Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ'

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-ТЕСТИРУЮЩИЙ КУРС / ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зырянова С.А., Филимонова О.А.

В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных технологий для создания учебно-тестирующего комплекса для оценки теоретических знаний водителей при проведении занятий по обучению и повышению квалификации и мастерства.In article the possibilities of using multimedia technologies for creating the educational testing complex for an assessment of drivers' theoretical knowledge when carrying out training sessions and professional development and skill are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ»

невозможно. Одновременно с этим в некоторых сегментах серьезно искажена конкурентная среда высокой зависимостью в продажах от посредников и преобладанием андеррайтинга на основе денежных потоков. Страхователями выплачиваются премии, значительно превышающие по размеру те, что выплачиваются в иных странах, страховые компании несут убытки, а посредники получают всю прибыль. В виду того, что сложившаяся на рынке страхования в России ситуация только прогрессирует, без проведения реформы регулирования не обойтись.

Использованные источники:

1. Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 468-471.

2. Мамаева А. С. Перспективы развития страхового рынка в 2015 году http://www.scienceforum.ru/2015/986/11168

3. Юргенс И. Ю. Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы http://www.insur-info.ru/analysis/953/

Зырянова С.А., к.т.н.

доцент

кафедра «Информационные технологии»

Филимонова О.А. старший преподаватель кафедра «Информационные технологии» Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Российская Федерация, г. Омск РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных технологий для создания учебно-тестирующего комплекса для оценки теоретических знаний водителей при проведении занятий по обучению и повышению квалификации и мастерства.

Ключевые слова: информационные технологии, средства мультимедиа, учебно-тестирующий курс, подготовка водителей, интерактивные формы, правила дорожного движения.

CREATING OF THE EDUCATIONAL TESTING COMPLEX FOR CONTROL AND INCREASE OF LEVEL OF DRIVERS' THEORETICAL

TRAINING

Abstract: In article the possibilities of using multimedia technologies for creating the educational testing complex for an assessment of drivers' theoretical knowledge when carrying out training sessions and professional development and skill are considered.

Keywords: information technologies, means of multimedia, the educational

testing course, training of drivers, interactive forms, traffic regulations.

Прогресс в области программного обеспечения для персональных компьютеров ведет к активному использованию средств мультимедиа при разработке обучающих программных средств. Средства мультимедиа позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить видео ролики на проекционные экраны, соединять изображение и звук. Одно из главных преимуществ использования мультимедийных систем в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран, причем информация на экране может появляться частями, разным шрифтом и цветом, так информация лучше усваивается и запоминается, повышается качество восприятия информации [1,с. 132].

Большим достоинством использования мультимедийных систем в обучении и тестировании теоретических знаний при подготовке водителей играют интерактивные формы, в них могут демонстрироваться различные внештатные ситуации, с которыми обучаемые могут встретиться на дороге и к которым они должны быть готовы.

Авторами статьи был разработан учебно-тестирующий курс для контроля и повышения уровня теоретической подготовки водителей.

Структура программы представляет собой совокупность форм, связанных между собой кнопками перехода. После запуска программы появляется главная форма, которая представляет собой окно для выбора модулей программы и содержит кнопки перехода к соответствующим модулям (рис.1).

Учебный «уос

Контроль знаний

Рис.1 Главная форма приложения

Основные модули программы:

• «Учебный курс» - переход к форме «Разделы», содержащей выбор раздела;

• «Руководство» - содержит руководство по использованию программы;

• «О программе» - назначение и структура программы;

• «Контроль знаний» - итоговое тестирование водителей;

• «Выход» - осуществляет закрытие приложения.

Форма «Руководство» содержит общую информацию о программе и правилах работы с ней. С данной формы можно напрямую осуществить

переход к началу учебного курса, либо вернуться в главное меню с помощью кнопки «Назад».

