Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ОРУЖИЕМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ И ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ФЛОТА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ОРУЖИЕМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ И ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ФЛОТА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
174
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СВЯЗИ / РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МОРСКАЯ АВИАЦИЯ / БАЗОВЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Николашин Юрий Львович, Козлов Константин Валентинович, Кулешов Игорь Александрович

Статья раскрывает отдельные проблемы построения системы управления войсками и оружием морской авиации и её интеграции в систему управления группировки авиации и войск противовоздушной обороны и содержит предложения по их решению. В статье отражено, что летательный аппарат морской авиации в процессе полёта по маршруту является объектом нескольких систем управления, различной ведомственной принадлежности. Эти системы имеют различный пространственный (пространственно-территориальный) размах и, как следствие, разные возможности по получению информации о текущем местоположении летательного аппарата в ходе его применения (выполнения полёта или движении по воде). Следствием чего является невозможность управления движением летательного аппарата на всём маршруте в процессе его применения силами и средствами какой-то одной конкретной системы. Представлены выводы из анализа особенностей организации информационного обмена при различных вариантах применения летательного аппарата морской авиации. Изложены предложения по решению рассматриваемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Николашин Юрий Львович, Козлов Константин Валентинович, Кулешов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ОРУЖИЕМ МОРСКОЙ АВИАЦИИ И ВОЙСК ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ФЛОТА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ»

СИСТЕМЫ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

УДК 623.618

Основные проблемы построения системы управления войсками, оружием морской авиации и войск противовоздушной обороны флота и предложения по их решению

Николашин Ю.Л., Козлов КВ., Кулешов И.А.

Аннотация. Статья раскрывает отдельные проблемы построения системы управления войсками и оружием морской авиации и её интеграции в систему управления группировки авиации и войск противовоздушной обороны и содержит предложения по их решению. В статье отражено, что летательный аппарат морской авиации в процессе полёта по маршруту является объектом нескольких систем управления, различной ведомственной принадлежности. Эти системы имеют различный пространственный (пространственно-территориальный) размах и, как следствие, разные возможности по получению информации о текущем местоположении летательного аппарата в ходе его применения (выполнения полёта или движении по воде). Следствием чего является невозможность управления движением летательного аппарата на всём маршруте в процессе его применения силами и средствами какой-то одной конкретной системы. Представлены выводы из анализа особенностей организации информационного обмена при различных вариантах применения летательного аппарата морской авиации. Изложены предложения по решению рассматриваемых проблем.

Ключевые слова: система связи; радиотехническое обеспечение; автоматизация управления; морская авиация; базовый программно-аппаратный комплекс.

Исторический ход развития авиации и войск противовоздушной обороны (ПВО) ВС РФ, геополитическая обстановка, сложившаяся под влиянием объективно-существующих оперативно-стратегических и оперативно-технических факторов, обуславливает необходимость интеграции сил и средств авиации и войск ПВО различной ведомственной и видовой принадлежности в региональные (территориальные) группировки авиации и войск ПВО (ГрАвВПВО) и/или региональные (территориальные) группировки войск (сил), которые в ряде случаев сами целиком или частично могут входить в группировки многонациональных сил. Возможный вариант состава такой группировки приведен на рис. 1.

Система упр-я других министерств и ведомств

Система упр-я единой системой электросвязи РФ

Система упр-я Генерального Штаба

Система у г р- н »исками и оружием [средствами} группировки войск [сил) стратегическом и

Система угчр-^н войсками и оружием [с р едет вам и } объединении Сухопутных войск

Система уп р-> е оружием [средствами} СУ ЕЮ |С| Флота

Система упр-я войсками и оружием [средствами} противовоздушной обороны сухопутных войск

Система упр-я войсками и оружием [средствами} округов войск Национальной гвардии РФ и системы управления органов Министерства внутренних дел РФ

инстема упр-я воискамн и оружием [средствами} объединений, соединении и честен других видов и родов войск

Система упр-л войсками и оружием [средствами)! региональных пограничных управлений Федеральной службы безопасности

