УДК 637.5
РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
СЕРГЕЕВА И.А.,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», е-mail: [email protected].
СЕРГЕЕВ А.Ю.,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», е-mail: [email protected].
БАХТЕЕВ Ю.Д.,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», е-mail: [email protected].
Реферат. Дан анализ состояния и обоснование практических рекомендаций по дальнейшему развитию аграрного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны. Исследование осуществлялось на основе официальных материалов Федеральная служба государственной статистики, изучения публикаций отечественных ученых, а также применения: монографического метода при исследовании подходов к оценке продовольственной безопасности государства; экономико-статистический метод - для анализа угроз продовольственной безопасности, а также проблем развития аграрного производства. Рассмотрено современное состояние самообеспеченности продуктами питания в России. Выявлены проблемы в развитии аграрного производства, устранение которых является объективной необходимостью для гарантированного обеспечения продовольственной безопасности. Обоснована необходимость усиления государственного регулирования экономических процессов, освещены основные направления государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и населения с целью обеспечения продовольственной безопасности страны в перспективе. Предложенный подход и методика для оценки уровня самообеспеченности государства продуктами питания отличается высокой степенью объективности, т.к. система использованных показателей основывается на сравнении не только с рациональными нормами потребления, но и с показателями производственного потенциала агроотрасли, а также на соотнесении с критериями экономической безопасности страны (уровень и качество жизни населения) на основании установления тесной связи и взаимозависимости. Исследование состояния продовольственной безопасности государства и проблем развития аграрного производства обуславливает необходимость выработки практических рекомендаций, способствующих нейтрализации существующих и предотвращению возникновения новых угроз. Необходима детальная проработка государственных целевых программ развития агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, физическая и экономическая доступность, ресурсный потенциал АПК, современные тенденции в агросекторе.
DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCTION AND ENSURING FOOD SECURITY IN RUSSIA
SERGEEVA I.A.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Economic Security, Penza State University, e-mail: [email protected].
SERGEEV A.Yu.,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Economic Security, Penza State University, e-mail: [email protected].
BAKHTEEV Yu.D.,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management and Economic Security, Penza State University, e-mail: [email protected].
Essay. An analysis of the state and substantiation of practical recommendations for the further development of agricultural production and ensuring the food security of the country are given. The study was carried out on the basis of official materials of the Federal State Statistics Service, the study of publications of domestic scien-
tists, as well as the use of: the monographic method in the study of approaches to assessing the food security of the state; economic-statistical method - for the analysis of threats to food security, as well as problems of development of agricultural production. The current state of self-sufficiency in food products in Russia is considered. Problems in the development of agricultural production are identified, the elimination of which is an objective necessity for guaranteed food security. The necessity of strengthening state regulation of economic processes is substantiated, the main directions of state support for domestic producers and the population are highlighted in order to ensure the country's food security in the future. The proposed approach and methodology for assessing the level of self-sufficiency of the state in food products is characterized by a high degree of objectivity, because the system of indicators used is based on comparison not only with rational consumption rates, but also with indicators of the production potential of the agricultural sector, as well as on correlation with the criteria of the country's economic security (level and quality of life of the population) based on the establishment of a close connection and interdependence. The study of the state of food security of the state and the problems of development of agricultural production necessitates the development of practical recommendations that help neutralize existing and prevent the emergence of new threats. A detailed study of state target programs for the development of agro-industrial production and ensuring food security is necessary.
Keywords: food security, physical and economic accessibility, resource potential of the agro-industrial complex, current trends in the agricultural sector.
Введение. В сложившихся реалиях важнейшим направлением государственной политики является обеспечение продовольственной безопасности. Негативное воздействие оказывают иностранные государства в отношении России, внутренние экономические проблемы вследствие создают еще больше угроз для деятельности организации, а также производственного процесса. Важно обеспечить экономическую безопасность организации, чтобы она могла помочь обеспечить безопасное и стабильное состояние. Правильная организация экономической безопасности в организации, способствует защите от различных внешних и внутренних угроз и предпринимает меры по устранению неблагоприятных последствий. Производственная инфраструктура играет большую роль в обеспечении
2020 г.
2016 г.
2010 г.
экономической безопасности организации, так как снабжает воспроизводственный процесс нужными средствами для обеспечения производства.
Независимость в сфере гарантированного обеспечения населения страны продовольствием собственного производства поддерживается правительственными мерами, ориентированными на защиту отечественных товаропроизводителей.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации важнейшим стратегическим национальным приоритетом определено - сбережение народа России, для достижения которого необходимо повышение физической и экономической доступности пищевой продукции [1].
