намеченную цель универсализации девятилетнего обязательного образования и искоренения неграмотности среди молодежи и лиц зрелого возраста. Уровень неграмотности взрослого населения по методологии UNESCO снизился с 80% в 1949 г. до 1% в 2018 г. [2]. При этом данный показатель в Индии и Пакистане в 2018 г. составил соответственно 10% и 32,5%6. Показатель охвата дошкольным образованием увеличился с 21% в 1990 г. до 86% в 2017 г. Общий уровень охвата

1 Население трудоспособного возраста - население в возрасте от 15 до 65 лет.

2 Рассчитано автором по: Barro and Lee Data, 2018. www.barrolee.com; National Bureau of Statistics of China. www.stats.gov.cn/; The World Inequality Database on Education. www.education-inequalities.org/.

3 Ожидаемая продолжительность обучения - это количество лет, в течение которых человек учится в школе и вузе (базовое и высшее образование вместе).

4 United Nations Development Programme. Human Development Reports. hdr.undp.org/ en/indicators/69706.

5 Рассчитано автором по: Barro and Lee Data, 2018. http://www.barrolee.com.; UNDP. Data, Human Development Report 2019. hdr.undp.org.

6 UNICEF Data. data.unicef.org/.

средним образованием старшей ступени7 увеличился с 50% в 2000 г. до 89,5% в 2019 г., а показатель охвата высшим образованием увеличился с 10% в 2000 г. до 51,6% в 2019 г., что выше среднего уровня в мире и выше, чем в странах с высоким уровнем человеческого развития8.

Анализируя данные, приведенные на рис. 1, можно заметить ускоренное распространение образования в Китае в 1980-2000 гг. и замедление роста в 2000-2010 гг. В течение последнего периода государственные расходы на образование в Китае составляли всего 3,1% ВВП, что намного ниже, чем в среднем в мире - 4,1% ВВП. После 2010 г. китайское правительство увеличило инвестиции в образование, и это стало драйвером развития китайского образования.

В 2010-2018 гг. в КНР наблюдалась положительная динамика распространения полного среднего образования среди трудоспособного населения. Данный показатель вырос с 26,4%9 до 37%10, что является самым большим относительным приростом среди стран с населением более 100 млн чел. В то же время при анализе статистических данных средних школ КНР было выявлено, что количество учащихся, поступивших в среднюю школу в 2000-2010 гг., росло, в то время как количество выпускников средней школы сокращалось (см. рис. 1). С одной стороны, обязательное образование в Китае, составляющее 9 лет, не включает ступень старшей средней школы. С другой стороны, вступление Китая в ВТО после 2001 г. значительно и долговременно увеличило спрос на низкоквалифицированную рабочую силу, в результате этого сформировалась тенденция прерывания обучения в старшей средней школе.

В 2014 г. показатель зачисления в старшей средней школе в странах с высоким уровнем человеческого развития составил 95%, а в среднем по Китаю - 53%. Но при этом в восточной провинции Цзянсу он составлял 75%, а в юго-западных Юньнани и Гуанси - 30%. Таким образом, можно сделать вывод о региональном неравенстве в уровне развития образования в Китае. Данной проблеме уделяется большое внимание

7 Как правило, данная ступень среднего общего образования охватывает учеников в возрасте от 15 до 18 лет, т.е. последние 3 класса школьного образования.

8 United Nations Development Program (UNDP), the China Institute for Development Planning at Tsinghua University, and the State Information Center. China National Human Development Report Special Edition. www.cn.undp.org/content/china/en/home/ library/human_development/national-human-development-report-special-edition.html.

9 Рассчитано автором по: Barro-Lee Educational Attainment Dataset. www.barrolee.com.

10 Рассчитано автором по данным Министерства образования Китая и Национального статистического бюро. Одна из причин, по которой этот показатель относительно низок, заключается в том, что значительная часть взрослой рабочей силы, родившихся в 1970-1980-х годах, не получила полного среднего образования и не будет продолжать получать среднее образование.

