УДК 621.592
Минаева А.И. студент,
кафедра «Стоимостной инжиниринг и техническая экспертиза зданий и сооружений», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский государственный технический университет»,
Самара Матвеева Н.И. студент,
кафедра «Стоимостной инжиниринг и техническая экспертиза зданий и сооружений», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский государственный технический университет»,
Самара Бочаров А.Ю. доцент, кандидат технических наук, Академия строительства и архитектуры (АСА), кафедра «Стоимостной инжиниринг и техническая экспертиза зданий и сооружений», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Самарский государственный технический университет»,
Самара Minaeva A.I. Student,
Department of "Cost Engineering and technical expertise of buildings and structures", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Samara State Technical University",
Samara Matveeva N.I. Student,
Department of "Cost Engineering and technical expertise of buildings and structures", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Samara State Technical University",
Samara Bocharov A.Yu.
Associate Professor, Candidate of Technical Sciences, Academy of Construction and Architecture (ASA), Department of "Cost Engineering and Technical Expertise of Buildings and Structures", Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Samara State Technical University",
Samara
E-mail: [email protected]
Разработка системы технико-экономического обоснования для инвестиционно-строительных проектов в сфере углеводородного транспорта Development of a feasibility study system for investment and construction projects in the field
of hydrocarbon transport
Аннотация: В статье предлагается система технико-экономического обоснования инвестиционно-строительных проектов в сфере трубопроводного транспорта, описаны основные ее положения, дано краткое описание каждого из разделов.
Abstract: The article proposes a system of feasibility studies of investment and construction projects in the field of pipeline transport, describes its main provisions, and gives a brief description of each of the sections.
Ключевые слова: инвестиционно-строительный проект; технико-экономическое обоснование; экономическая эффективность проекта.
Keywords: investment and construction project; feasibility study; economic efficiency of the project.
Трубопроводный транспорт углеводородов занимает одно из ключевых мест в экономике России. Ежегодно увеличивается уровень добычи нефти и газа, что ведет к необходимости строительства новых объектов и реконструкции уже существующих. В сложившейся мировой экономической ситуации (антироссийские санкции, нарушение цепочек поставок, высокая инфляция) компаниям важно эффективно и грамотно подходить к оценке инвестиционно-строительных проектов. Сегодня грамотные проекты с хорошей
окупаемостью важны как никогда, эффективные инвестиции способны не только сэкономить деньги предприятий, но принести существенную прибыль нефтегазовым компаниям-гигантам, а значит и России в целом.
В связи с вышеизложенным, проблема разработки системы технико-экономического обоснования для инвестиционно-строительных проектов в сфере углеводородного транспорта актуальна и имеет практический научный интерес.
Для реализации инвестиционно-строительных проектов необходимо провести предварительные расчеты всех аспектов [8]. Технико-экономическое обоснование разрабатывается до разработки проекта для оценки работ по изысканиям, проектированию и строительству [4].
Общие требования по технико-экономическому обоснованию инвестиционно-строительного проекта промышленного объекта приведены в ГОСТ 58317-2021, который регламентирует состав, порядок разработки и утверждения проектных документов различной степени детализации для строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов промышленности и транспортной инфраструктуры [3].
Возведение линейной части трубопроводов, нефтеперекачивающих и компрессорных станций вместе с производственными и хозяйственно-бытовыми объектами должно быть рентабельным на всех этапах, для этого необходимо уточнение технико-экономических показателей от выбора типа строительства жилгородков до применяемого оборудования. Наличие грамотного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта позволяет определить надежные и экономически выгодные проектные решения, которые в дальнейшем снизят затраты на эксплуатационные расходы.
Для реализации экономически эффективных инвестиционно-строительных проектов на предприятиях углеводородного транспорта нами предлагается система технико-экономического обоснования. Концепция ТЭО представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Система технико-экономического обоснования инвестиционно-строительных проектов на предприятиях углеводородного транспорта
Состав системы ТЭО Краткое описание
Анализ структуры предприятия На данном этапе изучается структура предприятия, анализируются экономические показатели, определяются основные причины и цели строительства объекта, рассматриваются внешние ограничения
Объемно-планировочные решения Выбор участка для строительства, определение объемов строительных и земляных работ, рассмотрение возможности добычи материалов для строительства на месте производства работ (карьеры)
Анализ технологий и процессов предприятия Изучение процессов, технологий, оборудования уже применяемых на предприятии, их актуальность, преимущества и недостатки, анализ показателей производительности
Анализ технологической и технической базы проекта Подробный анализ существующих технологий строительства, выбор наиболее оптимальных в конкретном случае.
