Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / РИСКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиляев В.А.

В статье анализируется уровень инновационной активности российских предприятий и определяющих его факторов, а также их роль в управлении рисками. В составе факторов, определяющих уровень инновационной активности, выделены: число разработанных и использованных технологий, а также степень их влияния на долю инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. Анализ показал наличие различий в результатах инновационной деятельности предприятий, определяемых территорией их размещения. Выявленные различия в значительной степени зависят от содержания мер управляющего воздействия со стороны региональных органов государственной власти. На основе изучения региональных факторов инновационного развития предприятий установлены причины низкого инновационного потенциала российских компаний и разработаны меры в области их поддержки и стимулирования в целях нейтрализации рисков предпринимательской деятельности. В качестве основных мер управления рисками выделены: обеспечение доступа к финансированию, развитие инфраструктуры, открытость и достоверность, развитие кадров, развитие партнерств и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шиляев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES AS A RISK MANAGEMENT TOOL

The article analyzes the level of innovation activity of Russian enterprises and its determining factors, as well as their role in risk management. As part of the factors determining the level of innovation activity, the following are highlighted: the number of technologies developed and used, as well as the degree of their influence on the share of innovative goods in the total volume of goods, works, and services shipped. The analysis showed the presence of differences in the results of innovative activity of enterprises determined by the territory of their location. The revealed differences largely depend on the content of the measures of controlling influence on the part of regional public authorities. Based on the study of regional factors of innovative development of enterprises, the reasons for the low innovative potential of Russian companies have been identified and measures have been developed to support and stimulate them in order to neutralize the risks of entrepreneurial activity. The main risk management measures are: access to financing, infrastructure development, openness and reliability, personnel development, partnership development and cooperation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ»

DOI 10.47576/2949-1886_2023_4_138 УДК 338:658.14.012.2

Шиляев Василий Александрович,

аспирант Института финансов, экономики и управления, Тольяттин-ский государственный университет, г. Тольятти, Россия, e-mail: vash.shilyaev@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

В статье анализируется уровень инновационной активности российских предприятий и определяющих его факторов, а также их роль в управлении рисками. В составе факторов, определяющих уровень инновационной активности, выделены: число разработанных и использованных технологий, а также степень их влияния на долю инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. Анализ показал наличие различий в результатах инновационной деятельности предприятий, определяемых территорией их размещения. Выявленные различия в значительной степени зависят от содержания мер управляющего воздействия со стороны региональных органов государственной власти. На основе изучения региональных факторов инновационного развития предприятий установлены причины низкого инновационного потенциала российских компаний и разработаны меры в области их поддержки и стимулирования в целях нейтрализации рисков предпринимательской деятельности. В качестве основных мер управления рисками выделены: обеспечение доступа к финансированию, развитие инфраструктуры, открытость и достоверность, развитие кадров, развитие партнерств и сотрудничество.

Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; инновационный потенциал; межрегиональная дифференциация; риски предпринимательской деятельности; управление рисками.

UDC 338:658.14.012.2

Shilyaev Vasily Alexandrovich,

Postgraduate student of the Institute of Finance, Economics and Management, Togliatti State University, Togliatti, Russia, e-mail: vash.shilyaev@yandex.ru

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES AS A RISK MANAGEMENT TOOL

The article analyzes the level of innovation activity of Russian enterprises and its determining factors, as well as their role in risk management. As part of the factors determining the level of innovation activity, the following are highlighted: the number of technologies developed and used, as well as the degree of their influence on the share of innovative goods in the total volume of goods, works, and services shipped. The analysis showed the presence of differences in the results of innovative activity of enterprises determined by the territory of their location. The revealed differences largely depend on the content of the measures of controlling influence on the part of regional public authorities. Based on the study of regional factors of innovative development of enterprises, the reasons for the low innovative potential of Russian companies have been identified and measures have been developed to support and stimulate them in order to neutralize the risks of entrepreneurial activity. The main risk management measures are: access to financing, infrastructure development, openness and reliability, personnel development, partnership development and cooperation.

Keywords: innovation; innovative activity; innovative potential; interregional differentiation; risks of entrepreneurial activity; risk management.

