Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЛОВКОСТИ'

РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЛОВКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛОВКОСТЬ / УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомиров Владимир Андреевич, Ефременко Максим Андреевич, Абрамов Ярослав Андреевич

Рассматриваются понятия «ловкости», «координации движений», «координационные способности». В целях минимизации получения травм, а также развития необходимых физических качеств, способствующих профессиональному эффективному и успешному выполнению обязанностей, возложенных на сотрудников полиции, в курсе дисциплины «Специальная физическая подготовка» введены упражнения на развитие специфических координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомиров Владимир Андреевич, Ефременко Максим Андреевич, Абрамов Ярослав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXERCISES AIMED AT THE DEVELOPMENT OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES AS AN INTEGRAL PART OF AGILITY

This article deals with the concepts of «agility», coordination of movements, «coordination abilities». In order to minimize injury, as well as to develop the necessary physical qualities, which contribute to the professional effective and successful performance of the duties assigned to police officers in the course of the discipline «Special physical training», exercises have been introduced to develop specific coordination abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЛОВКОСТИ»

УДК 378.1 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10409 © В.А. Тихомиров, М.А. Ефременко, Я.А. Абрамов, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЛОВКОСТИ

Владимир Андреевич Тихомиров,

преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Максим Андреевич Ефременко,

старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]; Ярослав Андреевич Абрамов,

преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются понятия «ловкости», «координации движений», «координационные способности». В целях минимизации получения травм, а также развития необходимых физических качеств, способствующих профессиональному эффективному и успешному выполнению обязанностей, возложенных на сотрудников полиции, в курсе дисциплины «Специальная физическая подготовка» введены упражнения на развитие специфических координационных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, ловкость, упражнения на развитие координации, физические упражнения.

DEVELOPMENT OF EXERCISES AIMED

AT THE DEVELOPMENT OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES AS AN INTEGRAL PART OF AGILITY

Vladimir A. Tikhomirov,

Lecturer of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Maxim A. Efremenko,

Senior Lecturer of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Yaroslav A. Abramov,

Lecturer of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article deals with the concepts of «agility», coordination of movements, «coordination abilities». In order to minimize injury, as well as to develop the necessary physical qualities, which contribute to the professional effective and successful performance of the duties assigned to police officers in the course of the discipline «Special physical training», exercises have been introduced to develop specific coordination abilities.

Keywords: coordination abilities, agility, coordination development exercises, physical exercises.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тихомиров В.А., Ефременко М.А., Абрамов Я.А. Разработка упражнений, направленных на развитие специфических координационных способностей как составной части ловкости. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):325-9.

Основы организации физической подготовки в органах внутренних дел определены «Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», которое утверждено Приказом МВД России от 1 июля

2017 г. № 450, а также специальной литературой по «Теории и методике физического воспитания». Особое внимание в литературе уделяется таким жизненно важным физическим качествам как: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость [1].

Ежедневная профессиональная деятельность сотрудника полиции, которая осуществляется, например, такими специалистами, как оперативный сотрудник полиции, сотрудник патрульно-постовой службы полиции, участковый уполномоченный полиции сопряжена с опасностью для жизни и здоровья. Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ о полиции «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также -граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [3]. Исходя из предназначения и обязанностей сотрудника, требование к его координационным способностям (далее - КС) значительно выше, чем в иных профессиональных сферах деятельности граждан, так как их действия должны быть точные, быстрые, своевременно организованные и высоко координированные.

Сотрудникам приходится сталкиваться с применением боевых приемов борьбы, как правило, в нестандартной обстановке, в неожиданно изменяющихся условиях под влиянием факторов внешней среды. В создавшихся условиях сотрудник должен своевременно реагировать, быстро и четко выполнять необходимые действия, приспосабливаться к сложившейся обстановке. Для того чтобы все вышеперечисленное было осуществимо, полицейский должен обладать таким физическим качеством, как ловкость.

Под ловкостью в специальной литературе понимают «процесс выполнения сложных координационных движений, с быстрым переключением от одних двигательных актов к другим и с выработанным умением целесообразно действовать в соответствии с внезапно изменившимися условиями» [4, с. 167]. Необходимость в овладении сотрудниками полиции таким физическим качеством подтверждается внедрением специальных координационных упражнений в программу образовательных организаций системы МВД России.

Особая роль в специальной литературе отведена такому понятию как «координация движений», на основе которого и раскрываются такие понятия как «КС» и «ловкость». Одним из основных компонентов ловкости является координация движений,

то есть процесс регулирования согласованного и последовательного выполнения сочетания движений, посредством дифференцированного по силе, времени и направлению мышечного напряжения [4, с. 167]. Рассмотрим содержание ловкости через ее свойства, признаки и факторы.

Свойства ловкости:

1. Правильность (адекватно и точно).

2. Быстрота (своевременно и скоро).

3. Рациональность (целесообразно и экономично).

4. Находчивость (инициативно и стабильно).

Признаки ловкости:

1. Двигательная находчивость (отличает ловкость от координации движения).

2. Выступает как интегральное проявление координационных способностей.

