Экономические вопросы управления
Воронов А.С.
Развитие базовых принципов инновационной политики на
региональном уровне
Воронов Александр Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент, руководитель центра инновационного проектирования, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: voronov@spa. msu. га SPIN-код РИНЦ: 4606-5045
Аннотация
В статье проанализированы перспективы реализации многоуровневых территориальных инновационных проектов на мезоуровне в зависимости от общего состояния региональной социально-экономической системы. Выбраны определяющие функции поддержки инновационной устойчивости (институциональная, прогностическая, регулирующая, проектная, протекционистская и антикризисная), а также определены последовательные и временные промежутки реализации федеральной Стратегии инновационного развития России до 2020 года на мезоуровне.
Ключевые слова
Регион, инновации, региональные программы, региональное развитие, инновационное развитие, инновационная политика.
Важность и объективность перехода к инновационному технологическому укладу определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года1. Введение санкций в 2014-2016 гг., включая постоянно вводимые новые рестрикции, резко ухудшило состояние российской экономики, что привело к снижению темпов роста валового национального дохода (см. Рисунок 1)2. Данные негативные явления мировых финансовых рынков обусловлены сокращением турбулентного притока финансовых ресурсов из-за рубежа. Недофинансирование, проблемы импорта уникального высокотехнологичного оборудования и его комплектующих, а также разрыв устойчивых экономических связей привели к свертыванию реализации и замораживанию кредитных инвестиционных программ и проектов3.
1 Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 20.09.18).
2 Темпы роста валового национального дохода в России за 2011-2017 гг. // Официальный сайт Группы Всемирного банка Электрон [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.MKTP.CD?end=2017&locations=RU&name desc=false&s tart=2011 (дата обращения: 20.09.2018).
3 Алклычев А.М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 3(330). С. 2-9; Изергина Н.И., Зайцева Л.А., Изергина В.П. Системная модернизация и инновационная политика в регионе // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 102-105.
25GG 2GGG 15GG 1GGG 5GG G
Рисунок 1. Динамика роста валового национального дохода в России за 2011-2017
гг. в млрд US$4
На национальном уровне возникла стратегическая задача сохранить инновационный тренд как неоспоримую альтернативу внешним вызовам: Россия может и должна производить начатые структурные изменения в пользу развития собственного будущего с учетом мировых технологических и цифровых тенденций. Сохранение инновационной направленности на макроэкономическом уровне возможно лишь при создании ресурсных центров на мезоуровне, поскольку в регионах существуют разные стартовые условия для инициации, разработки и реализации инновационных программ и проектов. Комплекс инструментов государственного регулирования на уровне регионов необходим для положительного устойчивого тренда социально-экономического развития, наращивания ресурсной базы, трансформации сложившейся инфраструктуры и перенастройки отраслевой направленности экономических субъектов5. Обеспечение инновационной устойчивости возможно исключительно с учетом специфики развития процессов на макро- и мезоуровне. Только при таком условии она является реальным фундаментом улучшения благосостояния как общества, так и конкретной агломерации6.
4 Источник: составлено автором на основе «Темпы роста валового национального дохода в России за 2G11-2017 гг. // Официальный сайт Группы Всемирного банка Электрон [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.MKTP.
CD?end=2G17&locations=RU&name desc=false&start=2G11 (дата обращения: 20.09.2G18).
5 Pavlov A.J., Batova V.N., Kovalyova N.N. Problems of state regulation of innovation policy in the Russian federation and foreign countries // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2G15. No 6(4). P. 8G7-814.
6 Audretsch D.B. Agglomeration and the location of innovative activity // Oxford Review of Economic Policy. 1998. No 14 (2). P. 2G-29.
