Научная статья на тему 'Разработка занятия для школьников на тему “анализ хлеба”'

Разработка занятия для школьников на тему “анализ хлеба” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АНАЛИТИКА / ТИТРОВАНИЕ / КИСЛОТНОСТЬ ХЛЕБА / ВИЗУАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ХЛЕБ / АНАЛИЗ / ПЛОТНОСТЬ / ВЛАЖНОСТЬ / CHEMICAL EXPERIMENT / ANALYTICS / TITRATION / BREAD ACIDITY / VISUAL OBSERVATION / BREAD / ANALYSIS / DENSITY / MOISTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янкив Карине Феликсовна, Ступакова Снежана Витальевна

Научно-исследовательская работа, проектная, кружковая, факультативная деятельность школьников становится неотъемлемой частью программного курса химии, которая помогает визуализировать знания, полученные в ходе теоретической части урока, усовершенствовать практические навыки и умения работать с химическим оборудованием и реактивами. Учителя вовлекают в научную деятельность школьников, нацеливаясь на тех, которые стремятся улучшить свои знания, получая при этом практические навыки, используя различные пути и подходы современных методов образования. В данной статье рассматривается тема «Анализ хлеба», которая включает в себя определение плотности, влажности и кислотности хлеба. В ходе анализа было использовано как простое визуальное наблюдение с последующим расчетом плотности и влажности, так и аналитический метод титрование, для определения кислотности хлебобулочного изделия. Данный анализ не используется в ходе программного школьного обучения, но, возможно его применение на кружковых занятиях или в качестве отдельного исследования в проекте. Кроме того, участникам региональных и Всероссийских туров олимпиад по химии не мало важно владеть визуальными методами и методами аналитическими для развития логического мышления и улучшения своего результата на олимпиадах. В статье используются теоретические знания о хлебобулочных изделиях, параметрах, указанных в ГОСТ для них, а также определении плотности, влажности визуальным методом, и кислотности экспериментально титриметрическим методом. Предлагаются инструкционные карты для учащихся с описанием методики, и хода проведения эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янкив Карине Феликсовна, Ступакова Снежана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CLASSES FOR SCHOOL CHILDREN ON THE TOPIC “BREAD ANALYSIS”

Research work, design (circle) activity of schoolchildren becomes an integral part of the chemistry program, which helps to visualize the knowledge gained during the theoretical part of the lesson. Teachers involve students in the scientific activity, aiming at those who seek to improve their knowledge, while gaining practical skills, using various ways and approaches of modern educational methods. This article discusses the topic “Analysis of bread”, which includes the determination of the density, moisture and acidity of bread. During the analysis, we used both simple visual observation with the subsequent calculation of density and humidity, and the analytical method titration, to determine the acidity of a bakery product. This analysis is not used during the program of school education, but it is possible to use it in study groups or as a separate study in the project. In addition, it is not unimportant for the participants of regional and All-Russian tours of chemistry Olympiads to master visual methods and analytical methods to develop logical thinking and improve their results at the Olympiads. The article uses theoretical knowledge about bakery products, the parameters specified in GOST for them, as well as the determination of density, humidity by the visual method, and acidity by the experimental titrimetric method. Instructions cards are offered for students describing the methodology and the progress of the experiment.

Текст научной работы на тему «Разработка занятия для школьников на тему “анализ хлеба”»

Chuikov Oleg Evgenievich, candidate of sociological Sciences (e-mail: chuikov-ru@mail.ru) Kursk state University, Kursk, Russia.

Denisov Sergey Nikolaevich, teacher of history and social studies (e-mail: sergej.denisov1980@mail.ru)

MBOU "Lyceum No. 6 named after M. A. Bulatov", Kursk, Russia. PATRIOTIC SENTIMENTS AND EXPECTATIONS OF RUSSIAN CITIZENS Abstract. This article examines the current trends and mechanisms of development of Patriotic moods of Russian citizens, as well as a comparative analysis of secondary sociological information containing characteristics of Patriotic expectations of the population Keywords: patriotism, citizenship, Patriotic moods, Patriotic expectations, Patriotic education.

