Повышение эффективности системы управления в рамках изменения подхода к автоматизации и информации
Легков К.Е.
к.т.н.,
Бабошин В.А.
к.т.н.,
Пастухов А.С.
Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского Аннотация
Анализ существующей технической основы системы управления показывает, что на сегодняшний день она не в полной мере удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям по обеспечению единого централизованного руководства всеми разновидовыми и разноведомственными силами, в мирное время (в том числе, при проведении специальных операций и действиях в чрезвычайных ситуациях) а так же при переводе сил с мирного на военное положение, в военное время.
Ключевые слова: система управления; эффективность; информация; высшее звено управления; автоматизированная система; комплекс средств автоматизации; сбор информации.
Введение
Существующие автоматизированные системы (АС) и автоматизированные системы управления (АСУ) разновидовых и разноведомственных сил специального назначения ориентированы на поддержку управления только силами, в интересах которых они функционируют. Используют ресурсы связи монопольно в интересах каждого из обеспечиваемых органов управления.
Существующие и создаваемые АС и АСУ, как правило, не поддерживают информационно-технического сопряжения между собой и с комплексами средств автоматизации (КСА) высшего звена управления (ВЗУ);
- не обеспечивается быстрая реконфигурация технической основы системы управления в соответствии с изменениями в организационно-штатной структуре органов управления в мирное и военное время, особенно в оперативном звене управления. Это существенно усложняет развертывание системы управления силами и увеличивает время ее перевода с мирного на военное положение в условиях резкого обострения обстановки или внезапной агрессии противника;
- в штабах и на пунктах управления не обеспечиваются автоматизированные сбор, обобщение, распределение и своевременное доведение данных обстановки;
- возможности автоматизированного информационного взаимодействия между органами управления формирований различной ведомственной принадлежности в ходе принятия (уточнения) решения, определения и постановки задач силам, разработки документов не обеспечивают своевременное принятие эффективных решений;
- средства автоматизации (системы, комплексы) управления силами специального назначения используются разрозненно и информационное взаимодействие между ними практически отсутствует;
- управление частями и подразделениями осуществляется, как правило, без использования автоматизированных средств обмена информацией с использованием неавтоматизированных средств управления;
- доведение приказов (команд, сигналов) боевого управления с вышестоящих пунктов управления до нижестоящих осуществляется неавтоматизированным способом;
i-methods
/9
4-20/4
- автоматизированный обмен информацией между средствами разведки, управления и поражения оперативного и тактического звеньев практически отсутствует, что ориентировочно на 25-30 % снижает степень реализации боевых возможностей сил специального назначения;
- инфокоммуникационное взаимодействие не унифицировано не только в масштабах сил специального назначения, но зачастую даже в пределах одного звена управления.
Как составная часть технической основы системы управления система связи сил специального назначения не соответствует современным условиям и сдерживает внедрение современных инфоком-муникационных технологий.
С другой стороны, каждая существующая АС и АСУ, как правило, имеет свою систему обмена данными и использует выделенные ресурсы связи только в собственных интересах. Продолжение такой политики приведет к тому, что переход на высокоскоростные цифровые каналы связи не даст существенного приращения в эффективности использования ресурсов связи и, соответственно, повышении эффективности системы управления, а также не обеспечит совокупное снижение стоимости аренды канальных ресурсов.
В ожидаемых условиях ведения боевых действий устойчивость существующей системы связи является недостаточной, что обусловлено:
- низкой помехозащищенностью радиоканалов различных диапазонов в условиях радиоэлектронного поражения;
- жестким закреплением каналов за направлениями связи;
- высокой подверженностью кабельных линий связи поражающим факторам ядерного оружия (особенно электромагнитное излучение);
- невозможностью организации обходных направлений с помощью сохранившихся после воздействия узлов и каналов связи, а также использования связных ресурсов узлов связи в интересах смежных пунктов управления.
Оценки устойчивости системы связи и предложения по способам ее повышения при переходе на цифровые коммуникационные технологии, в том числе на аренду виртуальных каналов у операторов связи ЕСЭ РФ, отсутствуют.
