Научная статья на тему 'Разрешение советско-китайских конфликтов в 1980-е гг. и развитие российско-китайских отношений в постсоветский период'

Разрешение советско-китайских конфликтов в 1980-е гг. и развитие российско-китайских отношений в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Китайская Народная республика / советско-китайские отношения в 1980-ые гг. / российско-китайские отношения в постсоветский период / Российская Федерация / USSR / People's Republic of China / Soviet-Chinese relations in the 1980s / Russian-Chinese relations in the post-Soviet period / Russian Federation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапчук В. В.

В статье рассматривается процесс восстановления советско-китайских отношений в 1980-е гг. прошлого столетия, которые были разрушены в период руководства Китаем Мао Цзэдуном, что вылилось не только в разрыв экономических, политических связей двух стран, но и в массовые приграничные провокации со стороны КНР в 1960-е гг. В 1980-е гг. в условиях противоборства СССР и КНР с США за мировое лидерство возникла необходимость в восстановлении отношений между Советским Союзом и Китаем. Этот процесс начался с длительных безуспешных переговоров по поводу демаркации советско-китайской границы. Потепление в отношениях двух государств началось после обозначения в 1986 г. Дэн Сяопином «трех препятствий» на пути к развитию взаимоотношений между КНР и СССР. Советское руководства периода «перестройки», начиная с 1986 г. сделало все возможное для сближения с Китаем, следствие чего стало улучшение и укрепление советско-китайских отношений. После 1991 г. достигнутые позитивные договоренности были перенесены на РФ. И начиная с 1990-х гг. разворачивалось активное сотрудничество России и КНР, в результате чего Китай стал восприниматься как крупнейший политические, экономический и военные партнер России на Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resolution of the Soviet-Chinese Conflicts in the 1980s and the Development of Russian-Chinese Relations in the Post-Soviet Period

The article examines the process of restoring Soviet-Chinese relations in the 1980s of the last century, which were destroyed during the leadership of China by Mao Zedong, which resulted not only in the rupture of economic and political ties between the two countries, but also in massive border provocations by the PRC in the 1960s. In the 1980s. in the context of the confrontation between the USSR and the PRC with the United States for world leadership, it became necessary to restore relations between the Soviet Union and China. This process began with lengthy unsuccessful negotiations over the demarcation of the Soviet-Chinese border. The warming in relations between the two states began after the designation in 1986. Deng Xiaoping «three obstacles» on the way to the development of relations between the PRC and the USSR. The Soviet leadership of the period of «perestroika», starting in 1986, did everything possible to bring China closer, which resulted in the improvement and strengthening of Soviet-Chinese relations. After 1991, the positive agreements reached were transferred to the Russian Federation. And since the 1990s active cooperation between Russia and China was unfolding, as a result of which China began to be perceived as Russia's largest political, economic and military partner in the East.

Текст научной работы на тему «Разрешение советско-китайских конфликтов в 1980-е гг. и развитие российско-китайских отношений в постсоветский период»

УДК 94(470+510)

DOI https://doi.org/10.38161/2949-6152-2024-4-67-75

Потапчук Владимир Владимирович - магистрант направления «История (Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность), Педагогический институт, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, vova.potapchuk.01 @inbox. ru

Разрешение советско-китайских конфликтов в 1980-е гг. и развитие российско-китайских отношений в постсоветский период

Исследование выполнено при поддержке ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», грант 7.23-ТОГУ.