упрг-я воискамн н оружием [средствами} .морской авиации н войск противовоздушной обороны

Система упр-я войсками и оружием [средствами} группировки авиации и войск противовоздушной обороны на стратегическом направлении [театре военных действии}

Система упр-я войсками и оружием [средствами} войск Национальной гвардии РФ

Система упр-я и оружием [средствами} объединения боздушно-космических сил

1

Система упр-ння войсками и оружием [средствами} авиации, видов и родов войск [кроме Ракетных войск стротегичесм>го назначения, Космических войск и 12 Главного управления Министерства оборюны РФ

Система упр-я войсками и оружием [средствами} авиации региональных пограничных управлений Федеральной службы безопасности

Система упр-я авиации региональных управлении М инистерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стих, бедствии

Система упр-я Единой системой организации воздушного движении РФ

Система упр-я войсками и оружием Воздушно-космических сил

Система упр-я Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Система упр-я частей [соединении, центров} правительственной свяви

Система управления " Федеральной " службой охраны

Рис. 1. Вариант состава ГрАвВПВО

Существенная роль в решении задач, стоящих перед такими группировками неизбежно возлагается на силы (средства) морской авиации (МА) (авиацию и войска ПВО флота). Для эффективного выполнения морской авиацией возлагаемых на неё задач, необходимы создание автоматизированной системы управления войсками (силами) и оружием (средствами) (СУВО(С) авиации и войск ПВО флота и её интеграция в единую систему управления войсками (силами) и оружием (средствами) региональной (территориальной) группировки авиации и войск ПВО. Рост роли морской авиации и войск ПВО (ВПВО) флота обусловлен:

1) увеличением роли МА, авианесущих кораблей и ВПВО флота в решении задач, стоящих перед группировкой сил флота, вызванного ростом влияния результатов противоборства в воздушно-космической сфере на результаты вооружённого конфликта (военных действий), в целом;

2) расширением перечня и увеличением объёма задач группировки сил флота (региональной группировки авиации и войск ПВО, региональной группировки войск (сил), решаемых путем применения корабельной и приданной авиации;

3) оснащением кораблей основных классов беспилотными летательными аппаратами (БпЛА) различного назначения, что обуславливает потребность дооснащения корабельных систем управления программно-аппаратными комплексами для управления ими;

4) использованием надводных (в т. ч. авианесущих) кораблей в качестве:

а) пунктов управления авиацией при решении задач управления экипажами летательных аппаратов и БпЛА разновидовой и ведомственной принадлежности в районах, необорудованных в отношении связи, радиотехнического обеспечения (РТО) и автоматизации управления;

б) аэродромов базирования корабельной авиации, при необходимости присутствия авиационных групп РФ в районах, необорудованных в аэродромно-техническом отношении, что обусловлено необходимостью решения пилотируемыми и беспилотными авиационными комплексами широкого круга задач - от обеспечения обороноспособности РФ в арктических районах при несении боевого дежурства по ПВО до защиты месторождений полезных ископаемых на морском шельфе (в малоосвоенных приморских районах побережья) и контроля районов мирового океана при проведении отдельных контртеррористических (антипиратских) мероприятий с участием сил (средств) флота;

5) внедрением перспективных телекоммуникационных технологий, без которых удовлетворение растущих потребностей системы управления МА, является невозможным.

Анализ особенностей организации информационного обмена при различных вариантах применения летательного аппарата (ЛА) МА позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в процессе движения ЛА МА по маршруту и применения оружия, экипаж вынужден в одно и то же время вести информационный обмен (в целях обеспечения управления и взаимодействия) в рамках четырёх (основных) представленных на рис. 2 систем управления, имеющих различные:

- ведомственную и видовую (родовую) принадлежность;

- функциональное назначение;

- пространственный (пространственно-территориальный) размах;

- структуру и иерархию;

- порядок организации управления (и взаимодействия);

- требования к управлению;

- степень автоматизации управления и взаимодействия.

