Х.И. Мокаев
Аспирант, Кабардино-Балкарский научный центр РАН
H.I. Mokayev
Post-graduate student, Kabardino-Balkarian Science Center of RAN
([email protected] 8-928-694-40-41)
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы стратегического развития региональной инфраструктуры в депрессивных республиках СКФО, обосновано, что несовершенство системных преобразований в сфере управления региональными инфраструктурными комплексами привели к ограничительному характеру их развития и т.д., что потребовало разработки стратегии адаптивного комплексного развития инфраструктуры депрессивных территорий с целью достижения сбалансированности всех ее составляющих.
Annotation. In article problems of strategic development of regional infrastructure in the depressive republics of North Caucasus federal district are considered, it is proved that the imperfection of system transformations in the sphere of management of regional infrastructure complexes was resulted in the restrictive nature of their development, etc. that has demanded development of strategy of adaptive complex development of infrastructure of depressive territories for the purpose of achievement of balance of all her components.
Ключевые слова: экономический кризис, социально-экономическая дифференциация регионов, депрессивные республики, структурная обеспеченность, региональная инфраструктура, сценарии развития.
Key words: economic crisis, social and economic differentiation of regions, depressive republics, structural security, regional infrastructure, scenarios of development.
Гибкость и устойчивость сбалансированного развития региональной экономической системы во многом зависит от состояния ее инфраструктуры, ибо последнее существенно воздействует на сущность и особенности территориальной и отраслевой организации общественного производства. Естественно, что все это, в конечном итоге, сказывается на качестве и уровне жизни населения территории.
В депрессивных республиках СКФО крайне низкий уровень структурной обеспеченности, что сдерживает процесс развития и оптимального размещения производительных сил, вынуждает нести избыточные издержки при формировании даже первоначальной материально-технической базы и т.д. положение усугубляется тем, что даже федеральные целевые программы по региональному развитию социально-экономической сферы разрабатываются без учета параметров инфраструктурного потенциала каждого обособленного региона РФ [3, 7].
Региональная экономика даже такой небольшой по территории и объемам ВРП как Кабардино-Балкарская республика, тем не менее, являет собой многоотраслевое хозяйство, в рамках которого приходится ежедневно решать комплекс острых проблем социального и экономического характера. Причем, эти отношения касаются не только непосредственно производственного процесса и процесса распределения, обмена и потребления благ в каждой республике СКФО, но также сформированных и новых формирующихся межрегиональных и межотраслевых экономических связей [2, 5, 11].
Надо отметить, что даже в депрессивных условиях существования региональная инфраструктура превратилась в ключевой фактор, формирующий и определяющий конечные результаты производства и уровня жизни населения. При сложившейся тяжелой социально-экономической ситуации в депрессивных рес-
публиках (обвальное снижение доходов населения, кратное превышение по безработице российских показателей, особенно, в горных территориях, запущенность дорог и т.д.) необходимо, в первую очередь, решить комплекс проблем касающихся повышения компетентности аппаратов государственного и муниципального управления. Высокая дотационность республик СКФО, вызываемая отсутствием высокоэффективных промышленных или иных предприятий, подтверждает, что формирование и развитие инфраструктуры невозможно без максимального участия государства [6, 12, 14]. Мы убеждены, что процесс развития региональной инфраструктуры нельзя отдавать на откуп региональным органам власти, ибо речь идет не только о чисто региональных, но и о необходимости обеспечения межрегиональных, материальных, трудовых, информационных и иных потоков, что требует обязательного совместного участия федеральных и региональных органов управления.
Другой особенностью является существенное различие степени плотности распределения составляющих инфраструктуры в пределах республик. Как правило, вся экономика, в основном, расположена в равнинной части, что крайне негативно сказывается на социально-экономическом развитии горных территорий. Все это актуализирует необходимость при разработке стратегических планов и прогнозов социально-экономического развития территории обязательной и целевой детализации актуальных вопросов инновационных, инвестиционных и социальных ориентиров регионального развития, в том числе инфраструктуры.
Необходимо изменить целевой подход организации региональной инфраструктуры. Сегодня в региональных документах отсутствуют четкие приоритеты развития региональной инфраструктуры, нет согласованности между собой приоритетных стратегических направлений, сбалансированности планируемых мероприятий и т.д.
