СИСТЕМЫ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
УДК 623.611
Разработка требований к комплексу авиационной связи надводного авианесущего корабля с групповым базированием воздушных судов (летательных аппаратов)
Козлов К.В., Кулешов И.А., Сенчуков М.В., Козлова А.К.
Аннотация. Статья раскрывает актуальность необходимости разработки требований к комплексам авиационной связи надводных авианесущих кораблей. В ней отражен рост роли морской авиации и войск противовоздушной обороны в решении задач, стоящих перед Военно-Морским Флотом и группировками войск (сил) различной принадлежности. В представленных материалах приведён перечень основных характеристик комплекса авиационной связи надводного авианесущего корабля, подлежащих реализации; упомянуты зарубежные аналоги и раскрыта необходимость разработки отечественного варианта комплекса авиационной связи надводного авианесущего корабля. Работа раскрывает порядок разработки требований к комплексу авиационной связи надводного авианесущего корабля с групповым базированием воздушных судов (летательных аппаратов).
Ключевые слова: система связи; радиотехническое обеспечение; автоматизация управления; морская авиация; комплекс авиационной связи; надводный авианесущий корабль.
Необходимость разработки требований к комплексам авиационной связи (КАвС) надводных авианесущих кораблей (НАК) связана с объективной потребностью создания систем связи кораблей указанного класса, что, в свою очередь, обусловлено влиянием ниже перечисленных факторов.
Во-первых, увеличением роли авиации флота и авианесущих кораблей в решении задач, стоящих перед группировкой сил флота, вызванных ростом влияния результатов противоборства в воздушно-космической сфере на результаты вооружённого конфликта (военных действий), в целом.
Во-вторых, расширением перечня и увеличением объёма задач группировки сил флота (региональной группировки авиации и войск противовоздушной обороны (ПВО), региональной группировки войск (сил), решаемых путем применения корабельной авиации и авиации, переданной под управление НАК.
В-третьих, планирующимся оснащением кораблей основных классов беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) различного назначения, что неизбежно повлечёт за собой необходимость дооснащения корабельных систем управления программно-аппаратными комплексами авиационной связи.
В-четвёртых, объективной необходимостью использования надводных авианесущих кораблей в качестве:
пунктов управления авиацией при решении задач управления экипажами летательными (беспилотными летательными) аппаратами (ЛА) различной видовой и ведомственной принадлежности в районах, необорудованных в отношении связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления;
аэродромов базирования корабельной авиации, при необходимости присутствия авиационных групп РФ в районах, необорудованных в аэродромно-техническом отношении.
При этом, пилотируемыми и беспилотными авиационными комплексами может решаться широкий круг задач - от обеспечения обороноспособности РФ в арктических районах при несении боевого дежурства по ПВО до защиты месторождений полезных
ископаемых на морском шельфе (в малоосвоенных приморских районах побережья) и контроля районов мирового океана, при проведении отдельных контртеррористических (антипиратских) мероприятий с участием сил (средств) флота.
В-пятых, необходимостью внедрения перспективных телекоммуникационных технологий, без которых удовлетворение растущих потребностей системы управления авиацией надводного авианесущего корабля с групповым (одиночным) базированием летательных аппаратов, является невозможным.
В настоящее время, ведущие мировые государства активно осуществляют строительство авианесущих кораблей различного назначения, по очевидным причинам на открытом рынке аналоги разрабатываемой технологии отсутствуют. В своё время, специалистам РФ удалось получить доступ к технологии создания комплекса авиационной связи десантного вертолётоносного корабля-дока типа «Мистраль», которая в существующем виде (без доработки) соответствует стандартам НАТО, но не в полной мере удовлетворяет требованиям нормативных документов РФ по пропускной способности, поскольку не обеспечивается требуемое количество:
- радиосредств для организации сетей открытой и закрытой воздушной связи диапазонов декаметровых волн (ДКМВ), метровых волн (МВ2) и дециметровых волн (ДМВ1);
- оконечных устройств для оборудования рабочих мест должностных лиц (ДЛ) группы руководства полетами (ГРП) и боевого расчёта пунктов управления (ПУ);
- типов кодеров и декодеров для формирования всего перечня командных радиолиний управления и радиолиний, использующих алгоритмы помехозащищённого кодирования, применяемых в авиации видов ВС РФ.
Также необходимо отметить, что данная технология не обеспечивает требования к безопасности информации (поскольку разработчиком системы является иностранный производитель).
Устаревшим отечественным аналогом является технология построения системы авиационной связи тавкр пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов», не удовлетворяющая возросшие телекоммуникационные потребности системы управления авиацией.
