Научная статья на тему 'Формирование системы оказания платных бытовых услуг населению России во второй половине 1980-х годов (на материалах областей нейтрального Черноземья)'

Формирование системы оказания платных бытовых услуг населению России во второй половине 1980-х годов (на материалах областей нейтрального Черноземья) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SYSTEM OF PAID CONSUMER SERVICES / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ / CENTRAL BLACK-SOIL REGION / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES SECTOR / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАН / EVERYDAY LIFE OF THE CITIZENS / КООПЕРАТИВЫ / COOPERATIVES / ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / PUBLIC CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перцев Владимир Александрович

Исследованы характерные черты в развитии системы бытового обслуживания населения. Проанализированы материалы о формировании малых предприятий по оказанию гражданам платных бытовых услуг. Представлены результаты социологического обследования населения на предмет эффективности осуществлявшихся во второй половине 1980-х годов реформационных процессов в социально-культурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM FORMATION OF PAID CONSUMER SERVICES TO RUSSIA''S POPULATION IN THE SECOND HALF OF 1980-S (BASED ON THE INFORMATION FROM AREAS OF CENTRAL BLACK-SOIL REGION)

The article investigates particularities in the development of the system of paid consumer services for people. The materials about small businesses formation to render paid consumer services to citizens are analyzed. The results of sociologic survey of the population about the efficiency of reforming processes in social and cultural sphere are presented which were carried out in the second half of 1980-s.

Текст научной работы на тему «Формирование системы оказания платных бытовых услуг населению России во второй половине 1980-х годов (на материалах областей нейтрального Черноземья)»

ББК 63.3(2РОС)1+60.6 YAK 908

В.А. ПЕРЦЕВ

V.A. PERTSEV

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ БЫТОВЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ОБЛАСТЕЙ УЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ)

THE SYSTEM FORMATION OF PAID CONSUMER SERVICES TO RUSSIA'S POPULATION IN THE SECOND HALF OF 1980-S (BASED ON THE INFORMATION FROM AREAS OF CENTRAL BLACK-SOIL REGION)

Исследованы характерные черты в развитии системы бытового обслуживания населения. Проанализированы материалы о формировании малых предприятий по оказанию гражданам платных бытовых услуг. Представлены результаты социологического обследования населения на предмет эффективности осуществлявшихся во второй половине 1980-х годов реформационных процессов в социально-культурной сфере.

The article investigates particularities in the development of the system of paid consumer services for people. The materials about small businesses formation to render paid consumer services to citizens are analyzed. The results of sociologic survey of the population about the efficiency of reforming processes in social and cultural sphere are presented which were carried out in the second half of 1980-s.

Ключевые слова: система бытового обслуживания, Центральное Черноземье, сфера услуг, повседневная жизнь граждан, кооперативы, потребности населения.

Key words: system of paid consumer services, Central Black-Soil Region, services sector, everyday life of the citizens, cooperatives, public consumption.

Во второй половине 1950-х - в 1980-е годы в РСФСР проводилась значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы бытового обслуживания населения. Ежегодно расширялась сеть предприятий бытового обслуживания, возрастали объёмы оказываемых ими услуг. В то же время строительство новых бытовых предприятий осуществлялось крайне медленно, и это сдерживало расширение производственных площадей и увеличение мощности функционировавших предприятий. Низкое качество предоставляемых услуг вызывало справедливые жалобы населения.

В соответствии со сложившейся ситуацией ЦК КПСС и Совет Министров СССР 7 марта 1985 года приняли совместное постановление «О мерах по развитию услуг по ремонту и строительству жилищ, построек для садоводческих товариществ, гаражей и других строений по заказам населения в 1986-1990 годах и в период до 2000 года». В нём отмечалось, что в результате повышения благосостояния советского народа значительно увеличился спрос населения на услуги по ремонту, строительству, улучшенной отделке и оборудованию квартир и домов. В то же время констатировалось, что существующий уровень обслуживания не обеспечивал удовлетворения спроса населения на них, не отвечал предъявляемым требованиям и имевшимся материальным и техническим возможностям для дальнейшего развития таких услуг [1, с. 461-463].

