Научная статья на тему 'Разработка временным правительством России правовых основ реформирования местного самоуправления'

Разработка временным правительством России правовых основ реформирования местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
814
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЗЕМСКИЕ И ГОРОДСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОЛОСТНОЕ ЗЕМСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ZEMSTVO'S AND URBAN ESTABLISHMENTS / ZEMSTVO'S VOLOST / THE BASIS OF LAW A LOCAL GOVERNMENT REFORMATION / THE TRANSFORMATION OF THE LOCAL GOVERNMENT BODIES / ADMINISTRATIVE COURTS / JUSTICE CONTROL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Судавцов Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрены проблемы правового обеспечения реформ местного самоуправления в период правления Временного правительства России в 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROVISIONAL GOVERNMENT'S DEVELOPMENT OF BASIS OF LAW IN LOCAL GOVERNMENTS' REFORMATION

The article deals with the problems of low support the local government reformation during the reign of Russian Provisional Government in 1917.

Текст научной работы на тему «Разработка временным правительством России правовых основ реформирования местного самоуправления»

и все области, имеющие какое-либо значение для человеческого сообщества. Практика этого «нового милитаризма» нацелена на то, чтобы принципиально изменить направление развития цивилизации, насильственно создав новый мировой порядок.

Процесс внедрения методов и практик военного происхождения в жизнедеятельность гражданского общества может и не приводить к развязыванию полномасштабных вооруженных конфликтов. Однако он неизбежно влияет на функциональные и организационные аспекты социально-политических отношений, существенно трансформируя содержание политических процессов и предъявляя новые требования к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Список литературы

Клямкин, И.М. Постмилитаристское государство // Российское государство: вчера, сегодня, завтра. - М., 2007.

Либкнехт, К. Милитаризм и антимилитаризм. - М., 1960.

Ферреро, Г. Милитаризм ; пер. с итал. А.Ф. Гретман. - М., 1900.

© Цыбаков Д.Л., 2009

Д.Н. Судавцов

РАЗРАБОТКА ВРЕМЕННЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

СУДАВЦОВ Дмитрий Николаевич - соискатель ученой степени кандидата юридических наук, глава Промышленного района (Ставрополь)

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы правового обеспечения реформ местного самоуправления в период правления Временного правительства России в 1917 г.

Ключевые слова: реформа местного самоуправления, трансформация органов местного самоуправления, земские и городские учреждения, волостное земство, административные суды, судебный контроль.

После Февральской революции и падения самодержавной власти Временное правительство, находившееся в состоянии войны, начало преобразования общественно-политической жизни в стране. Круг проблем, которые следовало решить правительству, был весьма обширен. Одной из важнейших его задач являлось правовое обеспечение реформирования

государственного управления и самоуправления, поскольку демократизация органов местного управления и самоуправления в стране началась стихийно. Чтобы успокоить российское общество, Временное правительство 15 марта сообщило на места, что Министерство внутренних дел разрабатывает закон о реформе местного самоуправления. Но медлительность правительства в этом вопросе вызывала недовольство, особенно на местах, где шли поиски новых форм управления.

Председатель правительства Г.Е. Львов, выступая перед журналистами, излагая свои взгляды на местное самоуправление, в частности сказал: «В области местного самоуправления программа Временного правительства совпала с властными указаниями самой жизни. В лице местных общественных комитетов и других подобных органов она создала уже зародыши местного демократического самоуправления, подготавливающего население к будущей реформе. В этих комитетах я вижу фундамент, на котором должно держаться местное управление. Комиссары Временного правительства, посылаемые на места, имеют своей задачей не становиться поверх создавшихся органов в качестве высшей инспекции, но лишь служить посредствующим звеном между ними и центральной властью и обеспечить процесс их организации и оформления»1.

Но, как вскоре оказалось, действия правительства в отношении местного самоуправления резко изменятся. Оно постарается сосредоточить всю исполнительную власть в руках губернских и уездных комиссаров.

22 марта 1917 г. Временное правительство создало Совещание по реформе местного самоуправления и управления. Его возглавил министр внутренних дел, глава правительства Г.Е. Львов. Совещание было наделено значительными полномочиями и функционировало до 25 октября 1917 г., т. е. до передачи власти в стране в руки советов. Решая вопросы формирования новых органов власти, разработчикам законов приходилось учитывать складывающиеся реалии, требования населения о быстрейшей демократизации земского и городского самоуправления.