Инновационный потенциал объединяет в себе совокупность ресурсов и возможностей, которые позволяют создавать новые и эффективные технологии, продукты и услуги. Он может включать в себя ресурсы в области научных исследований и разработок, интеллектуальный капитал, финансовое обеспечение, человеческий капитал, техническую инфраструктуру, политическую стабильность и другие факторы. Отечественные исследователи выделяют важность создания благоприятной инновационной среды, развития научной базы, стимулирования инноваций и внедрения новых технологий в различные сферы деятельности [16]. Отдельные авторы отмечают, что инновационный потенциал российских предприятий является высоким, но его реализация ограничена недостаточным уровнем развития инфраструктуры, низкой эффективностью инвестиций, слабой поддержкой действующих инновационных компаний и низким уровнем координации между научно-исследовательскими учреждениями и бизнес-структурами [13]. В работах зарубежных специалистов подчеркивается значение инноваций и создания благоприятной инновационной среды для развития компании. Исследователи выделяют среди факторов формирования инновационного потенциала эффективную систему образования и научных исследований, развитую инфраструктуру, налоговые льготы, наличие венчурных инвестиций, активную поддержку новых технологий со стороны государства. Развитие инновационного потенциала является ключевым фактором для повышения конкурентоспособности и предупреждения рисков предпринимательской деятельности, поэтому необходимы значительные усилия со стороны государства и бизнеса для создания благоприятной инновационной среды.

Для исследования современного состояния инновационной активности российских предприятий был проведен анализ динамики числа разработанных и использованных российскими организациями новых технологий и их влияния на изменение доли инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. Это позволило представить комплексную оценку инновационной активности предприятий в регионах с использованием методом суммирования мест,

а также рассчитать интегральный показатель и представить рейтинг с учетом следующих показателей: уровень инновационной активности; доля организации, осуществлявших технологические инновации; количество разработанных передовых производственных технологий на одну тысячу организаций; количество использованных передовых производственных технологий на одну тысячу организаций; доля инновационных товаров, работ, услуг; инновационная деятельность в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. Эмпирической базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики за 2017-2021 г.

Активное внедрение и использование инновационных технологий промышленными предприятиями приводит к различного рода последствиям. С одной стороны, это может приводить к улучшению производительности и качества продукции, сокращению издержек и укреплению конкурентных позиций компании. Но, с другой стороны, новые технологии могут вызывать проблемы с обучением и переквалификацией работников, необходимость модернизации оборудования, расходы на внедрение новых систем и программных средств [12]. Кроме этого, инновации могут влиять на формат работы и организацию компании, требовать изменений в бизнес-процессах и управлении, а также привлечения новых специалистов. Необходимость адаптации к новым технологиям может повлечь за собой риски и неопределенность, которые нужно учитывать и управлять, чтобы обеспечить успешное внедрение и использование инноваций. В целом активное использование инновационных технологий требует комплексного подхода и готовности к переменам, но может принести значительные преимущества и улучшения в работе предприятия.

При этом надо отметить, что инновационное развитие не является одним из основных показателей роста экономики страны. Хотя в последние годы наблюдались позитивные тренды инновационного развития России, они преимущественно были временными и неустойчивыми и не обладающими долгосрочными стимулами для инновационного развития промышленных предприятий [4; 10]. В данных условиях возникает необходи-

мость идентификации ключевых проблем, сдерживающих развитие инновационной деятельности и ограничивающих реализацию инновационного потенциала отечественных промышленных предприятий и поиска путей их решения. В связи с этим главная задача России сегодня - изменить направление корректировки экономики путем обеспечения роста НТП в разных отраслях промышленности как основного фактора развития инновационной деятельности отечественных предприятий промышленности, что обеспечит экономический рост, позволит разрешить социальные и экологические проблемы, повысит экспортный потенциал страны и ее конкурентоспособность, что, в свою очередь, будет гарантией ее экономической безопасности и достойного места в глобальном мировом сообществе.

На сегодняшний день инновационную активность российских производителей определяют следующие группы факторов [5; 7; 17].

1. Технологические факторы, которые представлены наличием новых и современных технологий, научных исследований и разработок, инструментами совершенствования производства и улучшения качества продукции.

2. Экономические факторы, которые включают в себя доступность финансирования и инвестиций, наличие высокой прибыли и общей экономической стабильности.

3. Социальные факторы, или потребности и ожидания рынка, общественное мнение и ценности, уровень образования и общественного развития.