%

80 70 60 50 40 30 20 10

-

^ ^ ^ ^ ^ хс,Ф ^ ^ ^

Обшее

начальное

образование

Полное

начальное

образование

Общее

среднее

образование

Полное среднее обрзаование

Общее * в ысшее

образование

Полное " —Ь — ■ вышее

образование

Источник: рассчитано автором по: Barro and Lee Data, 2018. www.barrolee.com; Общие сведения. Министерство образования КНР. ru.moe.gov.cn; Data. National Bureau of Statistics of China. www.stats.gov.cn; The World Inequality Database on Education. www. education-inequalities.org.

Рис. 1. Доля трудоспособного населения КНР, достигшего определенного уровня образования в 1950-2018 гг.

0

в китайском научном дискурсе, в частности, по мнению профессоров Университета Цинхуа - Й. Луо, Ф. Гуо и Цз. Ши, не только технологические, но и институциональные изменения необходимы для сокращения неравенства в образовании по критерию доходов домохозяйств и принадлежности семьи к городу и деревне [3].

Оценка качества базового образования

В качестве методологического инструментария для диагностики развития базового (школьного) образования в КНР применим международный образовательный тест PISA, по итоговому показателю которого Китай в 2018 г. занял 1 место в мире11. Анализируя отдельные составляющие данного теста, стоит отметить, что 4 из 34 субъектов КНР (Пекин, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян) в среднем имеют высокие

11 PISA 2018 Results. OECD iLibrary. www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2018-results-volume-i 5f07c754-en.

баллы по чтению (555), математике (591) и естественным наукам (590), лидируя среди 79 участвующих стран и регионов12. Но после усреднения значений всех провинций КНР, согласно расчетам Всемирного банка, применительно к качеству образования в Китае, общий показатель качества образования - унифицированные результаты тестирования (УРТ)13 - составил всего 456 баллов. Китай занял 66-е место среди 168 стран, что всего на 33 балла выше, чем в среднем в странах с доходом выше среднего, и на 10 баллов выше, чем в среднем по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону (включая Японию, Южную Корею, Сингапур и т. п.) при значительном отставании от России (535 баллов и 24 место в мире)14.

По результатам анкетирования школьных учителей и учеников (PISA 2018) по таким показателям, как уровень поддержки учеников учителями, энтузиазм учителей в работе, дисциплинарный климат в образовании, Китай занял соответственно 22, 14 и 4 место в мире15. Можно сделать вывод о том, что китайские учителя и ученики часто поддерживают активные взаимодействии, являющиеся общей чертой многих высокоэффективных систем образования [4].

Согласно данным PISA 2015, учащиеся в 4 субъектах КНР учатся 27 часов в неделю вне школы (2-е место в мире), что на 10 часов выше, чем в среднем по ОЭСР. Среди них более 85% прибегают к услугам репетиторов. Более 60% учеников вынужденно занимались с репетиторами для повышения школьной успеваемости и только 37% посещали дополнительные занятия как хобби16. По данным исследования В. Чжана и М. Брэя, в 2018 г. в средних школах Шанхая среди учащихся 2 класса 53,8% занимались дополнительно с репетиторами, а в 9 классе - уже 74,4%, что несколько ниже, чем в отчете PISA [5].

Стоит сказать о корреляции успеваемости школьников с уровнем семейного дохода (возможностью найма репетитора, покупки дополнительных учебных пособий). Хотя 12% учащихся из неблагополучных семей в 4 субъектах КНР смогли войти в первый квартиль по успеваемости в средних школах, семейное происхождение серьезно влияет на

12 Максимально возможный бал составляет 625.

13 Унифицированные результаты тестирования (Harmonized Learning Outcomes -HLO) рассчитываются с использованием коэффициента пересчета для сравнения международных и региональных стандартизированных тестов достижений, включающий в себя такие авторитетные тесты, как PISA, TIMSS, PIRLS, SACMEQ, LLECE и PASEC.

14 Human Capital Project. www.worldbank.org/en/publication/human-capital (accessed 23.06.2020).

15 Применительно к данным показателям в исследовании PISA 2018 участвовало 77 стран.

16 PISA 2015 Results. OECD iLibrary. www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2015-results-volume-i 9789264266490-en.