Масло
растительное - Сахар
■ Фрукты и ягоды
■" Овощи □ Картофель
Яйца ^ Молоко ■•» Мясо Зерно
Рисунок 1 - Уровень самообеспечения основными продуктами питания, %
Рисунок 2 - Производство основных видов продовольствия в Российской Федерации, тыс. тонн [3]
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны является стратегически важной. Правительство страны постоянно контролирует состояние обеспечения продовольственной безопасности, а также принимает систематизированные меры в направлении её обеспечения. В 2020 г. Указом президента РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности. В ней подчеркнута необходимость гарантированного обеспечения населения продовольствием, развития отечественного агропромышленного комплекса.
Продовольственная безопасность - приоритетное направление безопасности нации, фактор и условие сохранения государственности и суверенитета страны.
Продовольственная безопасность страны (в соответствии с Доктриной) предусматривает ее самообеспечение наиболее важными видами продовольствия отечественного производства. Кроме того, продовольственная безопасность как уровень самообеспечения представляет собой соотношение между объемом отечественного аграрного производства и объемом внутреннего потребления [2].
Степень насыщения населения России продуктами питания отечественного производ-ства представлена на рисунке 1 [4].
Безопасность в продовольственной сфере отражает объем, качество и безопасность потребляемых населением продуктов, потенциальная возможность приобрести их, а также уровень производственного потенциала агропромышленного комплекса.
Продовольственная независимость основывается на стабильном отечественном аграрном производстве. Производство основных видов продовольствия в Российской Федерации показано на рисунке 2.
В результате перепроизводства свинины агропромышленное производство испытывает в настоящее время проблемы со сбытом своей продукции.
В числе злободневных задач гарантирования продовольственной независимости государства отмечены:
- наращивание объемов производства качественного и безопасного для здоровья населения продовольствия;
- своевременное прогнозирование и оперативное предотвращение угроз снижения обеспеченности продуктами питания отечественного производства;
- обеспечение реализации мер доступности продовольствия;
- материально-техническое переоснащение аграрного производства;
- нацеленность на стратегию импортозамещения;
- развитие научных исследований в области агропромышленного производства и др.
Продовольствия отечественного производства Россия полностью обеспечивает себя по таким видам, как: мясом, сахаром, зерном, растительным маслом и прочими продуктами. К тому же собственное производство молока и картофеля обеспечило значительную часть внутреннего потребления в 2020 г. и превысило уровень 84%.
Среднедушевое потребление наиболее важных продуктов питания в России показано на рисунке
3 [6, 12].
Фактический уровень среднедушевого потребления продуктов питания в 2020-2021 гг. не достигал утвержденных Минздравом РФ рекомендуемых рациональных норм потребления по таким продуктам как: фрукты, овощи, молоко и молочные продукты. При этом население России значи-
тельно злоупотребляет сахаром, что может негативно отразиться на состоянии его здоровья.
Для стабильного отечественного аграрного производства необходимо соответствующее ресурсное обеспечение.
Хозяйства всех категорий РФ в 2021 г. произвели продукции более чем на 7 трлн. рублей. Тем не менее, отечественные специалисты говорят об экстенсивном типе развития отрасли. В 2021 г. доля агросектора в ВВП составляла 4,5% [10].
При этом импорт продовольствия все ещё составляет 11,6% в общей структуре. В 2021 г. импорт продовольствия увеличился на 14,1% в стоимостном объёме [5].
В условиях политического давления со стороны западных стран на РФ по данным Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России, экспорт продукции АПК в 2022 г. в 11 раз меньше, чем за 2021 г. [8].
Рисунок 3 - Среднедушевое потребление продуктов питания в России, кг
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт.
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт.
1990 г.
2000 г.
2010 г.
2020 г.
2021 г.
Рисунок 4 - Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами по Российской Федерации [6]
Ресурсный потенциал определяет возможности агропроизводства.
Обеспечение продовольственной безопасности в России сдерживается недостаточностью технических ресурсов.
В Российской Федерации за анализируемый период (1990-2021 гг.) наблюдается устойчивая тенденция снижения обеспеченности агропроизводства техническими ресурсами.
Используемая в аграрном производстве техника превышает все возможные для нее сроки эксплуатации и претерпевает значительный физический и моральный износ. Кроме того, очевидна и технологическая отсталость агроотрасли.
Модернизация и рациональное использование имеющихся ресурсов позволит повысить эффективность и конкурентоспособность аграрного производства и гарантировать продовольственную безопасность страны.
Запрет на импорт продуктов дает хорошие возможности многим секторам экономики для усиления конкурентных позиций. Например, рост производства молока, овощей и мяса. По мнению экспертов, восстановление отечественного аграрного сектора укрепляет продовольственную безопасность России [6]. Однако, антироссийские санкции способствовали значительному росту расходов потребителей, а также к снижению уровня доступности для них продуктов питания.
