Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиляев Василий Александрович

В статье определяется алгоритм разработки стратегии устойчивого развития и механизма его влияния на экономическую и технологическую безопасность предприятия. Проанализированы роль инновационной активности как источника и одновременно инструмента обеспечения устойчивого развития предприятия; программные документы российского государства, направленные на активизацию инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики; сформулированы предпосылки эффективной реализации инновационного потенциала промышленных предприятий и инструменты управления инновационными процессами. Особое внимание уделено алгоритму формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия. Сделан вывод о необходимости разработки инструментов управления результатами интеллектуальной деятельности в ходе обоснования стратегии устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AS A PREREQUISITE FOR ENSURING ITS TECHNOLOGICAL SECURITY

The article defines an algorithm for developing a sustainable development strategy and the mechanism of its impact on the economic and technological security of the enterprise. The role of innovation activity as a source and at the same time a tool for ensuring the sustainable development of the enterprise is analyzed; program documents of the Russian state aimed at activating the innovation activity of enterprises in the real sector of the economy; prerequisites for the effective implementation of the innovative potential of industrial enterprises and tools for managing innovation processes are formulated. Special attention is paid to the substantiation of the algorithm for the formation of a strategy for the sustainable development of an industrial enterprise. It is concluded that it is necessary to develop tools for managing the results of intellectual activity in the course of justifying a sustainable development strategy.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_17 УДК 658.14.012.2

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Шиляев Василий Александрович,

аспирант Института финансов, экономики и управления, Тольяттин-ский государственный университет, г. Тольятти, Россия, e-mail: vash. shilyaev@yandex. ru

В статье определяется алгоритм разработки стратегии устойчивого развития и механизма его влияния на экономическую и технологическую безопасность предприятия. Проанализированы роль инновационной активности как источника и одновременно инструмента обеспечения устойчивого развития предприятия; программные документы российского государства, направленные на активизацию инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики; сформулированы предпосылки эффективной реализации инновационного потенциала промышленных предприятий и инструменты управления инновационными процессами. Особое внимание уделено алгоритму формирования стратегии устойчивого развития промышленного предприятия. Сделан вывод о необходимости разработки инструментов управления результатами интеллектуальной деятельности в ходе обоснования стратегии устойчивого развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационный потенциал; промышленное предприятие; стратегия устойчивого развития; угрозы экономической и технологической безопасности.

UDC 658.14.012.2

DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AS A PREREQUISITE FOR ENSURING ITS TECHNOLOGICAL SECURITY

Shilyaev Vasily Alexandrovich,

Postgraduate student of the Institute of Finance, Economics and Management, Togliatti State University, Togliatti, Russia, e-mail: vash.shilyaev@yandex.ru

The article defines an algorithm for developing a sustainable development strategy and the mechanism of its impact on the economic and technological security of the enterprise. The role of innovation activity as a source and at the same time a tool for ensuring the sustainable development of the enterprise is analyzed; program documents of the Russian state aimed at activating the innovation activity of enterprises in the real sector of the economy; prerequisites for the effective implementation of the innovative potential of industrial enterprises and tools for managing innovation processes are formulated. Special attention is paid to the substantiation of the algorithm for the formation of a strategy for the sustainable development of an industrial enterprise. It is concluded that it is necessary to develop tools for managing the results of intellectual activity in the course of justifying a sustainable development strategy.

Keywords: innovative activity; innovative potential; industrial enterprise; sustainable development strategy; threats to economic and technological security.

Современный этап развития российской экономики характеризуется усилением угроз ее технологическому суверенитету, что обусловлено растущей геополитической нестабильностью и введением санкционных ограничений со стороны ряда зарубежных государств. В этих условиях возникает необходимость поиска дополнительных инструментов нейтрализации подобных угроз, в качестве одного из которых выступает инновационная и промышленная политика государства. Анализ состояния экономической системы России показывает наличие в ее составе элементов, совокупность которых определяется как инновационный потенциал. Он представлен факторами производства, технологиями их использования и институтами развития, которые при наличии эффективных мер государственного регулирования могут стать источником перманентных инноваций и устойчивого прироста добавленной стоимости. Это, в свою очередь, обеспечит независимость отечественных производителей и потребителей от импорта, а также повысит уровень их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. При этом рост объемов инновационной продукции, производимой российскими компаниями, выступает условием устойчивого развития российской экономики в целом и ее отдельных отраслей.

