Научная статья на тему 'Развитие базовых стремлений у учащихся профессионального колледжа (в рамках формирующего психолого-педагогического эксперимента)'

Развитие базовых стремлений у учащихся профессионального колледжа (в рамках формирующего психолого-педагогического эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / MOTIVATION AND SENSE SPHERE / SOCIO-CULTURAL SPACE / PERSONAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES / HARMONIZATION / BASIC ASPIRATIONS / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова Евгения Сергеевна

Дается характеристика социокультурному образовательному пространству профессионального колледжа, выде-ляются его основные функции. Излагаются результаты эмпирического исследования личностно-психологических особенностей учащихся профессионального колледжа, которые проявляются в сочетании псевдовысокого уров-ня гармоничности состояния базовых стремлений с низкой их противоречивостью и проблемностью, с явно за-вышенной самооценкой и амбициями. Представлены результаты апробации авторской психокоррекционной про-граммы, целью которой является смягчение противоречий и установление оптимального баланса между поляр-ными состояниями базовых стремлений, между позитивными побуждениями и их осуществлением. Показана эффективность формирующего психолого-педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF BASIC ASPIRATIONS OF VOCATIONAL COLLEDGE STUDENTS (WITHIN THE FORMING PSYCHO-PEDAGOGICAL EXPERIMENT)

The socio-cultural educational space of a vocational college is characterized; its main functions are identified. The article presents the results of the empirical study of personal and psychological features of vocational college students, which become apparent in the combination of pseudo high level of harmonicity of basic desires and their low contradictoriness and problematicity, with obvious self-overestimation and ambition. It provides the testing results of the author's psycho-correctional program, whose aim is mitigation of conflicts and establishment of optimal balance between the polar states of basic aspirations, positive impulses and their implementation. The efficiency of the forming psychological and peda-gogical experiment is shown.

Текст научной работы на тему «Развитие базовых стремлений у учащихся профессионального колледжа (в рамках формирующего психолого-педагогического эксперимента)»

УДК 159.9.37.015 3

РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ СТРЕМЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА (В РАМКАХ ФОРМИРУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Е.С.Белоусова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Дается характеристика социокультурному образовательному пространству профессионального колледжа, выделяются его основные функции. Излагаются результаты эмпирического исследования личностно-психологических особенностей учащихся профессионального колледжа, которые проявляются в сочетании псевдовысокого уровня гармоничности состояния базовых стремлений с низкой их противоречивостью и проблемностью, с явно завышенной самооценкой и амбициями. Представлены результаты апробации авторской психокоррекционной программы, целью которой является смягчение противоречий и установление оптимального баланса между полярными состояниями базовых стремлений, между позитивными побуждениями и их осуществлением. Показана эффективность формирующего психолого-педагогического эксперимента. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: мотивационно-смысловая сфера; социокультурное пространство; личностно-психологические особенности; гармонизация; базовые стремления; метод проектов.

DEVELOPMENT OF BASIC ASPIRATIONS OF VOCATIONAL COLLEDGE STUDENTS (WITHIN THE FORMING

PSYCHO-PEDAGOGICAL EXPERIMENT)

E.S.Belousova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The socio-cultural educational space of a vocational college is characterized; its main functions are identified. The article presents the results of the empirical study of personal and psychological features of vocational college students, which become apparent in the combination of pseudo high level of harmonicity of basic desires and their low contradictoriness and problematicity, with obvious self-overestimation and ambition. It provides the testing results of the author's psycho-correctional program, whose aim is mitigation of conflicts and establishment of optimal balance between the polar states of basic aspirations, positive impulses and their implementation. The efficiency of the forming psychological and pedagogical experiment is shown. 1 figure. 1 table. 3 sources.

Key words: motivation and sense sphere; socio-cultural space; personal and psychological features; harmonization; basic aspirations; method of projects.

В связи с социально-экономическими трансформациями в современной России учебные заведения переходят на новые модели обучения, вводятся новые специальности и курсы, формы организации занятий, внедряются новые педагогические технологии, образовательные стандарты. Несмотря на то что многое изменяется, в том числе и основной вид деятельности - учение, психологически главным для личности является саморазвитие в соответствии с меняющимися требованиями обучения профессии и жизни в целом. Общая ситуация оказывает многообразные влияния как на социум, общество, так и на личность. Происходит размывание мотивации, изменение ценностных ориентаций, норм поведения, самих процессов социализации. Поэтому актуально изучение мотива-ционно-смысловой сферы старшеклассников, поскольку смысловая сфера оказывается той высшей инстанцией личности, которая подчиняет себе все ее другие жизненные проявления, определяет направленность и пристрастность человеческого познания

