Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АВИАМЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)'

РАЗВИТИЕ АВИАМЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ) Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиа-медицинская служба / санитарная авиация / медицинские вертолеты / вертолетная площадка / экстренный вылет / air medical service / medical helicopters / helipad / emergency flight

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гуменюк C.А., Загоруйченко А.А.

В статье, на примере г. Москвы, проанализированы современные подходы к организации авиа-меди-цинской службы в условиях современного мегаполиса. Рассмотрены цели, основные задачи, типы вертолетной техники, а также организационные технологии оказания экстренной медицинской помощи, включая особенности работы авиа-медицинских бригад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Гуменюк C.А., Загоруйченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE AIR-MEDICAL SERVICE IN THE CONDITIONS OF THE MODERN MEGAPOLIS (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

The article analyzes actual approaches to the organization of air medical service in modern megalopolis as exemplified by Moscow. The purpose, principal tasks, types of helicopter machineries and organizational technologies applied to provide emergency medical care, including specifics of air medical brigade operations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АВИАМЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)»

но и белки в частности а - протеиназный ингибитор, что приводит к дисбалансу в системе «протео-лиз - антипротеолиз». Проведенный анализ результатов показал достоверное (р<0,05) увеличение показателей перекисного окисления липидов и системы протеолиза. Перспективой данного исследования может стать применение методик, использованных в исследовании системы протеолиза, в контроле за течением сахарного диабета II типа и надобностью назначения лекарственных препаратов, ингибирующих протеолитические ферменты.

Список литературы

1. Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения : Т. 1 / Александр Сергеевич Аметов . - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 350 с.

2. Д. И. Кузьменко, Т. К. Климентьева ; рец. Т. А. Замощина ; Сибирский медицинский университет (Томск). - Томск : Сибирский государственный медицинский университет, 2017. - 210 с.

3. Нартикова, В. Ф. Унифицированный метод определения активности альфа1-протеиназного ингибитора, альфа2-макроглобулина в сыворотке крови человека / В. Ф. Нартикова, Т. С Пасхина // Вопросы мед. химии. - 1989. -Т. 25, № 4.- С. 494-9.

4. Богер, М.М. Методы исследования поджелудочной железы. - Новосибирск: Наука. - 1988 -с. 278.

5. Измерение активности трипсино- и эласта-зоподобных протеиназ полиморфноядерных лейкоцитов и уровня их кислотостабильных ингибиторов в бронхиальном секрете человека: метод. рекомендации / О. Г. Оглоблина, Л. В. Платонова, Т. С. Пас-хина. - Москва, 1984. - 14 с.

6. Меньшиков, В.В. Лабораторные методы исследования в клинике / Под ред. В.В.Меньшикова.-М.: Медицина, 1987.- 368 с.

7. Брусов, О. С. Метод определения активности СОД / О. С. Брусов // Бюллетень экспериментальной и биологической медицины. - 1976. - № 1.

- С. 33 - 35.

8. Камышников, В.С. Клинико-биохимиче-ская лабораторная диагностика / В.С. Камышников.

- Минск: Интерпрессервис, 2003. - Том 1. - 495 с.

9. Окислительная модификация белков плазмы крови больных с психическими расстройствами (депрессия, деперсонализация) / Е.Е.Дубинина, М. Г. Морозова, Н.В. Леонова и др. // Вопросы мед химии. - 2000. - № 4.- С. 27.

РАЗВИТИЕ АВИАМЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

Гуменюк С.А.

к.м.н.

ГБУЗ «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы» Загоруйченко А.А.

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

DEVELOPMENT OF THE AIR-MEDICAL SERVICE IN THE CONDITIONS OF THE MODERN MEGAPOLIS (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Gumenyuk S.A.,

сandidate of medical sciences Scientific Practical Center for Emergency Medical Care of Moscow Healthcare Department

Zagoruychenko A.A.