Аннотация. В статье рассматривается процесс восстановления советско-китайских отношений в 1980-е гг. прошлого столетия, которые были разрушены в период руководства Китаем Мао Цзэдуном, что вылилось не только в разрыв экономических, политических связей двух стран, но и в массовые приграничные провокации со стороны КНР в 1960-е гг. В 1980-е гг. в условиях противоборства СССР и КНР с США за мировое лидерство возникла необходимость в восстановлении отношений между Советским Союзом и Китаем. Этот процесс начался с длительных безуспешных переговоров по поводу демаркации советско-китайской границы. Потепление в отношениях двух государств началось после обозначения в 1986 г. Дэн Сяопином «трех препятствий» на пути к развитию взаимоотношений между КНР и СССР. Советское руководства периода «перестройки», начиная с 1986 г. сделало все возможное для сближения с Китаем, следствие чего стало улучшение и укрепление советско-китайских отношений. После 1991 г. достигнутые позитивные договоренности были перенесены на РФ. И начиная с 1990-х гг. разворачивалось активное сотрудничество России и КНР, в результате чего Китай стал восприниматься как крупнейший политические, экономический и военные партнер России на Востоке.

Ключевые слова: СССР, Китайская Народная республика, советско-китайские отношения в 1980-ые гг., российско-китайские отношения в постсоветский период, Российская Федерация

Potapchuk Vladimir Vladimirovich - Master's degree student in History (Asia-Pacific Region: History and Modernity), Pedagogical Institute, Pacific National University, Khabarovsk, Russia, vova.potapchuk.01@inbox. ru

Resolution of the Soviet-Chinese Conflicts in the 1980s and the Development of Russian-Chinese Relations in the Post-Soviet Period

Abstract. The article examines the process of restoring Soviet-Chinese relations in the 1980s of the last century, which were destroyed during the leadership of China by Mao Zedong, which resulted not only in the rupture of economic and

© Потапчук В. В., 2024

political ties between the two countries, but also in massive border provocations by the PRC in the 1960s. In the 1980s. in the context of the confrontation between the USSR and the PRC with the United States for world leadership, it became necessary to restore relations between the Soviet Union and China. This process began with lengthy unsuccessful negotiations over the demarcation of the Soviet-Chinese border. The warming in relations between the two states began after the designation in 1986. Deng Xiaoping «three obstacles» on the way to the development of relations between the PRC and the USSR. The Soviet leadership of the period of «perestroika», starting in 1986, did everything possible to bring China closer, which resulted in the improvement and strengthening of Soviet-Chinese relations. After 1991, the positive agreements reached were transferred to the Russian Federation. And since the 1990s active cooperation between Russia and China was unfolding, as a result of which China began to be perceived as Russia's largest political, economic and military partner in the East.

Keywords: USSR, People's Republic of China, Soviet-Chinese relations in the 1980s, Russian-Chinese relations in the post-Soviet period, Russian Federation

В нынешнюю эпоху Китайская Народная Республика оценивается в качестве крупнейшего партнера России на Востоке. Заявленный Президентом РФ В. В. Путиным еще в 2013 г. «поворот на Восток» стал обретать реальные контуры после встреч лидеров двух государств в 2023 г. Однако, отношения между Китаем и Россией в ХХ в. развивались крайне противоречиво. После подписания между СССР и КНР 14 февраля 1950 г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между ними сложился военно-политический союз [1], раскол которого произошел после осуществленной первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым в 1956 г. критики культа личности своего предшественника И. В. Сталина на ХХ съезде КПСС, в связи, с чем председатель КПК Мао Цзэдун обвинил Советский Союз в отходе от коммунистической идеологии [2]. Как следствие, в начале 1960-х гг. между КНР и СССР происходит свертывание сотрудничества, экономических отношений и сокращение торговли. После того, как в 1960 г. китайское руководство поставило перед ЦК КПСС вопрос об оплате труда советских работников, трудящихся в КНР, что вызвало негативную реакцию со стороны Н. С. Хрущева и последующий нанесший серьезный урон китайскому хозяйству отзыв советских специалистов и советников из Китая [2], две стороны оказались в полосе взаимных претензий и обвинений [3].

