Научная статья на тему 'Разведка средствами Интернета'

Разведка средствами Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
841
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / ИНТЕРНЕТ / АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / НЕВИДИМЫЙ ИНТЕРНЕТ / ПОИСКОВЫЕ МАШИНЫ ИНТЕРНЕТА / COMPETITIVE INTELLIGENCE / INTERNET / ANALYTICS / INFORMATION / STATE / SEARCH ENGINES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ющук Е. Л.

В статье представлены обзоры приемов поиска информации в интернете и методы использования полученной информации в целях конкурентной разведки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION BY MEANS OF THE INTERNET

In clause reviews of receptions of information search on the Internet and methods of use of the received information with a view of competitive investigation are presented.

Текст научной работы на тему «Разведка средствами Интернета»

№ 12 (54), 2008 г.

Аграрный вестник Урала

91

Интернет

РАЗВЕДКА СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТА

Е.Л. ЮЩУК,

кандидат экономических наук, Член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, доцент Высшей Экономической Школы - бизнес-школы при Институте Экономики УрО РАН, г. Екатеринбург

Ключевые слова: конкурентная разведка, Интернет, анализ информации, государство, невидимый Интернет, поисковые машины Интернета.

Интернет все больше и больше проникает в общественную жизнь и хозяйственную деятельность предприятий. Народнохозяйственный комплекс не остается в стороне от этих процессов, хотя и не находится на передовых позициях в силу своей инертности и консервативности. Использование Интернета для получения информации для корпоративных нужд не отличается от применения Интернета с той же целью и в государственных интересах или других сфер общественной жизни. Поэтому уместно рассмотреть работу разведки в Интернете в целом, а к потребностям каждого конкретного потребителя адаптировать ее уже с учетом специфики запросов.

Сбор, мониторинг и анализ информации в Интернете приобретает все большее значение для конкурентной разведки предприятий разных форм собственности.

Для глобальных исследований в ИНТЕРНЕТ используются специальные "процессоры сбора данных" (в некоторых источниках их называют еще "текстово-аналитические системы", хотя название не совсем верно, т.к. анализируется не только текст, но и рисунки, чертежи и графики). В данном контексте термин "процессор" не имеет ничего общего с микропроцессором; это часть программы, которая определяет, каким образом сама программа управляет и манипулирует данными. Процессор сбора данных использует программное обеспечение, так называемый "робот", который извлекает нужную информацию, используя целый арсенал средств лингвистического, семантического и статистического анализа. Действуя автономно, процессоры сбора данных перехватывают любую запрашиваемую информацию, как только она появится в ИНТЕРНЕТ".

Александр Доронин некоторое время наблюдал за французской системой мониторинга интернета в интересах государства. Материалы, находящиеся в открытом доступе, анализируются в государственном масштабе специальным программным обеспечением и уже на первом этапе анализа относятся к опреде-

ленным отраслям науки.

На основании этой первичной сортировки данных, аналитикам легче обратить внимание на новые и потенциально важные "прорывы" в науке. Они получают возможность по ранним сигналам обратить внимание на интересующие их процессы.

Применяются подобные программные комплексы и при исследовании кадровых перемещений на рынке труда. Если удается найти ученых, поработавших в течение короткого периода времени в нескольких различных научных центрах, компетентные органы начинают искать этих людей, с тем, чтобы получить от них нужную информацию.

А. Доронин говорил и о французской системе семантической обработки данных [1]: "Для проведения семантического анализа крупных информационных массивов компания "Acetic" совместно с учеными университета Париж VIII разработала пакет прикладных программ "Tropes". Отбор требуемой информации происходит в соответствии с ключевыми словами и понятиями, связанными по смыслу. Так, например, название типа самолета "Мираж" соотносится со словами "самолет", "истребитель"; сочетание слов "госсекретарь США" автоматически ассоциируется со словами: "министр", "политик"". Причем, как и в предыдущем случае, после обработки информации происходит ее группировка по смыслу, что позволяет в дальнейшем сделать информацию доступной именно тому специалисту, который в ней заинтересован.

Специалисты склонны считать, что раз государственные службы отдают подобные системы для использования гражданским учреждениям, значит, скорее всего, они уже получили что-то более новое и совершенное.

"Noemic", сменивший "Taiga" на боевом посту, не только сканирует, но и автоматически осуществляет "объединение источников", обрабатывая полученную информацию со скоростью одного миллиарда знаков в секунду независимо от того, существуют ли она в виде готовой базы данных или, например, передается электронным агентством новостей

на любом языке в виде целостного текста. Этот семантический процессор сбора данных способен также подвергать обработке заслуживающие его внимания концепции, метафоры и совокупности идей. Если перед ним поставить задачу выявить, например, все случаи установления связей между гонконгскими и американскими фирмами, действующими в области микроэлектроники, за последние пять лет, то для ее выполнения ему хватит всего несколько часов",

- добавляет к сказанному Доронин.

В изданной нами книге "Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей" наглядно продемонстрировано взаимодействие государства и бизнеса в области получения и дальнейшей обработки разведывательной информации. Причем, это взаимодействие далеко выходит за рамки интернета и открытых источников и часто лежит в плоскости передачи бизнесу материалов, полученных государством из закрытых источников. Нередко такая передача сопровождается "легализацией" информации, дабы скрыть настоящий источник.

