Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1960-1980-Е ГГ.)'

РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1960-1980-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / ВАЛОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ / КООПЕРАТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Сергей Александрович

Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера услуг играет важную роль в современном обществе, повышает качество жизни людей, показывает, насколько развита экономика страны, как она работает на интересы населения. Объектом исследования является развитие бытового обслуживания в контексте советской социально-экономической политики в период 1960-1980-х гг. Предметом - реализация данного процесса на территории Приморского края. На основе документальных источников показаны меры, предпринимавшиеся партийно-хозяйственным руководством по совершенствованию бытового обслуживания в стране, и выполнение правительственных решений местными чиновниками в отдельном регионе. Выявлено, что несмотря на существенные капиталовложения в сферу бытового обслуживания, увеличение числа предприятий и рост объема бытовых услуг, создать эффективно работающую систему, удовлетворяющую потребности населения, не удалось. Теоретической базой исследования стала теория модернизации, позволившая установить: попытка СССР копировать опыт развитых стран в создании современной сферы услуг, соответствующей уровню индустриального общества, оказались успешными лишь частично. Новизна исследования заключается в том, что впервые показана неспособность государственных структур при всех возможностях, которыми они располагали, удовлетворить потребности граждан в элементарных бытовых услугах (ремонте жилья, обуви и одежды, парикмахерских услугах и т.п.). В заключении сделан вывод, что пример Приморского края демонстрирует неэффективность советской социалистической модели развития бытового обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DOMESTIC SERVICES IN PRIMORSKI KRAI IN THE CONTEXT OF SOVIET SOCIAL AND ECONOMIC POLICY (1960S-1980S)

The relevance of the study is due to the fact that the service sector plays an import role in modern society, improves the standard of living, shows how developed the country’s economy is, how it works for the interests of the population. The object of the study is the development of domestic services in the of Soviet socio-economic policy in the period of the 1960s - 1980s. The subject is the implementation of this process on the territory of Primorsky Krai. The measures taken by the party-economic leadership to improve domestic services in the country and the implementation of government decisions by local officials in a particular region are shown on the basis of documentary sources. It is revealed that despite significant investments in the sphere of domestic services, an increase in the number of enterprises, an increase in the volume of household services, they were not successful in creating an effectively working system that would meet the needs of the population. The theoretical basis of the research is the theory of modernization, which allowed us to establish that the USSR’s attempt to copy the experience of developed countries in creating a developed service sector corresponding to the level of industrial society was only partially successful. The novelty of the study lies in the fact that for the first time it shows the inability of state structures, with all the powerful, comprehensive capabilities they had, to meet the needs of citizens in basic household services (housing repairs, shoes, hairdressing services, etc.). The conclusion is that the example of Primorsky Krai demonstrates the inefficiency of the Soviet socialist model of domestic service development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В КОНТЕКСТЕ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1960-1980-Е ГГ.)»

Ц 3 JEL classification: N74, P23, P36

Ц § УДК 338.488.2(571.6)(091)

Si | DOI 10.17150/2308-2488.2022.23(1).132-149

ее С.А. Власов

Ёо Институт истории, археологии и этнографии народов

™ Дальнего Востока ДВО РАН,

Ц г. Владивосток, Российская Федерация

I Развитие бытового обслуживания

| в Приморском крае в контексте советской

I социально-экономической политики

j (1960-1980-е гг.)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что сфера услуг играет важную роль в современном обществе, повышает качество жизни людей, показывает, насколько развита экономика страны, как она работает на интересы населения. Объектом исследования является развитие бытового обслуживания в контексте советской социально-эко->5 номической политики в период 1960-1980-х гг. Пред-

метом — реализация данного процесса на территории Приморского края. На основе документальных источников показаны меры, предпринимавшиеся ^ партийно-хозяйственным руководством по совер-

шенствованию бытового обслуживания в стране, и выполнение правительственных решений местными чиновниками в отдельном регионе. Выявлено, что несмотря на существенные капиталовложения в сферу бытового обслуживания, увеличение числа предприятий и рост объема бытовых услуг, создать эффективно работающую систему, удовлетворяющую потребности населения, не удалось. Теоретической базой исследования стала теория модернизации, позволившая установить: попытка СССР копировать опыт развитых стран в создании современной сферы ^ услуг, соответствующей уровню индустриального

общества, оказались успешными лишь частично. Новизна исследования заключается в том, что впервые показана неспособность государственных структур

132

© Власов С.А., 2022

при всех возможностях, которыми они располагали, удовлетворить потребности граждан в элементарных бытовых услугах (ремонте жилья, обуви и одежды, парикмахерских услугах и т.п.). В заключении сделан вывод, что пример Приморского края демонстрирует неэффективность советской социалистической модели развития бытового обслуживания.