Особую напряженность в советско-китайские отношения указанного периода вносили неразрешенные территориальные вопросы. В 1963 г. в китайской газете «Женьминь жибао» вышла статья, в которой говорилось о неравноправности подписанных в период царской России Айгунского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров, воспринятая советским правительством как заявление о территориальных претензиях со стороны КНР [4]. СССР предложил Пекину провести двустороннюю консультацию с целью уточнении пограничной линии на отдельных ее участках. 25 февраля 1964 г. после значительных проволочек, инициированных китайцами, между Советским Союзом и КНР начались переговоры об уточнении линии границы. Советской стороной были разработаны проекты договоров, в которых производилась редемаркация и демаркация советско-китайской границы и вырабатывался порядок разрешения пограничных вопросов и режим границы. Однако представители КНР в ответ выдвигали весьма нелепые претензии на довольно обширные территории СССР,

продолжая придерживаться оценки договоров царской эпохи как «неравноправных» [5]. Негативные тенденции на советско-китайских переговорах привели к завершению консультации в августе 1964 г. без каких-либо результатов, что спровоцировало дальнейшее ухудшение отношений между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, достигшее особого напряжения в 1969 г., когда китайской стороной были спровоцированы крупные пограничные конфликты - на острове Даманском (март 1969 г.), у поселка Дулаты (май 1969 г.) и у озера Жаланашколь (август 1969 г.), - в ходе которых советские пограничники защитили родину с оружием в руках.

В сентябре 1969 г. в Пекинском аэропорту прошла встреча премьер-министров СССР А. Н. Косыгина и КНР Чжоу Эньлая, на которой обсуждалось восстановление отношений двух стран, результатом чего стало возобновление пограничных переговоров и торговых связей [6]. В течение октября 1969 г. - июня 1978 г. шел второй этап переговоров о границе, в ходе которых стороны провели 15 раундов дискуссий, однако ни одного соглашения подписано так и не было [7]. Смерть Мао Цзэдуна в 1976 г. не изменила позиции двух коммунистических держав. В апреле 1979 г. КНР отказалась продлевать подписанный с СССР в 1950 г. на 30 лет «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», что стало одним из решающих событий в разрыве советско-китайских отношений. Не смотря на то, что все возможности для их нормализации были исчерпаны, в 1980-х гг. связи между Советским Союзом и КНР странами начали постепенно восстанавливаться.

Одним из важнейших факторов, повлиявших на укрепление советско-китайских взаимоотношений, стало наличие у СССР и КНР общего врага в лице США. После введения в декабре 1979 г. Советским Союзом ограниченного контингента советских войск в Афганистан с целью поддержания режима Народной демократической партии Афганистана, расцененное США и НАТО как акт агрессии, последние осуществляли поддержку противников СССР. Президент США Р. Рейган в 1983 г. назвал СССР - «империей зла», что спровоцировало новый виток напряженности в мировой политике и возобновило гонку вооружений. Возникла реальная угроза войны между странами ОВД и НАТО. Для изменения баланса сил в свою пользу в этих условиях Советский Союз предпринял попытку восстановить сотрудничество с Китаем. Между КНР и США, в свою очередь, также последовало ухудшение отношений, причиной чего стала поставка американцами оружия на Тайвань. Для разрешения данной проблемы в августе 1982 г. Китай и Соединенные Штаты Америки выпустили совместное коммюнике, согласно которому американская сторона брала на себя обязательства уменьшить объем продажи оружия Тайваню [8]. Однако, по мнению китайского руководства, «Соединенные Штаты пытаются использовать то, что Вашингтон воспринял как уязвимость Китая в стратегическом отношении, чтобы заставить Китай подчиниться неприемлемым продажам оружия США Тайваню» [9, с. 70]. После выпуска китайско-американского коммюнике не только не снизились объемы продаж вооружения Тайваню, но, напротив, увеличились [8]. В сложившихся политических обстоятельствах Китай в 80-х гг. прошлого века стремился наладить взаимоотношения с Советским Союзом, чтобы изменить расклад политических сил в мире. В октябре 1982 г. в Пекине начались переговоры между СССР и КНР по вопросам поиска путей улучшения отношений между двумя странами, промежуточными итогами которых стало достижение договоренности о новых мерах доверия в районе границы и о сокращении на ней вооруженных сил [7].

