Научная статья на тему 'РАЗУМНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ'

РАЗУМНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГЕРМАНИИ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЖЕНСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РАЗУМНОСТЬ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боков Юрий Александрович

В работе на основе анализа правовых норм и электорального поведения граждан кайзеровской Германии обосновывается вывод о том, что несоответствие правовых норм критериям определённости и разумности приводит к недовольству граждан, к изменению формы их политического поведения. Мужская форма существительных в немецком юридическом языке не была определённой: в одном контексте считалась нейтральной и включала женщин, в другой, как правило, если это служило интересам государственной власти, могла наоборот, исключать женщин. Яркие примеры неопределенности и неразумности правового регулирования встречаются в прусском трёхклассном избирательном праве. Обзор статистических данных свидетельствует о высокой явке населения на публичные политикоориентированные собрания, демонстрации и свидетельствует о высоком индексе недовольства действующими правовыми нормами. Население Пруссии массово участвовало в выборах общегерманского рейхстага, но не отличалось высокой явкой на выборы Прусского ландтага, так как осознавало неразумность прусской трёхклассной избирательной системы, не верило в её результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONABLENESS AND DEFINEDNESS IN LEGAL REGULATION AS IMPACT FACTORS ON THE ELECTORAL BEHAVIOR OF CITIZENS OF IMPERIAL GERMANY

Based on the analysis of legal rules and electoral behavior of citizens of imperial Germany, the author substantiates the conclusion that the discrepancy between legal rules and the criteria of definiteness and reasonableness leads to dissatisfaction of citizens, to a change in the form of their political behavior. The masculine form of nouns in the German legal language was not definite. In one context, this form was considered neutral and included women. In another, if it served the interests of public authority, it could, on the contrary, exclude women. Vivid examples of uncertainty and unreasonableness of legal regulation are found in the Prussian three-class electoral law. A statistical data review indicates a high turnout of the population at public, politically oriented meetings, demonstrations. And this review indicates a high index of dissatisfaction with the current legal rules. The population of Prussia massively participated in the elections to the all-German Reichstag but did not differ in a high turnout in the elections to the Prussian Landtag. They did not realize the rationality of the Prussian three-class electoral system. They did not believe in its effectiveness.

Текст научной работы на тему «РАЗУМНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-262-267 УДК 342.8

РАЗУМНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН КАЙЗЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ*

Юрий Александрович Б око!

доцент кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: bokov@volsu.ru, bokov2004@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6357-9599

Аннотация. В работе на основе анализа правовых норм и электорального поведения граждан кайзеровской Германии обосновывается вывод о том, что несоответствие правовых норм критериям определённости и разумности приводит к недовольству граждан, к изменению формы их политического поведения. Мужская форма существительных в немецком юридическом языке не была определённой: в одном контексте считалась нейтральной и включала женщин, в другой, как правило, если это служило интересам государственной власти, могла наоборот, исключать женщин. Яркие примеры неопределенности и неразумности правового регулирования встречаются в прусском трёхклассном избирательном праве. Обзор статистических данных свидетельствует о высокой явке населения на публичные политикоориентированные собрания, демонстрации и свидетельствует о высоком индексе недовольства действующими правовыми нормами. Население Пруссии массово участвовало в выборах общегерманского рейхстага, но не отличалось высокой явкой на выборы Прусского ландтага, так как осознавало неразумность прусской трёхклассной избирательной системы, не верило в её результативность.

Ключевые слова: избирательное право Германии, электоральное поведение, электоральная культура, женское избирательное право, правовая определенность, разумность правовых предписаний.

REASONABLENESS AND DEFINEDNESS IN LEGAL REGULATION AS IMPACT FACTORS ON THE ELECTORAL BEHAVIOR OF CITIZENS OF IMPERIAL GERMANY**

Yuri A. Bokov

Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of Volgograd State University, Candidate of Law, docent E-mail: bokov@volsu.ru, bokov2004@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6357-9599

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-011-00436 «Электорально-правовая культура граждан Германии (1871-1933 гг.)»).

** Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00436 "Electoral legal culture of citizens of Germany (1871-1933)".