1991
2143
2218
1996
1331
1538
2G11 2G12 2G13 2G14 2G15 2G16 2G17
Комплекс элементов механизма инновационной устойчивости как специфической характеристики экономического пространства региона, очевидно, подвергается корректировке в результате реализации инновационных проектов мезоуровня, он влияет на изменения стратегической цели развития региона и существующих на его территории организаций. Необходимо соблюдение алгоритма действий по достижению стратегической цели обеспечения положительного инновационного тренда, и, несмотря на кризис, потребуется спецификация алгоритма на мезо- и микроуровне. Предлагаемая последовательность действий связана с определением уровней и формированием функций, направленных на поддержку инновационной устойчивости региона.
На первом уровне определяется алгоритм выбора базовых функций на каждой фазе развития экономического цикла применительно к региону, что зависит от показателей состояния социально-экономической системы мезоуровня. Выбираются адекватные функции для целей поддержки инновационной устойчивости, которые создают общие и специфические условия стабильности всей инновационной системы.
Институциональная функция обеспечивает постоянную подстройку реальных правовых механизмов, правил и организационных принципов, создает оптимальные нормативные правила и институты, условия для существования региональной инновационной системы в наиболее приемлемых формах для потребностей предприятий и организаций по инициации, разработке и внедрению инноваций всех типов.
Прогностическая функция представляет собой процесс осуществления стратегического форсайт-анализа на мезоуровне, благодаря которому формируется видение перспективных точек роста, для достижения которых используются уже существующие интеллектуальные продукты и собственные интеллектуальные ресурсы, осуществляется адаптация зарубежных технологий применительно к российской практике; учитываются также реалии макроэкономической, геополитической, социальной ситуации, возможности территориальных субъектов по сохранению положительного или стабильного инновационного тренда.
Регулирующая функция объединяет действия по разработке, реализации,
корректировке управленческих действий, обеспечивающих поддержку инновационных
процессов на мезо- и микроуровне. Специфика мер регулирования определяется фазой
8
экономического цикла, конкретным состоянием социально-экономической системы (подъем, спад, депрессия, стагнация).
Проектная функция объединяет действия по определению и гармонизации интересов организаций-участников при планировании и реализации инновационных процессов, направленных на получение синергического и дополнительного эффекта при взаимодействии хозяйствующих субъектов микроуровня с региональными инновационными системами7.
Протекционистская функция выражается в создании защитных механизмов, обеспечивающих правовую, ресурсную, информационную поддержку и сохранение результатов интеллектуальной деятельности, реализуемых в перспективных инновационных проектах8.
Антикризисная функция применяется для системного поддержания позитивного или нейтрального инновационного тренда в чрезвычайных и кризисных ситуациях за счет использования финансовых резервов государства на поддержку социально значимых и конкурентных проектов, разработку специфических видов инноваций, ориентированных на импортозамещение, с последующим использованием результатов предприятиями и организациями9.
На втором уровне происходит применение описанных выше функций по обеспечению инновационной устойчивости региона для оценки условий по сохранению тренда инновационного развития на уровне региона и хозяйствующих субъектов, в частности10:
- диагностика состояния инновационной устойчивости в связи с изменениями макроокружения и причинами возникновения барьеров, отклонениями от инновационного тренда;
7 Antonioli D., Marzucchi A., Montresor S. Regional Innovation Policy and Innovative Behaviour: Looking for Additional Effects // European Planning Studies. 2014. No 22(1). P. 67-78.
8 Низамутдинов М.М. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели // Системы и средства информатики. 2018. Т. 28. № 2. С. 157-167.
9 ВороновА.С., Леонтьева Л.С. Критерии уровня инновационного развития по регионам Российской Федерации // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ. 2013. С. 71-72.
10 ВороновА.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 90-91.
- прогнозирование степени сохранения инновационных трендов в условиях спада и ухудшения социально-экономической ситуации;
- создание и реализация организационно-экономических и правовых мер по изменению региональных инновационных систем поддержки проектов, обеспечивающих консолидацию интересов всех участников, и получение реального социально-экономического эффекта;
- разработка взаимосвязанных действий по закреплению и сохранению тренда устойчивого инновационного развития хозяйствующих субъектов региона и формирование высокого уровня инновационной комфортности как специфической характеристики развития региона.