Генеральным секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, занявший этот пост в марте 1985 г., выразил надежду на то, что отношения между Советским Союзом и Китаем улучшатся. В свою очередь, Дэн Сяопин в 1986 г. сделал большой шаг для их нормализации [3], озвучив т. н. «три препятствия» на пути к развитию взаимоотношений между КНР и СССР: СССР должен 1) убедить Вьетнам вывести свои войска из Камбоджи; 2) вывести свои войска из Монгольской Народной Республики и уменьшить свое военное присутствие на советско-китайской границе; 3) вывести свой ограниченный военный контингент из Афганистана [3].

Во второй половине 80-х гг. Советский Союз под руководством М. С. Горбачева стремился к гармонизации связей между СССР и КНР. В июле 1985 г. стороны подписали соглашения о товарообмене и платежах на 1986-1990 гг., об экономическом и техническом сотрудничестве, строительстве и реконструкции промышленных объектов в Китае [10]. В марте 1986 г. стороны договорились о дальнейшем развитии сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники [10]. Советское руководство также предпринимало меры по преодолению выдвинутых китайскими партнерами «трех препятствий». В июле 1986 г. во Владивостоке в своей речи М. С. Горбачев подтвердил готовность к советско-китайской встрече на любом уровне, а также обозначил подходы к разрешению вышеуказанных проблем: объявил о значительном сокращении военного присутствия СССР в Монголии; о частичном выводе советских войск из Афганистана; выразил заинтересованность Советского Союза в нормализации отношений между КНР и Вьетнамом [9].

В феврале 1988 г. М. С. Горбачев заявил о том, что СССР и Афганистан договорились о том, что советская сторона выводит свой ограниченный военный контингент в связи с нормализацией обстановки в регионе. Сам вывод войск завершился в феврале 1989 г. [11]. В это же время СССР и КНР подписали соглашение о сокращении численности войск на границе. В мае того же года советское правительство заявило о частичном, а затем о полном выводе своих войск из Монголии, который закончился в 1992 г. [11]. В сентябре 1989 г. вьетнамские войска покинули Камбоджу [13].

Все эти события ознаменовали собой преодоление «трех препятствий», обозначенных лидером Китая, что позволило улучшить отношения между СССР и КНР. В свою очередь, Дэн Сяопин предложил в советско-китайском взаимодействии «закрыть прошлое и открыть будущее», а также заявил, «что Китай не будет вторгаться в другие страны и не будет никому угрожать» [3, с. 229].

Решающим событием в разрешении советско-китайских конфликтов и в восстановлении сотрудничества Советского Союза с КНР стал официальный визит М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г., во время которого состоялась его беседа с Дэн Сяопином. Итогом этой встречи стало то, что обе стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами и партиями [4]. В декабре 1991 г. Китай признал Россию правопреемником СССР [10].

В 1990-х гг. Россия и КНР продолжили вести политику по дальнейшему сближению. В декабре 1992 г. президент РФ Б. Н. Ельцин совершил визит в Китай, в ходе которого стороны подписали «Совместную декларацию», устанавливающую основы взаимодействия стран между собой [13]. В сентябре 1994 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь посетил Россию с ответным визитом.

В ходе этой встречи Российская Федерация и Китайская Народная Республика подписали ряд ключевых соглашений.

В мае 1995 г. Цзян Цзэминь прибыл в Россию для участия в праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Также была организована встреча лидеров двух стран, на которой стороны вновь заявили о создании между РФ и КНР долгосрочных, стабильных, взаимовыгодных и добрососедских отношений [14].

В апреле 1996 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин нанес в Китай государственный визит, во время которого стороны подписали Совместную российско-китайскую декларацию, где были изложены общие подходы двух стран к важным двусторонним и международным вопросам [14].