(К.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.А. Васильев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.Е. Клочко, Е.Ю. Патяева). В настоящее время в системе образования получила развитие новая образовательная структура - профессиональный колледж для учащихся старших классов общеобразовательной средней школы - «НОУ СПО». Учащиеся НОУ СПО проходят курс общего образования, который имеет профессиональную направленность. Данная модель образования позволяет готовить специалистов со школьной скамьи и с такими личностными качествами, какими должен обладать современный специалист. Социокультурное образовательное пространство профессионального колледжа отличается от традиционной системы обучения следующими видами деятельности: образовательной, информационной, учебно-исследовательской, коммуникативной, досуговой, предметно-пространственной, бытовой и управленческо-координационной. Социокультурное пространство колледжа можно рассматривать как пространство самореализации личности уча-

1Белоусова Евгения Сергеевна, аспирант Восточно-Сибирской государственной академии образования, ассистент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680932, e-mail: zenchik84@mail.ru

Belousova Evgenya, Postgraduate of the East-Siberian State Academy of Education, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680932, e-mail: zenchik84@mail.ru

щихся, поскольку в целом оно выполняет основные функции формирования и развития мотивационно-смысловой сферы, оказывает помощь в самоидентификации и самореализации способностей [3]. Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе НОУ СПО «Иркутский колледж экономики и туризма». Всего в эксперименте приняли участие 60 учащихся первого курса колледжа.

В ходе эмпирического исследования нами были выявлены личностно-психологические особенности учащихся профессионального колледжа, которые проявляются в сочетании псевдовысокого уровня гармоничности состояния базовых стремлений с низкой их противоречивостью и проблемностью, с явно завышенной самооценкой и амбициями. Был проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент, в основу которого легла авторская психокоррек-ционная программа. В число программных занятий формирующего эксперимента были включены совершенно новые и необычно трудные для учащихся виды деятельности. Такая проблематизация личности, по мнению О.И. Моткова, позволяет добиться оптимальной доли противоречивости личности, является средством ее гармонизации, мотивирования развития, сохранения процессов творчества и познания [3]. В основе эксперимента лежит современная теория лич-ностно-ориентированного образования, целью которой является всестороннее развитие личности. Социокультурное образовательное пространство, по В.В. Давыдову, является той средой, в которой реализуется личность, осуществляется процесс ее саморазвития [1]. Исходя из личностной сущности и ценности образования, можно выделить его основные функции: гуманитарная, культуросозидательная и функция социализации. Гуманитарная функция заключается в создании условий для обретения учащимися духовных, нравственных ценностей, личностного смысла жизнедеятельности для свободного развития. Культуросозидательная (культуросообразная) функция предполагает ориентацию образования на развитие человека культуры - «человека в культуре» и «культуры в человеке». «Вращивание» индивида в мир человеческой культуры, по А.Н. Леонтьеву, является основой процесса его социализации [2].

В рамках личностно-ориентированного подхода воздействием на развитие личности является влияние на личностную мотивационно-смысловую сферу учащихся через содержание учебной деятельности, которая должна представлять для него личностный смысл. Такое воздействие обеспечивается в ситуации развития за счет, с одной стороны, моделирования контекста реально значимой для учащегося деятельности, а с другой - постановки проблемной, поисковой, творческой задачи. Вышесказанное относится как к широким социальным, так и к вариативным образовательным ситуациям, в том числе и в области изучения иностранного языка. В качестве одного из вариантов лич-ностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку мы рассматриваем «метод проектов» и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения. Мы остановились на дан-

ной технологии по причине ее достаточно органичной адаптации в системе занятий, а также по причине достаточно свободной ее интеграции в практику профессионального колледжа. Данную технологию мы рассматриваем как совокупность совершенно новых для данных респондентов приемов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Данный вид деятельности требует от учащихся серьезного подхода, переноса акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность. Чтобы избежать длительного дисгармоничного состояния личности учащихся, мы разработали специальную психологическую программу коррекции и самокоррекции этого состояния. Ниже предлагается ее характеристика.

Цель программы: Смягчение противоречий и установление оптимального баланса между полярными состояниями базовых стремлений, между позитивными побуждениями и их осуществлением.

Задачи программы:1. Ознакомить учащихся с технологией обучения «метод проектов» для создания проблемных ситуаций. 2. Научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Условия проведения: Коррекционные занятия в группе учащихся колледжа проводятся один раз в неделю. Средняя продолжительность одного занятия составляет один час двадцать минут при общем количестве занятий - 16. Занятия в группе носят открытый характер, состав коррекционной группы постоянный на протяжении всего психолого-педагогического эксперимента.