FGBNU "National behalf NA Semashko Research Institute of Public Health»

Аннотация

В статье, на примере г. Москвы, проанализированы современные подходы к организации авиа-меди-цинской службы в условиях современного мегаполиса. Рассмотрены цели, основные задачи, типы вертолетной техники, а также организационные технологии оказания экстренной медицинской помощи, включая особенности работы авиа-медицинских бригад. Abstract

The article analyzes actual approaches to the organization of air medical service in modern megalopolis as exemplified by Moscow. The purpose, principal tasks, types of helicopter machineries and organizational technologies applied to provide emergency medical care, including specifics of air medical brigade operations.

Ключевые слова: авиа-медицинская служба; санитарная авиация; медицинские вертолеты; вертолетная площадка; экстренный вылет.

Keywords: air medical service; medical helicopters; helipad; emergency flight.

Введение. ной, экономической, транспортной и иной инфра-

Условия такого густонаселенного мегаполиса, структурой, объективно требуют внедрения в прак-как Москва, со своей сложной развитой социаль- тику здравоохранения инновационных принципов

организации авиа-медицинской службы для комплексного учета таких разнородных детерминант как географические условия, характер и демографические особенности расселения жителей, транспортные пробки, экологическое состояние среды обитания, обеспеченность соответствующим медицинским оборудованием, наличие в достаточном количестве профильных стационаров [1-7].

Цель настоящего исследования - проанализировать современные подходы к организации авиамедицинской службы в условиях современного мегаполиса включая цель, основные задачи, типы вертолетной техники, организационные технологии, используемые при оказании экстренной медицинской помощи и особенности работы авиа-медицин-ских бригад.

Материалы и методы исследования. Проведен обобщающий анализ содержания как действующих правовых нормативных документов, так и современных научных публикаций, которые затрагивают особенности организации авиа-медицинской службы в столичном регионе. Использованы такие методы научного исследования как анализ литературы, изучение и обобщение опыта, аналитический, статистический и другие методы.

Результаты исследования. Анализ показал, что ключевой задачей, стоящей перед авиа-медицин-ской службой столичного региона, является расширение использования санитарной авиации, прежде всего за счет медицинских вертолетов легкого

Ха

рактеристики

класса, применение которых определено договорами о взаимодействии с экстренной медицинской службой [2-6].

В этой связи в работе авиа-медицинской службы столичного региона востребовано обновление наличного парка вертолетов разных классов, за счет машин, которые оснащены необходимым современным медицинским оборудованием. Анализ основных характеристик используемых двухмоторных турбовинтовых вертолетов ВК-117С-2 и ЕС-145 Eurocopter показал, что они полностью отвечают установленным требованиям полетов над мегаполисом (табл. 1) [2-5].

Установлено, что при выполнении вылета на борту находятся два медицинских работника, между ними расположен медицинский шкафчик. Салон воздушного судна оборудован двумя скоро-помощными трансформирующимися носилками. Имеется медицинская стенка, на которой установлены аппарат ИВЛ, монитор, электроотсос, инфузо-мат и дефибриллятор с функцией монитора (рис. 2). Пол салона вертолета изготовлен из диэлектрика, что позволяет проводить в полете полноценную электроимпульсную терапию. В связи с тем, что закупки вертолетов производились в разное время, они оснащены разным медицинским оборудованием. Кроме того, при более поздних закупках вертолетов ЕС-145 в большей степени учитывались профессиональные потребности медицинских работников на основе опыта использования вертолетов ВК-117С-2 [5].

Таблица 1.

используемой вертолетной техники_

Модель санитарного вертолета и вид раскраски

Характеристики

ЕС-145 с раскраской транспорта службы скорой помощи (бортовые номера ЯЛ 01886; ЯЛ 01887)

На борту имеется:

все необходимое оборудование для оказания реанимационного пособия больным (пострадавшим), в том числе и для электроимпульсной терапии; съемное оборудование для транспортировки недоношенных и новорожденных детей;

система кондиционирования; внешняя СГУ;

окно в задней створке грузовой кабины.