Экономическая доступность продуктов питания определяется на основе удельного веса в семейном бюджете затрат на них: если он более 20%, то продукты доступны. Если затраты - более 1/5, но менее 1/3 бюджета, то уровень доступности - средний. Если затраты более 1/3, но менее 1/2 -высокий. Удельный вес затрат на питание в 2020 г. в среднем составлял 36,8% в составе общих расходов на потребление [11].
Продовольственная безопасность обеспечивается степенью доступности продовольственных товаров, в первую очередь, определяемой уровнем жизни населения. Чтобы провести оценку уровня жизни нужно воспользоваться как количественными характеристиками, так и качественными характеристиками. Эти характеристики помогают адекватно характеризовать уровень жизни населения, а также любые его изменения.
В связи с этим, разработан только направляющий комплект показателей. Этот комплект на практике применяется как инструмент, который измеряет меру воздействия положения экономики и реформ в этой же области на степень существования людей. Чтобы проанализировать какое количество употребляет индивидуум продуктовых и непродовольственных товаров и услуг специалисты используют прожиточный минимум. С его помощью определяют, какой уровень и количество товаров могут утолить нужды человека, а также поддержать его здоровье и нормальное функционирование.
В рациональный бюджет, как правило, входят обеспеченность семей всеми необходимыми предметами для их жизнедеятельности, такие как медикаменты, наличие необходимой одежды и обуви, необходимыми предметами труда в бытовой и хозяйственной деятельности, продуктами питания и т.д.
Минимальный потребительский бюджет предназначен для обеспечения минимальных потребностей человека, в том числе обеспечение продуктами питания [9].
В минимальную продовольственную корзину входят химический состав продуктов питания, которые употребляет человек, а также калории в них. Потребительская корзина выступает как наименьший комплект продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, с помощью которых человек может сохранить свое здоровье и обеспечить свою жизнедеятельность.
На сегодняшний день в современной литературе существуют факторы, которые определяют уровень и качество жизни населения, к этим факторам относятся: духовные; экологические; политические; экономические; технологические.
Повышение уровня жизни в стране, в первую очередь связано со сложившейся структурой экономики, поддержанием ее развития, а также стимулирование роста экономики. В основе сложившейся экономики государство, ориентируясь на нее, проектирует социально-значимые программы, для поддержания уровня жизни людей. Если экономика имеет устойчивую структуру и имеет развитие в положительную сторону, то в стране, однозначно, будет наблюдаться общественный прогресс, если же экономика будет иметь неустойчивое положение, а также приносить отрицательные результаты, то в стране будет наблюдаться социальный регресс. Это говорит о том, что наблюдается взаимосвязь между ростом экономики и общественным прогрессом. Как состояние экономики и экономический рост воздействует на уровень и качество жизни населения, так наблюдаться и обратная связь [9].
С тем чтобы воздействовать на увеличение уровня существования в стране, необходимо направить все силы на поддержание и формирование экономики и роста экономики в России. Ведь уровень существования напрямую зависит от сложившегося состояния экономики в этой стране. Если непосредственно говорить об уровне жизни, то можно сказать, что Россия уступает своим ближайшим экономическим партнерам таким как Республика Белоруссия и Китай [7].
Главный фактор снижения уровня существования жителей в России прежде всего связана с увеличением уровня имущественного неравенства населения, которое усиливает расслоение общества. Большое влияние оказывают санкции со стороны западных стран, инфляция и т.д. Из-за таких резких изменений население подверглось спаду реальных доходов.
На сегодняшний момент наблюдается такая тенденция снижения уровня существования людей в России, вызванная, в том числе, пандемией. Если происходит сокращение доходов людей, то население будет беднеть, то есть происходит спад уровня жизни, которое отразилось на снижении покупательной способности населения, а за этим следует сокращение спроса на продовольственные товары из-за снижения их доступности.
Таким образом, проследив указанную взаимосвязь экономических процессов убеждаемся в том, что для гарантированного обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо повышать уровень жизни населения. Необходимо обеспечить благоприятную среду для повышения экономического роста, развития производства, объем получаемых доходов и необходимую продовольственную продукцию для удовлетворения потребностей каждого человека страны. Необходимо предоставить все условия для поддержания и развития отечественного производства, разработать эффективную и взвешенную аграрную политику.
Заключение. В сложившихся реалиях аграрная политика России должна учитывать интересы агропроизводителей и быть хорошо обдуманной.
Для гарантирования продовольственной безопасности государства необходимо создание благоприятных условий для реализуемости механизмов обеспечения [6]:
- осуществлять государственную поддержку отечественного аграрного производства;
- создать резервные фонды продовольствия с применением прогрессивных способов его длительного консервирования без утраты качественных характеристик;
- провести модернизацию технологического парка агроотрасли;
- внедрять передовые технологии агропроиз-водства.
