УДК 74. 580
РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОСНОВЫ ЭНЕРГОАУДИТА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА»
М.Д. Ильязова, С.С. Панарина
В статье проанализированы требования к созданию модели выпускника программы повышения квалификации «Основы энергоаудита и энергетического менеджмента»
Ключевые слова: модель выпускника, компетентность, энергоаудит
Сегодня, когда наша страна вступила в ВТО, российской промышленности приходится конкурировать с сильными и эффективными производителями мирового уровня уже на внутреннем рынке. В этих условиях проблема «повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики» [9] становится важной государственной задачей. Принята Г осударственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [9], одной из ключевых задач которой выступает проблема формирования «целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [9]. Действительно, как отмечает заслуженный энергетик России М.И. Яворский, для того, «чтобы на предприятии был квалифицированный и постоянный
энергомониторинг, управление энергопользованием, нужны инженерные кадры» [11].
Профессиональные задачи, которые решает энергоменеджер и энергоаудитор востребуют квалификации самого высокого уровня: такой специалист должен «знать не только энергетику во всех ее видах - производство, передачу и потребление всех видов энергии, но и технологии различных производств, гражданское право и экономику» [11]. Для формирования и развития компетенций специалистов в этой сфере в Астраханском государственной техническом университете разработана и реализуется (с 2010 года) программа повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на предприятиях. Основы энергоаудита и энергетического менеджмента».
Программа повышения квалификации представляет собой педагогическую систему,
Ильязова Марьям Даниловна - АГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected] Панарина Светлана Сергеевна - АГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]
целевой компонент которой может быть выражен в виде модели выпускника.
В основе построения модели выпускника любой образовательной программы, в том числе и программы повышения квалификации, лежит т. н. «модель специалиста» («модель личности специалиста», «модель трудовой деятельности специалиста», «модель компетентности
специалиста»: действующая и прогнозируемая.
Чаще всего исследователями выделяется два компонента модели специалиста: профессиональные знания и личностные качества.
Профессиональные аспекты модели специалиста могут быть представлены в рамках описания таких компонентов, как требования квалификации (институциональная система
требований к специалисту); интеллектуальная компетентность, инициатива, активность,
особенности самоорганизации и саморегуляции. Личностный компонент модели включает «понимание сущности и социальной значимости своей специальности; наличие аксиологической
направленности, идеалов, ценностей,
ответственность, готовность помочь, т. н. «непроизводственный резервы личности» [8, с. 23].
Е.Э. Смирнова дает обоснование важности эмпирического подхода в формировании модели специалиста, она обращает наше внимание на то, что модель специалиста - «аналог его деятельности... модель эта знаковая, ...она создается на основе анализа деятельности специалистов и окружающих их условий (социального и профессионального фона)» [10, с.7]. Чтобы построить модель специалиста, по мнению автора, необходимо установить: а) функциональную сущность специалиста, б) широту его профессионального профиля, в)
профессиографические характеристики, г) экспертные оценки и прогнозы развития его деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу [10].
Е.Э. Смирнова предлагает использовать следующие параметры для построения модели специалиста:
1. параметры деятельности
• наиболее существенные проблемы
(задачи), характерные для данной
профессиональной деятельности;
• типы деятельности - способы, приемы, с помощью которых решаются задачи и осуществляется деятельность;
• функции - обобщенная
характеристика основных обязанностей,
выполняемых в соответствии с
требованиями профессии;
• пути решения, которые использует специалист, сталкиваясь с той или иной проблемой» [10, с.27];
2. параметры личности, «отражающие особенности специалиста как человека-носителя определенных профессиональных функций» [10, с.28]
• знания;
• умения и навыки; качества, установки, ценности .
Н. Ф. Талызина считает, что для описания модели специалиста важно выделить и описать типовые задачи по группам: общие (например, экологические задачи, готовность к непрерывному образованию, способность к работе в коллективе, учет «человеческого фактора» при прогнозировании), специфичные и собственно профессиональные [по 5].
А. К. Маркова (автор фундаментальных исследований в области психологии труда) определяет личностную компоненту в модели специалиста как «описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника» [7, с.45]. В своей работе она выделяет следующие направления совершенствования такой модели: «модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста...; модель специалиста должна включать должна включать компоненты,
определённо влияющие на эффективность
деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции; .модель специалистов, имеющих одну и ту же
специальность, но получивших разные специализации, могут очень различаться» [7, с.47]. По мнению А. К. Марковой, описание профессии (профессиограмма) может быть условно разделена на: 1) трудограмму (описание труда в профессии) и 2) психограмму (психологические качества, необходимые для успешного выполнения работы, для общения, профессионального развития, преодоления сложных ситуаций). Именно психограмма включает характеристики
мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер личности специалиста.