Ключевые слова. Социально-экономическое развитие, бытовые услуги, валовые показатели, индивидуальный потребитель, товарный дефицит, кооперативы.

Информация о статье. Дата поступления 14 ноября 2021 г.; дата принятия к печати 31 января 2022 г.; дата онлайн-размещения 18 марта 2022 г.

S. A. Vlasov

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the RAS, Vladivostok, the Russian Federation

Development of Domestic Services in Primorski Krai

in the Context of Soviet Social and Economic Policy (1960s-1980s)

»

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that the service sector plays an import role in mod- ^ ern society, improves the standard of living, shows how developed the country's economy is, how it works for the interests of the population. The object of the study is the development of domestic services in the of Soviet socio-economic policy in the period of the 1960s - 1980s. The subject is the implementation of this process on the territory of Primorsky Krai. The measures taken by the party-economic leadership to improve domestic services in the country and the implementation of government decisions by local officials in a particular region are shown on the basis of documentary sources. It is revealed that g despite significant investments in the sphere of domes- | tic services, an increase in the number of enterprises, an -§ increase in the volume of household services, they were | not successful in creating an effectively working system that would meet the needs of the population. The theoret- |

a

£2 ов

ical basis of the research is the theory of modernization, which allowed us to establish that the USSR's attempt to copy the experience of developed countries in creating a developed service sector corresponding to the level of industrial society was only partially successful. The novelty of the study lies in the fact that for the first time it shows the inability of state structures, with all the powerful, comprehensive capabilities they had, to meet the needs of citizens in basic household services (housing repairs, shoes, hairdressing services, etc.). The conclusion is that the example of Primorsky Krai demonstrates the inefficiency of the Soviet socialist model of domestic service development.

Keywords. Socio-economic development, domestic services, gross indicators, individual consumer, commodity deficit, cooperatives.

Article info. Received November 14, 2021; accepted January 31, 2022; available online March 18, 2022.

Одним из атрибутов современного, развитого общества является смещение экономической дея-| тельности из сферы материального производства в сферу услуг, резкое возрастание ее доли в структуре внутреннего валового продукта [1, с. 367]. Удовлетворение различных потребностей людей (прежде ^ всего, бытовых) является важной характеристикой, показывающей социально-экономический уровень развития той или иной страны. Очевидно, что ныне существующая сфера бытового обслуживания сложилась не сразу. В странах с развитой экономикой она стала формироваться в начале ХХ в., а ее расцвет пришелся на послевоенное время. Советский Союз, вошедший в число стран-победителей во Второй мировой войне, провозгласивший строительство коммунистического общества, невольно был вынужден соревноваться с ведущими капиталистическими странами по всем показателям, демонстрирующим материальное благополучие своих граждан, и до-§ казывать на практике «преимущества социалисти-134

ся

в

а «

ческого образа жизни». Социально-экономическая 22!

политика в целом и одна из ее составных частей — -!

удовлетворение бытовых потребностей населения 88 <

должны были демонстрировать, что в социалисти- :

ческом обществе достигнут высокий уровень по- | требления и советские граждане под руководством

КПСС неуклонно повышают его. |

Временем становления и развития сферы бытового обслуживания в нашей стране стала «хрущев- | ская оттепель», когда в началась реализация широ- ! комасштабной программы по подъему качества и ] уровня жизни советских людей, были приняты меры по увеличению реальных доходов населения, совершенствованию системы социального страхования, развитию жилищного строительства, насыщению рынка потребительскими товарами, развитию сферы услуг, включая бытовое обслуживание населения. В предшествующие годы служба быта считалась маловажной, второстепенной, ей не уделялось должного внимания в социально-экономической политике. На развитие сферы услуг выделялись незначительные § финансовые и материально-технические ресурсы, не ^ велась подготовка высокопрофессиональных кадров, ^ что в конечном итоге сказывалось на уровне обеспе- Э ченности населения бытовыми услугами, их доступ- | ности и качестве. I Архивные данные по Приморскому краю пока- = зывают, что до конца 1950-х гг. производственная ин- о фраструктура службы быта представляла собой 200 ? небольших, полукустарных мастерских, размещав- | шихся в тесных и плохо оборудованных помещениях, Э а общая численность работающих в них составляла * около 3 тыс. чел.1 Из-за слабой технической оснащен- Э ности, неразвитости материально-технической базы § населению оказывался ограниченный перечень ус- §

1 Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 26. Оп. 33. Д. 606. Л. 10.

