Рисин И.Е.1
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия регионального развития, потенциал региона, методическое и информационное обеспечение.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2 ввел в России систему стратегического планирования, не имеющую аналогов в мировой практике. Такой вывод обусловлен тем, что эта система является сквозной, охватывая национальный, региональный и местный уровни. Одним из ее инструментов является стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (далее - Стратегия).
Сфокусируем внимание на ряде ключевых задач ее разработки и необходимом для их решения методическом и информационном обеспечении. Отметим, что системная версия этих задач определена в «Методических указаниях Министерства экономического развития по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации»3.
1. Комплексный анализ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
Такой анализ должен быть сориентирован, во-первых, на выявление сильных и слабых сторон социально-экономической системы региона, во-вторых, на получение оценки его совокупного потенциала, в-третьих, на диагностику возможностей и угроз, прогнозируемых во внешней среде.
Методическое обеспечение процесса решения такой задачи включает методы экономико-статистического, кластерного, компаративного и стратегического анализа, экспертных оценок.
Применение методов экономико-статистического и компаративного анализа сопряжено с использованием информации, отражающей не только среднероссийскую динамику и изменения, происходящие в других регионах, входящих в тот же федеральный округ. Востребованными являются и значения показателей субъектов РФ, входящих в группу российских лидеров по развитию экономики, уровню и качеству жизни населения.
Метод кластерного анализа востребован для выявления относительно однородных групп российских регионов (виртуальных кластеров) по совокупности показателей, характеризующих уровень развития человеческого капитала, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности.
Получение адекватной характеристики совокупного потенциала региона, его сильных и слабых позиций предполагает комплексное использование экономико-статистического и стратегического анализа. Такая характеристика должна включать оценку частных потенциалов, в числе которых выделяются:
- экономико-географические характеристики региона (размеры территории; почвенно-климатические условия; устойчивость территории региона к различным нагрузкам природного и техногенного характера; местоположение относительно основных транспортных коридоров национального и наднационального уровней; близость к промышленно развитым регионам и рынкам сбыта; наличие видов сообщения с другими регионами, зарубежными странами и др.);
- природный и экологический потенциалы (состояние окружающей среды; площадь и качество посевных площадей; обеспеченность важнейшими видами минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных ресурсов, обеспеченность водными ресурсами, в том числе питьевой водой; возможности многоцелевого использования отдельных видов ресурсов в качестве элементов природных заповедников, рекреационно-туристических зон, спортивных баз; разнообразие и мощность месторождений полезных ископаемых и др.);
- демографический потенциал (численность населения, соотношение городского и сельского населения, половозрастной состав населения; естественный прирост населения, миграционный прирост и др.);
1 Рисин Игорь Ефимович - д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета. E-mail: [email protected]
2 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - www.consultant.ru
3 Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реали-зации№. - www.consultant.ru
- трудовой потенциал (численность экономически активного населения; профессиональная и возрастная структура рабочей силы; профессиональная и географическая мобильность рабочей силы; распределение трудовых ресурсов по отраслям и видам экономической деятельности и др.);
- производственный потенциал (величина основного капитала, его технологическая структура, физический износ, динамика обновления; технологии, применяемые в производстве; наличие импортозамещающего и экспорто-ориентированного производства и др.);
- инновационный потенциал (наличие и число организаций, выполнявших исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; внутренние затраты на исследования и разработки; число созданных передовых технологий; число использованных передовых технологий; устойчивость связей научных организаций с реальным сектором экономики, широта сферы распространения наукоемких производств и др.);
- финансовый потенциал (объем и структура инвестиций в основной капитал, в технологические инновации; объём налоговой базы и прибыльность предприятий региона; бюджетная обеспеченность; объем финансирования целевых программ федерального и регионального уровней в перспективные отрасли социально-экономической системы субъекта РФ и др.);
- потребительский потенциал (уровень дифференциации населения региона по доходам, масштабы и виды бедности, величина и структура потребительских расходов, склонность населения к накоплению и др.);
- инфраструктурный потенциал (уровень развития отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры; наличие современных транспортных магистралей, связывающих регион с другими субъектами РФ, их разнообразие и качество; обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием; состояние энергообеспеченности региона; уровень развития банковской сети и др.);
- институциональный потенциал (лояльность населения к действиям властей разных уровней; состояние правовой системы, регламентирующей экономический порядок; уровень согласованности действий региональных и местных властей; наличие и состояние институтов гражданского общества и др.);
- потенциал публичного (государственного и муниципального) управления и менеджмента хозяйствующих субъектов (уровень подготовки кадров, реализующих функции управления; состав и алгоритмы использования методов и инструментов управления; техническая и информационная оснащенность управленческого труда; состояние информационной базы управления и др.).
