Научная статья на тему 'Развитие брокерского бизнеса в современных условиях'

Развитие брокерского бизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian share market develops rapidly, so conditions of business dealing for professional participants of this market accordingly vary. During its development the structure of participants of the market, a direction of their activity, a spectrum of services given by them varied. Recently in the Russian securities market the circle of the services given by operators of the market dynamically extends. It is natural result of amplification of a competition between professional participants in their aspiration to increase client base, to involve under the control the maximal resources. Struggle for the client has shifted from sphere of a tariff policy to sphere of services quality. Professional intermediaries are in search for ways how to increase the efficiency of activity and increase the competitiveness in standardized securities market.

Текст научной работы на тему «Развитие брокерского бизнеса в современных условиях»

Главной стратегической задачей для банка является концентрация всех транзакций, проведенных в городе в одном процессинговом центре, и «замыкание» расчетов по транзакциями внутри города. Это даст возможность банкам предложить своим клиентам банкоматные сети других банков с едиными низкими тарифами. Сегодня это уже сделано в ОАО «Омск-Банк» вместе с Омским филиалом «Автобанк-Никойл» и ОАО «Сибирский Купеческий Банк».

В целях реализации плана стратегического развития на 2004 г. банком разработана концепция тарифной политики в области пластиковых карт. Представляется очевидным, что взимание платы с держателей пластиковых карт для покрытия всех расходов банка по ведению данного направления банковского бизнеса является неправильным. Косвенные доходы, получаемые банком от использования денежных средств на остатках на картсчетах, должны быть основным приоритетом для банка. Поэтому ОАО «Омск-Банк» предложил своим клиентам минимальные тарифы, которые, по сути, лишь компенсируют затраты, понесенные банком по процессированию банковских карт. ОАО «Омск-Банк» совместно с процессинговым центром ОАО «Рукард» (г. Москва) создал процессинговый центр ЗАО «Рекард-Омск», который и осуществляет обслуживание банка при проведении транзакций. Очевидно, что при росте количества держателей карт и росте оборотов по пластиковым картам, тарифы процессингового центра могут быть снижены. Это и является на сегодня ключевой задачей по снижению себестоимости проведенных операций.

УДК 336.761

С.А. Золотарев, Е.В. Куликова

ЗАО «Октан-Брокер»

РАЗВИТИЕ БРОКЕРСКОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

The Russian share market develops rapidly, so conditions of business dealing for professional participants of this market accordingly vary. During its development the structure of participants of the market, a direction of their activity, a spectrum of services given by them varied. Recently in the Russian securities market the circle of the services given by operators of the market dynamically extends. It is natural result of amplification of a competition between professional participants in their aspiration to increase client base, to involve under the control the maximal resources. Struggle for the client has shifted from sphere of a tariff policy to sphere of services quality. Professional intermediaries are in search for ways how to increase the efficiency of activity and increase the competitiveness in standardized securities market.

ЗАО «Октан-Брокер» - независимая региональная брокерская компания, предоставляющая высокотехнологичные услуги доступа на фондовый рынок и являющаяся членом всех ведущих российских бирж.

С 23 сентября 1998 г. компания является членом Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющей наиболее активных и успешно действующих на российском фондовом рынке профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В июне 2000 г. компания получила аккредитацию в секции Фондового рынка Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

В январе 2003 г. компания получила статус члена биржи - участника биржевой торговли на Фондовой бирже «Санкт-Петербург», что позволило клиентам компании совершать операции с акциями ОАО «Газпром» на организованном рынке.

17 марта 2003 г. компания принята в члены некоммерческого партнерства «Фондовая биржа

РТС».

10 апреля 2003 г. компания приобрела статус расчетной фирмы на срочном рынке FORTS - интегрированном рынке по торговле срочными контрактами на фондовые активы и индексы, являющемся лидером на российском рынке производных инструментов.

В данной статье мы попытаемся оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время на рынке услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, предоставляющих в первую очередь брокерские услуги, а также проследить историю развития нашего фондового рынка в этом секторе услуг и определить перспективы этого бизнеса.

Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования формируется на рынке ценных бумаг, и прежде всего в секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения инвести-

ций через механизм рынка ценных бумаг во многом определяются вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе государственных, участием в фондовых операциях как крупных институциональных инвесторов, так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний.

В 1990-1992 гг. происходило создание предпосылок для развития фондового рынка в России: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Здесь началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

В начале 1990-х гг. брокерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществлялась практически при отсутствии нормативной базы, так как на первый план выходили проблемы, связанные с приватизацией государственных предприятий и созданием чековых инвестиционных фондов.

Ситуация начала 1992 г. - это замедленный крах российского «зародышевого» рынка ценных бумаг. Его замедленность связана только с его пустотой, неликвидностью и малой степенью профессионализации многих участников.