Систематизация процессов и факторов, влияющих на уровень инновационной комфортности региона, легла в основу составляющих механизма, обеспечивающего повышение уровня инновационной стабильности. Очевидно, что должны существовать общие этапы для правовой, информационной, финансовой и ресурсной составляющих, при этом каждая будет играть свою роль в едином комплексном механизме инновационной устойчивости11.
Правовой механизм обеспечения инновационной устойчивости может функционировать в определенном порядке, который обеспечивает «тонкую подстройку» региональной нормативной правовой системы под реальные инновационные процессы, включая следующие этапы12:
Первый этап: анализ существующей федеральной и региональной правовой базы, направленной на обеспечение инновационной устойчивости на всех уровнях, и классификация федеральных и региональных нормативных правовых актов по степени их воздействия на инновационную устойчивость экономических процессов на макро-, мезо- и микроуровне (стимулирующие инновационную устойчивость, нейтрально действующие на инновационную устойчивость, вызывающие снижение инновационной устойчивости).
11 Идилов И.И., Абубакарова М.М. Финансово-правовой механизм функционирования системы инновационного развития региона // Развитие финансовых рынков субъектов Российской Федерации в условиях сохранения международных санкций. Сборник материалов III Межвузовского научно-практического семинара. 2016. С. 59-62.
12 ВороновА.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 91.
Второй этап: определение направлений развития и дополнения стимулирующих и нейтрально действующих нормативных правовых актов; прекращение действия неэффективных нормативных правовых актов.
Третий этап: организация обсуждения и процедур принятия нормативных правовых актов, стимулирующих инновационную устойчивость; разработка новых нормативных правовых актов, в том числе по существу отмененных.
Необходимый уровень ресурсного обеспечения государственных и региональных программ является условием формирования и сохранения инновационного тренда на мезоуровне13. При этом должно быть соблюдено равное право доступа ко всем видам ресурсов со стороны перспективных инновационных проектов, прошедших отбор по принципу положительного влияния на инновационную устойчивость региона. Обеспечение ресурсного равенства потребует организации системы мониторинга и контроля за формированием, распределением и использованием технических, технологических, кадровых, интеллектуальных и других видов ресурсов (см. Рисунок 214).
13 Климентьева А.Ю. Ресурсное обеспечение инновационного развития регионов России и оценка его эффективности // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С. 45-49.
14 Воронов А.С. Механизмы обеспечения инновационной устойчивости регионов // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. По материалам V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ, 2013. С. 17.
Сбор информации о наличии выдвинутых инновационных идей и проектов, нуждающихся в ресурсном обеспечении
Диагностика идей и проектов на соответствие федеральным и региональным приоритетам
Диагностика идей и проектов с точки зрения сохранеши инновационного тренда развития в кризисных условиях
Систематизация инновационных идей и проектов по перспективности влияния на инновационную устойчивость региона
Оценка потребностей участников инновационных проектов в технологическом, техническом, кадровом, пространственном, правовом обеспечении.
Сбор информации о возможностях ресурсного обеспечения всего комплекса инновационных проектов на микро- и мезоуровне.
Консолидация интересов потенциальных партнеров, заинтересованных в совместном использовании ресурсов, создание информационных ресурсных центров инновационного развития.
Инициация создания и целевой поддержки технологических, лизинговых, консультационных компаний, работающих с инновационными проектами хозяйствующих субъектов в регионе.
Организация системы контроля и мониторинга за формированием, распределением и использованием технических, технологических, кадровых, пространственных и др. ресурсов.
Рисунок 2. Алгоритм обеспечения ресурсного равенства инновационных проектов
в регионе
15
15 Источник: составлено автором.