Стратегическим направлением в развитии АПК являются инновации в технологиях произ-
водства агропромышленной продукции. Однако наращивание объемов производства продуктов питания рационально при соответствующем росте платежеспособного спроса населения. В связи с этим для обеспечения продовольственной независимости необходима равная поддержка отечественного товаропроизводителя и потребителя.
Важным является и осуществление поддержки социальной и политической стабильности населения страны, а также роста экономического потенциала и создания необходимых условия в целях развития аграрного производства даже при наиболее негативных сценариях развития внутренних и внешних процессов и благополучного противодействия внутренним и внешним угрожающим факторам продовольственной безопасности.
Реализация мер по развитию аграрного производства позволит гарантировать продовольственную безопасность страны. В сегодняшнем мироустройстве метод программно-целевого управления государством наравне с проводимыми прогнозами социально-экономического развития государства является одним из важнейших инструментов реализации государственной (в том числе продовольственной) политики.
На сегодняшний момент времени основной задачей российского развития можно назвать задачу повышения конкурентоспособности нашей экономики, диверсификации производственной сферы и экспортной деятельности.
В качестве основной цели разработки государственных целевых программ можно назвать помощь в реализации политики страны по основным направлениям ее социально-экономического развития, в том числе развития агропромышленного производства. Достижение данной цели реализуется посредством обеспечения максимального сосредоточения финансовых средств, материальной, технической базы и трудовых ресурсов на наиболее важнейших направлениях развития и обеспечения безопасности государства, в числе которых обеспечение продовольственной безопасности.
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ ec97029645278dce9d199b14ea6bbf6c09ee93aa/
2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/73338425/
3. Федеральная служба государственной статистики. Показатели, характеризующие импортозамещение в России. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188.
4. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage /mediabank/S-X_2021.pdf
5. Открытый журнал. - URL: https://journal.open-broker.ru/research/grozit-li-rossii-deficit-produktov-pitaniya/
6. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy
7. Черданцев В.П. Важность государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности // IACJ. - 2022. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-gosudarstvennyh-rezervov-dlya-obespecheniya-prodovolstvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.11.2022).
8. Официальный сайт Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». - URL: https://aemcx.ru/analytics/ statistics/stat2021/
9. Муратова Е.А. Продовольственная безопасность и импортозамещение в контексте экономической безопасности // Московский экономический журнал. - 2019. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-i-importozameschenie-v-kontekste-ekonomicheskoi-bezopasnosti (дата обращения: 27.11.2022)
10. АПК России: тенденции развития 2022// Сельскохозяйственные вести. - URL: https://agri-news.ru/novosti/apk-rossii-tendentsii-razvitiya-2022/
11. Социальное положение и уровень жизни населения России. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Soc pol 2021.pdf
12. Официальный сайт Справочно-нормативной системы КонтурНорматив. - URL: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=3 81786
Spisok ispolzovannyx istochnikov
1. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 №400 «O Strategii nacionaTnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». - - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ ec97029645278dce9d199b14ea6bbf6c09ee93aa/
2. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 №20 «Ob utverzhdenii Doktriny' prodovolstvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime /doc/73338425/
3. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Pokazateli, xarakterizuyushhie importozameshhenie v Rossii. -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188.
4. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage /mediabank/S-X_2021.pdf
5. Otkry'tyj zhurnal. - URL: https://journal.open-broker.ru/research/grozit-li-rossii-deficit-produktov-pitaniya/
6. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - URL: https://rosstat.gov.ru/ enterprise_economy
7. Cherdancev V.P. Vazhnost' gosudarstvennyx rezervov dlya obespecheniya prodovolstvennoj bezopasnosti // IACJ. - 2022. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnost-gosudarstvennyh-rezervov-dlya-obespecheniya-prodovolstvennoy-bezopasnosti (data obrashheniya: 20.11.2022).
8. OficiaFny j sajt Federalnogo centra razvitiya eksporta
produkcii APK Minsel'xoza Rossii «Agroe'ksport». - URL: https://aemcx.ru/analytics/ statistics/stat2021/
9. Muratova E.A. Prodovolstvennaya bezopasnost i importozameshhenie v kontekste ekonomicheskoj bezopasnosti // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2019. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-i-importozameschenie-v-kontekste-ekonomicheskoi-bezopasnosti (data obrashheniya: 27.11.2022)
10. APK Rossii: tendencii razvitiya 2022// SeFskoxozyajstvenny'e vesti. - URL: https://agri-news.ru/novosti/apk-rossii-tendentsii-razvitiya-2022/
11. Social'noe polozhenie i uroven zhizni naseleniya Rossii. - URL:https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Soc_pol_2021.pdf
12. OficiaFnyj sajt Spravochno-normativnoj sistemy KonturNormativ. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=381786