С одной стороны, это обусловлено тем, что представленные на рис. 2 система управления войсками и оружием (средствами) СУВО(С) флота (в её рамках - МА и ВПВО флота), ГрАвВПВО, Федеральная (единая) система контроля использования воздушного пространства (Ф(Е)СКИВП), Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и Система управления службы управления движением судов (СУДС) создавались в разное время (отдельные из них планируется создавать в различные периоды подготовки к ведению и

ведения военных действий). Формирование некоторых из них не завершено до настоящего времени (например, СУВО(С) МА и ВПВО флота, Ф(Е)СКИВП). Данные системы создавались с разными задачами, сообразно интересам создающих их ведомств, видов ВС РФ и родов войск.

Управление и взаимодействие в системе контроля использования воздушного пространства и управления воздушным движением

¡бИ» Й

КП соединений и частей авиации, кп и кдп аэродромов

ШЛ (ВПК ШЦ) В» (ВВС) базирования части

(в зоне ответственности которых (подразделения) МЛ находится ЛЛ)

КДП аэродромов по маршруту полете (перелета и оперативных аэродромов, различной ведомственственной принадлежности

КП (ЗКП) соединений (частей) ПВО ВВС ВМФ и СВ (в зоне ответственности которых находится ЛЛ)

Управление и взаимодействие в СУВО(С) флота и морской авиации

Рис. 2. Системы управления, в которых ЛА МА вынужден вести информационный обмен

при любых вариантах его применения

При этом, ряд вопросов взаимодействия между пунктами управления (ПУ) (объектами) указанных систем (имеющих различную ведомственную, видовую (родовую) принадлежность), либо не были учтены, либо не могли быть решены в момент формирования соответствующей системы из-за уровня развития её средств автоматизации управления. В результате этого, обеспечение управления и взаимодействия между ПУ (объектами) рассматриваемых систем осложняются, когда для передачи одной и той же информации (решения одних и тех же задач), в силу существующих ведомственных и видовых особенностей используются: либо различные структуры формализованных сообщений при машинном обмене между средствами автоматизации управления; либо различные виды связи (телекоммуникационные службы).

С другой стороны, немаловажным является то, что представленные на рис. 2 системы имеют различный пространственный (пространственно-территориальный) размах и, как следствие, разные возможности по получению информации о текущем местоположении ЛА МА в ходе его применения (выполнения полёта или движении по воде). Отсюда следует невозможность управления движением ЛА МА на всём маршруте в процессе его применения силами и средствами какой-то одной конкретной системы из приведенных выше.

С третьей стороны, организацию управления ЛА МА осложняет также и то, что ПУ (объекты) рассматриваемых систем предназначены для решения отдельных специфических задач и не способны решать все задачи (в комплексе) по управлению объектом, возникающие как при его движении по маршруту, так и в процессе применения оружия.

При этом, ПУ (объекты) представленных на рис. 2 систем, как правило, одновременно управляют несколькими объектами (группами объектов) - ЛА, надводными кораблями (НК) и судами. Прекращение обмена с этими ЛА, НК для ведения обмена в целях управления конкретным ЛА МА на время, превышающее допустимое, невозможно, во избежание потери (или срыва) управления остальными объектами, находящимися в зоне ответственности ПУ (объекта). По этой причине, для обеспечения управления и взаимодействия с ПУ (объектами) рассматриваемых систем ЛА, МА вынужден вести информационный обмен в сформированных ими информационных сетях (направлениях), а не наоборот. Всё это ведёт к тому, что ЛА МА:

а) в процессе движения по маршруту будет вести информационный обмен с ПУ (объектом), под управлением которого он находится. При этом, неизбежно будет осуществляться передача управления им между ПУ (объектами) различной принадлежности при выходе ЛА МА из зоны их ответственности;

б) в это же время он будет вести непрерывный обмен с ПУ (объектами), управляющими им (либо взаимодействующими с ним) в аспекте применения оружия (или обеспечения применения оружия ими).