На первом заседании Совещания 26 марта 1917 г. были определены ближайшие задачи по проведению реформ в сфере управления, создания для этого необходимой правовой базы. Для практической работы в его составе было создано 13 комиссий по направлениям: о волостном земстве и поселковом управлении; по избирательному закону и по пересмотру земского и городового положений; о городском и уездном управлении; по разработке положений об управлении и самоуправлении в неземских губерниях и т. д. Было подчеркнуто, что все выборы в волостные и уездные земства, городские думы должны проводиться на принципах всеобщего, прямого равного и тайного голосования, без различия пола. Гласные губернских земств должны избираться на уездных земских собраниях и в городских думах. В состав комиссий вошли известные теоретики и специалисты

1 Новое время. - 1917. -19 марта.

по вопросам местного самоуправления, юриспруденции: Н.Н. Авинов, Б.Б. Веселовский, Н.И. Лазаревский, В.Н. Твердохлебов и другие, а также практики.

Комиссии в спешном порядке приступили к работе. По условиям того времени, реформирование местного управления сводилось к изданию Временным правительством ряда указов, которые, отвечая общему плану преобразования местного управления, не должны и не могли явиться органическими законами, регулирующими весь строй местного управления. Указы Временного правительства, идя навстречу неотложным запросам действительности в области устройства местного управления, имели своей задачей урегулировать ход жизни на местах и таким образом подготовить почву для восприятия и усвоения населением будущих основных, органических законов, которые даст законодательный орган, определенный Учредительным собранием.

В адрес правительства и Совещания с мест шло множество предложений, высказывались требования о скорейшем принятии законов по вопросам местного самоуправления. При организации работ Совещание исходило из того, что система местного управления и самоуправления, расстроенная мартовскими событиями, должна быть заново организована на основах, соответствующих требованиям времени. Главными элементами системы местного управления и самоуправления, которым следовало найти отражение в законодательных актах, должны были стать органы самоуправления в губерниях, уездах и мелких сельских единицах, в городах и их районах. Органы правительственной администрации, несущие функции общего надзора и контроля, - в губернских и уездных центрах - и специальные органы правительственной администрации, выполняющие отдельные задачи управления; органы административной юстиции в губернских и уездных центрах1.

Количественный состав распорядительных органов самоуправления земских собраний и городских дум определялся особым расписанием для уездных и губернских земств в соответствии с численностью населения для поселков, волостей, городов. Поселковым управлениям, волостным собраниям и городским мелким единицам должно предоставляться право иметь по их усмотрению коллегиальные или единоличные исполнительные органы.

15 апреля 1917 г. Временное правительство приняло закон о реформе городского самоуправления. Правительством были утверждены правила проведения выборов гласных городских дум на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. В выборах участвовали все достигшие 20-летнего возраста без различия пола, вероисповедания, национальности, проживавшие или имеющие оседлость в городе, находящиеся на военной службе. Предлагалось срочно составить списки избирателей. Текст

1 См.: Земское дело. - 1917. - № 8. - С. 348.

закона на следующий день был опубликован. Такая срочность была одним из свидетельств серьезного положения дел с местным самоуправлением в стране1. Согласно принятым временным правилам, была введена пропорциональная избирательная система. Пассивное избирательное право было распространено не только на обладавших правом участия в голосовании, но и всех, кто удовлетворял требованиям, установленным для участия в выборах.

Провозгласив предстоящую реформу местного самоуправления, Временное правительство не торопилось вводить волостное земство, хотя многие считали, что законопроект о волостном земстве был практически готов. Имелся в виду законопроект, принятый в свое время Государственной думой, но не утвержденный Государственным советом, который следовало доработать с учетом сложившихся реалий. В то время крестьянство в основной своей массе было готово к реформе местного самоуправления на уровне волости. Но оно не хотело ждать и не могло мириться с медлительностью правительства. Свидетельством тому было нарастание движение крестьянства по упразднению волостных правлений: все чаще изгонялись волостные старшины, создавались не санкционированные правительством новые органы власти в форме различного рода комитетов, советов, крестьянских общественных организаций. Ситуация требовала немедленного решения вопроса, что было бы в пользу волостного земства.

Наконец 21 мая 1917 г. Временное правительство приняло «Положение о волостном земстве» и правила о введении его в действие2.

Согласно Положению, на волостные земства возлагались обязанности, которые исполняли волостные правления и волостные старшины. Упразднялись волостные сходы, попечительства, продовольственные комитеты. Волостным земствам на основе гражданских законов предоставлялось право приобретать и отчуждать имущество, заключать договоры, вступать в союзы и товарищества, облагать денежными сборами находящееся в пределах данной волости имущество, устанавливать особые сборы. Таким образом, волостное земство наделялось широкими правами и полномочиями на своей территории, являлось полновластным хозяином на ней и имело свой независимый бюджет.

