2. Воронин Ю. Ф., Матохина А. В. Моделирование влияния причин возникновения дефектов на качество отливок // Литейщик России, 2004. № 8. С. 33-37.
3. Воронин Ю. Ф., Бегма В. А., Давыдова М. В., Михалев А. М. Автоматизированная система повышения эффективности обучения студентов вузов и технологов литейных специальностей // Сборник КГУ: Материалы международной научно-технической конференции, 2010. С. 237-244.
4. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А., Матохина А. В., Карпов С. А. Компьютерный «Атлас литейных дефектов». Чугун и сталь // Литейщик России, 2004. № 1. С. 31-36.
5. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А., Матохина А. В., Куликов Д. Ю. Управление процессом снижения усадочных дефектов отливок // Литейщик России, 2004. № 12. С. 37-40.
6. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А. Атлас литейных дефектов. Черные сплавы. - М.: Машиностроение-1, 2005. 328 с.
7. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А. Комплексное решение вопросов повышения качества литых заготовок // Литейное производство, 2005. № 2. С. 7-11.
8. Воронин Ю. Ф. Повышение качества литья. Системный подход. - М.: Машиностроение-1, 2007. 264 с.
9. Воронин Ю. Ф. Методология снижения брака отливок // Литейщик России, 2008. № 12. С. 22-27.
10. Камаев В. А., Щербаков М. В. Абдукция в концептуальном проектировании, когнитивном моделировании и интеллектуальном анализе данных // Открытое образование, 2011. № 2. Ч. 2. С. 62-67.
11. Воронин Ю. Ф., Лосев А. Г., Матохина А. В., Бегма В. А. Моделирование газового режима литейной формы // Литейщик России, 2004. № 4. С. 35-41.
12. Воронин Ю. Ф., Куликов Д. Ю. Литейное производство. Моделирование условий снижения или ликвидации усадочных дефектов // Оборудование: Технический альманах, 2006. № 3. С. 34-39.
13. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А. Экспертная оценка качества литья. Черные сплавы. - М.: Машино-строение-1, 2006. 180 с.
14. Воронин Ю. Ф., Камаев В. А. Проблемы обеспечения качества литых деталей грузовых вагонов // Техника железных дорог, сентябрь 2010. № 3. С. 70-75.
15. Воронин Ю. Ф., Воронин С. Ю. Условия разработки технологического проекта бездефектного изготовления отливок // Техника железных дорог, август 2011. № 3. С. 82-85.
16. Воронин Ю. Ф. Моделирование условий ликвидации газовых раковин // Литейщик России, 2006. № 2. С. 38-42.
17. Воронин Ю. Ф. Система определения и ликвидации трещин в отливках из чугуна и стали: Учебное пособие, цветное, ф. А4. - Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 172 с.
18. Воронин Ю. Ф. Система определения и ликвидации усадочных дефектов в отливках из чугуна и стали: Учебное пособие, цветное, ф. А4. - Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 160 с.
19. Воронин Ю. Ф. Система определения и ликвидации светлых газовых раковин в отливках из чугуна и стали: Учебное пособие, цветное, ф. А4. - Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 163 с.
20. Воронин Ю. Ф. Система определения и ликвидации окисленных газовых раковин в отливках из чугуна и стали: Учебное пособие, цветное, ф. А4. - Волгоград: ВолгГТУ, 2010. 138 с.
21. Воронин Ю. Ф. Система определения и ликвидации неметаллических включений в отливках из чугуна и стали: Учебное пособие, цветное, ф. А4. - Волгоград: ВолгГТУ, 2011. 180 с.
22. Кизим А. В., Чиков Е. В., Мельник В. Ю. Задачи прогнозирования и планирования для программно-информационной поддержки технического обслуживания и ремонта оборудования // Открытое образование, 2011. № 2. Ч. 2. С. 224-227.
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Д. А. Кочетов, аспирант Института качества высшего образования Тел.: (915) 398-46-45, e-mail: [email protected]
Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
http://www.misis.ru
The system of indicators as a base of universal pattern of higher school activity monitoring has been developed. The system of indicators covers all the areas of higher school activities and can be utilized for self-assessment, for accreditation educational programmes by independent professional associations as well as the state accreditation of the higher education establishment.