В настоящее время фактически отсутствует единый взгляд на облик (архитектуру) технической основы системы управления и ее элементов. Более того, руководящие нормативные документы, определяющие требования к перспективным средствам управления, в значительной степени противоречивы. Отсутствуют документы, регламентирующие оперативное и функциональное взаимодействие различных АС и АСУ в различных условиях обстановки.
Таким образом, техническая основа системы управления не в полной мере соответствует предъявляемым к ней современным требованиям по тактико-техническим (включая вероятностно-временные) характеристикам, в том числе по возможностям интеграции процессов управления силами специального назначения, пропускной способности, разведзащищенности, устойчивости и мобильности, возможностям информационного взаимодействия. Она не обеспечивает не только эффективную поддержку совместного применения разновидовых и разнородных сил и средств в совместных операциях, но и осуществление повседневной деятельности.
С большой вероятностью такое состояние технической основы системы управления объясняется ориентацией на, более, старые технологии и подходы в области инфокоммуникационных технологий.
Традиционный подход к построению технической основы системы управления (СУ) на базе АС и АСУ различного назначения ориентирован на создание автономных «островков автоматизации», автоматизирующих ограниченный набор регламентированных процессов (функций) управления на основе использования жестко детерминированных алгоритмов обработки данных, при этом:
- под каждую АСУ, как правило, создается собственная система обмена данными, основанная на специализированных протоколах обмена;
- каждая АСУ имеет собственные частные решения по информационному взаимодействию внутри АСУ;
- каждая АСУ оперирует собственными структурами данных, жестко завязанными на приложения конкретной АСУ;
- собственные решения по обмену данными и информационному взаимодействию, а также собственные данные делают практически невозможным полноценное взаимодействие между различными АСУ.
АСУ охватывают некоторые процессы управления в одной из областей деятельности по нескольким уровням управления. В предельном случае для полной связности N систем необходимо специфицировать и реализовать
N * ^ - 1)/2 шлюзов (рис.1). Таким образом, мы имеем квадратичный рост сложности АСУ сил специального назначения при включении в ее состав новых систем. Полная связность, во многих случаях, является избыточной, но это ненамного упрощает задачу.
Фактически, должностные лица органов управления становятся заложниками таких систем, они не имеют доступа к первичным данным и зачастую не могут организовать информационное взаимодействие и совместное использование информации от различных систем. Это связано с тем, что архитектура АСУ разрабатывается на принципе автономности, что создает барьеры на пути информационных потоков, связанных с взаимодействием должностных лиц - пользователей различных систем, как в повседневной деятельности, так и при ведении боевых действий. В частности, «стволовая» архитектура АСУ делает практически невозможным полноценное горизонтальное взаимодействие.
Данные, циркулирующие в АСУ, предназначены для органов управления определенного звена и определенного круга должностных лиц (ДЛ), а также решения задач по предназначению конкретной АСУ. Очевидно, что при таком подходе, на фоне дублирования информации в различных АСУ, порождаются информационные, организационные, функциональные и технические барьеры, которые препятствуют эффективному использованию совокупности АСУ в интересах повышения эффективности СУ в целом.
источники ДАННЫХ
ОПЕРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОТРЕБИТЕЛИ ДАННЫХ
Рис. 1. Модель взаимодействия на базе АСУ
Таким образом, техническая основа СУ, построенная на основе АСУ, не может обеспечить полносвязное взаимодействие на всех уровнях управления, гибко подстраиваться под изменения структуры сил специального назначения, а тем более под структуру разновидовых группировок, не может охватить все разнообразие задач подготовки и применения сил в различных условиях обстановки.
Развитие инфокоммуникационных технологий формирует новые информационные возможности и концепции их применения, при этом изменяется также и природа самих технологий и возрастает ско-
21
4-2014
рость самих изменений. Природа изменений, в сочетании с высокой скоростью изменений и очень высокой ценой ошибок, затрагивающих вопросы обороноспособности, создает комплекс сложных проблем, связанный с применением «разрушительных новшеств». Это значит, что их применение может быть малоэффективным, если оно не сопровождается одновременными изменениями в доктрине, концепциях ведения боевых действий и управления силами, подготовки и обучения личного состава.
