РАЗРЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА КАК ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Аннотация. В статье рассмотрены исторические проблемы основного противоречия капитализма, сделана попытка обосновать концепцию устойчивого развития как консолидирующую цель общественного производства в глобальном пространстве, а также обозначены пути для достижения этой цели.
Ключевые слова. Противоречия капитализма, устойчивое развитие, консолидация усилий, экономический рост, возобновляемые источники энергии, экология.
Maryanenko V.P., Tsoy E.V.
RESOLUTION OF THE MAIN CONTRADICTION OF CAPITALISM AS A WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract. The article deals with historical problems of the basic contradiction of capitalism, an attempt is made to justify the concept of sustainable development as a consolidating goal of social production in a global space, and ways for achieving this goal are outlined.
Keywords. Contradictions of capitalism, sustainable development, consolidation of efforts, economic growth, renewable energy sources, ecology.
Наука основывается на преодолении различных проблем и противоречий, возникающих в жизни общества. Выбор пути разрешения проблемы или того или иного противоречия указывает направление движения развития или стагнации экономики страны. Отсутствие единомыслия, единой цели в государственных структурах, институтах, бизнес-среде и социуме приводит к негармоничному экономическому, политическому и социальному развитию.
При этом, характер производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства - в собственности отдельных лиц, социальных групп или классов или в собственности общества, целью которого является удовлетворение различных потребностей народных масс, всего общества [2, с. 7]. Общественная собственность на средства производства определяет свою структуру интересов в обществе (общественные, коллективные, личные), тогда как частная собственность на средства производства определяет диаметрально противоположный взгляд на интересы -от частных до общественных. Важнейшей задачей государства является объединение интересов государства, бизнеса и индивидуальных на базе законодательных актов, в противном случае, происходит усиление основного противоречия капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения.
ГРНТИ 06.03.07
© Марьяненко В.П., Цой Е.В., 2018
Екатерина Владиславовна Цой - кандидат экономических наук, главный бухгалтер ООО «НЭК» (г. Санкт-Петербург).
Виктор Павлович Марьяненко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Марьяненко В.П.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 948-99-67. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.03.2018.
В научном труде «Империализм, как высшая стадия капитализма» В.И. Ленин обосновал процесс и назвал причины смены капиталистической свободной конкуренции капиталистическими монополиями, а монополия есть переход от капитализма к более высокому строю. В.И. Ленин говорит, что если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма [1]. При этом, не безосновательно, В.И. Ленин отмечает, что капиталистическая монополия порождает неизбежно стремление к застою и загниванию, поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, поскольку исчезают причины к техническому и всякому другому прогрессу, движению вперед, а далее появляется экономическая возможность искусственно задерживать технический прогресс [1, с. 141].
На сегодняшний день в России наблюдаются все признаки, характеризующие государственный монополистический капитализм, а именно рост класса или слоя рантье, вывоз капитала, связь государственной власти и корпораций, что приводит к разрыву в интересах различных классов. Антагонистическое противоречие между капиталистами и рабочими, которое наблюдается во всех капиталистических странах, наблюдается и в России. Даже в одном государстве интересы между группами монополистов противоречат общенациональным, что проявляется, например, в постоянной борьбе между демократами и республиканцами в США, при этом не решаются общенациональные задачи, а напротив часть имеющихся ресурсов страны используются не для достижения стратегической единой общенациональной цели. Дальнейшее развитие страны по сценарию, характеризующему монополистический капитализм, приведет к стагнированию экономики, падению уровня жизни населения, росту эмиграции рабочей силы, отставанию в развитии на мировой арене, а также зависимости от иностранных технологий.
На зарождающей стадии государственного монополистического капитализма В. И. Ленин описал противоречие между общественным характером производства и частной формы присвоения. Однако, на современном этапе развития в соответствии с философской спиралью и процессами глобализации, капиталистические противоречия усугубляются вместе с концентрацией и централизацией капитала, это приводит к созданию международных союзов и объединений монополистов, а также глав государств. Примером может быть взаимоотношение США и Евросоюза, во главе с Германией. Санкци-онная политика ЕС по отношению к России нерационально отвлекает имеющиеся ресурсы, которые могли бы быть использованы для достижения общественных интересов, что подтверждает и усиливает синдром «лебедя, рака и щуки».
Сложившаяся ситуация требует незамедлительных действий от государственной власти, с целью улучшения ситуации в стране. Поэтому концепция устойчивого развития, а также ее цели, принятые ООН в 2015 году, как никогда актуальны для российской экономики, поскольку для удовлетворения потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности, требует принятия незамедлительных мер.
Вышеназванные противоречия приводят к стремлению стран занять лидирующие позиции на мировой арене. Страны, в погоне за показателями роста экономического развития, пренебрегают экологическими принципами, тогда как темпы экономического роста диктуются политическими задачами или амбициями. Ярким примером может выступать Китай, который бьет рекорды роста показателей экономического развития, однако, проблема экологического состояния для этой страны становится все более очевидной.