Разработана система показателей, являющая основой универсальной модели системного мониторинга деятельности вуза. Система показателей охватывает все стороны деятельности вуза и может быть использована для самооценки, общественной аккредитации образовательных программ, государственной аккредитации учебных заведений.
Разработанная система показателей была апробирована в учебных и научных заведениях и показала свою пригодность для целей мониторинга.
Ключевые слова: система показателей, системный мониторинг, качество деятельности вуза.
Key words: system of indicators, systems monitoring, quality of higher school activity.
Введение
Внедрение в экономику современных наукоемких технологий диктует повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, адаптивности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности, т. е. уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством подготовки профессиональных кадров, в том числе уровнем их социализации.
Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы высокотехнологичных отраслей экономики и системы образования в целом. Оценка качества образования в этом случае рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении и системе образования в целом.
Указанные обстоятельства обусловили ориентацию на разработку системы показателей оценки деятельности вузов в высокотехнологичных и приоритетных отраслях экономики.
1. Разработка системы показателей для оценки деятельности вуза
Для разработки системы показателей, отражающих современные требования к качеству образования с учетом российского и международного опыта, был проведен анализ показателей государственной аккредитации вузов в России и мире [2], требований международных и европейских нормативных документов [3-5], моделей премий оценки деятельности вузов [1], программ развития национальных исследовательских университетов [1] и др.
Разработка системы показателей для сбора информации о деятельности вузов и создания универсальной модели системного мониторинга осуществлялась в два этапа. При разработке были учтены особенности подготовки специалистов для высокотехнологичных и приоритетных отраслей экономики.
На первом этапе система включала в себя 13 групп показателей, отражающих различные сферы деятельности вуза. Эта система показателей была апробирована в 5 научных учреждениях и двух университетах. Все учреждения, принимавшие участие в апробации, подтвердили валидность и информативность системы показателей и представили конкретные рекомендации по доработке модели.
На втором этапе система показателей была существенно переработана, уменьшилось не только число групп с 13 до 11, но и количество показателей в составе групп -более низкого уровня, позволяющих детализировать собираемую информацию. Сравнение исходной и доработанной систем показателей представлено в табл. 1.
Таблица 1
Группы показателей для сбора информации о деятельности учебного заведения
Исходная модель Число показателей исх./дораб. Доработанная модель
1. Структура и объем образовательной деятельности 19/10 Структура и объем образовательной деятельности
2. Миссия образовательного учреждения (в регионе, отрасли, стране) 2
3. Эффективность системы гарантии качества (политика и процедуры оценки качества) 7/9 Эффективность системы гарантии качества (политика и процедуры оценки качества)
4. Управление образовательным учреждением 5/7 Управление образовательным учреждением
5. Обеспечение образовательного процесса 18/5 Обеспечение образовательного процесса
6. Содержание и уровень подготовки 4/3 Содержание и уровень подготовки
7. Качество подготовки 17/12 Качество подготовки
8. Воспитательная деятельность и социально-психологическая среда 11/7 Воспитательная деятельность и социально-психологическая среда
9. Квалификация работников 16/6 Квалификация работников
10. Информирование общественности (во внутренней и внешней среде) 4/3 Информирование общественности (во внутренней и внешней среде)
11. Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 20/9 Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
12. Академическая мобильность 5
13. Международная деятельность 10/2 Международная деятельность
Всего 138/73
Кроме того, разработанная система показателей сравнивалась с показателями государственной аккредитации и показателями ENQA (табл. 2.)