Во-вторых, при организации управления (и взаимодействия) в рассматриваемых системах важным является то, что в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и сложившейся практикой войск:

а) для управления ЛА МА при его движения по маршруту, управляющий ПУ (объект) должен иметь информацию о его местоположении, поступающую от собственных средств обнаружения, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью;

б) для применения оружия ЛА МА по подвижной цели, управляющий ПУ (объект) должен иметь информацию о местоположении ЛА МА и поражаемой цели, поступающую от собственных средств обнаружения, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью;

в) для применения оружия ЛА МА по неподвижной цели управляющий ПУ (объект) должен иметь информацию о местоположении летательного аппарата МА, поступающую от средств обнаружения любой подчинённости, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью, и ранее полученную информацию о неподвижной цели, обладающую требуемой точностью и достоверностью.

В соответствии с вышеизложенным для ПУ (объекта), управляющего движением ЛА МА и применением им оружия по подвижной цели, зона ответственности не должна превышать границы поля управления ПУ (объекта). Под полем управления понимается пространственное пересечение зон действия средств радионавигации (радионавигационного поля), воздушной радио- и спутниковой связи, а также зон обнаружения средств радиолокации (радиолокационного поля). При этом, поскольку на ЛА МА для пилотирования (управления движением по воде) и применения оружия задействованы разные должностные лица (ДЛ), для обеспечения обмена информацией в указанных целях от управляющего ПУ (объекта) должны формироваться информационные сети (направления) различного назначения. Кроме того, существует ряд особенностей в организации информационного обмена, связанного с обеспечением применения оружия других объектов, находящихся под управлением ЛА МА:

а) для управления движения переданными под управление объектами ЛА МА должен иметь информацию об их местоположении, поступающую от собственных средств обнаружения, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью;

б) для обеспечения применения оружия управляемых объектов по подвижной цели управляющий ЛА МА должен иметь информацию о местоположении управляемого объекта и поражаемой цели, поступающую от собственных средств обнаружения, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью;

в) для обеспечения применения оружия управляемых объектов по неподвижной цели управляющий ЛА МА должен иметь информацию о местоположении управляемого объекта и поражаемой цели, поступающую от собственных средств обнаружения, обладающую требуемой точностью, достоверностью и обновляющуюся с требуемой периодичностью, а также ранее полученную информацию о неподвижной цели, обладающую требуемой точностью и достоверностью.

В соответствии с вышеизложенным для ЛА МА, управляющего движением и применением оружия (обеспечивающим применение оружия) других объектов по подвижной

цели, зона ответственности не должна превышать границы поля управления. При этом, поскольку на ЛА МА для пилотирования (управлением движением по воде) и управления применения оружия (обеспечения применения оружия) других объектов задействованы разные ДЛ, для обмена информацией должны формироваться информационные сети (направления) разного назначения. Одновременно с этим ЛА МА должен иметь возможность ведения информационного обмена со старшим в иерархии СУВО(С) или взаимодействующими ПУ (объектами) как для приема объектов под управление из их зоны ответственности, так и для передачи объектов под управление в их зону ответственности.

Решение вышеуказанных задач возможно путем формирования системы связи (СС), РТО и автоматизации управления (АУ) МА, интегрированной в аналогичную систему ГрАвВПВО.

В свою очередь, этому препятствует отсутствие принятых на снабжение унифицированных автоматизированных комплексов авиационной связи ЛА, кораблей (судов) и пунктов управления (береговых объектов), удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям и имеющих необходимый модернизационный запас. Данное обстоятельство:

1) исключает возможность создания единой СС, РТО и АУ авиации ВМФ, обеспечивающей интеграцию (взаимодействие) системы управления войсками и оружием (средствами) авиации флота с аналогичными системами группировки авиации и ВПВО региональной группировки войск (сил) или оперативно-стратегического командования, а также единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД);

2) препятствует осуществлению управления автоматизированным способом экипажами ЛА родов авиации с ПУ и объектов СУВО(С) авиации флота (из-за отсутствия унифицированной технологии обмена данными в сетях воздушной связи);

3) исключает возможность автоматизированного управления с наземных ПУ флота и надводных кораблей авиационными комплексами различного назначения;

4) отодвигает сроки начала и завершения переоснащения (обусловленного естественным старением техники связи, РТО и АУ) существующих:

- командных пунктов авиационных частей (подразделений);

- пунктов наведения авиации;

- командных диспетчерских и стартовых командных пунктов аэродромов и вертолётных площадок;

- испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации Военно-морского флота.

