Научная статья на тему 'Разработки ФГУП «Виам» в области клеев резинотехнического назначения и самоклеящихся материалов'

Разработки ФГУП «Виам» в области клеев резинотехнического назначения и самоклеящихся материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
222
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВИАМ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
КЛЕЙ / САМОКЛЕЯЩИЕСЯ МАТЕРИАЛЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ПОДЛОЖКАХ / ХОЛОДНОЕ ОТВЕРЖДЕНИЕ / ПРОЦЕСС ВУЛКАНИЗАЦИИ / СВОЙСТВА КЛЕЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ / ВРЕМЕННЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ РЕМОНТ / ADHESIVE / BEING SELF-ADHESIVE MATERIALS ON THE DIFFERENT SUBSTRATES / COLD CURING / PROCESS OF CURING / PROPERTIES OF ADHESIVE JOINTS / TEMPORARY OPERATIONAL REPAIR

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Тюменева Т. Ю., Жадова Н. С., Лукина Н. Ф.

Приведены свойства клеев резинотехнического назначения, разработанных во ФГУП «ВИАМ», в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами. Представлены самоклеящиеся материалы для временного оперативного ремонта внешней поверхности изделий авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VIAM FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE IN THE FIELD OF ADHESIVES OF INDUSTRIAL RUBBER ASSIGNMENT AND BEING SELF-GLUED MATERIALS

Properties of adhesives of industrial rubber assignment developed in VIAM Federal State Unitary Enterprise, in comparison with domestic and foreign analogs are given. Being self-adhesive materials for temporary operational repair of exterior surface of products of aviation engineering are provided.

Текст научной работы на тему «Разработки ФГУП «Виам» в области клеев резинотехнического назначения и самоклеящихся материалов»

ВИАМ/2014-Тр-07-04

УДК 667.621.262.2

РАЗРАБОТКИ ФГУП «ВИАМ» В ОБЛАСТИ КЛЕЕВ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И САМОКЛЕЯЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ

Т.Ю. Тюменева Н.С. Жадова Н.Ф. Лукина

кандидат технических наук

Июль 2014

Всероссийский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ) - крупнейшее российское государственное материаловедческое предприятие, на протяжении 80 лет разрабатывающее и производящее материалы, определяющие облик современной авиационно-космической техники. 1700 сотрудников ВИАМ трудятся в более чем тридцати научноисследовательских лабораториях, отделах, производственных цехах и испытательном центре, а также в четырех филиалах института. ВИАМ выполняет заказы на разработку и поставку металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе. Работы ведутся как по государственным программам РФ, так и по заказам ведущих предприятий авиационно-космического комплекса России и мира.

В 1994 г. ВИАМ присвоен статус Государственного научного центра РФ, многократно затем им подтвержденный.

За разработку и создание материалов для авиационно-космической и других видов специальной техники 233 сотрудникам ВИАМ присуждены звания лауреатов различных государственных премий. Изобретения ВИАМ отмечены наградами на выставках и международных салонах в Женеве и Брюсселе. ВИАМ награжден 4 золотыми, 9 серебряными и 3 бронзовыми медалями, получено 15 дипломов.

Возглавляет институт лауреат государственных премий СССР и РФ, академик РАН, профессор Е.Н. Каблов.

Статья подготовлена для опубликования в журнале «Труды ВИАМ», №7, 2014 г.

УДК 667.621.262.2

Т.Ю. Тюменева1, Н.С. Жадова1, Н.Ф. Лукина1

РАЗРАБОТКИ ФГУП «ВИАМ» В ОБЛАСТИ КЛЕЕВ РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И САМОКЛЕЯЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ

Приведены свойства клеев резинотехнического назначения, разработанных во ФГУП «ВИАМ», в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами. Представлены самоклеящиеся материалы для временного оперативного ремонта внешней поверхности изделий авиационной техники.

Ключевые слова: клей, самоклеящиеся материалы на различных подложках, холодное отверждение, процесс вулканизации, свойства клеевых соединений, временный оперативный ремонт.