Волостным земствам подлежали дела местного общественного хозяйства и управления: заведование земскими повинностями, капиталами и имуществом волостного земства, содействие в возникновении потребительских обществ, благоустройство местных дорог, борьба с пожарами, попечение об образовании, здравоохранении, призрении бедных, благоустройстве, устранение недостатка в продовольствии, участие в мероприятиях по улучшению санитарных условий и ветеринарного надзора, развитие земледелия, промышленности, торговли, создание кредитных учреж-

1 См.: Вестник Временного правительства. - 1917. - 15 апреля.

2 См. там же. - 25 мая.

дений, оказание юридической помощи населению, охрана общественного порядка и безопасности.

Чтобы придать волостному земству властные функции на местах, правительство особо подчеркнуло, что с введением волостных земств упразднялись различного рода комитеты, образованные населением, как по собственной инициативе, так и по указанию МВД, которые приняли в свое ведение дела, относящиеся к компетенции волостных земств.

Отношения волостного земства с уездным, а в некоторых случаях и с губернским, должны строиться на основе заключаемых между ними соглашений. В то же время над волостным земством устанавливался жесткий контроль. Уездные и губернские земские управы могли ревизовать волостные управы, создавая для этого комиссии.

Создавая волостное земство, правительство предусматривало и контроль над ним. Для надзора за принимаемыми решениями в каждом уезде учреждалась должность административного судьи. Ему в недельный срок должны были предоставляться копии всех постановлений. Если административный судья находил постановление незаконным, он приостанавливал его исполнение волостной управой. Судья мог требовать от волостной управы необходимые сведения и проводить ревизии их делопроизводства. Если он находил нарушения закона, то мог возбуждать против управы протест, уголовное обвинение в суде. Закон об административных судах открывал возможности судебного контроля не только за постановлениями волостных земских собраний, но и над административными актами, совершенными учреждениями и лицами волостного самоуправления.

Распорядительным органом волостного земства являлось собрание гласных, собиравшееся 3-4 раза в год или по мере необходимости решения вопросов. Проводить их предусматривалось в присутствии жителей волости, что позволило бы им ближе стоять к населению, которое могло контролировать гласных, способствовать их лучшей работе. Собрание составляло сметы доходов и расходов, устанавливало сборы с населения и расходование средств. Исполнительным органом являлась волостная управа, избираемая волостным земским собранием и занимающаяся реализацией постановлений и повседневными делами.

Временным правительством большое внимание уделялось контролю законности действий городского, земского, волостного, поселкового управления. Такими органами надзора являлись: а) Первый департамент Сената; б) в губернии - особое отделение окружного суда, распространяющее компетенцию на всю губернию, даже если в судебном отношении окружный суд охватывал не всю губернию; в) в уезде создавался особый орган административной юстиции; г) губернский и уездный представители центральной власти.

Уездным органом административной юстиции являлся мировой съезд. Заведование делопроизводством, подготовка административных дел к до-

кладу и слушанию возлагалась на одного из участковых мировых судей по избранию мирового съезда. Имелось также в виду определение форм контроля за местным самоуправлением. Право обжалования постановлений земских собраний и городских дум, действий исполнительных органов принадлежали: а) губернскому и уездному комиссару; б) лицам и учреждениям, интересы которых нарушены постановлениями земского собрания или городской думы1.

21 мая было утверждено положение о выборах уездных и губернских гласных, а 9 июня «Об изменении действия положения об уездных и губернских земских учреждениях впредь до издания нового о них положения».

Одной из важных проблем, вставших перед Временным правительством с первых дней деятельности, было правовое решение вопроса о вводе земства на всей территории России с тем, чтобы решить тот вопрос, вокруг которого десятилетиями разворачивались острые дискуссии, на чем строила свою политику либеральная оппозиция по отношению к правительству.

К началу Первой мировой войны земские учреждения были введены в 43 губерниях Европейской России. Введение земства на окраинах, в национальных районах всячески тормозилось под различными предлогами. Главной же причиной была слабость позиций местных помещиков, недостаточная русская прослойка, отсутствие цензового элемента в такой мере, чтобы можно было сформировать цензовое земство, а также наличие многих национальностей, представителей которых русификаторская политика правительства не предполагала привлекать к самоуправлению. При этом зачастую указывалось на культурную отсталость многих народностей как на серьезное препятствие к введению там земства. Несмотря на сложности и трудности система земского самоуправления проникала в Сибирские губернии, Закавказье, Степной край, Туркестан и другие территории, которые были заняты казачеством.

Анализируя деятельность земских и городских учреждений в империи, законодатели учитывали, что в прошлом стремление земских учреждений объединяться для развития своей деятельности в союзы и товарищества тормозилось властью из опасения, что в них может развиться оппозиционность к самодержавию. Но земство постоянно стремилось к объединению, исходя из жизненных потребностей. Поэтому оно создавало союзы в виде товариществ земств по закупке сельскохозяйственных машин и т. п.