5) ведёт к удорожанию (по причине отсутствия единых технологических решений и унифицированных средств):

- модернизации (переоснащения) системы авиационной связи тавкр проекта 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»;

- разработки комплексов (систем) авиационной связи для надводных кораблей (судов обеспечения) существующих и создаваемых проектов.

В качестве выводов и путей решения обозначенных проблем, отмечаем насущную необходимость постановки НИОКР по разработке базового программно-аппаратного комплекса (комплекта) формирования элементов системы связи авиации и войск ПВО флота (БПАК).

Замысел создания БПАК состоит в том, что данный комплекс должен одновременно:

1) являться средством формирования элементов автоматизированной СС, РТО и АУ ГрАвВПВО - прежде всего объектов связи, обладающих степенью автоматизации, достаточной для функционирования в контуре системы автоматизации управления связью, РТО и АУ;

2) служить телекоммуникационной основой для формирования перспективных:

а) комплексов авиационной связи из состава боевых постов узлов связи наземных пунктов управления объединений (соединений, частей и подразделений) авиации и ВПВО, узлов связи и РТО аэродромов, гидродромов и вертолётных площадок;

6) бортовых комплексов связи летательных аппаратов.

в) боевых постов авиационной связи надводных авианесущих кораблей с групповым и одиночным базированием воздушных судов (летательных аппаратов), а также надводных неавианесущих кораблей, имеющих на борту корабельный пункт управления авиацией; Структурно-функциональная схема БПАК представлена на рис. 3.

КСА ПУ (БИУС НК; БРЭО ЛА; БВК)

Сегмент обработки ИСГТ

Сегмент обработки ИН/сГТ

КСА ПУ (БИУС НК; БРЭО ЛА; БВК)

Сегмент Сегмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обработки обработки

ИСГТ ИН/сГТ

Сегмент обработки ИСГТ Сегмент обработки ИН/сГТ

Коммутационные средства связи и устройства ЦАП/АЦП (АЦП/ЦАП)

Сегмент обработки ИСГТ

Сегмент обработки ИН/сГТ

Устройство доверенного управления

Сегмент обработки ИСГТ

Сегмент обработки ИН/сГТ

Сегмент обработки ИСГТ

Сегмент обработки ИН/сГТ

Каналооб-

разующие средства связи

Взаимодействующий комплекс связи ПУ (объекта) или элемент СС, РТО и АУ

Аппаратура передачи

данных (для обработки ИСГТ)

Сегмент обработки ИСГТ

БПАК формирования элементов системы связи (СС, РТО и АУ) и авиации и ВПВО

Аппаратура передачи данных (для обработки ИН/сГТ) Сегмент обработки ИН/сГТ

Дополнительное

оконечное средство связи ТлФ

Формируемый комплекс связи обеспечиваемого ПУ (объекта) или элемент СС, РТО и АУ_

Сегмент обработки ИСГТ

Сегмент обработки ИН/сГТ

Средства связи и автоматизации управления из состава БПАК

Средства связи и автоматизации управления сегмента обработки ИСГТ БПАК

Средства связи и автоматизации управления сегмента обработки ИН/сГТ БПАК

Условные обозначения

Линия передачи незашифрованных данных ИСГТ Линия передачи зашифрованных данных ИСГТ Линия передачи речевых сообщений (ИН/сГТ)

Линия передачи незашифрованных речевых сообщений (ИСГТ)

Линия передачи зашифрованных речевых сообщений (ИСГТ)

Линия передачи данных (ИН/сГТ)

Линия передачи незашифрованных телеграфных сообщений (ИСГТ)

Линия передачи зашифрованных телеграфных сообщений (ИСГТ)

Линия передачи технологических данных для управления средствами связи и автоматизации управления (ИН/сГТ)

Рис. 3. Структурно-функциональная схема БПАК

Таким образом:

- первая часть замысла направлена на обеспечение построения автоматизированной системы связи, РТО и АУ ГрАвВПВО, что ведёт к сокращению длительности цикла управления войсками (силами) и оружием (средствами) авиации и войск ПВО;

- вторая часть замысла снимает необходимость проведения СЧ ОКР по созданию комплексов связи при ведении ОКР по разработке перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ), поскольку на основе БПАК могут быть сформированы комплексы связи или элементы объектов связи, обслуживающие создаваемые образцы ВВТ.