&

со ав

луг, в сельской местности предприятий службы быта практически не было2.

Ситуация в бытовом обслуживании стала меняться на рубеже конца 1950-х — начала 1960-х гг. 6 марта 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению бытового обслуживания населения»3, 10 августа 1962 г. — постановление «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения»4. В них ставилась цель добиться резкого улучшения бытового обслуживания трудящихся в ближайшие годы и намечались основные мероприятия для ее достижения. Вместо мелких, полукустарных мастерских предлагалось открыть предприятия службы быта, основанные на механизации и автоматизации основных процессов, для чего предусматривался целый комплекс мероприятий, призванных укрепить материально-техническую базу отрасли и насытить ее современными машинами, аппаратами и приборами, позволявшими перевести службу быта на современную индустриальную основу. Реализация партийно-правительственных постановлений 1959 и 1962 гг. должна была ликвидировать существовавшие проблемы в работе службы быта, улучшить бытовое •ё обслуживание, привести к сокращению домашнего труда и увеличению свободного времени, и в конечном итоге повысить уровень и качество жизни населения Приморского края.

В 1961 г. в крае были упразднены артели промыс-^ ловой кооперации, а мастерские и надомники-куста-<?■ ри, занятые ремонтными работами, переданы в веде-| ние государственной промышленности и на этой базе ^ образовано самостоятельное управление бытового об-

| служивания Приморского края с сетью предприятий э _

2 ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 240. Л. 4, 7.

ся " '

а 3 Решения партии и правительства по хозяйственным вопро-

сам : сб. док. М., 1968. Т. 4: 1953-1961 гг. С. 559-564. 5 4 Там же. Т. 5: 1962-1965 гг. С. 203-214.

Вч

службы быта. Вновь созданное управление превращалось в «куратора» службы быта, главной задачей которого стало проведение в жизнь планов партии и правительства.

В 1960-е гг. материальное положение жителей Приморского края постепенно улучшалось, росли их доходы, они могли позволить себе приобретать новинки бытовой техники (холодильники, пылесосы, стиральные машины), различные товары культурно-бытового назначения (радиолы, электропроигрыватели, фотоаппараты, музыкальные инструменты — баяны, аккордеоны, пианино). Все эти предметы нуждались в профилактическом осмотре и ремонте, для чего требовались специальные мастерские по их обслуживанию.

Кроме того, нужно было открывать предприятия бытового обслуживания по оказанию как традиционных услуг, так и новых, которых ранее не было. Так, в 1962 г. во Владивостоке впервые у населения стали принимать заказы на производство трикотажных изделий в ателье индивидуального пошива5. Предпринимались попытки внедрить такие услуги, для которых объективно не было соответствующих со- ^ циально-экономических условий. С июля 1960 г. во ^ Владивостоке была открыта такая услуга, как прокат автомобилей, для чего была создана специальная автоколонна, на балансе которой имелись автомобили 1 марки «Москвич». Однако, эта услуга не пользовалась = большим спросом у населения. Так, в 1963 г. из 82 име- о ющихся автомобилей постоянный спрос на прокат со- ? ставлял 25-30 автомашин в летнее время, а в зимнее | время падал до 6 машин6. Попытка скопировать один Э из видов сервиса, присущий развитым западным стра- * нам, оказалась в условиях социалистической эконо- Э мики нерентабельной, приносящей убытки и в даль- § нейшим от нее отказались. Все это на языке советской й

5 ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 605. Л. 92.

6 Там же. Д. 719. Л. 7.

&

со ов

партийно-государственной бюрократии было явным «забеганием вперед».