262

© Боков Ю. А., 2021

Abstract. Based on the analysis of legal rules and electoral behavior of citizens of imperial Germany, the author substantiates the conclusion that the discrepancy between legal rules and the criteria of defi-niteness and reasonableness leads to dissatisfaction of citizens, to a change in the form of their political behavior. The masculine form of nouns in the German legal language was not definite. In one context, this form was considered neutral and included women. In another, if it served the interests of public authority, it could, on the contrary, exclude women. Vivid examples of uncertainty and unreasonableness of legal regulation are found in the Prussian three-class electoral law. A statistical data review indicates a high turnout of the population at public, politically oriented meetings, demonstrations. And this review indicates a high index of dissatisfaction with the current legal rules. The population of Prussia massively participated in the elections to the all-German Reichstag but did not differ in a high turnout in the elections to the Prussian Landtag. They did not realize the rationality of the Prussian three-class electoral system. They did not believe in its effectiveness.

Keywords: German electoral law, electoral behavior, electoral culture, women's suffrage, legal certainty, reasonableness of legal regulations.

Разумность и определённость являются важнейшими чертами права, которые способствуют обеспечению эффективности правового регулирования, повышению уровня правовой культуры общества. Синонимичными понятию «разумность» категориями являются «рациональность», «здравость», «нормальность», «логичность», «уместность» и др. В качестве понятий, близких по значению «определённости», обозначим «ясность», «однозначность», «четкость». Несоответствие правовых норм критериям рациональности, уместности, логичности и одновременно однозначности, ясности, чёткости приводит к недовольству граждан, к изменению форм их политического участия, в том числе электорального поведения. Проследим указанную взаимосвязь, произведя анализ нормативных предписаний и электорального поведения граждан кайзеровской Германии.

Вплоть до ноябрьской революции 1918 года чрезвычайно важной в германском обществе была проблема неравенства правового статуса мужчины и женщины. В геометрической прогрессии увеличивалось число женщин, заявлявших о своих интересах и бросавших вызов общепринятым представлениям о традиционном предназначении «слабого» пола. Усиливалось противостояние веками созданным идеологическим и нормативно-правовым барьерам, препятствовавшим закреплению равного положения женщины в германском обществе. Установленные для женщин ограничения, ранее воспринимаемые большинством населения как необходимые и естественные, стали оцениваться как не соответствующие критерию разумности и способствовали росту недовольства граждан.

Еще в 1836 году депутаты ландтага княжества Липпе 1 выступили с инициативой внесения в конституцию государства нормы о лишении женщин избирательных прав. Предложение не было поддержано, так как большинство членов парламента считали, что женщины не наделены правом принимать участие в выборах ландтага в силу исторически сложившегося обычая, как разумеющееся обстоятельство, не нуждающееся в нормативном закреплении2.

Андроцентричная культура немецкого юридического языка была явно выражена в правовых актах. Положения норм права, употребляющие понятия «гражданин», «житель» или иные понятия в мужском роде, толковались неопределённо. В случаях предоставления политических прав эти понятия рассматривались как не относящиеся к женщинам и распространяющие своё действие только на мужчин, в других случаях, как правило, противоположно.

Только в середине XIX века в праве стали появляться чёткие запреты, установленные конкретно для женщин. Правовые нормы в отношении регулирования правового статуса женщин становились более определёнными, но при этом устанавливаемые запреты значительной частью населения воспринимались как не разумные и не логичные, противоречащие принципу равенства.

1 Eulers K. Frauen im Wahlrecht: Möglichkeiten zur Verbesserung der Partizipation von Frauen im Bundestag: Inau-qural-Dissertation. Baden-Baden, 1991. P. 28.

2 Боков Ю. А. Избирательные цензы: на примере за-

конодательства отдельных германских государств первой

половины XIX века // Теория и практика общественного

развития. 2013. № 1. С. 390-391.

Согласно закону Пруссии от 11 марта 1850 года (Das Preußischen Vereinsgesetz) 3, запрещалось женщинам вступать в политические объединения, посещать собрания и другие мероприятия таких объединений. Закон был нацелен на ограничительное регулирование организации ассоциаций и ограничение свободы собраний. Это ясно выражено в его полном официальном названии «О предотвращении неправомерного использования права на собрания и объединения, которое ставит под угрозу законную свободу и порядок». Положения данного нормативно-правового акта в значительной степени были заимствованы большинством германских государств и просуществовали до начала XX века.

