Научная статья на тему 'Развитие банка "Форштадт" в контексте становления Российской банковской системы'

Развитие банка "Форштадт" в контексте становления Российской банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНК РОССИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК / ТРАНСФОРМАЦИЯ / BANKING SYSTEM / BANK OF RUSSIA / REGIONAL BANK / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирина Юлия Игоревна, Кайтанджян Диана Арменовна,

Начиная с 1990-х годов, российский банковский сектор пережил ряд значительных трансформаций. В статье раскрывается процесс адаптации банков к постоянно меняющимся условиям и новым вызовам времени на примере регионального банка «Форштадт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the Bank "Forshtadt" in the context of development of the Russian banking system

Since the 1990s, the Russian banking sector has undergone a number of significant transformations. The article describes the process of adaptation of banks to the ever-changing conditions and new challenges of the time on the example of the regional Bank "Forstadt".

Текст научной работы на тему «Развитие банка "Форштадт" в контексте становления Российской банковской системы»

Развитие банка «Форштадт» в контексте становления российской банковской системы

The development of the Bank "Forshtadt" in the context of development of the

Russian banking system

Кирина Юлия Игоревна

Студент 4 курса Факультет Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13.

e-mail: yulianakanada@gmail. com

Kirina Julia Igorevna

Student 4 term

Faculty of Faculty of Finance and Economics Orenburg State University 460018, Orenburg region, Orenburg, prosp. Pobedy, 13.

e-mail: yulianakanada@gmail. com

Кайтанджян Диана Арменовна

Студент 4 курса Факультет Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13.

e-mail: Diana25_9797@mail.ru

Kitingan Diana Armenovna

Student 4 term

Faculty of Faculty of Finance and Economics Orenburg State University 460018, Orenburg region, Orenburg, prosp. Pobedy, 13.

e-mail: Diana25_9797@mail.ru

Научный руководитель Зверькова Татьяна Николаевна

Кандидат экономических наук Оренбургский государственный университет 460018, Оренбургская область, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13.

e-mail: tnzverkova@mail.ru

Scientific adviser Zverkova Tatiana Nikolaevna

PhD in Economic sciences Orenburg State University 460018, Orenburg region, Orenburg, prosp. Pobedy, 13.

e-mail: tnzverkova@mail.ru

Аннотация.

Начиная с 1990-х годов, российский банковский сектор пережил ряд значительных трансформаций. В статье раскрывается процесс адаптации банков к постоянно меняющимся условиям и новым вызовам времени на примере регионального банка «Форштадт».

Annotation.

Since the 1990s, the Russian banking sector has undergone a number of significant transformations. The article describes the process of adaptation of banks to the ever-changing conditions and new challenges of the time on the example of the regional Bank "Forstadt".

Ключевые слова: Банковская система, Банк России, региональный банк, трансформация.

Key words: Banking system, Bank of Russia, regional Bank, transformation.

За последние 20 лет банковский сектор, как и вся российская экономика, пережил значительные трансформации: от периода поиска и пробы новых методов работы к периоду становления базовых принципов и основ, закреплению оптимальных практик в методологических и нормативных документах, формализации и стандартизации банковских процессов. Банки вынуждены адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и новым вызовам времени - от усиления регуляторного давления, до конкуренции с современными компаниями по оказанию банковских услуг (ФинТехом). Наряду с этим изменялись взаимоотношения банков с клиентами.

В период зарождения современной банковской системы, 20-25 лет назад, банки и клиенты выступали на равных. Появлялись кэптивные, узкопрофильные банки, позволявшие промышленным группам иметь свой «карманный» банк, в том числе для внутригрупповых целей. На деле же с 1999-2004 г. образовался разрыв между реальным сектором экономики и банковской сферой. Банковские продукты не трансформировались в инвестиционные, большая часть капитала банков перетекала за границу. Банковский бизнес функционировал на рынке коротких денег, в виду неразвитости вторичных посредников (страховые компании, паевые фонды, НПФ), не были развиты возможности диверсификации рисков и снижения издержек.