В соответствии с задачами нашего исследования до начала и после окончания работы экспериментальной группы была проведена «входная» и «выходная» психодиагностика учащихся профессионального колледжа первого курса с применением методики «Базовые стремления» О.И. Моткова (рисунок). Объем экспериментальной группы включает шестьдесят учащихся. Коррекционная группа состоит из двадцати одного участника, которым присущи перечисленные выше личностно-психологические особенности.

Психодиагностическая методика «Базовые стремления» О.И. Моткова ориентирована на исследование состояния коренных особенностей личности учащихся, в том числе стремления к саморазвитию [3]. Она разрабатывалась О.И. Мотковым в русле авторской концепции природной личности. С точки зрения этого подхода каркасом личности является генетически заданный набор стремлений и тенденций - «базовая личность», поскольку личность имеет биосоциальную сущность. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - любому

мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. В нашем исследовании этот показатель был взят как комплексный компонент, отражающий мотивы, потребности, стремления (в широком смысле - мотива-ционные образования), создающие тот фундамент, на базе которого формируется мотивационно-смысловая сфера личности. Методика «Базовые стремления» позволяет диагностировать скрытый культурно-психологический потенциал личности, отраженный в базовых стремлениях.

Эффективность психокоррекционной программы мы оценивали по следующим критериям: 1) включенность учащихся в активную мыслительную и речевую деятельность; 2) выраженность позитивных базовых стремлений личности учащихся; 3) реализация базовых стремлений, гармоничность силы базовых стремлений и гармонизация их осуществления.

По окончании психодиагностического опроса по методике «Базовые стремления» О.И. Моткова нами была проведена беседа с учащимися, показавшими псевдовысокий уровень базовых стремлений. Необходимо было конкретизировать причины таких ответов и имеющихся в них противоречий и дисгармоний, а также для того, чтобы определить для себя круг первоочередных задач, выяснить, как смягчить противоречия и установить положительный баланс между полярными стремлениями и между позитивными побуждениями и их осуществлением.

Общая схема работы:1. Вводная часть. Поскольку работа проводилась на базе НОУ СПО «Иркутский колледж экономики и туризма», нами был выбран проект по теме «Путешествие».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Предметно-содержательный признак: межпредметный проект.

Продолжительность проведения: краткосрочный проект (32 часа).

Цель: знакомство с культурой страны изучаемого языка.

Исследуемая проблема: учащиеся английского колледжа пригласили наших учащихся из НОУ СПО «Иркутский колледж экономики и туризма» приехать к ним на каникулы и попросили обсудить, каким видом транспорта они воспользуются, какую культурную программу им предложить в Лондоне, поскольку ребят нужно встретить, разместить, заранее заказать экскурсии и т.п.

2. Основная часть. Первый этап (три урока). Ситуация предлагается преподавателем на первом уроке работы над темой «Путешествие». Преподаватель просит обсудить, какая денежная сумма необходима для организации поездки. Заранее готовится прайс-лист на основные услуги, которые потребуются участникам. Учащиеся должны не просто назвать сумму, но и обосновать ее, исходя из предполагаемых расходов. Все обсуждения ведутся на английском языке, используется знакомая лексика, однако на данном этапе преподаватель подсказывает учащимся незнакомые слова. Обсуждение проводится не в форме ответов, а в виде естественного обсуждения. В результате такого

обсуждения определяется некая сумма, необходимая и достаточная для организации поездки, например 800 долларов. При выборе вида транспорта и экскурсий надо уложиться в эту сумму и постараться при этом увидеть как можно больше.

Далее обсуждаются вопросы, связанные с поездкой: с какой целью каждый из учащихся хочет побывать в Лондоне; какой вид транспорта предпочитает (мотивировать свой выбор); как купить билеты; как забронировать номер в гостинице; какие достопримечательности посмотреть.

Второй этап (три урока). Вводится новая лексика по заданной теме. Преподаватель знакомит учащихся с новой лексикой, предназначенной для активного овладения, и предлагает учащимся дополнительно подготовить свой список лексики, которая потребуется им при обсуждении проблемы. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики учащиеся готовят сообщение «Причины путешествий». Для дальнейшей работы класс делится на подгруппы. Далее начинается распределение ролей внутри группы и по группам. При этом у каждой группы определенный текст по теме «Причины путешествий».