Для разработки инструментария нейтрализации угроз экономической безопасности российского государства и обеспечения его технологического суверенитета необходимо провести анализ его инновационного потенциала, что определяет выбор темы исследования, его теоретическую и практическую значимость. В качестве источника статистических данных о состоянии различных элементов инновационного потенциала

российской экономики выступают данные Федеральной службы государственной статистики.

Инновационная деятельность играет ключевую роль в обеспечении прогресса науки и техники, в интеллектуальной трансформации факторов производства и технологий их использования. Меры стимулирующего воздействия со стороны российского государства, направленные на развитие инновационных процессов, должны привести к увеличению числа и удельного веса предприятий, которые интегрируют в свою практику инновационные решения, а также вызвать рост инвестиций на процессы разработки и внедрения цифровых технологий, что приведет к росту добавленной стоимости. Согласно Стратегии Министерства и промышленности Российской Федерации к 2024 г. планируется увеличить годовой объем экспорта промышленной продукции до 205 млрд долл. [11]. Анализ данной стратегии позволяет оценить бюджет развития на 2020-2024 гг. в сумму около примерно 3 трлн руб., что позволяет реализовать ряд программ федерального уровня. Из этого объема порядка 2,2 трлн руб. выделены для реализации программы повышения конкурентоспособности и развития промышленной сферы. Стратегия исходит из невозможности рассмотрения в качестве ключевого ориентира развития традиционную продукцию отечественного промышленного производства и необходимости концентрации внимания в ближайшие 15 лет на решении задачи увеличения удельного веса отечественной продукции с инновационной направленностью. Целевые показатели технологической и инвестиционной политики Российской Федерации на 2024-2035 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Целевые показатели технологической и инвестиционной политики российского государства с 2024 по 2035 г. [10]

Год Показатели

Доля организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации:

в 2024 г. 50 %

в 2035 г поддержание на указанном уровне

Доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости:

в 2024 г. на уровне 740 млрд. рублей

в 2035 г. не менее 1270 млрд. рублей

Выполненный объем разработок, оканчивающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (опытной партии), в обрабатывающей промышленности:

в 2024 г. на уровне 700 млрд. рублей

в 2035 г. не менее 1210 млрд. рублей

Соотношение инвестиций в основной капитал и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств, в процентах:

в 2024 г. на уровне 25 %

в 2035 г. на уровне 27 %

Индекс производства обрабатывающей промышленности, в процентах к базовому 2019 году

в 2024 г. на уровне 116,8 %

в 2035 г. на уровне 192,5 %

В частности, согласно положениям представленных программных документов российского государства, предполагается активная поддержка научных исследований и разработок, а также стимулирование процессов цифровой трансформации. Для реализации стратегических ориентиров инновационной политики предполагается использование таких механизмов и мер, как субсидирование расходов на НИОКР, формирование институтов развития, инициирующих высокотехнологичные производства, поддержку процессов разработки и внедрения программного обеспечения инжинирингового и промышленного назначения, а также интеграцию принципов «бережливого производства» и др. [1-3] Конечными итогами практического осуществления мер инновационной и промышленной политики российского государства выступают: реиндустриализация и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в высокотехнологичной сфере; формирование факторов-условий для активного развития; стимулирование развития обеспечивающих и вспомогательных сфер деятельности (средств телекоммуникаций, образовательной и научно-исследовательской деятельности и др.). Инновационно ориентированная политика предполагает активизацию инвестиционной активности на основе обеспечения доступности материальных и финансовых ресурсов при одновременном сокращении нагрузки кредитного плана. С этой целью государство использует налоговые льготы, предпринимает мер по снижению административной нагрузки на коммерческие организации, софинансиро-ванию системообразующих инновационных проектов, развитию венчурного финансирования (Российская венчурная компания,

которая с 2021 г. входит в структуру Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) как суверенного фонда Российской Федерации) и др. Реализация стимулирующей инвестиционной политики позволит расширить и обновить основные фонды промышленных предприятий, накопить ресурсный потенциал инновационно ориентированных компаний, оптимизировать динамику развития промышленности, повысить эффективность взаимодействия реального и финансового секторов экономики и др.

По итогам 2020 г. по уровню инновацион-ности лидирующие позиции в российской экономике заняли коммерческие организации, разрабатывающие и выпускающие компьютерную технику. На втором месте находятся организации, выпускающие изделия из металла. Наименьшую активность инновационного характера показывают коммерческие организации, занимающиеся деревообрабатывающим производством. По показателю доли инновационной продукции в общем объеме производства лидирующие позиции занимают предприятия, производящие: изделия из пластмассы и выпуск изделий из резины (10,3 %); оборудования и машин (10,6 %); изделия из металла (10,6 %) [8]. По показателям наращения инновационного потенциала по результатам 2020 г. ведущие позиции занимают предприятия, осуществляющие выпуск оборудования и машин, предприятия пищевой отрасли, предприятия, осуществляющие выпуск изделий из металла.