Нам представляется, что
компетентность/компетенция специалиста,
понимаемая как интегральное качество личности, также может рассматриваться ключевой категорией описания человека в профессии. Поэтому основным элементом модели выпускника
программы повышения квалификации в рамках компетентностного подхода к целям и результатам дополнительного профессионального образования становится компетентность / компетенция [2, 3, 5].
Компетентным является такой субъект деятельности, который стремится к деятельности («хочет»), готов к деятельности («может») и исполняет деятельность («делает») ответственно и на высоком профессиональном уровне («хорошо»).
Составляющая «хочет» связана с мотивационной сферой личности. Мотив -совокупность внешних и (или) внутренних условий и установок, стимулирующих активность индивида и определяющих его направленность.
Сфера компетентности «может» определяется тем, обладает ли субъект необходимыми и достаточными для выполнения данного вида деятельности «инструментами» (орудиями, средствами деятельности) - знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности (представления о том, как действовать, как применять их, внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане); есть ли у него способности к такого рода деятельности, позволяют ли его индивидуально-психологические
особенности (свойства нервной системы, состояние здоровья, возрастные, половые характеристики и пр.) быстро овладевать деятельностью, выполнять её на высоком уровне и добиваться успеха.
Такая важная составляющая
компетентности, как «делает» связывает воедино два аспекта активности субъекта - потенциал и его реализацию в деятельности (ситуации).
Действительно, можно обладать обширными знаниями, сформированными умениями, стремиться и быть готовым к ответственному поведению, но в критической ситуации растеряться, не справиться с регуляцией своих психических процессов и состояний и не реализовать свой потенциал. С другой стороны, субъекта, имеющего
сформированные механизмы саморегуляции, но не обладающего знаниями или мотивацией, также нельзя назвать компетентным.
В понятии «делает хорошо», как составляющей компетентности субъекта
деятельности заключен двоякий смысл: «хорошо», значит на высоком уровне результативности, и «хорошо», значит просоциально - с осознанием социальных последствий своих действий, т. е. ответственно.
В ходе разработки компетентностной модели выпускника программы повышения квалификации «Основы энергоаудита и энергетического менеджмента» мы опирались на выделенное ранее понятие инварианта компетентности субъекта деятельности [2, 5].
Инвариант (инвариантная структура) компетентности субъекта деятельности -система устойчивых связей между компонентами компетентности (ценностно-смысловым,
мотивационным, инструментальным,
индивидуально-психологическим), которая обладает реализаций в различных видах компетентности
совокупностью основных признаков её конкретных (вариантах) (рисунок).
Инструментальн
компонент
Конативный компонент
Мотивационный
компонент
Ценностно-смысловой
компонент
Индивидуально-
психологический
компонент
Компоненты инварианта
Инструментальный компонент
профессиональной компетентности составляют профессиональные знания, умения, навыки -степень и вид профессиональной подготовки специалиста для выполнения определенной работы.
Мотивационный компонент
профессиональной компетентности - это стремление к трудовой деятельности в данной профессиональной сфере, к совершенствованию этой деятельности.
Ценностно-смысловой компонент
профессиональной компетентности выпускника вуза рассматриваем как приверженность
профессиональным ценностям, ответственность за социальные последствия профессиональной
деятельности.
Индивидуально-психологический компонент профессиональной компетентности выпускника вуза - это свойства субъекта
деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами. ПВК в числе других инвариантных элементов профессиональной
компетентности обеспечивают успешность (производительность, качество, результативность и др.) её выполнения. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
Все компоненты инварианта обретают свою интегративную завершенность в качестве компетентности в момент, когда актуализируется конативный компонент, функция которого -саморегуляция деятельности, т. к. конативный компонент профессиональной компетентности выпускника вуза составляют волевые механизмы реализации компетентности в ситуациях профессиональной деятельности (выбор мотивов и целей профессиональной деятельности, принятие решения, построение программы действий,
компетентности по М.Д. Ильязовой [5]
достижение цели, самооценка результатов, при необходимости - коррекция) [2, 5].
