Шахов О Ф., Рисин И.Е.1
О РАЗНООБРАЗИИ ФОРМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗАННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
Ключевые слова: стратегическое партнерство государства и бизнеса, формы, особенности.
Keywords: strategic partnership between the state and business forms.
Государственно-частное партнерство, реализуемое ныне в отраслях производственной и социальной инфраструктуры общества, является важной, но не единственной формой стратегического партнерства публичной власти и бизнеса.
Современная российская практика свидетельствует о востребованности и других его форм, в числе которых совместная деятельность государства и бизнеса, связанная с пространственным развитием экономики страны и ее регионов, разработкой стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, государственной экономической политики во всем разнообразии ее видов (промышленная, кластерная, научно-технологическая и др.). Каждая из названных форм имеет особенности, учет которых необходим при обосновании мер, призванных обеспечить развитие стратегического партнерства государства и бизнеса.
Полагаем, что к особенным характеристикам государственно-частного партнерства, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации»2, оправданно отнести следующие:
- применение государством механизма конкуренции для выбора частного партнера;
- высокий уровень разнообразия видов ресурсов, совместно мобилизованных и используемых партнерами;
- использование в экономической деятельности партнерства технологических, продуктовых и организационных инноваций, освоенных частным партнером;
- распределение рисков между партнерами;
- юридическое оформление отношений партнеров, регламентирующее их права, обязанности, ответственность.
Стратегическое партнерство государства и бизнеса, связанное с пространственным развитием экономики страны, ее регионов, обеспечиваемым освоением перспективных форм ее организации (особых экономических зон, индустриальных парков, кластеров, территорий опережающего развития), регулируется комплексом Федеральных законов, в числе которых: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»3, Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N° 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»4, Федеральный закон Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития»5.
К особенным характеристикам этой формы стратегического партнерства государства и бизнеса могут быть отнесены следующие:
- разнообразие функций, реализуемых государством как партнером (в особых экономических зонах и территориях опережающего развития поддержка государством бизнеса представлена, в основном, налоговыми льготами; участники индустриальных парков и кластеров оказываются пользователями принадлежащими государству объектов производственной инфраструктуры, реципиентами инвестиций, выделяемых в том числе из государственного фонда поддержки промышленности);
- наличие управляющей компании, осуществляющей координацию деятельности бизнес-структур, являющихся участниками этих форм.
1 Шахов Олег Федорович - к.э.н., доцент кафедры «Финансы, кредит и страхование» Российской академии предпринимательства. E-mail: [email protected]
Рисин Игорь Ефимович - д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета. E-mail: [email protected]
2 Федеральный Закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». - http://base.consultant.ru/
3 Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». - http: //consultant.ru
4 Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». - http://consultant.ru
5 Федеральный закон Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития». - http://www.consultant.ru
Потребность в стратегическом партнерстве государства и бизнеса в стратегическом планировании социально-экономического развития страны, регионов в существенной мере актуализирована вводом в действие Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1 .
К особенным характеристикам этой формы стратегического партнерства государства и бизнеса могут быть отнесены следующие:
- объединение интеллектуальных ресурсов партнеров, востребованных для реализации функции стратегического планирования социально-экономического развития страны, регионов;
- институциональное обеспечение участия бизнеса в этой деятельности, представленное сетью различного рода органов, созданных на общественной основе (экспертных, консультативных и иных советов);
- участие представителей бизнеса в обосновании содержания стратегий развития экономики, различных видов государственной экономической политики (постановке целей и задач, определении приоритетов и др.), выборе механизмов их реализации.
Важная характеристика названных форм - стратегические сферы их использования в современной экономике России. В выявлении таких сфер оправданно обратиться к программным документам Федерального центра, устанавливающим на долгосрочный период времени ключевые направления концентрации ресурсов и действий публичной власти.
Их состав на данный момент формируют, в том числе, приоритеты, определенные в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 04.12.20162, в Стратегии национальной безопасности РФ3, проекте Концепции Стратегии
4
ее пространственного развития .
