Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»'

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетенции / подготовка учителя / сквозные цифровые технологии / технологии цифрового образования / ядро высшего педагогического образования / ICT competencies / teacher training / end-to-end digital technologies / digital education technologies / the сore of pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худякова Анна Владимировна

описывается структура и содержание курса «Технологии цифрового образования», направленного на формирование ИКТ-компетенций бакалавров педагогического образования. Дисциплина входит в коммуникативно-цифровой модуль учебного плана, разработанного по модели «Ядро высшего педагогического образования». Представлено содержание лабораторных работ и примеры компетентностно-ориентированных заданий для проведения промежуточного контроля по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худякова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE CONTENT OF THE COURSE "DIGITAL EDUCATION TECHNOLOGIES" WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MODEL "CORE OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION"

the article discusses the structure and content of the course "Digital Education Technologies" which purpose in developing ICT competencies of bachelors of pedagogical education. The course is a part of communicative-digital module of the curriculum developed according to the model "Core of higher pedagogical education". The content of practical works and summative assessment with examples of competence tasks are given.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»»

УДК 378.14

DOI: 10.24412/2222-7520-2023-1 -103-110

Худякова Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и технологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: ahudyakova@pspu.ru

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ «ЯДРО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Anna V. Hudyakova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physics and

Technology Department

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Perm State Humanitarian Pedagogical University " 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya Str., e-mail: ahudyakova@pspu.ru

DESIGNING THE CONTENT OF THE COURSE "DIGITAL EDUCATION TECHNOLOGIES" WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MODEL "CORE OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION"

Аннотация: описывается структура и содержание курса «Технологии цифрового образования», направленного на формирование ИКТ-компетенций бакалавров педагогического образования. Дисциплина входит в коммуникативно-цифровой модуль учебного плана, разработанного по модели «Ядро высшего педагогического образования». Представлено содержание лабораторных работ и примеры компетентностно-ориентированных заданий для проведения промежуточного контроля по дисциплине.

Ключевые слова: ИКТ-компетенции, подготовка учителя, сквозные цифровые технологии, технологии цифрового образования, ядро высшего педагогического образования.

Abstract: the article discusses the structure and content of the course "Digital Education Technologies" which purpose in developing ICT competencies of bachelors of pedagogical education. The course is a part of communicative-digital module of the curriculum developed according to the model "Core of higher

© Худякова А.В., 2023

pedagogical education". The content of practical works and summative assessment with examples of competence tasks are given.

Key words: ICT competencies, teacher training, end-to-end digital technologies, digital education technologies, the core of pedagogical education.

Одним из обязательных модулей Ядра высшего педагогического образования является коммуникативно-цифровой, направленный на «формирование у обучающихся коммуникативных и цифровых компетенций, готовности к осуществлению социального взаимодействия и деловой коммуникации на русском и иностранном(ых) языках, включая использование информационных (цифровых) технологий, готовности к профессиональной деятельности в цифровом пространстве, в том числе в условиях использования технологий искусственного интеллекта» [3]. Модуль включает в себя три дисциплины: «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Технологии цифрового образования», поскольку развитие цифровых и коммуникативных компетенций неразрывно связано [1]. Курс «Технологии цифрового образования» является завершающим в модуле и переносит акцент с коммуникации в естественной среде на коммуникацию в цифровой среде.

В условиях цифровой трансформации образования сквозные цифровые технологии становятся средством реализации образовательного процесса. К ним относятся: мобильные технологии, искусственный интеллект, Интернет вещей, робототехника, облачные технологии, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности. Одной из целей Федерального проекта «Учитель будущего», реализация которого предусмотрена до 2024 г., является обеспечение опережающего обучения новым образовательным технологиям, внедрение различных форматов цифрового образования. В этом контексте очень важно, чтобы студенты педагогического вуза - будущие учителя -обладали необходимыми компетенциями для активного использования цифровых технологий в своей профессиональной деятельности. В первую очередь, это ИКТ-компетенции. Поэтому включение в программы подготовки педагогов-предметников дисциплин и элективных курсов, связанных с использованием инструментов и платформ цифровой образовательной среды, является актуальным и востребованным.