Для разработки модели выпускника программы повышения квалификации в области энергетического менеджмента и аудита в части определения перечня необходимых и достаточных компетентностей мы использованы следующие методы:
• изучение нормативных документов;
• описание профессий в специальной литературе;
• интервьюирование экспертов;
• психологическое исследование успешных и неуспешных специалистов (метод критических инцидентов Д. Фланагана - метод профессиографирования, при котором хорошо знающий профессию персонал приводит реальные примеры действий/ поведения специалистов, которые характеризуют высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности и называются критическими инцидентами) [6].
Изучение и анализ спектра профессиональных обязанностей и ответственности выпускника программы повышения квалификации в области энергетического менеджмента и аудита проводились на основании федеральных законов, приказов Министерства энергетики Российской Федерации, типовых договоров на проведение энергетического исследования; смет на проведение работ по энергоаудиту зданий и сооружений; типовых документов, регламентирующих этапы и содержание обследований, обработку результатов обследования и их анализ, оформление отчета и энергетического паспорта; интервьюирования опроса экспертов реального сектора экономики и академической сферы в области энергосбережения. Результаты анализа нормативной документации послужили основанием для разработки профессиограммы выпускника, которая была представлена на экспертизу. Экспертами выступали специалисты в области энергетического
менеджмента филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» («МРСК Юга») - «Астраханьэнерго»: ведущий инженер, начальник сектора территориального контроля, ведущий инженер службы Охраны труда Управления производственного контроля и охраны труда, заместитель начальника управления Производственного контроля, заместитель начальника участка электрических сетей, начальник отдела надежности и паспортной безопасности управления производственного контроля и охраны труда. Кроме того, в число экспертов вошли члены НП «Каспийская ассоциация энергоаудиторов, аудиторских и экспертных организаций», а также эксперты из академической сферы - преподаватели Института морских технологий, энергетики и транспорта ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет». Разработанная профессиограмма состояла из трех компонентов:
1. Профессиональные функции
энергоаудитора
2. Профессиональные знания, умения и навыки
3. Личностные качества
Профессиональная составляющая
профессиограммы разрабатывалась в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. N 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». Кроме того, при изучении практической деятельности выпускника программы повышения квалификации в области энергетического менеджмента и аудита были учтены экспертные рекомендации, предоставленные административными работниками филиала ОАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго», НП «Каспийская ассоциация энергоаудиторов, аудиторских и экспертных организаций», а также преподавателями Института морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета. Методом сравнения экспертами фиксировались ключевые трудности профессионального характера при выполнении энергоаудитором
профессиональной деятельности, а также критические задачи, выполняемые специалистом в процессе энергетического обследования объекта.
Сбор информации о личностных качествах успешного выпускника программы повышения квалификации в области энергетического менеджмента и аудита осуществлялся методом критических инцидентов Д. Фланагана, в основе которого лежит детальный анализ «критических инцидентов» - случаев нарушений, ошибок и неудач в профессиональной деятельности. Экспертам
предлагалось детально разобрать профессиональное поведение, порядок постановки и решения профессиональных задач, а также психологические реакции и мотивационные факторы их подчиненных специалистов-энергоаудиторов в критических ситуациях профессиональной деятельности.
В результате анализа и обобщения данных профессиографирования нами была разработана компетентностная модель выпускника программы повышения квалификации, включающая
необходимый и достаточный перечень компетентностей - социально-психологических и профессиональных.
Социально-психологические компетентности выпускника программы повышения квалификации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на предприятиях. Основы энергоаудита и энергетического менеджмента» (СПК) включают:
• СПК-1: умение выбирать на основе большого количества информации ту, что необходима для решения данной задачи (мышление);
• СПК-2: умение активно и последовательно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих (ассертивность);
• СПК-3: желание и способность тесно контактировать и взаимодействовать с другими людьми (аффилиация);
• СПК-3: умение взять на себя функции распределения времени, последовательности высказываний, структурирует различные типы решений;
• СПК-4: готовность к поиску новых путей решения проблемы (гибкость);
• СПК-5: умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других лиц;
• СПК-6: способность сохранять свои эмоциональные ресурсы в сложной ситуации, при принятии ответственных решений (стрессоустойчивость);
• СПК-7: способность выслушать, понять другого человека, доходчиво и ясно изложить свое мнение (коммуникативные способности);
В число профессиональных компетентностей (ПК) входят:
• ПК-1: способность к проведению
энергетического обследования объекта методом на этапе сбора формальных показателей;
• ПК-2: способность к проведению
энергетического обследования методом визуального осмотра объекта;
• ПК-3: способность проводить
анализ технической документации на энергопотребляющее оборудование;
• ПК-4: способность к проведению
инструментального энергетического обследования объекта;
• ПК-5: способность обрабатывать и
анализировать результаты энергетического обследования;
• ПК-6: способность разрабатывать
энергетический паспорт предприятия, в том числе перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
• ПК-7: умение составить отчет по
результатам энергетического обследования.
