Научная статья на тему 'Прусская трёхклассная избирательная система (1849 1918 гг.)'

Прусская трёхклассная избирательная система (1849 1918 гг.) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
559
43
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРУССИЯ / КЛАССОВЫЕ ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Боков Юрий Александрович

30 мая 1849 г. в Пруссии указом короля для формирования ландтага было введено трёхклассное избирательное право (Dreiklassenwahlrecht) при открытом голосовании, которое являлось оплотом немецкого консерватизма и реакции, что позволяло свести почти к нулю значение голосов наиболее бедной и вместе с тем самой большой части избирателей.On 30 May, 1849 in Prussia in order to form a Landtag a three-class electoral franchise (Dreiklassenwahlrecht) was introduced by a royal decree via open ballot. It was a bulwark of German conservatism and reaction that helped almost to reduce to zero the significance of votes of the poorest and at the same time the biggest part of voters.

Текст научной работы на тему «Прусская трёхклассная избирательная система (1849 1918 гг.)»

Юрий БОКОВ

ПРУССКАЯ ТРЁХКЛАССНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (1849 - 1918 гг.)

30 мая 1849 г. в Пруссии указом короля для формирования ландтага было введено трёхклассное избирательное право (Dreiklassenwahlrecht) при открытом голосовании, которое являлось оплотом немецкого консерватизма и реакции, что позволяло свести почти к нулю значение голосов наиболее бедной и вместе с тем самой большой части избирателей.

On 30 May, 1849 in Prussia in order to form a Landtag a three-class electoral franchise (Dreiklassenwahlrecht) was introduced by a royal decree via open ballot. It was a bulwark of German conservatism and reaction that helped almost to reduce to zero the significance of votes of the poorest and at the same time the biggest part of voters.

Ключевые слова:

избирательное право, Пруссия, классовые выборы; electoral franchise, Prussia, class elections.

Избирательная система, основанная на классовых выборах, принадлежит к старейшим процедурам формирования органов власти. Возникнув ещё в Древнем Риме благодаря реформам Сервия Туллия (приблизительно в VI веке до н.э.), она в том или ином виде применялась в различных государствах мира. Так, в Бремене существовало 8 классов избирателей, куриальное избирательное право было также в Ольденбурге, Любеке, Австрии и других государствах.

30 мая 1849 г. в Пруссии указом короля для формирования ландтага было введено трёхклассное избирательное право (Dreiklassenwahlrecht)1 при открытом голосовании. Первые выборы по этой системе были проведены уже в августе того же года. Избирательное право Пруссии (так же как и Саксонии) разделяло граждан на три группы. В основу деления была положена сумма налогов, которую надлежало вносить в государственную казну избирателям.

Согласно § 15 указа, необходимо было в каждой общине сразу составить список избирателей, участвующих в выборах, в котором рядом с именем гражданина указывалась сумма налогов, которою он уплачивал в общине или округе. В ст. 71 прусской конституции от 31 января 1850 г. устанавливалось, что избиратели по размеру уплачиваемых государственных прямых налогов разбиваются на три разряда, с тем чтобы на каждый разряд приходилась одна треть общей суммы налогов, лежащих на избирателях. Общая сумма выводилась: а) по общинам, когда община образует собою один избирательный округ; б) по округам, когда в оный входят несколько общин. Первый разряд состоял из избирателей — крупнейших плательщиков налогов, уплачивающих первую треть налогов. Второй разряд состоял из плательщиков менее крупных, уплачивающих вторую треть налогов. Третий разряд состоял из плательщиков, плативших третью часть. Каждый разряд выбирал отдельно по одной трети выборщиков, подлежавших избранию. Разряды могли быть разделены на несколько избирательных союзов в более пятисот избирателей. Выборщики в каждом разряде избирались из числа активных избирателей, принадлежавших к данному разряду.

Бывали случаи, когда третья часть налоговых платежей отделения избирательного участка вносилась одним избирателем участка, и, следовательно, лишь только один человек голосовал в этом отделении от целого класса. Нередко в первом классе голосовали граждане с

БОКОВ

Юрий

Александрович — к.ю.н, докторант ВолГУ, доцент bokov2004@yandex.ru

1 Одним из терминов, характеризующих данную систему выборов, является «Die Dreiklassenschmach» — трёхклассный позор // РГАСПИ, ф. 215, оп. 1, д. 49, л. 380— 395.

