Научная статья на тему 'Развитие бренда системы многофункциональных центров в Российской Федерации средствами рекламных коммуникаций'

Развитие бренда системы многофункциональных центров в Российской Федерации средствами рекламных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ / РЕКЛАМНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ЕДИНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ БРЕНДА / ПРОДВИЖЕНИЕ / BRAND / ADVERTISING COMMUNICATION / MULTIFUNCTIONAL CENTERS / LEVEL OF SATISFACTION / ADVERTISING POSITIONING / A SINGLE VISUAL STYLE / BRAND IDENTITY / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шальнова Людмила Витальевна

В данной статье рассматриваются рекламные коммуникации бренда сети МФЦ «Мои документы» как инструмент его развития и позиционирования. Автор раскрывает основные составляющие идентичности бренда сети МФЦ «Мои документы» (нейминг, визуальный стиль бренда, атрибуты вербальных коммуникаций и проч.) с позиции роли системы многофункциональных центров Российской Федерации в формировании в нашей стране сервисного государства. Особенность многофункциональных центров как драйверов сервисного государства, а также закрепление именно такого имиджа многофункциональных центров в умах граждан определяют необходимость создания единого фирменного стиля и айдентики бренда «Мои документы» и продвижения его средствами рекламы. Рекламные коммуникации бренда «Мои документы» позволяют сформировать узнаваемость бренда среди населения страны и подчёркивают обещание качественного сервиса и потенциала бренда как простого, демократичного, понятного института в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шальнова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Brand Development of the Russian Federation System of Multifunctional Centers by Means of Advertising Communication

The article considers the advertising communication of the brand of the network of Multifunctional Centers (MFC) “My Documents” as a tool for its development and positioning. The author reveals the main components of the brand identity of the MFC “My Documents” (naming, visual style of the brand, attributes of verbal communication, etc.) to show the importance of the multifunctional centers system for the development of a service state in the Russian Federation. The necessity to create a unified corporate style and the identity of My Documents brand and the need to promote it with advertising are determined by the peculiarity of multifunctional centers as drivers of a service state and by the imposing of this very image on the citizens’ minds. The advertising communication of My Documents brand enables creating brand awareness by the population and emphasizes the promise of a high-quality service and brand potential as a available, democratic, understandable institution in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие бренда системы многофункциональных центров в Российской Федерации средствами рекламных коммуникаций»

которого вырастила бабушка. Поэтому эпизоды о том, как Акай помогал бабушке на покосе, как они собирали и сдавали в магазин берёзовые почки, черёмуху, ягоды, описаны искренне и правдиво. Уже с шестого класса Акай, чтобы прокормить себя и бабушку Хызарий, наравне со взрослыми работал на колхозных полях и сенокосе.

Повествователь фиксирует ход времени, описывает жизнь в хакасских сёлах в послевоенное время, выявляя характер и темперамент своего героя, изображает его односельчан, друзей, учителей - то есть всех тех, с кем встречался на своём жизненном пути Акай. История жизни главного героя пересекается с судьбами других людей. Так, образ первой учительницы - доброй и терпеливой Онисы Андреевны - навсегда остался в сердце Акайа. Благодаря ей, сирота Акай тянулся к знаниям и учился лучше тех, у кого были родители. Многое пришлось пережить маленькому Акаю, за которого некому было заступиться: его обижали старшие мальчики, чуть не покалечил второй муж матери, пятиклассники Сака и Сала за то, что Акай помешал им залезть в огород к слепой одинокой бабушке Эбде, посадили его в муравейник. Такое повествование о преодолении Акаем жизненных препятствий даёт более достоверное и объективное представление об изображаемых событиях и поступках, внутреннем мире, эмоционально-психологической сфере, становлении характера героя.

Используя фольклорно-этнографический материал, А. А. Халларов раскрывает сущность национального образа жизни хакасского народа, показывает присущие ему обычаи, нравы, житейско-бытовые традиции, хозяйственную деятельность. От народного мировосприятия идёт параллельное повествование о судьбе двух героев повести - Акая и лиственницы. Такое живое общение человека с природным объектом исходит из художественного принципа, присущего фольклору многих народов, жизнь которых тесно связана с миром природы.

