Научная статья на тему 'Разубеждение как тип информации'

Разубеждение как тип информации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССУЖДЕНИЕ / REASONING / РАЗУБЕЖДЕНИЕ / DISSUASION / ДИКТЕМА / ТЕЗИС / THESIS / АРГУМЕНТ / ARGUMENT / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / PROOF / DICTEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Садкова И.В.

В статье рассматривается разубеждение как особый тип высказывания. Описываются его целевые установки и синтаксическая структура. На основе анализа текстов англоязычной художественной литературы предложена классификация разубеждающих высказываний в диктемном представлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISSUASION AS AN INFORMATIONAL TYPE

In the article dissuasion is considered as a special informational type of utterance. Its communicative purposes as well as its syntactic structure are described. The observation of the relevant English literature texts results in putting forward a classification of dissuading utterances in terms of dictemic presentation.

Текст научной работы на тему «Разубеждение как тип информации»

УДК 811.111'36

И.В. Садкова РАЗУБЕЖДЕНИЕ КАК ТИП ИНФОРМАЦИИ

В статье рассматривается разубеждение как особый тип высказывания. Описываются его целевые установки и синтаксическая структура. На основе анализа текстов англоязычной художественной литературы предложена классификация разубеждающих высказываний в дик-темном представлении.

Ключевые слова: рассуждение, разубеждение, диктема, тезис, аргумент, доказательство.

Речевая деятельность человека всегда была и будет связана с необходимостью обоснования и доказательства истины, опровержения заблуждений, установления ложности фактов и убеждения собеседника в принятии выдвигаемых тезисов, а также разубеждения человека в собственных суждениях.

Непосредственным продуктом речевой деятельности человека является текст. Как известно, информационное содержание текста организовано при помощи композиционно-речевых форм (понятие и термин введены В.В. Виноградовым). Основными композиционно-речевыми формами признаются: описание, повествование и рассуждение. Для композиционно-речевой формы «рассуждение» характерен особый тип отношений, построенных на основе причинно-следственных мыслительных процессов. Рассуждение является частью аргументативного дискурса.

В ряде работ, написанных учеными-лингвистами на материале научных текстов, выделяются такие подтипы композиционно-речевой формы «рассуждение», как собственно рассуждение, доказательство, обоснование, подтверждение и объяснение [Кожина и др. 1998]. Выделяется также опровержение как разновидность доказательства. В таких работах рассуждение рассматривается и как композиционно речевая форма, и как подтип композиционно речевой формы «рассуждение», во втором случае его называют «собственно рассуждением». Некоторые исследователи говорят о нецелесообразности такой классификации. Например, Т.В. Грохольская в своем диссертационном исследовании «Организация учебно-научного текста типа рассуждение» [Грохольская 1991] основывает классификацию рассуждения на композиционном положении тезиса в текстах. Таким образом, она выделяет рассуждение индуктивного и дедуктивного типа.

В текстах, которые были нами изучены, рассуждение в чистом виде, так называемое «собственно рассуждение», не встречается. В текстах

что-либо доказывается, опровергается, обосновывается, подтверждается или объясняется посредством рассуждения. Иными словами, рассуждение является способом выражения доказательства, опровержения, обоснования, подтверждения или объяснения, а не родовым понятием относительно данных видовых понятий. Мы предлагаем рассматривать доказательство как общее понятие, а опровержение, обоснование, подтверждение и объяснение как частные случаи доказательства.

В данной статье автор рассматривает и описывает малоизученный информационный тип текста и еще один частный случай доказательства, выраженный рассуждением, - разубеждение. Человек прибегает к разубеждению, когда он хочет «доводами заставить кого-либо изменить свое убеждение или отказаться от своих намерений» [Ефремова 2001]. Возможно, ранее этот информационный тип текста не представлял интереса для исследователей в связи с тем, что он прямо не оформляет выведение нового знания; его целью является заставить собеседника «другими глазами взглянуть» на уже известное суждение. Разубеждение играет немаловажную роль в процессе речевого общения людей, так как, достигая своей коммуникативной цели в ходе разубеждения, человек уточняет и преображает действительность.

