Научная статья на тему 'Разработки модельного законодательства для сферы информационной безопасности'

Разработки модельного законодательства для сферы информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СНГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОММУНИКАЦИИ / INTER-PARLIAMENTARY ASSEMBLY OF CIS / INFORMATION SECURITY / INFORMATIZATION / MODEL LAW / CRUCIAL FACILITIES / INFORMATION INFRASTRUCTURE / COMMUNICATIONS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупов Рафаэль Мидхатович, Бачило Иллария Лаврентьевна, Вус Михаил Александрович, Макаров Олег Сергеевич

В статье рассматривается сотрудничество российских и белорусских ученых в разработке рекомендаций по гармонизации и совершенствованию национального и модельного законодательства в области обеспечения информационной безопасности, развития правового регулирования, эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей, упорядочения понятийного аппарата информационного законодательства. Интернациональным коллективом ученых в 2010-2015 гг. выполнен ряд интеграционных разработок для Межпарламентской ассамблеи СНГ. Разработаны проекты модельных законов «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности», «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры», выпущен в свет словарь-справочник понятийного аппарата модельного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юсупов Рафаэль Мидхатович, Бачило Иллария Лаврентьевна, Вус Михаил Александрович, Макаров Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of model legislation for information security

The article highlights the cooperation between Russian and Belarusian scientists in the development of recommendations on harmonization and improvement of national and model laws on information security, development of legal regulation of the operation of public telecommunications networks; on streamlining the conceptual apparatus of information legislation. The international team of scientists during 2010-2015 made a number of integration developments for the inter-Parliamentary Assembly of the Commonwealth Independent States (draft model laws «On information, informatization and information security», «On crucial facilities of information and communication infrastructure»). The dictionary reference book on conceptual terminology in model legislation was issued. Appreciation of the labor international team of scientists shows the relevance of their applied research, the importance and relevance of the results at the present stage of the development of the potential of information and communication technologies and information security.

Текст научной работы на тему «Разработки модельного законодательства для сферы информационной безопасности»

Обустройство России: вызовы и риски

ЮСУПОВ Рафаэль Мидхатович — д.тех.н., член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН) (199198, Россия, г. Санкт-Петербург, 14-ялиния В.О., д. 39; 8р(1ган@ iias.spb.su)

БАЧИЛО Иллария Лаврентьевна — д.ю.н., профессор, заведующий сектором информационного права Института государства и права РАН (119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10; Шапуа1@ mail.ru)

ВУС Михаил Александрович — к.тех.н., старший научный сотрудник СПИИРАН(199198, Россия, г. Санкт-Петербург, 14-ялиния В.О., д. 39; mixail-vys@ mail.ru; [email protected]) МАКАРОВ Олег Сергеевич — д.ю.н., заместитель начальника Института национальной безопасности Республики Беларусь (220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. З. Бядули, 2; makarovos@ list.ru)

РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается сотрудничество российских и белорусских ученых в разработке рекомендаций по гармонизации и совершенствованию национального и модельного законодательства в области обеспечения информационной безопасности, развития правового регулирования, эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей, упорядочения понятийного аппарата информационного законодательства. Интернациональным коллективом ученых в 2010-2015 гг. выполнен ряд интеграционных разработок для Межпарламентской ассамблеи СНГ. Разработаны проекты модельных законов «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности», «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры», выпущен в свет словарь-справочник понятийного аппарата модельного законодательства.

Ключевые слова: Межпарламентская ассамблея СНГ, информационная безопасность, информатизация, модельный закон, критически важные объекты, информационная инфраструктура, коммуникации

Одним из приоритетов в деятельности Межпарламентской ассамблеи СНГ (МПА СНГ), функционирующей уже без малого четверть века, является разработка и принятие модельных (типовых) законодательных актов и рекомендаций, отвечающих целям сближения национального законодательства государств-участников в соответствии с нормами международного права и задачами интеграционного взаимодействия. МПА СНГ как межгосударственный орган обладает в Содружестве исключительной компетенцией принимать подобные документы.

Над проектами модельных законов и рекомендаций в МПА СНГ в ее парламентских комиссиях работают парламентарии и эксперты. Адаптируя международный опыт применительно к условиям государств-участников, МПА СНГ разрабатывает для них типовые модельные законодательные акты и рекомендации. Эти документы не обладают обязательной юридической силой, однако являются эффективным инструментом интеграции. Благодаря их наличию создается механизм имплемен-тации положений международно-правовых документов в национальные правовые системы государств — участников СНГ.