Третий этап (два урока). Группам дается задание выбрать вид транспорта и обосновать выбор. Домашнее задание было узнать стоимость билетов на различные виды транспорта и в разных классах. Каждая группа выбирает свой способ передвижения и, используя активную лексику данной темы, рассказывает о преимуществах и недостатках данного способа путешествия.

После того как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы участников других групп, преподаватель организует общее обсуждение, чтобы прийти к общему выводу, каким же транспортом выгоднее пользоваться. В конце урока преподаватель дает задание найти дополнительный материал, связанный с обсуждаемой проблемой.

Четвертый этап (три урока): организация путешествия. Преподаватель предлагает в каждой группе выделить ответственных за покупку билетов, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Каждая группа организует работу применительно к выбранному виду транспорта. Каждый из участников начинает работать над своей проблемой. Организация путешествия предполагает следующие виды деятельности: заказать и купить билеты в соответствии с выбранным способом передвижения; забронировать номер в гостинице; договориться с друзьями, которые предложили остановиться у них; заказать комнату в молодежном лагере (при этом, возможно, придется воспользоваться услугами различных туристических агентств); составить список достопримечательностей, которые хотелось бы посмотреть, пользуясь услугами агентств и гидов.

Каждая группа работает отдельно, пытаясь организовать свое путешествие. При этом преподаватель не обеспечивает учащихся материалом, а предлагает почерпнуть разнообразную информацию из разных источников (рекламных туристических справочников,

описаний достопримечательностей, рекламных транспортных агентств, INTERNET и др.). Преподаватель рекомендует использовать специальные грамматические конструкции и в качестве образца предлагает прослушать ряд диалогов по данной теме. Когда группы подготовили необходимый материал, они объединяются и обмениваются собранной информацией и своими идеями, обогащая знания по заданию, порученному им. В дальнейшем (по мере продвижения работы над проектом) учащиеся разыгрывают типичные ситуации в порту, аэропорту, на вокзале при оформлении документов, на таможне и т.п. (в виде ролевых игр).

Пятый этап (три урока). При подготовке к этим урокам учащимся также предлагалось подобрать из разных источников материал о Лондоне. В результате обсуждения в группах учащиеся составляют программу прогулки по городу и посещения его достопримечательностей.

Шестой (заключительный) этап (два урока). Каждая группа защищает свой проект, аргументируя, почему выбран тот или иной способ путешествия и программа пребывания, акцентируя внимание на том, что группа не вышла за рамки суммы расходов, которая оговаривалась заранее. Участники других групп задают как можно больше вопросов, стараясь найти недостатки в проекте. При этом группы по ходу защиты своего проекта могут использовать в качестве аргументов средства наглядности. На защиту приглашаются эксперты для внешней оценки проекта.

Преподаватель на протяжении всей подготовки и защиты проектов анализирует высказывания учащихся; следит за тем, как усвоена лексика; правильно ли употребляются конструкции, а также оценивает глубину знаний.

3. Заключительная часть. Как указывалось выше, целью нашей психологической программы являлось смягчение противоречий и установление оптимального баланса между полярными состояниями базовых стремлений и между позитивными побуждениями и их осуществлением. Результаты апробации данной программы в рамках формирующего психолого-педагогического эксперимента представлены на рисунке.

Из рисунка видно, что значительная часть учащихся профессионального колледжа (35%) до начала экспериментального исследования характеризуется псевдовысоким уровнем гармоничности силы базовых стремлений. Данный уровень по реальной жизненной оптимальности, по эмоциональным и поведенческим проявлениям поставлен ниже высокого уровня, поскольку лица, выявляющие псевдовысокий уровень, оказываются менее устойчивыми к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Стремления таких учащихся, как правило, труднореализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления. Неоправданно высокая самооценка приводит при неблагоприятных жизненных обстоятельствах к угнетенным стрессовым состояниям, снижает их работоспособность, создает внутренние барьеры для формиро-

вания мотивационно-смысловой сферы. Однако основная часть учащихся колледжа характеризуется средним уровнем самооценки (38,3%). Высокий уровень выявляют 26,7% от общего числа испытуемых.

38.3

33,3

10

Входные данные Выходные данные

_Условные обозначения: уровни_

Двысокий * псевдовысокий Дсредний ни:.-.:н|-: |

Распределение учащихся по уровням гармоничности силы базовых стремлений, в %

Таким образом, после того как учащимся колледжа была предложена психокоррекционная программа, мы обнаружили, что количество учащихся, выявляющих псевдовысокий уровень гармоничности силы базовых стремлений, значительно снизилось и стало составлять 10% от общего числа испытуемых. Соответственно увеличилось количество учащихся, характеризующихся высоким и средним уровнем жизнеутверждающих тенденций - 33,3 и 56,7%. Полученные данные могут свидетельствовать о стремлении учащихся к высокой самооценке и уверенности в себе, к продолжению жизни, к самостоятельности и саморазвитию. Также следует отметить, что низкий уровень гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений учащимся колледжа не характерен. Выявленные различия в уровнях гармоничности силы базовых стремлений являются достоверными при P<0,05.