14 марта 1851 года был принят закон о печати Саксонии (Gesetz, die Angelegenheiten in der Presse betreffend)4, так называемый Lex Отто, который наряду с другими ограничениями отстранял женщин от участия в редакции и издании газет и журналов. После этого «редакция и издание прессы разрешалась только лицам мужского пола, достигшим 25 летнего возраста и владеющим политическими правами». Lex Отто — это разговорный термин. Закон так условно называли в честь редактора Л. Отто-Петерс, редакторская деятельность которой этим законом запрещалась. Л. Отто-Петерс, единственная женщина — редактор в стране, получила запрет на профессию. Женская газета («Frauen-Zeitung»), являющаяся единственным наиболее полным зеркалом немецкого феминизма середины девятнадцатого века, должна была официально прекратить свое существование5. Л. Отто-Петерс в последнем номере с сарказмом хвалила в своем журнале «определенность» этого положения закона, которой обычно не хватало другим правовым нормам. Л. Отто-Петерс отмечала, что те за-

3 Verordnung über die Verhütung eines die gesetzliche Freiheit und Ordnung gefährdenden Mißbrauchs des Ver-sammlungs und Vereinigungsrechtesvom 11. März 1850 // Gesetz-Sammlung für die Königlichen Preußischen Staaten. 1850. S. 277.

4 Gesetz, die Angelegenheiten in der Presse betreffend 14. März 1851 // Gesetz-Verordnungsblatt für das Königreich Sachsen. 1851. S. 57.

5 Prelinger C. The Frauen-Zeitung (1849-52): Harmony and dissonance in mid century German feminism. History of European Ideas. Vol. 11. 1989. Pp. 245-251.

коны, «которые в целом касаются граждан, весьма произвольно толкуются»6.

Вопрос о наделении женщин избирательным правом в Рейхстаге Германской империи впервые был обсуждён только в 1891 году7. В 1902 году прусская Палата депутатов разрешила женщинам участвовать в политических собраниях. Однако в зале собраний им нужно было находиться в так называемом сегменте. Сегмент представлял собой разделенную шнуром область. Только там женщинам разрешалось находиться. Они также не имели права говорить свои мысли на политические темы, обсуждаемые на собрании. Разумность данного отделения женщин вызывает серьёзные сомнения.

В начале XX века чаще и более массово стали проводиться собрания против ограничения политических прав женщин 8. Сторонники полного политического равноправия мужчины и женщины, используя идеологические положения теории естественного права, указывали, что женщинам, так же как и мужчинам, политическая свобода и равноправие предоставлены на основании факта рождения9. Однако только после 1918 года буржуазное и пролетарское женское движение достигло успехов в реализации принципа равенства.

В первой речи женщины в Национальном Собрании 19 февраля 1919 года депутат Мари Джучач подчеркнула то, что «предоставление правительством женщинам избирательного права являлось само собой разумеющимся и дало женщинам то, чего они были несправедливо лишены»10.

Даже после провозглашения всеобщего избирательного права в Веймарской Германии долгое время на выборах с целью определения политической зрелости женщин выдавалось избирателям два вида бюллетеней: «избирательный бюллетень для женщин» и «избирательный бюллетень для мужчин»11. Некоторые граждане и организации высказывали мнение,

6 Ute G. Frauen in der Geschichte des Rechts: von der frühen Neuzeit bis zur Gegenwart. München: C. H. Beck, 1999. P. 65.

7 Eulers K. Frauen im Wahlrecht: Möglichkeiten zur Verbesserung der Partizipation von Frauen im Bundestag: Inau-qural-Dissertation. Baden-Baden, 1991. P. 28.

8 Volksfreund. 1904. 29. Januar. № 24. S. 1.

9 РГАСПИ. Фонд 528. Оп. 1. Д. 1710. Л. 21.

10 Verhandlungen der Verfassunggebenden Deutschen Nationalversammlung. Bd. 326. Berlin, 1920. S. 177.

11 Der Angriff. 1930. 14. September. № 74. S. 6.

что отдельное голосование мужчин и женщин нарушает принцип тайны голосования и выступали с предложениями обжаловать выборы на этом основании12.

Расширение политических прав и возможностей женщин — это общественный процесс, имеющий решающее значение для развития и прогресса13. Право возникает из потребностей человека, его культурности, призвано охранять сложившиеся общественные отношения. Буквальное толкование нормативно правовых актов Германии описываемого периода позволяет заключить, что в большинстве случаев всем гражданам страны (без указания их половой принадлежности) и отвечающим определённым требованиям были предоставлены равные права. Однако, бытовало представление, что несмотря на указанные нормативные предписания, исключение женщин из числа лиц, имеющих то или иное право, считалось естественным и не нуждалось в законодательном установлении.