Негативные экологические последствия - это проблема планетарного масштаба, которая требует решения не только в одной конкретной стране. Очевидность безотлагательного решения растущих проблем стала широко дискутироваться в средствах массовой информации, политических и экономических форумах, а также и в научном пространстве. В 2009 году в Декларации об экологически-ориентированном росте [8] (далее - Декларация) определяется переход на «зеленую» модель развития и ведения бизнеса, которая будет способствовать выходу из экономического кризиса. Именно в Декларации предлагалось разработать Стратегию эколого-ориентированного роста для достижения экономического подъема и социальной устойчивости, в том числе использование возобновляемых источников энергии.
В сентябре 2015 года ООН выделила 17 целей устойчивого развития, которые предполагается реализовать до 2030 г., из которых наиболее остро выделена цель обеспечения перехода к рациональным моделям потребления и производства. Исходя из результатов опроса, приведенных в Докладе об от-
ветственном бизнесе (2016), выявлено, что цель по борьбе с изменением климата является наиболее обсуждаемой и интересной, а для реализации этой цели все больше развитых стран поддерживают переход всех секторов к «зеленой» и низкоуглеродной экономике [4], в то время как Россия из-за монополистических предприятий является одним из ведущих экспортеров углеводородов на международный рынок.
Поэтому, как уже известно, не все цели, поставленные ООН, являются одинаково актуальны для Российской Федерации, принимая во внимание особенности развития страны, территориальные и национальные. Поэтому Правительство РФ разработало 45 государственных программ, которые легли в основу стратегического развития и сгруппированы в 5 блоков: новое качестве жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Изначально предусматривалась реализация этих программ до 2020 года, однако внешнеполитические события сильно повлияли на стратегическое развитие страны.
Таким образом, возникли противоречия, с одной стороны - приоритет целей использования «зеленых» и низкоуглеродных источников энергии, принятый ООН, а с другой - постоянный рост разведывания, добычи и экспорта нефти, угля и газа. Проблема такого противоречия заключается в нежелании крупнейших монополий по добыче и реализации нефти и газа переходить на альтернативные «зеленые» источники энергии, которые могут реализовываться в рамках инновационного развития экономики.
Несмотря на нежелание крупнейших нефтегазовых корпораций страны уделять особое внимание разработке «зеленой» энергии, проблема климатических изменений актуальна и для России. Учитывая необходимость обеспечения климатического равновесия, 17 декабря 2009 была утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации [7], стратегической целью которой является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз [7].
Известно, что Россия является одним из крупнейших эмитентов парниковых газов, после Китая, США и Индии [4], поэтому снижение эмиссии парниковых газов и переход на путь низкоуглеродного развития открывает возможность перейти на путь энергоэффективной экономики, которая сопровождается внедрением новых наукоемких технологий и снижением зависимости от сырьевого экспорта. По данным Второго двухгодичного доклада Российской Федерации, проблема выбросов парниковых газов особо остро стоит в секторе энергетики, доля которого составляла в 2013 году 83,9% [3], при этом наибольший вклад в эмиссию парниковых газов вносит сжигание топлива, поэтому первостепенной задачей для энергетического сектора является задача перехода на низкоуглеродный путь развития.
Первым глобальным документом, обязывающий страны уменьшить выбросы парниковых газов, является Киотский протокол, принятый в 1997 году и вступивший в силу в 2005 году. Соглашение ставило общую цель для 37 стран, куда входила Россия, снизить парниковые выбросы на 5% от уровня 1990 года в период с 2008 по 2012 гг. Поставленная протоколом цель в итоге была перевыполнена, и в 37 странах, взявших на себя численные обязательства, сокращение выбросов составило 22,6%. Однако, к концу срока действия договора нового соглашения разработано не было, поэтому страны решили продлить действие договора до 2020 года, однако, из-за изменившейся структуры мировой экономики Россия, Япония и Новая Зеландия отказались брать на себя численные обязательства во второй раз.
В декабре 2015 года в Париже было принято новое климатическое соглашение, в соответствии с которым Россия должна сократить выбросы к 2030 году на 25-30% по отношению к 1990 году, что соответствует внутренней цели к 2020 году. Подписанное в 2015 году Парижское соглашение показывает стремление к высокотехнологичному развитию, ведущему к сокращению выбросов парниковых газов.
Наиболее актуальным решением в энергетическом секторе по выбросам парниковых газов является использования биотоплива. На сегодняшний день термин «биотопливо» включает в себя три вида топлива: твердое топливо (древесина, отходы деревопереработки и т.д.); жидкое топливо (этанол, биодизель, метанол); газообразное топливо (синтезированные газы). Наибольшее распространение на рынке возобновляемых источников энергии (ВЭИ) имеет жидкое топливо, получаемое из раститель-
ных источников. Оно широко используется в основном в транспортном секторе в странах ЕС, США и Бразилии [5]. Лидирующие позиции по производству этанола имеют США и Бразилия.