Для выполнения вышеизложенного замысла в состав БПАК должны входить:

1) средства автоматизации управления - автоматизированное рабочее место оператора (АРМ-О), и при необходимости, в зависимости от выбранной структуры формируемого комплекса связи и/или модуль управления (МУ); серверное оборудование;

2) средства коммутации, включающие устройства цифро-аналогового (ЦАП) и аналогово-цифрового преобразования (АЦП);

МУ

АРМ-О

3) аппаратура передачи данных (АПД);

4) унифицированные оконечные средства телефонной и громкоговорящей связи;

5) средства объективного контроля;

6) средства электропитания.

При дополнении средств из состава БПАК, не входящими в его состав каналообразующими, специальными и оконечными средствами связи становится возможным формирование упомянутых выше элементов автоматизированной системы связи (СС, РТО и АУ) или комплексов связи обслуживаемых объектов ГрАвВПВО.

При этом, в средствах БПАК должна обеспечиваться поддержка:

а) перечня телекоммуникационных служб и видов связи, сочетаний классов излучений (способов модуляции), рабочих диапазонов радиоволн и шага сетки частот, алгоритмов помехозащищённого кодирования и псевдослучайной перестройки рабочих частот, режимов работы командных радиолиний управления, подлежащих реализации в опытном образце;

б) требований к пропускной способности трактов связи программно-аппаратного комплекса обеспечения информационного обмена кораблей (судов) и береговых объектов Военно-морского флота с бортовыми комплексами связи существующих и разрабатываемых летательных аппаратов морской авиации.

В средствах автоматизации управления связью и коммутационных средствах из состава БПАК должна быть предусмотрена возможность масштабирования формируемых комплексов связи, что позволяет оснащать весь перечень пунктов управления и объектов СУВО(С) морской авиации и ВПВО ВМФ.

Оборудование БПАК должно позволять наращивать номенклатуру используемой ШАС и каналообразующих средств связи. Поскольку на перечисленных ПУ (объектах) различные условия эксплуатации средств связи, оборудование из состава БПАК должно выполняться в вариантах, имеющих соответствующую группу исполнения.

Так как в системе управления войсками (силами) и оружием (средствами) ГрАвВПВО используется как информация, содержащая государственную тайну (ИСГТ), так и информация не содержащая государственную тайну (ИН/сГТ), БПАК имеет изолированные сегменты для обработки ИСГТ и обработки ИН/сГТ.

Для обеспечения взаимодействия сегментов и возможности управления средствами связи из состава БПАК, а также не входящими в его состав каналообразующими и специальными средствами связи, необходимыми для формирования элементов автоматизированной системы связи, РТО и АУ или комплексов связи обслуживаемых объектов, в состав БПАК должно входить устройство доверенного управления.

Все средства связи из состава БПАК должны поддерживать дистанционное управление. Дистанционное управление каналообразующих средств связи обеспечивает возможность формирования и конфигурирования типовых трактов связи. Таким образом, обеспечивается поддержка автоматизированного управления связью в формируемых комплексах связи или элементах объектов связи, и тем самым - возможность создания системы автоматизации управления из состава автоматизированной системы авиационной радиосвязи.

Литература

1. Козлов К.В., Сорокин К.Н. Некоторые проблемы организации связи в интересах обеспечения управления авиацией и пути их решения // Новые информационные технологии в системах связи и управления. Труды Российской научно-технической конференции. - Калуга, 2009.

2. Духон Ю.И. Справочник по связи и радиотехническому обеспечению полётов. - М.: Воениздат, 1979. - 286 с.