Недостаточные объёмы бытовых услуг, оказываемых населению специализированными предприятиями, привели также к тому, что 31 июля 1985 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мерах

по расширению платных услуг населению, предоставляемых предприятиями и организациями, для которых оказание этих услуг не является основной деятельностью». В обосновании необходимости принятия этого документа содержалась информация о том, что «оказание бытовых услуг непрофильными предприятиями, организациями и учреждениями будет способствовать созданию дополнительных удобств для трудящихся, сокращению потерь рабочего времени, повышению производительности труда, более полному удовлетворению возросшего платёжеспособного спроса населения на различные услуги» [1, с. 506-507].

Исходя из этого, было рекомендовано «разрешить предприятиям и организациям, для которых оказание платных услуг населению не является основной деятельностью, использовать для оказания этих услуг сэкономленные сверх утверждённых норм сырье и материалы, а также некондиционные материалы и отходы производства» [1, с. 507].

Документ кардинально изменил отношение к вопросу об организации бытового обслуживания населения и повлиял на принятие соответствующих решений во многих регионах РСФСР. На XXIV конференции Воронежской областной организации КПСС, проходившей 20-21 декабря 1985 года, в отчётном докладе секретаря обкома В.Н. Игнатова отмечалось: «Сложился такой разительный баланс, когда населению предлагается 75% денег отдавать торговле и только немногим более 8% на оплату услуг. Отсюда напрашивается закономерный вывод, что у руководителей службы сервиса пока ещё мало оснований для удовлетворённости по поводу некоторого роста объёмов бытовых услуг, оказываемых нашему населению» [2, л. 37-38].

Реализация во второй половине 1980-х годов нового курса, направленного на ускорение социально-экономического развития страны, не внесла серьёзных изменений в деятельность системы бытового обслуживания населения. Вследствие этого ЦК КПСС 5 февраля 1987 года принял постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления, по бытовому обслуживанию населения, а также в сфере общественного питания» [3, л. 27-28]. Постановление предусматривало создание на местах хозрасчётных, немногочисленных по составу работающих, самостоятельных предприятий, деятельность которых должна была восполнить те пробелы, которые допускали в своей работе громоздкие и консервативные государственные структуры.

Сразу же после принятия этого решения партийные советские и хозяйственные органы областей Центрального Черноземья приступили к непосредственному проведению рекомендованных мероприятий. В управлениях общественного питания, бытового обслуживания, в облпотребсоюзах были разработаны действия по информированию руководителей промышленных предприятий, организаций и учреждений, населения региона о возможности создания новых типах предприятий по оказанию бытовых услуг. Уже в феврале-марте 1987 года во многих районах Воронежской области возникли кооперативы по производству товаров народного потребления и оказанию бытовых услуг [3, л. 27, 29].

В апреле 1987 года Государственный комитет РСФСР по статистике направил в региональные центры разработанные и утверждённые «Рекомендации к подготовке аналитической записки «О результатах обследования мнений семей о работе предприятий бытового обслуживания» [4, л. 47-54]. В соответствии с ними областные управления по статистике обязывались провести всесторонний анализ организации бытового обслуживания населения на местах на основании предложенного опросного листа «Мнение семей о работе предприятий, учреждений и организаций, обслуживающих население». 15 июля 1987 года Липецкое статистическое управление осуществило единовременное выборочное обследование по программе данного опросного листа 170 семей рабочих и служащих города Липецка и 50 семей рабочих совхозов. В подготовленном итоговом аналитическом обзоре «О результатах