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ "АНАЛИЗ ХЛЕБА" Янкив Карине Феликсовна, к.пед.н., доцент

(kari1508@mail.ru) Ступакова Снежана Витальевна, студент (micontara@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Научно-исследовательская работа, проектная, кружковая, факультативная деятельность школьников становится неотъемлемой частью программного курса химии, которая помогает визуализировать знания, полученные в ходе теоретической части урока, усовершенствовать практические навыки и умения работать с химическим оборудованием и реактивами. Учителя вовлекают в научную деятельность школьников, нацеливаясь на тех, которые стремятся улучшить свои знания, получая при этом практические навыки, используя различные пути и подходы современных методов образования. В данной статье рассматривается тема «Анализ хлеба», которая включает в себя определение плотности, влажности и кислотности хлеба. В ходе анализа было использовано как простое визуальное наблюдение с последующим расчетом плотности и влажности, так и аналитический метод - титрование, для определения кислотности хлебобулочного изделия. Данный анализ не используется в ходе программного школьного обучения, но, возможно его применение на кружковых занятиях или в качестве отдельного исследования в проекте. Кроме того, участникам региональных и Всероссийских туров олимпиад по химии не мало важно владеть визуальными методами и методами аналитическими для развития логического мышления и улучшения своего результата на олимпиадах. В статье используются теоретические знания о хлебобулочных изделиях, параметрах, указанных в ГОСТ для них, а также определении плотности, влажности - визуальным методом, и кислотности экспериментально - титриметрическим методом. Предлагаются ин-

струкционные карты для учащихся с описанием методики, и хода проведения эксперимента.

Ключевые слова: химический эксперимент, аналитика, титрование, кислотность хлеба, визуальное наблюдение, хлеб, анализ, плотность, влажность.

Анализ хлебобулочных изделий пробуждает в школьниках огромный интерес при изучении химии так как, хлебобулочные изделия, а в частности хлеб, употребляются практически каждым человеком ежедневно. Большое разнообразие этого продукта на рынке требует необходимости контроля его качества. Следовательно, есть необходимость в ознакомлении учащихся с методами анализа хлеба, которые могут уберечь юных потребителей от некачественного товара.

Занятие предлагается для учащихся, которые проявляют интерес к химии, занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью, неотъемлемой частью которого является химический эксперимент. Мы предлагаем кружковое занятие по аналитической химии для учащихся 1011-х классов, что позволяет усовершенствовать уже имеющиеся и сформировать новые умения и навыки экспериментальной научно-исследовательской деятельности. Программный материал в школе за 10-11 класс предполагает изучение органической химии, однако, педагогический опыт показывает, что обучающиеся теряют навыки выполнения заданий по общей и неорганической химии, что несказанно влияет на результаты освоения химии в целом. Также стоить отметить, что данный кружок может повлиять на профессиональный выбор учащегося и подтолкнуть его связать свою судьбу с этой наукой химией в будущем.

Цель занятия: ознакомить учащихся с экспериментальными методами определения качества хлебобулочных изделий (определить плотность хлеба; определить влажность хлеба; определить кислотность хлеба; сформировать и закрепить экспериментальные, научно-исследовательские навыки и умения работы в химической лаборатории; развить познавательный интерес учащихся к школьному предмету - химия.

Основные методы: химический эксперимент, беседа, дискуссия.

Основная форма: лабораторное занятие.

Кружковое занятие подразумевает расширение базовых знаний, понятий, полученных учащимися на занятиях химии в школе. Занятие рассчитано на три часа.

Занятие проходит в групповой форме, для проведения эксперимента с использованием двух видов хлеба: черного и белого, что позволит сравнить результаты исследования.