Опыт участия авторов в НИОКР позволяет сделать выводы о том, что определение требований к КАвС НАК, в основном, состоит в:
определении количества трактов связи;
расчёте значения требуемой пропускной способности его трактов:
- спутниковой, воздушной и объектовой (корабельной) связи, предназначенных для обеспечения информационного обмена по управлению авиацией;
- спутниковой, воздушной и объектовой (корабельной) связи, предназначенных для обеспечения информационного обмена по управлению элементами системы связи, радиотехнического обеспечения и автоматизации управления;
- воздушной и объектовой (корабельной) связи, предназначенных для обеспечения объективного контроля;
формировании подлежащих реализации:
- перечня телекоммуникационных служб и услуг;
- множества сочетаний классов излучений, диапазона и шага сетки радиочастот, криптоалгоритмов, режимов командных радиолиний, алгоритмов помехоустойчивого кодирования и перестройки рабочих частот по псевдослучайному закону (ППРЧ) (полностью учитывающего применяемые в авиации видов Вооруженных Сил);
разработке порядка управления элементами комплекса (конфигурирования, контроля работоспособности и дистанционного управления);
определении перечня применяемых производственных технологий и особенностей конструктивного исполнения в аспекте обеспечения требований радиоэлектронной защиты, стойкости воздействия вредных факторов, эргономики и безопасности.
При этом, для расчёта значения требуемой пропускной способности трактов КАвС должны быть разработаны и исследованы модели пространственно-информационных структур автоматизированных систем управления авиацией НАК с групповым (одиночным) базированием летательных аппаратов. На основании полученных результатов должны быть сформированы научно-обоснованные требования к системе авиационной связи НАК.
После чего, в соответствии со сформированными требованиями, разрабатываются комплексные модели систем связи НАК с групповым (одиночным) базированием летательных аппаратов, реализующих информационный обмен на направлениях:
воздушной связи в диапазонах ДКМВ, МВ1, МВ2, ДМВ1, ДМВ2, СМВ и спутниковой связи между автоматизированными рабочими местами должностных лиц группы руководства полётами и/или боевого расчёта пункта управления авиацией и экипажами (или бортовыми вычислительными комплексами, бортовой аппаратурой наведения, информационно-управляющими системами) существующих и перспективных (пилотируемых и беспилотных) летательных аппаратов морской, фронтовой, армейской авиации и авиационными комплексами радиолокационного дозора и наведения (управления) с реализацией телекоммуникационных служб передачи речевой информации (речи) и передачи данных (по открытым каналам связи и закрытым каналам связи, сформированным с использованием ШАС);
объектовой (внутрикорабельной) связи между автоматизированными рабочими местами должностных лиц группы руководства полётами, боевого расчёта пункта управления авиацией, группы обеспечения, управления (штаба) авиационной группы; местами стоянок авиационной техники, хранения авиационного вооружения и имущества; рабочими местами должностных лиц расчётов боевых постов обеспечивающих боевых частей (БЧ-1, БЧ-4, БЧ-6 и БЧ-7) (задействованными для обеспечения управления авиацией), сил инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения надводного авианесущего корабля.
По результатам исследования моделей пространственно-информационных структур системы управления авиацией надводных авианесущих кораблей с групповым (одиночным) базированием летательных аппаратов становится возможным определить:
- перечень телекоммуникационных и геоинформационных технологий, технологических и конструкторских решений, подлежащих реализации в аппаратно-программном комплексе (АПК);
- требования к базовому и специальному программному обеспечению (ПО) АПК и алгоритмы их функционирования.
Затем, осуществляется научно-техническое обоснование системного облика комплексов авиационной связи НАК с групповым (одиночным) базированием летательных аппаратов и выполняется системное проектирование, итогом которого является формирование технического задания для ОКР на разработку КАвС, определяющего тактико-технические характеристики опытного образца, содержащие:
1) значения полосы рабочих частот (радиотрактов изделия в диапазонах ДКМВ, МВ-2, ДМВ-1 и ДМВ-2) и соответствующие им значения шага сетки частот;
2) перечень классов излучения (реализуемых изделием в диапазонах ДКМВ, МВ-2 и ДМВ-1);
3) перечень режимов использования частот и перечень обеспечиваемых алгоритмов
ППРЧ;
4) перечень реализуемых алгоритмов помехоустойчивого кодирования;
5) перечень типов и характеристики циклограмм обмена в сетях воздушной связи с временным разделением каналов;
6) перечень режимов реализуемых командных радиолиний управления;
7) требуемое количество радиотрактов (в диапазонах ДКМВ, МВ-2 и ДМВ-1);
8) значение скоростей передачи и эффективно-передаваемой полосы частот радиотрактов;
9) характеристики модемов, реализующих построение трактов ТЧ-Р;
10) значение выходной мощности радиопередающих устройств и чувствительности радиоприёмных устройств изделия для обеспечиваемых классов излучения в полосах рабочих частот;
11) значение параметров надёжности изделия, стойкости к внешним воздействующим факторам и спецвоздействиям.
