РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ЧАСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Алимов М.В., магистрант ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Современные направления развития российской экономики определяют необходимость разработки нового подхода к инкубированию бизнеса. Рассматривая перспективы развития малых инновационных предприятий переработки сельскохозяйственной продукции следует отметить, что важным условием успешной деятельности бизнес-инкубатора является его адекватность существующей экономической среде, способность быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия.
Ключевые слова: Бизнес-инкубатор, малые инновационные предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, инновации, инвестиции, инновационная деятельность.
THE DEVELOPMENT OF BUSINESS INCUBATORS FOR FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL INNOVATIVE PRIVATE ENTERPRISES PROCESSING AGRICULTURAL PRODUCTS
Alimov M., magistrand, Financial University under the Government of the Russian Federation, FGBOU VPO
Modern trends of development of the Russian economy determine the need for a new approach to business incubation. Considering the prospects for the development of small innovative enterprises processing agricultural products should be noted that an important condition for the success of a business incubator is its value for the current economic environment, the ability to respond quickly to changing external conditions.
Keywords: business incubator, small innovative enterprises processing agricultural products, innovation, investment, innovation.
Сегодня большинство российских малых частных инновационных предприятий не имеют достаточно высокого инновационного потенциала, не обеспечивают устойчивый рост конкурентоспособности экономики страны. При оценке инновационного потенциала малого предприятия переработки сельскохозяйственной продукции следует учитывать, что малый бизнес инновационный по своей природе. Данное утверждение доказывает большая гибкость, мобильность и высокая адаптивность малых предприятий, многоплановый характер их мотивационных побуждений к инновационной деятельности, обусловленный как экономическими, так и неэкономическими факторами, хотя высокая отдача на единицу вложенных средств в НИОКР дает определенные преимущества в меняющихся условиях экономической среды.1
Из-за изменений рыночной конъюнктуры особое значение приобретает фактор времени: что актуально сегодня, завтра безвозвратно устаревает, поэтому важно использовать современные технологии поддержки малого предпринимательства. Таким образом, поддержка малого бизнеса должна быть комплексной и своевременной.
Чтобы инновационный потенциал малых инновационных предприятий переработки сельскохозяйственной продукции развивался, важно создать для его субъектов благоприятную и комфортную среду финансирования, поддержки во всех сферах. Комплекс мер по развитию и поддержке малого инновационного предпринимательства должен предусматривать создание инфраструктуры малого предпринимательства и, в частности, бизнес-инкубаторов.2
Бизнес-инкубатор, как один из видов специализированной инфраструктуры поддержки малых предприятий, берет на себя решение финансовых, организационных и методических задач, необходимых для успешного развития предприятия на первоначальном этапе с помощью внутренних ресурсов, а также через сеть внешних контактов. Роль бизнес-инкубатора в создании нового инновационного предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции заключается не только в инкубации «start-ups», но и в том, что региональные власти, органы местного самоуправления могут оказывать прямую помощь предприятиям, деятельность которых учитывает приоритеты развития муниципального образования. Например, бизнес-инкубаторы инновационного направления в наукогра-дах.3 Следовательно, успешное функционирование бизнес-инкубаторов способствует повышению эффективности муниципальной политики не только в сфере поддержки малого предпринимательства, но и в сфере реализации социально-экономической политики муниципалитета.
Функционирование бизнес-инкубаторов в муниципальном образовании способствует легализации присутствующих на рынке субъектов малого предпринимательства. При этом ориентация и
цели бизнес-инкубаторов в значительной степени определяются его учредителями и руководством, многое в существовании бизнес-инкубатора зависит от гармоничности и сбалансированности решений. Противоречивые интересы муниципальных органов власти, учредителей и менеджеров бизнес-инкубатора чреваты серьезными конфликтами. Стремление государственных и муниципальных структур к созданию новых рабочих мест может иметь наклонность к развитию трудоемких производств, создающих множество рабочих мест, тогда как вузы и научно-исследовательские организации, в качестве учредителей инкубаторов, будут настаивать на создании наукоемких предприятий с меньшим количеством обслуживающего персонала. Исходя из этого, необходимо сформировать адекватные ожидания результатов работы инкубатора, основанные на глубоком понимании сути этой структуры.4
Бизнес-инкубатор может самостоятельно создавать предприятия по выпуску принципиально новых товаров переработки сельскохозяйственной прдукции в ходе изучения тенденций сложившейся рыночной конъюнктуры и опыта других регионов.5
Бизнес-инкубаторы могут осуществлять как коммерческую, так и некоммерческую деятельность. Некоммерческие организации создаются местными органами власти с целью увеличения доли рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, диверсификации экономики, а также более рационального размещения предприятий. Коммерческие организации делают акцент на получении прибыли от реализации проектов предприятиями членами инкубатора. В России преобладают некоммерческие бизнес-инкубаторы.
