Научная статья на тему 'Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды'

Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ВОДОКАНАЛ / СОКРАЩЕНИЕ / ПОТЕРИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STRATEGIES / WATER UTILITY / WATER RESOURCES / REDUCTION / LOSSES / ENERGY SAVING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаадаев В.К., Чаадаева В.В.

В статье рассматриваются вопросы оптимизации инвестиционных планов водоканалов по модернизации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности при гарантированном обеспечении потребителей качественной питьевой водой по доступной цене за счет применения современных информационных технологий. Основой для решения указанных задач является определение реальной структуры неучтенных расходов и потерь воды и создание системы оперативного мониторинга на предприятиях, предоставляющих услуги водоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRATEGY OF LOSSES AND UNACCOUNTED WATER EXPENSES REDUCTION

Within the paper problems of optimization of water supplying enterprises investment plans are considered. The paper presents the way of investment plans (concerning the aspects of modernization, energy savings and energy efficiency improvement) optimization using modern information technologies in condition of compulsory providing consumers with high-quality drinking water for reasonable prices. The basis of the solution of the specified tasks is determination of real structure of unaccounted expenses and water losses and creation of an on-line monitoring system at water supplying enterprises.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.182 Чаадаев В.К.1, Чаадаева В.В.2

1ORCID: 0000-0001-7484-5848, Доктор экономических наук, ЗАО «Ресурсная Инвестиционная Компания», 2ORCID: 0000-0002-5525-9795, Аспирант, Самарский государственный экономический университет РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СОКРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ И НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ ВОДЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оптимизации инвестиционных планов водоканалов по модернизации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности при гарантированном обеспечении потребителей качественной питьевой водой по доступной цене за счет применения современных информационных технологий. Основой для решения указанных задач является определение реальной структуры неучтенных расходов и потерь воды и создание системы оперативного мониторинга на предприятиях, предоставляющих услуги водоснабжения.

Ключевые слова: стратегия, водоканал, сокращение, потери, энергосбережение, информационные технологии.

Chaadaev V.K.1, Chaadaeva V.V.2

1ORCID: 0000-0001-7484-5848, PhD in Economics, Resursinvest, 2ORCID: 0000-0002-5525-9795, Postgraduate student, Samara state economic university DEVELOPMENT OF STRATEGY OF LOSSES AND UNACCOUNTED WATER EXPENSES REDUCTION

Abstract

Within the paper problems of optimization of water supplying enterprises investment plans are considered. The paper presents the way of investment plans (concerning the aspects of modernization, energy savings and energy efficiency improvement) optimization using modern information technologies in condition of compulsory providing consumers with high-quality drinking water for reasonable prices. The basis of the solution of the specified tasks is determination of real structure of unaccounted expenses and water losses and creation of an on-line monitoring system at water supplying enterprises.

Keywords: strategies, water utility, water resources, reduction, losses, energy saving, information technology.

Вопросы повышения эффективности работы систем водоснабжения (как технической, так и финансово-экономической) являются одними из основных в деятельности любых компаний водоснабжения в странах рыночной экономики. Одним из наиболее распространенных параметров, по которым оценивается эффективность работы водопроводов, является размер неучтенных расходов воды.

Как правило, данный показатель отражает разницу между объемом воды, подаваемой в сеть и объемом воды, поставленной потребителю и предъявленным к оплате. Размер неучтенных расходов воды зависит в первую очередь от состояния трубопроводов и от точности измерения объемов ее потребления.

Результатом больших величин неучтенных потерь становится рост прямых эксплуатационных затрат (потребление электроэнергии и реактивов), ухудшение финансово-экономических показателей деятельности организаций (нелегальное и сверхнормативное потребление), перегрузки мощностей сооружений и возникновение искусственных дефицитов воды, то есть прямое ухудшение качества оказываемых услуг. Кроме того, увеличивается отрицательное воздействие на инженерно-строительные объекты из-за подтоплений и размывов грунта, возрастает нагрузка на очистные сооружения, не компенсируемая адекватным ростом платежей. Таким образом, неучтенные расходы и потери воды ведут к прямым коммерческим потерям предприятия водоснабжения.

В условиях кризисных явлений и реформирования коммунального хозяйства, отсутствия бюджетных субсидий, а также перехода населения на полную оплату стоимости услуг водоснабжения, продолжение игнорирования вопросов эффективности работы систем коммунальной инфраструктуры и борьбы с неучтенными расходами не может быть оправдано ни с экономической, ни с социальной точек зрения.

В связи с этим весьма актуальной для предприятия водоснабжения является разработка и дальнейшая практическая реализация стратегии по сокращению потерь и неучтенных расходов воды.

Сокращение потерь и неучтенных расходов воды должно быть целью любого предприятия водоснабжения, поскольку это ведёт к повышению экономической и экологической эффективности компании, а также к улучшению качества услуг для потребителей [1, 2].