Характерной особенностью республик СКФО является то, что они все аг-рарноориентированные, при этом, как правило, осуществляется сырьевая модель развития. Все это делает отрасль низкодоходной и даже иной раз нерентабельной. Мы убеждены, что даже в таких тяжелых условиях можно и необходимо перейти к модели интенсивного инновационного развития агропромышленного комплекса. Как правило, хозяйствующие субъекты АПК приобретают морально устаревшее оборудование, что в конечном итоге, отбрасывает республику во много лет назад. Необходимо построить такую модель, которая позволяла бы развивать технологии глубокой переработки на перерабатывающих предприятиях АПК, что может кратно увеличить добавленную стоимость, создаваемую в республике [10].
Существенные диспропорции территорий даже внутри одной республики -например, Кабардино-Балкарской, вызывают множество проблем при осуществлении социально-экономической политики и обостряют региональные социально-экономические и даже межнациональные кризисы. Так, например, в горных -Эльбрусском и Черекском районах КБР наблюдается неполнота и неразвитость составляющих элементов социальной инфраструктуры, что вызывает определенные сложности в обеспечении хотя бы необходимого уровня жизни населения. Можно также отметить, что присутствует ненадлежащий уровень транспортной инфраструктуры, вследствие чего затруднен взаимный кругооборот людских и материальных потоков между районами внутри республики, плюс повышенный износ автомобильных дорог и т.д. Все это способствует углублению дифференциации в обществе.
Все вышесказанное однозначно говорит об актуальности разработки стратегии адаптивного комплексного развития инфраструктуры депрессивных территорий с целью достижения сбалансированности всех ее составляющих. В нашем случае стратегия устойчивости и сбалансированного развития региональной ин-
фраструктуры территориального производственного комплекса есть долгосрочное перспективное направление развития, построенное на комплексе систематизированных мероприятий, способствующих выбирать наиболее значимые инструменты и способы реализации процедур, параметров и процессов развития региональной инфраструктуры. Системный подход разработки стратегического развития в данном случае позволяет рассматривать региональную инфраструктуру в виде комплекса взаимосопряженных и взаимодействующих субъектов в составе ее разнопрофильных компонент.
Сама же стратегия устойчивости и сбалансированного развития строится на 2 ключевых показателях, ее определяющих:
1. комплексный подход к разработке приоритетных направлений развития региональной инфраструктуры;
2. задействование стратегического планирования и прогнозирования непосредственно в процессе реализации мероприятий по формированию инфраструктуры регионального хозяйственного комплекса.
Отличительной особенностью региональной инфраструктуры является то, что все ее составляющие элементы, независимо от отраслевого характера конкретной территории, должны быть подвержены устойчивому развитию, ибо конечной целью всего происходящего в регионе является удовлетворение возрастающей потребности всех предприятий, всего населения. Игнорирование государственными структурами или бизнесом отдельных компонентов региональной инфраструктуры, как правило, приводит к негативным результатам, ибо не способствует формированию объективного подхода и достижения стратегической направленности планирования социально-экономического развития инфраструктуры региональной экономической системы [1, 4, 8, 9].
В депрессивных республиках довольно низки потенциальные возможности региональной инфраструктуры для обеспечения необходимого продуктивного воспроизводственного процесса, для обеспечения межрегионального и межотраслевого равновесия.
В территориях опережающего развития устойчиво и успешно применяются инструменты стратегического планирования. Это позволяет просчитывать и моделировать требуемые (оптимальные) состояния всех элементов региональной инфраструктуры на базе достижения инфраструктурной сбалансированности, обеспечить равновесное состояние инфраструктуры территорий по каждой ее компоненте.
Ожидаемо, что задействование в депрессивных республиках СКФО новых инструментов позволит осуществление рационального и устойчивого функционирования и развития региональной инфраструктуры, а значит и социально-экономического развития территории. Это крайне необходимо, так как в республиках СКФО наблюдается сокращение бюджетных расходов на осуществление инфраструктурных проектов. На местах данное положение объясняют тем, что республики при бюджетном планировании вынуждены довольно часто предпочтение отдавать оперативным, не требующим отлагательства социальным обязательствам. Также надо отметить крайне низкую заинтересованность предпринимательского круга в участии реализации инфраструктурных проектах на рыночных условиях. Видимо, по этой причине инвестиционная привлекательность практически отсутствует в рыночной и социальной компонентах инфраструктуры республик СКФО. как видно из вышесказанного, на местах наблюдается разба-лансированность и отсутствие деловой взаимоувязки звеньев региональной инфраструктуры меж собой, что продолжает нагнетать социально-экономическую дифференцированность этих территорий.