Содержание СПК-6: умение работать в команде других лиц
Следующим этапом разработки компетентностной модели выпускника данной программы повышения квалификации стало содержательное наполнение компонентов инвариантной структуры каждой выделенной компетентности (примеры приведены в таблицах 1, 2).
Таблица 1
, согласовывать свои действия с действиями
Компонент Содержательная характеристика
Мотивационный стремление к осуществлению профессиональной деятельности в команде, стремление к совершенствованию этой деятельности
Ценностно- смысловой этика профессиональной деятельности, ответственность за результаты командной работы
Инс трументаль ный Зна ния психологические основы общения, индивидуально-психологические основы личности, теория управления.
Ум ения умение работать в группе, коллективе
Нав ыки навыки работы в команде при решении профессиональных задач
Индивидуально- психологический (способности) толерантность, эмпатия, коммуникативные способности
Конативный способность мобилизовать свой потенциал, проявить его в коллективной профессиональной деятельности
Таблица 2
Содержание ПК-4: способность к проведению инструментального энергетического обследования
объекта
Компонент Содержательная характеристика
Мотивационный стремление к качественному проведению энергетического обследования объекта, стремление к совершенствованию этой деятельности
Ценностно- смысловой этика производственной и научно-исследовательской деятельности, ответственность за результаты профессиональной деятельности, осознание ценности энгергсбережения
Инс трументаль ный Зна ния знание методологии сбора, анализа и интерпретации первичных данных, знание методов теоретического и практического исследования, инструментального энергоаудита (электрические и теплотехнические измерения), инструментальных замеров при проведении паспортизации зданий и сооружений (тепловизионное обследование)
Ум ения умение использовать различные методы и подходы при решение производственных и исследовательских задач, умение использовать математические методы сбора и анализа данных, умение составлять план исследования, умение интегрировать различные эмпирические методы при проведении исследования, умение организовывать собранную информацию в логически организованные тексты в соответствии с их назначением, проводить экспертизу энергетической эффективности проводимых или планируемых на предприятии инноваций
Нав ыки навыки аналитической, организационной, проектной и научноисследовательской деятельности, навыки составления научных текстов
Индивидуально- психологический аналитическое мышление, системное мышление, логическое мышление, критическое мышление
Конативный способность мобилизовать свой потенциал (знания, мотивы, ценности, навыки, умения, профессионально важные качества) и реализовать компетенцию, проявить её в профессиональной деятельности
Исследование и описание содержания компетентностной модели выпускника программы повышения квалификации на основе представления об инвариантной структуре компетентности
субъекта профессиональной деятельности позволяет разрабатывать и успешно реализовывать
Литература
1. Анисимов В.Е., Пантина Н. С.
Методологические вопросы разработки модели специалиста// Советская педагогика.- №5.- 1977. - С. 100108.
2. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д.
Инварианты профессионализма: проблемы
формирования: монография. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
3. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. -№5. -С. 34-42.
4. Иванова Е.М. Психотехнология
изучения человека в трудовой деятельности: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992.-94с.
5. Ильязова М. Д. Формирование
инвариантов профессиональной компетентности
студента: ситуационно-контекстный подход /
Диссертация на соискание ученой степени доктора
педагогические модели развития профессионализма специалистов в сфере энергетического
менеджмента и аудита.
6. педагогических наук по специальности 13.00.08.- Москва.- 2011 г.
7. Кулагин Б. В. Основы
профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. - 215 с.
8. Маркова А.К. Психология
профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание».-1996.457с.
9. Петрунева Р., Дулина Н., ТокаревВ. О главной цели образования// Высшее образование в России.- 1998.- №3.- С. 40-46.
10. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. 2446-р. Об утверждении государственной программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
11. Смирнова Е.Э. Пути формирования
модели специалиста с высшим образованием/ Е. Э.
Смирнова. Л.: Издательство ленинградского
университета, 1977.-136с.
12. http://portal-energo.ru/.
Астраханский государственный технический университет
DESIGNING A COMPETENCE MODEL OF A GRADUATE IN THE PROGRAM “FUNDAMENTALS OF ENERGY AUDIT AND MANAGEMENT”
M.D. Iliazova, S.S. Panarina
The paper deals with the requirements for designing a model of a graduate in the program “Fundamentals of energy audit and management”
Key words: model of a graduate, competence, energy auditor