Научная статья на тему 'Развитие автоматизированных систем управления специального назначения: основные принципы и задачи'

Развитие автоматизированных систем управления специального назначения: основные принципы и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
I-methods
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВМЕСТИМОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / COMMON INFORMATION SPACE / COMPATIBILITY / WORKING CAPACITY / MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легков К. Е., Шалдаев С. Е., Алейник В. В.

Анализ существующей проблематики применения сил специального назначения (СН) свидетельствует о том, что информационно-управленческие аспекты выходят на первый план. Функциональная интеграция всех существующих и перспективных подсистем в интересах повышения эффективности применения сил специального назначения возможна только на основе решения задач научно-методического и организационно-технического совершенствования системы управления силами и средствами СН и информационного обеспечения системы принятия решения командиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Легков К. Е., Шалдаев С. Е., Алейник В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of automated control systems for special purposes: basic principles and objectives

Analysis of current issues related to the use of special forces suggests that the information management aspects come to the fore. Functional integration of all existing and future subsystems to improve efficiency in the use of special forces is only possible on the basis of the decision of tasks of scientific-methodical and organizational-technical perfection of the management system by forces and means SN and information support system of decision making of commanders.

Текст научной работы на тему «Развитие автоматизированных систем управления специального назначения: основные принципы и задачи»

Развитие автоматизированных систем управления специального назначения: основные принципы и задачи

Легков К.Е.

к.т.н.

Шалдаев С.Е.

д.т.н., доцент

Алейник В.В.

к.т.н., доцент, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского Аннотация

Анализ существующей проблематики применения сил специального назначения (СН) свидетельствует о том, что информационно-управленческие аспекты выходят на первый план. Функциональная интеграция всех существующих и перспективных подсистем в интересах повышения эффективности применения сил специального назначения возможна только на основе решения задач научно-методического и организационно-технического совершенствования системы управления силами и средствами СН и информационного обеспечения системы принятия решения командиров.

Ключевые слова: автоматизированная система управления; единое информационное пространство; совместимость; работоспособность; мобильность; надежность.

Введение

Анализируя возможные подсистемы единого информационного пространства (ЕИП), можно сделать вывод о том, что главные сложности при образовании ЕИП будут заключаться в организации взаимодействия информационных ресурсов при интеграции систем управления в единую автоматизированную систему управления (АСУ) специального назначения (СН), изготовление которой проходит через следующие этапы:

1) устранения несовместимости видовых систем связи и АСУ;

2) скоординированного устранения информационных барьеров;

3) полной совместимости;

4) единой когерентности АСУ СН и связи.

Очевидно, что создаваемая система должна иметь открытую архитектуру и обеспечивать возможность оперативной адаптации к изменениям состава и структуры сил СН в целом и отдельных группировок, в частности, в том числе и оперативно формируемых на отдельных направлениях.

Основными факторами, определяющими направления развития системы управления силами СН будут являться:

- изменение структуры сил СН, связанное с включением в их состав других частей и подразделений боевого обеспечения и принятием на вооружение новых образцов вооружения и специальных средств;

- изменение перечня задач, решаемых формированиями сил СН в целях оптимизации распределения задач СН;

- создание и внедрение в системы специального вооружения формирований сил СН прорывных информационных технологий, телекоммуникационных и робототехнических систем, систем искусственного интеллекта, а также оружия на новых физических принципах;

- необходимость принятия специальных мер по обеспечению живучести системы управления силами в условиях ориентации потенциальных противников на первоочередную дезорганизацию систем во-

27

2-2014

енного и государственного управления с использованием средств информационного противоборства, нетрадиционных форм и способов специальных действий, дальнего огневого и электронного поражения с возможным массированным применением высокоточного оружия по объектам систем управления;

- необходимость полной автоматизации процессов управления силами и средствами сил СН при выполнении ими задач самостоятельно, а также в совместных операциях, обусловленная особенностями современных и перспективных средств нападения потенциальных противников.

Управление силами СН во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование возможностей сил и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Для управления силами заблаговременно создается система управления сил СН, а также проводятся мероприятия по поддержанию ее боевой готовности. При этом осуществляется подготовка органов управления, оборудуются и содержатся в постоянной готовности стационарные пункты управления, на которых организуется непрерывное боевое дежурство, подготавливаются к своевременному развертыванию подвижные пункты управления, создается и совершенствуется техническая основа системы управления и обеспечивается их живучесть.

Качество руководства силами и средствами полностью будет определяться ресурсами системы управления по реализации каждого периода управления с нужными параметрами.

Система управления сил СН представляет собой смесь возможно взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и технической основы системы управления.

Состав и задачи, решаемые системой управления сил СН во многом будут определяться этапным развитием структуры и состава сил СН. При этом необходимо заметить, что в текущий момент на развитие и совершенствование системы управления сил СН оказывает влияние процесс обеспечения единства автоматизированного управления в государственном масштабе.

К системе управления сил СН предъявляются требования общего и частного характера. Требования общего характера касаются системы управления в целом. Они имеют одинаковое отношение ко всем структурным элементам системы управления, а также к формам организации управленческой деятельности. Частные требования касаются лишь отдельных элементов системы управления, форм и методов их функционирования. Частные требования вытекают из общих и носят соподчиненный характер.