Результаты дисперсионного анализа показателей гармоничности силы базовых стремле-

ний учащихся профессионального колледжа

Показатели Учащиеся профессионального колледжа

Fнабл. ^крит.

Гармоничность силы базовых стремлений 6,68 4,01

Результаты однофакторного дисперсионного анализа, по Р. Фишеру, данных психодиагностики (таблица), полученных до и после апробации психокоррек-ционной программы ^на6л. > ?крит), дают основания утверждать, что предложенный нами новый для учащихся профессионального колледжа вид деятельности - метод проектов - является эффективным приемом для смягчения противоречий состояния базовых стремлений и установления более положительных балансов между полярными стремлениями и между позитивными побуждениями и их осуществлением.

Библиографический список

1. Давыдов В. В., Маркова А.К., Шумилин Е.А. Психологи- 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е ческие проблемы формирования у школьников потребно- изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

стей и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной и 3. Мотков О. И. Методика. Базовые стремления личности // общественно-полезной деятельности школьников и студен- Школьный психолог. 1998. № 35. С. 8-9. тов: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Шумилин. М., 1980. С. 13-23.

УДК 159.923

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

П.Ю.Брель1, Э.Г.Шпорин2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыты философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента в ходе его профессионального становления как будущего специалиста. Рассмотрен и изучен феномен саморазвития личности в научной отечественной и зарубежной литературе. Изучены основные философские идеи, являющиеся гуманистическими представлениями о личности человека, его индивидуальности. Отмечено, что для достижения успеха в профессиональной деятельности важно владеть высоким уровнем компетентности. Исследован сложный процесс личностно-профессионального саморазвития студента и роли в нем профессиональной самооценки. Показано, что личностный и профессиональный рост выражается не только в сумме полученных знаний и умении применять их в определенной деловой ситуации, но и в потребности в постоянном раскрытии личностно-профессионального потенциала. Библиогр. 31 назв.

Ключевые слова: самооценка; личностно-профессиональное саморазвитие; личность.

PHILOSOPHICO-PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY SELF-CONCEPT AS A BASIS FOR STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT P.Yu. Brel, E.G. Shporin

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article reveals the philosophico-psychological and pedagogical aspects of personality self-concept as a basis for students' self-development in the course of their professional formation as future professionals. The phenomenon of personality self-development is considered and studied in the national and foreign scientific literature. The basic philosophical ideas, which are the humanistic conceptions on the human personality, on his or her identity are examined. It is noted that the achievement of success in professional life requires a high level of competence. The article studies a complex process of personal and professional self-development of students and the role of professional self-assessment in it. It is shown that personal and professional growth is expressed both in the amount of obtained knowledge and abilities to apply them in a particular business situation, but also in the constant need in disclosing the personal and professional potential. 31 sources.

Key words: self-assesment; personal and professional self-development; personality.

Современный этап развития человечества наряду с прогрессивным изменением всех сфер жизнедеятельности характеризуется комплексом глобальных проблем. На пути преобразования окружающего мира человек сталкивается с непредвиденными социально-психологическими факторами, выдвигающими новые ценности, меняющими приоритеты.

Общечеловеческие проблемы ведут к коренным изменениям не только в области политики, экономики,

но и в системе общего и профессионального образования. При складывающихся условиях происходящие реформы предъявляют высокие требования к выполнению социального заказа по подготовке грамотных специалистов высшими учебными заведениями -профессионалов, готовых к принятию решений в нестандартных, служебных ситуациях.

«Обществу необходимо обновлённое образование (высшее в частности) для решения задач ..., для

1Брель Павел Юрьевич, доцент кафедры физической культуры, кандидат педагогических наук, тел.: 89149205933, e-mail: brel69@mail.ru

Brel Pavel, Associate Professor of the Department of Physical Education, Candidate of Pedagogics, tel.: 89149205933, e-mail: brel69@mail.ru

2Шпорин Эдуард Григорьевич, декан факультета физической культуры и спорта, доцент, тел.: 89025777598, e-mail: shporin@istu.edu

Shporin Eduard, Dean of the Faculty of Physical Education and Sport, Associate Professor, tel.: 89025777598, e-mail: shporin@istu.edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.