В диагностике возможностей и угроз востребован не только инструментарий стратегического анализа, но и экспертные оценки, получаемые в процессе анкетирования разных групп стейкхолдеров (крупный, средний, малый бизнес, дислоцированный на территории субъекта РФ; органы государственной власти и местного самоуправления региона; институты гражданского общества), представителей научного сообщества.
2. Диагностика ключевых проблем социально-экономического развития региона
Полагаем, что исходным моментом в решении этой задачи является характеристика инвариантного (присущего подавляющему большинству субъектов РФ) состава проблем. Здесь важно, оперируя статистическими показателями, показать их остроту применительно к конкретному региону.
По нашему мнению, инвариантный состав проблем регионального развития включает следующие:
- значительный уровень дифференциации качества жизни разных групп населения: городского и сельского; занятого в социальной сфере, реальном и финансовом секторах; не являющегося трудоспособным;
- недоиспользование человеческого капитала и инновационного потенциала, проявляющееся в уровне производительности труда; асинхронности развития кадрового и финансового обеспечения НИОКР; низком уровне интеграции организаций, имеющих креативный потенциал (НИИ, ведущие вузы) в экономическое пространство региона; пониженной доле продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП;
- значительный уровень социально-экономической асимметрии в пространственном развитии региона, проявляющийся в преобладающем числе муниципальных образований с ограниченным потенциалом социально-экономического развития, отсутствии экономического взаимодействия муниципальных образований, дисбалансе системы расселения населения, не обеспеченного достаточным числом рабочих мест, необходимой социальной и инженерной инфраструктурой;
- неразвитость транспортной и финансовой инфраструктуры: отсутствие достаточной связанности и транспортной доступности территорий региона; ограниченные масштабы и качество транспортно-логистических услуг; незначительные объемы венчурного финансирования;
- низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное экономическое пространство: доминирование производств, ориентированных на местные рынки сбыта; ограниченное число предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию; ограниченное число предприятий, функционирующих в отраслях «новой» экономики;
- низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в мировое экономическое пространство: пониженная конкурентоспособность продукции обрабатывающей промышленности, сферы образовательных и научных услуг;
- недостаточная сбалансированность экономического роста и повышения экологической безопасности региона: недостаточная динамика улучшения окружающей среды, испытывающей негативное воздействие экономики; ограниченная сфера действия «зеленой экономики», неразвитость процессов экологизации производства.
Качественно-количественная оценка инвариантных проблем регионального развития должна быть дополнена диагностикой проблем избирательного характера действия, отражающих специфику состояния и ресурсной базы отдельных элементов (видов экономической деятельности, отраслей, комплексов) социально-экономической системы региона. Ее получение сопряжено с комплексным использованием методов экономико-статистического и сравнительного анализа, экспертных оценок.
3. Идентификация относительных конкурентных преимуществ региона
Решение поставленной задачи сопряжено с применением методов стратегического и компаративного анализа, экспертных оценок.
Нетрудно определить, что в фокусе внимания разработчиков должны оказаться сильные стороны социально-экономической системы региона. Другое дело, что надо учитывать, что далеко не все из них могут претендовать на статус «конкурентного преимущества». Для его идентификации целесообразно использовать ряд критериев, в числе которых полагаем возможным выделить следующие:
- устойчивость воспроизводства сильной стороны, т.е. ее сохранение на протяжении длительного периода времени (как минимум, в среднесрочном периоде);
- наличие в регионе потенциала, необходимого для поддержания и развития этой сильной стороны;
- отсутствие во внешней среде региона существенных угроз сильной стороне, отличающихся высокой вероятностью реализации и силой негативного воздействия, способного привести к «потере» соответствующего конкурентного преимущества.