ожидания учащихся в определении траектории их дальнейшего обучения. В 2018 г. доля учеников старшей школы, планирующих поступать на бакалавриат, из семей с наиболее высоким и наиболее низким доходом составила 93,5% и 62,9% соответственно [6]. Также отметим, что в целом КНР, как и большинство стран Юго-Восточной и Восточной Азии, отстает по эффективности школьного обучения чтению (44-е место в мире), математике (46-е место) и естественным наукам (54-е место)17.

Показатели развития высшего образования

Как отмечается в исследовании Л. Орлиэнса, в 2010-е годы высшее образование КНР завершило переход от элитарности к доступности [7]. В 1977 г. в вузах Китая было 625,3 тыс. студентов, а общий уровень охвата высшим образованием18 составлял менее 1%. К 2018 г. количество студентов вузов достигло 38,3 млн (1-е место в мире). Такой рост числа студентов за 1977-2018 гг. был обусловлен как демографическими и социально-экономическими факторами, так и государственной образовательной политикой19.

Согласно нашим расчетам, в Китае насчитывается 2663 вуза (в США - 4313)20. Около трети из них прошли аккредитацию на образовательные программы магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В 2018 г. в Китае было 84 млн граждан, получивших диплом о высшем образовании, что примерно эквивалентно населению Германии, и составило 8,6% экономически активного населения КНР (см. рис. 1), в то время как в США данный показатель составил 35%21.

Быстрый рост населения, получившего высшее образование, не привел к снижению качества данного образования. В 2010 г. 15 китайских университетов входили в число 400 лучших вузов мира (рейтинг ОБ), а также 3 вуза вошли в 100 лучших университетов. В 2019 г. число китайских вузов в ОБ-рейтингах22 выросло до 29 и 7 университетов соответственно. В России аналогичный показатель вырос с 3 до 6 вузов в ОБ-рейтинге 400 лучших университетов мира, и только МГУ вошел

17 PISA 2018 Results. OECD iLibrary. www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2018-results-volume-i_5f07c754-en.

18 Включая обычные колледжи и университеты, высшие профессиональные школы, колледжи для взрослых, научно-исследовательские учреждения.

19 Ministry of Education. Overview of educational achievements in China in 2018. en.moe. gov.cn/documents/reports/201910/t20191022_404775.html.

20 Там же.

21 College Graduation Statistics. educationdata.org/number-of-college-graduates.

22 QS World University Rankings; The World University Rankings; Academic Ranking of World Universities.

в 100 лучших вузов мира23. Япония и ЕС сохранили прочные позиции в данных рейтингах, в то время как в США показатели упали - с 112 (Топ 400) и 46 (Топ 100) в 2010 г. до 98 (Топ 400) и 38 (Топ 100) в 2019 г.24 В 2000-2018 гг. доля китайских статей, включенных в базу данных Scopus по науке и технике, резко увеличилась - с 5% до 21%, превысив долю США (17%) и уступая только ЕС (24%). Следующие страны с большим вкладом: Индия (5%), Япония (4%) и Южная Корея (3%). На остальной мир приходится только 27% (см. рис. 2)25.

млн 3,0"

2,5"

2,0"

1,5"

Остальной мир Япония КНР

ЕС Ш США

20%

2000

2003

Южная Корея Индия

2006

2009

2012

2015

27%

3% 4% 5%

21%

24%

щ

2018

17%

Источник: рассчитано автором по: NCSES - Глобальные научные и технологические возможности. ncses.nsf.gov.

Рис. 2. Региональное распределение публикаций в изданиях, индексируемых в Scopus (2000-2018 гг.).

23 Прочные позиции КНР в данном рейтинге обусловлены демографическим и финансовым превосходством. В частности, в Китае реализуется «Проект 211», разработанный Министерством образования КНР в 1995 г., предусматривающий приоритетное финансирование около 100 ключевых вузов, которые должны готовить элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах.

24 Рассчитано автором по: QS World University Rankings. https://www.topuniversities.com/ qs-world-university-rankings; The World University Rankings. www.timeshighereducation. com/cn/world-university-rankings; Academic Ranking of World Universities. www. shanghairanking.com.