Таким образом, художественный метод А. А. Халларова, основанный на реалистическом социально-психологическом анализе, точности бытописания, творческом освоении фольклорных элементов и форм, позволил ему стать выразителем основных составляющих традиционной духовной культуры, образа художественного мышления своего народа. В его рассказах «Новая рубашка», «Вкус хлеба», «На холмике» и повести «Акай» наличествует автобиографическое начало. Творчески переработав факты, события, детали собственной биографии, писатель создаёт художественные образы, являющиеся одновременно субъектом и объектом изображения. Главный герой его произведений - это либо мальчик-сирота, воспитываемый бабушкой, говорящий от первого лица, или герой с другим именем, а не сам писатель. Автобиографизм в творчестве А. А. Халларова проявляется в отражении в его произведениях событий из жизни, в наделении образа и характера героев душевно-психологическими особенностями, личностными качествами самого писателя, в созвучии настроений и переживаний автора и героя. Автобиографические мотивы способствуют созданию обобщённого образа героя-сироты, сквозь призму детского восприятия которого изображается жизнь, бытовой уклад, мышление хакасского народа в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

Библиографический список

1. Медарич, М. Автобиография / автобиографизм / М. Медарич // Автоинтерпретация: сб. статей по русской литературе ХП-ХХ вв.; под

ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 5-32.

2. Ли Хан Чжу. Автобиографизм в прозе Б. П. Пастернака на рубеже 1920-х - 1930-х годов: дис ... канд. филол. наук / Хан Чжу Ли. -

СПб., 2001. - 156 с.

3. Халларов, А. А. Ходырочахтар / А. А. Халларов. - Абакан: Хакасское отд-ние Красноярского кн. изд-ва, 1981. - 40 с.

4. Халларов, А. А. Ах пулуттар / А. А. Халларов. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1999. - 144 с.

5. Халларов, А. А. Акай. Повесть паза чоохтар / А. А. Халларов. - Абакан: Хакасское отд-ние Красноярского кн. изд-ва, 1984. - 184 с. © Челтыгмашева Л. В., 2018

УДК [659.4+351(470+571)] :004

РАЗВИТИЕ БРЕНДА СИСТЕМЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Л. В. Шальнова

Научный руководитель — А. М. Кузьмина, кандидат политических наук Санкт-Петербургский государственный университет

В данной статье рассматриваются рекламные коммуникации бренда сети МФЦ «Мои документы» как инструмент его развития и позиционирования. Автор раскрывает основные составляющие идентичности бренда сети МФЦ «Мои документы» (нейминг, визуальный стиль бренда, атрибуты вербальных коммуникаций и проч.) с позиции роли системы многофункциональных центров Российской Федерации в формировании в нашей стране сервисного государства. Особенность многофункциональных центров как драйверов сервисного государства, а также закрепление именно такого имиджа многофункциональных центров в умах граждан определяют необходимость создания единого фирменного стиля и айдентики бренда «Мои документы» и продвижения его средствами рекламы. Рекламные коммуникации бренда «Мои документы» позволяют сформировать узнаваемость бренда среди населения страны и подчёркивают обещание качественного сервиса и потенциала бренда как простого, демократичного, понятного института в Российской Федерации.

Ключевые слова: бренд, рекламные коммуникации, многофункциональные центры, уровень удовлетворённости, рекламное позиционирование, единый визуальный стиль, идентичность бренда, продвижение.

В современном мире одним из основных направлений административной реформы является развитие и увеличение числа многофункциональных центров (МФЦ), которые в доступной форме предоставляют населению государственные услуги по принципу «одного окна». Помимо организационно-управленческих задач формиро-

вания института многофункциональных центров в рамках административной реформы российского государства, сегодня стоит задача популяризации деятельности МФЦ, представление данных организаций как института, в котором качественно оказывают гражданам страны государственные услуги. В этой связи именно рекламная коммуникация выступает главным инструментом позиционирования и развития бренда сети многофункциональных центров.