возможность установки прожектора на лыжу для поиска людей в темное время суток

Возможно размещение или 2 медработников и 2 больных или 3 медработников и одного больного.

ВК 117С-2 с раскраской транспорта службы спасения (бортовые номера ЯЛ 01882; ЯЛ 01883; резерв ЯЛ 01885)

На борту имеется:

все необходимое оборудование для оказания реанимационного пособия больным (пострадавшим), в том числе и для электроимпульсной терапии; мобильное оборудование для ультразвуковой диагностики неотложных состояний и ассистирования врачебных манипуляций;

возможность установки спускового механизма для беспарашютного десантирования;

возможность установки прожектора на лыжу для поиска людей в темное время суток

Возможно размещение или 2 медработников и 2 пострадавших (больных), или 3 медработников и 1 пострадавшего (больного), или 2 медработников 1 спасателя (со аварийно-спасательным оборудованием) и 1 пострадавшего

В условиях современного мегаполиса для эффективного оказания экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации приоритетным является развитие сети вертолетных площадок. На территории г. Москвы используются как вертолетные площадки в шаговой доступности от специализированной медицинской организации, так и отдельно оборудованные вертолетные площадки [1-4]. Москва располагает 31 вертолетной площадкой, а с 1995 г. в распоряжении мегаполиса находятся 10 вертолетных площадок при много профильных стационарах, из которых три детских

(только по профилю травмы или заболевания) (табл. 2, рис.1) [5].

Обеспечение безопасности полетов санитарной авиации требует наличия у вертолетной площадки не менее двух свободных подходов для посадки и взлета воздушных судов. Вблизи вертолетной площадки недопустимо нахождение растяжек проводов, легких построек, незакрепленных заборов, контейнеров с мусором, кислородной станции [5].

Таблица 2.

Перечень вертолетных площадок при стационарах г. Москвы

Медицинская организация Адрес

1. ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» Большая Сухаревская площадь, д. 3

2. ГБУЗ «ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ» Академика Миллионщикова ул., д.1

3. ГБУЗ «ГКБ № 15 им. О.М. Филатова ДЗМ» Вешняковская ул., д. 23

4. ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ» Ленская ул., д. 15

5. ГБУЗ «ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ» Фортунатовская ул., д. 1

6. ГБУЗ «ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ» Можайское ш., д. 14

7. ГБУЗ «НИИ НДХиТ ДЗМ» Большая Полянка ул., д. 22

8. ГБУЗ «ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ» Шмитовский пр., д. 29

9. ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ» 2-й Боткинский пр., д. 5

10. ГБУЗ «ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ» Героев Панфиловцев ул., д. 28

Рисунок 1. Карта расположения вертолетных площадок на территории многопрофильных и специализированных стационаров г. Москвы

После присоединения к г. Москве новых территорий в Троицком и Новомосковском округах была построена 21 вертолетная площадка с твердым покрытием, нанесенной на него опознавательной разметкой и ограждением по периметру с

въездными воротами. Площадки широко используются в медицинских целях, на них происходит передача больных и пострадавших, доставленных бригадами СМП, вертолетным авиа-медицинским бригадам (табл. 3, рис.2) [2,3,5].

Таблица 3.

Перечень специально оборудованных вертолетных площадок медицинского назначения на терри_тории г. Москвы_