Таблица 2
Разработанная система показателей в сравнении с показателями государственной аккредитации
и показателями ENQA
Предлагаемая система показателей Показатели государственной аккредитации Показатели ENQA
1. Структура и объем образовательной деятельности 2.1. Спектр реализуемых образовательных программ 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования
2. Эффективность системы гарантии качества (политика и процедуры оценки качества) 1. Эффективность системы гарантии качества ОУ (политика и процедуры оценки качества)
3. Управление образовательным учреждением 6. Система информирования
4. Обеспечение образовательного процесса 2.4. Методическая работа 5. Образовательные ресурсы и поддержка студентов
5. Содержание и уровень подготовки 1.1. Содержание и уровень подготовки 2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций
6. Качество подготовки 1.2. Качество подготовки 3. Оценка качества подготовки студентов
7. Воспитательная деятельность и социально-психологическая среда 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
8. Квалификация работников 2.5. Квалификация педагогических работников 4. Гарантии компетентности преподавательского состава
9. Инновационная, научная, научно-техническая деятельность и ее результативность 2.3. Научная, научно-техническая деятельность, ее результативность
10. Информирование общественности (во внутренней и внешней среде) 7. Информирование общественности
11. Работа в международной сфере
Анализ представленных данных показывает, что, во-первых, имеет место преемственность показателей, а во-вторых, они удовлетворительно корреспондируются не только с показателями государственной аккредитации, но и с показателями ENQA.
2. Разработка критериальных значений показателей
После проведения пилотной апробации была разработана методика определения конкретных значений показателей.
Для получения конкретных значений показателей в зависимости от их вида используются либо измерения, либо экспертная оценка, либо анкетирование.
Каждый показатель, независимо от метода его получения, оценивается по трехбалльной шкале. При этом 1 балл присваивается показателю, фактическое значение которого ниже порогового (критериального), 2 балла - показателю, фактическое значение
которого соответствует пороговому, а 3 балла - показателю, фактическое значение которого выше порогового.
Интегральная оценка по каждой группе показателей представляет собой лепесток диаграммы, абсолютный рейтинг
где £ - весовой коэффициент щ _ ^ £ щ этой группы показателей, а Щ -1 1 ' интегральная оценка группы показателей и номер группы. где ку - весовой коэффициент " показателя, а Щ - оценка по
Щ _ ^ куЩ , шкале 1, 2, 3; п - суммарное у_1 число показателей и их состав-
ляющих в группе.
Для количественных показателей были разработаны критериальные (пороговые) значения (табл. 3), при этом для учебных заведений в зависимости от их вида (университеты/академии и институты) предусмотрены разные пороговые значения.
Таблица 3
Пороговые значения количественных показателей деятельности вуза
№ Показатели Пороговые значения показателей
Университеты и академии Институты СПО и НВО Научные учреждения
1.1 Приведенный контингент обучающихся 4-6 2-3 0.5-0.8 -
1.2.1 Доля обучающихся по направлениям высокотехнологичных отраслей (далее - НВО) от общего числа обучающихся 35-55 35-55 24-45 50-70
1.2.2 Доля студентов магистратуры, поступивших из других вузов 15-30 10-20 - -
1.2.3 Доля студентов-магистрантов от общей численности лиц, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования 20-30 10-20 - -
1.2.4 Количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по НВО, в расчете на одного научно-педагогического работника (далее -НПР) 0.02-0.03 0.01-0.02 - -
1.2.5 Доля выпускников, работающих по профилю подготовки (трудоустроившихся по специальности, полученной в вузе) 70-85 70-85 50-70 -
1.3 Количество УГС 5-7 4-6 2-3 -
1.4 Количество диссертационных советов 8-10 2-4 - 1-3
1.5 Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения 2-4 1-3 - -
1.6 Доля аспирантов, защитивших диссертации в срок (по направлениям подготовки) после окончания аспирантуры (от числа поступивших) 30-45 25-40 - 25-40
