Секция «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОСИСТЕМ И АВИОНИКИ»
УДК 629.7
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ВСС-95-1В САМОЛЕТА ИЛ-96-300
И. А. Шабанов, Р. А. Ибадуллаев, Е. И. Соколовская Научный руководитель - А. Р. Акзигитов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: ishabanov491@gmail.com
В статье приведены работа вычислительной системы самолетавождения, обновление ее аэронавигационной базы, спутниковая система Iridium.
Ключевые слова: вычислительная система самолетовождения, аэронавигационная база, система связи, Iridium.
DEVELOPMENT OF THE UPDATE SYSTEM OF VSS-95-1V AIRNAVIGATION DATA
OF THE PLANE Il-96-300
A. Shabanov, R. A. Ibadullaev, E. I. Sokolovskaya Scientific Supervisor - A. R. Akzigitov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: ishabanov491@gmail.com
The article presents the operation of the navigation computer system, the updating of its air navigation base, the Iridium satellite system.
Keywords: computer navigation system, aeronautical database, communication system, Iridium.
Для повышения точности и надежности определения местоположения и состояния воздушного судна (ВС) используют комплексирование информации автономных и неавтономных средств навигации, а так же оперативный сбор и непрерывную обработку навигационных данных. Эти функции с легкость может выполнить вычислительная система самолетовождения (ВСС) и ее зарубежный аналог — система управления полетом FMS (Flight Management System).
ВСС способна обеспечивать самолетовождение по оптимальным траекториям на всех фазах полета в соответствии с заложенным планом полета, хранить навигационную базу данных и базу характеристик летательного аппарата (ЛА). [1]
Система принимает информацию от первичных систем, радионавигационных система и автоматического пилотирования.
Согласно циклу AIRAC (Aeronautical Information Regulation and Control) установленным ICAO обновление аэронавигационной базы данных должно проводиться раз в 28 дней.
На современных ЛА система сопрягается со спутниковой навигационной системой, что позволяет обеспечить очень высокую точность самолетовождения.
ВСС-95-1В представляет собой программируемый вычислитель в моноблочном исполнении со встроенной панелью управления и индикации. Рабочая программа записывается в перепрограммируемое запоминающее устройство (ППЗУ) изготовителем изделия. База навигационных данных записывается в выделенный раздел ППЗУ авиакомпанией пользователем
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 2
с помощью предоставляемого изготовителем технологического оборудования и подлежит периодическому обновлению. Устанавливается на самолетах: Ту-214, БЕ-200, Ил-96-300. [2]
На самолете Ил-96-300 обновление базы данных ВСС производится при помощи переносного компьютера и специального соединительного кабеля, вся процедура производится на борту летательного аппарата, информация загружается в память, по очереди, каждого из блоков ВСС. Во время перезагрузки данных какая-либо другая работа с ВСС невозможна. Однако такой способ неудобен и устарел.
Iridium — система гражданской спутниковой связи, имеющая 66 спутников, обращающихся вокруг вокруг Земли по 11 орбитам на высоте 780 км со скоростью 27,000км/ч. Охватывает весь земной шар, включая полярные области.
Технические характеристики системы Iridium (космический сегмент)
Число орбитальных спутников: 66 (резерв: 6 аппаратов);
Число орбитальных плоскостей: 5;
Количество спутников в плоскости: 11;
Высота полета: 780 км;
Время обращения вокруг Земли: 100 мин. 28 сек;
Наклон орбитальной плоскости: 86,4
Количество радиолучей на каждом аппарате: 48;
Диаметр радиолуча: 50 км;
Масса космического спутника: 689 кг;
Мощность сигнала: 16 ДБ.
Внедрение авиационных систем Iridium за последние несколько лет резко возросло, это, в первую очередь, обусловлено тем, что обеспечивает безопасность экипажа, судна и пассажиров при помощи глобальных служб безопасности полетов. [3]
В состав экипажа самолета Ил-96-300 не входит штурман, а значит нагрузка на второго пилота увеличивается, в следствии чего могут произойти ошибки в работе экипажа из-за человеческого фактора.
Система Iridium позволит уменьшить нагрузку на экипаж, т. к второму пилоту не нужно будет обновлять ВСС-95-1В каждые 28 дней. Все обновления программ будут автоматическими в режиме реального времени.
Через данный канал связи передача данных будет качественна и надежна. Использование такой системы на сегодняшний день актуально и наиболее приближено к современной эксплуатации бортового оборудования.
Предлагаемая разработка требует экспериментальных доработок в использовании на ВС отечественного производства по устранение недостатков в работе и структуре.
Библиографические ссылки
1. Кучерявый А. А. Бортовые информационные системы: Курс лекций/ А. А. Кудрявый под. ред. В. А. Мишина и Г.И. Клюева.-2-е изд., перераб. и доп. — Ульяновск: УлГТУ, 2004. С 28-29
2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 319 с.
3. IRIDIUM [Электронный ресурс]. URL: https://iridium-russia.com/solutions/sectors/aviation/ (дата обращения: 25.02.2019).
© Шабанов И.А., Соколовская Е.И., Ибадуллаев Р.А., 2019