Поселение Населенный пункт (название площадки) Координаты по навигатору

1 Новофедоровское Архангельское 550 24.408 / 360 54.837

2 Белоусово 550 24.417 / 370 00.948

3 Яковлевское 550 27.845 / 360 56.772

4 Роговское Васюнино 550 14.167 / 370 00.908

5 Ильино 550 10.810 / 370 02.460

6 Рогово 550 15.191 / 370 04.182

7 Кленовское Кленово 550 10.739 / 370 02.634

8 Чернецкое 550 14.894 / 370 19.689

9 Первомайское Настасьино 550 31.898 / 370 08.025

10 Поповка 550 30.784 / 370 14.304

11 Птичное 550 31.656 / 370 12.928

12 Вороновское Вороново 550 19.111 / 370 19.193

13 Краснопахорское Красное 550 26.23 / 370 17.33

14 Михайлово-Ярцевское Конаково 550 25.233 / 370 10.700

15 Ярцево 550 24.129 / 370 07.423

16 Марушкинское Крекшино 550 34.933 / 370 07.183

17 Десеновское Кувейкино 550 29.454 / 370 26.115

18 Станиславль 550 31.483 / 370 21.783

19 Московский Московский 550 36.131 / 370 19.512

20 Мосрентген Мосрентген 550 37.094 / 370 27.589

21 Щаповское Щапово 550 22.600 / 370 24.783

Рисунок 2. Карта расположения вертолетных площадок в поселениях и на автомобильных дорогах

новой территории города Москвы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение. Порядок организации деятельности авиа-медицинских бригад в структуре санитарной авиации на территории мегаполиса устанавливает алгоритм встречи доставленного на вертолетную площадку пострадавшего или больного медицинским персоналом приемного отделения лечебного учреждения. Информация о прибытии вертолета медико-санитарной службы поступает сотрудникам приемного отделения медицинской организации по телефону от диспетчерской службы НПЦ ЭМП [1,5].

Установлено, что в распоряжении авиа-меди-цинских бригад имеются три медицинских вертолета, оснащенных таким современным медицинским оборудованием для оказания первой медицинской помощи как аппараты искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы, инкубаторы для транспортировки новорожденных [2-9].

Анализ позволил определить территории г. Москвы и Московской области структуру наиболее типичных случаев медико-санитарной вертолетной техники [2-9]:

1) экстренные вылеты (экстренная эвакуация пострадавших с места происшествия в случае ДТП, взрывов, пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций, включая оказание помощи бригадам ССиНМП);

2) транспортировки медицинского назначения (в т.ч. эвакуация пострадавших из ЛПУ присоединенных территорий);

3) авиапоиск и медицинское обеспечение авиационных происшествий в зоне действия Московского авиационного узла;

4) транспортировка больных с острыми соматическими заболеваниями для оказания ВМП от бригад СМП в стационары города с удаленных территорий;

5) проведение медицинской разведки на месте происшествия или чрезвычайной ситуации.

В мегаполисе вертолет осуществляет полеты на административной территории города в режиме повседневной деятельности, а в режиме ЧС - в любое место области или даже другой регион с учетом безопасного возвращения на базу при наличии соответствующих административных распоряжений. Время транспортировки пострадавших с мест происшествия в городскую медицинскую организацию из любой точки Москвы составляет от 5 до 7 минут, а из Московской области - от 15 до 20 минут [2].

Анализ работы авиа-медицинских бригад показал, что в 2017 году Центром экстренной медицинской помощи (г. Москва) была оказана помощь больным и пострадавшим в 578 случаях (из них в 77 случаях - детям). Было госпитализировано вертолётом 562 человека, в т.ч. 71 ребенок (в том числе с травмами - 249, с соматическими состояниями 313 человек). Необходимая экстренная медицинская помощь была оказана на месте происшествия в 16 случаях.

В Московском регионе полноценная работа авиа-медицинских бригад может быть ограничена

метеорологическими условиями, отзывом вертолета Московского авиационного центра, наличием запретных зон и работой в зоне других воздушных судов [2,3,5,7].

При экстренных вылетах значительный объем работы авиа-медицинских бригад осуществляется в ходе медицинского обеспечения массовых городских мероприятий и приема пострадавших из других регионов. В рамках чрезвычайной ситуации приоритетное место занимают пожары, криминальные, насильственные и антисоциальные действия, включая угрозы взрыва, обнаружение взрывных устройств и т.п. [2,6-10].