В последующем, в ходе выполнения ОКР необходимо обосновать:
требования по пропускной способности, которые могут быть определены путем анализа:
- требований нормативных документов по составу ГРП;
- задач по управлению экипажами ЛА, решаемым ДЛ боевых расчетов ПУ авиации;
требования по безопасности информации определяемые с учетом порядка получения
разрешительных документов в системе сертификации МО РФ, ФСБ и ФСТЭК;
выбор технологий для формирования архитектуры КАвС, которые должны осуществляться с учётом необходимости обеспечения выполнения требований по пропускной способности и обеспечению безопасности информации.
Литература
1. Козлов К.В., Сорокин К.Н. Некоторые проблемы организации связи в интересах обеспечения управления авиацией и пути их решения // Новые информационные технологии в системах связи и управления. Труды Российской научно-технической конференции. - Калуга, 2009.
2. Духон Ю.И. Справочник по связи и радиотехническому обеспечению полётов. - М.: Воениздат, 1979. - 286 с.
References
1. Kozlov K.V., Sorokin K.N. Nekotorye problemy organizacii svyazi v interesah obespecheniya upravleniya aviaciej i puti ih resheniya. Novye informacionnye tekhnologii v sistemah svyazi i upravleniya. [Some communication problems for aviation management and solutions. New information technologies in communications and management systems]. Proceedings of the Russian Scientific and Technical Conference. - Kaluga, 2009 (in Russian).
2. Duhon Y.I. Handbook of communications and radio engineering flight support. - M .: Military Publishing, 1979. - 286 s. (in Russian).
Статья поступила 6 марта 2020 г.
Информация об авторах
Козлов Константин Валентинович - Заместитель директора научно-технического центра ПАО «Интелтех». Кандидат военных наук. E-mail: k.kozlov@inteltech.ru.
Кулешов Игорь Александрович - Первый заместитель генерального директора ПАО «Интелтех» по научной работе. Доктор технических наук, доцент. E-mail: KuleshovIA@inteltech.ru.
Сенчуков Михаил Викторович - Ведущий инженер ПАО «Интелтех». E-mail: m.senchukov@inteltech.ru.
Козлова Анастасия Константиновна - студент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ». E-mail: g66s@mail.ru.
Тел. +7(812)313-12-52. Адрес: 197342, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, 8.
Working out of requirements to a complex of aviation communication of the surface aviabearing ship with group basing of aircrafts (flying machines)
K.V. Kozlov, I.A. Kuleshov, M.V. Senchukov, A.K. Kozlova
Annotation. Article opens an urgency of necessity of working out of requirements to complexes of aviation communication of the surface aviabearing ships, in it growth of a role of sea aircraft and armies of air defence of the Navy in the decision of the problems facing the Navy and groupings of armies (forces) of a various accessory is reflected. In the presented materials the list of the basic characteristics of a complex of aviation communication of the surface aviabearing ship, realisation subjects is resulted; foreign analogues are mentioned and necessity working out of a domestic variant of a complex of aviation communication of the surface aviabearing ship is opened. Work opens an order of working out of requirements to a complex of aviation communication of the surface aviabearing ship with group basing of aircrafts (flying machines).
Keywords: the communication system; radio engineering maintenance and automation of management of sea aircraft; a complex of aviation communication; the surface aviabearing ship.
Information about authors
Kozlov Konstantin Valentinovich - The deputy director of scientific and technical centre PJSC «Inteltech». The candidate of military sciences. Field of research: Control systems and communications. E-mail: k.kozlov@inteltech.ru.
Kuleshov Igor Aleksandrovich - The first deputy of general director PJSC «Inteltech» on scientific work. Dr.Sci.Tech., the senior lecturer. Field of research: Control systems and communications. E-mail: KuleshovIA@inteltech.ru.
Senchukov Michael Viktorovich - The lead engineer PJSC «Inteltech». Field of research: Control systems and communications. E-mail: m.senchukov@inteltech.ru.
Kozlova Anastasia Konstantinova - Student of St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI". E-mail: g66s@mail.ru.
Address: 197342, Russia, St. Petersburg, ul. Kantemirovskaya, 8.
Для цитирования: Козлов КВ., Кулешов И.А., Сенчуков М.В., Козлова А.К. Разработка требований к комплексу авиационной связи надводного авианесущего корабля с групповым базированием воздушных судов (летательных аппаратов) // Техника средств связи. 2020. № 1 (149). С. 49-53.
For citation: Kozlov K.V., Kuleshov I.A., Senchukov M.V., Kozlova A.K. Working out of requirements to a complex of aviation communication of the surface aviabearing ship with group basing of aircrafts (flying machines). Means of communication equipment. 2020. No 1 (149). P. 49-53 (in Russian).