T.Yu. Tyumeneva, N.S. Zhadova, N.F. Lukina

DEVELOPMENT OF VIAM FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE IN THE FIELD OF ADHESIVES OF INDUSTRIAL RUBBER ASSIGNMENT AND BEING SELF-GLUED MATERIALS

Properties of adhesives of industrial rubber assignment developed in VIAM Federal State Unitary Enterprise, in comparison with domestic and foreign analogs are given. Being self-adhesive materials for temporary operational repair of exterior surface of products of aviation engineering are provided.

Keywords: adhesive, being self-adhesive materials on the different substrates, cold curing, process of curing, properties of adhesive joints, temporary operational repair.

1 Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Государственный научный центр Российской Федерации [Federal state unitary enterprise «All-Russian scientific research institute of aviation materials» State research center of the Russian Federation] E-mail: [email protected]

Развитие и усовершенствование современной техники требуют создания новых полимерных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В современной промышленности широко используются материалы на основе эластомеров: эластомерные композиционные материалы, резинотекстильные

материалы и клеи на основе эластомеров. В ВИАМ создана широкая гамма клеев и

материалов на их основе, отвечающих высоким требованиям авиационной и космической техники [1].

Клеи на основе эластомеров подразделяют на два типа:

- резиновые клеи, в зарубежной литературе их обозначают RBA (rubber base adhesive);

- липкие клеи (клеи, чувствительные к давлению) - PSA (pressure-sensitive adhesive).

В качестве полимерной основы резиновых клеев используют натуральный или синтетические каучуки. По назначению резиновые клеи подразделяют на две группы:

- клеи для склеивания резин с металлами;

- клеи для резинотехнических изделий.

По режиму отверждения резиновые клеи подразделяют на клеи холодного отверждения (отверждающиеся без термообработки) и клеи горячего отверждения (отверждение проходит по режиму вулканизации склеиваемой резины) [2-5].

В авиационной промышленности для склеивания вулканизованных резин с металлами и другими материалами используется широкая гамма клеев холодного отверждения, разработанных в ВИАМ, обеспечивающих прочность при отслаивании клеевых соединений на уровне 2,6 кН/м в интервале рабочих температур от -50 до <80°С [3, 5, 6]. В ВИАМ была поставлена задача по созданию клея холодного отверждения с повышенной прочностью (не менее 4,0 кН/м) и работоспособного в интервале температур от -60 до +100°С, представляющая научный и практический интерес для авиационной и других отраслей техники.

Для повышения адгезионной прочности клеевых резинотехнических соединений применяют различные способы:

- поверхностная модификация склеиваемых материалов - применение адгезионных подслоев, модификация поверхности вулканизованных резин перед склеиванием;

- введение в состав резины модификаторов (промоторов) адгезии, модификация клеевых составов;

- изменение технологических факторов при склеивании - температуры, давления, продолжительности процесса отверждения [2-7].

В ВИАМ разработан клей холодного отверждения, позволяющий получить прочность при отслаивании клеевых соединений (резин на основе кремнийорганического каучука с титановым сплавом или с органическим стеклом) на уровне 3,0 кН/м после 72 ч отверждения при температуре 23±5°С. Добиться повышения прочностных свойств клеевых соединений удалось с помощью разработанной технологии применения клея с

подслоем, наносимым на поверхность склеиваемой резины. Исследования физикохимических свойств клеевых соединений, выполненных на основе разработанного клея холодного отверждения с подслоем, показали, что клеевые соединения работоспособны в интервале температур от -60 до +80°С во всеклиматических условиях, клей грибостоек и не вызывает коррозии на поверхности металла [6, 8-13].

Для высокопрочного соединения вулканизованных резин на основе бутадиен-нитрильных каучуков между собой и с прорезиненными материалами или металлами в ВИАМ разработан клей холодного отверждения марки ВКР-95, обеспечивающий прочность клеевых соединений при отслаивании не менее 4,0 кН/м после 24 ч отверждения при температуре 23±5°С, работоспособный в интервале температур от -60 до +100°С. В сравнении с разработанными ранее отечественными аналогами клей ВКР-95 обладает повышенной прочностью и влагостойкостью, интервал рабочих температур расширен до +100°С [13-15].