3. Захаров В.А., Гладышев В.А. Основные требования к системе ПВО войск и объектов в современных условиях // Военная мысль. 2007. №1. С. 10-13.

References

1. Kozlov K.V., Sorokin K.N. Nekotoryye problemy organizatsii svyazi v interesakh obespecheniya upravleniya aviatsiyey i puti ikh resheniya. Novye informatsionnye tekhnologii v sistemakh svyazi i upravleniya [Some problems of communication organization in the interests of aviation management and ways of their solution. New information technologies in communication and management systems]. Works of the Russian Scientific and Technical Conference. Kaluga, 2009 (in Russian).

2. Dukhon Y.I. Handbook on Communication and Radio Engineering Support of Flights. M.: Voyzdat, 1979. 286 p. (in Russian).

3. Zakharov V.A., Gladyshev V.A. Osnovnye trebovaniya k sisteme PVO voysk i obyektov v sovremennykh usloviyakh [Basic requirements to the air defense system of troops and facilities in modern conditions]. Military thought. 2007. №1. P. 10-13 (in Russian).

Статья поступила 12 февраля 2020 г.

Информация об авторах

Николашин Юрий Львович - Генеральный директор ПАО «Интелтех». Кандидат технических наук. Тлф.:+7(812)295-66-66. E-mail: [email protected].

Козлов Константин Валентинович - Заместитель директора научно-технического центра ПАО «Интелтех». Кандидат военных наук. E-mail: [email protected].

Кулешов Игорь Александрович - Первый заместитель генерального директора ПАО «Интелтех» по научной работе. Доктор технических наук, доцент. E-mail: [email protected]. Адрес: 197342, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д.8.

Problems of construction of a control system of armies, the weapon of sea aircraft and armies of air defence of fleet and offers under their decision

Y.L. Nikolashin, K.V. Kozlov, I.A. Kuleshov

Annotation. Article opens separate problems of construction of a control system of armies and the weapon of sea aircraft and its integration into a control system of grouping of aircraft and armies of air defence and contains offers under their decision. In article it is reflected that the flying machine of sea aircraft in the course of flight on a route is object of several control systems, a various departmental accessory. These systems have various spatial (spatially-territorial) scope and as consequence - different possibilities on reception of the information on a current site of the flying machine during its application (performance offlight or movement on water). A consequence of that is the impossibility of traffic control of the flying machine on all route in the course of its application by forces and means of any one concrete system from resulted above. Conclusions from the analysis offeatures of the organisation of an information exchange are resulted at various variants of application of the flying machine of sea aircraft. Offers under the decision of considered problems are stated.

Keywords: the communication system; radio engineering; automation of management; sea aircraft; base hardware-software complex.

Information about authors

Nikolashin Yriy L'vovich - General Director of PJSC «Inteltech». Doctorate of Technical Sciences. Tel: 8(812)295-50-69. E-mail: [email protected]. Address: 197342, Russia, Saint-Petersburg, Kantemirovskaya, 8.

Kozlov Konstantin Valentinovich - The deputy director of scientific and technical centre PJSC «Inteltech». The candidate of military sciences. Field of research: Control systems and communications. E-mail: [email protected].

Kuleshov Igor Aleksandrovich - The first deputy of general director PJSC «Inteltech» on scientific work. Dr.Sci.Tech., the senior lecturer. Field of research: Control systems and communications. E-mail: [email protected].

Address: 197342, Russia, St. Petersburg, ul. Kantemirovskaya, 8.

Для цитирования: Николашин Ю.Л., Козлов К.В., Кулешов И.А. Основные проблемы построения системы управления войсками, оружием морской авиации и войск противовоздушной обороны флота и предложения по их решению // Техника средств связи. 2020. № 2 (150). С. 2-9.

For citation: Nikolashin Y.L., Kozlov K.V., Kuleshov I.A. Problems of construction of a control system of armies, the weapon of sea aircraft and armies of air defence of fleet and offers under their decision. Means of communication equipment. 2020. No 2 (150). P. 2-9 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.