Согласно методическим рекомендациям [3], дисциплина «Технологии цифрового образования» изучается в 3 семестре, трудоёмкость составляет 3 зачетные единицы, 108 часов; из них: 32 часа аудиторной работы (4 часа -лекции, 28 - лабораторные работы); 72 часа самостоятельной работы. В примерной рабочей программе коммуникативно-цифрового модуля [3] указаны компетенции, формируемые в рамках курса «Технологии цифрового образования»:

- УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

- ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их

компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий);

- ОПК-9: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Детальный анализ планируемых результатов позволил разработать цель, структуру и содержание курса «Технологии цифрового образования» в логике обратного дизайна.

Целью дисциплины является формирование у обучающихся ИКТ-компетенций, готовности к профессиональной деятельности в цифровом пространстве, в том числе в условиях использования технологий искусственного интеллекта.

Курс состоит из 4 разделов, включающих в себя 7 лабораторных работ, рассчитанных на 4 часа каждая.

Раздел 1. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (УК -1, ОПК-2).

Раздел 2. Прикладное программное и аппаратное обеспечение общего назначения и его использование в профессиональной деятельности педагога (ОПК-9).

Раздел 3. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети и применение их в образовательном процессе (ОПК-2, ОПК-9).

Раздел 4. Проектирование цифрового образовательного ресурса (ОПК-2).

Дисциплину сопровождает Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика «Цифровая компетентность педагога», в рамках которой студенты в командах по 5-7 человек разрабатывают авторский дистанционный курс на платформе Stepik/Степик.

Рассмотрим содержание лабораторных работ каждого раздела.

Раздел 1. Лабораторная работа 1. Проектирование фрагмента технологической карты дистанционного курса. В ходе работы необходимо спроектировать технологическую карту 2 разделов (модулей, тем) дистанционного курса на основе шаблона: написать название курса, аннотацию и цель курса; определить задачи курса; планируемые результаты обучающегося, формируемые в результате освоения курса (из федеральных рабочих программ).

Каждая тема курса в технологической карте имеет следующую структуру: теоретический, практический, контрольный, коммуникативный блоки. При проектировании в теоретическом блоке нужно вставить ссылки на видеоресурсы, которые могут быть использованы для изучения темы. В практическом блоке написать формулировки заданий для выполнения. В контрольном блоке разместить ссылки на готовые тесты. В коммуникативном блоке придумать дискуссионный вопрос для организации коммуникации участников курса.

Раздел 1. Лабораторная работа 2. Разработка приложений дополненной реальности на платформе Web AR Studio. Адрес платформы: web-ar.studio/ru/.

Создание проектов с цифровым контентом (видеозаписями, подобранными для дистанционного курса) для размещения поверх триггеров - маркеров дополненной реальности.

Раздел 2. Лабораторная работа 3. Прикладное программное обеспечение. Работа с документами в текстовом редакторе. Средства обработки данных и проведение расчетов в электронных таблицах. Программные средства для обработки таблиц. Создание и редактирование диаграмм и графиков. Анализ и обобщение данных. Редакторы обработки графической информации.

Раздел 3. Лабораторная работа 4. Основы поиска информации в сети Интернет. Работа с поисковыми системами и системой Антиплагиат. Работа Библиотекой цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа». Разработка интерактивных заданий на платформе Learningapps по теме дистанционного курса. Разработка веб-квестов на платформе Joyteka по теме дистанционного курса. Разработка атомарного контента в Библиотеке ЭПОС. Разработка тестов на платформе OnlineTestPad по теме дистанционного курса.

Раздел 4. Лабораторная работа 5. Проектирование ЦОР для цифрового урока (синхронное обучение). Разработка визитной карточки занятия для проведения урока на платформе Сферум https://sferum.ru/ с применением электронных образовательных технологий. В ходе работы необходимо выбрать тему урока, класс, определить планируемые результаты и цели урока, описать основные понятия, изучаемые на уроке (термины и определения). Спланировать организацию пространства урока. Описать используемые педагогические приёмы.

Для проведения вебинара спроектировать средства обучения с использованием дидактически целесообразных цифровых инструментов и сервисов, например: https://learningapps.org/; https: //j oyteka.com/ru; https://onlinetestpad.com/; https://www.wooclap.com/; https://app.idroo.com/.

Раздел 4. Лабораторная работа 6. Проектирование ЦОР для цифрового урока (асинхронное обучение). Проектирование сценария цифрового урока по выбранной теме на платформе Core. Подготовленный сценарий урока должен состоять как минимум из четырёх этапов: целевой, содержательный, коммуникативный, рефлексивный. Разработка необходимых ЦОР для сценария цифрового урока.