1.7 Доля соискателей, защитивших докторские диссертации, от общей численности соискателей ученой степени доктора наук 10-15 10-15 - 10-15
1.8.1 Количество человек из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку, стажировку или повышение квалификации по НВО, в расчете на одного НПР 0.1-0.15 0.05-0.1 0.010.05 0.1-0.15
1.8.2 Количество реализованных учебных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников организаций по НВО, единиц 5-7 3-5 1-2 -
1.9 Количество обучающихся по программам подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров за счет финансирования предприятий и организаций 300-500 200-400 30-50 -
2.6 Доля структурных образовательных и научных подразделений, охваченных системой управления качеством образовательной и научно-инновационной деятельности, % 70-90 70-90 50-70 70-90
3.2 Общее количество учреждений по НВО, с которыми заключены договора о сотрудничестве 15-25 10-20 2-4 15-25
4.2.5 Количество разработанных тренажеров, имитаторов, симуляторов высокотехнологических процессов (управление технологическими процессами, авиасимуляторы и др.) в год, шт. 2-4 2-4 - 2-4
4.2.6 Доля учебных курсов, использующих электронную обучающую систему 20-30 20-30 5-10 -
4.2.7 Доля учебных дисциплин, использующих элементы дистанционного обучения в структуре очного обучения 10-20 10-20 5-10 -
4.4.1 Доля внебюджетного финансирования образовательной и научной деятельности в общих доходах от образовательной и научной деятельности 25-40 15-30 15-30 40-60
4.4.2 Доля средств, направленных на развитие материально-технической базы (ремонт учебных помещений, приобретение оборудования, использование ИКТ и т. д.), от общего объема финансирования в среднем за 5 лет 15-25 15-25 5-15 15-25
4.4.3 Доходы учреждения из всех источников от образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР 0.5-1 0.4-0.6 0.2-0.3 0.5-1
4.4.4 Отношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников учреждения к заработной плате 10 процентов самых низкооплачиваемых работников 20-40 20-40 10-20 20-40
4.4.5 Средняя годовая заработная плата НПР 300-500 200-400 150-300 200-400
4.4.6 Отношение среднегодовой оплаты труда молодых НПР (до 35 лет) к средней оплате труда по экономике региона 0.9-1.1 0.9-1.1 0.9-1.1 0.9-1.1
4.4.7 Отношение средней заработной платы НПР к средней заработной плате административно-управленческих кадров 1-1.2 1-1.2 1-1.2 1-1.2
4.4.8 Доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по НВО от общих доходов от НИОКР 40-60 30-50 - 30-50
5.3 Среднее количество дисциплин в вариативной составляющей образовательных программ, шт. 2-4 2-4 2-4 -
6.1 Доля первокурсников, имеющих балл по ЕГЭ выше среднего по региону с учетом всех предметов 50-70 35-60 - -
6.2.4 Доля первокурсников, зачисленных в учреждение как победители олимпиад 7-12 3-6 - -
6.2.5 Количество школьников, обучающихся по подготовительным программам учебного заведения 250-350 150-250 - -
6.2.6 Количество учреждений НПО и СПО, с которыми заключены договора о сотрудничестве 3-7 3-7 - 2-4
6.2.7 Количество учреждений ВПО, с которыми заключены договора о сотрудничестве - - 1-2 -
6.7 Доля бакалаврских программ, аккредитованных в общероссийских и/или отраслевых объединениях работодателей, % 15-25 15-25 - -
6.8 Количество основных образовательных программ подготовки магистров, созданных совместно с работодателями 2-4 1-2 - -
6.9 Общее число базовых кафедр, НОЦов, организованных совместно с работодателями 10-15 5-10 - -
6.10 Общее количество учреждений по НВО, с которыми заключены договора о прохождении практики студентами 10-15 5-10 2-3 -
6.11.1 Доля НПР вуза, направленных на стажировку (в год) 25-40 15-20 3-5 -
6.11.2 Доля НПР, принятых на стажировку в вуз (в год) 25-40 15-20 - -
6.12 Академическая мобильность обучающихся (в год) 30-50 20-30 3-5 -
8.1.1 Доля НПР с учеными степенями и/или учеными званиями от общего числа НПР 60-80 50-70 5-10 30-50
8.1.2 в том числе со званием доцента 30-50 20-40 - -
8.1.3 в том числе со званием профессора 5-15 5-15 - -
8.2 Доля НПР в ОУ на штатной основе от общего числа НПР 50-70 50-70 50-70 -
8.5.1 Доля научно-педагогических работников 25-39 лет от общего числа НПР 30-40 30-40 30-40 30-40
8.5.2 Доля научно-педагогических работников 40-55 лет от общего числа НПР 25-35 25-35 25-35 25-35