С применением клея ВКР-95 в сочетании с клеем холодного отверждения на эпоксидной основе (ВК-93) в качестве подслоя и без него разработана технология приклеивания износостойкого материала к материалам лопастей вертолетов с целью их дополнительной защиты от абразивного износа [15-17].

Получить резинометаллические соединения с высокой механической, термической и химической стойкостью удается только с применением более сложной технологии: при склеивании невулканизованных резин с металлами в процессе вулканизации клеями горячего отверждения. Применяемые в авиационной промышленности отечественные резиновые клеи горячего отверждения (Кр-5-18, Лейконат и ВКР-85) обеспечивают прочность клеевых резинометаллических соединений на уровне 4 МПа [2-6, 8-13].

Среди ведущих стран мира наиболее интенсивные разработки в этой области ведет Германия. Фирма Вауег (Германия) для склеивания резин различной химической природы с металлами в процессе вулканизации рекомендует клей Desmodur RE. Клей работоспособен в интервале температур от -60 до +130°С. По прочностным показателям клеи Лейконат, Desmodur RE и ВКР-85 находятся на одном уровне [3, 5, 6, 8-10]. Фирма LORD Germany GmbH предлагает высокопрочные клеевые системы горячего отверждения (покровный клей+праймер) под маркой Chemosil, представляющие собой многокомпонентные высоконаполненные системы в смеси растворителей,

обеспечивающие прочность при отрыве резинометаллических соединений на уровне 6 МПа и работоспособные до +130°С. В качестве полимерной основы клеев марок

^emosil используют ди-, три- и полихлорбутадиены, бромсодержащие бутадиены и хлорированный натуральный каучук (аллопрен) с достаточно высоким содержанием галогена (~30% по массе) [В-10, 12, 13, 15].

Однако хлор- и бромсодержащие полимеры в настоящее время производятся за пределами России, и отечественные аналоги подобных клеевых систем, разработанные полностью на недефицитном отечественном сырье, отсутствуют.

В ВИАМ разработан клей, предназначенный для склеивания с металлами в процессе вулканизации резин на основе СКН, и подслой, повышающий адгезию клея к резинам на основе неполярных каучуков (СКИ, СКИ+СКД и др.). Клеевая композиция не содержит в своем составе дефицитных дорогостоящих галогенсодержащих полимеров и олигомеров, выпускаемых за рубежом. Полимерную основу клея составляет бутади-ен-нитрильный каучук, модифицированный хлорированным полиизопреном и фенольным олигомером [1В-20].

Разработанная клеевая система обеспечивает прочностные характеристики клеевых резинометаллических соединений на уровне характеристик системы ^emosil и превышает свойства отечественного аналога - клея ВКР-В5. Клеевые соединения, выполненные с применением разработанного клея горячего отверждения, работоспособны в интервале температур от -60 до +100°С на воздухе и в агрессивных средах, в сравнении с аналогами обладают повышенной влагостойкостью и тропикостойкостью.

Разработанный клей горячего отверждения может быть использован для крепления резин на основе полярных и неполярных каучуков между собой и к металлам при изготовлении высокопрочных тонкослойных металлоэластомерных соединений (подшипников, втулок и др.).

В связи с необходимостью замены импортного дорогостоящего клея марки LA 5102 фирмы Clifton Adhesive, применяемого для соединения полиуретановых материалов фирмы Uretek (США), в ВИАМ разработана рецептура клея холодного отверждения, представляющего собой двухкомпонентный раствор для склеивания тканепленочных материалов спасательных надувных трапов самолетов гражданской авиации [13, 15, 20, 21]. Разработанный клей холодного отверждения обеспечивает прочность при расслаивании не менее 1,3 кН/м при температуре испытания 23±2°С через 24 ч после склеивания тканепленочных материалов для спасательных надувных трапов самолетов гражданской авиации, что превышает показатели импортного аналога (клей марки LA 5102 - прочность на уровне 0,87 кН/м). Клеевые соединения работоспособны в интервале температур от -60 до +80OQ стойки к циклическому воздействию темпера-

тур, влагостойки, отвечают требованиям по горючести: продолжительность остаточного горения составляет 3 с; по классификации относятся к классу «самозатухающих», что удовлетворяет требованиям АП-25 по пожаробезопасности.