После нажатия кнопки «Учебный курс» появляется форма «Разделы» (рис.2), содержащая кнопки, позволяющие выбрать раздел обучающего курса: «Основы законодательства в сфере дорожного движения (ДД)», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (ТС)», «Основы безопасного управления транспортным средством (ТС)» и кнопку «Назад» для выхода в главное меню программы.

Рис.2 Форма «Разделы» для выбора разделов учебного курса После выбора раздела учебного курса открывается соответствующая форма, которая содержит названия подразделов выбранного раздела (рис.3).

Рис. 3 Форма выбора подраздела соответствующего раздела Например, при выборе темы подраздела «Основные понятия и термины» и нажатии кнопки «Переход к теме» открывается форма, содержащая основные понятия и термины[2] по выбранной теме из правил дорожного движения, сопровождаемые иллюстративным материалом (рис.4). При нажатии кнопки «Нормативные и правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения», открывается форма, на которой размещены ссылки на документы Microsoft Word, содержащие информацию по каждой из тем (рис.5).

Рис. 4 Пример формы, содержащей понятия и определения

Рис. 5 Форма «Нормативные и правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения» При выборе раздела «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» необходимо определить тему для изучения из поля со списком (рис.6), например, «Общее устройство ТС». При нажатии кнопки «Переход к теме» открывается форма, содержащая изображение транспортного средства, отдельно на полях формы содержится пронумерованный список с названием механизмов, узлов, агрегатов и деталей автомобиля (рис.7). После изучения устройства автомобиля можно осуществить проверку своих знаний [3,с.381]. Нажатием на кнопку «Проверь себя» осуществляется запуск формы для проверочного тестирования (рис.8).

15 ВмЫф годыожлв • ЕВ

Уорийстоо 1||*ясиор(аи(ь срмпи

Темы

1 '>*>!• V'- ГЦ тс ГЙ4*» улрсАспв м ревел » ммгат* г» НГО*р«С*<1«Г»4 |1Я»<р[>«(р|«1 С»? «»<•>: ГЦ сл." «М н Ий)нв<нме !МИС«><(И) ».ХИ И ИЦГМ! «в» »-(•"»а

Тшпкки пвс-пшиим Г«р**од к Т»М«

Т«мы

Ил зад Переход ■ тем«

Рис.6 Форма раздела «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств»

Рис.7 Форма темы «Общее устройство ТС»

I Нляшю и ыпииине 1Г «рога1а мюмопипа в лаа*

— ■ —---—-■--------4

■ЮТ»' Л.» Г..*«.» ,¿5?

Рис.8 Форма для работы в режиме тестирования При нажатии кнопки «Контроль знаний» главной формы приложения открывается форма, содержащая тест (рис.9). Тест содержит 110 вопросов по разделам курса. По окончанию тестирования при нажатии кнопки «Результат» появляется сообщение о количестве вопросов и правильных ответов на них.

Рис.9 Форма с вопросами теста Программа рассчитана на внесение изменений и дополнение общей информации, а также нормативной документации путем внесения изменений в исходные документы MS Word.

Преимущества разработанной программы заключаются в возможности обучаемого не только изучить теоретический материал, используя ресурсы курса, но и проверить полученные знания, ответив на вопросы теста по разделам курса.

Использованные источники:

1. Зырянова С.А. Программный комплекс проверки знаний правил дорожного движения / С.А. Зырянова , О.А. Филимонова, Б.С. Сыздыкова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее [Электронный ресурс]: материалы II Международной научно-практической конференции (г.Омск, 25 апреля 2016г.) - Омск: СибАДИ, 2016. - C. 132-136.

2. Русаков И.Р. Правила дорожного движения с иллюстрациями и комментариями. Ответственность водителей (таблица штрафов и наказаний). - 7-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Норматика, 2014. - 80с.

3. Филимонов Е.П. Использование информационных технологий для создания обучающей программы по устройству легковых автомобилей / Е.П. Филимонов, О.А. Филимонова // Ориентированные фундаментальные исследования - основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: материалы Международной 66-й научно-практической конференции - Омск: СибАДИ, 2012. - С. 378-382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.