Яркие примеры неразумности и неопределённости правовых предписаний выделяются в трехклассном избирательном праве (Dreiklassenwahlrecht), действующем для избрания ландтага — нижней палаты прусского парламента. Трехклассное избирательное право было установлено по указу короля от 30 мая 1849 года (Verordnung über die Ausführung der Wahl der Abgeordneten zur Zweiten Kammer)14 и просуществовало с незначительными изменениями до 1918 года. Целью установления классового избирательного права было наделение элит более значительным количеством голосов. В городе Эссен, например, промышленник Альфред Крупп получил право выбирать треть избирателей, так как он был единственным, кто принадлежал к первому классу. Прусское трехклассное избирательное право подразделяло избирателей на три класса в зависимости от размера подлежащих уплате каждым классом налогов. При этом отсутствовала разумность при отнесении избирателя к тому или иному классу. Богатейшие

12 Дни. 1928. 22 Мая. № 1426. С. 3.

13 Sundström A., Paxton P., Wang Y., Lindberg S. Women's Political Empowerment: A New Global Index, 1900-2012. World Development. 2017. Vol. 94. P. 663.

14 Verordnung über die Ausführung der Wahl der Abgeordneten zur Zweiten Kammer vom 30. Mai 1849. GesetzSammlung für die Königlichen Preußischen Staaten. 1850. S. 205.

министры могли голосовать в третьем классе со своими слугами15.

Поскольку для избирательного права важную роль играла налоговая производительность, которая была выше в промышленно развитых регионах, то существовавшее разделение избирательных округов привело к тому, что налоговая производительность, возникающая в различных избирательных округах, все больше варьировалась по сравнению друг с другом. Относительно худшее положение было у богатых избирателей в «более богатых» избирательных округах по отношению к их одинаково высоко налогооблагаемым согражданам в округах «более бедных». Министр внутренних дел граф Цу Эйленбург отмечал, что недостатком системы можно назвать лишь то, что существует несправедливость для тех, кто находится на границе классов16. Критически оценивая данную аргументацию министра в отношении наличия у прусской трёхклассной избирательной системы лишь одного недостатка, следует согласиться с тем, что границы между классами были чрезвычайно условными и приводили к существенной неопределённости, что вызывало недовольство избирателей, негативно сказывалось на их явке на избирательные участки. Аналогичные классовые избирательные системы были установлены во многих германских государствах и получили устойчивое название трехклассные избирательные системы позора17.

Неопределенность правовых норм использовалась и в избирательной борьбе политических партий. На выборах 1863 года в Прусский ландтаг был избран депутатом банкир и коллекционер произведений искусства Эдуард Фрайхерр фон дер Хейдт. Сторонники прогрессивной партии, используя большинство в Прусском ландтаге, инициировали отмену этого избрания на том основании, что банкир отказался от депутатского жалованья в пользу своего избирательного округа. Выяснилось, что сам фон дер Хейдт говорил об этом в конфиденциальных кругах. Это следует считать взяточничеством, утверждали сторонники прогрессивной партии. Многие депутаты отмечали, что абсурдно и несправедливо говорить

15 Боков Ю. А. Прусская трёхклассная избирательная система (1849-1918 гг.) // Власть. 2009. № 10. С. 163-164.

16 Provinzial-Correspondenz. 1869. 10. Februar. № 6. S. 3.

17 Braunschweig. 1910. 26. Januar. № 21 S. 3.

о взяточничестве в этом случае и подчеркивали, что исключив фон дер Хейдта по указанной причине, ландтаг станет нелепым перед всей страной. Это было бы оскорблением каждого избирателя, что такой человек продал свой голос за несколько пфеннигов (которые, кроме того, должны принадлежать не ему, а общественности — жителям избирательного округа). Инициатива прогрессивной партии была одобрена большинством голосов ландтага и выборы фон дер Хейдта были объявлены недействительными. При этом другой кандидат в депутаты (сын видного государственного деятеля Теобальда фон Бетман-Гольвега) также отказался от жалованья в пользу своего избирательного округа и сделал это письменно, но его избрание не было признано недействительным18.

Долгое время жители страны требовали устранения нелепостей в осуществлении политических прав, порождённых прусской трёхклассной избирательной системой, но изменения правового регулирования были незначительными.