На рисунке 1 представлена временная шкала, на которой отражено становление банковского дела на примере банка «Форштадт». Отражены основные события и их влияние на деятельность банка.

Отсутствие среды для реализации среднесрочных и долгосрочных кредитных и депозитных продуктов, функционирования вторичных производных инструментов, сотрудничества банковского и парабанковского посредничества породило возникновение и развитие альтернативы спекулятивного финансового рынка, который в 1998 г. обернулся кризисом. Для периода 1992-1998 гг. характерно укрепление регуляторных функций Банка России: проведение политики реструктуризации банковской системы, создание компьютеризированных РКЦ, системы надзора и инспектирования коммерческих банков, а также системы валютного регулирования и валютного контроля, на фоне чего происходит коммерциализация филиалов спецбанков.

При этом наблюдается неравномерное перераспределение ресурсов на территории России. Тенденция перемещения региональных ресурсов через бюджет и банки в центральные районы возрастает, при этом незначительная их доля не подлежит возврату.

На фоне формирования новой банковской среды, появляются региональные банки, как ответная реакция на развитие рынка. В виду большой территории нашей страны, отсутствия специализированных кредитных учреждений, создается среда для их развития. В Оренбургской области в 1992 появился «Коробанк», основанный 16 предпринимателями для предоставления юридическим и физическим лицам качественных банковских услуг.

Со дня основания банк успел сменить название на АО «Форштадт». По мере развития банковской среды, банку приходилось подстраиваться под изменяющие условия, а именно: ужесточение регуляторных требований, конкуренция на банковском рынке, изменения клиентских предпочтений.

С 1998-2002 гг. уставный капитал банка увеличился с 6 млн. рублей (1998 г.) до 150 млн. рублей (2002 г.). На тот период времени Банк России предъявлял требования к минимальному уставному капиталу в размере 90 млн. рублей. В 2012 г. Центральный банк поднял планку до 180 млн. рублей. «Форштадт» к 2012 г. увеличил уставный капитал с 1 500,00 млн. рублей (2009 г.) до 1 610,00 млн. рублей (2013 г.).

В данный период банковская деятельность подверглась влиянию кризиса 2008 г., при котором банки оказались в жестком дефиците ликвидности. При этом, сам банк, имея достаточно собственных средств (собственный капитал вырос с 598,8 млн. рублей (2004 г.) до 2 171,48 млн. рублей (2008 г.) открыть ряд новых

Вопросы студенческой науки

Выпуск №4 (32), апрель 2019

т^ У - Р°

* ПЯ"

формирование новой банковской среды появление региональных банков

V

Смена председателя, названия, акционеров

Получение лицензии БР

Учреждение «Коробанка»

3

рост инфляции, падение производства разбалансированность финансового хозяйства страны

• разрыв между реальным сектором экономики и банковской сферой

* утечка капитала за границу

Смена председателя

Период роста: получены лицензии ЦБ РФ на оказание новых услуг, внедрена система электронных платежей «Банк-Клиент», началось обслуживание *

клиентов по операциям в ин. валюте, с драг, металлами

рост количественных показателей банковского бизнеса перестройка банковского бизнеса на рыночную основу продолжение реализации БД на рынке «коротких» денег

Период развития: открытие подразделений в других регионах наращение капитала ребрендинг

Г

переход от рецессии банковской системы к стагнации

адаптация к внешним пгокам преобладание универсальных банков сосредоточение основной части банковского бизнеса в центральных регионах

ориентация кредитования на население, предпринимателей и государство

Период развития: запущен собственный процессинговый центр разработаны и внедрены банковские карты Visa

открытие новых подразделений принятие формы АО выпуск карт системы «Мир»

■I

1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Становление ЦБ: активизация надзора; совершенствование законодательства: корректировка инструментов ДКР; расширение функций

2013

+

2014

Последовательное развитие и совершенствование деятельности ЦБ: совершенствование регулятивных правил

расширение законодательной базы

Создание мегарегулятора на базе ЦБ

2015 2016

+

2017 2018

2019

V"

Централизация надзора

Рисунок 1. Становление и развитие АКБ «Форштадт» в контексте мировых экономических процессов

Очистка рынка от недобросовестных участников, ужесточение требований

Стандартизация

300

филиалов в Самаре (2006 г.) и Уфе (2007 г.). На сегодняшний день данные подразделения продолжают свою работу. В период 2014-2015 гг. банковский сектор аналогично подвергся кризису. В связи с падение цен на нефть и обвалом рубля, банки начали проводить спекулятивные операции. Банком России было принято решение о повышении ключевой ставки до 17% в 2014 г., наблюдается стагнация в экономике, а именно происходит сжатие кредитного рынка.