Временное правительство особым законом утвердило Правила о товариществах, союзах и съездах земских учреждений, городских и поселковых управлений, которыми предусматривалась регламентация различных видов добровольных объединений исходя из функций и целей их создания. Право создания того или иного вида объединения предоставлялось губернским, уездным и волостным земским учреждениям, а также городским

1 См.: Земское дело. - 1917. - № 8. - С. 345-347.

и поселковым управлениям на основе постановлений соответствующих земских собраний, городских и поселковых дум.

Товарищества образовывались для совместного участия в торговом, промышленном и ином предприятии, то есть для коммерческих целей, направленных на удовлетворение общих потребностей. Союзы могли создаваться, как общие - по всем предметам ведения этих учреждений, так и специальные - по отдельным отраслям их ведения. Таким союзам могли передаваться все права земских собраний и городских дум за исключением права налогообложения и издания обязательных для населения постановлений. Для обсуждения общих вопросов, касающихся потребностей земских и городских учреждений, могли созываться съезды их представителей1.

7 июня 1917 г. на заседании Временного правительства было утверждено положение о Всероссийском земском союзе, который определялся как объединенная организация земских учреждений и был призван осуществлять мероприятия, вызываемые: а) потребностями и задачами общеземского характера и б) войной и ее последствиями, в) иные мероприятия по соглашению с соответствующими правительственными учреждениями. Для решения поставленных задач Земскому союзу предоставлялось право учреждать предприятия, учебные заведения, издавать и распространять печатные материалы. Управление Союзом осуществлялось собранием уполномоченных, в состав которого входило по три представителя от губернии, избираемых губернскими земствами.

Приняв законы о выборах в городские думы и волостное земство, Временное правительство в мае-июне 1917 г. издало наказы по городским выборам и по выборам в волостные земские собрания, в губернские и уездные земства, на основе которых должна была идти практическая работа на местах.

Таким образом была создана законодательная база для проведения в государстве демократических реформ в системе управления и местного самоуправления.

К лету 1917 г. в формировании местного управления России завершился очень важный первый этап в жизни местного самоуправления после свержения самодержавия. Согласно разработанным законодательным актам, в России создавался новый тип земского и городского самоуправления. Он значительно отличался, особенно по социальному составу, от существовавшего при самодержавном строе. Прошла его стихийная демократизация, в ходе которой подавляющее большинство земских и городских органов самоуправления были зачастую произвольно пополнены представителями различных слоев населения. Страна вступала в важную для местного самоуправления полосу практической реализации законоположений о реформировании местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права и всесословности.

1 См.: Собрание узаконений. - № 156. - Ст. 844.

Осень 1917 г. оказалась решающим этапом в историческом развитии России и местного самоуправления. В декларации Временного правительства 25 сентября отмечалась необходимость следующих шагов: «Осуществление и дальнейшее развитие демократических законов о местном самоуправлении с целью постепенной передачи всех функций местного управления в руки органов местного самоуправления. При сохранении за правительственными комиссарами надзора за законностью действий местного самоуправления и прекращения полномочий общих исполнительных комитетов с момента выбора органов местного самоуправления»1.

Видя, что рассчитывать на скорое завершение выборов в волостное земство и городские думы не приходится, правительство приняло решение создать специальные комиссии по выборам в Учредительное собрание. Они должны были заниматься выборами независимо от выборов в местное самоуправление. 8 сентября МВД дало указание, чтобы к 21 сентября были образованы избирательные участки с учетом выборов в местное самоуправление, применительно к волостям, не допуская соединения двух и более волостей.

В этих условиях правительство все больше демонстрировало свою несостоятельность и неспособность проводить политику в интересах широких народных масс. Затягивание решений многих важнейших вопросов жизни страны оно относило на счет предстоящего Учредительного собрания, которое должно было определить форму государственного устройства, решить важнейшие вопросы государственного и местного управления Россией.

Уже ничто не могло остановить революционный процесс. Второй Всероссийский съезд советов 25-26 октября 1917 г. низложил Временное правительство, передал власть на территории России в руки советов, избрал новое правительство - Совет народных комиссаров. Временному правительству реализовать в полной мере свои законы по проведению реформ не удалось.

Список литературы

Безобразов, В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. - СПб., 1852.

Буров, Е.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. - Ростов н/Д, 2000.

Градовский, А.Д. Начало государственного права // Градовский, А.Д. Собр. соч. - Т. IX. - СПб., 1904.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование. - М, 1995.

Проблемы становления местного самоуправления в Ставропольском крае : сб. статей. - Ставрополь, 2003.

© Судавцов Д.Н., 2009

1 Революция 1917 года (хроника событий). Т. IV, август-сентябрь. - Л., 1924. -С. 405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.