Научная статья на тему 'Разработка целевой программы развития туристско- рекреационного комплекса Волгоградской области'

Разработка целевой программы развития туристско- рекреационного комплекса Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
573
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ / TARGET PROGRAM / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / INDICES OF PROGRAM EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернявский Юрий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой целевой программы развития туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области. Сформулированы причины, на основе которых должна разрабатываться Программа, обоснованы ее цели, приоритетные направления, предполагаемые социальноэкономические результаты ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чернявский Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues related to working out the program of development of tourist and recreational complex of the Volgograd region. The author formulated the grounds upon which the program should be designed, justified its objectives, priorities, expected socioeconomic impact of its implementation.

Текст научной работы на тему «Разработка целевой программы развития туристско- рекреационного комплекса Волгоградской области»

УДК 338.46

РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Чернявский Юрий Владимирович, старший преподаватель Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

redkollegiamgus@mail.ru

The article considers the issues related to working out the program of development of tourist and recreational complex of the Volgograd region. The author formulated the grounds upon which the program should be designed, justified its objectives, priorities, expected socioeconomic impact of its implementation.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой целевой программы развития туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области. Сформулированы причины, на основе которых должна разрабатываться Программа, обоснованы ее цели, приоритетные направления, предполагаемые социальноэкономические результаты ее реализации.

Keywords: target program, tourist and recreational complex, indices of program effectiveness

Ключевые слова: целевая программа, туристско-рекреационный комплекс, показатели эффективности программы.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2016 годы», разработанная Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ [1], предусматривает в качестве приоритетной задачи создание условий для развития внутреннего туризма, потому что удовлетворение потребности граждан в отдыхе и оздоровлении происходит за счет внутреннего туристско-рекреационного потенциала страны. При установлении конкурентоспособных цен и обеспечении высокого качества услуг внутренний туристский рынок способен переориентировать потребителя и сформировать активный спрос на российский туристский продукт, тем самым создавая базу для развития малого и среднего бизнеса, роста поступлений в бюджеты всех уровней, создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций.

Федеральная целевая программа является базой для разработки региональных программ, в результате чего акцент дальнейшего развития туризма переносится на местный уровень. Основой туристско-рекреационной деятельности любого региона являются рекреационные ресурсы, включающие совокупность природноклиматических и культурно-исторических объектов и территорий, которые могут быть использованы для рекреационной деятельности при определенных социальноэкономических и экологических условиях.

Одним из российских регионов, имеющих благоприятные перспективы для развития туризма, является Волгоградская область. Она обладает разнообразными природными ресурсами и богатым культурно-историческим наследием и может рассматриваться в плане развития внутреннего и въездного туризма как один из наиболее перспективнейших рекреационных регионов Юга России. Вместе с тем, использование природных рекреационных и культурно-исторических ресурсов в туристской деятельности затрудняется наличием слабой инфраструктуры туризма и недостаточно высоким качеством туристского обслуживания. Отсутствует экономическая стратегия развития туристской отрасли в Волгоградской области.

Социально-экономическое развитие любого региона должно быть ориентировано на повышение качества жизни населения, обеспеченное устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, экономического, ресурсного и экологического потенциалов территорий. Эти требования необходимо учитывать в первую очередь.

Важнейшим показателем территориального развития является устойчивость, которая предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. В связи с этим, например, чрезмерное изъятие природных ресурсов (даже обещающее мощное разовое обогащение территории) никак не укладывается в концепцию территориального развития. Естественно, что последнее, как любой другой сложный процесс, не может проходить без спадов и подъемов, периодов накопления и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной (сохраняющей общее направление развития при допустимости временных отклонений) динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы.

Все это относится и к требованию «сбалансированности», т.е. соблюдения особой для каждой региональной системы пропорции ранее указанных составляющих ее потенциала, обеспечивающей устойчивость и социальную ориентацию развития системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природно-ресурсная, а во многих регионах и социальная составляющие потенциала территориального развития. В то же время оно не предполагает искусственного поддержания уже имеющихся пропорций, наоборот, часто это развитие возможно лишь при их корректировке [2, 3, 5].

Преодоление кризисных процессов в социально-экономической сфере в целом и туристской отрасли в частности возможно на основе глубокой теоретической разработки концепции устойчивого развития применительно к Волгоградской области при создании необходимой нормативно-правовой базы и модели механизма хозяйствования, отражающих региональную специфику использования туристско-рекреационного потенциала. Коррекция социально-экономического механизма может быть обеспечена использованием результатов анализа, мониторинга и диагностики устойчивого и динамичного роста всей экономики. Достижение стратегических целей обеспечения интенсивного типа природопользования для туристских целей при устойчивом развитии возможно на базе внедрения высоких технологий глубокой переработки ресурсов и экологической безопасности.

