УДК 316.42
Копытов Александр Александрович Kopytov Alexander Aleksandrovich
кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии Белгородского государственного национального исследовательского университета dom-hors@mail.ru
РАЗРАБОТКА
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ НАД ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
PhD in of Medical Sciences, Assistant Professor of the Dentistry Department, Belgorod State National Research University dom-hors@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT MECHANISMS FOR FORMATION AND CONTROL OF THE INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN HIGHER SCHOOL
Аннотация:
Информационно-коммуникативное пространство современного вуза призвано репрезентировать инновационные технологии в широкие социальные слои. Процесс генерации инновационных технологий представляет собой алгоритм, обучение которому целесообразно проводить, реализуя стандартные атрибутивные связи «модели воспитания специалиста», что формирует единые мотивы-цели социальных групп и вуза. Широкое освоение алгоритма приводит к увеличению нематериальных активов вуза.
Ключевые слова:
уровень конкурентоспособности, современный вуз, информационно-коммуникативное пространство, «модель воспитания специалиста», нематериальные активы.
Summary:
Informational and communicational environment of the contemporary higher school serves to distribute the innovative technologies for general public. The process of the innovative technologies generation is an algorithm, the teaching of which it is appropriate to conduct by application of such standard attributive relations, as a model of the specialist’s education for developing of the united motives and objectives of the social groups and a high school. The widespread acquisition of the algorithm leads to increase of the intangible assets of the university.
Keywords:
competitiveness level, modern university, informational and communicational environment, model of specialist’s education, intangible assets.
Авторская концепция формирования уровня конкурентоспособности современного вуза основывается на управлении информационно-коммуникативным пространством (ИКП), социальным медиатором - «моделью воспитания специалиста», повторным применением которого возможен контроль достигнутых результатов. Для ИКП современного вуза особую актуальность приобретает необходимость демонстрации социальных механизмов и условий перехода интеллектуального потенциала личности, группы в производительный интеллектуальный капитал. При этом генерирование инновационных технологий необходимо представлять как системный процесс, в репрезентациях которого следует внятно прописывать социологический, преемственный аспекты. По сути, генерирование инновационных технологий должно организовываться ИКП в алгоритм, демонстрируемый «торговой маркой» современного вуза. В алгоритм входят: диагностика перспективности научных компонентов знания, порядок получения знания, реализации инновационных технологий, которые, суммируясь, расширят базу инновационного капитала вуза. С точки зрения управления ИКП, выступающий предметом контроля инновационный капитал есть социально-экономическая категория, возникающая на этапе реализации интеллектуальной собственности, влекущая за собой увеличение управленческого, научнообразовательного, производственного потенциала вуза.
Управляя формированием ИКП современного вуза необходимо поддерживать гармонию в развитии «инновационного капитала» и «интеллектуального капитала». Под «интеллектуальным капиталом» понимаем потенциал и научно-практические достижения кафедр и подразделений, не соответствующие в эпоху транзитивного общества запросам рынка, но необходимые для поддержания и развития научной школы. Для умножения нематериальных активов в форме «инновационного капитала» и «интеллектуального капитала», приращивающих интеллектуальную собственность, необходимы три составляющие:
1. формирование мотивов-целей, поддерживаемых «моделью воспитания специалиста»;
2. соответствующие условия труда - материально-техническая база;
3. интеллект - возобновляемый человеческий ресурс.
Оптимизация процессов увеличения нематериальных активов, генерации объектов интеллектуальной собственности, процедур стандартизации и контроля возможны с применением «модели воспитания специалиста». Аналитическая обработка достаточного количества данных позволит определить средние социально-экономические затраты на генерацию объектов интеллектуальной собственности в каждом подразделении. И в случае значительного отклонения социально-экономических затрат от средних данных, появится возможность целенаправленной коррекции процессов.
Поскольку логика нашего исследования рекомендует применение единых атрибутивных связей, этапы генерации объектов интеллектуальной собственности даны в таблице 1 совместно с социальным модератором - «моделью воспитания специалиста».