8.5.3 Доля инженерно-технических работников 25-39 лет от общего числа НПР 30-40 30-40 30-40 30-40
8.5.4 Доля инженерно-технических работников 40-55 лет от общего числа НПР 10-20 10-20 10-20 30-40
8.6.1 Доля молодых кандидатов наук (до 35 лет) от общей численности НПР 15-25 15-25 - 10-20
8.6.2 Доля молодых докторов наук (до 50 лет) от общей численности НПР 1-2 1-2 - 2-3
8.6.3 Доля аспирантов, прошедших стажировки в ведущих мировых научных и университетских центрах 20-30 15-20 - -
8.6.4 Доля НПР учреждения, прошедших переподготовку или повышение квалификации в текущем году, % 20-35 20-35 - -
8.6.5 Доля НПР, имеющих опыт работы в ведущих мировых университетских центрах, % 2-4 2-4 - -
8.6.6 Численность НПР, направленных на долгосрочные (от одного месяца) стажировки в ведущих университетах и научно-аналитических центрах в текущем году 10-15 5-10 - -
10.1 Среднегодовой объем финансирования научных исследований за пять лет 300-500 200-300 - -
10.2 Среднегодовой объем научных исследований на единицу НПР за пять лет 400-600 200-300 - 500-700
10.3 Доля доходов от НИОКР, проектной деятельности, продажи лицензий из всех источников доходов 50-70 50-70 - 70-90
10.4.3 Внедрение в экономику и социальную сферу конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники (в год) 5-10 4-8 - -
10.4.4.2 Количество поставленных на бухгалтерский учет ОИС по НВО (в год) 2-4 1-3 - 3-5
10.4.5 Количество российских ОИС, полученных за последний год 30-40 20-30 - 10-20
10.4.6 Количество международных ОИС, оформленных за последний год 1-2 1 - -
10.5 Отношение доходов от реализованной учреждением научно-технической продукции по НВО, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к расходам федерального бюджета на НИОКР учреждения 3-5 2-4 - -
10.6 Доля опытно-конструкторских работ по НВО в общем объеме НИОКР 5-10 5-10 - 20-30
10.7.1 Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных НПР, изданных за пять лет 5-7 5-7 - 1-3
10.7.2 Количество статей по НВО в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в расчете на одного НПР в год 0.5 0.5 - 0.5
10.7.3 Число выпускаемых научных, научно-практических и информационно-аналитических журналов по НВО 2-3 1-2 - 1-2
в том числе переводных 1-2 1 - 1
10.7.4 Количество книг, изданных по НВО, в год 4-6 2-4 - -
10.7.5 Количество всех статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирова- 1 1 - 1
ния), в расчете на одного НПР
10.8 Количество научных лабораторий и инжиниринговых центров по НВО, оснащенных высокотехнологичным оборудованием 5-7 3-5 - 10-15
10.9 Количество конференций, выставок, семинаров по НВО с участием учреждения 45 35 20 20
11.1.1 Доля иностранных студентов (без учета стран СНГ) по НВО от общего числа студентов по НВО 3-7 2-4 - -
11.1.2 Доля студентов из стран СНГ по НВО 7-12 3-7 - -
11.1.3 Доля программ магистратуры, реализуемых на иностранном языке 3-5 1-3 - -
11.1.4 Доля иностранных аспирантов от общей численности обучающихся в аспирантуре 3-5 3-5 - -
11.1.5 Количество совместных программ магистратуры с иностранными партнерами и/или работодателями 2 1 - -
11.1.6 Доля магистров, участвующих в программах международной академической мобильности, от общего числа магистров 5-7 3-5 - -
11.1.7 Доля образовательных программ, аккредитованных международными общественными организациями 10-15 10-15 - -
11.1.9 Доля выпускников, получивших общеевропейское приложение к диплому в отчетном году 50-70 50-70 - -
11.2.1 Число международных конференций по НВО, проведенных учреждением в отчетном году 3-5 1-3 - -
11.2.2 Объем НИОКР по НВО в рамках международных научных программ в расчете на одного НПР 5-7 3-5 - -
11.2.3 Количество международных научных конференций с участием ученых учреждения в отчетном году 30-50 20-40 - 15-20
11.2.4 Количество международных проектов и программ с участием учреждения 5-7 3-5 - 2-3
Пороговые значения показателей определяли на основе статистической информации вузов, в том числе публичных отчетов, программ развития, результатов внутренне -го мониторинга и аудита, количественных значений показателей государственной аккредитации, требований государственного лицензирования, а также экспертных оценок.