обследования мнений семей о работе предприятий бытового и торгового обслуживания» содержался материал, характеризующий общее состояние системы бытового обслуживания населения Липецкой области. Отмечалось, что «на 1 января 1987 г. население Липецкой области обслуживали 1067 предприятий, мастерских (ателье) службы быта, в том числе 527 предприятий, расположенных в сельской местности. Объем реализованных услуг населению за первое полугодие 1987 г. в целом по области составил 23 млн. рублей или 102% к плану, в том числе по г. Липецку - 11,8 млн. рублей или 101,6% к плановому заданию. По сравнению с 1 полугодием 1986 г. объем их по области увеличился на 2 млн. рублей или на 9,8%» [4, л. 15-17].

Обследование также показало, что большое количество семьёй Липецкой области активно пользовались услугами предприятий бытового обслуживания. Многие респонденты отмечали, что заказы выполнялись качественно и в установленные сроки. В то же время по целому ряду услуг у потребителей имелись многочисленные претензии на неудовлетворительное качество и продолжительные сроки исполнения заказов, большие очереди. Отмечалось следующее: «Из числа всех опрошенных семей, проживающих в городской местности, 64% недовольны работой ателье по пошиву и ремонту одежды, 68% - предъявили претензии к работе пунктов по приёму стеклопосуды, 41% - не устраивает работа амбулаторно-поликлинических учреждений, 39% - ателье по пошиву и ремонту обуви. В сельской местности соответственно 54, 68, 34 и 30%» [4, л. 17-18].

Неудовлетворительное качество исполнения заказов, большие очереди, ограниченный приём заказов, высокая стоимость оказываемых услуг -всё это побуждало население обращаться к частным лицам. По данным обследования только по 100 семьям рабочих и служащих промышленности Липецка доля расходов на оплату бытовых услуг у частных лиц в первом полугодии 1987 года составила 22% от общих расходов на эти цели [4, л. 20-21].

24 декабря 1987 года Отдел торговли и бытового обслуживания Воронежского обкома КПСС провёл семинар-совещание секретарей первичных партийных организаций торговли и бытового обслуживания под названием «Об усилении партийного влияния на развитие торговли и бытового обслуживания населения». В сообщении заведующего отделом В.М. Меркулова содержалась следующая оценка состояния данной сферы и происходивших структурных перемен: «Сложилось такое положение, что покрытие денежных доходов трудящихся длительное время ориентировалось только на товарные ресурсы. В коренной переориентации нуждается сама структура оказываемых услуг, на многие из них, особенно ремонтного характера, спрос удовлетворяется менее чем на 50%. Нуждается в дальнейшем развитии материально-техническая база службы быта. Обеспеченность основными фондами бытового обслуживания на одного жителя области в настоящее время на 30% ниже, чем в целом по Министерству бытового развития» [5, л. 150-151].

В последующие годы ситуация с оказанием бытовых услуг населению областей Центрального Черноземья не претерпела значительных изменений. На XXV конференции Воронежской областной организации КПСС, состоявшейся 16 декабря 1988 года, первый секретарь воронежского обкома Г.С. Кабасин открыто заявил: «Медленно искореняются бюрократизм и волокита в решении социальных вопросов, о чем свидетельствует неуменьшающийся поток жалоб трудящихся на недостатки в решении продовольственной и жилищной проблем, в системе здравоохранения, в торговле и сфере услуг, в дальнейшем развитии общественного транспорта и в деле охраны окружающей нас природы» [6, л. 1, 35].

В связи с тем, что государственная система оказания бытовых услуг оказалась не в состоянии справиться со значительно возросшими запросами населения, в конце 1980-х годов в неё активно стали включаться различные индивидуальные предприниматели и созданные ими кооперативы. Учредители этих предприятий, стремясь к получению высокой прибыли, устанавли-

вали на произведённые товары и оказываемые услуги более высокие цены. Вслед за ними к работе по повышенным тарифам перешли и все остальные структуры, оказывавшие населению бытовые услуги. В 1989 году населению РСФСР было продано товаров и оказано платных услуг больше, чем в 1988 году, на 21 млрд. рублей, или на 9,8% [7, с. 174].