25 Global Science and Technology Capabilities. ncses.nsf.gov/pubs/nsb20201/global-science-and-technology-capabilities.

Как было отмечено, в QS-рейтинг 100 лучших вузов мира попали 7 китайских университетов. Но в то же время в рейтинг самых инновационных университетов (Reuters 100), основанный на общем количестве и успешности патентных заявок, а также на рейтинге коммерческого воздействия, измеряемом по индексам цитирования, вошли только 4 китайских университета - Университет Цинхуа (41), Пекинский университет (55), Университет Чжэцзяна (86), Шанхайский транспортный университет (100). Таким образом, Китай занял 7 место по количеству вузов в рейтинге Reuters 100, уступив Южной Корее и Японии26. По количеству одобренных патентных заявок у 4 китайских университетов нет абсолютного отставания, в частности, показатель университета Цинхуа и Пекинского университета лучше показателей некоторых из 10 самых инновационных вузов мира. Но с точки зрения коммерческой отдачи 4 китайских университета в данном рейтинге показали значение ниже среднего показателя индекса на 25%27. Другими словами, Китаю необходимо уделять больше внимания монетизации инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 2010-2018 гг. расходы правительства на образование одного студента вуза увеличились почти с 9,6 тыс. юаней до 21,0 тыс. юаней (в текущих ценах)28. Общая стоимость материально-технического обеспечения в вузах выросла с 227,9 млрд юаней до 609,5 млрд юаней в текущих ценах. Если выполнить расчет в постоянных ценах, то стоимость материально-технического обеспечения выросла в 3 раза при среднегодовом темпе роста 9,1%, что выше среднегодового темпа роста капиталовложений по КНР в 2010-2018 гг. (7%).

Инвестиции в систему образования и ее воздействие

на экономический рост

В 2012-2018 гг. государственные инвестиции в образование в Китае составили 4,1% ВВП в год29. В 2016 г. общий объем семейных расходов на дошкольное и базовое образование в Китае составил 1,9 трлн

26 Reuters. The World's Most Innovative Universities 2019. www.reuters.com/innovative-universities-2019.

27 Коммерческая отдача (commercial impact score) - показатель того, как часто фундаментальные исследования, проводимые в том или ином учреждении, влияют на коммерческую научно-исследовательскую деятельность.

28 Министерство образования, Национальное бюро статистики, Министерство финансов. Статистический отчет об использовании национальных фондов образования КНР в 2010 г. www.moe.gov.cn/srcsite/A05/s3040/201112/t20111223_128871.html; Статистический отчет об использовании национальных фондов образования в 2018 г. www.moe.gov.cn/srcsite/A05/s3040/201910/t20191016_403859.html.

29 The State Council of the People's Republic of China. www.gov.cn/xinwen/2018-10/15/ content_5330938.htm.

юаней (2,48% от ВВП в 2016 г.) [8]. Это также означает, что семейные расходы на образование составляют 3/8 общих расходов на образование в Китае. Всего Китай расходует на образование не менее 6,5% ВВП.

Помимо государственных капиталовложений, необходимо отметить частные инвестиции в сферу образования. В 2017 г. в Китае было 15 стартапов-единорогов, из которых 2 в сфере образования - языковая платформа Vipkid и платформа репетиторов Yuanfudao. Как отмечается в исследовании Цз. Пена, стремительному успеху данных приложений способствовал демографический фактор и ослабление рыночных позиций традиционного (офлайн) образования в Китае [9].

Несмотря на масштабные инвестиции в образование, они не являются достаточными для его дальнейшего устойчивого развития. Это проявляется, в частности, в том, что вклад образования в рост подушевого ВВП в КНР составляет, по нашим расчетам, только 2/3 от аналогичного показателя в США. Также нужно вновь отметить неравенство образовательных возможностей учащихся по региональной принадлежности и по уровню доходов домохозяйств. Так, в 2016-2017 гг. средние семейные расходы на дошкольное и начальное и среднее образование составили 4000 юаней в год в сельской местности и в 2,5 раза больше в городских районах - 10000 юаней в год [8]. Значительно различаются условия и качество образования в западных и восточных провинциях, городских и сельских школах. По результатам оценки качества образования, основанной на методологии PISA и УРТ, в 30 субъектах КНР наблюдается значительное отставание от 4 других - Пекина, Шанхая, Цзянсу, Чжэцзян.