Одним из методов обеспечения устойчивого развития является принцип системности, который рассматривает объект как сложную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных элементов: территория, производственная деятельность населения, само население, социальная сфера. С определенными ограничениями область также можно рассматривать как систему, представленную иерархической структурой подсистем, среди которых согласно принятой концепции ведущей является подсистема «население» (общество).

Принцип комплексности, основанный на тесной взаимосвязи развития и координации всех сфер и видов деятельности на территории, означает, что он должен охватывать и все сферы жизнедеятельности населения области на всех основных территориальных уровнях: область — административный район — город и т.д.

Принцип долгосрочности вытекает из определенной инерционности управленческих систем, учета различных «характерных времен» протекания природногеографических и социально-экономических процессов, срока физического и морального износа основных фондов, которые превышают расчетные сроки традиционного планирования (по двум, трем годам и пятилеткам) социальноэкономического развития области. Это предполагает формирование программы стратегического развития как прогноз-проект на срок 20-25 лет.

Принцип перманентности предусматривает разработку программы как непрерывно действующего документа. С одной стороны, этот принцип обеспечивает возможность повседневного использования материалов, с другой, предусматривая своевременные коррективы в связи с реально складывающейся обстановкой и потребностями, обусловливает необходимость особо крупных, дорогостоящих

корректировок составляющих социально-экономическую программу блоков на более низких уровнях управления.

Принцип ответственности опирается на превращение местных органов в авторитетных и богатых хозяев. Заложенные в концепции развития принципы должны соответствовать задачам перехода крупных административно-территориальных единиц (область, район, город) к условиям самоуправления, самофинансирования, становления рыночной экономики. В связи с этим конкретные целевые программы-блоки (разделы) должны содержать необходимые нормативы платы за землю, природные и другие ресурсы, штрафы за нарушения их использования, а главное — компенсации за причиненный ущерб состоянию здоровья и окружающей среды, разработанные на региональной, а не на общегосударственной основе (естественно, взаимосвязанные).

При моделировании процесса развития области значимость принципа оптимальности состоит в том, что управление качеством природной среды осуществляется исходя из оптимального сочетания, создания и поддержания оптимальных условий жизни населения на базе развития рекреационных ресурсов, промышленности и хозяйства территории [4].

Сложность методического обеспечения механизма реализации стратегии социально-экономического развития заключается в разноплановости информации по различным природным, туристско-рекреационным, производственным, трудовым ресурсам и экономическому потенциалу. При анализе динамики социальноэкономической ситуации эти данные оценивались с позиции эффективности разных видов производств и непроизводственной сферы деятельности. В настоящее время практически невозможно количественное сопоставление этих данных, поскольку нет соответствующих единиц измерения.

Эти принципы должны быть положены в основу разработки целевой Программы формирования туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области. Необходимость разработки такой программы обусловлена тем обстоятельством, что Федеральные целевые программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы» и «Юг России» не конкретизируют на должном уровне программу развития туризма в отдельно взятых регионах. Предлагаемая программа основана на более детальном подходе к развитию туризма и может служить дополнением к Федеральным целевым программам, в ней предусмотрены мероприятия по созданию информационного отдела при администрации. Наличие web-узла позволит пользователям легко находить информацию об условиях отдыха, представляемых услугах, ценах, детальную

информацию о туристских организациях и туристско-рекреационных ресурсах региона. Разработка мероприятий по созданию информационного отдела имеет большое значение в продвижении имиджа Волгоградской области, представляет интерес для отдельных туристских предприятий и может оказать положительное влияние на развитие туристской отрасли на региональном уровне.

Программа представляет собой совокупность запланированных, подлежащих исполнению мероприятий, связанных общностью решаемой задачи или проблемы.

Целью «Программы формирования туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области» является разработка туристского продукта, обеспечивающего потребности жителей области, российских и зарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах, а также развитие индустрии туризма как доходной отрасли экономики региона.

Задачи Программы определяются ее целью и основными задачами, в числе которых:

- повышение уровня экономического и социального развития всего региона, создание оптимальных условий жизнеобеспечения его населения;

- продвижение туристских услуг региона на российский и зарубежный рынки;

- сохранение и возрождение природных ценностей и культурно-исторического наследия Волгоградской области;

- поддержка и стимулирование субъектов предпринимательства в развитии туристской деятельности на территории Волгоградской области.

