Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПО ОБУЧЕНИЮ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ'

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПО ОБУЧЕНИЮ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ТРЕНАЖЕРЫ / ТРЕБОВАНИЕ К СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНИНГОВ / FIRE SAFETY / TRAINING SYSTEMS / SIMULATORS / REQUIREMENTS TOWARDS TRAINING FACILITIES / INTERACTIVETRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарафутдинов Азат Амирзагитович, Хафизов Ильдар Фанильевич, Рамазанова Линара Айдаровна

Рассматривается проблема подготовки диспетчеров территориального гарнизона диспетчерской службы. Выявлены опасные и вредные производственные факторы, влияющие на работу диспетчера, проанализированы наиболее вероятные ошибки, допускаемые при работе. Предложена программа тренинга, составлены примеры карточек тренинга. Представлены результаты тестового тренинга и их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарафутдинов Азат Амирзагитович, Хафизов Ильдар Фанильевич, Рамазанова Линара Айдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRAINING PRACTICES FOR THE SIMULATORS COMPLEX DESIGNED FOR TRAINING FIRE PREVENTION SUPERVISORY SERVICE STAFF

This article reviews the problem of training the supervisory service territorial permanent post dispatchers. The study identified dangerous and harmful production factors affecting the operation of a dispatcher, analyzed the most probable errors made during work. A training program is offered and the example training cards are presented. The results of test training, as well as its effectiveness are shown.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПО ОБУЧЕНИЮ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ»

УДК 614.842.83.055

РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА ПО ОБУЧЕНИЮ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

DEVELOPMENT OF TRAINING PRACTICES FOR THE SIMULATORS COMPLEX DESIGNED FOR TRAINING FIRE PREVENTION SUPERVISORY SERVICE STAFF

А. А. Шарафутдинов, И. Ф. Хафизов, Л. А. Рамазанова

A. A. Sharafutdinov, I. F. Hafizov, L. A. Ramazanova

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Ключевые слова: пожарная безопасность; обучающие системы; тренажеры; требование к средствам обучения; система интерактивных тренингов Key words: fire safety; training systems; simulators; requirements towards training facilities; interactive

training system

136

Нефть и газ № 5, 2015

За прошедший год число пожаров в стране составило 140 тысяч. Среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние три года уменьшился и продолжает уменьшаться каждый год. Сложившееся положение с пожарами обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливавшихся десятилетиями и не получавших своего решения. Одну из основных задач пожарной охраны при осуществлении тушения пожаров можно сформулировать как обеспечение по каждому вызову адекватного количества сил и средств за минимальное время и с минимальными затратами.

Большую роль в решении этой задачи играет диспетчерская служба, осуществляющая прием и обработку сообщений от заявителей, высылку подразделений к месту вызова и их передислокацию, связь с оперативными службами города и др. Эффективность и качество деятельности диспетчеров влияют на своевременность прибытия по вызову и достаточность сил и средств пожарной охраны.

Своевременное прибытие оперативных подразделений к месту вызова сокращает время свободного развития пожара, что при прочих равных условиях ведет к снижению размера прямого и косвенного материального ущерба, к уменьшению гибели и травмирования людей при пожарах.

По существующим подсчетам, задержка в пути всего на одну минуту позволяет пожару охватить лишние десятки квадратных метров площади, что приводит к значительным материальным потерям и риску гибели людей.

В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности работы личного состава пожарной охраны, в частности подготовки диспетчеров территориальных гарнизонов.

Работа диспетчера территориального гарнизона заключается в приеме сообщений и своевременной высылки подразделений на пожары, места аварий и стихийных бедствий, постоянной связи со службами жизнеобеспечения города (объекта), четкого приема и передачи распоряжений начальника гарнизона, оперативного дежурного по гарнизону и РТП, оперативного учета сил и средств в гарнизоне.

Анализ труда диспетчеров показывает, что ошибки в работе и обусловленное этим низкое качество принимаемых ими решений наблюдаются при обслуживании 12 % всех вызовов на пожары. Причиной каждого одиннадцатого выезда подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) по ложным вызовам являются ошибочные действия диспетчеров.

В процессе работы диспетчера могут возникать следующие ошибки: не расслышан адрес пожара; не выявлен этаж, на котором возник пожар, характеристика объекта; не выделены силы и средства по вызову; задержано выделение сил и средств; отправлены силы и средства по неточному адресу; выделено по вызову недостаточное количество сил и средств на основных пожарных автомобилях; незнание района выезда, особо важных объектов.