Наиболее часто медико-санитарный вертолет используется в условиях мегаполиса для оперативной эвакуации пострадавших в городские медицинские организации по вызову бригад скорой медицинской помощи в случаях пострадавших в тяжелом состоянии, особенно в случаях неудовлетворительной транспортной доступности места происшествия (некачественное дорожное покрытие, ограничение движения автотранспорта в часы «пик» и т.п.) [2,5,6].

Анализ подтвердил актуальность внедрения в организацию деятельности службы санитарной авиации современных инновационных и информационных технологий. Так, в случае вызова СМП на территории Московской области мобильное приложение «Система-112» является эффективной организационной технологией при транспортировке с помощью вертолетной техники больных с острыми соматическими заболеваниями для оказания ВМП в медицинские организации города с удаленных территорий области. «Система-112» обеспечивает эффективный мониторинг транспортировки больных. За счет использования таких современных информационных технологий как интерактивная карта, поиск адреса ближайшей больницы или травмопункта, когда при выборе медицинского учреждения отображается адрес, контактный телефон и расстояние до него. Мобильное приложение предлагает пользователям описание основных правил оказания первой экстренной медицинской помощи при ЧС, ДТП, прочих экстренных ситуациях. Для граждан иностранных государств разработана англоязычная версия программы. Особенно актуальной эта собенность приложения стала в дни проведения Чемпионата мира по футболу, когда многие иностранные граждане, не владеющие русским языком, обращались в службу экстренной медицинской помощи [10].

Заключение. В целях комплексного совершенствования системы экстренной медицинской помощи на территории мегаполиса необходимо интенсивное развитие организации авиа-медицинской службы в Москве и Московской области за счет внедрения в деятельность авиа-медицинских бригад инновационных организационных технологий,

развития сети вертолетных площадок и улучшения оснащенности медицинским оборудованием вертолетного парка столичного мегаполиса.

Список литературы

1. Гулин А.Н., С.Ф. Гончаров С.Ф., Гармаш О.А., Мотина Н.А. Пути развития системы экстренной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации»// Медицина катастроф. 2012. № 3. - С. 41- 44.

2. Махнев В.Г., Иванчин Д.В. Применение вертолетной техники в системе экстренной медицинской помощи города Москвы// Материалы межведомственной научно-практической конференции «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация». Тверь: ООО «Изд-во «Триада», 2012. С.. 4446.

3. Тотоев В.С. О необходимости создания в России санитарной авиации // Военно-медицинский журнал. 2005. 326, № 11. С. 58-59.

4. Махнев В.Г., Иванчин Д.В. Дальнейшее развитие работы санитарной авиации на базе вертолетов легкого класса на административной территории г. Москвы // Материалы II межведомственной научно-практической конференции «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация». Тверь: ООО «Изд-во «Триада», 2013. С. 45- 46.

5. Методические рекомендации Департамента здравоохранения г. Москвы № 23 от 15 мая 2018 г. «Организация работы авиа-медицинских бригад в структуре санитарной авиации города Москвы».

6. Махнев В.Г. Использование санитарных вертолетов легкого класса при ликвидации медико-санитарных последствий дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории г. Москвы в 1995-2007 гг. // Средства спасения. Противопожарная защита: Каталог. 306 Вып. 8. - М.: ВДПО, Б. г. - С. 160-164.

7. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 388н.

8. Инструкция по выполнению авиационных работ по оказанию медицинской помощи населению Москвы с использованием вертолетов БК-117С-2 ГКУ МАЦ от 2015 года. Приложение к Соглашению между НПЦ ЭМП и МАЦ об оказании медицинской помощи с использованием вертолетов малого класса 2015 год.

9. Козырев Д.В., Хупов М.Т. «Санитарно-авиа-ционная эвакуация с использованием вертолетов лёгкого класса в условиях мегаполиса» Медицина катастроф, #1(97), 2017г, с. 31-33.

10. Кнопка спасения [Сетевой ресурс] http://www.podmoskowje.ru/delovaya-infor-maciya/knopka-spaseniya. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.