Научная статья на тему 'Разработка стратегических направлений, обеспечивающих конкурентоспособность экономики Анголы'

Разработка стратегических направлений, обеспечивающих конкурентоспособность экономики Анголы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / ЭКОНОМИКА АНГОЛЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / COMPETITION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF A COUNTRY / ANGOLAN ECONOMY / DOMESTIC PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Себаштиау Белшиор Жанго

В работе определяется исток происхождения экономической категории «конкурентоспособность» и дается определение этого термина. Вместе с тем, рассматривая теоретические основы конкурентоспособности на макроуровне, автор раскрывает содержание понятия «конкурентоспособность страны», выявляет базовые проблемы конкурентоспособности экономики Анголы и предлагает стратегические направления, способствующие их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF STRATEGIC POLICIES FOR ENSURING THE ANGOLAN ECONOMY’S COMPETITIVENESS

The article focuses on the origin of the economic concept «competitiveness» and brings a definition of this term. In addition, considering the theoretical bases of competitiveness at the macro level, the author reviews the concept «competitiveness of a country» and identifies the key problems, which put obstacles in the way of ensuring the Angolan economy’s competitiveness and suggests strategic policies for solution of these problems.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегических направлений, обеспечивающих конкурентоспособность экономики Анголы»

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ АНГОЛЫ

Аннотация. В работе определяется исток происхождения экономической категории «конкурентоспособность» и дается определение этого термина. Вместе с тем, рассматривая теоретические основы конкурентоспособности на макроуровне, автор раскрывает содержание понятия «конкурентоспособность страны», выявляет базовые проблемы конкурентоспособности экономики Анголы и предлагает стратегические направления, способствующие их решению. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность страны, экономика Анголы, национальное производство.

BekMor ^astiao ELABORATION OF STRATEGIC POLICIES

FOR ENSURING THE ANGOLAN ECONOMY'S COMPETITIVENESS

Annotation. The article focuses on the origin of the economic concept «competitiveness» and brings a definition of this term. In addition, considering the theoretical bases of competitiveness at the macro level, the author reviews the concept «competitiveness of a country» and identifies the key problems, which put obstacles in the way of ensuring the Angolan economy's competitiveness and suggests strategic policies for solution of these problems.

Keywords: competition, competitiveness, competitiveness of a country, Angolan economy, domestic production.

В настоящее время ни одна страна не может эффективно поддерживать экономические отношения с другой страной в долгосрочной перспективе без разработки механизма, обеспечивающего конкурентоспособность национальной экономики. Данный вопрос становится особо актуальным для Анголы в условиях отсутствия стратегических направлений, позволяющих национальным производителям стать активными игроками на внешнем рынке и противостоять конкуренции зарубежных поставщиков на внутренней арене.

Цель работы - раскрыть содержание понятия конкурентоспособности страны и разработать стратегические направления, обеспечивающие конкурентоспособность экономики Анголы.

Анализ современной литературы позволяет выявить, что конкурентоспособность является многосторонним понятием, которое проникло в экономику в последние два десятилетия. Данное понятие возникло из экономического термина «конкуренция», под которым понимается «борьба предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции» [1, с. 297-298; 3; 7; 8].

Под конкурентоспособностью понимают «часть конкуренции, означающая свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами» [1, с. 297].

Следует обратить внимание на то, что конкурентоспособность применяется как по отношению к субъектам хозяйствования (стране, региону, отрасли и предприятию), так и объекту (товару). Отсюда принято говорить о категориях «конкурентоспособность страны», «конкурентоспособность

УДК 338 Б.Ж. Себаштиау

© Себаштиау Б.Ж., 2017

региона», «конкурентоспособность отрасли», «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». При этом эти все категории взаимосвязаны [4].

Особое внимание в нашей работе мы уделяем конкурентоспособности страны. Изучая эту проблему, важно отметить, что само понятие «конкурентоспособность страны» не нашло единого общепринятого толкования в современной экономике. Ученые из Всемирного экономического форума, например, рассматривают конкурентоспособность страны как «совокупность институтов, политики и факторов, которые определяют уровень производительности страны» [10, с. 4]. Из этой трактовки очевидно, что экономисты из Всемирного экономического форума придерживаются точки зрения, согласно которой производительность является главным фактором, определяющим конкурентоспособность страны.

Другую трактовку понятия «конкурентоспособность страны» предлагают экономисты из Международного института по развитию менеджмента. Согласно ученым из этой организации, под конкурентоспособностью страны следует понимать «... способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие эффективность национальных предприятий и процветание народа» [7, с. 501].

Как нам представляется, среди вышеприведенных определений понятия «конкурентоспособность страны» более полной является трактовка, предложенная Международным институтом по развитию менеджмента. Помимо экономических параметров, ученые из Международного института по развитию менеджмента включают в содержание понятия «конкурентоспособность страны» и социальные составляющие.