Годом позже Центральный Банк принимает решение о повышении требований к минимальному размеру уставному капитала - 300 млн рублей, а в 2016 г. вводит изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 в части разделения лицензий на базовую и универсальную. «Форштадт» к этому времени смог увеличить уставный капитал до 1 688, 00 млн. рублей в 2016 г. и получить генеральную лицензию (позволяет создавать филиалы за рубежом и покупать акции/доли в уставном капитале банков других стран), лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, что позволило расширить сферу банковских продуктов и услуг.

На фоне происходящих событий, банк параллельно начинает внедрять собственный процессинговый центр, на базе которого разработан и внедрены банковские карты по платёжной системе Visa. Открываются подразделения в следующих городах: Санкт-Петербурге (2011 г.), Челябинске (2013 г.).

При этом, говоря о жесткости регуляторных мер со стороны Банка России стоит отметить, что они во многом повлияли на «зачистку» рынка от недобросовестных участников. В этот же период времени у банка появляются опасения по еще большему ужесточению регуляторных мер, вследствие чего он предпринимает попытки по защите регионального банковского бизнеса. Организует встречу по предложению объединить 3 крупнейших региональных банка Оренбурга в один. Однако в силу обстоятельств, слияние между ними не произошло.

Региональным банкам приходится конкурировать с банками федерального уровня, чей капитал превышает десятки миллиардов. Однако «Форштадт» за период своего существования наращивает показатели по капиталу и расширяет продуктовую линейку банковских продуктов. Он наравне с крупными монополистами присоединяется к платежной системе «МИР» и начинает выпуск карт.

Банк активно сотрудничает с рейтинговыми агентствами. В 2016 г. банк занял 26 - е место среди 100 эффективных российских банков в рейтинге, составленным агентством «Эксперт РА» (RAEX). В этом же году присвоен рейтинг надёжности А++ по итогам Областной программы «Рейтинг надёжности хозяйствующих субъектов Оренбургской области», вручён золотой знак «Лидер качества в банковской сфере - 2016» с присвоением звания «Банк народного доверия» по итогам Областного конкурса «Лидер качества Оренбуржья -2016». 1 июня 2017 года в рамках Международной премии «Банковское дело - 2017» банк «Форштадт» получил награду, как «Лучший региональный банк» категория «Золото»! За годы работы банк многократно становился победителем в различных номинациях престижного международного конкурса «Банковское дело», премиях Ассоциации российских банков и других ассоциаций, Областного конкурса «Лидер экономики Оренбуржья».

Входит в ТОР-200 российских банков рейтинга агентства Banki.ru. Банк по праву считается «звездным» банком Оренбургской области. Он выполняет все обязательные нормативы Банка России: Н1 (норматив мгновенной ликвидности) равен 23,9%, Н2 (норматив текущей ликвидности) равен 75,71%, Н3 (норматив долгосрочной ликвидности) 203,13%. Все нормативы согласно Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 27.11.2018) "Об обязательных нормативах банков" находятся в пределах нормы. Это говорит о надежности банка, прозрачности его деятельности и умелом управлении активами банка.

