Научная статья на тему 'Развитие банковского кредитования реального сектора экономики Чеченской республики'

Развитие банковского кредитования реального сектора экономики Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / КРЕДИТОВАНИЕ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барзукаев Р. А.

При создании в Чеченской Республике коммерческого банка, автор предлагает предоставление ему ряда льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие банковского кредитования реального сектора экономики Чеченской республики»

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Р.А. БАРЗУКАЕВ

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова,

аспирант email: gob@hotmail.ru

При создании в Чеченской Республике коммерческого банка автор предлагает предоставление ему ряда льгот.

Ключевые слова: экономика; банковский сектор; кредитование; реальный сектор; Чеченская Республика.

Коды классификатора JEL: R51.

Банковский сектор во многом может способствовать развитию различных отраслей, в том числе экономики страны в целом, и региональной экономики в частности. Аккумулируя денежные средства населения, организаций, государства, банки способны направлять их на кредитование реального сектора экономики. При этом предоставляемые банковской системой ресурсы должны финансировать, прежде всего, инвестиционные процессы, связанные с качественным развитием капитальной базы предприятий, в целях создания условий для размещения банками средств на долгосрочной основе.

В значительной степени развитие взаимодействия банковской сферы и реального сектора экономики сдерживается не всегда высокой кредитоспособностью последнего. В отличие от предприятий сферы обращения, деятельность хозяйствующих субъектов реального сектора экономики в целом менее рентабельна ввиду значительной доли их постоянных расходов (в частности амортизация основных средств, их аренда), не зависящих от объема производства.

Фактор потребности реального сектора экономики в значительных объемах долгосрочных кредитных вложений сталкивается с фактором отсутствия интереса у банковской системы размещать средства на средний и длительный срок в нестабильных условиях.

Проблемы, препятствующие процессу взаимодействия банковского и производственного капитала, бывают внутренние (связанные с внутренней деятельностью субъектов кредитования) и внешние (связанные с общеэкономическими проблемами). В качестве внутренних проблем, встающих перед банками, можно выделить преобладание коротких пассивов при необходимости долгосрочных активов и, в соответствии с этим, рост рисков банковской ликвидности, интенсивное изменение средних рыночных ставок, вызывающее необходимость переоценки, что более легко осуществляется по пассивам, нежели по более жестко закрепленным долгосрочным активам, и др.

Внешние причины, препятствующие эффективному взаимодействию предприятий реального сектора экономики и банков, выражены значительным уровнем деловых рисков заемщиков, влияющих на кредитный риск банка, существованием чрезвычайно жесткой государственной политики в отношении должников бюджета, отсутствием целенаправленной и упорядоченной поддержки предприятий и финансовых институтов со стороны органов государственной власти, нежеланием многих предприятий тесно сотрудничать с банками на предлагаемых последними условиях.

Предприятия производственных отраслей являются работодателями для значительной части населения страны. В моногородах страны промышленные предприятия являются градообразующими или даже регионообразующими, и в современных условиях таким предприятиям необходима финансовая поддержка.

Участие банков в финансировании реального сектора экономики Чеченской Республики из-за высоких рисков вложений остается явно недостаточным. Необходимость повышения эффективности управления инвестиционным кредитованием реального сектора экономики объективно связана с изучением факторов и условий интенсификации процессов инвестирования субъектов хозяйствования, оценкой возможностей долгосрочных вкладов, качеством внутреннего контроля.

АПК Чечни характеризуется преобладанием упрощенных технологий, усилившейся зависимостью от погодных условий. Нехватка техники, ГСМ, удобрений, средств защиты, простои машин из-за технических неисправностей не позволяют хозяйствам своевременно выполнять полевые работы, соблюдать требования технологий земледелия. Это приводит к сокращению площадей, ухудшению качества обработки почвы, падению объемов производства сельхозкультур.