Вместе с тем нужно отметить, что перерыв в развитии рынка был использован Министерством финансов и Центральным банком России для заметного укрепления нормативной и технологической базы обращения ценных бумаг.

Поскольку большинство профессиональных участников фондового рынка были созданы в период начальной приватизации государственных предприятий, их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по 1996 гг. сводилась в основном к купле-продаже ценных бумаг, т. е. фактически просто к перераспределению собственности.

В конце 1992-1993 гг. начинается обращение акций российских акционерных обществ, зарождается общепринятый рынок корпоративных ценных бумаг. Для этого этапа характерно появление и бурное развитие коллективных инвестиций в России, массовое создание инвестиционных фондов, финансово-промышленных компаний и частных пенсионных фондов.

В первой половине 1994 г. происходило создание негосударственных пенсионных фондов (очередная мода вслед за формированием в конце 1992-1993 гг. сети инвестиционных фондов); затем разогрев рынка ценных бумаг, повышение самокотировок эмитентами своих акций на основе агрессивных рекламных компаний (в центре рынка - деятельность «МММ»), быстрый рост спекулятивных прибылей от операций на фондовом рынке, свертывание рядом торговых компаний операций с товарами и переход на брокерские операции с ценными бумагами, быстрый коммерческий рост финансовых брокеров, инвестиционных консультантов и инвестиционных компаний.

К осени 1994 г. в России существовало 660 инвестиционных фондов, более 500 негосударственных пенсионных фондов, более 3 000 страховых компаний.

Не считая эмитентов, в середине 1994 г. на рынке ценных бумаг действовало более 300 инвестиционных компаний, а его объем достиг нескольких триллионов рублей.

Для этого периода характерно также прекращение деятельности чековых инвестиционных фондов и их реорганизация; создание организаций инфраструктуры фондового рынка, рынка первых фьючерсных контрактов; увеличение числа участников фондового рынка. Далее в процессе работы на фондовом рынке произошло массовое банкротство мелких инвестиционных фондов по причине неграмотного управления активами, а также в результате злоупотреблений со стороны руководителей фондов.

Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг явились профессиональный рост кадров фондовых бирж и брокерских компаний и улучшение их технической оснащенности.

Сеть профессиональных участников РЦБ и их региональное размещение

Показатели Октябрь 1993 Апрель 1995 Апрель 1997

Всего инвестиционных институтов (кроме банков) в РФ 1 023 3 176 5 045

Из них: Москва 163 801 1 378

Санкт-Петербург 56 281 371

Екатеринбург 37 101 181

Анализ демонстрирует быстрый рост российского рынка ценных бумаг в 1994-1997 гг. с точки зрения профессиональных участников, число которых за два с половиной года увеличилось примерно в 4,9 раза (см. таблицу).

На первом этапе (1990-1992 гг.) происходило быстрое развитие московского и санкт-петербургского рынков, которые притягивали к себе немногие региональные эмиссии. На втором этапе (1993-1994 гг.) в связи с масштабной приватизацией началось активное становление региональных рынков ценных бумаг в крупных экономических районах. Относительно лучше развиты Центральный, Уральский, Северный и Поволжский региональные фондовые рынки [1].

Круг профессионалов начал формироваться после 1994 г. Отдельные компании на рынке ценных бумаг стали приобретать лицензии на осуществление услуг, дополнительных к дилерским и брокерским видам деятельности, получать аккредитацию на различных торговых площадках, технический доступ для работы на бирже, устанавливать у себя программное обеспечение для оказания профессиональных посреднических услуг клиентам.

Так, к концу 1997 г. было выдано более 1 100 лицензий российским брокерско-дилерским компаниям. Наряду с этим наблюдалось повышение требований к профессионалам с точки зрения защиты прав инвесторов и клиентов.

Таким образом, к моменту дефолта 1998 г., в России уже определился основной круг профессиональных участников фондового рынка, который впоследствии лишь немного видоизменялся под воздействием рыночных факторов: кто-то выходил в лидеры фондового рынка, кто-то, наоборот, становился банкротом, либо уходил из бизнеса по другим причинам.

В середине 2003 г. членами бирж и торговых площадок было 900 брокерско-дилерских компаний, что составило 70 % от общего количества организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

В настоящее время в качестве потенциальных и действующих участников рынка ценных бумаг в России выступают более 2 500 коммерческих банков и более 2 700 небанковских институтов. При этом банки многократно превосходят брокерские компании по объемам капиталов, активов, финансовых операций. К тому же многие небанковские финансовые компании являются дочерними предприятиями банков. Многие банки имеют сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами. Вместе с тем большинство банков и небанковских инвестиционных институтов остаются мелкими.