Во второй половине 1980-х годов значительно расширился перечень оказываемых населению платных услуг. Однако как в 1985, так и в 1989 году не были преодолены сложившиеся диспропорции в удовлетворении потребностей населения в различных видах платных услуг. Около 70% всего их объёма приходится на бытовое, жилищно-коммунальное и транспортное обслуживание. Не получили должного развития сфера туризма и отдыха, услуги учреждений физической культуры и спорта, оздоровительные услуги. Незначительным по величине оказался также удельный вес таких разновидностей платных услуг, как услуги правового характера и учреждений Сберегательного банка РСФСР, санаторно-курортные, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по оказанию услуг связи.

Об уровне потребления платных услуг каждым гражданином РСФСР и её отдельных регионов можно судить по данным таблицы 1.

Таблица 1

Оказание платных услуг на одного жителя по РСФСР в целом, отдельным регионам страны и областям Центрального Черноземья во второй половине 1980-х годов, (руб.) [7, с. 209]

Годы

1985 1986 1987 1988 1989

РСФСР - в целом 180 196 208 244 262

в том числе: Центральный район Волго-Вятский район Центрально-Черноземный район

213 227 243 287 310

148 160 167 196 212

133 144 155 183 197

в том числе: Белгородская область Воронежская область Курская область Липецкая область Тамбовская область

149 159 167 196 206

139 148 158 185 201

119 133 145 170 181

137 147 156 191 209

116 132 145 170 184

Используя статистические данные, можно сделать вывод о том, что за период с 1985 по 1989 годы объём платных услуг в расчёте на одного жителя РСФСР увеличился на 145,5%. В Центральном районе этот показатель составил 145,6%; в Волго-Вятском районе - 143,2%; в Центрально-Черноземном районе - 148,1%. В отдельный областях Центрального Черноземья также наблюдалось значительное увеличение объёма платных услуг, оказанных населению. В Белгородской области в 1989 году объём оказанных населению платных услуг в расчёте на каждого проживающего увеличился по сравнению с 1985 годом на 138,3%; в Воронежской области - на 144,6%; в Курской области - на 152,1%; в Липецкой области - на 152,6% и в Тамбовской области - на 158,6%. Высокие среднегодовые темпы прироста объёмов оказываемых населению платных услуг наблюдались как в целом по РСФСР, так и в отдельных экономических районах и областях в 1988-1989 годах. Размер оказанных платных услуг в расчёте на одного жителя в областях Центрального Черноземья был намного выше аналогичного показателя, достигнутого как в целом по РСФСР, так и в Центральном и Волго-Вятском районах республики. Такое значительное увеличение произошло не в результате роста числа оказываемых услуг, а вследствие повышения стоимости на платные услуги.

Наряду со статистическим выражением количества оказываемых населению платных услуг и объёмами полученных денежных средств значительный интерес вызывает также и качественная сторона этого социального процесса. В январе 1988 года заместитель главного редактора воронежской областной газеты «Коммуна» В.И. Жихарев в итоговой сводке «О работе с письмами в редакции газеты «Коммуна», направленной в обком КПСС, отмечал: «Наблюдается следующая динамика поступления писем и устных обращений трудящихся в редакцию: в 1986 г. - 32502 и в 1987 г. - 35171. В том числе: о работе строительных, монтажных и жилищно-коммунальных организаций в 1986 г. - 4511 и в 1987 г. - 4746; о работе административных органов соответственно 813 и 1111; по вопросам социального обеспечения - 829 и 933; о неправильных действиях руководящих работников - 693 и 1075; по жилищным вопросам - 953 и 971 и по различным другим вопросам повседневной жизни и работы граждан - 13648 и 17004. Вместе с тем снизилось число писем по вопросам, касающимся деятельности сельскохозяйственных организаций, науки, учебных заведений и дошкольных учреждений, по трудовым вопросам, о торговле и общественном питании, бытовом обслуживании, о работе предприятий промышленности, транспорта и связи» [8, л. 28]. Наличие такого значительного количества писем, касающихся проблем повседневной жизни населения, свидетельствовало о том, что ещё не были изжиты недостатки и в организации бытового обслуживания.

