Научная статья на тему '"РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА" КАК ПЕРИОД ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПРАВО ЛИЦА НА РАЗУМНЫЙ СРОК'

"РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА" КАК ПЕРИОД ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПРАВО ЛИЦА НА РАЗУМНЫЙ СРОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗУМНЫЙ СРОК / REASONABLE TIME / ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ / LEGAL CATEGORY / ПЕРИОД ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТЕРПЕВШИЙ / VICTIM / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / PERIOD / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некенова Светлана Бадняевна, Дурдусов Евгений Алексеевич

В статье понятие «разумный срок судопроизводства» трактуется в нескольких значениях. На основе анализа новелл ст. 6.1 УПК РФ автор рассматривает ««разумный срок судопроизводства» как понятие, используемое для обозначения периода процессуальной деятельности, в котором обязательно должно обеспечиваться право лица на разумный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasonable time period" as the criminal justice procedure, which is provided by the person''s right to a reasonable period of time

In the article the concept of ««reasonable period of proceedings» is interpreted in several senses. Based on the analysis of the stories of article 6.1 of the code of criminal procedure, the author examines the ««reasonable period of proceedings» as a term used to refer to a period of remedial activities, which must be a right person for a reasonable time.

Текст научной работы на тему «"РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА" КАК ПЕРИОД ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ПРАВО ЛИЦА НА РАЗУМНЫЙ СРОК»

«РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА» КАК ПЕРИОД ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОБЕСПЕЧВАЕТСЯ ПРАВО ЛИЦА НА РАЗУМНЫЙ СРОК

НЕКЕНОВА Светлана Бадняевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова». E-mail: tchuzhaewa@yandex.ru;

ДУРДУСОВ Евгений Алексеевич,

магистрант курса обучения направления «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова» E-mail: e_durdusov@mail.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-1308001 «Реализация принципа обеспечения права лица на разумный срок уголовного судопроизводства»

Краткая аннотация. В статье понятие «разумный срок судопроизводства» трактуется в нескольких значениях. На основе анализа новелл ст. 6.1 УПК РФ автор рассматривает «разумный срок судопроизводства» как понятие, используемое для обозначения периода процессуальной деятельности, в котором обязательно должно обеспечиваться право лица на разумный срок.

Abstract. In the article the concept of «reasonable period of proceedings» is interpreted in several senses. Based on the analysis of the stories of article 6.1 of the code of criminal procedure, the author examines the «reasonable period of proceedings» as a term used to refer to a period of remedial activities, which must be a right person for a reasonable time.

Ключевые слова: разумный срок, правовая категория, период процессуальной деятельности, потерпевший, дифференциация.

Keywords: a reasonable time, legal category, period, procedure, victim, differentiation.

Право на разумный срок уголовного судопроизводства, предусмотренное ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, было инкорпорировано в российское уголовно-процессуальное законодательство Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ [1]. В УПК РФ была включена новая статья 6.1 - «Разумный срок уголовного судопроизводства».

Правовое понятие «разумный срок судопроизводства» возникло в сфере естественного права и признано на уровне Европейской Конвенции как благо, на которое человек имеет неотъемлемое право. Понятно, что эта категория отражает явление, которое больше чем просто какой - либо период времени или процессуальный срок. Вряд ли обычные процессуальные сроки при всей их важности для нормальной организации уголовного судопроизводства должны регулироваться на уровне международных конвенционных установлений.

Думается, что рассматриваемое понятие должно трактоваться в трех значениях, а именно: 1) «разумный срок уголовного судопроизводства» как

правовая категория; 2) «разумный срок уголовного судопроизводства» как понятие, используемое для обозначения периода процессуальной деятельности, в котором обязательно должно обеспечиваться право лица на разумный срок; 3) «разумный срок уголовного судопроизводства» как оценка состояния обеспечения права на разумный срок по конкретному делу.

«Разумный срок уголовного судопроизводства» как правовая категория - правовое оформление признания неимущественного интереса лица в установлении предела его состоянию неопределенности и беспокойства в связи с производством по уголовному делу, защита которого предполагает необходимость соразмерных по времени и эффективности действий со стороны субъектов, ведущих процесс; учета обстоятельств, характеризующих обладателя этого интереса (состояния здоровья и иных жизненных ситуаций), а также потребности защиты публичного интереса, вызвавшего саму необходимость производства по уголовному делу[2, с. 11].

Понятие «разумный срок уголовного судопроизводства» как правовая категория является ис-

Уголовное право и криминология

ходной для понятия «разумного срока» в прикладном плане, то есть в законодательных и правоприменительных аспектах.

О том, что «разумный срок уголовного судопроизводства» трактуется как понятие, используемое для обозначения периода процессуальной деятельности, в котором обязательно должно обеспечиваться право лица на разумный срок, свидетельствуют те дополнения, которые законодатель внес в ст. 6.1 УПК РФ. В период с 2014 по 2016 г.г. указанная статья была дополнена тремя новыми частями: 3.1, 3.2, 3.3., которые определяют отдельные периоды разумного срока в ходе производства по уголовному делу.

В ч.1 ст.6.1 УПК РФ законодатель устанавливая, что «Уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок», тем не менее, выделяет в нем этапы, в которых должен соблюдаться разумный срок. Так, из части ч.3 ст.6.1 УПК РФ вытекает, что разумный срок уголовного судопроизводства» - это период от момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора.