Для выявления взаимосвязи между образованием как базовым фактором формирования человеческого капитала и подушевым ВВП была построена модель множественной регрессии для выборки из 150 стран. Для характеристики человеческого капитала были использованы показатели средней продолжительности образования (MYS) и ожидаемой продолжительности обучения (EYS). Но учитывая, что эти показатели недостаточны для оценки уровня развития человеческого капитала [10], в модель добавлен фактор качества образования (HLO). Согласно построенной нами модели, человеческий капитал в значительной степени коррелирует с подушевым ВВП и может формировать 78% изменения ВВП на душу населения:

LOGGDPi = 6,061 + 0,221 х MYSt х HLOt + 0,143 х EYSl

(P = 0,00) (P = 0,00) (P = 0,00)

AdjR2 = 0,78; N = 150

где LOGGDPi - логарифм подушевого ВВП страны (i-й) в 2018 г. по ППС в постоянных международных долларах 2017 г.; MYSi - средняя продол-

жительность обучения (в год); ИЬ01 - унифицированные результаты тестирования (УРТ) в % (полученные баллы/максимально возможный балл); ЕУБ, - ожидаемая продолжительность обучения (в год); Лй]К2 -скорректированный показатель детерминации (принимает значения от 0 до 1; чем выше, тем лучше); Р - уровень статистической значимости параметров регрессии (принимает значения от 0 до 1; чем ниже, тем лучше).

На основе данной модели был рассчитан индекс адаптации человеческого капитала и экономики (ИАЧКЭ) для той же статистической выборки из 150-ти стран:

ИАЧКЭ,- = РСОР, / ЯСВР1 = вьос / ЯСВР1 ,

где: ЯСВР{ - реальный подушевой ВВП страны (,-й) в 2018 г. по ППС в постоянных международных долларах 2017 г.30; РСОР{ - расчетное значение подушевого ВВП страны (,-й), полученное путем потенцирования полученного логарифма подушевого ВВП страны в модели регрессии.

ИАЧКЭ представляет собой соотношение реального ВВП на душу населения и аналитического ВВП на душу населения, полученного в нашей модели. Данный индекс представляет собой уровень соответствия между уровнем человеческого капитала страны и ВВП на душу населения. Чем ближе значение индекса к 1, тем лучше соответствие между данными показателями. Кроме того, значение данного индекса обратно пропорционально влиянию образования как фактора человеческого капитала на подушевой ВВП.

Три страны с самым высоким значением ИАЧКЭ - Бурунди (4,50), Таджикистан (3,63) и Малави (3,56). Их подушевой ВВП должен быть выше своего текущего значения, что показывает, что человеческий капитал не оказывает достаточного экономического эффекта либо развитие экономики этих стран ограничено иными факторами. Если значение индекса ближе к 0, то страна неэффективно инвестировала в человеческий капитал в период роста доходов населения. Самые близкие к нулю показатели у Катара (0,11), Кувейта (0,16) и Люксембурга (0,25). Следовательно, подушевой ВВП в этих странах может не иметь значимой зависимости от образования (см. рис. 3).

Среднее значение ИАЧКЭ в странах с высоким, выше среднего, ниже среднего и низким уровнем доходов составляет 0,93, 0,95, 1,22 и 1,97 соответственно. ИАЧКЭ в Китае составляет 0,73, что немного выше, чем Мексике (0,61) и ниже, чем в Индии (0,87) и США (0,85). Если

30 Рассчитано автором по данным Всемирного банка. data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP.PCAP.PP.KD.

результаты тестирования PISA во всем Китае будут на таком же высоком уровне, как в 4 провинциях-лидерах, то, согласно нашей модели, ИАЧКЭ будет равен 1,03. Таким образом, по уровню адаптации экономики и человеческого капитала Китай превосходит большинство развивающихся стран, но немного отстает от развитых стран-лидеров.

ИАЧКЭ 5

Burundi 4,50

Malawi 3,56 Tajikistan 3,63

; » •

' * А

i

Russia 1,44

_ . , Japan 1,17

*- USA 0,85

" «V ■ » ~ ^ •

: л ■ \ ■ • i

: Tndia 0 87 China 0 73 ,, . : „ - ♦ .