3. Сложное и комплексное психофизическое качество, уровень которого определяется степенью развития психомоторных способностей человека.

Факторы, определяющие ловкость:

1. Деятельность ЦНС.

2. «Богатство» динамических стериотипов.

3. Умение управлять мышечным тонусом.

4. Полноценность восприятия собственных движений и окружающей обстановки.

5. Степень развития систем.

В своем труде «О ловкости и ее развитии» Н.А. Берштейн называет ловкость «царицей движения», так как, учитывая вышеизложенное, ловкость - это целый комплекс способностей, который «следует рассматривать в более широкой системе управления движениями со стороны ЦНС» [5, с. 168].

На сегодняшний день науке известно от 5 общих до 15 более специальных и специфических проявляемых координационных способностях, которые нуждаются в дифференцированном подходе к их оценке и развитию, в связи с этим в науке и практике возникла потребность отойти от термина «ловкость» и использовать понятие КС.

КС - это такие способности конкретного человека, которые при точной оценке пространственных, временных и силовых характеристик движений, соблюдении ритма и темпа, способности контролировать свои действия и стабильности позы в пространстве, а также избирательном реагировании

быстро и точно на сигналы позволяют эффективно и рационально решать возникшую двигательную задачу. В данный момент ученными предложены различные классификации КС, что в свою очередь приводит к отсутствию единообразного подхода к рассмотрению данной системы в целом. Применение боевых приемов борьбы является сложно координационным действием, требующее от исполнителя владения специфическими сложными КС [4, с. 172]. Именно они должны развиваться и совершенствоваться у сотрудников на занятиях по физической подготовке. Остановимся на классификации, которая включает специфические КС:

1. Кинестетическая дифференциация.

2. Пространственная ориентация.

3. Сложная двигательная реакция.

4. Способность к поддержанию ритма.

5. Способности к сохранению позностатиче-ской и динамической устойчивости (баланс, равновесие).

Кинестетическая дифференциация подразумевает под собой способность, которая проявляется в результате получения сигналов от различный рецепторов, чаще всего от тактильного, зрительного и проприоцептивного источников и сопровождается последующей дифференциацией пространственных, временных и силовых характеристик двигательного действия [6, с. 28].

Упражнение. Целью данного упражнения является развитие кинестетической дифференциации, а именно проявление этого качества в процессе выполнения боевых приемов борьбы. Данное упражнение нужно выполнять в паре (далее партнер № 1 и партнер № 2). Для этого оба партнера должны быть в кимоно и в перчатках для рукопашного боя. Партнер № 1 становится в боевую стойку, спиной к стене, тем самым мы ограничиваем его пространство. Партнер № 2 располагается в боевой стойке, напротив. Задача партнера № 2 выполнять неожиданные произвольно выбранные одиночные удары руками и ногами, захваты за кимоно и подсечки с различной силой, скоростью выполнения, а также под различными векторами направления движений. Задача партнера № 1 своевременно реагировать на действия партнера № 2, противостоять ему посредством уходов с линии атаки, «нырков», «уклонов», «подставок», «отбивов», «щитов», а также срывов

захватов и освобождения от них. Данное упражнение позволяет эффективно развивать кинестетическую дифференциацию, так как в процессе его выполнения происходит комплексное воздействие на тактильный, зрительный и проприоцептивный анализаторы.

Пространственная ориентация - это способность владеть своим телом и двигательным поведением в пространстве. Очень важная координационная способность, необходимая при выполнении пространственных двигательных задач, например, кувырков, ударов в прыжке, бросков и т.д.

Упражнение. Целью данного упражнения является развитие пространственной ориентации, а именно проявление этого качества в процессе выполнения боевых приемов борьбы. Данное упражнение нужно выполнять в паре. Для этого оба партнера должны быть в кимоно. Так как при выполнении упражнения будут использоваться акробатические элементы, необходимы гимнастические маты для минимизации травматизма. Партнер № 1 становится на произвольном расстоянии, но не менее чем расстояние, необходимое для выполнения двух акробатических элементов (например, кувырков), от партнера № 2. Задача партнера № 2 рассчитать количество акробатических элементов, которые ему необходимо выполнить для сокращения дистанции с партнером № 1, приступить к выполнению упражнения, а далее взять удобный захват за кимоно партнера № 1 и выполнить произвольный бросок. Начинать выполнение упражнения следует с использованием простых акробатических элементов и бросков, а далее постепенно усложнять, экспериментируя с дистанцией и сложностью бросков и акробатических элементов. Данное упражнение позволяет эффективно тренировать вестибулярный аппарат.

Сложная двигательная реакция подразумевает под собой способность точно и быстро реагировать на сигналы, которые должны быть распознаны в группе других сигналов, а также своевременно реагировать на этот сигнал минимизируя время, затраченное на принятие решения [6, с. 27].