На сегодняшний день проблема биотоплива широко дискутируется не только в научных кругах, но и в СМИ, очевидные проблемы пока не имеют эффективных путей решения, а история развития биотоплива изобилует негативными примерами компаний, которые не смогли конкурировать на рынке. Противники развития биотопливной индустрии утверждают, что производство растительного биотоплива имеет индивидуальные трудности, связанные с продовольственной безопасностью страны, истощением плодородных земель и т. д., кроме того, количество производимого продукта напрямую зависит от урожайности, соответственно цены на него также варьируются.
Однако, после переработки рапса, кукурузы, сои, подсолнечника и других культур остается жмых и барда, которые могут пойти на производство дешевых, но качественных комбикормов для животных, что позитивно скажется на животноводстве. При этом, может быть частично реализована программа сбалансированного развития регионов.
На сегодняшний день в России отсутствует государственная стратегия по использованию биотоплива, что крайне негативно сказывается на показателях развития страны на международной арене. Безусловно, на сегодняшний день, использование биотоплива является более затратным для производства, а в условиях существующей экономической ситуации, когда большинство компаний борются не за дополнительный рубль к прибыли, а за выживание на рынке, это является существенным недостатком, что делает использование биотоплива практически невозможным, поэтому необходимость поддержки государства для развития безуглеродного сектора экономики невозможно переоценить.
В текущих условия наиболее перспективной культурой для производства биодизеля в России признан рапс, однако, практически весь объем производимого рапсового масла отправляется на экспорт. Так, по данным различных источников, экспорт рапсового масла в 2017-2018 гг. по сравнению с 20162017 гг. вырос в два раза [6], а основным покупателем является Китай. Существующие противоречия между интересами монополий, государственной власти и населения приводят к тому, что при наличии богатой и плодородной земли, а также трудовых возможностей для развития регионов посредством развития сельского хозяйства, а, следовательно, инфраструктуры, возникают трудности в реализации развития регионов. Результатом тесной связи государственной власти и монополий, а также нежелания монополий к развитию технического прогресса, изменению структуры доходов является отсутствие действенного инструментария для развития сельского хозяйства и инновационных технологий.
Еще одной утвержденной международной целью устойчивого развития является «инновации и инфраструктура». Для огромной территории России реализация этой цели как никогда актуальна, поскольку недостаточное развитие инфраструктуры отдаленных от мегаполисов регионов страны приводит к отсутствию в первую очередь рабочих мест. Следствие этого - и другие негативные последствия.
Процессы глобализации и более высокая философская спираль развития на современном этапе в части противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения не позволяют на долгосрочный период консолидировать мировые институты для определения стратегической цели. Отсутствие единой морали и цели для мирового сообщества, а также политические амбиции приводят к постоянно растущей пропасти между развитыми и развивающими странами, увеличению разрыва между классами.
Концепция устойчивого развития объединяет интересы стран и общественности, однако отсутствие действенной методики и соответствующих этой методике инструментов, социальных институтов не позволяет на современном этапе разрешить проблемы устойчивого развития. Суть устойчивого развития заключается в повышении эффективности экономических показателей за счет консолидации интересов различных классов, разрешения противоречий между общественным характером производства и частной формой присвоения, а также использования инновационных технологий. Только решение вышеперечисленных задач в комплексе позволит, по мнению авторов статьи, разрешить политические и экономические противоречия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Империализм, как высшая стадия развития капитализма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=129003 (дата обращения 08.03.2018).
2. Политическая экономия. М.: Государственно издательство политической литературы, 1954.
3. Второй Двухгодичный Доклад Российской Федерации представленный в соответствии с Решением 1/СР.16 Конференции Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unfccc.int/iiles/national_reports/biennial_reports_and_ iar/submitted_biennial_reports/application/pdf/2br_rus.pdf (дата обращения 08.03.2018).
4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a711068.pdf (дата обращения 03.03.2018).
5. Состояние биотопливной отрасли по итогам 2016 года. Рынки и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enbio.ru/files/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%20 %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0 %В 8%D0%B 8%CC%86%20%D0%BE%D1%82%D1 %87%D0%B5%D1%82%20.pdf (дата обращения 03.03.2018).
6. В 2017/18 году экспорт рапсового масла вырос в 2 раза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exp.idk.ru/news/russia7rossiya-v-2017-18-godu-ehksport-rapsovogo-masla-vyros-v-2-raza743 5 5 49 (дата обращения 03.03.2018).
7. Утверждена климатическая доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6365 (дата обращения 04.03.2018).
8. Декларация об экологически ориентированном росте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/environment/outreach/43844950.pdf (дата обращения 03.03.2018).