Первый германский император — Вильгельм I одобрил реформирование трёхклассной системы выборов. Эта реформа гарантировала, что 90% мест в ландтаге будут замещать

18 Provinzial-Correspondenz. 1863. 09. Dezember. № 24. S. 1.

депутаты, избранные тайным голосованием на основе принципа один избиратель — один голос. Вильгельм I намеревался предотвратить непотизм и лоббизм. При этом он хотел побудить богатых людей служить в правительстве или платить за своего представителя в ландтаге. В 1916 году Теобальд фон Бетман-Гольвег, канцлер Германии и премьер-министр Пруссии, разработал проект реформы избирательной системы. Пытаясь успокоить общественность и избежать революции, кайзер Вильгельм II в своей пасхальной речи провозгласил разбавленный вариант этой реформы, при этом не указав никакой определенной даты. Эти обещания не удовлетворили общественность. Трехклассное избирательное право было отменено только в ноябре 1918 года после военного краха и гибели прусской монархии в результате поражения Германии в Первой мировой войне.

Исторически существовавшие ограничения политических прав части населения, установленные на основании полового, возрастного и иных цензов считались обоснованными и логичными, но со временем признавались неразумными, в связи с чем требовалось внесение демократических изменений. Разумность и определённость правового предписания способствует стабильности общественных отношений, повышению легитимации права, уровня правосознания и правовой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Eulers K. Frauen im Wahlrecht: Möglichkeiten zur Verbesserung der Partizipation von Frauen im Bundestag: Inauqural-Dissertation. Baden-Baden, 1991. 178 p.

2. Prelinger C. The Frauen-Zeitung (1849-52): Harmony and dissonance in mid century German feminism. History of European Ideas. Vol. 11. 1989. Pp. 245-251. https://doi.org/10.1016/0191-6599(89)90213-1

3. Sundström A., Paxton P., Wang Y., Lindberg S. Women's Political Empowerment: A New Global Index, 1900-2012. World Development. 2017. Vol. 94. Pp. 321-335. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2017.01.016.

4. Ute G. Frauen in der Geschichte des Rechts: von der frühen Neuzeit bis zur Gegenwart. München: C. H. Beck, 1999. 960 p.

5. Боков Ю. А. Избирательные цензы: на примере законодательства отдельных германских государств первой половины XIX века // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 390-393.

6. Боков Ю. А. Прусская трёхклассная избирательная система (1849-1918 гг.) // Власть. 2009. № 10. С. 163-165.

REFERENCES

1. Eulers K. Frauen im Wahlrecht: Möglichkeiten zur Verbesserung der Partizipation von Frauen im Bundestag: Inauqural-Dissertation. Baden-Baden, 1991. 178 p.

2. Prelinger C. The Frauen-Zeitung (1849-52): Harmony and dissonance in mid century German feminism. History of European Ideas. Vol. 11. 1989. Pp. 245-251. https://doi.org/10.1016/0191-6599(89)90213-1

3. Ute G. Frauen in der Geschichte des Rechts: von der frühen Neuzeit bis zur Gegenwart. München: C. H. Beck, 1999. 960 p.

4. Sundström A., Paxton P., Wang Y., Lindberg S. Women's Political Empowerment: A New Global Index, 1900-2012. World Development. 2017. Vol. 94. Pp. 321-335. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2017.01.016.

5. Bokov Yu. A. Izbiratelnyye tsenzy: na primere zakonodatelstva otdelnykh germanskikh gosudarstv pervoy poloviny XIX veka [Electoral qualifications: on the example of the legislation of individual German States in the first half of the XIX century]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2013. № 1. Pp. 390-393. (In Russ.).

6. Bokov Yu. A. Prusskaya trekhklassnaya izbiratelnaya sistema (1849-1918 gg.) [Prussian three-class electoral system (1849-1918)]. Vlast [Power]. 2009. № 10. Pp. 163-165. (In Russ.).

Для цитирования:

Боков Ю. А. Разумность и определённость в правовом регулировании как факторы влияния на электоральное поведение граждан кайзеровской Германии // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 262-267.

For citation:

Bokov Yu. A. Razumnost' i opredelennost' vpravovom regulirovanii kak faktory vliyaniya na elektoralnoe povedenie grazhdan kayzerovskoy Germanii [Reasonableness and definedness in legal regulation as impact factors on the electoral behavior of citizens of imperial Germany]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 262-267. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.