Все это еще раз говорит о необходимости системного развития всех составляющих компонентов региональной инфраструктуры., обеспечение сглаживания и выравнивания резких региональных диспропорций.
Анализ специальной литературы, а также исследование статистических и аналитических материалов региональной экономики депрессивных республик СКФО однозначно говорит об актуальности разработки стратегии устойчивого и сбалансированного развития региональной инфраструктуры. И это естественно, ибо комплексное формирование и развитие региональной инфраструктуры сегодня выступает обязательным и необходимым условием активизации и стимулирования экономического роста. Так, например, имеются расчеты Всемирного Банка, где доказано, что увеличение инвестиционных вложений в инфраструктуру на 10% позволяет обеспечить 1% роста экономики [13].
Сегодня разработаны различные эффективные инструменты обеспечения сбалансированного развития инфраструктуры региональной экономической системы в рамках стратегического прогнозирования, в частности, такие как форсайт и дорожное картирование.
Применение технологии форсайт позволяет при прогнозировании корректировать полученные промежуточные результаты в зависимости от условий и направленности воздействий окружающей среды.
Преимуществом дорожного картирования является возможность взаимосо-гласовывать и взаимоувязывать стратегическое планирование и прогнозирование меж собой с целью детальной разработки возможных оптимальных сценариев развития регионального инфраструктурного комплекса, а также структурировать процессы обеспечения его сбалансированности во времени [9].
Совокупность региональной инфраструктуры (обеспечивающая, производственная, социальная, инвестиционная, инновационная, рыночная) говорят о том, что решается комплекс не только чисто экономических мероприятий, но и также задействуется социальные, технологические, технические и иные, ибо конечные результаты функционирования региональной инфраструктуры зависят от множества факторов, в частности, от ее технического состояния, от инвестиционной привлекательности и т.д.
Осуществление стратегии сбалансированного развития региональной инфраструктуры обеспечивается комплексом мероприятий, в том числе такими как формирование достоверной и полной информационной базы, уровнем разработки принимаемых управленческих стратегических решений по реформированию региональной инфраструктуры с учетом прогнозирования ее развития; обеспечения устойчивости и сбалансированности развития региональной инфраструктуры с учетом соотносимости задействованных ресурсов и конечных результатов ее использования, равномерности ее развития и т.д.; наращиванием хозяйственного потенциала производственной инфраструктуры, формированием благоприятного инвестиционного климата, ростом качества жизни населения каждой территории РФ.
Мы убеждены, что создание оптимальных инфраструктурных условий устойчивого сбалансированного развития региональной экономической системы в депрессивных республиках должно войти в число наиболее приоритетных направлений государственной национальной экономической политики, которые необходимо реализовать в увязке с задействованием ресурсных возможностей каждой отдельной республики. Источники:
1. Ахтариева Л.Г. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры // Проблемы современной экономики, №3 (27), 2008. - С. 11-16.
2. Бекова О.О., Оздоева Д.М., Мисаков В.С. Интеграция как основа формирования регионального производственного комплекса. Экономические науки. 2011. № 85. С. 163167.
3. Гаужаев А.З., Маиров А.Ю., Мисаков В.С. Институционально-организационный контекст стратегии модернизации развития региональных производственных комплексов. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 62-66.
4. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979
5. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт информатики и проблем регионального управления. Нальчик, 2006.
6. Мисаков В.С., Куянцев И.А., Казанчева Х.К., Дикинов А.Х., Кильчукова А.Л., Эфендиева А.А., Сабанчиев А.Х., Мисаков А.В., Абаев Р.М. Прогнозирование и оценка возможностей устойчивого развития проблемных регионов. Под научной редакцией В.С. Мисакова. Нальчик, 2015.
7. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 176-181.
8. Мисаков В.С.Проблемы обеспечения социо-эколого-экономической безопасности горных территорий Юга России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 113-120.
9. Овешникова Л.Н. Развитие региональной инфраструктуры на основе прогнозирования методами экспертных панелей, сценариев и дорожного картирования // Среднерусский вестник общественных наук, № 5 (35). 2014. - С. 110-118.
10. Проблемы развития региональной инфраструктуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.5rik.ru/na5/1392-1.htm
11. Тоторкулов Ш.М., Этлухов О.А.Г., Мисаков В.С. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях. Вопросы экономики и права. 2011. № 42. С. 123-127.
12. Шевлоков В.З., Мисаков В.С. Ориентиры улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в КБР. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 2 (58). С. 110-113.