Сеть многофункциональных центров сформировалась в нашей стране как ответ на вызовы совершенствования системы государственного управления в плоскости сервисного государства. Создание сети МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг «Мои документы» стало одним из самых успешных проектов в решении задачи построения сервисного государства на территории Российской Федерации. Концепция сервисного государства предполагает ряд основных принципов, заложенных в процессе модернизации традиционной системы государственного управления, требующих изменений ценностных ориентиров не только в органах государственной власти и местного самоуправления, но и в сознании граждан нашей страны. Прежде всего речь идёт об оказании гражданам качественных услуг в режиме «одного окна», в соответствии с которым заявитель общается не с чиновником, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает сам документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг. В данном случае взаимодействие сотрудника МФЦ с гражданами или юридическими лицами осуществляется таким образом, что происходит:

- упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг и сокращение сроков их предоставления;

- повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;

- унификация и автоматизация административных процедур по предоставлению государственных услуг на территории;

- повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг [1].

С другой стороны, важный принцип сервисного государства, реализуемый в деятельности системы многофункциональных центров Российской Федерации, - это принцип дебюрократизации управленческой системы в рамках концепции сервисного государства, предусматривающей ограничение сферы деятельности бюрократии в обществе, имеет принципиальное значение и находит своё отражение в сокращении количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг, а также исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг.

Кроме того, в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была также поставлена задача о внедрении системы оценки по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В результате реализации комплекса мер в РФ была сформирована новая система взаимодействия с заявителями, обеспечивающая обслуживание на высоком уровне, сопоставимым с лучшими практиками в коммерческих структурах [2]. Это нашло отражение в оценках граждан. Удовлетворённость их качеством предоставления государственных и муниципальных услуг выросла с 75,5 % в 2012 году до 86,4 % в 2017 году [3]. На рисунке 1 представлен график динамики уровня удовлётворен-ности качеством предоставления государственных услуг с 2012 по 2017 годы.

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 1. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг, %

С момента появления в 2007 году первого государственного МФЦ для обслуживания граждан и до 2016 года подразделения МФЦ по всей стране развиваются и меняются, конечно, улучшая стандарты сервиса. Однако у данной сети до недавнего времени отсутствовал целостный визуальный идентификатор, который бы отражал эти позитивные изменения.

Основная идея работы МФЦ заключается в реализации принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или же платить посредникам, то есть от него требуется только единожды подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе различные межведомственные согласования, должны осуществлять сотрудники МФЦ.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам или юридическим лицам получать самые разные государственные услуги (например, такие как: получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учёт и др.) в «одном окне» и не взаимодействовать при этом с чиновниками [4]. Поэтому идея единого бренда системы МФЦ необходима, и она заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни, например: первый паспорт, свадьба, рождение ребёнка, открытие своего дела или строительство нового дома и пр. В указанных и других ситуациях людям важно без проблем получить нужные им документы и как можно быстрее вернуться к решению текущих жизненных ситуаций. Центры и офисы предоставления государственных и муниципальных услуг стремятся быть надёжными спутниками человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

В нейминге (naming - процесс разработки названия бренда для компании, товара или услуги, важнейшая часть маркетинговой стратегии компании, неотъемлемая часть позиционирования бренда [5]) бренда МФЦ остановились на имени «Мои документы». Под этим именем уже открываются новые центры и офисы для предоставления государственных и муниципальных услуг, а после прохождения стадии ребрендинга отделения начинают работать и действовать по всей стране. Рекламным позиционированием бренда сети МФЦ становится слоган «Государственные услуги: близко и на все случаи жизни». Ключевыми ценностями бренда системы МФЦ становятся: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность для каждого гражданина страны («рядом», «именно для меня»).

В настоящее время разработан единый для всех регионов страны визуальный стиль бренда сети МФЦ, который стал отражением существующих возможностей и особенностей новой системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ (рис. 2).

МОИ

документы

и муниципальные услуги

Рис. 2. Визуальный стиль бренда сети МФЦ

Запоминающимся элементом нового фирменного стиля центров и офисов государственных и муниципальных услуг стало сочетание тёплых оттенков трёх цветов: тёмно-коричневого, красного и бежевого. В сочетании с белым воспроизведение элементов фирменного стиля в этих цветах получается одинаково ярким и чётким как на светлом, так и на тёмном фоне. Благодаря асимметричной конструкции новый фирменный знак МФЦ выглядит достаточно живым и меняющимся, демонстрирует изменения в динамике, что соответствует духу МФЦ как стремительно развивающегося института. А многозначность логотипа показывает многогранность системы МФЦ. В пластичном знаке соединились контуры герба (что указывает на принадлежность к государству), документа (передаёт суть услуг), ростка (подчёркивает нацеленность в будущее) и маркера геолокации (что отражает технологичность, а также присутствие в глобальном и локальном масштабах).