Необходимость аккумуляции существующего опыта развития других территорий16 и экономия ресурсов на разработку и адаптацию инновационных проектов применительно к данному региону определяют место информационного механизма. В него входят следующие элементы:
- база данных по реализованным, действующим и планируемым инновационным проектам на территории конкретного региона, систематизирующая проекты с учетом подробного описания предмета, оценки положительного эффекта или дисэффекта с выявлением его возможных причин;
- база данных, включающая концепции развития и нормативную правовую базу по регионам для перспектив использования другими субъектами Российской Федерации17.
Информационный механизм может быть использован для18:
- информирования всех участников внутрирегиональных и внутрихозяйственных инновационных процессов как на микро-, так и на мезоуровне;
- формирования банка инновационных идей проектов, объектов интеллектуальной собственности для привлечения регионов-партнеров при мультипликации инновационной деятельности через кластерные межрегиональные инновационные проекты;
- поддержки проектов по коммерциализации интеллектуальных продуктов на промышленных предприятиях регионов;
- выведения высокотехнологичной продукции на национальный и мировые рынки с целью привлечения доходов в бюджетные системы всех уровней;
- осуществления проектов по импортозамещению с учетом потребностей при разработке и массовом производстве конкурентоспособных отечественных аналогов полуфабрикатов и готовой продукции в рамках формирования межрегиональных кластеров.
16 Кирсанова ¿./".Политика инновационного развития: опыт России и ее регионов: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 203.
17 Давыдова Е.А. К вопросу о правовом стимулировании инновационного развития экономики // Юридические исследования. 2018. № 3. С. 18-21.
18 Воронов А.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 94.
Одним из приоритетов, заложенных в адаптацию стратегии инновационного развития России до 2020 года применительно к стратегиям инновационного развития на мезоуровне, является обеспечение инновационной устойчивости развития регионов с учетом их специфических особенностей19. Адаптация осуществляется с учетом конкретной социально-экономической ситуации региона при использовании следующих показателей:
- социально-экономическая выгода и интайминг технологических, маркетинговых, организационно-управленческих инноваций;
- социально-экономический эффект для развития (создание новых рабочих мест, реновация старопромышленных регионов, создание новых производств, объем дополнительных доходов в региональные и местные бюджеты и т.д.);
- повышение качества совокупной региональной культуры (снижение уровня социально-психологической и национально-культурной напряженности, степень развития человеческого капитала как дополнительного инновационного ресурса, повышение социальной ответственности регионального бизнеса и пр.);
- повышение конкурентных преимуществ региона как совокупности результатов хозяйственной активности предпринимательских структур.
Стоит учитывать, что на активизацию инновационных процессов оказывает влияние состояние инновационно-финансовых, информационных, институциональных и нормативных правовых ресурсов региона.20
В результате адаптации стратегии инновационного развития России до 2020 года на мезоуровне могут использоваться организационно-управленческие, институциональные и финансовые инструменты реализации региональной инновационной политики субъектов России, направленные на21:
19 Голубецкая Н.П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12(74). С. 46-47.
20 ВороновА.С., ЛеонтьеваЛ.С. Критерии уровня инновационного развития по регионам Российской Федерации // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ. 2013. С. 70-76; Леонтьева Л.С. Организационная культура: региональный аспект. М.: МИРБИС, 2004. С. 8-9.
21 Воронов А.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С 100-101.
- разработку и внедрение комплексных программ по повышению конкурентоспособности регионов Российской Федерации;
- выработку четких принципов конкурсного проектного выделения субсидий предпринимательским структурам, ориентированным на активизацию инновационной деятельности, предназначенных для оплаты прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; проведение маркетинговых исследований в инновационной сфере для выведения инновационной продукции и услуг на внешние рынки; возмещение процентных ставок по кредитам через федеральные и региональные программы;
- финансовую и имущественную поддержку по развитию инновационной инфраструктуры, в которую входят технопарки, вузовские и промышленные бизнес-инкубаторы, центры передачи технологий, центры совместного использования высокотехнологичного оборудования, центры дизайна и разработки опытных образцов, региональные венчурные фонды, современные интерактивные музеи, приобщающие молодежь и юношество к техническому творчеству и техническому образованию22.