Более 40 % брака в работе диспетчеров происходит из-за низкой работоспособности и неготовности к выполнению экстренных действий при воздействии опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ). Несмотря на усилившееся в последнее время внимание к проблеме, на сегодняшний день отсутствуют достаточно эффективные методы и технические средства обеспечения оптимальных условий труда на рабочих местах диспетчеров.

Время приема и обработки сообщения о пожаре, поступившего в пожарную охрану, зависит от уровня организационного и технического обеспечения работы службы пожарной связи (ЦППС) и пунктов связи частей (ПСЧ) пожарной охраны, условий труда на рабочих местах диспетчеров (радиотелефонистов), а также от степени их обученности и тренированности борьбы с ложными вызовами.

Любую трудовую операцию диспетчера можно разбить на простые операции, состоящие из ряда элементарных приемов и действий. Так, наиболее характерная для трудовой деятельности диспетчера операция — ведение телефонных переговоров. Выявлено, что большую часть времени общения по телефону диспетчер тратит на получение информации с мест пожаров (около 1 часа за смену); прием заявок от заявителей (до 0,8 часа); прием строевых записок из подразделений (не менее 0,7 часа) (данные приведены для дневной смены), откуда видно, что более 2,5 часов чистого времени диспетчер получает по телефону значимую информацию, подлежащую дальнейшей обработке и анализу.

На характер изменения работоспособности в процессе трудовой деятельности оказывают влияние следующие факторы: состояние здоровья диспетчера, структура рабочего процесса, характер деятельности, обученность, условия и мотивация труда, режимы труда и отдыха, микроклимат в коллективе и семье, безопасность труда и др.

л 2015

Нефть и газ

137

В ходе хронометража рабочего дня и анализа динамики поступающих в ЦППС заявок установлено, что наиболее напряженные часы работы диспетчера приходятся на период с 17.00 до 22.00, а часы наибольшей монотонии длятся с 03.00 до 07.00 утра. Столь продолжительные периоды интенсивной и монотонной работы вызывают состояние устойчивого снижения работоспособности, приводящего к увеличению числа ошибочных действий.

Каждому второму диспетчеру приходилось допускать ошибки в работе из-за сложности восприятия, хранения или переработки поступающей информации. Среди этапов, на которых возникает сложность, были выявлены следующие: восприятие информации от заявителя — 39 %, принятие управленческих решений — 35 %, удержание информации в памяти — 15 % и получение информации из базы данных — 11 %. Большинство проблем при восприятии информации от заявителей связано с плохим качеством телефонной и радиосвязи и обусловленной этим низкой разборчивостью речевых сообщений.

Исследование, направленное на выявление зависимости времени обработки вызова диспетчером от разборчивости речи заявителя, показало, что при увеличении разборчивости с 30 до 60 % наблюдается резкое уменьшение времени обработки вызова диспетчером. В дальнейшем при увеличении разборчивости речи до 80 % оно меняется ровно, с постоянным уменьшением, а от 80 до 100 % — время обработки остается примерно постоянным. Отсюда можно сделать вывод, что при проектировании информационной модели деятельности диспетчера необходимо стремиться к поддержанию разборчивости поступающих речевых сообщений на уровне не ниже 80 %.

Нерасслышанные диспетчером элементы адреса пожара или иные характеристики места его возникновения увеличивают время обработки и обслуживания заявки, способствуют росту числа выездов по ложным вызовам и, как следствие, могут привести к трагическим последствиям. На разборчивость речи, кроме качества связи, влияет и эмоциональное состояние заявителя, его неспособность контролировать речь. В первом случае повышение разборчивости речи заявителя возможно за счет применения технических устройств шумо-очистки, а во втором случае — за счет дополнительного обучения персонала приемам общения, повышения грамотности населения в вопросах поведения в экстремальной ситуации и использования высоких технологий в области коррекции речи.

Для решения проблемы подготовки диспетчеров территориальных гарнизонов предлагается обучающий тренажер, максимально приближенный к реальной обстановке при поступлении сообщения о пожаре на пульт диспетчера пожарной охраны.

Тренажер позволяет обучить диспетчерский состав оперативно принимать решения на каждом этапе принятия решений.

Построен генератор вероятных ошибок с возможностью автоматизированного проектирования отдельных ошибочных событий и всего оптимального множества тренингов, обеспечивающего максимальное снижение влияния ошибок диспетчерского состава пожарной охраны на время прибытия подразделений к месту вызова.

Для построения эффективного множества тренингов необходимо определить множество вероятных ошибочных ситуаций, на котором необходимо производить тренинг обучаемых. Такое множество должно соответствовать целям обучения.