Разработки концептуального характера

Международное научное сотрудничество ученых в рамках МПА СНГ развивается с самого начала ее основания. Только за последние годы неформальным, инициативно сформировавшимся коллективом, состоящим из ученых российских академических институтов (Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации и Институт государства и права) и белорусских специалистов (Институт национальной безопасности, Академия МВД и Институт погранслужбы), выполнен ряд интеграционных разработок и подготовлены проекты десятка международ-

ных документов, относящихся к сфере информатизации, информационного права и информационной безопасности [Бачило и др. 2013: 25].

Концепцией сотрудничества государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, принятой Советом глав государств СНГ еще в 2008 г., предусматривалась разработка рекомендаций по совершенствованию и гармонизации национального законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. В планах модельного законотворчества в силу ряда причин этот вопрос нашел свое отражение с некоторым запозданием. В итоге попытку подготовки проекта такого документа предпринял сформированный СПИИРАН интернациональный коллектив российских и белорусских ученых. Целью этой разработки явилось формулирование общих подходов для государств

— участников СНГ к правовому регулированию в данной предметной области [Бондуровский, Вус, Макаров 2012: 50].

Разработчики документа «Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности» предложили опираться на трактовку понятия «информационная безопасность», использованную в Соглашении о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности государств

— членов Шанхайской организации сотрудничества (2009 г.). При этом обращалось внимание на актуальность и необходимость обеспечения терминологической ясности и единообразного понимания (трактовок) законодательными органами государств — участников СНГ широкоупотребительных сегодня понятий, включая базовые общетехнические категории информационной сферы [Вус, Кучерявый 2012: 13; Юсупов, Шишкин 2013: 25].

Проект разрабатывавшегося для МПА СНГ концептуального по своему характеру документа в 2010—2012 гг. публиковался для широкого обсуждения на страницах ряда периодических научных изданий, что в конечном итоге предопределило успешное завершение работы над ним. Прошедшие экспертизу в парламентах государств — участников Содружества рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства в сфере информационной безопасности были приняты на 38-м пленарном заседании МПА СНГ в 2012 г.1 В том же году вышел в свет словарь понятийного аппарата модельного законодательства СНГ, в подготовке которого приняли участие студенты вузов. Этот словарь-справочник включает 3 269 норм-дефиниций2. Год спустя данная публикация была отмечена профессиональной премией Национального форума информационной безопасности «Инфофорум».

Интенсивное развитие инфраструктур в различных сферах жизнедеятельности государства и возрастание их сложности, в т.ч. информационно-коммуникационной инфраструктуры, обусловливает увеличение числа различного рода критически важных объектов, нарушение нормального функционирования или выведение из строя которых может привести к тяжким (а в ряде случаев — необратимым) последствиям для страны, региона и, как следствие, населения. Наличие в любом государстве критически важных объектов информатизации обусловливает необходимость разработки специальных регламентов административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения информационной безопасности. Предметом правового регулирования в рамках таких регламентов должны являться правовые и организационно-управленческие отношения, связанные с формированием механизма реализации полномочий государственных органов, а также прав и законных интересов заинтересованных субъектов в сфере эксплуатации критически важных объектов [Лепехин 2014: 28].

Расширяющиеся возможности глобальных компьютерных информационных и телекоммуникационных сетей обусловили повышенный интерес к ним со стороны организованной преступности, в т.ч. экстремистских и террористических

1 Информационный бюллетень МПА СНГ. 2013. № 57. Ч. 2. С. 161-179.

2 Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств — участников СНГ. (под ред. М.А. Вуса, В.В. Бондуровского). СПб.: Юридический центр Пресс. 2012. С. 4.

организаций. Борьба с терроризмом относится сегодня к приоритетным задачам обеспечения безопасности, и задачи правового регулирования предупреждения использования информационных сетей в террористических и иных противоправных целях исключительно актуальны для всех стран Содружества. Актуальность этого нисколько не снижает определенный разрыв в развитии телекоммуникаций и в продвижении к информационному обществу, объективно существующий сегодня между отдельными государствами.