Перечисленные инструменты играют роль региональных стимуляторов инновационного развития23 и могут стать факторами положительных изменений производства товаров и услуг в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд. Для этого в региональных правовых актах конкретного субъекта РФ должна быть прописана обязательная доля инновационной продукции.
Не менее важна поддержка реализации нетехнологических инноваций на региональном уровне. К нетехнологическим инновациям следует отнести инновации общего свойства: организационно-управленческие, кадровые, маркетинговые, информационные, а также специфические инновации в социальной сфере, которые представлены региональными системами образования, социальной работы и обслуживания, физкультуры и спорта, здравоохранения, поддержки культуры, национальных промыслов и традиций. Естественно, что подобного рода инновационная деятельность может осуществляться как на основе государственных и муниципальных
22 BuyankinaR.G., ZukovR.A., Knyazev N.A. Philosophical foundations of régional development of flagship universities // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. No 6(5). P. 116-127.
23 Suslov V.I., Bobylev G.V., Valieva O.V., Zhdan G.V., Kravchenko N.A., KuznetsovA.V. Determining the direction of improving regional innovation policy // Regional Research of Russia. 2016. Vol. 6. No 1. P. 82-83.
15
организаций и учреждений, так и на основе государственно-частных и муниципально-частных партнерств. Одной из проблем обеспечения устойчивой инновационной деятельности в социальных отраслях является отсутствие необходимого числа управленцев, обладающих компетенциями по инициации, разработке и внедрению всех видов нетехнологических инноваций, а также достаточной обобщенной информации по опыту других регионов в соответствующих областях24.
Для обеспечения целостности инновационного стратегического развития на макроуровне региональные стратегии должны основываться на общих принципах стратегии инновационного развития страны. Поэтому, несмотря на все разнообразие и специфику ресурсов и инноваций развития регионов, все региональные концепции необходимо поэтапно увязать с федеральной стратегией (см. Рисунок 3)25.
На каждой последующей ступени алгоритма необходимо выявлять специфику социально-экономического развития региона на основе общих положений и оценки специфики региона, определять составляющие перспективной инновационной политики как совокупности целевых программ инновационного развития территории. В целом инновационная деятельность региона в настоящее время осуществляется в турбулентной внешней среде, которая требует постоянной подстройки или коррекции существующей стратегии к изменяющимся перспективам.
I этап
II этап
III этап
IV этап
V этап
VI этап
Оценка инновационной деятельности региона
Исследование основных положений стратегии социально-экономического развития региона
Разработка новой стратегии или доработка (корректировка) существующей
Формирование инновационной политики региона
Разработка целевых программ инновационного развития
региона
Инновационная деятельность региона
Рисунок 3. Алгоритм адаптации федеральной стратегии инновационного развития
России до 2020 года к задачам регионов26
24 Белолипецкая В.В. Инновационная политика региона: проблемы и перспективы // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6(49). С. 949-951.
25 Смирнова Т.В. Инновации как ресурс социально-экономического развития регионов: дис. ...канд. экон. наук. М., 2012. С. 160-161.
26 Источник: составлено автором.
Разработанная адаптивная инновационная стратегия региона на этапе внедрения и реализации представляет собой связанную систему проектов и программ инновационного развития, обеспеченных системой стимулирующих инструментов, к которым относятся организационные, институциональные, финансовые и кадровые стимуляторы27. Конкретные формы стимуляторов разрабатываются в каждом регионе с учетом существующих нормативных правовых подходов и перспектив их совершенствования.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения 20.09.18:).
2. Алклычев А.М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 3 (330). С. 2-9.
3. Белолипецкая В.В. Инновационная политика региона: проблемы и перспективы // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 948-953.