Для каждого показателя, исходя из его содержания, был установлен максимальный период актуализации информации, в течение которого информация считается действительной и достоверной - от 1 года до 5 лет.
В настоящее время все большее значение приобретает общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ (ООП), поэтому одним из вариантов применения разработанной
системы показателей является ее адаптация для использования в указанных целях.
Из предлагаемого перечня было выбрано 45 показателей, пригодных для оценки ООП. Весовые коэффициенты у групп и подгрупп показателей были удалены, так как при относительно небольшом количестве показателей аккредитации ООП нет необходимости в их корректировке весовыми коэффициентами. Предложенные показатели позволяют оценить не только качество самой ООП, но и качество ее реализации.
На основе анализа и изучения существующих моделей оценки деятельности высших учебных заведений сформирована система показателей и критериев, охватывающих основные направления деятельности высшего учебного заведения и учитывающих потребности всех заинтересованных сторон.
Литература
1. Совершенствование механизмов оценки качества образовательной и научной деятельности научных организаций и учреждений профессионального образования для обеспечения отрасли высококвалифицированными и востребованными кадрами: Отчет по результатам выполнения проекта Ф-49. - М.: НИТУ МИСиС, 2010.
2. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций от 21.03.2011. № 184.
3. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
4. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном/Лувен-ла-Невом. - М.: ИЦПКПС, 2009.
5. Васильева Е. Ю., Сидоров П. И. Системный мониторинг образовательной среды. - Архангельск: Правда Севера, 2007. 338 с.
УДК 004.9 + 065.01 ББК 73.8.+ 74.5
НОРМАЛИЗОВАННАЯ МЕТАМОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ИКТ
И СМЕЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Е. З. Зиндер, президент Тел.: (495) 601-20-49, e-mail: [email protected] И. Г. Юнатова, ведущий эксперт Тел.: (495) 601-2049, e-mail: [email protected] Фонд ФОСТАС www.fostas.org
The competence meta-model, focused on formalization ofproblem solving which covers the areas from the professional education to the integration of certification systems for ICT, is presented. The meta-model content and structure are based on the principles of information structures normalization and coordinated competence profile development for related objects.
Представлена метамодель компетенций, ориентированная на формализацию решения задач в широком диапазоне областей - от профессионального образования до интеграции систем сертификации в сфере ИКТ. Содержание и структура метамодели основаны на принципах нормализации информационных структур и построения согласованных профилей компетенций смежных объектов.
Ключевые слова: компетенция, дополнительное профессиональное образование, метамодель, нормализация, сертификация.
Keywords: competence, additional vocational training, meta-model, normalization, certification.
Введение
Модели (описания) компетенций используются в разных областях деятельности: управлении кадрами, классическом высшем образовании, непрерывном профессиональном образовании, обеспечении мобильности рабочей силы в региональном и глобальном масштабе. Недавно появились стандарты [1, 2] обобщенных схем моделей компетенций и совместного использования данных о компетенциях разными людьми, в разных областях и задачах, включая поддержку применения таких общих данных в разных информационных сис-
темах (ИС). Подобные схемы принято называть метамоделями компетенций, или концептуальными моделями общих данных о компетенциях. Вместе с тем в многофункциональных нормативных документах [3, 4], нацеленных на согласование разных областей деятельности, в специальных исследованиях [5-7], а также в указанных выше стандартах говорится о том, насколько далек от решения даже базовый вопрос принятия одной трактовки понятий компетенция и компетентность, competence и competency. Так же далека от решения задача создания единой метамодели компетенций. В то же время набор областей, в ко-