В рамках мероприятий Программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в 2013 г. коллективом российских и белорусских ученых, инициативно сформировавшимся вокруг СПИИРАН, была завершена работа по разработке проекта «Рекомендации по правовому регулированию эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей для предупреждения их использования в террористических и иных противоправных целях». В качестве принципов совершенствования правового регулирования эксплуатации открытых телекоммуникационных сетей (ОТКС) в Рекомендациях были выделены: рациональное разграничение компетенции государственных органов различного уровня и иных организаций, действующих в рассматриваемой области; совершенствование их координации и взаимодействия; криминализация общественно опасных деяний (преступлений), связанных с использованием ОТКС в террористических и иных противоправных целях, а также установление адекватных мер административной и дисциплинарной ответственности за административные правонарушения и дисциплинарные проступки; обеспечение неотвратимости наказания [Вус, Лепехин, Перевалов 2013: 24]. Такой подход получил одобрение, а разработанный документ, успешно прошедший экспертизу в парламентах государств-участников, был принят МПА СНГ в 2013 г. 1

В 2014 г. тем же российско-белорусским научным коллективом были разработаны следующие проекты: «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ»; «Модельный регламент административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в сфере обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ» и модельный закон «О критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры». В ходе выполнения работы по этой программе было предусмотрено внесение изменений в модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» (2005 г.). Эта часть задания завершилась разработкой и принятием МПА СНГ нового модельного закона с измененным названием: «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности». Отметим публичность проводившейся работы: в процессе разработки пояснительная записка и материалы готовившегося законопроекта публиковались для обсуждения на страницах журнала «Информация и связь», обсуждались на научно-практических конференциях в Беларуси и России.

Все разработанные интернациональным коллективом законопроекты прошли комплексную экспертизу в парламентах государств Содружества и были приняты на 41-й сессии МПА СНГ в ноябре 2014 г. Проект документа «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств» был направлен для рассмотрения в установленном порядке в Исполком СНГ с перспективой подготовки новых межгосударственных программ сотрудничества в сфере безопасности2. Уже в текущем году прошло заседание экспертной группы в Исполкоме СНГ по согласованию этого проекта документа, на котором он был одобрен, и была признана целесообразной подготовка проекта решения Совета глав правительств СНГ об утверждении Стратегии обеспечения информационной безопасности.

Важным направлением в работе, проводимой совместно российскими и белорусскими учеными, являются исследования по тематике правового института тайн [Вус, Макаров 2010: 89]. Еще в 2010 г. на 4-м пленарном заседании Парламентской

1 Информационный бюллетень МПА СНГ. 2014. № 60. Ч. 2. С. 458-477.

2 Информационный бюллетень МПА СНГ. 2015. № 62. Ч. 2. С. 27-57.

ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) были приняты совместно разработанные рекомендации по сближению и гармонизации законодательства государств — членов ОДКБ по вопросам государственной тайны. Планами МПА СНГ на 2015—2016 гг. предусмотрены разработка комментария к ныне существующему модельному закону СНГ «О государственных секретах» (2003) и подготовка рекомендаций по его совершенствованию [Юсупов, Вус 2015: 195].

Материалы и наработки всех упоминавшихся выше проектов многократно обсуждались на ежегодном теоретическом семинаре сектора информационного права в ИГП РАН, на секциях Национального форума информационной безопасности (Россия, Москва), на научно-практических конференциях «Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности» и «Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности государства» (Республика Беларусь, Минск), на ежегодной международной научно-практической конференции «Право и информация» в Президентской библиотеке, на конференциях «Информационная безопасность регионов России» и «Региональная информатика» (Россия, Санкт-Петербург), публиковались в научных изданиях. За прошедший период члены авторского коллектива опубликовали только в ведущих научных журналах более двух десятков совместных научных публикаций, были подготовлены и успешно защищены две докторские диссертации.

В заключение следует отметить, что проводимая коллективом специалистов из России и Беларуси многоплановая работа по проблемам правового обеспечения процессов информатизации на современном этапе освоения потенциала ИКТ и обеспечения информационной безопасности приобретает все большее значение в аспекте гармонизации и совершенствования информационного законодательства. Сложившееся неформальное сотрудничество российских и белорусских ученых оказалось весьма плодотворным. Работы интернационального коллектива получили высокую оценку, а их авторы удостоены высших парламентских наград1.

Список литературы

Бачило И.Л., Бондуровский В.В., Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. 2013. О совершенствовании и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности. — Информационное право. № 1(32). С. 24-27.