Банк в лице регионального агента Оренбургской области, предлагает для своих клиентов - физических лиц и корпоративных клиентов обширные банковские услуги. Депозитная линейка продуктов носит сезонный характер и отражает все нововведения на рынке. Для юридических лиц имеются все необходимые услуги по ведению бизнеса: открытие расчетных счетов, зарплатные проекты, работа с инкассовыми поручениями, аккредитивами; кредитные продукты представляют собой кредитные линии с размером от 500 000 рублей до 150 000 000 рублей как в продукте «Тандем», банковские гарантии в размере до 20 000 000,00 рублей как в продукте «Надежный партнер». По мимо этого у банка имеется мобильное приложение «iBank», которое позволяет в режиме реального времени проводить транзакции по переводу средств с контрагентами, поставщикам, получать консультационные услуги банка без обращения в офис.

Неслучайно в связи с высокими требованиями экономических субъектов технологическая модернизация все более настойчиво становится важнейшим направлением деятельности банков. Кредитные организации все в большей степени осознают, что им станет весьма затруднительно развиваться в течение продолжительного времени без инвестиций в инновационные технологии.

По оценкам аналитиков, мировая банковская система в технологическом отношении переживает период кардинальной перестройки и трансформации [5]. Широкое повседневное использование мобильных телефонов, Интернета и банкоматов для осуществления различных финансовых операций сокращает число платежей через банки, снижает их роль как центров, через которые осуществляется управление денежными потоками. Если говорить о региональных банках, то их проблемы заключаются в следующем:

- неготовность удовлетворять потребности нового поколение Y и Z;

- диспропорция на рынке, выраженная в сосредоточении ресурсов у федеральных банков и появление нишевых игроков в лице ФинТех компаний, которые занимаются выполнением отдельных банковских операций;

- это в свою очередь говорит о нехватки ресурсов у региональных банков для приобретения новых технологий, необходимых для поддержания своей работы на должном уровне, соответствующему вызовам времени.

По мнению Бретта Кинга (основатель Movenbank, первого в мире банка, предоставляющего только мобильные услуги, упарвляет UserStrategy, консалтинговой компанией, специализирующей на улучшении взаимодействия с клиентами ведущих финансовых компаний, автор книги «Банки 3.0»): «Развитие мобильных платежей, мобильной коммерции, мобильных денег и мобильного банкинга - чуть ли не самая горячая тема последних лет. Если банки не перехватят инициативу, то инфраструктуру для мобильных расчетов создаст кто -то другой и банкам придется с ним сотрудничать, отдавая изрядную долю прибыли». Удешевление и повсеместное проникновение смартфонов представляет собой уникальную возможность для развития финансовой инфраструктуры в странах третьего мира: микрокредитов, безналичных расчетов, денежных переводов за границу.

Аналогичная закономерность мнений по трансформации банковского бизнеса прослеживается в статьях А. Бурковой, Ф. Форст и П. Перц. На современном этапе совершается переход от традиционного банкинга к инновационному. Банки все больше концентрируются на инновационных подходах, из-за стремительно меняющихся путей и методов предложения продуктов на финансовом рынке. Инновации меняют финансовую индустрию в краткосрочном и долгосрочном периодах. Как ранее было сказано, новые технологии проникают в банковскую сферу. Прямыми конкурентами кредитных учреждений на рынке по оказанию банковских услуг являются ФинТех компании, поэтому на сегодняшний день можно выделить несколько сценариев развития банковского дела в условиях новых вызовов времени.

1. Конкуренция банков и ФинТех компаний на рынке

Л"

3. Поглощение банками ФинТех компаний на рынке

Рисунок 2. Сценарии трансформации банковского бизнеса в условиях новых вызовов времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Конкуренция банков и ФинТех компаний на рынке. Наряду с развитием профильных онлайновых финансовых предложений начали появляться электронные банки, которые действуют только через интернет. Наряду с ними имеются и ФинТех компании (компании, использующие в построение своей бизнес модели новейшие разработки в сфере мобильных платежей, онлайн кредитования, цифровых моментальных переводов и другие прорывные технологии, которые предлагают нишевые банковские услуги), имеющие конкурентные преимущества по предоставлению продуктов и услуг клиентам. Этот новый сегмент получил название «теневой банкинг». Согласно сценарию 1, банки и ФинТех компании будут конкурировать на рынке за предоставление более удобных, доступных и полезных банковских продуктов для потребителя. Из-за изменчивой экономической конъюнктуры на рынке появляются очень жесткие условия, заставляя банки менять стратегию и приоритеты, потому что борьба за хорошего клиента началась на его территории. Неудивительно, что ФинТех компании видя пробелы в работе банков, улучшают их работу и предлагают те продукты, которые необходимы потребителю.