Принимая за основу данную позицию, можно предположить, что национальная экономика считается конкурентоспособной, когда политическая и социально-экономическая среда внутри страны лучше способствует благоприятному развитию хозяйственной деятельности и гарантированию процветания народа. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что существует ряд факторов, способствующих обеспечению конкурентоспособности экономики страны. В качестве таких факторов М. Портер предлагает отнести четыре детерминанты, так называемый «национальный ромб», включая факторные условия, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегию фирмы, ее структуру и конкуренты. В дополнение ученый выделяет еще два других фактора, а именно: государственную политику и фактор случая (внешние изменения). Эти оба компонента, по мнению М. Портера, поддерживают и дополняют систему национальной конкурентоспособности, хотя, как признает сам ученый, они не создают долговечные конкурентные преимущества [3, с. 93].

Анализируя экономику Анголы, можно выявить, что именно отсутствие вышеуказанных предпосылок является базовой проблемой, которая не позволяет использовать национальные преимущества для обеспечения конкурентоспособности экономики страны. Данная ситуация все больше усугубляется на фоне отсутствия четкой проработанной стратегии активизации несырьевого сектора промышленного производства, поскольку именно наличие развитых несырьевых отраслей производства и активных секторов услуг, с нашей точки зрения, является главной движущей силой, способствующей укреплению позиции страны в международной конкуренции.

Тенденция, складывающая вокруг конкурентоспособности экономики Анголы заметна, гладя на структуру валового внутреннего продукта (ВВП) страны за последнее время, где несмотря на рост доли обрабатывающей промышленности в ВВП, значительная часть бюджетных поступлений страны приходится из сырьевой отрасли. За период 2010-2014 гг. доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП увеличилась лишь на 1,68 %. При этом в 2014 г. объем производства из этого сектора составил 7,96 % в структуре ВВП против 36,68 % объема производства сырой нефти и 11,13 % доли сельскохозяйственного производства [5].

Из этого следует неспособность Анголы развивать секторы производства и промышленные инфраструктуры, что приводит к тому, что страна отстает в международных индексах конкурентоспособности страны.

В 2014 г. «Глобальный индекс» конкурентоспособности позиционировал Анголу на 142 месте среди 148 стран, а «индекс Легкости» ведения бизнеса оценил положение Анголы на 179 позиции из 189 стран. Из этого следует, что для Анголы весьма приоритетной является разработка стратегических направлений обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, которые должны основываться на использовании национального потенциала, способствующего развитию тех отраслей, из которых может проявляться конкурентное преимущество экономики страны [6; 11].

Принимая во внимание вышеотмеченное, мы предлагаем следующие стратегии:

- совершенствование механизма государственного регулирования экономики путем институциональных реформ;

- диверсификацию национального промышленного производства;

- обеспечение условий, способствующих инновационному развитию экономики страны;

- создание перспектив перехода страны на стадию экономики знаний.

Каждое из перечисленных стратегических направлений ниже мы отдельно охарактеризуем.

1. Совершенствование механизма государственного регулирования экономики путем институциональных реформ - это создание поддерживающих органов, способствующих эффективной реализации экономической политики государства. Анголе не хватает такой ведомости как антимонопольный орган, который должен быть ответствен за регулирование внутреннего рынка, установление одинаковых правил игры в этом сегменте, контроль и предотвращение монополии. Вместе с тем весьма востребованным в Анголе в рамках институционального реформа является создание в составе Министерства промышленности самостоятельного департамента ответствен за разработку и управление электронной базой данных, которая должна быть доступна в Интернет-режиме для всех предпринимателей и потенциальных инвесторов. В этой базе данных должна быть размещена актуальная и правдивая информация о состоянии промышленного сектора страны, включая промышленное и трудовое законодательство, статистические отчеты и налогообложение применительно к промышленному сектору страны и т.д.

Наряду с этим важно создать комиссию при Министерстве промышленности, которая работает в тесной взаимосвязи с бизнес-сообществом. Такая комиссия должна быть ответственна за организацию симпозиумов, конференций и других площадок обсуждений для взаимообмена информации с предпринимателями. Именно такое сближение между государством и бизнесом способствует доверию между обеими сторонами и улучшению предпринимательской среды в стране.

2. Диверсификация национального промышленного производства - направление средств на развитие тех отраслей, в которых страна имеет высокий потенциал, в числе сельскохозяйственных секторов, гидроэнергетики и секторов услуг. При этом правительство на высоком уровне должно поощрять создание конкурентоспособных обрабатывающих предприятий путем внедрения налоговых стимулов, обеспечения бизнес-субъекту доступа к кредиту на развитие эффективных предпринимательских проектов. В этом направлении важно государству уделить пристальное внимание развитию инфраструктуры, поддерживающей программу диверсификации экономики страны, строя портовые сооружения, систему телекоммуникационных связей, автомобильную и железнодорожную магистрали, соединяющие всю территорию страны.