Также не прижились услуги по обслуживанию потребителей на дому — прием вещей в химчистку, доставка на дом продуктов, подарков, обедов, ужинов7. Подобный сервис, внедряемый в середине 1960-х гг., распространения не получил. Как и прокат автомобилей, он оказался нерентабельным, убыточным, поскольку материально-технические затраты на автотранспорт, помещения, телефонную связь, рекламу, зарплату сотрудникам не покрывали стоимости услуг8.

В 1961 г. на ХХ съезде КПСС было провозглашено, что в СССР будет строится коммунистическое общество и одной из главных задач, которая будет решаться в ближайшей перспективе — это неуклонный рост материального и культурного уровня советского народа. Социально ориентированная внутренняя политика ставила целью доказать преимущества социалистического образа жизни, убедить советских людей, что | «забота партии о благе народа — высшая цель КПСС».

Рост благосостояния советских граждан, постоянное внимание к социальным проблемам — все это обусловило дальнейшее развитие бытового обслужи-•ё вания. Во второй половине 1960-х гг. выходят очередные правительственные постановления, касающиеся этой отрасли. 15 мая 1965 г. — постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения», в ^ котором предусматривался комплекс мер по дальнейшему улучшению работы этой отрасли, укреплению | материально-технической базы предприятий и по-^ вышению материальной заинтересованности работ-

| ников службы быта9. 26 августа 1967 г. — постановле-

э _

7 ГАПК. Ф. 85. Оп. 7. Д. 368. Л. 64.

СП "

в 8 Там же. Д. 314. Л. 18.

а "

~ 9 Решения партии и правительства по хозяйственным вопро-

сам : сб. док. М., 1968. Т. 5: 1962-1965 гг. С. 626-630.

Вч

ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения»10. В нем предусматривался комплекс мероприятий по дальнейшему развитию службы быта. В частности, говорилось о необходимости обратить особое внимание на ускоренное развитие бытового обслуживания сельского населения, обеспечить строительство в каждом районном центре и в крупных сельских населенных пунктах комбинатов и павильонов бытового обслуживания, оснащенных современным технологическим оборудованием. Помимо этого предлагалось, промышленным предприятиям построить за счет собственных средств ателье, мастерские и приемные пункты для оказания бытовых услуг рабочим и служащим.

В Приморском крае в соответствии с этим постановлением 18.12.1967 г. было принято совместное решение крайкома КПСС и крайисполкома, в котором каждому городу и району были поставлены задания по строительству производственных помещений для службы быта за счет средств промышленных, транс-

Для развития службы быта Приморского края в ^

портных и сельскохозяйственных предприятий11

1960-1970-е гг. были характерны две тенденции —

обеспечить количественный рост объема услуг и чис- |

ла предприятий, а также численности работающих в 1

них, с одной стороны, и стремление поднять экономи- =

ческую эффективность ее деятельности, с другой. Го- О

сударство было заинтересовано в том, чтобы капита- ?

ловложения в эту отрасль давали отдачу, приносили |

прибыль. Интересы потребителя декларировались, но Э

учитывались в последнюю очередь; что подходит по- *

требителям — решали не они, а чиновники, которые в Э

оценке работы службы быта на первое место ставили § --§

10 Решения партии и правительства по хозяйственным вопро- | сам : сб. док. М., 1968. Т. 6: 1966 — июнь 1968 гг. С. 566-576. -§

11 ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 1170. Л. 98.

&

со ов

экономическую эффективность, выраженную в сумме прибыли, полученной от вложенных средств.

Если проанализировать статистические данные, касающиеся развития службы быта, то цифровые показатели впечатляют. С точки зрения количественных показателей, характеризующих рост числа предприятий, численность занятых на них людей, валовых показателей выполнения планов, динамика была из года в год устойчиво возрастающей, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Количество предприятий службы быта и численность работающих на них в Приморском крае (1963-1978 гг.)

1963 г. 1968 г. 1973 г. 1978 г.

Количество предприятий 950 1500 2180 3 300

Численность работающих (чел.) 8 000 13 000 14 500 19 500

Источник: ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 606. Л. 10; Д. 1052. Л. 9; Оп. 35. Д. 434. Л. 11; Д. 918. Л. 19.