Пример сценария урока:

https://coreapp.ai/app/preview/lesson/64557829e367cb6f85063464

Раздел 4. Лабораторная работа 7. Проектирование ЦОР для цифрового урока (смешанное обучение). Разработка основной части технологической карты урока в технологии смешанного обучения, ротационная модель (станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция проектной работы). Проектирование необходимых ЦОР для каждого этапа занятия.

Целью учебной технологической (проектно-технологической) практики «Цифровая компетентность педагога» является создание условий для получения студентами первичных профессиональных педагогических умений и коммуникативных навыков по организации и реализации электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ). Задания практики включают в себя:

- проектирование технологической карты дистанционного курса;

- создание организационного блока курса на платформе Степик (https://stepik.org/);

- разработка теоретического блока дистанционного курса: подбор информационных материалов, обсуждение сценария видео для записи видео в медиастудии или Студии самозаписи; запись 10-минутного видео к цифровому занятию по выбранной теме;

- разработка практического блока дистанционного курса: разработка авторских цифровых образовательных ресурсов, интерактивных заданий, сценариев;

- разработка контрольного и коммуникативного блоков дистанционного курса;

- экспертная оценка курса по критериям, предложенным на конкурсе Edcrunch Award [2].

В ходе проведения учебной практики с бакалаврами 2 курса ПГГПУ создан Цифровой каталог курсов https: //kurl .ru/gQkpO, который может быть использован студентами при прохождении дисциплин предметно-методического модуля по профилю подготовки.

Для диагностики уровня сформированности компетенций по дисциплине «Технологии цифрового образования» были разработаны компетентностно-ориентированные ситуационные задания. Ниже представлены примеры заданий на каждую компетенцию.

УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

Задание 1 (УК-1).

Работая в браузерах, мы часто сохраняем логины и пароли от своих аккаунтов различных ресурсов, которые посещаем, с которыми работаем, пароли от электронных почт, аккаунтов Google и т.п. Где можно посмотреть список сохраненных паролей, добавить в этот список новых и удалить неактуальные? Выберите наиболее подходящий вариант:

1)закладки;

2) история;

3) настройки;

4) загрузки.

Задание 2 (УК-1).

Вы хотите продемонстрировать видеофрагмент на уроке, который бы дополнял ваш рассказ, но подходящего готового видеоролика нет, но вы нашли несколько видео, которые содержат необходимые вам примеры. Как вы поступите?

1) Скачаю готовые видео и перемотаю на уроке к нужным моментам.

2) Возьму готовые видео за основу, отредактирую и смонтирую их нужным мне образом, в конце видео добавлю интерактивные вопросы по просмотренному материалу.

3) Создам своё собственное видео, которое будет содержать нужные примеры.

4) Не буду включать видео, а просто расскажу примеры.

Задание 3 (УК-1).

Для организации самостоятельной работы обучающихся Вы решили спроектировать сценарий цифрового урока. Какие платформы Вы выберите?

1) библиотека МЭШ;

2) библиотека ЦОК ФГИС «Моя школа»;

3) Core;

4) LearningApps;

5) Wooclap.

ОПК-2: способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Задание 1 (ОПК-2).

Платформа дистанционного обучения Stepik обладает небольшим количеством инструментов для организации коммуникаций. Какие из представленных ниже платформ могут дополнить функционал Stepik?

1) Padlet;

2) Wooclap;

3) TedEd;

4) Quizlet.

Задание 2 (ОПК-2).

Для контроля знаний обучающихся по теме «Таблица умножения» учитель разработал серию интерактивных заданий на платформе Joyteka. Назовите форму реализации интерактивных игровых технологий, использованную учителем (Ответ: веб-квест).

Задание 3 (ОПК-2).

Одним из важных блоков в структуре темы дистанционного курса является коммуникативный блок. Какой вопрос, согласно технологии М. Чошанова, необходимо задавать обучающимся для организации дискуссии?

1) Какой способ решения задачи является правильным?

2) Почему при решении задачи необходимо выполнять эти действия?

3) Какие остались вопросы?

4) Что на уроке Вам понравилось больше всего?

ОПК-9: способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Задание 1 (ОПК-9).

На уроке по своему предмету Вы организовали проектную деятельность учеников, результаты которой должны быть представлены на платформе Miro. Какой готовый продукт должны получить обучающиеся, работая с платформой Miro?

1) интеллект карту;

2) таблицу;

3) реферат;

4) физическую модель.

Задание 2 (ОПК-9).