Момент начала осуществления уголовного преследования Европейский Суд по правам человека связывает с официальным извещением лица о выдвинутом обвинении. Это может быть «дата задержания, дата, когда лицу официально объявлено о его преследовании, или дата начала предварительного расследования»[3, с. 72].

УПК РФ, определяя понятие уголовного преследования, не детализирует его начального момента.

В. А. Семенцов и А. П. Шереметьев считают, что «фактически ... уголовное преследование в рамках функции обвинения осуществляется с момента обнаружения признаков преступления, в том числе в случае, когда лицо, совершившее его, не установлено». В связи с этим предлагают исключить из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ слова «начала осуществления уголовного преследования», заменив их словами «обнаружения признаков преступления»[4, с. 173-174].

И. В. Овсянников считает, что российский законодатель в сравнении с позициями ЕСПЧ расширил пределы периода, который должен считаться разумным: увязывание начала периода разумного срока с началом уголовного преследования ориентировано на интересы обвиняемых, но не учитывает

интересы других участников дела, в первую очередь, потерпевшего»[5, с. 101].

Ситуация неопределенности закона в отношении обеспечения прав потерпевшего на разумный срок уголовного судопроизводства в тех случаях, когда по делу не установлены обвиняемые (подозреваемые) была разрешена Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2013 № 14-П»[6]. Рассмотрев жалобу гражданки А.Е. Поповой на неконституционность положений части 1 статьи 1, пункта 1 части 1, частей 6 и 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», частей первой и четвертой статьи 244.1 и пункта 1 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд указал, что факт не установления по уголовному делу обвиняемого (подозреваемого) является формальным и недостаточным основанием для отказа в присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Толкование норм процессуального законодательства, при котором отдается предпочтение защите прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, перед защитой прав потерпевших от преступления, не соответствует положениям Конституции РФ»[7].

Впоследствии эта позиция была законодательно закреплена в УПК РФ. Федеральным законом от 21 июля 2014 № 273 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8] в ст. 6.1 УПК РФ была введена новая часть 3.1, из которой следует, что в интересах потерпевшего и других лиц разумный срок досудебного производства начинается со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному п. 1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено). Однако и для иных случаев приостановления предварительного расследования, например, по основаниям п.п. 2 и 3 ч.1 ст. 208 УПК РФ определение периода разумного срока уголовного судопроизводства не менее значимо для интересов потерпевших.

По мнению В.И. Малофеева, исчисление разумного срока с момента подачи сообщения о преступлении по уголовным делам, приостанавливаемым на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, необоснованно сужает права потерпевших по уголовным делам, ограничивая сферу применения ст. 6.1 УПК РФ (как средства защиты прав потерпевших) только делами, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено[9, с. 55].

Федеральным законом от 29.06.2015 № 190-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10] статья 6.1 дополнена частью 3.2, предусматривающей, что при определении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, в ходе уголовного судопроизводства учитываются обстоятельства, указанные в части третьей настоящей статьи, а также общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства.

Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 331 [11] в ст. 6.1 введена новая часть 3.3 , в которой указан разумный срок досудебного производства, включающий в себя период со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Таким образом, законодатель предпринял

Библиография:

попытки к дифференциации периодов разумного срока в ходе производства по уголовному делу. Период, начинающийся с началом уголовного преследования - для обвиняемого (подозреваемого); период, начинающийся с началом доследственной проверки - для потерпевшего; и наконец, период, начинающийся с момента применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество - для лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия.

Однако оценка состояния обеспечения права лица на разумный срок по конкретным уголовным делам не может быть полностью определена законодателем. Законодатель в ч.3 ст.6.1 УПК РФ указывает лишь критерии таковой оценки (правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение частных лиц-участников уголовного судопроизводства; достаточность и эффективность действий субъектов, ведущих уголовный процесс; общая продолжительность уголовного судопроизводства). Поэтому понятие «разумный срок уголовного судопроизводства» выступает и в значении положительной оценки правоприменителем сложившегося по уголовному делу соблюдения права лица на разумный срок, исходя из указанных в законе критериев разумного срока. Иначе говоря, разумный срок уголовного судопроизводства - тот, при котором не нарушается интерес лица в установлении предела его состоянию неопределенности и беспокойства в связи с ожиданием исхода дела, а также достигаются публичные интересы в своевременном осуществлении уголовного преследования и разрешении уголовного дела.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: федер. закон от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2145.

2. Некенова С.Б. Обеспечение права лица на разумный срок уголовного судопроизводства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 32 с.

3. Дело «Канашевская и другие против Российской Федерации» (жалоба № 3009/07): постановление ЕСПЧ от 03 июня 2010 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. № 2.

4. Семенцов В.А., Шереметьев А.П. Начало и окончание разумного срока в уголовном судопроизводстве // Общество и право. 2010. № 5 (32). С. 172-175.

5. Овсянников И. В. Разумный срок досудебного производства // Вестник Академии права и управления. 2012. № 28. С. 99-107.

6. Российская газета. 2010. 02 июля.

7. Там же.

8. Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4274.

9. Малофеев В.И. Разумный срок как принцип уголовного судопроизводства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

217 с.

10. Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. № 27. Ст. 3981

11. О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 03 июля 2016 г. № 331-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.