РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА
Горгоц Ольга Вениаминовна
Старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт» Минобрнауки ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет» - ЮГУ, Ханты-Мансийск
Индустрия туризма - ключевая отрасль XXI века, ее доля в структуре валового внутреннего продукта Европы - от 1/5 до 1/6. Согласно статистике Мирового валютного фонда индустрия туризма в настоящий момент опередила экспортирующие отрасли экономики, включая автомобилестроение. С 1995 по 2020гг. количество путешествий в мире, по прогнозу ИНВТО - ведущая международная организация в сфере туризма) увеличится в три раза.
Россия, обладающая большими возможностями развития туризма, не занимает на мировом рынке туристских услуг ведущей роли: на ее долю по числу прибывающих туристов приходится менее 1,5% мирового туристского потока [2].
Специфика экономики Ханты Мансийского автономного округа - Югры связана с наличием богатейших нефтяных и газовых месторождений. Округ занимает первое место в стране по добыче сырой нефти, выработке электроэнергии, по общему производству промышленной продукции, по объему инвестиций в основной капитал, по добыче природного газа [3].
Слабые стороны экономики Югры заключаются в низкой степени ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости. Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью окружной экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти, федеральной политики недропользования, переходом многих разрабатываемых месторождений в стадию истощения, миграцией значительных капиталов за пределы округа, ухудшением качества.
Одним из направлений диверсификации экономики является развитие внутреннего въездного туризма автономного округа.
Основными проблемами формирования регионального туристского кластера для ХМАО - Югра являются: долгий информационный вакуум, отсутствие четкого позиционирования сибирского региона в российском и международном информационном пространстве, обусловленный исторически сложившимися факторами; инфраструктурные проблемы: удаленность от основных западноевропейских столиц, отсутствие достаточного количества речных судов, в том числе международного уровня.
Кластерный метод подразумевает высочайший уровень организации, четкую увязку работы многих отраслей производства, ответственную работу на каждом участке.
В данной статье рассмотрим доступность рекреационных ресурсов округа, а именно функционирование автомобильного транспорта, как части регионального туристского кластера.
На автомобильном транспорте путешествуют 42% туристов в мире [1. с. 12]. Международный автобусный туризм начал развиваться только с 1970-х гг. В 1986 г. в Европе было создано объединение автобусных перевозчиков, куда вошли 33 европейских партнера. Сейчас это одна
из ведущих автобусных компаний, объединяющая 35 европейских перевозчиков [1. с.15].
В зависимости от целей перевозки все автобусы можно подразделить на несколько групп:
- трансферные — для перевозок туристов от аэропорта, железнодорожного вокзала к отелям и обратно;
- экскурсионные — для перевозки туристов в туристских центрах;
- автобусы для дальних рейсов, рейсовые или чартерные;
- автобусы, оборудованные под кемперы и караваны;
- автобусы для сафари и приключенческих туров.
- грузовые перевозки для шоппинг-туров.
Протяженность автомобильных дорог более в
ХМАО-Югра - 18 тыс. км Перевозку пассажиров осуществляют 22 автотранспортных предприятия, которые обслуживают 14 городов и 40 поселков, а также более 900 частных перевозчиков обеспечивающие передвижение большему количеству лиц. Годовой объем перевозок составляет более 120 млн. пассажиров. Статистических данных об автомобильном туризме не имеется [3].
Поездки на автомашинах и автобусах дают большие по сравнению с другими видами транспорта возможности познакомиться со страной. Необходимо учитывать, что в данном случае ими занимаются только специализированные туристские организации и, прежде всего автомобильные клубы и ассоциации. Большое значение имеют фирмы, специализирующиеся на прокате автомашин и мелком ремонте автомашин в дороге и специализация фирм, организующих поездки с размещением в кемпинге - составляющей регионального туристского кластера.
Более половины коренных жителей автономного округа - 23,1 тыс. чел. (75,7%) проживает в сельской местности, что напрямую связано с ведением ими традиционного уклада жизни и занятием традиционными промыслами. На территории округа имеется (на 01.01.2013 г.) 523 территории традиционного природопользования регионального значения общей площадью 14832,408 тыс. га (рисунок 1) [3]. Данная уникальная для РФ ситуация является отчасти базой для развития малочисленными народами таких видов туризма, как рекреационный, этнический, экологический, сельский (агротуризм), приключенческий, охотничий, рыболовный.
Для определения потенциальных возможностей туризма в округе была проведена экспертная оценка. Проведен фокус-опрос, в качестве экспертов выступили специалисты, имеющие отношение к природным ресурсам: представители Ханты-Мансийского отдела Управления Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО; Государственной библиотеки ХМАО - Югры; УХМАО - Югры «Самаров-ский Чугаса», а также ученые-исследователи.