Кроме роста числа предприятий и работающего там персонала, увеличивались показатели по объему (в рублях) оказываемых населению услуг. В 1965 г. они составили 12,6 млн р.12, в 1978 г. — 53,2 млн р.13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все цифровые, статистические данные без знания реальной ситуации могут показаться убедительным аргументом, демонстрирующим развитие службы быта, но в реалиях советской действительности того времени они в первую очередь являлись формой отчетности местной власти о выполнении распоряжений партии и правительства, свидетельством усердия местного чиновничества по выполнению многочисленных постановлений и распоряжений ЦК КПСС и Совета Министров.

12 ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 915. Л. 6.

13 Там же. Д. 918. Л. 19.

В СССР в 1970-е гг. стратегической линией в раз- 22! витии службы быта стало создание в больших городах -! крупных специализированных, оснащенных совре- 8 < менными механизмами предприятий по выполнению ремонта бытовой техники и радиоаппаратуры, с одновременным созданием в средних и малых городах, рабочих поселках и сельских поселениях сети приемных пунктов. Эта стратегия стала реализовываться после того, как 19 декабря 1969 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию материально-технической базы и улучшению бытового обслуживания населения»14. Логика правительства заключалась в том, что необходима концентрация и специализация производства службы быта, что дает возможность внедрять новую технику и оборудование, ее более эффективно использовать — все это возможно на крупных предприятиях, нежели в мелких, небольших мастерских. При этом сокращались расходы на специалистов по обслуживанию этой техники, административный персонал (директор, бухгалтер, ^ нормировщик и т.п.). Исходя из этих соображений по § всей стране, включая Приморский край, в службе быта ^ был взят курс на концентрацию и специализацию. ^

К началу 1970-х гг. во Владивостоке было создано ^ 11 крупных специализированных производственных | объединения по бытовому обслуживанию — это такие | предприятия как швейное объединение «Рассвет»; = фабрика по ремонту обуви, химчистке и крашению о одежды; завод по ремонту сложной бытовой техники ? и др.15 Они обслуживали не только жителей краевого | центра, но и население края, через десять лет их коли- Ц чество увеличилось до 15, в них оказывалось 85 % от * общего объема бытовых услуг16. Э

14 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. М., 1970. Т. 7: июль 1968 — 1969 гг. С. 605-608.

15 ГАПК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 932. Л. 11.

16 Там же. Оп. 37. Д. 123. Л. 93.

&

то

со се

Процесс специализации и укрупнения предприятий противоречиво сказался на развитии бытовых услуг населению. С одной стороны создание подобных предприятий вело к снижению производственных издержек, что позволяло не повышать стоимость услуг, в отдельных случаях улучшало качество обслуживания Е (ремонт теле-, радиоаппаратуры, сложной бытовой = техники), а с другой стороны не решало «хрониче-= ские» проблемы советской службы быта — не в полной | мере учитывало интересы индивидуального заказчика. Вопросы качества и сроков выполнения услуг, с прочие «не экономические» показатели в условиях го» сударственной экономики учитывались в последнюю очередь. Система организации и оценки работы предприятий обслуживания ориентировала их на валовые показатели, достигавшиеся за счет пренебрежения интересами индивидуального заказчика. Стремление выполнить план любой ценой приводило к тому, что интересы рядовых потребителей игнорировались. | Так, в годы десятой пятилетки (1976-1980) в производ-

3 ственном объединении «Труд» все усилия были направка лены не на ремонт обуви, а на ее массовый пошив, после £ чего обувь реализовывалась, и объемами вырученных •8 средств отчитывались как по оказанию разнообразных | услуг населению (ремонт и реставрация обуви, индиви-| дуальный пошив и др.). Такая же схема применялась и в других специализированных объединениях. В ущерб | индивидуальным заказам населения, предприятия служ-§ бы быта стремились к выполнению услуг для организаций. Это было проще, прибыльнее и лучше для отчетно-| сти. Заявки шли оптом, на большую сумму. Так, заказы ^ учреждений, организаций и предприятий по ремонту | мебели составляют 94 %, по прачечным и ремонту жи-® лья — 84 %, по ремонту холодильников — 59 %, ремонту сп и обслуживанию радио-, телеаппаратуры — 25 %17.

17 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 420. Л. 92.