Бондуровский В.В., Вус М.А., Макаров О.С. 2012. СНГ: информационная безопасность. — История, Политика, Право. № 1. С. 45-55.

Вус М.А., Кучерявый М.М. 2012. О понятийном аппарате модельного законодательства СНГ. — Информатизация и связь. № 4. С. 12-14.

Вус М.А., Лепехин А.Н., Перевалов Д.В. 2013. К вопросу предупреждения использования открытых телекоммуникационных серей в террористических и иных противоправных целях. — Информатизация и связь. № 1. С. 22-25.

Вус М.А., Макаров О.С. 2010. К вопросу о разработке рекомендаций по совершенствованию и гармонизации законодательства о защите государственной тайны для государств — членов ОДКБ. — Информатизация и связь. № 1. С. 88-94.

Лепехин А.Н. 2014. О некоторых аспектах разработки и реализации административных регламентов в сфере информационной безопасности. — Информатизация и связь. № 3. С. 27-29.

Юсупов Р.М., Вус М.А. 2015. К вопросу о совершенствовании модельного законодательства о государственных секретах в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ. - Власть. № 7. С. 193-196.

Юсупов Р.М., Шишкин В.М. 2013. Информационная безопасность и кибербе-зопасность: семантический конфликт или сосуществование. - Информатизация и связь. № 6. С. 22-27.

1 Информационный бюллетень МПА СНГ. 2015. № 63, Ч. I. С. 116-118.

YUSUPOV Rafaehl' Midhatovich, Dr.Sci.(Tech.), Corresponding Member of RAS, Director of St. Petersburg Institutefor Informatics and Automation of the Russian Academy of Sciences (SPIIRAS) (39, 14 line VO, St. Petersburg, Russia, 199198; [email protected])

BACHILO Illariya Lavrent'yevna, Dr.Sci. (Legal), Professor, Head of the Sector of Information Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (10, Znamenka St, Moscow, Russia, 119019; illariya1@ mail.ru) VUS Mihail Aleksandrovich, Cand.Sci.(Tech.), Senior Researcher, SPIIRAS (39, 14 line VO, St. Petersburg, Russia, 199198; [email protected]; [email protected])

MAKAROV Oleg Sergeevich, Dr.Sci. (Legal), Deputy Chief of the National Security Institute of the Republic of Belarus (2, Z. Byaduli St, Minsk, Belarus, 220034; [email protected])

DEVELOPMENT OF MODEL LEGISLATION FOR INFORMATION SECURITY

Abstract. The article highlights the cooperation between Russian and Belarusian scientists in the development of recommendations on harmonization and improvement of national and model laws on information security, development of legal regulation of the operation of public telecommunications networks; on streamlining the conceptual apparatus of information legislation. The international team of scientists during 2010-2015 made a number of integration developments for the interParliamentary Assembly of the Commonwealth of Independent States (draft model laws «On information, informatization and information security», «On crucial facilities of information and communication infrastructure»). The dictionary - reference book on conceptual terminology in model legislation was issued. Appreciation of the labor international team of scientists shows the relevance of their applied research, the importance of the results at the present stage of the development of the potential of information and communication technologies and information security.

Keywords: Inter-Parliamentary Assembly of CIS, information security, informatization, model law, crucial facilities, information infrastructure, communications, information infrastructure, communication

ПРИЛЕПСКИЙ Валерий Юрьевич — полковник, к.полит.н., доцент Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; [email protected])

СЕМЕНОВ Александр Алексеевич — младший научный сотрудник бюро военно-научной информации Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (123001, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14; [email protected])

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье делается вывод о том, что военная организация государства в условиях глобализации и изменения характера войн превращается в военную организацию социума (включает в себя государственные, общественные и частные структуры, решающие задачи безопасности), а ее сущность понимается предельно широко - как определенная упорядоченность жизнедеятельности государства с учетом возможной войны. Авторы обосновывают необходимость принятия комплекса мер в экономической, политической, духовной и других сферах жизни общества для снижения в них уровня противоречий, являющихся конфликтогенной основой для внешних операторов, работающих над созданием «управляемого хаоса» на территории России.

Ключевые слова: война, военная организация, военная безопасность, вооруженные силы, военная реформа, Национальный центр управления обороной

настоящее время мировое сообщество подошло в своем развитии к очередному барьеру. Большинство политиков и экспертов сходятся в понимании того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.