Таблица 1 - Технология процесса генерации и аккумуляции инновационного капитала с точки зрения «модели воспитания специалиста»_________________________________
№ Организационные шаги системного процесса технологии генерации и аккумуляции инновационного капитала современным вузом Шаги «модели воспитания специалиста»
1. Определение целесообразности включения плана о разработке объекта интеллектуальной собственности в план развития вуза с точки зрения моральноэтических позиций и отраслевой принадлежности вуза смотрю
2. Социально-экономический анализ рынка. Патентный поиск вижу
3. Понимание несоответствия присутствующих на рынке объектов интеллектуальной собственности социальным ожиданиям. Определение возможности оптимизации объектов, в соответствии с их диагностическими и производственными возможностями
4. Изыскание и рассмотрение альтернативных вариантов производственных технологий
5. Затратность проекта. Определение ресурсов, необходимых для получения инновационного объекта воспроизвожу
6. Изготовление образцов, их диагностика в среде потенциальных потребителей, воспроизведения отклика, его сравнение с ожиданиями
7. Принятие управленческого решения на основании общего анализа предъявленных альтернатив
8. Воспроизведение отличительных характеристик объекта интеллектуальной собственности с целью формулировок патентной документации. Регистрация объекта интеллектуальной собственности
9.1 Продажа третьим лицам прав на использование новых знаний для производства товаров или технологий
9.2 Реализация инновационных товаров (технологий) на рынке. Организация сервисного сопровождения - обучение, обслуживание применяю
10.1 Контроль отклика потребителей и соответствующая оптимизация объекта интеллектуальной собственности, товаров (технологий)
10.2 Оптимизация объекта интеллектуальной собственности как следствие постоянно протекающих научно-поисковых работ. Диагностика соответствия материальных затрат на оптимизацию объекта интеллектуальной собственности в соотношении с количеством обращений (полученной прибыли)
11. Анализ динамики материальных и нематериальных активов. Оценка целесообразности перехода к началу цикла в отношении данного или иного объекта интеллектуальной собственности смотрю
Воздействие социального медиатора «модели воспитания специалиста» отличает нашу концепцию от других, например: сетевой [1, с. 3-6], согласно которой уровень конкурентоспособности вуза зависит от степени интеграции с иными вузами, или модернизационный [2, с. 3-12], сопрягающий уровень конкурентоспособности вуза и степень модернизации образования.
В настоящее время достигло особой остроты несоответствие соотношения между увеличивающимися социально-экономическими затратами государства на реорганизацию вузовских ИКП и незначительным изменением уровня конкурентоспособности вузов [3, с. 3-14]. Попыткой разрешения этого несоответствия является мониторинг эффективности, проведенный Министерством образования и науки, и публикация перечня неэффективных вузов с вероятной реорганизацией (закрытием) в дальнейшем.
Данные факты иллюстрируют низкую эффективность вузовских ИКП, не способствующих разрешению социально-экономических противоречий, возникающих вследствие взаимодействия социальных групп, обладающих различным жизненным опытом и отстаивающих противо-
положные жизненные интересы. Несоответствие мотивов-целей индивидов, работодателей и вузов в отношении образовательных услуг особенно ярко проявляется в регионах [4, с. 1]. Становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг, недостаточные объемы государственного финансирования сориентировали вузы на подготовку специалистов, требующих минимум затрат, то есть специалистов гуманитарного профиля.
Повышая уровень конкурентоспособности социальных групп региона, современному вузу следует обретать собственный опыт управления ИКП. Требование обретения собственного опыта диктуется различными социально-экономическими условиями, сложившимися в регионах, соотношениями образовательной и производственной деятельности вуза, его отраслевой принадлежностью. Операторам ИКП вуза необходимо изучать поведение социальных групп с последующим формулированием мотивов-целей, обуславливающих очередное обращение групп к вузу для обретения возможности решения; встроенных и комплексных социальноэкономических проблем, приводящих к повышению уровня конкурентоспособности. Следовательно, поддерживая коммуникацию между потребителями и вузом необходимо организовать в социологических данных поиск и анализ подтверждений увеличения (уменьшения) числа обращений к вузу. Анализу подвергаются умозаключения, формирующие социально-экономические группы, позволяющие оптимизировать репрезентации единства целей и задач, решаемых группами и вузом, а также пути достижение консенсуса по вопросам формирования высокого уровня конкурентоспособности.
Учитывая социально-экономическую значимость современного вуза как катализатора развития региона, эффективность ИКП может определяться следующим образом: управление ИКП является эффективным, если вуз покрывает интегральные затраты и осуществляет инвестирование, достаточное для решения собственных тактических и стратегических задач, темпами, поддерживающими высокий уровень конкурентоспособности региона.
Контроль над социально-экономической деятельностью вуза возможен по следующим направлениям:
1. Оценка изменения уровня инвестиций. Главенствующим моментом в данном случае выступает увеличение (уменьшение) зафиксированного показателя соотношения динамики инвестирования в соответствии с планом развития вуза. Проводя анализ показателя на основании изменения соотношения, можно прогнозировать повышение (утрату) устойчивости развития вуза.