Во многом практика, когда предприятия службы 22! быта выполняли несвойственные им функции по лик- -! видации товарного дефицита (обуви, швейных и три- 88' котажных изделий, мебели и др. товаров) была санкционирована сверху после того, как с 1972 г. к бытовым услугам стало приравниваться изготовление предприятиями службы быта мелких партий товаров без предварительных заказов индивидуальных потребителей. Так, в целом по стране в первой половине 1980-х гг. на предприятиях по изготовлению и ремонту мебели, вязке трикотажных изделий и пошиву обуви доля мелкосерийного производства превышала половину всего объема работ на каждом из них [2, с. 181]. Фактически предприятия службы быта дублировали работу фабрик легкой промышленности. Хотя они быстрее реагировали на модные образцы товаров, но при этом качество изделий было хуже, чем у специализированных промышленных предприятий, однако в условиях хронического товарного дефицита продукция работников бытового обслуживания находила сбыт. | В специализированном объединении по ремонту § радио-, телеаппаратуры Приморского края в наибо- ^ лее контрастной форме проявляется противоречи- | вость количественных и качественных показателей Э работы. Там были самые высокие темпы роста объе- | мов и устойчивое выполнение плана и вместе с этим, 1 наибольший объем претензий со стороны заказчиков = к качеству и срокам ремонта18. О Развитие службы быта шло по пути ее чрезмерной ? бюрократизации, централизации, создания многочис- | ленных, дополнительных барьеров между потребите- Э лем и производителем в лице приемных пунктов, си- * стемы доставки к месту выполнения заказа, производ- -Э ственной структуры, где заказ выполнялся. При такой § схеме каждый исполнитель был оторван от клиента §

I

18 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 800. Л. 13.

со ав

и не был заинтересован в качественном выполнении работ, поскольку его работа напрямую не зависела от потребителя. Хотя сама природа сферы обслуживания требует как раз обратного — децентрализации, сокращения дистанции между клиентом (потребителем) и исполнителем. Низкое качество, нарушение сроков исполнения заказов, случаи брака, утери вещей — на = все эти недостатки наглядно демонстрировали несо-= вершенство существующей системы. | За два года (1979-1980) в управление бытового обслу-

живания Приморского края поступило 347 жалоб, писем с и заявлений трудящихся на работу предприятий службы » быта. Наибольшее их число было связано со сроками выполнения заказов и качеством обслуживания19. В редакцию краевой газеты «Красное Знамя» в 1983 г. поступило 654 критических письма по вопросам бытового обслуживания населения. По сравнению с 1980 г. количество жалоб по этой тематике увеличилось на 13320. Традиционно плохо обслуживались сельские жители края — до 30 дней | приходилось ждать обувь из ремонта жителям Октябрь-3 ского, Уссурийского, Ханкайского районов, по 1,5-2 месяца ца исполнялись заказы на ремонт одежды в Кировском, £ Ольгинском районах (данные 1984 г.)21. •8 Потребителей услуг не устраивал режим работы

| предприятий службы быта, большинство из них пре-| кращали работу в 18 часов, в выходные не работали. .у Улучшения здесь начались только после выхода поста-| новления Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. «О § серьезных недостатках в режиме работы предприятий, организаций и учреждений, занятых обслуживанием | населения». В постановлении говорилось, что необхо-^ димо организовать работу предприятий, занятых об-| служиванием населения так, чтобы люди не нарушали трудовой распорядок и не обращались за получением

в 19 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 63. Л. 87.

Л 20 Там же. Д. 260. Л. 71.

^ 21 Там же. Д. 420. Л. 16.

услуг в свое рабочее время. Исполкомам городских и 22! районных Советов народных депутатов необходимо -! было пересмотреть дни и часы работы предприятий, 88' организаций и учреждений сферы услуг22.

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. Управлением бытового обслужива- I ния населения Приморского крайисполкома проведена работа по совершенствованию режима работы предприятий службы быта. В 1983 г. на работу в 1,5-2 смены пе- | реведено 145 предприятий, на 6-7 дневную рабочую не- ! делю — 12423. На март 1984 г. 77 % предприятий службы ] быта работали 6-7 дней в неделю, а 60 % в 1,5-2 смены24.