Методические рекомендации Министерства экономического развития РФ по переходу МФЦ в предоставлении государственных и муниципальных услуг на единый фирменный стиль, разработанные в рамках проекта по созданию единого бренда, предусматривают разные сценарии и темпы ребрендинга для регионов страны, с учётом наличия или отсутствия у них единого для региона локального бренда МФЦ, степени его известности среди населения, а также в зависимости от стадии готовности сети центров и офисов в соответствии с утверждёнными субъектами Российской Федерации схемами размещения МФЦ и привлекаемых организаций [6].

В качестве рекламных коммуникаций бренда сети МФЦ «Мои документы» используют следующие варианты, описанные в приказе Министерства экономического развития РФ от 29 сентября 2016 года № 612 «Об утверждении методических коммендаций по оформлению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единого фирменного стиля «Мои документы»» и применяемые на практике в субъектах Российской Федерации [6]:

- POS-материалы, рекламную и полиграфическую продукцию МФЦ;

- имиджевую рекламу МФЦ, рекламу услуг МФЦ и ребрендинговые материалы;

- сувенирную продукцию, в том числе блокноты, ежедневники, блоки для записей, полиэтиленовые и бумажные пакеты, кружки, флажки, фирменные ручки и карандаши, флэш-накопители;

- во внешним виде МФЦ используется горизонтальная фасадная вывеска, панель-кронштейн, витринные постеры и информационная табличка с режимом работы. Также иногда применяются дополнительные элементы оформления, в том числе информационный постер, вертикальные панели-кронштейны, большие и малые стенды, флаги или группа флагов, крышная установка;

- на фасадах зданий размещается информационная табличка с режимом работы, а также при возможности -дополнительные элементы оформления, такие как вывеска-кронштейн, информационный постер и витринные постеры;

- транспортные средства, которые предназначены для выездного обслуживания заявителей, оформляются с помощью нанесения на кузов адреса официального интернет-сайта МФЦ субъекта Российской Федерации, контактного телефона, слогана, фирменного блока «Мои документы». В оформлении бортов кузова прочих транспортных средств допускается использование только фирменного блока или фирменного знака как отдельного элемента.

Таким образом, центры сети МФЦ «Мои документы» являются полноценной и очень важной частью совершенствования системы государственного управления Российской Федерации и повседневной жизни граждан, которые могут получить нужные государственные услуги без многочасовых очередей и необходимости посещать разные ведомства. МФЦ позволяют упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан, юридических лиц. Нормой стала электронная очередь, наличие колл-центра, уютного сектора ожидания, детского уголка и многое другое. Проведённая ребрендинговая кампания и рекламные мероприятия сети МФЦ «Мои документы» только подчёркивают обещание качественного сервиса и потенциала бренда как простого, демократичного, понятного института. «Мои документы» - именно так мы называем папку, коробку или ящик, в которых храним самые важные и нужные документы.

Библиографический список

1. Новости рекламы и маркетинга. - URL: http://www.sostav.ru/publication/plenum-porabotalo-na-minekonomrazvitiya-10105.html (дата обращения: 04.10.2018).

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. -URL: http://minjust.ru/ru/press/news/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federacii-ot-7-maya-2012-g-no-601 -ob-osnovnyh-napravleniyah (дата обращения: 04.10.2018).

3. Информационный портал Минэкономразвития. - URL: http://ar.gov.ru/ru-RU (дата обращения: 05.10.2018).

4. Официальный сайт «Пленум - стратегический маркетинг». - URL: https://plenum.ru/projects/moi-dokymenti/ (дата обращения: 04.10.2018).

5. Записки маркетолога. - URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_n/naming/ (дата обращения: 04.10.2018).

6. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития). - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/admReform/mfc/indexdocs (дата обращения: 04.10.2018).

© Шальнова Л. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.