1997 г. стал одним из ключевым в развитии сотрудничества между Россией и КНР. В апреле этого года Цзян Цзэминь совершил визит в РФ, итогом которого стало то, что стороны:

1) официально определили российско-китайское взаимодействие как «партнерские отношения стратегического сотрудничества» [15];

2) подписали совместную Декларацию о многополярном мире и формировании нового международного порядка [15].

В ходе посещения КНР Б. Н. Ельциным в ноябре 1997 г. появилось заявление об урегулировании всех проблем, связанных с демаркацией восточного участка российско-китайской границы и о готовности завершить работы по демаркации ее западного участка [15]. Также, российская и китайская стороны признали, что контакты между РФ и КНР не направлены против какой-либо третьей страны; что они не стремятся к расширению и гегемонии [15]. Кроме того, Россия и Китай выразили готовность в поддержке и дальнейшем развитии дружественных связей и сотрудничества друг с другом [10]. В ноябре 1998 г. главы двух государств провели неформальную встречу, которая стала первой подобной в истории двусторонних российско-китайских отношений. На ней было объявлено о завершении работ на западном участке российско-китайской границы [10].

Избранный новый Президент РФ В. В. Путин в июле 2000 г. подтвердил, что КНР является стратегическим партнером России. Кроме того, было задекларировано сходство позиций на международной арене, а также стремление двух соседних стран к поддержанию и укреплению многополярного мира. В июле 2001 г. Президент РФ В. В. Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, срок действия которого составлял 20 лет [16].

С целью создания стратегического регионального союза на территории Центральной Азии в том же году была основана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членами которой стали Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Позднее к ним присоединились Пакистан, Индия и Иран. В ноябре 2023 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал закон о ратификации меморандума о вступлении его страны в ШОС [17]. Целью данной организации является стабилизация региона Центральной Азии, а также укрепление сотрудничества между государствами в экономической, политической, научно-культурной и других сферах [18].

В 2001 г. появилось первое упоминание о создании межгосударственного объединения БРИК, в состав которого в тот период входили четыре страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай. Их деятельность была ориентирована на развитие экономического и дипломатического сотрудничества.

В июне 2009 г. в Екатеринбурге прошел первый саммит БРИК, в ходе которого стороны достигли договоренностей о совместном отстаивании своих интересов на международной арене на основе принципов поддержки, равноправия, многополярности и приоритета международного права; согласовали свои позиции по основным направлениям борьбы с экономическим кризисом и развитию сотрудничества в сферах экономики, образования, науки и энергетики [19]. В феврале 2011 г. членом БРИК стала ЮАР, и объединение стало называться БРИКС. С началом 2024 г. оно пополнилось еще пятью странами: Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ [20]. И. В. Моргулов отметил, что РФ и КНР всеми силами содействуют развитию БРИКС, а также осуществляют поиск точек соприкосновения интересов всех его членов [21].

В рамках БРИКС и ШОС Россия и Китай проделывают большую работу по координации и продвижению своих интересов на международной арене. Страны-участницы нацелены на активное взаимодействие в различных направлениях: развитие глобальной экономики и передовых технологий; сотрудничество в гуманитарной сфере; борьба с терроризмом и т. д. [22].

Летом 2005 г. состоялся официальный визит в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао. Одним из итогов данной встречи являлось подписание сторонами Декларации об углублении стратегического взаимодействия на международной арене [10]. Кроме того, в 2000-2010-х гг. Россия и Китай в рамках развития двухсторонних отношений стали проводить, так называемые «национальные годы», в число которых вошли: 2006 г. - год РФ в КНР; 2007 г. - год КНР в РФ; 2009 г. - год русского языка в Китае; 2010 г. - год китайского языка в России; 2012 г. - год российского туризма в Китае; 2013 г. - год китайского туризма в России [13]. Данная мера позволила не только укрепить российско-китайские контакты, но и значительно повысила интерес у населения обеих стран друг к другу [13].

В 2010-х гг. Россия и Китай продолжили сближение. В сентябре 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао приняли два совместных заявления - о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия и в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны [23].