К началу 1980-х гг. СССР по уровню развития бытового обслуживания заметно отставал от развитых стран мира, где доля сферы услуг в структуре внутреннего валового продукта (ВВП) превышала 55 %. Наша страна по этому показателю относилась к четвертой группе стран с низкой долей доходов от сферы услуг в ВВП — от 25 до 35 % [3, с. 47-48]. СССР, наряду с США, являлся ядерной супердержавой, входил в число мировых промышленных гигантов, занимая веду- § щие места по многим показателям индустриального ^ прогресса, но в социальной сфере, по уровню жизни, ^ обеспечению насущных потребностей людей успехи ^ были не столь впечатляющими. В структуре ВВП на | долю услуг приходилось около 30 % [4, с. 239]. |

Попытка исправить ситуацию была предприня- = та в годы перестройки, когда запустили серию соци- § ально-экономических программ, чтобы улучшить ? ситуацию в социальной сфере, полнее удовлетворять | потребности советских людей в том числе и бытовых Ц услугах. С января 1986 г. служба быта страны полно- * стью перешла на работу в новых условиях хозяйство- Э

22 Решения партии и правительства по хозяйственным вопро- "8 сам : сб. док. М., 1985. Т: 15, ч. 1. 1983 — май 1984 гг. С. 14-15. |

23 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 409. Л. 63. -§

24 Там же. Д. 420. Л. 21. 1

ел

вания. Была принята «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы», в которой предполагалось значительное увеличение объема бытовых услуг: в 1990 г. не менее, чем на 40 %, а в 2000 г. — в £ 2,4-2,5 раза25. Кроме этого, предусматривалось улуч-£2 шение качества услуг, повышение культуры и внедре-5= ние прогрессивных форм обслуживания, организация её новых видов услуг и ряд других мер. Ц Перестраивались и предприятия службы быта

¡^ Приморского края, проводилась работа по совершен-|| ствованию организации труда — было создано 440 Ц бригад с использованием принципа хозрасчета, с оплатой труда по единому наряду за конечный результат, распределением коллективного заработка с применением коэффициента трудового участия, которые объединяли 3 660 чел.26 Все эти меры по введению элементов рыночной экономики должны были расширить хозяйственную самостоятельность, усилить заинтере-| сованность предприятий в более полном удовлетворе-3 нии потребностей населения в услугах.

0 Однако коренного перелома в работе службы быта £ не произошло. В сфере услуг по-прежнему преоблада-•ё ли валовые показатели, практически не сокращалось | количество жалоб населения на неудовлетворительна ное качество и нарушение установленных сроков вы-& полнения заказов. Единственным результатом, демон-| стрирующим, что отрасль перестраивается и следует з «курсом партии и правительства» являлся рост объело' мов бытовых услуг в расчете на одного потребителя. | В 1985 г. одному жителю края было оказано бытовых

£ услуг на 29,86 р., а в 1988 г. — на 34,26 р.27

^ -

25 Комплексная программа развития производства товаров ^ народного потребления и сферы услуг на 1986 — 2000 годы. М., в 1985. С. 24.

1 26 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 335. Л. 358. ^ 27 Там же. Д. 787. Л. 71, 157.

Сфера обслуживания по-прежнему оставалась 22! государственной структурой, которая подчинялась -! распоряжениям чиновников, ориентированной на ва- 88' ловые показатели в оценке отдельного предприятия, при этом интересы граждан, обслуживание индивидуальных заказчиков часто игнорировались. Работа службы быта оценивалась чиновниками и какие бы новые дополнительные показатели оценки ее работы не вводились, из системы оценок устранялся глав- | ный — потребитель, который своим рублем давал самую лучшую, объективную оценку ее работы.

Последней попыткой перестроить сферу бытового обслуживания стало введение кооперативов. 5 февраля 1987 г. ЦК КПСС принял постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления, по бытовому обслуживанию и в сфере общественного питания», 26 мая 1988 г. был принят Закон «О кооперации». Эти меры предусматривали создание самостоятельных хозрасчетных предприятий, работа которых должна была восполнить те пробелы, | которые допускали в своей деятельности громоздкие и § консервативные государственные структуры. ^

В Приморском крае в 1988 г. было зарегистрирова- | но 124 кооператива по бытовому обслуживанию с чис- Э ленностью работающих 747 чел.28, в 1989 г. количество | кооперативов увеличилась до 26329. Существенных | перемен они не внесли: благодаря им лишь немного = расширился перечень услуг, оказываемых населению. О Таким образом, анализ деятельности сферы бы- ? тового обслуживания Приморского края на протяже- | нии тридцатилетнего периода дает основания сделать Э вывод, что все попытки создать экономически и соци- * ально эффективную службу быта, которая бы давала Э прибыль на вложенные средства и при этом работала § на интересы потребителя, оказались тщетными. Глав- §

28 ГАПК. Ф. 26. Оп. 37. Д. 800. Л. 201. |

29 Там же. Д. 980. Л. 177.