За последние годы в ВИАМ создан ряд клеящих материалов с постоянной липкостью на различных несущих подложках ремонтного назначения [6, 8-10, 12, 17].

В процессе эксплуатации летательных аппаратов (самолетов, вертолетов) в ряде случаев возникают дефекты внешней поверхности планера (царапины, повреждения ЛКП, проколы и др.), дальнейшее развитие которых приводит к образованию повреждений, не допускающих эксплуатацию авиационной техники и требующих капитального ремонта в условиях ремонтных предприятий. Проведение временного оперативного ремонта выявленных дефектов внешней поверхности планера и элементов крыла, в том числе в полевых условиях, позволяет защитить поврежденные поверхности агрегатов, в том числе сотовых, от попадания влаги и дальнейших коррозионных разрушений.

Следует отметить, что временный оперативный ремонт агрегатов авиационной техники должен быть осуществлен непосредственно после обнаружения повреждений, в том числе в полевых условиях, и не допускает длительной эксплуатации изделия без проведения капитального ремонта. Оперативный временный ремонт рекомендуется проводить с применением специальных ремонтных технологий, разработанных в ВИАМ, с использованием самоклеящихся материалов ремонтного назначения [6, 8-10, 12, 17].

В ВИАМ разработан и паспортизован ряд отечественных самоклеящихся материалов ремонтного назначения на различных несущих подложках: алюминиевой фольге и тканевой основе.

Самоклеящийся материал на алюминиевой фольге с постоянно-липким слоем марки ФЛС рекомендован для оперативного ремонта поверхностей из алюминиевых сплавов, работоспособен в интервале температур от -60 до +80°С, обеспечивает предел прочности при сдвиге на уровне 400 кПа и прочность при отслаивании аотсл=5,0 Н/см. Материал обладает демпфирующими свойствами, отличается хорошей адгезией к инертным материалам (полиэтилену, полипропилену). Материал марки ФЛС устойчив к воздействию переменных температур (-60^+80°С), тропико- и грибостоек, стоек к воздействию солевого тумана (4,5 мес), воды, агрессивных жидкостей (авиационных топлив, масел, гидрожидкостей и др.). Устойчив к воздействию естественного старения в условиях климатических станций в Москве, Геленджике и Якутске.

Самоклеящаяся алюминиевая фольга марки САФ отличается повышенной термостойкостью и работоспособна в интервале температур от -60 до +150°С. Материал марки

САФ устойчив к воздействию теплового старения, переменных температур, солевого тумана, воды, агрессивных жидкостей (авиационных топлив, масел, гидрожидкостей и др.). Устойчив к воздействию естественного старения в условиях климатических станций в Москве и Геленджике, тропико- и грибостоек, не вызывает коррозии алюминиевых сплавов. Самоклеящаяся алюминиевая фольга марки САФ с теплостойкостью до +150°С рекомендована для оперативного ремонта повреждений (сколы, потертости и пр.) внешней поверхности из алюминиевых сплавов и стеклопластиков, в том числе на основе клеевых препрегов.

За последние годы в ВИАМ разработаны:

- самоклеящийся материал марки ВСМФ-1 на алюминиевой фольге с рабочей температурой +80°С, с повышенной прочностью при отслаивании (аотсл>10,0 Н/см), который рекомендуется взамен снятого с производства Фольгоплена (Россия);

- самоклеящийся материал на тканевой основе марки ВСМТ, который (в отличие от самоклеящихся материалов на алюминиевой фольге марок ФЛС, САФ и ВСМФ-1) допускается для ремонта поврежденных поверхностей из углепластиков [17, 22, 23]. Свойства разработанных самоклеящихся материалов приведены в таблице.