Таким образом, всех действующих операторов на рынке брокерских услуг целесообразно разбить на группы по критерию объема выполняемых операций и «рыночной специализации»:

• мелкие региональные компании, которые занимаются в основном дилерской деятельностью. Функциями таких компаний является вложение средств в ценные бумаги на бирже через более крупных брокеров, осуществление сделок с ними и скупка акций на внебиржевом рынке от своего имени, в том числе путем их котировки, с целью дальнейшей перепродажи их на бирже;

• брокерские компании (Интернет-брокеры), специализирующиеся на Интернет-торговле на рынке ценных бумаг и занимающие ведущие строчки рейтингов по биржевым оборотам. Эти компании смогли опередить банки и крупных брокеров благодаря демпинговой тарифной политике и относительно высокому качеству услуг;

• компании крупные, как правило, функционируют в масштабах страны, располагают большой филиальной сетью, но имеют узкую специализацию. Основной бизнес таких компаний находится в одном сегменте (например, управление коллективными инвестициями);

• крупные инвестиционные банки, для которых брокерское обслуживание не является единственным видом деятельности. Большинство банков предлагают такого рода услуги для поддержания широкого ассортимента продукции для своих клиентов. Такие банки могут осуществлять следующие функции:

а) брокерские.

б) дилерские,

в) депозитарные,

г) управлять ценными бумагами по поручению клиентов,

д) оказывать услуги на рынке слияний и поглощений,

е) осуществлять инвестиционное консультирование,

ж) организовывать выпуски, осуществлять первичное размещение ценных бумаг (андеррайтинг).

При этом основными целями деятельности банка на рынке ценных бумаг являются: 1) привлечение дополнительных денежных средств для традиционной кредитной и расчетной деятельности на основе эмиссии ценных бумаг; 2) получение прибыли от собственных инвестиций в ценные бумаги за

счет выплачиваемых банку процентов, дивидендов и также роста курсовой стоимости ценных бумаг;

3) получение прибыли от предоставления клиентам услуг по операциям с ценными бумагами; 4) расширение сферы влияния банка и привлечение новой клиентуры за счет участия в капиталах предприятия; 5) доступ к дефицитным ресурсам через те ценные бумаги, которые дают такое право и собственником которых становится банк; 6) поддержание необходимого запаса ликвидности.

Компаниям, выбирающим российский рынок брокерских услуг в качестве операционного пространства, необходимо учитывать, что сейчас это многотоварный рынок с высокой степенью взаимозаменяемости товаров; рынок, основанный на крупных затратах его операторов в инфраструктуру, сложные информационные технологии, дорогостоящую рабочую силу и затратоемкие технические средства Это рынок с высокой степенью открытости и конкурентности внутри и вне страны. И это рынок с массовым потребителем (население и предприятия), с максимальной дифференциацией финансовых нужд и финансового искусства клиентуры.

Если посмотреть на Запад, то мы увидим, что в основном там каждый специалист работает в своем сегменте, за исключением, безусловно, крупных инвестиционных банков. У нас же пока даже у небольших региональных компаний присутствует стремление к универсальности, очень многие стараются «играть на чужом поле». Мы считаем, что такие попытки больше вредят рынку, чем приносят пользу, потому как значительно увеличивают риски инвестиционных компаний, что потенциально может неблагоприятно отразиться на клиентских активах этих профессиональных участников. К сожалению, это мнение подтверждается в последнее время банкротствами некоторых брокеров («Пролог» и «Ямальский фондовый центр»), у которых не на должном уровне был поставлен риск-менеджмент.

Скорее всего, в перспективе только избранные (порядка 10 инвестиционных банков) смогут позволить себе заниматься различными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, так или иначе присутствуя во всех сегментах рынка. Для остальных брокерских компаний выбор сценариев развития не так уж велик.

В сложившейся ситуации можно предполагать, что Интернет-брокером сможет быть далеко не каждая компания, и в ближайшее время можно ожидать расслоения и сегментации рынка, что связано с рядом причин:

1) ограниченность клиентской базы, которая обусловлена недоверчивостью россиян и отсутствием объективной информации у населения, а также отсутствием хорошей и длинной истории у нашего рынка;

2) незначительный объем реальных вложений - высокие обороты делаются в основном за счет быстрой оборачиваемости активов и маржинального кредитования;

3) завышенные ожидания брокеров относительно эффективности Интернет -трейдинга, в итоге слишком много брокеров решилось выйти на этот рынок, оказавшийся для них весьма тесным. В то же время поток клиентов не принял массовый характер, а объем вложений существующих клиентов не достиг желаемого. Не осталось ничего иного, как начать снижение тарифов, переманивая друг у друга клиентов.