Основанием для начала работ по сокращению потерь воды должен служить системный анализ и оценка следующих показателей:

1. Эффективность эксплуатационных расходов - при меньшей нагрузке управление инженерными сетями требует меньше ремонтов и предотвращает компенсационные выплаты.

2. Эффективность капитальных вложений - повышение качества водоснабжения продлит срок службы всех компонентов системы водоснабжения и снизит постоянные издержки в долгосрочной перспективе.

3. Точность измерения и начислений - сокращение потерь воды приводит к снижению темпов роста тарифов для конечных потребителей, при этом доходная часть не должна измениться при правильном подходе к вопросу учета потребления.

4. Соблюдение и улучшение нормативных показателей надежности и надежности водоснабжения - содержащийся в хорошем состоянии водопровод с небольшим количеством порывов и утечек гарантирует стабильное водоснабжение.

5. Снижение количества повреждений сторонних инфраструктурных сооружений и объектов - из-за утечек образуются подземные пустоты, что может привести к разломам дорог и обрушению зданий.

6. Снижение нагрузки на очистные сооружения - попадание воды из протечек в стоки создает дополнительную нагрузку на канализационные коллекторы.

7. Удовлетворенность потребителей - помимо низкого качества воды, недостаточного снабжения и рисков для здоровья, утечки приводят к понижению давления в системе водоснабжения, изменение ситуации дополнительно мотивирует потребителей к своевременной оплате услуг.

Основой для разработки стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды являются результаты изучения существующего положения на конкретном предприятии, состояния нормативной правовой отраслевой базы, наличия современных технологических и информационных решений в области управления предприятием водоснабжения [4].

Целью стратегии является оптимизация инвестиционных планов по модернизации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности предприятия за счет применения современных информационных технологий [3].

Разработка стратегии сокращения потерь и неучтенных расходов воды должна решать следующие задачи:

- развитие и внедрение информационных технологий для создания системы комплексного оперативного мониторинга неучтенных расходов и потерь воды;

- сокращение неучтенных расходов, водосбережение и повышение качества услуг водоснабжения;

- определение структуры неучтенных расходов и потерь воды, разработка модели оперативного мониторинга и методики определения неучтенных расходов и потерь воды;

- разработка методических рекомендаций по снижению неучтенных расходов и потерь воды.

Решение этих задач позволит снизить годовое количество коммерческих потерь воды до экономически целесообразного уровня.

Для снижения потерь воды предприятия водоснабжения должны осуществлять переход на новый уровень анализа и текущего контроля состояния водопроводной сети. Для этого могут использоваться современные информационные системы, назначением которых является:

- получение подробной информации о распределении потоков воды на сетях водоснабжения;

- непрерывный контроль работы сети;

- локализация аварийных участков сети;

- мониторинг водопотребления в жилом секторе;

- оперативное обнаружение утечек.

Использование современных информационных технологий обеспечивает:

- актуальную базу данных о потребителях услуг водоканала и потребляемых объемах воды по каждому из них;

- системный подход к организации проектов модернизации, реконструкции, капитального строительства и эксплуатации инфраструктуры водоканала;

- перспективное планирование и прогнозирование.

При практической реализации стратегии снижения потерь и неучтенных расходов воды должны быть решены следующие задачи:

1. Внедрение автоматизированных технологий учета и управления водоснабжением, обеспечивающих:

- оперативный расчёт и долгосрочное планирование ресурсов сети;

- оптимизацию модернизации инфраструктуры подачи воды;

- оптимизацию сроков службы активного оборудования.

2. Оптимизация эксплуатации сетевой инфраструктуры:

- инвентаризация и учёт объектов и систем сетевой инфраструктуры;

- переход от планово-восстановительного метода к контрольно-корректирующему методу эксплуатации сетевой инфраструктуры;

- гибкая организационная структура предприятия.

3. Учет и обслуживание потребителей:

- оснащение приборами учёта, оборудованными автоматизированной информационно-измерительной системой коммерческого учета энергоресурсов (АИИС КУЭ);

- внедрение инновационных методов тарифообразования (линейки тарифов);

- клиентроориентированный подход к работе с потребителями.

Первоначальным шагом работы по контролю потерь и неучтенных расходов воды является составление реального баланса производства и потребления воды, при этом особое внимание необходимо уделить оценке реальных объемов забора, производства и подачи воды в сеть, так как существующая практика официальной отчетности свидетельствуют о наличии искажений в отчетных показателях производственной деятельности.

Поэтому главная задача стратегии - определить реальный уровень неучтенных расходов и потерь воды и рассчитать экономическую эффективность выполнения работ по их сокращению.