довольно низкими доходами. Это случалось, если крупных налогоплательщиков вообще не было на территории избирательного участка. На выборах 1863 г. для причисления гражданина к первому классу избирателей требовалась уплата в некоторых округах всего 3 марок налога, а в других — 13 165 марок, а на выборах 1866 г. в отдельных округах лиц, уплачивающих 1 005 марок налога, причисляли к третьему классу1. В своём труде Г. Герлах указывал, что в 58-м берлинском избирательном участке число избирателей в 1893 г. равнялось 189. Из них два банки-ра-финансиста вошли в состав первого класса, четыре банкира-финансиста и один землевладелец — в состав второго, остальные 182 избирателя — в состав третьего. В числе избирателей третьего класса находились: имперский канцлер и три министра, 4 жокея и конюха, 2 майоратных владельца, 56 кучеров, лакеев и камердинеров, 6 банкиров и коммерции советников, 9 садовников, поваров, кельнеров и рабочих, 11 тайных советников, 46 канцелярских чиновников, рассыльных и истопников и т.д.2 Например, «имперский канцлер Гогенлоэ голосовал в третьем классе, вместе со своими слугами, хотя он и очень богатый человек: дело в том, что он жил в Берлине на Лейпцигской улице, которая сплошь заселена богатейшими банкирами»3. Следовательно, высказывания о том, что в первом классе исключительно голосуют только богачи, а в третьем только рабочие4, не совсем правомерно. Хотя если сравнивать лиц, принадлежащих к той или иной курии в одном избирательном участке, то, конечно, избиратели первых двух курий всегда были более состоятельны, нежели третья.

Граждане, не платившие налогов, по общему правилу выбирали в третьем отделении. При этом лица, освобождённые от уплаты налогов, согласно указу 1849 г., голосовали в том отделении, к которому принадлежали бы они, если бы платили их в установленном порядке.

'Vogel H., Nohlen D., Schutze O. Wahlen in Deutschland: Theorie-Geschichte-Dokumente. 1848 - 1970. -Berlin; New York, 1971, s. 89.

2 Gerlah H. Die Geschichte des preuBischen Wahlrechts. — Berlin-Schoneberg, 1908, s. 32.

3 Хвостов В.М. Избирательное право. — М., 1906, стр. 17.

4 J^. Избирательное право. — СПб., 1905, стр. 11; Искра, 20 декабря 1901; Die Entstehung der Deutschen Republik 1871 — 1918/ Hrsg. von A. Rosenberg. — Berlin, 1928, s. 208.

Всё вышеизложенное свидетельствуют о существенном несовершенстве прусской трёхклассной избирательной системы, что неизбежно сказывалось на активности участия населения в выборах. Согласно некоторым данным, «бойкотисты составляли около 70%5 всех избирателей»6. Причины нежелания граждан третьего класса участвовать в выборах удачно, на наш взгляд, объясняет П. Г. Мижуев, указывающий, что практическим результатом прусской избирательной системы оказывается сведение почти к нулю значения голосов наиболее бедной и вместе с тем самой большой части избирателей, в связи с чем участие этих избирателей в выборах членов прусской палаты представителей является некоторого рода комедией, от которой они уклоняются массами7. На наш взгляд, в Пруссии, как и в других государствах, открытая подача голосов также оказывала достаточно сильное влияние на участие населения в выборах, ибо многие люди, являющиеся очень порядочными и не очень мужественными, просто не приходили на избирательный участок. Данные об участии граждан в выборах позволяют также определить степень политизации тех или иных слоёв населения.

Правом участия в выборах, согласно § 8 королевского указа, имел возможность пользоваться каждый самостоятельный прусский гражданин старше 24 лет8 и не ограниченный в силу судебного решения в своих гражданских правах в той общине, в которой он в течение шести месяцев имеет место жительства или местопребывание, если только он не получает вспомоществования для бедных из общественных средств призрения9. Разумеется, женщины избирательных прав были лишены, причём большая часть населения и в этот исторический период развития Пруссии не видела в этом никакой про-

5 Согласно статистическим данным, в выборах принимали участие 1 037 924 гражданина (или 31,9% всего населения Пруссии).

6 Дживелегов А.К. История современной Германии. Ч. 1 и 2. (1750-1862). - СПб., 1908, стр. 212.

7 Мижуев П.Г. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах современной Европы. - СПб., 1906, стр. 140.

8 Некоторые авторы указывают, что, согласно данному указу, право голоса получили лишь лица, достигшие 30-летнего возраста. См.: Эйсымонт В.С. Революция 1848 года в Германии. — Омск, 1959, стр. 26.

9 Призрением считались пособия, служащие для поддержания жизни и здоровья и выдаваемые регулярно.