4. Воронов А.С. Разработка региональных стимуляторов устойчивого инновационного развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1. С. 258-261.
5. Воронов А.С. Механизмы обеспечения инновационной устойчивости регионов // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. По материалам V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ, 2013. С. 14-19.
6. Воронов А.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015.
7. ВороновА.С., ЛеонтьеваЛ.С. Критерии уровня инновационного развития по регионам Российской Федерации // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: МЭСИ. 2013. С. 70-76.
8. Голубецкая Н.П. Методические подходы к определению приоритетов инновационной политики региона // Экономика и управление. 2011. № 12 (74). С. 4548.
27 Воронов А.С. Разработка региональных стимуляторов устойчивого инновационного развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1. С. 258-261.
9. Давыдова Е.А. К вопросу о правовом стимулировании инновационного развития экономики // Юридические исследования. 2018. № 3. С. 16-23.
10. Идилов И.И., Абубакарова М.М. Финансово-правовой механизм функционирования системы инновационного развития региона // Развитие финансовых рынков субъектов Российской Федерации в условиях сохранения международных санкций. Сборник материалов III Межвузовского научно-практического семинара. 2016. С. 59-62.
11. Изергина Н.И., Зайцева Л.А., Изергина В.П. Системная модернизация и инновационная политика в регионе // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 98-107.
12. Кирсанова Е.Г. Политика инновационного развития: опыт России и ее регионов: монография. М.: ИНФРА-М, 2017.
13. Климентьева А.Ю. Ресурсное обеспечение инновационного развития регионов России и оценка его эффективности // Инновационное развитие экономики. 2018. № 2 (44). С. 43-50.
14. ЛеонтьеваЛ.С. Организационная культура: региональный аспект. М.: МИРБИС, 2004.
15. Низамутдинов М.М. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели // Системы и средства информатики. 2018. Т. 28. № 2. С. 154-169.
16. Смирнова Т.В. Инновации как ресурс социально-экономического развития регионов: дис. ...канд. экон. наук. М., 2012.
17. Темпы роста валового национального дохода в России за 2011-2017 гг. // Официальный сайт Группы Всемирного банка Электрон [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.MKTP.CD?end=2017&locations=RU&n ame desc=false&start=2011 (дата обращения: 20.09.2018).
18. Antonioli D., Marzucchi A., Montresor S. Regional Innovation Policy and Innovative Behaviour: Looking for Additional Effects // European Planning Studies. 2014. Vol. 22. No 1. P. 64-83.
19. Audretsch D.B. Agglomeration and the location of innovative activity // Oxford Review of Economic Policy. 1998. Vol. 14. No 2. P. 18-29.
20. BuyankinaR.G., ZukovR.A., KnyazevN.A. Philosophical foundations of regional development of flagship universities // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. No 5. P. 116-127.
21. Pavlov A.J., Batova V.N., Kovalyova N.N. Problems of state regulation of innovation policy in the Russian federation and foreign countries // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Vol. 6. No 4. P. 802-821.
22. Suslov V.I., Bobylev G.V., Valieva O.V., Zhdan G.V., Kravchenko N.A., Kuznetsov A.V. Determining the direction of improving regional innovation policy // Regional Research of Russia. 2016. Vol. 6. No 1. P. 80-86.
Voronov A.S.
Development of Innovative Policy Basic Principles at Regional Level
Aleksandr S. Voronov — PhD, Associate Professor, Head of the Center for Innovative Design, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract
In the article the author analyzes the prospects for multilevel regional innovation projects implementation at the regional level depending on general condition of the regional social and economic systems. The determinant innovation sustainability support functions, including institutional, prognostic, regulative, design, protectionist and anti-crisis, are selected and described. The steps for implementing the Federal strategy of innovative development in Russia until 2020 at the regional level are determined.
Keywords
Region, innovations, regional programs, regional development, innovative development, innovative policy.