Мелкие брокерские компании (как работающие самостоятельно, так и дочерние структуры различных финансовых групп), не являющиеся зарегистрированными членами торговых площадок, будут вынуждены в ближайшем будущем самостоятельно отказываться от лицензий профессионального участника. Это обусловлено тем, что свою деятельность на бирже они осуществляют через более крупных профессиональных участников рынка, а поддерживать лицензию только ради самой лицензии становится очень дорого и экономически нецелесообразно на фоне снижения рентабельности в отрасли. Либо такие компании будут заниматься тем же самым, чем и занимались, но уже без лицензии (что при грамотно поставленной работе не является противозаконным), либо, в случае аффилированности с финансово-промышленными группами, будут обслуживать их интересы, либо прекратят свое существование.

Очень перспективен, на наш взгляд, рынок услуг управляющих компаний. При нормальном развитии фондового рынка самая значительная часть финансовых ресурсов должна попадать на него при помощи различных видов коллективных инвестиций (инвестиционные фонды, в том числе паевые; негосударственные пенсионные фонды; фонды банковского управления и т. д.). Поэтому, мы считаем, что управляющие компании будут продолжать осуществлять управление коллективными инвестициями, но низкая рентабельность этого бизнеса на начальном этапе (особенно первые 2-3 года работы управляющей компании) позволит выжить далеко не всем, а только самым достойным из них. Несомненные преимущества на этом рынке будут иметь управляющие компании, аффилированные с крупными инвестиционными банками, брокерскими компаниями, либо промышленными предприятиями,

так как такая аффилированность поможет им на первом этапе пережить периоды отрицательной рентабельности бизнеса.

Для брокеров с низкой капитализацией и отсутствием других значимых видов доходов ситуация во многом становится критической. Для них вполне приемлемыми могут оказаться процессы укрупнения бизнеса путем слияния либо поглощения другими, более мощными, компаниями.

Можно также ожидать усиления маркетингового давления со стороны ряда региональных компаний в попытке отвоевать свою долю рынка.

По данным некоторых исследований, для того чтобы брокерская компания могла выйти на нормальный уровень рентабельности, объем предоставляемых в настоящее время услуг должен увеличиться в разы, соответственно, необходимо изыскивать возможности для существенного расширения клиентской базы.

В настоящий момент конкуренция между брокерами идет прежде всего в отношении:

- спектра предоставляемых услуг (торговые площадки, инструменты, информационные сервисы);

- гибкости и оптимизации технологии обслуживания;

- уровня автоматизации;

- дополнительных сервисов (неторговые сервисы);

- наиболее удобного и полностью автоматического риск менеджмента;

- дополнительного предоставления дистанционного доступа к услугам по управлению инвестиционным денежным счетом и счетом депо;

- безопасности работы через системы Интернет-трейдинга.

Для выживания необходимо предложить инвесторам более качественный сервис, а для этого нужны инвестиции. Пути их получения - это слияния, поглощения более мощными финансовыми институтами, выход на финансовый рынок.

Брокерские компании, имеющие устойчивую клиентуру и рыночный брэнд, возможно, попытаются проводить первичные размещения акций, в том числе публичные, на бирже.

Кроме того, выходом для некоторых брокерских компаний может стать аутсорсинг услуг, т. е. субброкерское обслуживание у специализированного оператора. С одной стороны, это создает видимость потери независимости брокера, с другой стороны, отсутствие многих издержек делает бизнес рентабельным. Данное направление очень популярно за рубежом. Аутсорсинг брокерских и бэк-офисных услуг позволяет компании сосредоточиться на нескольких приоритетных направлениях: риск-менеждмент, аналитика, кредитование. Аутсорсинг в брокерской сфере состоит в использовании услуг узкоспециализированных компаний - расчетных брокеров, а также компаний, осуществляющих удаленное ведение фронт- и бэкофиса.

Мировой опыт показал, что брокеру с небольшими оборотами не имеет смысла пытаться самостоятельно выходить на рынок Интернет-торговли, тратя значительные средства на разработку или покупку программного обеспечения, соответствующих специалистов. Особенно это актуально при российском демпинговом уровне комиссионных. Разумнее осуществлять часть услуг через такого рода специализированные компании.

В России подобные услуги оказывает дочерняя структура Интерфакса - торговая сеть «Дай-рект», не ведущая дилерских операций и обслуживающая исключительно профессиональных участников. Также достаточно активно брокеры пользуются услугами компании «СМВБ -Информационные технологии», предлагающей на рынке семейство самых популярных программ для Интернет-трейдинга «QUIK». В условиях жесткого демпинга аутсорсинг кажется вполне естественным путем к положительной рентабельности. 1

1. Миркин Я.М. Институциональное и региональное измерения рынка // Рынок ценных бумаг. 2001. № 10. С. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.