Полученное в результате множество определяет глубину моделирования технологического объекта и формирует требования к тренажерному комплексу в целом. Выполнение данного модуля базируется на использовании системы различных ситуаций. Основными элементами для построения являются внутренние события системы (ошибки оператора связи), внешние события (ложные вызовы, неточный адрес заявителя) и действия самого обучаемого (несвоевременное принятие вызова, нерасслышанный адрес, улица, дом и т. д).

Построение системы тренингов начинается с построения системы многоуровневого обучения диспетчерского состава.

Для допуска работы на «01» в ЦППС диспетчер обязан знать свои обязанности, особенности гарнизонной и караульной службы, иметь психологическую подготовку, а также должен пройти подготовку на тренажерном комплексе, позволяющем за короткое время обучить оперативно принимать решения в различных ситуациях, таких как получение сообщений о пожаре, оперативная высылка сил и средств на пожары, отработать действия в случае поступления сигнала ГО.

Для каждой группы событий (действий) определяется время, за которое оператор должен среагировать на сложившуюся ситуацию; если в течение этого времени оператор не предпринял никаких действий, то ему присваивается сумма штрафных балов по данному срезу времени (рис. 1).

138

Нефть и газ 2015

Рис. 1. Окно нормативов выполнения действий

Каждой ветке «дерева» (графе) присваивается весовой коэффициент (например, штрафной балл), позволяющий распределить оценку общего ущерба от возможного наступления итогового события или риска по веткам и, соответственно, по отдельным действиям обучаемого.

Программный комплекс должен позволять преподавателю формировать сценарии развития факторов пожара, комбинируя карточки тренингов по времени. Таким образом, можно собирать более сложные пожары. Например, преподаватель может задать карту с рангом пожара № 1 «бис», № 2, № 3 на разных объектах, при различных условиях.

Составление такого перечня тренировочных ситуаций позволяет четко определить требования к тренажерному комплексу, то, какие параметры он должен моделировать, с какой точностью и глубиной, как взаимодействовать с пользователем и т. д., что существенно сокращает время разработки тренажерного комплекса в целом.

После этапа построения карт тренинга проводится этап обучения «Генератора вероятных ошибок». Тестовая группа обучаемых, прошедших предварительное теоретическое обучение, проходит тренинги, и итоги этой работы фиксируются на графике (рис. 2).

Рис. 2. Результаты тестового тренинга

Пусть формализованная цель занятия (тренинга) вида Xi — это предотвращение ошибок вида ^ при тренинге группы М диспетчеров, впоследствии работающих на N пунктах связи части. Соотнесем выбранную интегральную оценку, например оценку предотвращенного ущерба Si от ошибочного действия вида ^ , со стоимостью обучения Li. Оценка предотвращенного ущерба Si может быть произведена, например, методом экспертных оценок. Для оценки Si средняя величина ущерба от ошибочных действий вида ^ умножается на количество объектов N а стоимость обучения Li представляет собой сумму стоимости «простоя» обучаемого, среднюю стоимость учебного процесса без учета технических средств, стоимость использования учебных технических средств (рис. 3). Оценки Si и Li, отнесенные ко времени обучения Тср, превращаются в удельные величины.

стоимость предотвращенного уи

Рис. 3. Модель оценки эффективности занятия

Общая эффективность процесса обучения при таком подходе приобретает вполне объективную оценку как разница между удельным предотвращенным ущербом и удельной стоимостью обучения. Эффективность учебного процесса отличается неоднородностью оценки прироста по времени. Очевидно, что обученный диспетчер безопаснее для работы на специальной линии «01», чем необученный. На обучение требуется время. Можно доста-

№ 5, 2015

Нефть и газ

139

точно обоснованно предположить, что существует некоторое время Ттах тренинга для получения некоторого конкретного навыка управления в определенной ситуации, после которого диспетчер прекращает делать ошибки. При времени обучения более Ттах прироста эффективности обучения нет. При времени обучения, незначительно отличающемся от Т = 0, допуск диспетчера к работе принесет наибольший ущерб, причем последующее обучение приведет к сокращению этого ущерба. Таким образом, время обучения неравнозначно по эффективности, и прирост эффективности определенно описывается функцией снижения количества ошибок от длительности тренинга. Отметим, что чем меньше значение Ттах при прочих равных условиях, тем эффективнее технические средства тренинга, и средняя оценка Ттах может служить оценкой процесса разработки и усовершенствования тренажера. Далее будет показано, что уменьшение среднего по множеству тренингов значения Ттах позволяет проводить в ограниченное время большее количество тренингов и, следовательно, увеличивать общую величину предотвращенного в результате тренингов ущерба (риска, штрафа).