Так какие же цели преследует человек, прибегая к разубеждению своего оппонента в чем-либо? Их две:

- Убедить слушающего в ошибочности его суждения;

- Убедить слушающего в том, что не согласуется с его убеждением.

Разубеждение можно встретить во всех жанрах и стилях литературы, но, несомненно, в научном стиле разубеждение встречается чаще всего. Наряду с научной полемикой данный феномен может быть рассмотрен и в бытовом споре на примере текстов художественных произведений.

Существует также множество примеров из всемирной истории, где от разубеждения зависело развитие важных исторических событий. Например, когда Колумб искал путь в Индию, он нуждался в инвестировании. Его задачей было разубедить испанского короля Фердинанда и его жену Изабеллу в том, что деньги, выделенные на экспедицию, не будут потрачены зря, и убедить их выделить средства. Его Величество аргументировал свой отказ следующим образом: «Ввиду огромных затрат и усилий, необходимых для ведения войны, начало нового предприятия не представляется возможным». Но Колумб не сдавался, его главным аргументом в этом споре было то, что, в случае отказа испанского короля, он намеревался просить денег у короля французского. Тогда шаг навстречу Колумбу сделала королева Изабелла, которая не хотела отдавать французам эту привилегию, и, заложив свои драгоценности, отчасти финансировала данное предприятие. Результатом разубеждение стало то, что в период между 1492 и 1504 гг. Христофор Колумб предпринял четыре исследовательских экспедиции. Однако итоги разубеждения оказались печальными для Испании. Так как в экспедиции было добыто много золота, в Испании началась инфляция, что привело к двум столетиям экономической отсталости, вследствие чего Испания превратилась в аграрную страну. Таким образом, не всегда принятое истинным суждение приводит к положительному итогу.

Не стоит забывать и о рекламе, в которой при помощи разубеждения потребителей склоняют к покупке определенных продуктов. Возьмем, например, рекламный слоган жевательной резинки Wrig-1еу^: «Другие жвачки не такие вкусные, да и жуются не так долго. Совершенный, удивительно стойкий вкус». В этом слогане потребителей разубеждают в том, что другие жвачки не менее вкусные и стойкие в сравнении с Wrig1ey's. Создатели рекламы даже не оставляют выбора потребителю и склоняют его к употреблению только их продукта, сравнивая свой продукт со всеми другими жевательными резинками и говоря о его явном превосходстве.

В психотерапии разубеждение играет важную роль, от успешности речевого общения в данном случае может зависеть жизнь и здоровье пациента. Понимание структуры разубеждения, в частности, распознавание основных схем аргументации пациентов, позволяет психотерапевту использовать разнообразные приемы и техники более эффективно.

В связи с тем, что разубеждение встречается в речевой деятельности человека повсеместно, это явление представляет для нас исследовательский

интерес. Овладение определенными стратегиями разубеждения делает коммуниканта более сильным оппонентом в споре. Задачей данной статьи является не только описание разубеждения, но и выявление закономерностей и, соответственно, определенных стратегий разубеждения.

Разубеждение строится на основе причинно-следственных связей: выдвигаемый одним из коммуникантов тезис подкрепляется аргументом, в конце может делаться вывод. Вывод является необязательной частью разубеждения. Тезис является обязательной и ключевой частью разубеждения (тезис обязательно должен противопоставляться тезису оппонента), аргументы - обязательной и комментирующей частью, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительно выдвинутого в качестве тезиса положения. В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. Помимо суждений, связанных между собой причинно-следственными отношениями, в разубеждение могут войти компоненты, конкретизирующие, иллюстрирующие какие-либо положения, могут возникать отношения сопоставления, перечисления и т.д., однако при этом сохраняется главная причинно-следственная направленность высказывания.

Коммуникативно-познавательной функцией разубеждения является установление ложности чьего-либо утверждения и установление целесообразности принятия другого (возможно, противоположного) утверждения реципиентом. Разубеждение соответствует трем вопросам: «Почему верно мое суждение?»; «Почему неверно суждение моего оппонента или оппонентов?» и «Почему мое суждение должно быть принято моим оппонентом или оппонентами».

Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) в разубеждении должна быть логическая и лексико-грамматическая связь. Разубеждение оформляется с помощью лек-сико-грамматических средств причинно-следственной семантики.

Между начальным и заключительным предложениями устанавливается дистантная лексико-семантическая связь, которая является сигналом начала и конца высказывания, выполняет особую композиционную роль, организуя текст. Начинает текст тезис, который иногда имеет форму вопроса.

Текст разубеждения характеризуется большим количеством сложноподчиненных предло-

жений, которые наиболее приспособлены для выражения причинно-следственных отношений. В разубеждении для связи отдельных частей используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания. Например:

Although popular images of controversy continue to exemplify the supposed hostility of Christianity to new scientific theories, studies have shown that Christianity has often nurtured and encouraged scientific endeavour, while at other times the two have coexisted without either tension or attempts at harmonization. If Galileo and the Scopes trial come to mind as examples of conflict, they were the exceptions rather than the rule (Ferngren G. Science & Religion).

Части разубеждения могут быть связаны и без специальных средств, только по смыслу и интонацией (в устной речи).

Разубеждение находит свое выражение в двунаправленной последовательности, то есть в такой последовательности, компоненты которой состоят из одного или нескольких предложений и произносятся собеседниками по очереди, как бы навстречу друг другу, - в диалоге [Блох 2005]. Также разубеждение можно встретить и во «внутреннем диалоге», то есть разговоре с самим собой. В таком диалоге говорящий или думающий разубеждает в чем-либо сам себя. В нем борются два его собственных «Я»:

It couldn't have been Walter that afternoon. It must have been one of the servants and after all they didn't matter. Chinese servants knew everything anyway. But they held their tongues (Somerset W. Maugham The Painted Veil).

Героиня романа Моэма «Разрисованная вуаль» Кити разубеждает себя в том, что ее муж видел ее с любовником Чарли. В данной ситуации в Кити борются ее желание, чтобы это был не Уолтер, и ее разум, который, как мы узнаем далее из романа, совершенно правильно ей подсказывает, что это не мог быть не кто иной, как Уолтер.

Встает вопрос: можем ли мы встретить разубеждение в монологе, т.е. в однонаправленной последовательности, исходящей от одного говорящего к слушателю или слушателям? Можем, если подразумевается, что у слушателей противоположное говорящему мнение. Если мнение слушателей и говорящего совпадают, то тогда мы не можем говорить о разубеждении. Разубеждение всегда подразумевает оппозиционную точку зрения.

Каждая реплика диалога/монолога-разубеждения представляет собой диктему (по определению М.Я. Блоха диктема - это тематизирующая единица текста) [Блох 2000]. Например:

"It is your best work, Basil, the best thing you have ever done," said Lord Henry languidly. "You must certainly send it next year to the Grosvenor. The Academy is too large and too vulgar. Whenever I have gone there, there have been either so many people that I have not been able to see the pictures, which was dreadful, or so many pictures that I have not been able to see the people, which was worse. The Grosvenor is really the only place."

"I don't think I shall send it anywhere," he answered..."No, I won't send it anywhere."

..."Not send it anywhere? My dear fellow, why? Have you any reason? What odd chaps you painters are! You do anything in the world to gain a reputation. As soon as you have one, you seem to want to throw it away. It is silly of you, for there is only one thing in the world worse than being talked about, and that is not being talked about. A portrait like this would set you far above all the young men in England, and make the old men quite jealous, if old men are ever capable of any emotion."

"I know you will laugh at me," he replied, "but I really can't exhibit it. I have put too much of myself into it" (Wilde O. The Picture of Dorian Grey).

Выделенная нами диктема выражает эмоции говорящего, которые воздействуют на слушателя. То есть диктема передает эмотивную и им-прессивную информацию. И здесь мы можем говорить о том, что разубеждение не всегда строится только на логике. Иногда разубеждающая сторона обращается к эмоциям реципиента.

Таким образом, в зависимости от того, какую информацию передают диктемы-разубеж-дения, все они делятся на:

- объективно доказательные;

- эмоциональные.