4. Кадровые факторы, которые представлены квалифицированными и опытными специалистами, системой обучения персонала, инструментами мотивации и управление персоналом.

5. Правовые факторы, которые включают законодательные нормы и административные регламенты, обеспечивающие эффективную защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности.

6. Конкурентные факторы, которые представлены конкуренцией на рынке, наличием новых технологий и продуктов у конкурентов.

Взаимосвязь и взаимодействие указанных факторов обеспечивает формирование инновационного потенциала предприятия,

эффективность реализации которого определяется наличием эффективной системы комплексного управления инновационными процессами на предприятии и рисками инновационной деятельности. При этом существует целый спектр факторов, ограничивающих рост/развитие предприятия: факторы макро- и микросреды, влияющие на темпы развития и масштаб развития предприятия, на эффективность деятельности, что находит отражение в ряде показателей.

Существует взаимосвязь между затратами на исследования и разработки как составляющей инновационного потенциала с финансовыми результатами промышленных предприятий [6]. Так, Россия занимает высокие позиции в мире по показателям внутренних затрат на научные исследования и разработки, по числу сотрудников, занятых исследованиями и разработками. При этом доля инноваций в ВВП России остается незначительной и составляет 0,9-1,2 % [15]. Проблема низкого уровня инновационной активности российских предприятий, как следствие, низкий уровень внедрения новых технологий в России, связана в том числе с преобладанием низкотехнологичных отраслей экономики [14]. В этих условиях для обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности в условия ограничения импорта технологий и оборудования требуется активная поддержка высокотехнологичного бизнеса.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации одним из основных направлений государственной политики России рассматривается развитие высоких технологий и инноваций на основе увеличения доли высокотехнологичных отраслей в ВВП страны, поэтапного увеличения затрат на НИОКР с доведением данных показателей до порогового значения 2 % от ВВП к 2035 г. [2] При этом достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках передовых технологий способствуют, согласно стратегии, увеличение количества стартапов, развитие технопарков высоких технологий, кооперация российских высших учебных заведений, увеличение количества высокотехнологичных компаний [1]. Основными направлениями государственной регулирования активности высокотехнологичных предприятий являются: бюджетное софи-

нансирование инновационных проектов, информационно-консультационная поддержка, предоставление государственных и муниципальных преференций участникам проектам «Сколково», управляющим компаниям кластеров, резидентам технопарков, особых эко -номических зон, территорий опережающего развития, а также предоставление грантов на создание и развитие бизнеса, субсидии из федеральных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по кредитам и займам, специальные налоговые режимы и льготы, инновационные сертификаты и др. Несмотря на

С 2017 по 2021 г. уровень инновационной активности предприятий в целом по Российской Федерации снизился на 2,7 %. При этом с 2019 г. наблюдается положительный тренд: наиболее высокий уровень инновационной активности предприятий по данным 2021 г. выявлен в Приволжском и Центральном федеральных округах, средний уровень - в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, а ниже среднего наблюдается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. При этом на протяжении рассматриваемого периода самый низкий уровень инновационной активности характеризует предприятия в Северо-Кавказском федеральном округе. Данные официальной статистики свидетельствуют о снижении уровня инновационной активности с 2017 г. к 2021 г. по большинству федеральных округов.

Лидером по уровню инновационной активности субъектов Российской Федерации является Приволжский федеральный округ, на втором месте Центральный федеральный округ, на третьем месте Северо-Западный федеральный округ. При этом Приволжский федеральный округ в системе рейтинговой

то, что государственная поддержка по стимулированию развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей является важной составляющей инновационного развития страны, она учитывает только определенные виды экономической деятельности крупных российских компаний, что инициирует предпринимательские риски. Поэтому большинство российских промышленных компаний вынуждены уделять повышенное внимание проблемам инновационной деятельности [9].

В таблице 1 представлена динамика показателей инновационной деятельности предприятий в разрезе федеральных округов.

оценки лидирует по четырем следующим критериям: уровень инновационной активности; доля организации в технологических инновациях; доля инновационных товаров, работ, услуг; доля затрат по инновационной деятельности в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. По количеству разработанных и использованных передовых производственных технологий на одну тысячу организаций лидером в 2021 г. выступил Уральский федеральный округ.