Вам нужно спроектировать онлайн-урок для 7-го класса. Формат работы -синхронный, в уроке будет участвовать весь класс. Вы понимаете, что потребуется максимальная вовлеченность всех учеников, чтобы такое занятие было продуктивным, а значит, нужно выбрать подходящий цифровой инструмент для коммуникации. Ребятам должно быть легко им пользоваться. Какие инструменты Вы выберете в первую очередь?

1) Детям комфортнее всего общаться в мессенджерах, поэтому проведу урок через Viber или Telegramm. Там удобно обмениваться файлами и ссылками, материалы не потеряются.

2) Многофункциональные инструменты для групповых видеоконференций, например, Microsoft Teams или Сферум. Класс можно будет разбить по командам для групповой работы, общаться в чате, создать общее сетевое хранилище класса для загрузки материалов и выполненных заданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Буду общаться с учениками по электронной почте - через нее можно обмениваться любыми материалами, они всегда будут под рукой.

4) Образовательные платформы и сервисы, в которых есть библиотека готовых заданий по разным темам, например, Библиотека ЦОК Академии Минпросвещения России, Библиотека МЭШ, Яндекс.Учебник, Якласс. Выберу подходящие задания и создам из них сценарий урока.

Задание 3 (ОПК-9).

В многочисленных исследованиях в области онлайн-обучения отмечается, что высокий процент слушателей не завершают обучение на курсе, на который они регистрируются. По статистике, в среднем только 5-10 % слушателей МООК просматривают видеоматериалы, слушают онлайн-лекции, выполняют все задания курса и получают сертификат об окончании. Это связано с недостаточно сформированной мотивацией и способностью к постоянному обучению. Какой блок в структуре темы дистанционного курса в большей степени влияет на мотивацию обучающихся?

1) теоретический блок;

2) практический блок;

3) контрольный блок;

4) коммуникативный блок.

Как было отмечено ранее, в ходе дисциплины «Технологии цифрового образования» происходит развитие общепользовательского

и общепедагогического компонента ИКТ-компетенции будущих учителей, проявляющихся в следующих умениях:

- создание цифрового контента;

- работа с браузерами и электронной почтой;

- коммуникация и сотрудничество посредством цифровых технологий;

- работа с данными;

- обеспечение безопасности при использовании цифровых технологий;

- создание цифровых образовательных ресурсов с помощью инструментов и сервисов ЦОС;

- реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- применение способов оценивания с использованием ИКТ;

- организация проектной деятельности обучающихся с помощью информационных ресурсов и сервисов [4].

Дисциплина «Технологии цифрового образования» была апробирована в 2023/24 учебном году на студентах 2 курса педагогического бакалавриата ПГГПУ. По окончании дисциплины было проведено анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности участников содержанием курса. Наибольший интерес у студентов вызвали лабораторная работа 2 «Разработка приложений дополненной реальности на платформе Web AR Studio» и лабораторная работа 6 «Проектирование ЦОР для цифрового урока (асинхронное обучение)». Не вызвала интереса лабораторная работа 3 «Прикладное программное обеспечение», её задания требуют пересмотра. 95 % обучающихся отметили содержание новой для них информации в материалах курса. 100 % планируют использовать полученные знания и опыт в своей дальнейшей деятельности. Таким образом, результаты рефлексивных анкет демонстрируют необходимость и востребованность данного курса.

Список литературы

1. Ермошина М.А. Опыт разработки элективных курсов, направленных на повышение коммуникативной компетенции студентов в рамках внедрения модели «Ядро высшего педагогического образования» // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации : сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-метод. онлайн-конф., посвященной Году педагога и наставника в России и Году русского языка в странах СНГ, Курск, 11 апреля 2023 г. - Курск : Курс. гос. мед. ун-т, 2023. - С. 368-372. - EDN MAPVOJ.

2. Критерии оценки конкурсов EdTek Award [Электронный ресурс]. - URL: https://edtek.ru/materialy/kriterii-otsenki.php (дата обращения: 09.10.2023).

3. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») [Электронный ресурс]. - URL: https://apkpro.ru/proekty/yadro-vysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 09.10.2023).

4. Худякова А.В. Анализ подходов к оценке ИКТ-компетенций педагогических работников // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : сб. науч. тр. : материалы Двадцатой открыт. Всерос. конф., Москва, 19-20 мая 2022 г. - М. : 1С-Паблишинг, 2022. - С. 401-402. -EDN SCWXFR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.