Причем в различных коммуникативных ситуациях, предпочтение будет отдаваться одному из типов. Например, в научном споре, несомненно, целесообразнее использовать объективно доказательные диктемы-разубеждения, в то время как в бытовом споре труднее опираться только на логику и люди будут, в основном, аппелировать к чувствам и эмоциям своего оппонента.

Успешность речевого общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия. Успешность речевого общения при разубеждении в научном споре будет зависеть, в основном, от того, насколько четко выстроены причинно-следственные связи, в споре бытовом все сложнее. Необходимо учитывать разнообразные экстралингвистические факторы, а

именно социально-культурные стереотипы коммуникантов, их фоновых знания, различия коммуникативной компетенции, психологию пола, возраста, личности. Кроме того, естественно, негативное влияние на исход речевого общения могут оказывать дистантность участников, присутствие посторонних лиц, общение через записки, письма, по телефону. Большую роль играют все особенности развития речевой ситуации, вплоть до состояния коммуникантов и их настроения.

В связи с этим, изучая тексты разубеждения, мы будем часто говорить о коммуникативной неудаче. Коммуникативные неудачи - это недостижение инициатором/ами общения коммуникативной цели, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

"...But I can't help detesting my relations. I suppose it comes from the fact that none of us can stand other people having the same faults as ourselves. I quite sympathize with the rage of the English democracy against what they call the vices of the upper orders. The masses feel that drunkenness, stupidity, and immorality should be their own special property, and that if any one of us makes an ass of himself, he is poaching on their preserves... "

"I don't agree with a single word that you have said, and, what is more, Harry, I feel sure you don't either."

. "How English you are, Basil! That is the second time you have made that observation..." (Wilde O. The Picture of Dorian Grey).

В данном примере коммуникант не достигает своей цели, и общение заканчивается коммуникативной неудачей, так как второй участник общения не разубежден в своем мнении: он не отказался от своего убеждения, не убедился в его ошибочности и не принял другую точку зрения.

Несмотря на большую вероятность потерпеть коммуникативную неудачу в ходе разубеждения, люди все равно вступают в борьбу за истину. Даже если истина очевидна, она все равно нуждается в публичной защите, так как ей всегда противостоят мнения других людей. Для защиты

своей истины коммуниканты и обращаются к разубеждению. Их цель - указать на недостатки в аргументах оппонентов, убедить оппонентов в преимуществе своей точки зрения и вынудить оппонентов признать свое поражение.

Список литературы

Грохольская Т.В. Организация учебно-научного текста типа рассуждение: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1991.

Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопр. языкознания. 2000. Вып. 4. С. 56-67.

Блох М.Я., Сергеева Ю.М. Композиционные типы информации и их выражение во внутренней речи (на материале англоязычной литературы) // Филол. науки. 2008. Вып. 2. С. 56-65.

Долбеева Т.Ф., Корнева М.А. Логические понятия рассуждения и работы над ними в школе // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи: сб. науч. тр. Улан-Удэ, 1994.

Караченцева О. В. Рассуждение как тип речи в лирике А. Ахматовой // Функционирование языковых единиц в структуре типов речи: сб. науч. тр. Улан-Удэ, 1994.

Кожина М.Н., Котюрова М.П., Трошева Т.Б., Иванова Т.Б., Дускаева Л.Р., Плюскина Т.Н., Протопопова О. В. Очерки истории научного стиля русского литературного языка 18-20 вв. Т. 2. Ч. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998.

Пирогова Ю.К., Баринов А.Н., Паршин П.Б., Реньев А.Г., Кодзасов С.В., Борисова Е.Г. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика М.: Изд. дом Гребенникова, 2000.

Яцко В. А. Рассуждение как тип научной речи: моногр. Абакан, 1998.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2001.

Maugham W.S. The Painted Veil СПб.: Каро,

2006.

Wilde O. The Picture of Dorian Grey М.: Юпитер-Интер, 2007.

I.V. Sadkova

DISSUASION AS AN INFORMATIONAL TYPE

In the article dissuasion is considered as a special informational type of utterance. Its communicative purposes as well as its syntactic structure are described. The observation of the relevant English literature texts results in putting forward a classification of dissuading utterances in terms of dictemic presentation.

Key words: reasoning, dissuasion, dicteme, thesis, argument, proof.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.