В сентябре 1989 году сотрудники ЦСУ СССР осуществили социологическое обследование 36 тыс. человек, проживавших в городской и сельской местности РСФСР, с целью выяснения мнения об изменении под влиянием начавшихся реформационных процессов социально-культурной сферы. Лишь незначительное количество горожан и сельских жителей, оценивавших состояние социально-культурной сферы в 1986-1989 годах, считали, что за этот период улучшилось положение в отдельных сферах жизни. Положительные тенденции были выявлены в таких направлениях, как жилищное строительство, работа отделений связи, а также функционирование учебных заведений. Большинство респондентов считали, что положение социально-культурной сферы не изменилось. В этой группе наибольший удельный вес составляли ответы по таким направлениям, как медицинское обслуживание, функционирование системы оказания неотложной и скорой медицинской помощи, работа общественного транспорта, детских садов и яслей, оказание жилищно-коммунальных услуг, бытовое обслуживание населения, работа библиотек, кинотеатров и клубов, музеев и театров. Раздел «ухудшилось состояние социально-культурной сферы» большинство респондентов выбрали в таких пунктах, как снабжение продовольственными и промышленными товарами, лекарственное обеспечение, общественное питание.

Необходимым условием повышения уровня благосостояния населения являлось дальнейшее развитие системы бытового обслуживания. За период второй половины 1950-1980-х годов значительно расширилась сеть предприятий по оказанию бытовых услуг. Увеличился перечень услуг населению. Уделялось внимание выравниванию уровня обеспеченности различными видами услуг городских и сельских жителей. Осуществлялся постепенный переход от разрозненных и малоэффективных мастерских и ателье к комплексным комбинатам бытового обслуживания. Возникла разветвлённая система комплексных приёмных пунктов. Большую помощь в организации служб по оказанию бытовых услуг населению оказывали промышленные предприятия, организации и учреждения. Вместе с тем в деятельности системы бытового обслуживания населения на протяжении всего рассматриваемого периода времени сохранялись значительные недостатки. Качество оказания услуг оставалось на низком уровне. Возникали многочисленные очереди на получение наиболее востребованных видов услуг. Сроки исполнения заказов оказывались очень длительными. Достаточно часто сотрудники учреждений бытового обслуживания выражали пренебрежительное отношение к клиентам

и отказывались принимать заказы на определённые виды услуг. В середине 1980-х годов государственная система оказания населению бытовых услуг не справлялась с возросшими объёмами заказов. Во второй половине 1980-х годов в системе бытового обслуживания населения широкое развитие получило создание кооперативов по оказанию наиболее востребованных видов услуг. В то же время увеличение объёмов материальных средств, полученных за оказание бытовых услуг населению, зачастую отражало не увеличение количества выполненных заказов, а возросшие цены на их выполнение.

Литература

1. Справочник партийного работника [Текст] / ред. кол. К.М. Боголюбов, [и др.]. - М. : Политиздат, 1986. - Вып. 26. - 671 с.

2. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (далее ГАОПИ ВО). Ф. 3. Оп. 80. Д. 1.

3. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 86. Д. 146.

4. Государственный архив Липецкой области (далее ГАЛО). Ф. Р-342. Оп. 54. Д. 1838.

5. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 86. Д. 149.

6. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 89. Д. 1.

7. Народное хозяйство РСФСР в 1989 году [Текст] // Стат. ежегодник. - М. : Ре-спубл. информ.-изд. центр, 1990. - 676 с.

8. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 89. Д. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.