Анализ названных документов позволяет сделать вывод о том, что перечни стратегических приоритетов, установленных государством, включают как уже осваиваемые, так и новые сферы его сотрудничества с бизнесом.
К первым, в которых уже существует практика стратегического партнерства названных субъектов, относятся, в том числе: повышение конкурентоспособности экономики на основе ее инновационной модернизации; развитие образования, здравоохранения, повышение качества и доступности их услуг; модернизация дорожной сети.
Состав вторых применительно к проектам государственно-частного партнерства включает такие стратегические приоритеты, как интеграция научных центров с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями; освоение передовых цифровых, интеллектуальных производственных технологий; развитие сельского хозяйства и укрепление позиций на мировом рынке сельскохозяйственной продукции; создание и развитие высокопродуктивного и экологически чистого агро- и аквахозяйства; рациональное природопользование.
Ряд приоритетов устанавливает ключевые направления развития формы стратегического партнерства, связанной с пространственным развитием, повышением целостности экономики страны, ее регионов, задает новые требования к практике ее использования.
В числе таких направлений следует выделить: формирование новых кластеров; формирование новых интеллектуальных территорий в формате интеллектуальных долин; размещение наукоемкой и новой промышленности в крупных городских агломерациях; формирование новых промышленных районов вблизи крупнейших городских агломераций.
В составе новых требований: высокий уровень разнообразия новых, преимущественно инновационных кластеров (биомедицинских, образовательных, логистических, электронных, фармацевтических и др.); взаимодополняющее использование форм пространственной организации экономики; ориентация на развитие межрегионального сотрудничества, в том числе, на основе разработки и реализации долгосрочных мегапроектов.
Очевидно, что учет этих приоритетов становится необходимым и при использовании формы стратегического партнерства государства и бизнеса, связанной с разработкой стратегий и государственной политики развития Российской Федерации, субъектов РФ, что будет обеспечиваться постановкой соответствующих целей и выбором адекватных им механизмов реализации.
Важная характеристика форм стратегического партнерства государства и бизнеса - цели их деятельности.
Полагаем возможным следующим образом определить главную цель стратегического партнерства государства и бизнеса применительно к каждой из его форм:
- главная цель государственно-частного партнерства состоит в росте конкурентоспособного производства общественных и частных товаров и услуг в широком спектре видов экономической деятельности на основе повышающейся эффективности использования государственной и частной собственности;
- главная цель стратегического партнерства государства и бизнеса, связанного с разработкой стратегий социально-экономического развития страны, регионов, государственной экономической политики, состоит в повышении
1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://consultant.ru
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. - http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_207978/
3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/
4 Проект Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. - http://xn— 7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf
уровня обоснованности ключевых направлений и плановых рубежей развития экономики Российской Федерации, субъектов РФ, выбора инструментов и мер, обеспечивающих их достижение;
- главная цель партнерства государства и бизнеса, связанного с использованием перспективных форм пространственной организации бизнеса, состоит в создании и обеспечении долговременного развития новых точек роста в экономическом пространстве страны, ее регионов.
Полагаем, что одним из ключевых условий эффективной практики стратегического партнерства государства и бизнеса является взаимосвязанное применение его форм. В этой связи, считаем, что необходимыми компонентами содержания разрабатываемых ныне актуализированных вариантов стратегий социально-экономического развития субъектов РФ1 должны быть:
- элементы социально-экономической системы региона (сферы, комплексы, отрасли), развитие которых сопряжено с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) для производства общественных и частных благ в широком спектре видов экономической деятельности;
- муниципальные образования, развитие которых сопряжено с использованием перспективных форм пространственной организации экономики;
- механизмы реализации стратегии, включающие развернутый перечень инструментов ГЧП, избирательных для видов экономической деятельности; состав форм пространственной организации экономики с указанием существующих и прогнозируемых «точек» роста.
1 Такой процесс «запущен» вводом в действие Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».