Сравнительные свойства самоклеящихся материалов ремонтного назначения

Материал Температура эксплуатации, °С Предел прочности при сдвиге, кПа Прочность при отслаивании, Н/см Характер разрушения при отслаивании от склеиваемых поверхностей

ФЛС -60^+80 400 5 Не оставляет следов клея

САФ -60^+150 550 6 То же

ВСМФ-1 -60^+80 575 10,6 -«-

Фольгоплен ФП -60^+60 175 3 Оставляет следы клея

(Россия) ВСМТ -60^+80 600 6 Не оставляет следов клея

Материал марки ВСМФ-1 по сравнению с Фольгопленом обладает повышенной более чем в 3 раза когезионной прочностью. Существенным преимуществом материала марки ВСМТ является то, что он обладает улучшенной технологичностью - «выклады-ваемостью», что позволяет рекомендовать его в новых ремонтных технологиях для ремонта поверхностей сложной кривизны (сотовые конструкции из ПКМ).

Материалы марок ВСМФ-1 и ВСМТ устойчивы к воздействию теплового старения, влаги и тропического климата, грибостойки, работоспособны в интервале температур от -60 до +80°С и рекомендованы для эксплуатации во всеклиматических условиях.

Разработана перспективная технология применения самоклеящегося материала на тканевой основе марки ВСМТ в сочетании с быстроотверждающимся эпоксидным клеем для оперативного ремонта сотовых агрегатов из ПКМ, в том числе в полевых усло-

виях. Клеящие материалы рекомендованы для ремонта таких повреждений, как проколы и пробоины (размером не более 30 мм в диаметре) верхнего слоя обшивки трехслойной сотовой конструкции из ПКМ [17, 22, 23].

Самоклеящиеся материалы не содержат растворителей, не выделяют вредных летучих веществ - являются экологически безопасными при использовании. Применение данных материалов не требует специальной подготовки поверхности под склеивание, нагрева и давления, специальной оснастки.

Применение экологически чистых самоклеящихся материалов в ремонтных технологиях авиационной техники позволяет снизить энергозатраты и трудоемкость ремонтных работ, обеспечивает надежность эксплуатации ремонтных накладок, в том числе при ремонте незначительных повреждений наружных обшивок сотовых агрегатов из стеклопластиков на основе клеевых препрегов, и защиту сотовой конструкции от попадания влаги. Оперативный ремонт с применением данных материалов позволяет увеличить время между плановыми ремонтами.

Перечисленные преимущества самоклеящихся материалов делают их незаменимыми для ремонтных технологий в авиационной и других областях техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каблов Е.Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года //Авиационные материалы и технологии. 2012. №Б. С. 7-17.

2. Кардашов Д. А., Петрова А.П. Полимерные клеи. М.: Химия. 1983. 256 с.

3. Петрова А.П., Донской А. А., Чалых А.Е., Щербина А. А. Клеящие материалы. Герметики: Справочник. СПб.: НПО «Профессионал». 2008. 589 с.

4. Петрова А.П. Основные этапы технологии склеивания //Клеи. Герметики. Технологии. 2014. №2. С. 24-30.

5. Шарова И. А., Петрова А.П. Обзор по материалам международной конференции по клеям и герметикам ^АС-2012, Франция) //Труды ВИАМ. 2013. №8. Ст. 06 (viam-works.ru).

6. Лукина Н.Ф., Аниховская Л.И., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю. Клеи и клеящие материалы для изделий авиационной техники //Сварочное производство. 2007. №5. С. 19-27.

7. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Сереженков А.А. Конструкционные и термостойкие клеи //Авиационные материалы и технологии. 2012. №Б. С. 328-335.

8. Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю. Свойства клеев и клеящих материалов для изделий авиационной техники //Клеи. Герметики. Технологии. 2009. №1. С. 14-24.

9. Петрова А.П., Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Тюменева Т.Ю., Авдонина И. А., Жадо-ва Н.С. Клеи для авиационных материалов //Российский химический журнал.

2010. Т. IV. №1. С. 46-52.

10. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Tyumeneva T.Y. Properties of adhesives and adhesive materials used in aviation industry //Polymer Science. Series D. 2009. V. 2. №3. P. 147-154.

11. Петрова А.П., Лукина Н.Ф. Клеи для многоразовой космической системы //Труды ВИАМ. 2013. №4. Ст. 04 (viam-works.ru).