"Когда заходит речь об очень крупных зарубежных компаниях, выясняется, что подразделения конкурентной разведки имеют большой штат, внутреннюю специализацию, современное дорогостоящее оборудование и хорошее финансирование. Но когда рассматриваются сверхкрупные предприятия, от благополучия которых прямо зависит благополучие страны, либо компании, имеющие шансы таковыми стать, ситуация меняется. В этих случаях становится объективно очевидным, что подразделения конкурентной разведки должны работать в тесном контакте с государственными спецслужбами, т.к. собственных возможностей компании по обеспечению конкурентного преимущества оказывается недостаточно. Службе безопасности компании, претендующей или могущей претендовать на долю мирового рынка, приходится сталки-

Competitive intelligence, Internet, analytics, information, state, search engines.

92

Аграрный вестник Урала

№ 12 (54), 2008 г.

Интернет

ваться с активностью государственных разведок стран-конкурентов, а в работе против подразделений конкурентной разведки таких компаний участвуют государственные контрразведчики. Конкурентная разведка и конкурентная контрразведка здесь сталкиваются с ограниченностью своих возможностей по отношению к потребностям, но не потому, что недобросовестный руководитель предприятия требует перейти грань дозволенного, а потому, что интересы конкурентов компании совпадают с государственными интересами их стран или, иными словами, интересы компании входят в противоречие с национальными или финансовыми интересами другой страны.

Для того, чтобы понять, почему интересы крупного бизнеса и государства в любой стране периодически пересекаются, имеет смысл глубже рассмотреть природу их взаимных интересов.

Экономика относительно благополучной страны может развиваться в долгосрочной перспективе и обеспечивать социальную стабильность общества, опираясь на внутренний рынок. Внутренний рынок, в свою очередь, может существовать только при гарантированном спросе, который формируется двумя основными составляющими - покупательной способностью широких слоев населения и государственным заказом,

- которые при этом взаимосвязаны.

Государственный заказ - это и оборонная промышленность со связанными с ней НИИ и конструкторскими бюро, продовольственное и прочее снабжение армии (обмундирование, техника не боевого применения и многое другое), социальные и иные целевые программы, медицина, наука и т.д. Косвенно бюджетные деньги затем перераспределяются и в другие отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, производство стройматериалов, металлургия, добывающие отрасли и многое другое.

Госзаказ - серьезная составная часть рыночной экономики, и борьба за стабильные заказы со стороны го-

сударства - один из наиболее важных и закрытых аспектов деятельности претендующих на них фирм, научно-производственных объединений, да и самих государственных структур, особенно бюджетных, настолько закрытых, что в западных и российских публикациях по вопросам конкурентной разведки эта тема даже не затрагивается. Деликатность ее в том, что, в конечном счете, она упирается в такие официально непопулярные формы достижения цели, как лоббирование и коррупция. Этим "болел" и Советский Союз.

Появление Интернет-разведки сделало возможности конкурирующих фирм по получению информации во многом сопоставимыми. Скорость и точность поиска, а главное, последующего анализа информации выходят на передний план как наиболее важные параметры конкурентного превосходства.

Большая часть информации, полученной из Интернета, нуждается в обработке. Игорь Нежданов в книге "Аналитическая разведка" отмечал, что получение информации извне - не единственный, хотя и самый понятный - способ получения информации. Менее очевиден, но не менее важен такой способ получения новой информации, как аналитическая обработка имеющейся.

И действительно, Александр Доронин говорит: "Мой собственный опыт и практика работы моих коллег позволяют утверждать, что только порядка 10-15% нужной информации имеется в ИНТЕРНЕТ уже в готовом виде (необходима только верификация), а остальные 85-90% получаются в результате сравнения, анализа и синтеза разрозненных и разбросанных по разным источникам фактов, по которым вполне можно составить хотя бы фрагментарную картину настоящего. Естественно, что информация, полученная таким образом, нуждается в уточнениях и верификации (проверке).

Но, во-первых, опять же из личного опыта могу отметить, что оперативность предоставления инфор-

Литература

1. Доронин А. Бизнес-разведка. - М.: Ось-89, 2007. - 527 с.

2. Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей. - М.

3. Ющук Е. Невидимый интернет // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №9. -

4. Chris Sherman, Gary Price "The Invisible Web".

мации в определенной мере компенсирует ее неполноту; во-вторых, как правило, на первоначальном этапе знакомства в большинстве случаев и этот объем удовлетворяет заказчика; и, наконец, в-третьих, при наличие дальнейшего интереса к исследуемому хозяйствующему субъекту эта предварительная информация поможет заказчику расставить акценты и задать ориентиры в дальнейшей работе".

Я могу сказать на основании своего опыта, что, в целом, согласен с мнением А. Доронина. Я бы добавил к сказанному им, что практически не бывает проблем, которые всецело решились бы только средствами Интернета. Однако для того, чтобы "прицелиться", затем быстро собрать и проанализировать информацию, Интернет незаменим. Он же помогает уточнять немалую часть вопросов, возникающих в ходе анализа полученной информации.

Какие же основные источники доступны при поиске и обработке информации в Интернете? Если говорить укрупнено, то таких источников два: бесплатные поисковые системы общего назначения и невидимый Интернет [3].

Сегодня наиболее популярны в русскоязычном Интернете такие поисковые машины общего назначения, как Яндекс (http://www.yandex.ru) и Google (http://www.google.ru). В принципе, с поисковыми машинами знакомы сегодня практически все пользователи интернета, поэтому вряд ли на них нужно останавливаться подробно. Поисковые машины ищут по ключевым словам и фразам, пытаясь на основе заложенных в них алгоритмов, угадать желание пользователя.

Существует специальный язык запросов, который позволяет сделать поиск в интернете более точным, но в то же время и более быстрым. Ранее о феномене невидимого интернета мы уже рассказывали на страницах журнала. О результатах дальнейших научных исследований будет рассказано в следующих номерах журнала.

Вершина, 2006. - 260 с. С. 101-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.