Важно отметить, что в решении поставленной задачи необходимо определить не только существующие конкурентные преимущества, но и новые, которые могут появиться в регионе на определенном этапе реализации Стратегии. Поэтому, наряду с инструментарием стратегического анализа востребованы экспертные оценки.
4. Определение миссии субъекта РФ
Сложность решения этой задачи обусловлена ролью, которую выполняет миссия субъекта РФ, призванная определить:
- главные рубежи в повышении благосостояния населения и развитии экономики региона, достигаемые в долгосрочной перспективе;
- основные функции региона в социально-экономической системе страны и соответствующего федерального округа;
- роль региона в системах более высокого уровня (российского, глобального), обеспеченная его нынешним и будущим местами в национальном и мировом разделении труда.
При формировании миссии должны быть учтены:
- достигнутый уровень социально-экономического развития региона;
- совокупный потенциал долгосрочного развития региона;
- относительные конкурентные преимущества региона.
Полагаем, что в решении этой задачи востребованы методы стратегического анализа и экспертных оценок.
5. Определение стратегических приоритетов социально-экономического развития субъекта РФ
Решение этой задачи предполагает, во-первых, учет приоритетов, являющихся общими для всех субъектов РФ (это необходимо для согласования векторов развития страны и ее регионов), во-вторых, определение приоритетов, являющихся избирательными, учитывающими особенности социально-экономического состояния и имеющийся потенциал развития региона, стратегические позиции, на которые он должен будет выйти в долгосрочном периоде.
Общие (инвариантные) приоритеты социально-экономического развития региона задаются Федеральным центром. Их перечень, включает, в том числе, приоритеты, определенные в Стратегии национальной безопасности РФ1; в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 04.12.20162; регионального развития Российской Федерации3. В дальнейшем их состав будет обновляться вводом в действие новых программных документов (Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегий развития макрорегионов и др.).
6. Определение стратегических целей и задач социально-экономического развития региона
В обосновании стратегических целей социально-экономического развития региона, как и при определении стратегических приоритетов, должны быть учтены инвариантные (общие для субъектов РФ) цели, установленные в программных документах Федерального Центра.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. -http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207978/
3 Проект Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - http://xn— 7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf
При определении основной стратегической цели социально-экономического развития субъекта РФ необходимо принять во внимание:
- совокупный потенциал социально-экономического развития региона;
- конкурентные преимущества региона (существующие и прогнозируемые);
- миссию региона;
- стратегические приоритеты социально-экономического развития региона.
Полагаем, что в решении и этой задачи востребованы методы стратегического анализа и экспертных оценок.
Важно учесть, что основная цель социально-экономического развития региона всегда состоит в повышении уровня и качества жизни его населения. Другое дело, что эта цель конкретизируется применительно к новому временному периоду (до 2030-2035 г.) с учетом имеющегося совокупного потенциала субъекта РФ, существующих и прогнозируемых его конкурентных преимуществ, миссии и стратегических приоритетов развития.
7. Характеристика основных направлений развития человеческого капитала и социальной сферы
субъекта Российской Федерации
Отметим, что информация, раскрывающая содержание процессов развития человеческого капитала и социальной сферы региона должна выстраиваться в определенной логической последовательности:
- постановка ключевых задач, решение которых обеспечивает достижение стратегических целей, имеющих непосредственное отношение к конкретной сфере (образование, здравоохранение, культура и др.) деятельности;
- определение ожидаемых основных качественных и количественных результатов, которые должны быть получены при успешном решении поставленных задач;
- установление способов и направлений деятельности органов государственной власти субъекта РФ, обеспечивающих такие результаты.
Полагаем, что комплексное применение названных методов, использование полноценной информационной базы являются необходимыми условиями качественной разработки региональных стратегий.