Литература

1. Лернер А.Д. Неучтенные расходы в системах коммунального водоснабжения и водоотведения // Водоснабжение и санитарная техника. 2005. № 4. С. 9-12.

2. Храменков С.В. Время управлять водой. М.: Московские учебники и Картолитография, 2012. - 279 с.

3. Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.

4. Чаадаева В.В. Принципы функционирования коммунального сектора экономики как сложного системного объекта // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3). С. 190-193.

References

1. Lerner A.D. Neuchtennye rashody v sistemah kommunal'nogo vodosnabzhenija i vodootvedenija // Vodosnabzhenie i sanitarnaja tehnika. 2005. № 4. S. 9-12.

2. Hramenkov S.V. Vremja upravljat' vodoj. M.: Moskovskie uchebniki i Kartolitografija, 2012. - 279 s.

3. Chaadaev V.K. Osobennosti reinzhiniringa biznes-processov kak metoda provedenija izmenenij // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 10. S. 149-156.

4. Chaadaeva V.V. Principy funkcionirovanija kommunal'nogo sektora jekonomiki kak slozhnogo sistemnogo ob#ekta // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 6-3 (59-3). S. 190-193.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.016 Чередник М.Ю.1, Лиу Вэн Ю2 Магистрант-соискатель, 2Профессор, Даляньский технологический университет ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ БЕЛАРУСИ И КИТАЯ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГЕРЧИКОВА В.И.

Аннотация

В этой статье будет проведено исследование корпоративной мотивации Беларуси и Китая на основе типологической модели трудовой мотивации Владимира Исааковича Герчикова. Во введении мы приведем обоснование выбора данной модели в качестве базы для нашего исследования. Основная часть статьи будет посвящена самому исследованию. В заключении мы предоставим результаты анализа, которые помогут выявить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимания при взаимодействии компаний из Беларуси и Китая.

Ключевые слова: корпоративная мотивация, Беларусь, Китай, Герчиков.

Cherednik M.Y.1, Liu Wen Yu2 Postgraduate student, 2Professor, Dalian University of Technology A COMPARATIVE STUDY OF CORPORATE MOTIVATION BETWEEN COMPANIES IN CHINA AND BELARUS ON THE BASIS OF GERCHIKOV'S MOTIVATION MODEL

Abstract

This research examined corporate motivation in Belarus and China on the basis of Gerchikov's motivation theory. We will bring theoretical substantiation for the work and state why we have chosen Gerchikov's motivation model as foundation for the analysis. On the basis of the results gathered with the help of the research we will propose a suggestion on what peculiarities in the framework of corporate motivation we shall pay special attention in the course of Belarusian and Chinese companies' cooperation.

Keywords: corporate motivation, Belarus, China, Gerchikov.

1.Introduction

In this article we will take Gerchikov's motivation theory as a basis of the analysis. It was decided to choose this concept as, first of all, it unites experience of traditional, procedural and substantive concepts, supplementing and combining them in the one theory. Secondly, Gerchikov's theory allows describing motivational character of not only every employee, but also of the whole company in general. Moreover, motivational theory of Gerchikov shows the direction for efficiency increase, revealing both the most effective, and the least desirable methods of stimulation for each worker individually. Gerchikov's motivation model also reveals the ways for employees' self-motivation. By means of this concept it is possible to understand what exactly attracts employee in the current work, what advantages it gives to the worker now and what he can receive in the future.

According to Gerchikov's concept there are five types of labor motivation: instrumental, professional, host, patriotic and avoiding (lumpen) [1].

Instrumental type. For this type work itself has no special value. It is considered to be a source of earnings and other benefits gained as a reward for work.

Professional type values work's content and possibility to show his knowledge and resolve challenges. This type prefers to work independently and is notable for developed professional characteristics.

Patriotic type. This type is interested in taking part in the implementation of significant organizational goals. He usually considers himself to be very important for the organization and is notable for readiness to take additional responsibility.

Host type is reflected by taking voluntary responsibility for work. This type will do his work with maximum efficiency without asking for special content or high pays. Nevertheless, host type is hard to rule because he stand instructions.

Lumpen (Avoiding). This type has a very low motivation and qualification and doesn't strive to increase it. He's irresponsible and tries to avoid any work connected with personal responsibility. At the same time, he's in favor of equality and accepts low salary if nobody else gets more.

As a rule, there are no pure motivation types. Each employee represents a combination of all or some of motivational types to a certain proportion. Thus, each person is described by motivational profile showing at what degree each motivational type takes part in each employee's motivation character. Each type suits to the most and the least effective forms of work motivation. This typological model is implemented in the Motype test created by Gerchikov [3]. The test helps to find out motivation structure of both selected employees and personnel groups. Referring the results to the Table 1 we will see which motivation forms are more useful, neutral and forbidden in every organization [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.