В составе разрабатываемой Программы формирования туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области предполагается разработка и внедрение ряда мероприятий, соответствующих поставленным задачам. Каждое предлагаемое мероприятие направлено на достижение стратегической цели социальноэкономического развития региона.

Перечень основных направлений программы приведен в табл. 1.

Таблица 1

Приоритетные направления Целевой программы формирования туристско-рекреационного комплекса Волгоградской области на 2011-2015 годы

Наименование основных направлений Исполнители

1 У правление развитием приоритетных направлений туристско-рекреационной деятельности. Администрация области, Комитет по культуре и спорту

2 Создание информационного отдела для рекламноинформационного обеспечения и продвижения туристского продукта области. Администрация области, Комитет по культуре и спорту, юридические и

физические лица

3 Развитие туристской инфраструктуры и инвестирование туристской отрасли. На конкурсной основе, юридические и физические лица

4 Совершенствование нормативно-правовой базы в туристской отрасли Комитет по культуре и спорту, специалисты в сфере сервиса и туризма, работники НИИ и вузов области

5 Развитие социального туризма для населения области. Комитет по культуре и спорту, юридические и физические лица

6 Организация систем кадрового обеспечения туристской отрасли, гостиничного и ресторанного хозяйства. Комитет по культуре и спорту, вузы области

7 Содействие и поддержка инновационной деятельности предприятий туризма, рекреации, индустрии гостеприимства отрасли. Комитет по культуре и спорту, юридические и физические лица

Конечным результатом разрабатываемой программы является выход Волгоградского туристского продукта на российский и зарубежный туристские рынки. Последовательное продвижение турпродукта рекламными компаниями и другие мероприятия позволят увеличить потоки внутренних и зарубежных туристов, что будет способствовать привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру, в том числе в развитие индустрии развлечений, гостиничного и ресторанного бизнеса.

В зарубежной туристской практике региональные программы увязываются с общенациональными программами продвижения туристского продукта. Активное продвижение российских регионов на внутренние и зарубежные рынки является важным элементом продвижения национального туристского продукта страны в целом, такая практика широко применяется во всем мире.

Предполагаемые социально-экономические результаты реализации содержащихся в Целевой программе мероприятий могут состоять в следующем:

- увеличение объемов иностранных и российских инвестиций в развитие туристской отрасли на территории Волгоградской области;

- повышение качества туристской инфраструктуры, туристских и культурнобытовых услуг предоставляемых в Волгоградской области;

- создание, по оценке автора, около 3 тыс. новых постоянных и около 10 тыс.

сезонных рабочих мест в сфере предоставления туристских услуг и

предпринимательской деятельности, ориентированной на развитие туризма в Волгоградской области;

- развитие видов социального туризма, в том числе для детей, молодежи, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- увеличение количества российских и зарубежных туристов посещающих Волгоградскую область, а также внутренних туристских поездок местного населения на 50% к 2015 году.

Можно предполагать, по экспертной оценке, следующие качественные и количественные показатели эффективности реализации Целевой программы:

- увеличение объемов платных туристско-экскурсионных, санаторнооздоровительных услуг, а также услуг средств размещения в Волгоградской области с 1325 млн. руб. в 2008 году до 1790 млн. руб. или на 35% больше в 2015 году;

- увеличение количества мест в месяц максимального развертывания с 4,8 тыс. в 2008 году до 6,0 тыс. в 2015 году, при увеличении среднегодовой заполняемости средств размещения с 60 до 75% в этот же период;

- увеличение количества туристских маршрутов на территории Волгоградской области за счет восстановления ранее существующих (до 1990 года) и создания новых на базе дополнительного вовлечения туристско-рекреационных ресурсов на 50% к 2015 году, относительно 2008 года;

- увеличение объема инвестиций в развитие гостиничных предприятий, лечебно-оздоровительных учреждений и туристических баз с 17,5 млн. руб. в 2008 году до 50 млн. руб. в 2015 году.

Организация управления реализацией Программы осуществляется ее заказчиком. Волгоградская областная Дума, Администрация Волгоградской области и иные государственные органы должны осуществлять контроль хода выполнения Программы в соответствии с их компетенцией, определенной областным и федеральным законодательством. Таким образом, будут созданы необходимые предпосылки для дальнейшего развития туризма в регионе.

Литература

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2016 годы».

2. Виноградова М.В. Стратегическое управление региональным туристским комплексом / М.В. Виноградова. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии туризма. 2-е изд. М.: Академия, 2005.

4. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.

6. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.