Тем не менее, традиционный подход к построению технической основы СУ фактически исчерпал возможности повышения эффективности системы управления. Сохранение этого подхода, при одновременном качественном росте объемов информации, делает практически недостижимым обеспечение «прозрачности» информационного взаимодействия между всеми ДЛ и/или приложениями различных АСУ.
АСУ, обеспечивая существенное повышение эффективности некоторых процессов управления, не могут интегрально существенно улучшить эффективность системы управления в целом, а поэтому в будущем традиционная архитектура АСУ должна применяться только для автоматизации наиболее критичных, жестко определенных процессов и процессов реального времени. Это не означает, что не должны разрабатываться функциональные системы, реализующие широкий спектр информационных и расчетных задач, но они должны применяться в архитектуре, отличной от архитектуры традиционных АСУ, и должны работать не с собственными информационными ресурсами, а с информационными ресурсами, доступными во всей системе управления.
Заключение
Таким образом, дальнейшее повышение эффективности системы управления может быть обеспечено не в рамках продолжения создания традиционных АСУ и постоянных совещаний по вопросам информационно-технического сопряжения, а в рамках изменения подхода к автоматизации и информации.
Вторая существенная проблема связана с невозможностью, в рамках существующей архитектуры технической основы СУ, адекватно использовать ресурсы связи. Необходимо создать сетевую инфраструктуру, которая обеспечит:
- эффективное использование всех доступных ресурсов связи;
- быструю адаптацию в условиях разрушающих воздействий, компенсируя низкую устойчивость системы связи;
- необходимый уровень защиты информации при передаче ее по любым каналам связи и транспортным сетям;
- предоставление всем системам возможности использования унифицированного набора сетевых услуг;
- возможность единого адресования объектов и субъектов в масштабах.
Силы специального назначения для достижения превосходства в принятии эффективных решений должны иметь быстрый доступ к релевантной, точной и своевременной информации, возможность автоматизированной выработки и распространения знаний в устойчивом инфокоммуникационном окружении в условиях быстроменяющейся обстановки. В этом плане создание инфокоммуникационной системы специального назначения (далее - ИКС СН) предполагает собой создание робастного (устойчивого) инфокоммуникационного окружения (сетеориентированного окружения (СО), обеспечивающего приемлемую скорость доступа к релевантной, своевременной информации, и в создании фундамента для обеспечения возможностей автоматизированной выработки и распространения знаний.
Литература
1. Легков К.Е. Применение сетеориентированных информационных услуг при проведении операций и ведении боевых действий // Сборник трудов военно-научной конференции ВКА им. А.Ф. Можайского. 2013. 121 с.
2. Легков К.Е. Цели и задачи создания инфокоммуникационной системы военного назначения // Актуальные проблемы информационного обеспечения деятельности Войск воздушно-космической обороны. 2013. № 1. 130 с.
Для цитирования:
Легков К.Е., Бабошин В.А., Пастухов А.С. Повышение эффективности системы управления в рамках изменения подхода к автоматизации и информации // i-methods. 2014. Т. 6. № 4. С. 19-23.
Improving the efficiency of the management system in the framework of the changing approach to automation and information
Legkov K.E.
Ph.D.
Baboshln V.A.,
Ph.D.
Pastuhov A.S.
Military space Academy named after A.F. Mozhaysky
Abstract
Analysis of the existing technical Foundation of the management system shows that, to date, it does not fully meet the specified requirements to ensure unified administraion and all different office forces, in time of peace (Including, when conducting special operations and emergency response) as well as the transfer of forces from peacetime to martial law, in time of war.
Keywords: control system; efficiency; information; the top management of management; the automated system; complex of an automation equipment; collection of information.
References
1. Legkov K.E. Application setorientation information services for operations and combat operations // proceedings of military-scientific conference of VKA. A.F. Mozhaisky. 2013. 121 p.
2. Legkov K.E. Goals and objectives create information and communication systems of military purpose // Actual problems of information support of the activities of the Troops aerospace defense. 2013. No. 1. 130 p.
For citation:
Legkov K.E., Baboshin V.A., Pastuhov A.S. Improving the efficiency of the management system in the framework of the changing approach to automation and information // i-methods. 2014. Vol. 6. No. 4. Pp. 19-23.
i-methods
23
4-2014