Вся деятельность бизнес-инкубатора рассматривается как единая система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, где выход одного процесса является входом другого. В основу описания процессов положен принцип PDCA (Plan-Do-Check-Act) - цикл организационного управления. В соответствии с предлагаемой системой, указанной на рис. 1 в деятельности бизнес-инкубаторов выделяется 4 основных процесса:
- поиск и отбор проектов;
- процесс адаптации;
- «выращивание» малых компаний;
- завершение проекта (выход малых компаний из инкубатора).
Широкий комплекс услуг (секретарских, бухгалтерских, юридических, консалтинговых, помощь в аренде нежилых помещений, поиск партнеров для реализации инвестиционных проектов), которые предоставляются бизнес-инкубаторами в одном месте, - одно из главных условий поддержки, так как именно комплексность имеет значение для успешного старта малых предприятий. Таким образом, предприниматель сосредоточен на первостепенной задаче -начать выпуск товара переработки сельскохозяйственной продукции и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогают ре-
шить сотрудники бизнес-инкубатора.6
Можно отметить один из таких бизнес-инкубаторов - Некоммерческое партнерство «Пензенский региональный центр содействия инновациям». На базе НП «ПРЦСИ» функционируют 15 инновационных предприятий, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции , которым оказывается активная всесторонняя поддержка. Центр способствует переходу экономики региона на инновационный путь развития, а также развитию международной и внешнеэкономической деятельности, содействует развитию инновационных субъектов малого предпринимательства на начальном этапе становления.7
В Пензенской области на основе со-финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов сформирована сеть бизнес-инкубаторов, оказывающих консультационные услуги в сфере менеджмента, маркетинга, налогообложения, кредитования, повышения квалификации и обучения, ведения бухгалтерского учета, юридическую помощь, подготовку бизнес-плана.8
С привлечением средств областного и муниципальных бюджетов активно расширяется сеть муниципальных бизнес-инкубаторов. Так, в последние годы были дополнительно открыты бизнес-инкубаторы в следующих сельских районах области: Белинский, Вадин-ский, Городищенский, Земетчинский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Малосердобинский, Никольский, Пачелмский, Пензенский, Тамалинский. В 2008 г. Область неоднократно признанава-лась победителем по итогам конкурса, проводимого Министерством экономического развития РФ, на предоставление субсидий из федерального бюджета для создания нового бизнес-инкубатора.9
По Пензенской области помощь в решении вопросов ведения предпринимательской деятельности оказывает ряд предприятий, обеспечивающих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Данные предприятия можно выделить в следующие группы:
- государственные учреждения (Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма);
- объединения предпринимателей по сферам экономических интересов, в том числе по переработке продукции сельского хозяйства, производимой хозяйствами области;
- предприятия, предоставляющие информационно-консультационные услуги (НП «ПРЦСИ», молодежный бизнес-инкубатор);
- предприятия, оказывающие услуги по подготовке и переподготовке кадров.10
На сегодняшний день важной проблемой для оказания эффективной помощи малым инновационным предприятиям переработки сельскохозяйственной продукции является недостаток объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. В отличие от малых, крупные предприятия часто формируют собственные объекты инфраструктуры: центры по обучению персонала, маркетинговые и юридические службы, инженерные сети, открывают представительства, создают социальные объекты для своих сотрудников.11 Для повышения конкурентоспособности продукции и услуг малые инновационные предприятия должны также иметь возможности получения необходимых консультаций. Подобные консультации на весьма доступных условиях предлагают бизнес-инкубаторы. Следовательно, создание и развитие бизнес-инкубаторов имеет приоритетное значение для дальнейшего устойчивого развития малого предпринимательства. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусмотрено повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития, при этом планируемый объем финансовых ресурсов для поддержки малых инновационных предприятий с 2013 по 2020 составляет 83,7 млрд. рублей.12
Рис. 1. Взаимодействие процессов бизнес-инкубатора
1 Ливаневский А.В. Развитие бизнес - инкубаторов // Вестник ДНУКТ. - 2010. - № 6. - С. 78.
2 Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций) - К.: Феникс, 2004. - 560 с.
3 Михайличенков П.А. Бизнес-инкубаторы и адаптация малого бизнеса // Приоритет. - 2010. - № 10. - С. 24.
4 Тормышева Т.А. Технология развития малых инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах - М.: Инновации и инвестиции, 2013.- 52 с
5 Региональная экономика и управление: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 104 с.
6 Гуриев М.А., Кошкин А.Н. Актуальные вопросы управления информационными ресурсами в промышленности // Информационные ресурсы России. - 2006.- № 2 - С. 34.
7 Михайличенков П.А. Бизнес-инкубаторы и адаптация малого бизнеса // Приоритет. - 2010. - № 10. - С. 25.
8 Михайличенков П.А. Бизнес-инкубаторы и адаптация малого бизнеса // Приоритет. - 2010. - № 10. - С. 24.