блемы. Несколько позже были лишены избирательных прав военные, находящиеся на действительной военной службе. Согласно ст. 70 Конституционной хартии Пруссии от 31 января 1850 г., возраст, с которого гражданин мог участвовать в выборах, был установлен в 25 лет. Статья 115 той же хартии закрепляла, что положения королевского указа должны были применяться до издания избирательного закона.

Законодательное признание и закрепление избирательных прав предоставляет гражданам возможность посредством волеизъявления воздействовать на государственную власть. На выявление позиции народа, однако, существенное влияние оказывает то, как осуществляется голосование — тайно или открыто. Согласно королевскому указу от 30 мая 1849 г., выборы в прусский ландтаг стали осуществляться, как мы уже отмечали, открытой подачей голосов, путём устного заявления, вносимого в протокол. В мотивах введения открытого голосования указывалось, что «для свободного народа нет ничего необходимее личного мужества открыто высказывать своё убеждение»1. В докладе министерства Бранденбурга — Мантой-феля (Мантёйфеля) королю отмечалось, что тайное голосование «покрывает столь значительный акт, как голосование, некоторой завесой, скрывающей все устремления, которые боятся света»2.

Введение в Пруссии избирательного права при открытом голосовании было направлено, прежде всего, на то, чтобы лица, находящиеся в социальной, экономической, политической или иной зависимости, голосовали не так, как они считали целесообразным, а так, как надо было королю, правительству, а также просто состоятельным и влиятельным представителям государства. Явная подача голосов способствовала довольно распространённым подкупам избирателей. Всё это было выгодно руководству страны, ибо позволяло проводить в ландтаг богатых кандидатов, лояльных по отношению к осуществляемой королём и правительством политике. Правые партии всесторонне поддерживали открытое голосование, так

1 Сеньобос Ш. Политическая история современной Европы: В 3 т. - СПб., 1903, т. 2, стр. 390.

2 Граф Г., Зайлер Г. Выборы и избирательное право в классовой борьбе / Пер. с нем. Ю.В. Чуднова, под ред. и с вст. Н.А. Сидорова. - М., 1974, стр. 51.

как оно позволяло им контролировать волеизъявление зависимых слоёв населения, левые же, как и большинство граждан, наоборот, были за тайну выбора3.

Правительство указывало, что «неравное, подчинённое налоговым классам избирательное право не желает жертвовать старанием, состоянием и интеллектуальностью в пользу большого количества людей. Поэтому в качестве простого, всем ясного признака мы избрали участие в уплате налогов»4. Имущее население встретило введение трёхклассного избирательного права с чувством облегчения5, так как установление неравного избирательного права было ими желаемо6. Однако в избирательном праве Пруссии даже равенство политической власти лиц, имевших одинаковую собственность и плативших равные налоги, всё равно отсутствовало, ибо прусское трёхклассное избирательное право «разрывало принадлежащее друг к другу и смешивало людей, которым нечего делать вместе, в каждой общине меря разными мерками»7.

Прусская трёхклассная система выборов, являясь оплотом немецкого консерватизма и реакции8, была введена для того, чтобы власть в парламенте принадлежала в основном юнкерам. При этом, несмотря на то что под лозунгом: «За демократизацию избирательного права», по сравнению с любыми другими экономическими и политическими требованиями, в Берлине, как и во всей Пруссии, можно было вывести на борьбу наибольшее количество граждан9, существовавшее в Пруссии трёхклассное избирательное право было отменено только в результате революции 1918 г.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 01-03-00234а; Фонда Г. Бёлля, проект № 03 — 2000; Германского исторического института в Москве, программа «Стипендии для российских преподавателей высшей школы для работы в ГИИМ»; ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», грант юридического факультета.

3 РГАСПИ, ф. 215,оп. 1. д. 171, л. 102—103.

4 Gagel W Die Wahlrechtsfrage in der Geschichte der deutschen Liberalen Rarteien 1848 — 1918. — D^seHo^ 1958, s. 10.

5 Gneist D. Die Nationale Rechtsidee von den Stunden und dasjpreuffische Dreiklassenwahlrecht. — Berlin, 1894, s. 25.

6 Becht E. Die 5%-Klausel im Wahlrecht. Garantfcr ein funk-tionierendes parlamentarisches Regierungssystem? — Stuttgart; Mmchen; Hannover 1990, s. 27.

7 Градовский АД. Германская конституция: В 2 ч. — Спб.

— Ч. 1. Исторический очерк германских союзных учреждений в ХГХвеке. — 1875, стр. 108.

8 Huber E. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789: In 6 Bdn.

- Stuttgart; Berlin; Koln, 1961 - 1978. - Bd. 2, S. 861.

9 Vorwarts, 07 Marz 1910.