В 2010-2020-х гг. главы двух государств принимали участие в различных форумах и мероприятиях, что демонстрировало высокий уровень доверия двух государств друг к другу. Так, например, в 2015 г. Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне [24]. Весной 2019 г. Президент РФ В. В. Путин принял участие в прошедшем в Пекине форуме «Один пояс, один путь». В свою очередь, летом этого же года китайский лидер принял участие в Петербургском международном экономическом форуме [13]. В 2021 г. В. В. Путин принял приглашение Си Цзиньпина посетить Зимние Олимпийские игры, прошедшие в феврале 2022 г. [25].

В 2020-х гг. на фоне ухудшения отношений между коллективным Западом и с РФ, и с КНР развитие российско-китайского сотрудничества приобрело наибольшую актуальность. В этот период наметилось значительное углубление двусторонних связей между странами. Так, например, в марте 2023 г. Президент РФ В. В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявления о планах развития ключевых направлений экономического сотрудничества и углублении партнерства между Россией и Китаем. Кроме того, стороны приняли ряд межправительственных, межведомственных и

корпоративных документов по развитию российско-китайского взаимодействия в различных сферах [26].

Стоит также отметить, что развитие российско-китайских отношений осуществлялось не только в экономической и социально-культурной сферах, но и в военной. Так, в августе 2005 г. Вооруженные силы Российской Федерации и Народная освободительная армия Китая провели первые совместные военные учения, именуемые «Мирная миссия-2005» [10]. Военное сотрудничество продолжилось и в дальнейшем. В 2022 г. ВС РФ и НОАК провели рекордное за последние 20 лет число совместных военных учений - шесть, причем пять из них прошли после начавшейся в феврале 2022 г. специальной военной операции на Украине [27]. В июле 2023 г. были организованы совместные российско-китайские военные учения в акватории Японского моря под названием «Взаимодействие. Север-2023», которые были направлены на укрепление военно-морского сотрудничества России и Китая и на поддержание стабильности и мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе [28]. В марте 2024 г. РФ, КНР и Иран осуществили совместные военно-морские учения в Оманском заливе «Морской пояс безопасности-2024». В этих маневрах участники задействовали более 20 кораблей, боевых катеров и судов флотов трех стран [29].

Итак, восстановление отношений между СССР и КНР и развитие российско-китайского взаимодействия в постсоветский период имеют большую историю. Проведя значительное число переговоров, визитов и встреч, разрешив все разногласия и спорные вопросы, подписав ряд важных соглашений и договоров, к первой половине 2020-х гг. Россия и Китай установили крепкие доверительные дружеские отношения. В 2023 г. Премьер Госсовета КНР Ли Цян на переговорах с главой правительства РФ М. В. Мишустиным высоко оценил перспективы российско-китайского сотрудничества [30]. С этим утверждением нельзя не согласиться, поскольку на протяжении нескольких десятилетий стороны развивали и продолжают улучшать взаимоотношения как в социально-экономической, культурной, так и в военной сферах. Отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой имеют большие перспективы, а сотрудничество между ними является ключом к миру и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Список литературы

1. Сотникова И. Н. К вопросу о Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНР от 14 февраля 1950 г. // Общество и государство в Китае. 2014. № 2. С. 239-246.

2. Уфимцева О. В., Генн В. И. Разрыв советско-китайский экономических отношений во времена правления Хрущева // Наука и перспективы. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razryv-sovetsko-kitayskiy-ekonomicheskih-otnosheniy-vo-vremena-pravleniya-hruscheva (дата обращения: 31.03.2024).

3. Чуньюе Лу. Нормализация советско-китайских отношений и ее историческое значение // Вестник РУДН. Сер.: Всеобщая история. 2019. № 3. С. 222-234.

4. Балакин В. С., Сяоин Лу. КНР и СССР в 1960-е-1980-е годы: от конфронтации к равноправному сотрудничеству // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16, № 1. С. 11-15.

5. Прохоров А. К вопросу о советско-китайской границе. М. : Междунар. отношения, 1975. 288 с.