9 Михайличенков П.А. Указ. соч.
10 Там же.
11 Россия - 2050: стратегия инновацирнного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 68 с.
12 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Таким образом, для того, чтобы инновационный потенциал малых предприятий развивался, важно создать для его субъектов благоприятную и комфортную среду финансирования, поддержки во всех сферах. Комплекс мер по развитию и поддержке малого инновационного предпринимательства должен предусматривать создание инфраструктуры малого предпринимательства и, в частности, бизнес-инкубаторов. Предприниматель, занимающийся производством новых товаров переработки сельскохозяйственной продукции должен быть сосредоточен на одной цели - начать выпуск продукции и выйти на рынок, все остальные проблемы должна решать команда бизнес-инкубатора.13
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
2. Гуриев М.А., Кошкин А.Н. Актуальные вопросы управле-
ния информационными ресурсами в промышленности // Информационные ресурсы России. - 2006.- № 2 - С. 33-36.
3. Ливаневский А.В. Развитие бизнес - инкубаторов // Вестник ДНУКТ. - 2010. - № 6. - С. 78-80.
4. Михайличенков П.А. Бизнес-инкубаторы и адаптация малого бизнеса // Приоритет. - 2010. - № 10. - С. 24-26.
5. Региональная экономика и управление: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. - 295 с.
6. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 632 с.
7. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций) - К.: Феникс, 2004. - 560 с.
8. Тормышева Т.А. Технология развития малых инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах - М.: Инновации и инвестиции, 2013. - 52 с.
13 Тормышева Т.А. Технология развития малых инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах - М.: Инновации и инвестиции, 2013. - 52 с
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ
Качурин И.Е., аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Москвоского Университета им. С.Ю. Витте
В данной статье автор формулирует принципы, лежащие в основе целей и стратегии в области управления качеством в соответствии со стандартами, описанными в ИСО 9000:2008, дается их краткая характерстика. Так же рассмотрена их реализация на нескольких примерах, упоминается новый подход к удовлетворению требований клиентов (mass customization).
Ключевые слова: ИСО 9000:2008, менеджмент качества, ориентация на заказчика, процессоориентированный подход, системный подход.
QUALITY MANAGEMENT, SYSTEM APPROACH
Kachurin I., The post-graduate Department of Management and Marketing Of Vitte Moscow University
In the article author defines main principles, which forms goals and strategy in quality management according to standards, described in ISO 9000:2008. Author also describes realization of these principles, demonstrated on several examples. He also mentions new approach to clients demands satisfaction (mass customization).
Keywords: customer-oriented approach, ISO 9000:2008, process-oriented approach, quality management, system approach
Управление деятельностью любой организации основано на применении различных подходов, которые способствуют более быстрому и эффективному достижению целей организации. Однако важнейшим, интегрирующим является системный подход к управлению.
Последняя версия стандартов ИСО:9000:2008 базируется на 8 принципах системного управления качеством, близких к идеологии Всеобщего Управления Качеством (TQM).
Принципы системного управления качеством определены, прежде всего, для тех организаций, которые планируют не только использовать сертификацию системы качества, но и развивать её на пути к всеобщему управлению качеством.
Сформулированные в ИСО 9000:2008 принципы могут стать основой для формирования политики и целей организации в области качества:
1. Ориентация на заказчика. Заключается в том, что организациям для эффективного осуществления деятельности важно понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны с качеством продукции, ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.
Стандарты ИСО 9000:2008 ориентированы на обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям сторон, заинтересованных в результатах деятельности организации других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.).
2. Ведущая роль руководства. Руководители высшего звена своим личным примером должны демонстрировать приверженность идеям качества. Также руководство должно постоянно заботиться об обучении сотрудников и обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами. Реализация данного принципа возможна при определении руководством компании долгосрочной политики в области качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи.
3. Вовлечение сотрудников. Персонал компании является наиболее ценным и существенным фактором производства, и повышение эффективности его использования (рост производительности труда) способно максимизировать прибыль компании. Система качества и её механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания и передавать их коллегам.
4. Процессоориентированный подход. Любую работу можно представить в виде процесса, получающего воздействие на входе и результат на выходе. Соответственно, для повышения эффективности работы компании, в ней необходимо выявлять взаимосвязанные процессы и управлять ими.
Системный подход в управлении качеством реализуется через формирование и обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, необходимых для направления и контроля деятельности организации в отношении качества. Под процессным подходом понимают применение в организации системы процессов наряду с их определением и взаимодействием, а также управления ими. Следовательно, система менеджмента качества представляет собой систему взаимосвязанных процессов.
Версия 2008 г. имеет свой взгляд на эту проблему, который предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.
Каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями:
- определяются все входы и результаты процесса;
- определяются потребители каждого процесса, изучаются их требования к процессу;
- устанавливается взаимодействие исследуемого процесса с дру-