Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ВСС-95-1В САМОЛЕТА ИЛ-96-300'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ВСС-95-1В САМОЛЕТА ИЛ-96-300 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ / АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ БАЗА / СИСТЕМА СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шабанов И. А., Ибадуллаев Р. А., Соколовская Е. И.

В статье приведены работа вычислительной системы самолетавождения, обновление ее аэронавигационной базы, спутниковая система Iridium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шабанов И. А., Ибадуллаев Р. А., Соколовская Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE UPDATE SYSTEM OF VSS-95-1V AIRNAVIGATION DATA OF THE PLANE IL-96-300

The article presents the operation of the navigation computer system, the updating of its air navigation base, the Iridium satellite system.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ВСС-95-1В САМОЛЕТА ИЛ-96-300»

Секция «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОСИСТЕМ И АВИОНИКИ»

УДК 629.7

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ ВСС-95-1В САМОЛЕТА ИЛ-96-300

И. А. Шабанов, Р. А. Ибадуллаев, Е. И. Соколовская Научный руководитель - А. Р. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ishabanov491@gmail.com

В статье приведены работа вычислительной системы самолетавождения, обновление ее аэронавигационной базы, спутниковая система Iridium.

Ключевые слова: вычислительная система самолетовождения, аэронавигационная база, система связи, Iridium.

DEVELOPMENT OF THE UPDATE SYSTEM OF VSS-95-1V AIRNAVIGATION DATA

OF THE PLANE Il-96-300

A. Shabanov, R. A. Ibadullaev, E. I. Sokolovskaya Scientific Supervisor - A. R. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: ishabanov491@gmail.com

The article presents the operation of the navigation computer system, the updating of its air navigation base, the Iridium satellite system.

Keywords: computer navigation system, aeronautical database, communication system, Iridium.

Для повышения точности и надежности определения местоположения и состояния воздушного судна (ВС) используют комплексирование информации автономных и неавтономных средств навигации, а так же оперативный сбор и непрерывную обработку навигационных данных. Эти функции с легкость может выполнить вычислительная система самолетовождения (ВСС) и ее зарубежный аналог — система управления полетом FMS (Flight Management System).

ВСС способна обеспечивать самолетовождение по оптимальным траекториям на всех фазах полета в соответствии с заложенным планом полета, хранить навигационную базу данных и базу характеристик летательного аппарата (ЛА). [1]

Система принимает информацию от первичных систем, радионавигационных система и автоматического пилотирования.

Согласно циклу AIRAC (Aeronautical Information Regulation and Control) установленным ICAO обновление аэронавигационной базы данных должно проводиться раз в 28 дней.

На современных ЛА система сопрягается со спутниковой навигационной системой, что позволяет обеспечить очень высокую точность самолетовождения.

ВСС-95-1В представляет собой программируемый вычислитель в моноблочном исполнении со встроенной панелью управления и индикации. Рабочая программа записывается в перепрограммируемое запоминающее устройство (ППЗУ) изготовителем изделия. База навигационных данных записывается в выделенный раздел ППЗУ авиакомпанией пользователем

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 2

с помощью предоставляемого изготовителем технологического оборудования и подлежит периодическому обновлению. Устанавливается на самолетах: Ту-214, БЕ-200, Ил-96-300. [2]

На самолете Ил-96-300 обновление базы данных ВСС производится при помощи переносного компьютера и специального соединительного кабеля, вся процедура производится на борту летательного аппарата, информация загружается в память, по очереди, каждого из блоков ВСС. Во время перезагрузки данных какая-либо другая работа с ВСС невозможна. Однако такой способ неудобен и устарел.

Iridium — система гражданской спутниковой связи, имеющая 66 спутников, обращающихся вокруг вокруг Земли по 11 орбитам на высоте 780 км со скоростью 27,000км/ч. Охватывает весь земной шар, включая полярные области.

Технические характеристики системы Iridium (космический сегмент)

Число орбитальных спутников: 66 (резерв: 6 аппаратов);

Число орбитальных плоскостей: 5;

Количество спутников в плоскости: 11;

Высота полета: 780 км;

Время обращения вокруг Земли: 100 мин. 28 сек;

Наклон орбитальной плоскости: 86,4

Количество радиолучей на каждом аппарате: 48;

Диаметр радиолуча: 50 км;

Масса космического спутника: 689 кг;

Мощность сигнала: 16 ДБ.

Внедрение авиационных систем Iridium за последние несколько лет резко возросло, это, в первую очередь, обусловлено тем, что обеспечивает безопасность экипажа, судна и пассажиров при помощи глобальных служб безопасности полетов. [3]

В состав экипажа самолета Ил-96-300 не входит штурман, а значит нагрузка на второго пилота увеличивается, в следствии чего могут произойти ошибки в работе экипажа из-за человеческого фактора.

Система Iridium позволит уменьшить нагрузку на экипаж, т. к второму пилоту не нужно будет обновлять ВСС-95-1В каждые 28 дней. Все обновления программ будут автоматическими в режиме реального времени.

Через данный канал связи передача данных будет качественна и надежна. Использование такой системы на сегодняшний день актуально и наиболее приближено к современной эксплуатации бортового оборудования.

Предлагаемая разработка требует экспериментальных доработок в использовании на ВС отечественного производства по устранение недостатков в работе и структуре.

Библиографические ссылки

1. Кучерявый А. А. Бортовые информационные системы: Курс лекций/ А. А. Кудрявый под. ред. В. А. Мишина и Г.И. Клюева.-2-е изд., перераб. и доп. — Ульяновск: УлГТУ, 2004. С 28-29

2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 319 с.

3. IRIDIUM [Электронный ресурс]. URL: https://iridium-russia.com/solutions/sectors/aviation/ (дата обращения: 25.02.2019).

© Шабанов И.А., Соколовская Е.И., Ибадуллаев Р.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.