Сургу тский р айон Нижневартовский район Нефтеюганский район Белояр ский р айон Ханты-Мансийский район Березовский район Октябрьский район Кондинский р айон Советский район
......................15-743'
—13 ООО
7 430
.....1 217
.....11 217
1 216 1 255
. . . ., 1 013
11 022
П 408
йййййййй
1 022
и_ 347
_ 352
П 189 Ц 191
11
23
1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 7 000 8 000
□ 2001 □ 2013
Рисунок 1 - Площадь территорий традиционного природопользования родовых угодий в ХМАО-Югре за 2001 - 2013 гг., тыс. га
В результате опроса экспертов выяснилось, что при наличии потенциальных возможностей, а именно объектов природного характера, не все они используются в полной мере. Опрос экспертов показал следующее: в настоящее время в ХМАО - Югре из 25 природных объектов округа для маршрутов туристов, возможно использовать только 11, так как четырнадцать являются государственными природными заповедниками и заказниками федерального, окружного, районного значения. Действующее законодательство Российской Федерации налагает жесткие режимные ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях заповедников и национальных
парков. Все эти заповедники труднодоступны. В то же время законодательство оставляет возможность для организации и устройства экскурсионных экологических маршрутов, размещения музеев природы - заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом, вследствие этого, по мнению экспертов, может использоваться 7 объектов-заповедников. Туроператоры рассматриваемого округа не включают данные объекты в турпродукт, то есть на рассматриваемых объектах не разработаны маршруты.
Сеть железных дорог, автодорог, авиапортов изображена на рисунке 2, из чего видна доступность различных достопримечательностей округа.
Рисунок 2 - Сеть железных дорог, автодорог, авиапортов ХМАО-Югра
0
Фактически туристами используются только памятники природы - 8 объектов, там имеются обустроенные муниципальными органами стоянки и частные кафе, деятельность предприятий индустрии туризма фактически отсутствует. Таким образом, общее количество используемых объектов составляет 8 (32,0%).
Источники
1. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. -М.: М Гардарики, 2005 61с.
2. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России // www.russiatourism.ru
3. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа http://www.admhmao.ru/wps/portal/hmao
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
Харлашина Елена Михайловна
Аспирант по направлению «Экономика и управление народным хозяйством», кафедра экономики и управления проектами в строительстве, Волгоградский государственный архитектурно - строительный университет,
г. Волгоград.
Богомолова Ирина Викторовна
Профессор кафедры экономики и управления проектами в строительстве Волгоградского государственного
архитектурно - строительного университета, канд.экон.наук., г.Волгоград
В статье обосновывается необходимость разработки стратегий развития городов. Выявлено, что развитие стратегического планирования требует привлечения специалистов, разработки проектов и проведения исследований, однако, для этого требуются значительные затраты. Ключевыми проблемами городов являются: замедление темпов роста развития материальных отраслей и сферы услуг. Решение этих проблем заключается в стимулировании конкуренции бизнеса, введение в экономический анализ пространственного измерения, применимого для развития города и также посредством повышения производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей.
Ключевые слова: крупные города, стратегическое планирование, финансовая и экономическая стабилизация.
В современном российском обществе 76 процентов населения живут в городах. Как показывает анализ динамики численности населения, из года в год число проживающих в городах растет, причем в городах-миллионниках в текущем 2014 году проживает более 20 процентов населения России. Эти тенденции свидетельствуют о развитии процессов урбанизации. Крупные города, как формы территориально организованного социально - экономического пространства являются исторически сложившимися центрами высокой концентрации деятельности людей и материальных объектов, в которых сосредоточен основной производственный, интеллектуальный, финансовый потенциал современного общества. Крупные города в России характеризуются наличием большого количества острых социально- экономических проблем. Экономическая стабилизация в стране позволит многим городам перейти от решения текущих проблем к стратегическому планированию социально -экономического развития. Процесс подготовки управленческих решений, касающихся различных сфер жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и структурных элементов и есть стратегия развития. [2, С.8].
Основная проблема стратегического планирования городов заключается в том, что управленческие решения в сложной ситуации часто оказываются малоэффективными. Это связано с недостаточным учетом изменения их социальных и экономических пространственных параметров. Для развития стратегического планирования крупных городов требуется привлечение различных организаций, высококвалифицированных специалистов, проведения разнообразных исследований, проектов и экспертиз. Для этого необходимы значительные затраты, в
основном, осуществляемые за счет государственных или городских бюджетов. В связи с этим, требуют решения проблемы межбюджетных отношений, распределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для развития стратегического планирования города необходима политика жесткого контроля над доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона. Достижение финансовой стабильности бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования является долгосрочным и перспективным направлением реализации данных мероприятий. [3, С.3]
При стратегическом планировании и дальнейшем его регулировании особое внимание необходимо уделять методу стимулирования конкуренции бизнеса. Для создания новых возможностей, города должны уметь привлекать инвесторов, бизнес - игроков, туристов и новых жителей, способных на создание новых методов развития на инновационной основе. Регион должен активнее участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. [2, С.8].
Одной из наиболее значимых проблем развития городов является обновление городов и строительства жилья. Главной причиной этому стало отсутствие учета в политике городов и установок, заложенных в систему расселения, и достигнутого уровня роли города в развитии общества. В связи с этим, одним из направлений развития экономической науки должно стать введение в экономи-