К общим основополагающим требованиям, предъявляемым к системе управления сил СН, относятся: высокая боевая готовность, защищенность и живучесть, качественная реализация цикла управления войсками, возможность автоматизированного централизованного управления.

К частным требованиям, предъявляемым к системе управления сил СН, относятся: глобальность, мобильность, надежность, помехоустойчивость, разведзащищенность, адаптивность, реконфигурируемость и безопасность.

В настоящее время система управления сил СН должна быть развернута в объеме, обеспечивающем выполнение функций по управлению силами и средствами в повседневной деятельности и при выполнении специальных задач дежурным составом сил и средств.

Наряду с требованиями общего и частного характера на практике также рассматриваются системные требования, предъявляемые к системе управления сил СН:

- способность функционировать в составе системы управления более высокого иерархического уровня;

- способность удовлетворять требованиям в отношении целостности, целеобусловленности, работоспособности, делимости, интегративности, комплексности, адекватности и экономической эффективности своих подсистем;

- возможность функционирования своих подсистем и входящих в их состав элементов при различной степени централизации управления в любом уровне иерархии управления;

- возможность проведения комплекса мероприятий по снижению демаскирующих признаков элементов системы и повышению их помехоустойчивости;

- автоматизация процессов управления;

- обмен информацией со всеми сопрягаемыми (вышестоящими, подчиненными, соседними и взаимодействующими) системами;

- управление штатными и приданными объектами управления при выходе из строя отдельных управляющих элементов системы;

- гарантированная защита информации от несанкционированного доступа (НСД), несанкционированного использования средств связи, технического, информационного и программного обеспечения;

- информационно-лингвистическая, программная, техническая, организационная, методическая и иная совместимость всех элементов системы и сопрягаемых элементов других систем, а также синхронизацию единого времени.

Системные требования подразделяются также на требования к органам, пунктам, объектам и средствам управления системы управления.

В современных и перспективных специальных операциях невозможно осуществлять управление силами без комплексной автоматизации этого важного, сложного и объемного процесса. Подсистемы и элементы систем управления СН должны быть способны эффективно функционировать в перспективном контуре управления силами. Степень автоматизации процесса управления силами должна быть не ниже 80-90%.

Требования к комплексам средств автоматизации (КСА) определяются их местом в иерархической структуре системы управления сил СН, ожидаемым характером проводимых специальных операций.

Основными количественными характеристиками КСА являются:

- количество направлений автоматического обмена информацией;

- длительность цикла управления;

- время реакции (работное время) КСА;

- производительность КСА.

Заключение

Количество предусматриваемых направлений автоматического обмена информацией должно соответствовать количеству источников и потребителей информации, к которым относятся командные пункты и элементы объекта управления, с которыми связан данный КСА. Эта величина определяется местом КСА в иерархической структуре АСУ.

Наиболее значимые ограничения на применение КСА накладывают такие показатели, как:

- большое разнообразие управляемых средств;

- высокие требования к временным показателям, точностным характеристикам;

- большие объемы обработки информации в условиях жесткого ограничения времени;

- сложность иерархической структуры АСУ.

Литература

1. Легков К.Е. Применение сетеориентированных информационных услуг при проведении специальных операций // Сборник трудов военно-научной конференции ВКА им. А.Ф.Можайского. 2013. С. 16-21.

2. Трушин В.В. О сущности взаимодействия войск в операции (бою) // Военная мысль. 2007. № 4. С. 16-18.

3. Шеремет И.В. «Сетецентрическая война»: истоки и технические аспекты // Военно-промышленный курьер. 2006. № 7. С. 22-24.

Для цитирования:

Легков К.Е., Шалдаев С.Е., Алейник В.В. Развитие автоматизированных систем управления специального назначения: основные принципы и задачи // i-methods. 2014. Т. 6. № 2. С. 27-30.

i-methods

29

2-2014

Development of automated control systems for special purposes: basic principles and objectives

Legkov K.E.

Ph.D.

Shalaev S.E.

Ph.D., associate Professor

Aleinik V.V.

Ph.D., associate professor, Military space Academy named after A. F. Mozhaisky

Abstract

Analysis of current issues related to the use of special forces suggests that the information management aspects come to the fore. Functional integration of all existing and future subsystems to improve efficiency in the use of special forces is only possible on the basis of the decision of tasks of scientific-methodical and organizational-technical perfection of the management system by forces and means SN and information support system of decision making of commanders.

Keywords: automated control system; common information space; compatibility; working capacity; mobility; reliability.

References

1. Legkov K. E. deteoriation the Use of information services in special operations // proceedings of military-scientific conference of VKA. A. F. Mozhaisky. 2013. P. 16 21.

2. Trushin V. V. About the nature of the interaction forces in operation (battle) // Military thought. 2007. No. 4. P. 16-18.

3. The I. V. Sheremet, "network Centric war": the origins and technical aspects // Military industrial courier. 2006. No. 7. P. 22 24.

For citation:

Legkov K.E. Shalaev S.E. Aleinik V.V. Development of automated control systems for special purposes: basic principles and objectives // i-methods. 2014. Vol. 6. No. 2. Pp. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.