12. Petrova A.P., Lukina N.F., Dement'eva L.A., Tyumeneva T.Y., Avdonina I.A., Zha-dova N.S. Аdhesives for aviation equipment //Russian Journal of General Chemistry.

2011. Т. 81. №5. P. 1014-1021.

13. Тюменева Т.Ю., Когтёнков А.С., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Успехи в области разработки клеев и технологий для изготовления резинотехнических изделий авиационного назначения //Клеи. Герметики. Технологии. 2013. №10. С. 7-10.

14. Tyumeneva T.Y., Lukina N.F. VKR-95 cold-setting adhesive with enhanced strength //Polymer Science. Series D. 2010. Т. 3. №2. С. 114-116.

15. Тюменева Т.Ю., Лукина Н.Ф. Клеи для склеивания резин между собой и с другими материалами /В сб. материалов докладов семинара. ЦРДЗ. 2008. С. 11-12.

16. Сытый Ю.В., Сагомонова В.А., Кислякова В.И., Большаков В.А. Новые вибропоглощающие материалы //Авиационные материалы и технологии. 2012. №2. С. 51-54.

17. Шарова И.А., Жадова Н.С., Лукина Н.Ф. Клеящие материалы и технологии для временного оперативного ремонта сотовых агрегатов из полимерных композиционных материалов //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №5. С. 36-39.

18. Клеевая композиция: пат. 2296789 Рос. Федерация; опубл. 10.04.2007.

19. Клеевая композиция: пат. 2471842 Рос. Федерация; опубл. 11.05.2011.

20. Тюменева Т.Ю., Когтёнков А.С., Лукина Н.Ф., Чурсова Л.В. Влияние наполнителей на свойства клеев резинотехнического назначения //Труды ВИАМ. 2014. №4. Ст. 05 (viam-works.ru).

21. Дементьева Л. А., Тюменева Т.Ю., Шарова И.Ю. Клеи с пониженной горючестью для авиационной техники /В сб. докладов VI Международной конф. «Полимерные материалы пониженной горючести». ВоГТУ. 2011. С. 127-128.

22. Самоклеящийся материал: пат. 2435812 Рос. Федерация; опубл. 02.06.2010.

23. Жадова Н.С., Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю. Самоклеящиеся материалы для временного оперативного ремонта внешней поверхности изделий авиационной техники //Клеи. Герметики. Технологии. 2012. №6. С. 2-4.

REFERENCES LIST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kablov E.N. Strategicheskie napravlenija razvitija materialov i tehnologij ih pererabotki na period do 2030 goda [Strategic directions of development of materials and technologies to process them for the period up to 2030] //Aviacionnye materialy i tehnologii.

2012. №S. S. 7-17.

2. Kardashov D.A., Petrova A.P. Polimernye klei [Polymer adhesives]. M.: Himija. 1983. 256 s.

3. Petrova A.P., Donskoj A.A., Chalyh A.E., Shherbina A.A. Klejashhie materialy. Ger-metiki [Adhesives. Sealants]: Spravochnik. SPb.: NPO «Professional». 2008. 589 s.

4. Petrova A.P. Osnovnye jetapy tehnologii skleivanija [Main stages of bonding technology] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2014. №2. S. 24-30.

5. Sharova I.A., Petrova A.P. Obzor po materialam mezhdunarodnoj konferencii po klejam i germetikam (WAC-2012, Francija) [Browse by materials of the international conference on adhesives and sealants (WAC-2012, France)] //Trudy VIAM. 2013. №8. St. 06 (viam-works.ru).

6. Lukina N.F., Anihovskaja L.I., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Tjumeneva T.Ju. Klei i klejashhie materialy dlja izdelij aviacionnoj tehniki [Glues and adhesives for aircraft products] //Svarochnoe proizvodstvo. 2007. №5. S. 19-27.

7. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Serezhenkov A.A. Konstrukcionnye i ter-mostojkie klei [Structural and heat-resistant adhesives] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №S. S. 328-335.

8. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Tjumeneva T.Ju. Svojstva kleev i klejash-hih materialov dlja izdelij aviacionnoj tehniki [Properties of adhesives and adhesives for aircraft products] //Klei. Germetiki. Teh-nologii. 2009. №1. S. 14-24.