Генератор вероятных ошибок производит взвешенную оценку длительности курса и удельной оценки ущерба, при которой общая оценка ущерба распределяется согласно графику и равномерно снижается вплоть до нуля при максимальной продолжительности курсов, когда самый отсталый обучаемый прекращает допускать ошибки. Дальше обучать не имеет смысла, и средства расходуются впустую. При этом оптимальная продолжительность курса Топт может быть оценена как время, при котором удельный ущерб равняется удельной стоимости обучения.

Для точного исследования успешности сформулируем задачу. Пусть в состав смены входит 3 человека: РТП, диспетчер ГПС и оператор установки. Каждый из них формирует решение независимо от других. При этом событие, заключающееся в принятии правильного решения, происходит, если хотя бы один из участников предлагает его. В этом случае вероятность правильного решения Р(А) определяется на основе теоремы полной вероятности.

Если события Н1, H2, ... Hn образуют полную группу, а событие A происходит в результате появления одного из событий Hi, то

РШ= 1иРШд-РШнд. (1)

Сделаем допущение, что по результатам обучения вероятность принятия правильного решения РТП P(A/H) = 0,9, диспетчером ГПС Р(А/Н2 = 0,92 и оператором установки Р(А/Н3) = 0,95, так как решения принимаются одновременно и независимо, Р(Н^=Р(Н2) = Р(Н3)= 1/3.

Задача заключается в определении вероятности правильного решения задачи в целом сменой. Тогда по формуле (1) получим Р(А) = 0,9*1/3 + 0,92*1/3 + 0,95*1/3 = 0,923. При этом возможно решение и обратной задачи. Пусть необходимо обеспечить вероятность принятия успешного решения не менее 0,99, тогда, решая задачу, получим, что при условии успешного ее решения оператором установки с вероятностью 0,98, диспетчер ГПС и РТП должны решать эту задачу с вероятностью не менее 0,99. Решая задачу с учетом условной вероятности с помощью теоремы Байеса, можно определить с какой вероятностью успешное решение будет принадлежать конкретному работнику из смены.

Приведенные вычисления показывают уровень успешности решения задач с учетом приведенного алгоритма.

Список литературы

1. Маслов Н. Н., Бондар А. И. Снижение напряженности труда диспетчеров за счет оптимизации эргономических параметров ЦППС // Материалы научного семинара «Эргономика. Дизайн. Безопасность». - СПб.: МА-НЭБ, 1996. - С. 15-16.

2. Бондар А. И. Пути повышения эффективности деятельности диспетчеров пожарной охраны // Научные идеи. Направления, традиции: Сб. научных трудов. - СПб.: СПбВПТШ, 1996. - С. 59-62.

3. Маслов Н. Н., Бондар А. И. Повышение эффективности труда диспетчеров пожарной охраны за счет обеспечения требований к организации их работы // Комплексные мероприятия по охране труда, пожарной безопасности и укреплению здоровья работников при различных видах трудовой деятельности. Методические материалы докладов Российской научно-практической конференции. - СПб., 1997. - С. 109-115.

4. Бондар А. И. Предупреждение ошибок в деятельности диспетчеров пожарной охраны / Военная наука и образование — городу // Тезисы докладов 1 городской научно-практической конференции. - СПб., 1997.

Сведения об авторах

Шарафутдинов Азат Амирзагитович, старший преподаватель, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 8(347)2431813, e-mail: azat_sharaf@mail.ru

Хафизов Ильдар Фанильевич, к. т. н., доцент кафедры «Пожарная и промышленная безопасность», Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 8(347)2431813, e-mail: pkpb@mail. ru

Information about the authors

Sharafutdinov A. A., senior lecturer of Ufa State Petroleum Engineering University, phone: 8(347)2431813, e-mail: azat_sharaf@mail ru

Hafizov I. F., Candidate of Science in Engineering, associate professor of the chair «Fire and industrial safety», Ufa State Petroleum Engineering University, phone: 8(347)2431813, e-mail:pkpb@mail.ru

140

Нефть и газ M> 5, 2015

Рамазанова Линара Айдаровна, кафедра «Пожарная и промышленная безопасность», Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, тел. 8(347)2431813

Ramazanova L. A., chair «Fire and industrial safety», Ufa State Petroleum Technical University, phone: 8(347)2431813

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.