Накопление и реализация инновационного потенциала промышленных предприятий предполагает использование цифровых технологий, включающих: 1оТ (интернет-вещей), применение больших данных, внедрение компонентов цепи поставок, искусственного

интеллекта, роботизации, производства аддитивного типа и прочих решений, которые дают возможность минимизировать объем затрат и нарастить индикаторы производительности [4-6].

Инвестиции, ориентированные на совершенствование и реконструкцию основных фондов предприятий традиционных секторов экономики, направляются в первоочередном порядке на развитие деревопере-рабатывающих производств и текстильную отрасли. Лидирующие позиции по удельному весу инвестиционных вливаний в обновление оборудования, машин и технического парка занимают машиностроительные и металлургические предприятия. Наименьший объем финансовых ресурсов в реализацию программ обновления основных фондов имеет место в кожевенном производстве. Коммерческие организации, которые интенсивно интегрируют в практику собственного функционирования новаторские решения, характеризуются ростом производительности труда. У 73 % предприятий данного типа показатель находится на высоком или среднем уровне.

Инновационное развитие предприятий в значительной степени определяется наличием и объемом финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию различных проектов. В структуре издержек наибольший удельный вес затраты на инновационные решения достигают на предприятиях, специализирующихся на производстве компьютерной техники, машин и оборудования, лекарственных средств и др. [7] Лидерство в практической реализации инновационных решений имеют предприятия промышленности, где трудятся более 2000 чел. Как правило, эти структуры обладают повышенным техническим и научным потенциалом, своей научно-исследовательской и экспериментальной базой и сотрудниками с высоким уровнем квалификации [9].

Для обоснования стратегии устойчивого развития предприятия промышленности, реализация которой позволит обеспечить технологический суверенитет страны, необходимо проанализировать состояние его инновационного потенциала, а также оценить эффективность применения инструментов управления результатами интеллектуальной деятельности. Полученная информация

позволит трансформировать организационную структуру управления к решению задач нейтрализации угроз для системы экономической безопасности, противодействия кризисным проявлениям и поддержания устойчивого развития. Знание факторов накопления инновационного потенциала позволит сформировать действенный механизм управления портфелем проектов.

Алгоритм разработки стратегии устойчивого развития предприятия включает следующие этапы:

I этап. Формирование принципов и стратегических целей устойчивого развития предприятия с учетом угроз для его экономической и технологической безопасности.

II этап. Стратегический анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия для оценки его инновационного потенциала и способности управлять угрозами для экономической и технологической безопасности.

III этап. Оценка характера воздействия факторов внешней и внутренней среды на направление и темпы развития.

IV этап. Разработка мероприятий по реализации инновационного потенциала и предупреждению угроз для экономической и технологической безопасности.

V этап. Формирование бизнес-плана устойчивого развития предприятия с учетом инновационного потенциала и способности управлять угрозами для экономической и технологической безопасности.

VI этап. Разработка вариативных прогнозов динамики показателей инновационной активности предприятия и показателей угроз для экономической и технологической безопасности с учетом реализации предложенных мероприятий, выявление и устранение возможных отклонений.

VII этап. Оценка результатов реализации стратегии устойчивого развития.

Адаптированные к сфере функционирования предприятия меры по обеспечению устойчивого развития предполагают возможность корректировки цели и задач с учетом индикаторов устойчивого развития. В качестве начальной стадии разработки стратегических ориентиров выступает выработка целей и принципов устойчивого развития хозяйственного субъекта. На данной стадии решаются следующие вопросы:

1. Выбор технологического плана с учетом результативности новых технологий выпуска продукции с модернизированными характеристиками.

2. Определение порядка реализация технологического решения, что предполагает сравнительного анализа различных моделей интеграции новой технологии организации процесса или выпуска продукта и выбор наиболее предпочтительного варианта.

3. Определение источника получения результатов интеллектуальной деятельности, которые включают собственные разработки или заключение лицензионных соглашений с правообладателями.

4. Определение продолжительности процессы выхода инновационной продукции предприятия на рынок и оценка возможных барьеров.

5. Определение источников финансирования НИОКР.