13. Эксперт-Ра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru
14. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture modernization on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. Т. 10. № 10. С. 1946-1951.
Sources:
1. Akhtarieva L.G. System modernization of the regional market infrastructure // Problems of Mod-
ern Economics, №3 (27), 2008. - P. 11-16.
2. Bekova OO, Ozdoeva DM, Misakov VS Integration as the basis for the formation of a regional
production complex. Economic sciences. 2011. № 85. P. 163-167.
3. Gauzhaev AZ, Mairov A.Yu., Misakov VS Institutional and organizational context of the modern-
ization strategy for the development of regional production complexes. Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2-2. Pp. 62-66.
4. Galbraith D. Economic theories and the goals of society. Moscow: Progress, 1979
5. Misakov VS Methodological bases of modeling of process of the economic analysis of a condition
of business. Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences, Institute of Informatics and Problems of Regional Management. Nalchik, 2006.
6. Misakov VS, Kuyantsev IA, Kazancheva Kh.K., Dikinov A.Kh., Kilchukova AL, Efendieva AA,
Sabanchiev A.Kh., Misakov A.V., Abaev R.M. Forecasting and assessing the opportunities for sustainable development of problem regions. Under the scientific editorship of V.S. Misakova. Nalchik, 2015.
7. Misakov VS, Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of shadow rela-
tions in the regional economy. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 176-181.
8. Misakov VS Problems of ensuring socio-ecological and economic security of mountain areas in
the South of Russia. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 1 (69). Pp. 113-120.
9. Oveshnikova L.N. Development of regional infrastructure on the basis of forecasting using expert
panels, scenarios and road mapping // Srednerussky Vestnik Social Sciences, No. 5 (35). 2014. -P. 110-118.
10. Problems of development of regional infrastructure [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.5rik.ru/na5/1392-1.htm
11. Totorkulov Sh.M., Etlukhov OAG, Misakov VS Actual problems of small business development in modern conditions. Issues of economics and law. 2011. № 42. P. 123-127.
12. Shevlokov VZ, Misakov VS Guidelines for improving the investment and business climate in the CBD. Izvestiya of the Kabardino-Balkarian Science Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 2 (58). Pp. 110-113.
13. Expert-Ra [Electronic resource]. - Access mode: http://raexpert.ru
14. Misakov V.S., Kuyantsev A.I., Dikinov A.H., Kazancheva H.K., Misakov A.V. National agriculture on the basis of import substitution. International Business Management. 2016. 10. 10. № 10. P. 1946-1951.
Б.М. Мусаева
ассистент кафедры «Экономика предприятий», Чеченский государственный университет
B.M. Musaeva
Assistant of the Department of "Economics of Enterprises " Chechen State University ([email protected] 8-928-789-17-35)
Х.А. Битоков
Аспирант, Кабардино-Балкарский научный центр РАН
H.A. Bitokov
Post-graduate student, Kabardino-Balkarian Science Center of RAN
([email protected] 8-905-436-50-90)
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы инновационно-ориентированного сбалансированного развития регионов, обеспечения требуемых объемов и качества ресурсов, оптимального координирования движения ресурсных потоков. Предложены пути мобилизации экономико-ресурсного потенциала депрессивных территорий, в частности, обосновано, что при разработке алгоритма выработки управленческих решений с целью отбора модели ресурсного обеспечения инновационно-ориентированной стратегии сбалансированного развития территориального хозяйственного комплекса в качестве его целевого ориентира целесообразно выделять сбалансированность исследуемой воспроизводственной системы.
Annotation. In article problems of the innovative focused balanced development of regions, ensuring the required volumes and quality of resources, optimum coordinating of the movement of resource streams are considered. Ways of mobilization of economical and resource capacity of depressive territories are offered, in particular, it is proved that when developing an algorithm of development of administrative decisions for the purpose of selection of model of resource ensuring the innovative focused strategy of the balanced development of a territorial economic complex as his target reference point it is expedient to mark out balance of the studied reproduction system.
Ключевые слова: региональная экономическая система, депрессивные территории, пространственное развитие, социально-экономический потенциал, инновации, ресурсные потоки, сбалансированное развитие региона.
Key words: regional economic system, depressive territories, spatial development, social and economic potential, innovations, resource streams, balanced development of the region.
В последние годы довольно часто применяется понятие «пространственное развитие», под которым понимается, что количественные представления о векторе прохождения социально-экономических процессов необходимо дополнить иссле-