2. Конкуренция внутри рынка ФинТеха без сотрудничества с банками. Помимо конкуренции с банками, ФинТех компании могут занять нишевую позицию, не претендуя на конкуренцию с банками, и конкурировать с такими же компаниями, занимая тем самым более узкие позиции на рынке и при этом удовлетворять все потребности клиента.

3. Поглощение банками ФинТех компаний на рынке. Данный сценарий предполагает покупку банками уже готовых решений в сфере ПО и АБС, их адаптация внутри банка. Таким образом, банк может улучшать предлагаемые банковские продукты за счет готового решения и в дальнейшем продолжить сотрудничать с компанией. Однако, внутри данного сценария может и быть другой путь. Это создание экосистемы внутри банка, то есть создание социального пространства для предложения тех продуктов и услуг, которые учитывают предпочтения клиента в разных сферах жизни. По этому пути идут Альфа-банк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк.

4. Аутсорсинг - взаимное сотрудничество между банками и ФинТех компаниями на рынке. Предполагает передачу работы в части технической составляющей ФинТех компании, которая сможет улучшить сервис, а на основе полученных данных, банки смогут изменять свои продукты. Данный сценарий подходит для небольших банков, которые не могут содержать штат в лице новой компании ФинТеха, но при этом могут передать часть для услуг для улучшения своей работы.

Третий и четвертый сценарии являются оптимальными, так как за счет них можно использовать все технологические новшества, которые и заставляют меняться рынок, а именно технологии блокчейна, облако, agile-разработки, API - открытый код.

Однако для региональных банков наиболее удобным будет передача части полномочий по сбору, обработке и хранению информации на аутсорсинг. В частности, для банка «Форштадт» будет продуктивным создание удобного мобильного банка, за счет которого региональные предприниматели и компании смогут получать мгновенно необходимые банковские продукты такие как: кредитная линия, овердрафт, размещение временно свободных ресурсов на депозит, эквайринг и другие. Или банк может оптимизировать отдельные

направления своей деятельности в части переводов, оплаты счетов и другое. Используя сторонние сервисы, банк сможет улучшить свою работу и привлечь мелких и средних представителей бизнеса региона, которым требуется не только обслуживание в банках и получение консультационных услуг, но и эффективная дистанционная работа. Преимущества региональных банков заключается в знании приоритетных отраслей в области, обстановки с его развитием и тем самым он может оперативно реагировать и предагать свои услуги и продукты. Однако без современных сервисов достичь роста на рынке невозможно.

«Форштадт» прошел тернистый путь от регионального банка по проведению ограниченного круга операций, до банка с размером уставного капитала более 1 млрд. рублей. Он обслуживает стратегически важных корпоративных клиентов Оренбургской области, соблюдает все нормативы банковской сферы и получает высокие награды за свою деятельность. Однако внедрение новых технологий для улучшения технологической составляющей является необходимым.

Список используемой литературы:

1. Парусимова, Н. И. Трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем [Текст] : монография / Н. И. Парусимова. - Оренбург : ОГУ, 2004. - 389 с. - Библиогр.: с. 313-339. - ISBN 5-74100442-3.

2. Крымова, И. П. Этапы исторического развития Банка России (современный этап) [Электронный ресурс] / И. П. Крымова, С. П. Дядичко // Интеллект. Инновации. Инвестиции,2016. - № 11. - С. 27-31. . - 5 с.

3. Сайт банка «Форштадт» - [Электронный ресурс]: https://forshtadt.ru/about/common/license

4. Зверькова Т.Н. Региональные банки и FinTech: противостояние или партнерство/ Т.Н. Зверькова// Финансы и кредит, 2018.-№12.-С. 2771-2782

5. World FinTech report 2018 - [Электронный ресурс]: http://www.fintechworldreport.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.