3. Обеспечение условий, способствующих инновационному развитию экономики страны - это особое внимание к сектору образования, начиная с базовой стадии с целью гарантирования эффективности процесса подготовки кадров, которые должны быть способны предлагать инновационные разработки. Отсюда важно создавать ту инновационную систему, в которую должны быть

включены компании, исследовательские центры, университеты и другие организации, которые смогут развивать национальный и инновационный потенциалы и адаптировать международные инновационные практики к внутренним реалиям. Неотъемлемой частью развития такого направления в Анголе, безусловно, является оснащение школы современным оборудованием и укрепление взаимосвязи между малым и крупным предприятиями, также и их взаимодействия с учебными заведениями с целью повышения качества подготовки рабочего состава.

4. Создание перспектив перехода страны на стадию экономики знаний - это поддержка со стороны государства развития в стране крупных инновационных и телекоммуникационных компаний. Именно такие компании, как показывает мировая практика, являются одними из наиболее заинтересованных в повышении качества рабочих сил в стране, выступая спонсорами проектов по развитию умственного труда. Этим способом компании способствуют росту наукоемких рабочих мест, и также обеспечивают условия для снижения утечки высококвалифицированных специалистов из страны.

В то же время развитие экономики знаний в Анголе потребует следующих мероприятий: обеспечение высокого стандарта образования по всей территории страны и стимулирование его практических составляющих, государственная поддержка молодых специалистов путем предоставления им достойной стипендии на обучение в образовательных учреждениях и создание условий для их трудоустройства, развитие послевузовского образования путем обеспечения со стороны государства благоприятных условий (инфраструктуры, достойной зарплаты, доступа к передовым технологиям и т.д.) для реализаций потенциалов ученых внутри страны, и наконец, создание основ функционирования рынка интеллектуального труда путем определения институционального механизма по защите авторских прав.

Следует обратить внимание на то, что реализация вышеуказанных стратегических направлений потребует огромного денежного вложения. Для гарантирования таких инвестиций у Анголы есть возможность брать кредит под залог будущих нефтяных доходов [2]. Кроме того, важное значение для страны имеет изменение подхода к распределению государственного дохода, т.е. вместо того, чтобы государство приоритетно направило средства на закупки товаров общего потребления из-за рубежа с целью удовлетворения национальных потребностей (как это сейчас происходит), важно в первую очередь фокусировать внимание на создание в стране конкурентоспособных отраслей производства, которые будут обеспечивать добавленную стоимость. Этим способом создаются условия, способствующие появлению в Анголе производственных предприятий способны обеспечить внутренние потребления в предметах первой необходимости и в других товарах из тех отраслевых сегментов, в которых страна обладает потенциалом [8; 9].

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности является ключевой проблемой эффективного развития экономики Анголы. При этом приоритетной для Анголы должна стать разработка стратегических направлений для достижения данной цели.

Библиографический список

1. Варламова, Т. П. Большая экономическая энциклопедия / Т. П. Варламова, Н. А. Васильев, Л. М. Неганова [и др.]. - М. : Эксмо 2008. - 816 с. - ISBN 978-5-699-14788-5.

2. Как избежать ресурсного проклятия / Под ред. М. Хамфриса, Д. Д. Сакса, Д. Ю. Стиглица ; пер. с англ. Н. Автомоновой, И. Фридмана под ред. Е. Добрушиной, А. Ю. Кнобеля. - М. : Издательство Института Гайдара, 2011. - 464 с. - ISBN 978-5-93255-307-7.

3. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; под ред. В. Д. Щетинина. - М. : Международные Отношения, 1993. - 896 с.

4. Фатхутдинов. Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. - 2009. - № 4(16). - С. 123-143.

5. Banco nacional de Angola: Relatorio de contas 2014 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.bna.ao/ uploads/ %7Bec08b5fc-6644-4896-a877-65ca6aab4eaa %7D.pdf (accessed date : 23.03.2016).

6. IFC's Doing Business rankings 2015 [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.doingbusiness.org/ rankings (accessed date : 18.06.2016).

7. IMD's World Competitiveness Yearbook : 2013 // Lausanne : International Institute for Management Development, 2013. - Pp. 488-503.

8. Ministerio das Financas de Angola : Relatorio de fundamentacao do OGE 2014 [Electronic resource] // Luanda. -2013. - Mode of access : http://www.parlamento.ao/documents/91849/117734/RELAT %C3 % 93RIO+DE+FUNDAMENTA %C3 %87 %C3 %830+D0+0GE+2014 (accessed date : 05.03.2015).

9. Ramos, M. L. Open society initiative for Southerb Africa : Avaliacao da operacoes da industria de Angola [Electronic resource] / M. L. Ramos. - Mode of access : http://www.osisa.org/sites/default/files/angola_oil_portuguese_ final_less_photos.pdf (accessed date : 20.03.2015).

10. World Economic Forum, Global Competitiveness Report 2013-2014 // New York : Oxford University Press for World Economic Forum, 2013. - P. 545.

11. World Economic Forum, Global Competitiveness Report 2015 [Electronic resource]. - Mode of access : http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/ (accessed date : 18.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.