6. Чуньюе Лу. Нормализация советско-китайских отношений и ее историческое значение // Вестник РУДН. Сер.: Всеобщая история. 2019. № 3. С. 222-234.

7. Лу Сяоин. Советско-китайские пограничные переговоры (1964-2004 гг.) // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18, № 3. С. 33-39.

8. История американо-китайских отношений. Досье // ТАСС. 06.04.2017. URL: https://tass.ru/info/4159288 (дата обращения: 31.03.2024).

9. Нечай А. А. Советско-китайские отношения в 1980-е годы // Россия в глобальном мире. 2022. № 24. С. 68-83.

10. История отношений России и КНР // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20070326/62607849.html (дата обращения: 31.03.2024).

11. В какие сроки выводили войска // Газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/581814 (дата обращения: 31.03.2024).

12. Как развивались отношения США и Вьетнама после войны // Газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/2764739 (дата обращения: 31.03.2024).

13. Ло Сии. История развития российско-китайских отношений // Оригинальные исследования (ОРИС). 2022. № 5. С. 413-417.

14. Чуньюе Лу, Дацышен В. Г. Россия и Китай в 1990-е годы: от «дружественных стран» через «конструктивное партнерство» к «стратегическому партнерству» // Современная научная мысль. 2019. № 1. С. 127-135.

15. Нечай А. А. Российско-китайские отношения в 90-х годах ХХ века // Россия в глобальном мире. 2022. № 25. С. 7-22.

16. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2001) // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20160716/1465725129.html (дата обращения: 31.03.2024).

17. Минск завершил ратификацию меморандума по вступлению в ШОС // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20231129/belorussiya- 1912512417.html (дата обращения: 31.03.2024).

18. Черникова Л. П. Российско-китайские отношения: история и современность // Проблемы востоковедения. 2015. № 2. С. 42-47.

19. Явнова И. И. БРИКС: история создания // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. № 9. С. 71-74.

20. Логинова К. По кирпичику: к БРИКС присоединились пять новых стран // Известия. URL: https://iz-ru.turbopages.org/iz.ru/s/1626974/kseniia-loginova/po-kirpichiku-k-briks-prisoedinilis-piat-novykh-stran (дата обращения: 31.03.2024).

21. Моргулов И. В. Российско-китайские отношения на новом историческом старте развития // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 5. С. 3-11.

22. Небренчин А. С. Развитие российско-китайских отношений в международной сфере на современном этапе // Современная Россия в мировом политическом процессе: глобальное и региональное измерение. М. : Московский гос. лингвист. ун-т, 2019. С. 272-280.

23. Лидеры России и КНР подписали два совместных заявления // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20100927/279616701.html (дата обращения 31.03.2024).

24. В Москву на празднование Дня Победы прибыл председатель КНР Си Цзиньпин // RT на русском. URL: https://russian.rt.com/article/90354 (дата обращения: 31.03.2024).

25. Лавров: Путин принял приглашение КНР посетить зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/12423179 (дата обращения: 31.03.2024).

26. Путин и Си Цзиньпин подписали заявление об экономическом сотрудничестве // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20230321/zayavlenie-1859575928.html (дата обращения: 31.03.2024).

27. Bloomberg: Россия и Китай провели в 2022 году рекордное число совместных учений // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18285307 (дата обращения: 31.03.2024).

28. В Японском море завершились военно-морские учения РФ и Китая «Север. Взаимодействие-2023» // ТАСС. URL: https://tass-ru.turbopages.Org/tass.ru/s/armiya-i-opk/18341951 (дата обращения: 31.03.2024).

29. Практическая часть военно-морских учений РФ, КНР и Ирана завершилась в Оманском заливе // ТАСС. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/20227203 (дата обращения: 31.03.2024).

30. Премьер Госсовета КНР оценил перспективы сотрудничества с Россией // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/20230524/kitay-1873767480.html (дата обращения: 31.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.