Luxembourg 0,25

India 0,87 China 0,73 Mexico 0 61 ♦ ♦

0 -1..................................................................,-- Kuwait fl/16 Qatar 0,11"

8 10 12

Логарифм подушевого ВВП по ППС (2017), USD

Источник: рассчитано автором по: World Bank Open Data. data.worldbank.org. indicator/NY.GDP.PCAP.PP.KD.

Рис. 3. ИАЧКЭ и реальный подушевой ВВП разных стран

4

3

2

1

Новая стратегия развития образования в Китае

Стратегию развития китайской системы образования определяют демографические и экономические факторы. Успех ее реализации во многом является заслугой Коммунистической партии Китая (КПК), которая отдала приоритет образованию как драйверу экономического развития страны, провела и продолжает проводить последовательные реформы в данной сфере [11]. Так, в 2019 г. Центральный комитет КПК и Госсовет обнародовали документ «Модернизация образования в Китае до 2035 г.», представляющий собой дорожную карту по модернизации и оптимизации системы образования для достижения прогресса в наращивании инновационного потенциала и повышении уровня образования в КНР. В дополнение к этому отметим, что конфуцианская культура стимулирует китайцев уделять повышенное внимание обучению детей. В то же время в целях преодоления Китаем как внутренних (старение населения, неравенство в образовании, высокие

семейные расходы на образование), так и внешних проблем (противостояние с США, санкции на научно-технологический обмен и др.) можно, с учетом результатов проведенного исследования, предложить следующие рекомендации.

Во-первых, КПК, на наш взгляд, необходимо признать важность образования при определении приоритетов финансирования национальных проектов в 2021-2025 гг.31 Средний объем государственных инвестиций в образование в странах с высоким уровнем доходов составляет 4,9% ВВП32. Если Китай хочет войти в данную группу стран, он в том числе должен увеличить объем инвестиций в образование. Кроме того, привлечение новых инвестиций необходимо, в первую очередь, в провинции КНР с низкими уровнями образования для снижения регионального неравенства в развитии образования.

Во-вторых, реформу системы образования необходимо ускорить. За счет этого демографический дивиденд Китая удастся быстрее трансформировать в институциональный дивиденд. По мере того, как Китай в экономическом развитии переходит от статуса развивающейся страны к развитой, это становится долгосрочной задачей не только в образовании, но и в экономике.

В-третьих, уровень научно-технического прогресса и фактор пандемии Covid-19 продемонстрировали Китаю и всему миру, что современное образование должно шире использовать цифровые технологии и новые способы обучения. В самом образовании необходимо больше внимания уделять информационным направлениям, исследованию Big Data, машинному обучению нейросетей и другим аспектам искусственного интеллекта [12]. В данном контексте Китай может упростить процедуры аккредитации новых учебных программ вузов, поощрять инициативы по запуску высокотехнологичных образовательных стартапов.

Китай имеет ряд весьма важных ресурсов, чтобы адекватно реагировать на вызовы мировой экономики и перейти от догоняющего развития в образовании к опережающему уже в недалекой перспективе. Если Китай должным образом применит весь спектр финансовых, управленческих, технологических и других ресурсов, то он сможет преодолеть проблемы в развитии образования и достичь цели обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования, а также поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

31 Национальным народным конгрессом КНР утверждаются пятилетние планы национального экономического развития. В 2021 году будет утвержден план на 20212025 гг.

32 По данным: UNESCO Institute of Statistics. uis.unesco.org.

ЛИТЕРАТУРА

1. Jiang Y, Pang L, Sun J. Early childhood teacher education in China // Early childhood education in Chinese societies. Springer, Dordrecht, 2017. P. 85-100.

2. Yuan Guiren. A Hundred-Year Plan, Education First: Review of the Reform and Development of Education Since the 16th National Congress of the Party // People's Publishing House. 2012. P. 11.

3. Luo Y., Guo F., Shi J. Expansion and inequality of higher education in China: how likely would Chinese poor students get to success? // Higher Education Research & Development. 2018. Т. 37. №. 5. P. 1015-1034.

4. Xin Tao. Interpretation of PISA2018: Global Vision and China's Performance // Primary and Secondary School Management- 2020. № 1. P. 6-8.