Подбор оптимального оборудования, конструктивных решений и линий поставок Подбор материалов и оборудования для достижения заданных показателей, анализ существующих цепей поставок, проработка новых логистических связей при необходимости.
Подбор необходимых для модернизации ресурсов Изучаются трудовые затраты, необходимость обучения персонала, затраты на ввод объекта в эксплуатацию
Расчет эксплуатационных затрат Учитываются затраты на водоснабжение и водоотведение, электроэнергию, обслуживание и ремонт
Расчет окупаемости проекта Рассчитывается рентабельность, возможная прибыль, убытки, совокупные расходы и доходы
Определение экономической эффективности проекта Расчет основных показателей: чистая приведенная стоимость, дисконтированный индекс доходности, внутренняя норма прибыли, дисконтированный срок окупаемости инвестиций [1].
Оценка экологической и Расчет воздействия на окружающую среду (отходы,
социальной безопасности проекта выбросы, сбросы), разработка мероприятий по минимизации данного воздействия, составление перечня необходимой природоохранной документации. Вопросам экологии на предприятиях, транспортирующих углеводороды уделяется особое внимание ввиду больших финансовых затрат в случае нарушения природоохранного законодательства или возникновения аварийной ситуации [2]. Помимо этого, в данном разделе производится оценка безопасности труда.
Анализ нюансов согласования проекта В этом разделе проверяется соответствие проекта нормативным требованиям, анализируются ступени и сроки согласования ИСП на всех уровнях [7].
Заключения и выводы На основании данных всех предыдущих разделов ТЭО цается заключение о целесообразности инвестиций в конкретный проект
Принципиальным отличием предлагаемой системы ТЭО для ИСП в сфере транспорта углеводородов является расчет экономической эффективности не только всего ИСП, но и его отдельных составляющих, выделение микрообъектов строительства из большого макрообъекта, которое необходимо на наш взгляд в связи с длительностью стадии строительства инвестиционных макрообъектов (линейная часть трубопроводов, НПС, КС), и как следствие получение при расчетах ложной убыточности микро составляющих проекта (жилой городок рабочих, административно-хозяйственные блоки, котельные) [5]. При рассмотрении микрообъектов в составе ИСП мы можем проследить инвестиционную окупаемость уже на стадии его ликвидации или момента ввода в эксплуатацию, в то время как весь макрообъект будет реализован в более длительные сроки. Помимо этого, следует учесть, что ввиду необходимости получения наиболее точных результатов оценки экономической эффективности проектов в сфере трубопроводного транспорта углеводородов целесообразно использование именно динамических методов оценки,
основанных на дисконтировании денежных потоков. ИСП нефтегазотранспортирующих предприятий масштабны, имеют высокую стоимость, поэтому возможность ошибки нужно свести к минимуму [6].
Применение предлагаемой системы технико-экономического обоснования ИСП позволяет сделать эффективную оценку проекта по различным критериям. Правильно подобранные проектные решения помогут снизить не только стоимость первоначальных инвестиций, но и уменьшить сроки строительства, спрогнозировать затраты на дальнейшее содержание и ремонт объектов. Оценка
ТЭО ИСП в сфере углеводородного транспорта дает возможность повысить достоверность расчетов, что в свою очередь способствует привлечению дополнительных инвестиций в компании.
Список литературы
1. Абрамов С.И. Организация инвестиционно-строительной деятельности: (монография). — М.: Центр экономики и маркетинга, — 1999.
2. Баранчикова С.Г., Дашкова Т.Е., Ершова И.В., Калинина Н.Е., Клюев А.В., Норкина О.С., Типнер Л.М., Черепанова Е.В., Шабалина В.А., «Экономическая эффективность технических решений», Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина, — г. Екатеринбург, — 2016 год.
3. ГОСТ Р 58917-2021 «Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования».
4. Королев А.А., автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Развитие методических основ технико-экономического обоснования инвестиционных проектов», — Самарский государственный экономический университет, — 2009.
5. ОМДС-2001-ТН-2 «Методика определения стоимости строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов».
6. ОР-03.100.00-КТН-080-15 «Методика расчета эксплуатационных расходов по инвестиционным проектам ОАО «АК «Транснефть».
7. Теслюк Л.М., Румянцева А.В. «Оценка эффективности инвестиционного проекта», Уральский Федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина, — г. Екатеринбург, — 2014 год.
8. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».