Таким образом, можно заключить, что регионам России характерна высокая степень неоднородности по потенциалу создания, производства и технологической специализации высокотехнологичной продукции. Вместе с этим существенно различаются и объемы государственной поддержки инноваций между регионами России [8; 11]. Это приводит к тому, что некоторые регионы имеют все необходимые условия для развития инноваций и высоких технологий, но не могут развиваться из-за отсутствия достаточной поддержки со стороны государства. В то же время другие регионы получают значительные государственные субсидии

Таблица 1 - Инновационная активность предприятий в Российской Федерации, %

Федеральный округ 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2017 г. 2021 г. к 2020 г.

Российская Федерация 14,6 12,8 9,1 10,8 11,9 -2,7 +1,1

Центральный 18,5 16,2 10,8 12,5 12,6 -5,9 +0,1

Северо-Западный 15,9 15,9 10,1 10,8 11,0 -4,9 +0,2

Южный 11,9 9,5 7,5 8,0 11,9 0,0 +3,9

Северо-Кавказский 7,5 4,4 1,7 3,5 4,6 -2,9 +1,1

Приволжский 14,3 13,3 11,6 15,5 16,7 +2,4 +1,2

Уральский 15,7 14,9 9,3 10,2 11,1 -4,6 +0,9

Сибирский 12,3 9,9 7,5 9,8 9,3 -3,0 -0,5

Дальневосточный 10,5 8,9 6,0 6,9 7,7 -2,8 +0,8

для развития инновационной деятельности, но инфраструктура в этих регионах не находится на должном уровне, что также затрудняет развитие инноваций [3]. Поэтому необходимо проводить более тщательный и балансированный подход к распределению государственной поддержки между регионами, учитывая их реальный потенциал и возможности для развития инноваций и высоких технологий.

Анализ инновационной активности российских предприятий показал, что Приволжский федеральный округ находится на первом месте в рейтинге инновационной активности, он демонстрирует высокие показатели. Центральный федеральный округ занимает второе место в рейтинге. Он отличается широкой специализацией инноваций, высоким уровнем научных исследований и развитой инфраструктурой инновационной деятельности. Северо-Западный, Южный и Уральский федеральные округа занимают среднее место в рейтинге инновационной активности. Они имеют высокий уровень инноваций в определенных сферах, таких как машиностроение, энергетика и химия. Сибирский, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа занимают нижнее место в рейтинге инновационной активности. Они отстают в развитии инфраструктуры и инновационной экосистемы, а также в привлечении инвестиций в инновационную деятельность. Однако, несмотря на отдельные положительные тенденции, в целом ситуация по инновационной активности предприятий в Российской Федерации остается сложной. Необходимо продолжать работу по созданию условий для развития инноваций и привлечению инвестиций в эту сферу.

Таким образом, в настоящее время имеет место ряд возможностей для российских предприятий для накопления инновационного потенциала, улучшения качества своих продуктов и привлечения новых покупателей. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что поддержка высоких технологий особенно целесообразна в тех регионах России, где сложились предпринимательские экосистемы с благоприятными условиями развития предпринимательства через расширение грантовой поддержки стартапов, венчурных проектов, бизнес-ин-

кубаторов при университетах и др. При формировании и проведении региональными властями политики поддержки инноваций необходимо учитывать региональную специфику развития страны: концентрацию квалифицированных специалистов, ресурсов, при этом необходимо усилить роль региональных властей при разработке программ адаптации к цифровой экономике. Важным представляется также расширение ИКТ, в том числе 5G, переход ведущих технических вузов регионов к модели «университета 3.0», совершенствование нормативно-правовой базы в сфере инноваций, сотрудничество с зарубежными предприятиями для обмена опытом. Особенностью современного этапа развития российской экономики выступает превращение инноваций в ключевой фактор обеспечения технологической безопасности государства и инструмент снижения предпринимательских рисков, вызванных ростом глобальной неопределенности.

Список литературы

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 01.05.2023).

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant. ru/71551998/ (дата обращения: 01.05.2023).

3. Альгина М. В., Бондар В. А. Функции инновационного аудита в системе мониторинга и агрессивного управления инновизацией российских промышленных предприятий // Приоритеты России. № 31 (88). 2010. С. 11-21.

4. Белов А. С., Карпова Е. Г Последствия антироссийских санкций для отечественного рынка автомобилестроения // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 16-20.

5. Голова И. М. Экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1346-1360.