Преподаватель рассказывает школьникам о хлебе, истории получения, способах применения, ГОСТах на данных продукт, а также влияния хлеба на организм, попутно задавая вопросы по теме исследования.

Теоретическая часть

Ученые выдвигают предположение, что история хлеба началась около 15000 лет назад. Раньше, нашим предкам главное было найти себе пропитание. Они заметили, что зерна, которые они употребляли в пищу, при попадании в землю давали несколько зерен, а если почва была влажной, урожай еще увеличивался. Таким образом, предки начали сажать зерна, предков современного овса, пшеницы. Потом полученное зерно перетиралось между камнями и варилось, такая жидкая каша и есть прямой предок хлеба. Ее до сих пор в современном мире употребляют некоторые народы Азии и Африки. С какими трудностями могли столкнуться наши предки? Как вы думаете? Например, у дикорастущей пшеницы очень трудно отделялись зерна, но его величество случай, привел человека к выводу, что нагретые зерна легче отделяются от оболочки, нежели сырые зерна. Таким образом, это было еще одним открытием для облегчения создания хлебной каши.

Примерно 6500 лет назад наши предки уже научились возделывать и культивировать пшеницу, что привело к созданию муки, а в последующем к созданию хлебной лепешки. По легенде, хлебная каша которую делали наши предки, пролилась на горячий пол, и превратилась в ароматную хлебную лепёшку, после чего ее стали делать постоянно.

В современном мире, где изобилие всяких добавок, консервантов, усилителей вкуса, есть государственные стандарты для изготовления хлебобулочных изделий. Какие параметры должен содержать хлеб и из чего должен быть он сделан. ГОСТы на некоторые виды хлеба представлены в таблице 1.

Таблица 1 - ГОСТы на хлебобулочные изделия.

Наименование Влажность мякиша, не более % Кислотность мякиша, град, не более Пористость мякиша, %, не более

Хлеб пшеничный 44 3 65

из муки первого

сорта, подовый

штучный массой 1,1-0,8 кг

Хлеб пшеничный 43 3 70

из муки высшего

сорта, подовый

Хлеб сладкий 41 3 70

пшеничный

Методика определения

Качественные показатели выпеченного хлеба: влажность мякиша 4045% процентов, плотность 1.25-1.3, кислотность мякиша 3-7 условных гра-

дусов, которые показывают количество миллиграмм-эквивалентов кислот, которые содержатся в 100 граммах продукта.

Оборудование и реактивы: аналитические весы, эксикатор с серной кислотой, бюкс, бюретка, коническая колба на 200 мл, мерный цилиндр на 50-100 мл, сушильный шкаф, химические стаканы 400-500 мл, керосин, вода, фенолфталеин, хлеб, щелочь.

Анализ №1 - Определение плотности хлеба.

Инструкционная карта:

1) Взвесьте на аналитических весах 25 г мякиша хлеба;

2) тщательно разомните взвешенный мякиш руками до получения однородной массы;

3) из полученной массы скатайте шарики разного размера, начиная от горошины до лесного ореха;

4) взвесьте хлебные шарики и результат запишите в таблицу 2;

5) в мерный цилиндр точно отмерьте 20 мл керосина, данные занести в таблицу 2;

6) осторожно опустите в керосин по одному шарику, и оставьте на 5 минут;

7) спустя 5 минут запишите объем массы хлеба в мл, он будет равняться разнице между первоначальным уровнем керосина и последним;

8) отношение массы хлеба (25 г) к его объему, дает плотность. Результат запишите в таблицу 2.