Упражнение. Целью данного упражнения является развития сложной двигательной реакции, а именно проявление этого качества в процессе выполнения боевых приемов борьбы. Данное

упражнение нужно выполнять в паре. Для этого оба партнера должны быть в кимоно. Оба партнера становятся в боевую стойку напротив друг друга, на расстоянии вытянутой руки. Выполнение упражнения будет производиться под 3 условных сигнала (либо звуковых, либо конклюдентных). 1 сигнал - (либо один хлопок в ладоши, либо поднятый красный флаг), 2 сигнал - (либо два хлопка в ладоши, либо поднятый белый флаг), 3 сигнал -(либо три хлопка в ладоши, либо поднятый синий флаг). По первому сигналу партнер № 1 наносит произвольный удар рукой либо нагой по партнеру № 2. Задача партнера № 2 выполнить защитные действия посредством уходов с линии атаки, «нырков», «уклонов», «подставок», «отбивов», «щитов». По второму сигналу партнер № 2 выполняет произвольную комбинацию из ударов и бросков, в свою очередь партнер № 1 остается в стойке и не оказывает сопротивления партнеру № 2. По третьему сигналу партнер № 1 наносит произвольный удар рукой либо нагой по партнеру № 2. Задача партнера № 2 выполнить защитные действия посредством уходов с линии атаки, «нырков», «уклонов», «подставок», «отбивов», «щитов», а далее произвести произвольную комбинацию из ударов и бросков. Целесообразнее всего подавать сигналы не последовательно, а в случайном порядке, чтобы повысить эффективность развития сложной двигательной реакции.

Способность к поддержанию ритма - еще одна из важных координационных способностей, которая проявляет себя дуально: как способность воспроизводить заданный темп движений в циклических упражнениях; как способность воспроизводить специально структурированный ритм движения при решении ациклических двигательных задач. Ритм движений является важной характеристикой двигательных действий.

Упражнение. Целью данного упражнения является развития способности поддержания ритма, а именно проявление этого качества в процессе выполнения боевых приемов борьбы. Для выполнения этого упражнения нам потребуется пневматическая груша. Упражнения на данном снаряде достаточно разнообразны. Сама по себе работа на пневматической груше заключается в обязательном ощущении и воспроизведении ритма. Так для новичков необхо-

димо расположиться во фронтальной стойке напротив снаряда таким образом, чтобы груша оказалась на уровне глаз, руки были согнуты в локтях, кулаки были собраны у подбородка и направлены тыльной стороной к груше. После нанесения первого удара груша должна выполнить три удара об платформу, только после этого наносится второй удар и так далее. Работа на данном снаряде развивает не только ощущение ритма, но и улучшает так называемый «тайминг», скорость, серийность и точность ударов, а также укрепляет мышцы плечевого пояса.

Способности к сохранению позностатической и динамической устойчивости (баланс, равновесие) характеризуются умением контролировать пространственное положение тела при сохранении равновесия и стабильности позы.

Упражнение. Целью данного упражнения является развития способности к сохранению позностатической и динамической устойчивости, а именно проявление этого качества в процессе выполнения боевых приемов борьбы. Для выполнения этого упражнения нам потребуется балансировочная платформа, гантель - 100 г., а также медецинбол -1000 г. Данное упражнение нужно выполнять в паре. Оба партнера становятся напротив друг друга. Балансировочную платформу переворачиваем выпуклой стороной вниз. Партнер № 1 становится на ровную сторону платформы, на правую ногу, левую сгибает в коленном суставе. В левую руку берет гантель, а правую руку убирает к правому плечу, развернув ладонью к партнеру. Далее выполняет произвольные удары левой рукой и старается сохранить равновесие, в этот момент партнер № 2 в правую руку партнера № 1 кидает медецинбол. Партнер № 1 должен поймать медецинбол, вернуть его обратно партнеру № 2 и при этом продолжать бить удары, сохраняя равновесие. Выполнять упражнение следует на две стороны (на правую и на левую). Данное упражнение позволяет развивать и статическое и динамическое равновесие.

Таким образом, рассмотрение понятий «ловкость», «координации движений», «координационные способности» применительно к деятельности сотрудников полиции, позволило проанализировать и систематизировать признаки, свойства и факторы, определяющие ловкость, а также определить особое место «ловкости» в широкой системе управления

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

движениями со стороны ЦНС через предложенные упражнения, направленные на развитие специфических координационных способностей, совершенствование которых необходимо для успешного выполнения боевых приемов борьбы. Приведенные в статье классификации КС свидетельствуют об отсутствии единообразного подхода к рассмотрению данной системы в целом. В силу этого, данный вопрос остается актуальным и требует его дальнейшего подробного изучения.

Литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вятки-на З.Н. / Под ред. Б.А. Ашмарина / Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для ТЗЗ студентов фак. Физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура». М.: Просвещение, 1990. С. 12.

3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

4. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» «Теоретические основы развития физических качеств» / сост. Л.А. Коновалов. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2015.

5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.

6. Иссурин В., Лях В. «Координационные способности спортсменов». Изд. Олимпия / Человек 2019 г.

A.M. Столяренко

Педагогическая системология

Теория Методика

Исследования Практика

Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика. Учеб.-метод. пособие. Столяренко А.М. 319 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.

В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системология - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.

В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.

Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.