В связи с кризисом, поразившим АПК республики в послевоенный период, существенно ослабли позиции сельскохозяйственных организаций. Многие из них оказались банкротами или на грани банкротства, что повлекло за собой резкое сокращение рабочих мест. Характерными

© Барзукаев Р.А., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

252

Р.А. БАРЗУКАЕВ

чертами предприятий сельского хозяйства в республике являются: тяжелое финансовое состояние, усугубляющееся непокрытыми убытками прошлых лет; растущие долги перед бюджетными и внебюджетными фондами; износ основных средств (изношенность парка машин и механизмов предприятий АПК составляет более 90%. Ежегодное обновление парка составляет менее 1% при норме 12,5% и при потребности в условиях Чеченской Республики — 40-50%) [1], что в итоге ставит предприятия этой отрасли в категорию неплатежеспособных и, соответственно, некредитоспособных. Ремонтно-обслуживающая база АПК теряет технологический уровень, и все больше отделяется от сельхозпроизводства. Техническое перевооружение, развитие АПК, особенно в последние два года, когда после многолетнего спада в нем наметились тенденции оживления, требует значительных финансовых ресурсов, которых большинство предприятий не имеют [1]. Сегодня только банки и финансово-инвестиционные компании располагают необходимым объемом финансовых средств. Но они, за исключением тех, кто традиционно работает с АПК, не спешат вкладывать туда деньги. В сельском хозяйстве развитых стран уровень привлечения ссудного капитала очень высок. Там хорошо усвоили, что АПК без среднесрочного и долгосрочного кредитования просто не выжил бы.

Негативное влияние на становление и развитие кооперации на селе оказывает отсутствие:

❖ краткосрочных и долгосрочных региональных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, учитывающих специфику развития сельского хозяйства в республике, наличие объективных организационно-экономических предпосылок для кооперации сельхозпроизводителей;

❖ системы информационно-методической и юридической поддержки сельхозпроизводителей, обучения и повышения квалификации руководителей и штатного персонала кооперативов;

❖ действенных механизмов финансовой поддержки становления и развития кооперативов.

Поскольку в основе кооперирования сельхозпроизводителей лежат принципы добровольности и инициативности, оно должно развиваться «снизу» как процесс самоорганизации заинтересованных хозяйствующих субъектов. Однако для активизации и повышения эффективности этого процесса кооперативы нуждаются в финансовых средствах на создание материально-технической базы, образование стартового капитала, а также в формировании на региональном уровне гарантийного (залогового) фонда, облегчающего доступ кооперативов к банковскому кредиту.

В сложившейся послевоенной ситуации в республике существует необходимость создания второго уровня банковской системы традиционным способом, как это предусмотрено нормативными документами Банка России. Но требуются и другие, нестандартные, пути возрождения и становления банков в регионе.

Парламентом Чеченской Республики уже был разработан и предложен проект Федерального закона «О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики», но этот проект не прошел согласования с Кремлем и в Государственной Думе не рассматривался [3].

Главная цель данного законопроекта состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для привлечения в экономику Чеченской республики частных инвесторов (российских и иностранных), что позволит в кратчайший срок восстановить экономику республики и сделать ее конкурентоспособной.

Важность принятия такого закона выражается в следующем.

Данный закон поможет ликвидировать тотальную зависимость от дотаций из федерального бюджета, средства из которого крайне нерегулярно и с большим опозданием поступают на оплату уже выполненных в Республике восстановительных работ.

Отличие режима предпринимательской деятельности, который предлагается ввести в Чеченской Республике, от режима «свободных экономических зон», которые несколько лет просуществовали в разных регионах, состоит в следующем. Фирма-инвестор, где бы она ни располагалась, не получит никаких льгот, если она не представлена на территории Чеченской республики производством товаров и услуг с использованием местной рабочей силы. Причем произведенным в Чеченской республике может быть признан любой товар при условии, что величина добавленной стоимости его обработки составит не менее 20%, а результатом обработки станет изменение кода товара по таможенной классификации.

Если для других регионов Российской Федерации, где вводился режим свободной таможенной зоны, этот процесс был сопряжен на начальном этапе с определенными потерями федерального бюджета и бюджета региона, то в случае с Чеченской республикой таких потерь не будет вовсе. Так как внешнеторговый баланс республики фактически равен нулю.

Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что принятие предложенного законопроекта самым благотворным образом должно отразиться на положении малых и средних предпринимателей, что станет решающим шагом к уменьшению до естественных размеров массовой безработицы. Только по официальным данным, уровень безработицы в республике сегодня составляет около 60 %1.

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

253

Принятие и реализация данного законопроекта позволили бы создать базу для реального сектора экономики и параллельно с ней (при наличии «доброй воли» со стороны Банка России) — второго уровня банковской системы в Чеченской Республике. Под «доброй волей» здесь следует понимать предоставление Чеченской Республике ряда льгот в открытии на ее территории коммерческих банков.

Для развития и стабилизации экономики Чечни необходимы инвестиционные кредиты. Однако существующие сегодня неполноценные кредитные организации (в республике нет ни одного самостоятельного коммерческого банка) вообще не направляют кредитные средства в инвестиционные проекты. Те инвестиционные вложения в экономику, которые все же имеют место, осуществляются не за счет банковского капитала, а за счет бюджета развития Чеченской Республики, формируемого на основе средств, выделяемых из федерального бюджета.

Популярно мнение, что Чечне и так выделяется достаточный объем бюджетных средств, и проблема кроется в их неэффективном использовании.

На протяжении нескольких лет львиная доля выделенных региону бюджетных средств утекает в соседние регионы на приобретение всего, что необходимо для Чечни, начиная со строительных материалов для восстановления жилья и заканчивая продуктами питания и предметами первой необходимости. При существующем порядке предусмотренные для Чеченской республики средства, по сути, выделяются для поддержки производителей за ее пределами.

Сохранение указанного порядка финансирования социально-экономической сферы Чеченской Республики из федерального центра в перспективе оказывается малоэффективной стратегией и при определенных обстоятельствах может привести к замедлению или даже стагнации всех позитивных процессов, наметившихся в республике за последние годы.

В условиях отсутствия самостоятельных коммерческих банков кредитные учреждения, работающие в Чечне в настоящее время, меньше всего заинтересованы во вложении своего капитала в производственный сектор региона. В то же время, используя свободные денежные средства предприятий, населения и бюджета, эти кредитные учреждения занимаются извлечением прибыли, которая опять же не остается в Чечне, а уходит за ее пределы. Структура финансовокредитной системы республики отличается ярко выраженным доминированием банков (если их можно так назвать) на рынке бюджетных средств и сбережений населения. Однако 90% этих средств находится на депозитных счетах, что практически делает невозможным использование их в качестве инвестиций и тем более их участие в создании самостоятельного коммерческого кредитного учреждения2. Из сказанного следует, что в уставном фонде банка, создаваемого в Чеченской республике, львиная доля должна принадлежать государству, то есть правительству республики. В качестве примеров на федеральном уровне служат Сбербанк России, ВТБ и Россельхозбанк.

При создании банка на территории Чеченской республики важно на начальном этапе становления предоставить ему ряд льгот, способствующих заинтересованности банка в кредитовании реального сектора экономики. Для решения этих задач стоит принять следующие меры:

• снизить для этого банка ставку рефинансирования Банка России до уровня, не превышающего среднюю рентабельность хозяйствующих субъектов;

• изменить порядок взимания налогов с доходов банка, взимая их в виде фиксированной суммы;

• отменить отчисления в фонд обязательного резервирования по средствам, привлеченным на срок более двух лет;

• применить льготную ставку налогообложения прибыли банка в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики.

В создавшихся условиях Национальный банк ЧР должен вести работу по реструктуризации финансово неустойчивых кредитных организаций и одновременно с этим оказывать материальнотехническую помощь местным банкам для оздоровления их деятельности в направлении обеспечения устойчивого роста во всех отраслях экономики.

Предоставление банкам Чечни перечисленных выше льгот, а также принятие на федеральном уровне закона, о котором говорилось в начале, позволит возродить и банковскую систему, и реальный сектор экономики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газета «Коммерсантъ» № 166 (3497). 07.09.2006.

2. Справка о деятельности Чеченского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» 2009 год.

3. Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона «О мерах по стимулированию

предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики». Приложение 2 (азс^^ита.

gov.ru).

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.