6. Разработка политика правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

Признаками устойчивого развития пред-

приятия выступают: уровень и скорость его адаптации к изменениям факторов внешней среды.

Необходимо отметить, что при разработке стратегии устойчивого развития предприятия особое место занимает составление инновационного бюджета, который позволяет увязать возможности инновационной деятельности с ресурсным потенциалом субъекта хозяйствования. При этом необходимо учитывать необходимость выделения ресурсов для проведения мониторинга угроз экономической и технологической безопасности предприятия, а также для реализации мероприятий по их нейтрализации.

Таким образом, в условиях растущей неопределенности внешней среды реализация стратегии устойчивого развития предприятия наряду с повышением показателей финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает нейтрализацию угроз для экономической и технологической безопасности, поскольку сопряжено с разработкой и внедрением технологических инноваций.

Список литературы _

1. Бондаренко Н. М. Направления повышения инновационной активности промышленных предприятий // Ро-стов-2020: перспективы развития глазами молодых ученых: материалы V научно-практической конференции / г. Ростов на-Дону, 25-27 мая 2018. Ростов-н/Д, Феникс, 2018. 973 с.

2. Белов А. С., Карпова Е. Г Последствия антироссийских санкций для отечественного рынка автомобилестроения // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 16-20.

3. Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: приня -тые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6-1 (88). С. 133-136.

4. Земцов С. П., Баринова В. А., Семенова Р. И. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. 2019. № 3. С. 33-44.

5. Колосова Т. В. Методы управления формированием и развитием инновационным потенциалом предприятия // Развитие инвестиционно-строительного комплекса региона в свете реализации национальных программ: тезисы регион. науч.-практич. конф. Н. Новгород: НРОМАИЭС, 2007.

6. Колосова Т. В. Овчинников П. А. Проблемы разработки, и внедрения эффективной стратегии инновационного развития предприятия // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: труды VI международной науч.-практ. конф. преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Н. Новгород: ВГШТУ, 2008.

7. Кунцман М. В., Султыгова А. А. Финансовые стратегии на предприятиях автопрома // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 181-184.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 29.05.2023).

9. Шалаева Л. В. Оценка инновационной активности российских организаций в разрезе федеральных округов // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 10. С. 2821-2834.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 02.07.2023).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 № 1512-р <Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707/ (дата обращения: 02.07.2023).

References _

1. Bondarenko N. M. Directions of increasing the innovative activity of industrial enterprises. Rostov-2020: prospects for development through the eyes of young scientists: materials of the V scientific and practical conference / Rostov-on-Don, May 25-27, 2018. Rostov-n/A, Phoenix, 2018. 973 p.

2. Belov A. S., Karpova E. G. Consequences of anti-Russian sanctions for the domestic automotive market. Theory and practice of social development. 2022. No. 12. Pp. 16-20.

3. Juraev A.D., Sklyar V. D., Yankovsky P. S. Economic sanctions of 2022 against Russia: decisions taken, consequences and prospects. Economics and Business: theory and practice. 2022. No. 6-1 (88). Pp. 133-136.

4. Zemtsov S. P., Barinova V. A., Semenova R. I. State support of high technologies and innovations in Russia. Innovations. 2019. No. 3. Pp. 33-44.

5. Kolosova T. V. Methods of management of formation and development of innovative potential of the enterprise. Development of the investment and construction complex of the region in the light of the implementation of national programs: theses region. scientific and practical conf. N. Novgorod: NROMAIES, 2007.

6. Kolosova T. V. Ovchinnikov P. A. Problems of development and implementation of an effective strategy of innovative development of the enterprise. Industrial development of Russia: problems, prospects: proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference of teachers, scientists, specialists, postgraduates, students. N. Novgorod: VGSTU, 2008.

7. Kuntsman M. V., Sultygova A. A. Financial strategies at automotive enterprises. Transport business of Russia. 2022. No. 1. Pp. 181-184.

8. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://gks.ru / (date of reference: 29.05.2023).

9. Shalaeva L. V. Assessment of innovative activity of Russian organizations in the context of federal districts. Economics, entrepreneurship and law. 2022. Vol. 12. No. 10. Pp. 2821-2834.

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2227-r dated 08.12.2011 (ed. dated 18.10.2018) «On approval of the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444 / (date of appeal: 02.07.2023).

11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1512-r of 06.06.2020 <On approval of the Consolidated Strategy for the Development of the Manufacturing Industry of the Russian Federation until 2024 and for the period up to 2035. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707 / (accessed: 02.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.