5. Zhang W., Bray M. Micro-neoliberalism in China: public-private interactions at the confluence of mainstream and shadow education // Journal of Education Policy. 2017. Т. 32. №. 1. P. 63-81.

6. Zhao Qian, Zhang Jiahui, Chang Yinghao. The result review and policy implications of "International Student Assessment Project 2018" // Educational Research. 2019. № 12. P. 26-35.

7. Orleans L.A. Soviet influence on China's higher education // China's Education and the Industrialised World. Routledge, 2017. P. 184-325.

8. Wei Yi. 2017 China Educational Finance Household Survey: Current Status of China's Household Educational Expenditure // China Educational Finance. 2018. № 2-3.

(In Chinese).

9. Peng J. An Analysis of Online Education Business Model // International Conference on Education Studies: Experience and Innovation (ICESEI 2020). Atlantis Press, 2020. P. 319-324.

10. Eric A. Hanushek. Quality Education and Economic Development // Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. 2020. Vol. 55.

11. Zhong Z. et al. What the US (and rest of the world) should know about higher education in China // Change: The magazine of higher learning. 2019. Т. 51. №. 3. P. 8-20.

12. Yang X. Accelerated Move for AI Education in China // ECNU Review of Education. 2019. Т. 2. №. 3. P. 347-352.

REFERENCES

1. Jiang Y, Pang L, Sun J. Early childhood teacher education in China // Early childhood education in Chinese societies. Springer, Dordrecht, 2017. P. 85-100.

2. Yuan Guiren. A Hundred-Year Plan, Education First: Review of the Reform and Development of Education Since the 16th National Congress of the Party // People's Publishing House. 2012. P. 11.

3. Luo Y., Guo F., Shi J. Expansion and inequality of higher education in China: how likely would Chinese poor students get to success? // Higher Education Research & Development. 2018. Т. 37. №. 5. P. 1015-1034.

4. Xin Tao. Interpretation of PISA2018: Global Vision and China's Performance // Primary and Secondary School Management- 2020. № 1. P. 6-8.

5. Zhang W., Bray M. Micro-neoliberalism in China: public-private interactions at the confluence of mainstream and shadow education // Journal of Education Policy. 2017. Т. 32. №. 1. P. 63-81.

6. Zhao Qian, Zhang Jiahui, Chang Yinghao. The result review and policy implications of "International Student Assessment Project 2018" // Educational Research. 2019. № 12. P.26-35.

7. Orleans L.A. Soviet influence on China's higher education // China's Education and the Industrialised World. Routledge, 2017. P. 184-325.

8. Wei Yi. 2017 China Educational Finance Household Survey: Current Status of China's Household Educational Expenditure // China Educational Finance. 2018. № 2-3.

(In Chinese).

9. Peng J. An Analysis of Online Education Business Model // International Conference on Education Studies: Experience and Innovation (ICESEI 2020). Atlantis Press, 2020. P. 319-324.

10. Eric A. Hanushek. Quality Education and Economic Development // Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. 2020. Vol. 55.

11. Zhong Z. et al. What the US (and rest of the world) should know about higher education in China // Change: The magazine of higher learning. 2019. T. 51. №. 3. P. 8-20.

12. Yang X. Accelerated Move for AI Education in China // ECNU Review of Education. 2019. T. 2. №. 3. P. 347-352.

ABOUT THE AUTHOR

Shi Shaodong - Post-graduate student, Institute of Asian and African Studies, M.V. Lomonosov Moscow State University. Moscow, Russia shi919871055@gmail.com

DYNAMICS AND PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN THE PRC

The paper analyzes the dynamics and quality of development of basic and higher education in China in 1950-2019. The successes of extensive growth and qualitative problems of the Chinese education system are revealed. The dynamics of investments in education in China is analyzed and a new estimated indicator is proposed - the index of adaptation of human capital to the economy. To achieve this goal, a regression model was built, which confirmed the positive correlation of education as the most important factor in the growth of human capital and per capita GDP. On the basis of the research carried out, recommendations are proposed for the formation of a new strategy for the sustainable development of the Chinese education system.

Keywords: education of China, human capital, educational investment, duration of study. JEL: E24, F01, H52, I20-I29, J24, O53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.