2. Способы удовлетворения интегрированных потребностей (затрат) вуза.
2.1. Соотношение бюджетных и коммерческих источников финансирования в формировании научно-образовательной и производственной составляющих вуза. Увеличение количества коммерческих источников финансирования свидетельствует об эффективности ИКП. Позитивным можно считать факт увеличения финансирования прежним числом коммерческих источников. Этот показатель подтверждает:
- высокую востребованность НИОКР;
- достаточную сформированность структур, интегрирующих науку, образование и производство;
- наличие и функционирование системы внедрения результатов НИОКР в производство высокотехнологичной продукции;
- наличие высококвалифицированных специалистов для работы в наукоемких секторах экономики.
2.2. Динамика изменения пункта 1, как расчетной базы инвестиционного стратегического планирования. Устойчивая и положительная, она позволяет рассчитывать на реализацию долгосрочных проектов, фундаментальных исследований и т.п.
2.3. Рост доли дополнительного дохода, получаемого от коммерческих источников, позволяющих оперативно реагировать на возмущения среды взаимодействия. Позитивная динамика предложенных показателей создает предпосылки для отказа от регламентированного нормативно-подушевого финансирования, что не ставит повышение уровня конкурентоспособности вуза в зависимость от демографического спада и т.п.
3. Ценовая политика. Поскольку количество бюджетных мест и сумма оплаты за предоставление образовательных услуг не управляются напрямую вузом, то, с точки зрения научнообразовательной деятельности, важным показателем эффективности ИКП выступает прирост количества иностранных студентов и трудоустроенных выпускников.
ИКП современного вуза, отвечающего за собственные активы и риски, необходимо оптимизировать социальными инструментами и методиками воздействия, позволяющими увеличивать коммерческую активность социальных групп, обращающихся за сотрудничеством к вузу до уровня, позволяющего возмещать вузу возникающие дополнительные расходы. Следовательно, к показателям эффективности функционирования ИКП необходимо отнести создание аналитической
базы, способствующей проведению анализа и прогноза интегрированных социальноэкономических затрат, обращающихся за сотрудничеством к вузу социальных групп. Выполнение этих условий создает возможность для придания принадлежащим вузу торговым маркам международного признания, что, в свою очередь, приводит к увеличению нематериальных активов.
Предложены критерии [5, с. 4-12] классификации нематериальных активов хозяйствующих субъектов, заинтересованных в развитии инновационной производственной деятельности.
1. Системообразующие: права собственности, квоты, лицензии, сертификаты, дотации, льготы и т.п.
2. Системоразвивающие: инновационные технологии и продукты, «ноу-хау» индивидуальных изобретателей, предпринимательский талант.
3. Результирующие: формы и методы управления предприятием, инновационные финансовые инструменты, торговая марка, деловая активность, предпринимательская репутация.
Для хозяйствующих субъектов, реализующих на рынке образовательные услуги и продукцию материального производства, значение нематериальных активов представляется более важным, чем для производственных или торговых фирм. Это обусловлено сутью образования, которая выражается при рассмотрении капитала субъекта, меньшей доле материальных активов, большей доле нематериальных активов (знания и умения профессорско-преподавательского состава, информационно-дидактическая база и т.д.).
Оптимизация контроля над функционированием ИКП в области управления нематериальными активами предусматривает одновременно проводимые мероприятия:
1. разработка и применение технологий управления собственными нематериальными активами;
2. разработка и применение технологий управления нематериальными активами аффилированных потребителей научно-образовательных услуг и продукции материального производства.
Поскольку вуз, с точки зрения промышленного производства, предстает специфическим хозяйствующим субъектом, к репрезентируемым ИКП нематериальным активам следует отнести также: планируемые и проводимые научно-исследовательские работы и опытно конструкторские (селекционные) разработки, организуемые мастер-классы, конференции, конкурсы (в том числе студенческие), сочетание традиций и интернационализма и т.п.
Ссылки:
1. Лупанов В.Н. Управление системой открытого и регионального образования: социально-технологический подход: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2009. С. 43.
2. Засыпкин В.П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2010. 375 с.
3. Шайхисламов Р.Б. Коммуникативные проблемы социокультурной интеграции современного российского общества: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Уфа, 2007. С. 40.
4. Миргалёва И.В. Финансовый механизм управления образованием в регионе: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Йошкар-Ола, 2010. 38 с.
5. Ольховский В.В. Нематериальные активы: потенциал развития и механизм модернизации промышленных предприятий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010. С. 38.