9. Petrova A.P., Lukina N.F., Dement'eva L.A., Tjumeneva T.Ju., Avdonina I.A., Zhadova N.S. Klei dlja aviacionnyh materialov [Adhesives for aircraft materials] //Rossijskij himicheskij zhurnal. 2010. T. IV. №1. S. 46-52.

10. Lukina N.F., Dement'eva L.A., Petrova A.P., Tyumeneva T.Y. Rroperties of adhesives and adhesive materials used in aviation industry //Polymer Science. Series D. 2009. V. 2. №3. P. 147-154.

11. Petrova A.P., Lukina N.F. Klei dlja mnogorazovoj kosmicheskoj sistemy [Adhesives for reusable space system] //Trudy VIAM. 2013. №4. St. 04 (viam-works.ru).

12. Petrova A.P., Lukina N.F., Dement'eva L.A., Tyumeneva T.Y., Avdonina I.A., Zha-dova N.S. Adhesives for aviation equipment //Russian Journal of General Chemistry. 2011. T. 81. №5. P. 1014-1021.

13. Tjumeneva T.Ju., Kogtjonkov A.S., Lukina N.F., Chursova L.V. Uspehi v oblasti raz-rabotki kleev i tehnologij dlja izgotovlenija rezinotehnicheskih izdelij aviacionnogo naznachenija [Progress in the development of adhesives and technologies for the manufacture of rubber products aviation applications] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2013. №10. S. 7-10.

14. Tyumeneva T.Y., Lukina N.F. VKR-95 cold-setting adhesive with enhanced strength //Polymer Science. Series D. 2010. T. 3. №2. S. 114-116.

15. Tjumeneva T.Ju., Lukina N.F. Klei dlja skleivanija rezin mezhdu soboj i s drugimi ma-terialami [Adhesives for bonding rubber between themselves and with other materials] /V sb. materialov dokladov seminara. CRDZ. 2008. S. 11-12.

16. Sytyj Ju.V., Sagomonova V.A., Kisljakova V.I., Bol'shakov V.A. Novye vibropo-gloshhajushhie materialy [New vibration-absorbing materials] //Aviacionnye materialy i tehnologii. 2012. №2. S. 51-54.

17. Sharova I.A., Zhadova N.S., Lukina N.F. Klejashhie materialy i tehnologii dlja vremennogo operativnogo remonta sotovyh agregatov iz polimernyh kompozicionnyh materialov [Adhesives and technologies for the repair of cellular interim operational units of the polymer composites] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №5. S. 36-39.

18. Kleevaja kompozicija [The adhesive composition]: pat. 2296789 Ros. Federacija; opubl. 10.04.2007.

19. Kleevaja kompozicija [The adhesive composition]: pat. 2471842 Ros. Federacija; opubl. 11.05.2011.

20. Tjumeneva T.Ju., Kogtjonkov A.S., Lukina N.F., Chursova L.V. Vlijanie napolnitelej na svojstva kleev rezinotehnicheskogo naznachenija [Effect of fillers on the properties of rubber-purpose adhesives] //Trudy VIAM. 2014. №4. St. 05 (viam-works.ru).

21. Dement'eva L.A., Tjumeneva T.Ju., Sharova I.Ju. Klei s ponizhennoj gorjuchest'ju dlja aviacionnoj tehniki [Adhesives with reduced flammability for aircraft] /V sb. dokladov

VI Mezhdunarodnoj konf. «Polimernye materialy ponizhennoj gorjuchesti». VoGTU.

2011. S. 127-128.

22. Samoklejashhijsja material [Self-adhesive material]: pat. 2435812 Ros. Federacija; opubl. 02.06.2010.

23. Zhadova N.S., Lukina N.F., Tjumeneva T.Ju. Samoklejashhiesja materialy dlja vremennogo operativnogo remonta vneshnej poverhnosti izdelij aviacionnoj tehniki [Self-adhesive materials for temporary operative repair external surfaces of products aircraft] //Klei. Germetiki. Tehnologii. 2012. №6. S. 2-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.