Таблица 2 - Результаты измерений

Уровень керосина в мерном цилиндре, мл Объём массы хлеба, мл Плотность хлеба

До опыта С хлебными шариками

Анализ №2 - Определение влажности хлеба Инструкционная карта:

1) предварительно просушенный при 100-1100С и охлажденный в эксикаторе бюкс взвесьте на аналитических весах. Результат запишите в таблицу;

2) возьмите 5 г хлеба (мякиш) и положите в бюкс, взвесьте вместе с бюксом и данные внесите в таблицу 3;

3) поместите бюкс вместе с хлебом в сушильный шкаф и сушите до постоянной массы. Перед каждым взвешиванием бюкс охлаждайте в эксикаторе с серной кислотой. Результат запишите в таблицу 3;

4) Выполните расчет: разность между вторым и первым взвешиванием равна массе влажного хлеба (а). Разность между третьим и первым взвешиванием равна массе сухого хлеба (б).

А-Б=М

где, М-масса влаги, которая содержится в хлебе А- масса влажного хлеба Б - масса сухого хлеба

Процент влажности хлеба %=100 М

А

где, М-масса влаги, которая содержится в хлебе

А- масса влажного хлеба Последнюю цифру запишите в таблицу 3.

Таблица 3 - Результаты измерений

Масса бюкса в г Влажность хлеба в %

пустого с влажным хлебом с сухим хлебом

Анализ №3 - Определение кислотности хлеба Инструкционная карта:

1) взвесьте на аналитических весах 25 г мякиша хлеба;

2) поместите хлеб в мерный стакан, прилейте 250 мл дистиллированной воды и разомните мякиш до однородной массы.

3) дайте отстояться раствору до прозрачного верхнего слоя и отфильтруйте верхний слой (примерно 1/3 объёма);

4) отберите пипеткой 50 мл отфильтрованного раствора в коническую колбу и прилейте 2-3 капли фенолфталеина;

5) титруйте 0.1 н. раствором щелочи;

6) выполните расчет: единственный показатель А (объем щелочи который получили в ходе титрования), получившийся в ходе эксперимента результат умножаем на 2. Это и будет условный градус кислотности хлеба.

Данная работа позволяет усовершенствовать теоретические знания по количественным выражениям в химии, сформировать практические навыки работы с неизвестным ранее оборудованием и методикой химического эксперимента.

Список литературы

1. Янкив К.Ф Ступакова С. Совместная научно-исследовательская работа студентов и школьников по синтезу гидразинопроизводных триазинов / Школа юных иноваторов: Сборник научных статей Итоговой конференции Юго-Зап. гос. ун-т. Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2018. С.326-330

2. Янкив К.Ф, Лысенко А.В Самостоятельная работа - как метод организации экспериментальной работы // Известия ЮЗГУ, Серия Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. №3(28). С.102-109

3. Янкив К.Ф. Формирование ценности здорового образа жизни в школьном курсе химии // Химия в школе. 2016. № 4. С. 35-40.

Stupakova Snezhana Vitalievna, student

(micontara@yandex.ru)

Southwest State University, Kursk, Russia.

Yankiv Karine Feliksovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

(kari1508@mail.ru)

Southwest State University, Kursk, Russia.

Annotation. Research work, design (circle) activity of schoolchildren becomes an integral part of the chemistry program, which helps to visualize the knowledge gained during the theoretical part of the lesson. Teachers involve students in the scientific activity, aiming at those who seek to improve their knowledge, while gaining practical skills, using various ways and approaches of modern educational methods. This article discusses the topic "Analysis of bread", which includes the determination of the density, moisture and acidity of bread. During the analysis, we used both simple visual observation with the subsequent calculation of density and humidity, and the analytical method - titration, to determine the acidity of a bakery product. This analysis is not used during the program of school education, but it is possible to use it in study groups or as a separate study in the project. In addition, it is not unimportant for the participants of regional and All-Russian tours of chemistry Olympiads to master visual methods and analytical methods to develop logical thinking and improve their results at the Olympiads. The article uses theoretical knowledge about bakery products, the parameters specified in GOST for them, as well as the determination of density, humidity - by the visual method, and acidity by the experimental - titrimetric method. Instructions cards are offered for students describing the methodology and the progress of the experiment.

Keywords: chemical experiment, analytics, titration, bread acidity, visual observation, bread, analysis, density, moisture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.