&

147

GO вй

ная причина заключалась в государственном владении предприятиями службы быта. Как развиваться, какие услуги оказывать, их стоимость, время работы предприятий и т.д. — все это решали чиновники, а не производители услуг, учитывающие меняющиеся запросы населения (потребителей). Государство в лице ! чиновников являлось ненужным посредником между ; теми, кто оказывал услуги и их потребителями. При-I мечательно, что в 1990-е гг., когда страна переходила i к рыночной экономике от существовавшей советской ! системы бытового обслуживания ничего не осталось.

Приватизация основных производственных фондов > (помещений, оборудования и т.д.) была осуществлена, но сама структура с производственными коллективами, циклом работ, перечнем услуг не сохранилась, поскольку оказалась нежизнеспособной, не позволяющей решать задачи по бытовому обслуживанию населения.

Список использованной литературы

g 1. Ветрова Е.А. Тенденции развития сферы услуг в мировом

^ хозяйстве / Е.А. Ветрова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — № 10 (66). — С. 367-370. 2. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и ¡^ социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — Мо-S сква : Изд-во НИУ ВШЭ, 2010. — 317 с.

§ 3. Евсеева М.Н. Тенденции развития сферы услуг в мировой

£ экономике / М.Н. Евсеева // Экономика и управление: анализ ^ тенденций и перспектив развития. — 2012. — № 1-1. — С. 46-49. £ 4. Алексеев В.В. На перепутье эпох: воспоминания совре-

| менника и размышления историка / В.В. Алексеев. — Екате-Э ринбург : Изд-во АМБ, 2013. —280 с.

I References

§

1. Vetrova E.A. Tendencies of the Service Sphere Develop-g ment in the World Economy. Vestnik Tambovskogo Universiteta. 3 Serija: Gumanitarnye Nauki = Tambov State University Bulletin. Series: ^ Humanities, 2008, no. 10, pp. 367-370. (In Russian). a 2. Orlov I.B. Soviet Everyday Life: Historical and Sociological As-

| pects of its Formation. Moscow, National Research University High-^ er School of Economics Publ., 2010. 317 p.

3. Evseeva M.N. Trends in the Development of the Service Sec- 2 ■ tor in the Global Economy. Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsii i - ; perspektiv razvitiya = Economics and Management: Analysis of Trends 88 j and Development Prospects, 2014, no. 1-1, pp. 46-49. (In Russian). K ,

4. Alekseev V.V. At the Crossroads of Epochs: Memoirs of a Contemporary and Reflections of a Historian. Ekaterinburg, AMB Publ., <

2013. 280 p. I

«

Информация об авторе

Власов Сергей Александрович — кандидат исторических ■

наук, старший научный сотрудник, отдел истории Дальне- !

го Востока России, Институт истории, археологии и этно- j

графии народов Дальнего Востока Дальневосточного отде- i

ления РАН, г. Владивосток, Российская Федерация; e-mail: :

vlasov54@bk.ru. SPIN-код: 1286-1222; AuthorlD: 124446. s

Author

Sergej A. Vlasov — Ph.D. in History, Senior Research Fellow, Department of the History of the Russian Far East, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, the Russian Federation; e-mail: vlasov54@

bk.ru. SPIN-Code: 1286-1222; AuthorlD: 124446. !

£

Для цитирования |

Власов С.А. Развитие бытового обслуживания в При- Ц

морском крае в контексте советской социально-эконо- ™

мической политики (1960-1980-е гг.) / С.А. Власов. — §

DOI 10.17150/2308-2488.2022.23(1).132-149 // Исгорико- |

экономические исследования. — 2022. — Т. 23, № 1. — g

С. 132-149. Л

For Citation |

Vlasov S.A. Development of Domestic Services in Pri- £ morski Krai in the Context of Soviet Social and Economic Policy (1960s-1980s). Istoriko-ekonomicheskie issledovani- р ya = Journal of Economic History & History of Economics, 2022, g vol. 23, no. 1, pp. 132-149. (In Russian). DOI: 10.17150/2308- j 2488.2022.23(1).132-149. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.