6. Грицкевия О. В. Направления развития инновационного потенциала организации // Интерэкспо ГеоСибирь. 2021. № 8. С. 168-176.

7. Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6-1 (88). С. 133-136.

8. Земцов С. П., Баринова В. А., Семенова Р. И Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. 2019. № 3. С. 33-44.

9. Зунтова И. С. Трошин А. С., Пашков М. В. Инновационный потенциал организации - основа развития

инноваций в стране // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12. № 2 (90). С. 190-202.

10. Ковальчук С. Современное состояние инновационного развития промышленных предприятий России // Экономист. 2017. №10. С. 28-33.

11. Куклина Е. А. Концепция устойчивого развития в проекции современных трансформационных трендов: новая реальность и новые возможности для бизнеса // Управленческое консультирование. 2022. № 6. С. 64-78.

12. Кунцман М. В., Султыгова А. А. Финансовые стратегии на предприятиях автопрома // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 181-184.

13. Полина Е. А., Соловьева И. А. Инновационная активность региона: сущность и системные факторы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 44.

14. Темиханова Р. С. Факторы обеспечения устойчивого развития современного промышленного предприятия // Kant. 2018. № 3 (28). С. 260-264.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 29.05.2023).

16. Федулова Л. И. Инновационное развитие: эволюция взглядов и проблемы современного осознания // Экономическая теория. 2019. № 2. С. 28-45.

17. Шим Г А. Оценка инновационных потенциалов стран ЕАЭС и возможные последствия их интеграции // Эпомен. 2022. № 74. С. 75-83.

References

1. Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" dated 23.08.1996 No. 127-FZ (latest edition). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11507 (date of appeal: 01.05.2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 642 dated December 1, 2016 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation" (with amendments and additions). URL: https:// base.garant.ru/71551998 / (accessed: 01.05.2023).

3. Algina M. V., Bondar V. A. Functions of innovation audit in the system of monitoring and aggressive management of innovation of Russian industrial enterprises. Priorities of Russia. No. 31 (88). 2010. Pp. 11-21.

4. Belov A. S., Karpova E. G. Consequences of anti-Russian sanctions for the domestic automotive market. Theory and practice of social development. 2022. No. 12. Pp. 16-20.

5. Golova I. M. Ecosystem approach to the management of innovation processes in Russian regions. The economy of the region. 2021. Vol. 17. No. 4. Pp. 1346-1360.

6. Gritskeviya O. V. Directions of development of innovative potential of the organization. Interexpo Geo-Siberia. 2021. No. 8. Pp. 168-176.

7. Juraev A.D., Sklyar V. D., Yankovsky P. S. Economic sanctions of 2022 against Russia: decisions taken, consequences and prospects. Economics and Business: theory and practice. 2022. No. 6-1 (88). Pp. 133-136.

8. Zemtsov S. P., Barinova V. A., Semenova R. And State support of high technologies and innovations in Russia. Innovations. 2019. No. 3. Pp. 33-44.

9. Zuntova I. S. Troshin A. S., Pashkov M. V. Innovative potential of the organization - the basis for the development of innovations in the country. Scientific review: theory and practice. 2022. Vol. 12. No. 2 (90). Pp. 190-202.

10. Kovalchuk S. The current state of innovative development of industrial enterprises in Russia. Economist. 2017. No. 10. Pp. 28-33.

11. Kuklina E. A. The concept of sustainable development in the projection of modern transformational trends: a new reality and new business opportunities. Managerial consulting. 2022. No. 6. Pp. 64-78.

12. Kuntsman M. V., Sultygova A. A. Financial strategies at automotive enterprises. Transport business of Russia. 2022. No. 1. Pp. 181-184.

13. Polina E. A., Solovieva I. A. Innovative activity of the region: essence and systemic factors. Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2018. No. 44.

14. Temikhanova R. S. Factors of ensuring sustainable development of a modern industrial enterprise. Kant. 2018. No. 3 (28). Pp. 260-264.

15. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://gks.ru / (accessed: 05/29/2023).

16. Fedulova L. I. Innovative development: evolution of views and problems of modern awareness. Economic theory. 2019. No. 2. Pp. 28-45.

17. Shim G. A. Assessment of the innovative potentials of the EAEU countries and possible consequences of their integration. Epomen. 2022. No. 74. Pp. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.