Научная статья на тему 'Обновление базы данных системы ВСС - 95 - 1в посредством дистанционного управления'

Обновление базы данных системы ВСС - 95 - 1в посредством дистанционного управления Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
252
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СВЯЗИ / НАВИГАЦИЯ / GNS\ATM / COMMUNICATION SYSTEM / NAVIGATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шемелёв Е.Д., Трушин М.А., Акзигитов А.Р., Перемышленников В.В.

Использование системы GNS\ATM сделает возможным повышение точности наблюдение и навигации, уменьшит интервалы между ВС и увеличит пропускную способность, а также спрямление траектории полета и мониторинг ВС в горных местностях на малых, предельно малых и приполярных областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Шемелёв Е.Д., Трушин М.А., Акзигитов А.Р., Перемышленников В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATE OF THE DATABASE SYSTEM VSS-95-1V BY REMOTE CONTROL

Using the GNS / ATM system will make it possible to improve the accuracy of observation and navigation, reduce the intervals between aircraft and increase the capacity, as well as straightening the flight path and monitoring aircraft in mountainous areas in small, extremely small and circumpolar regions.

Текст научной работы на тему «Обновление базы данных системы ВСС - 95 - 1в посредством дистанционного управления»

УДК 656.7

ОБНОВЛЕНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СИСТЕМЫ ВСС - 95 - 1В ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е. Д. Шемелёв*, М. А. Трушин, А. Р. Акзигитов, В. В. Перемышленников

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: shemelev_zhenya_@mail.ru

Использование системы GNS\ATM сделает возможным повышение точности наблюдение и навигации, уменьшит интервалы между ВС и увеличит пропускную способность, а также спрямление траектории полета и мониторинг ВС в горных местностях на малых, предельно малых и приполярных областях.

Ключевые слова: система связи, навигация, GNS\ATM.

UPDATE OF THE DATABASE SYSTEM VSS-95-1V BY REMOTE CONTROL

E. D. Shemelev*, M. A. Trushin, A. R. Akzigitov, V. V. Peremyshlennikov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: shemelev_zhenya_@mail.ru

Using the GNS / ATM system will make it possible to improve the accuracy of observation and navigation, reduce the intervals between aircraft and increase the capacity, as well as straightening the flight path and monitoring aircraft in mountainous areas in small, extremely small and circumpolar regions.

Keywords: communication system, navigation, GNS\ATM.

Введение.Чтобы навигация была точной и безопасной на воздушных судах (ВС) используют не только спутниковые навигационные системы, но и вычислительные системы самолётовождения (на отечественных - ВСС, на зарубежных - FMS/FMC), а также системы раннего предупреждения близости земли(СРПБЗ).

Современные ВС снабжены комплексом таких систем как ВСС, ИНС и СНС которая является основной системой, осуществляющей координированный полёт в комплексе с такими навигационными системами, как инерциальная и спутниковая. Современные отечественные ВС удовлетворяют требованиям ICAO RNP по зональной навигации благодаря комплексу ВСС, ИНС и СНС, который обеспечивает достаточно точное вождение ВС. Примерами таких самолетов можно назвать Ан-148, Ту-204-300, Ту-214, Ил-96-300 и др.

Чтобы оперативное планирование маршрута было успешным при возникновении сложных ситуаций, а также при донесении об изменениях в аэронавигационной информации или осуществлении полёта в момент смены циклов AIRAC (1 раз в 28 дней, в 0:00 UTC) необходимо оперативно принимать аэронавигационные данные. Во время работы баз данных СРПБЗ, ВСС, либо СНС может произойти сбой или появиться ошибка. Чтобы обеспечить безопасность полетов в таком случае еще одним важным параметром становится оперативное обновление бортовой базы данных.

Система «Globalstar». Система глобальной персональной спутниковой связи «Globalstar» действующая с 1999 г., охватывает практически всю территорию Российской Федерации - включительно до 70° с. ш. На сегодняшний день процесс формирования орбитальной группировки

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

является завершённым. В августе 2000 г. был введён в эксплуатацию российский сегмент Globalstar.

Спутники Globalstar имеют простые («прозрачные») ретрансляторы без бортовой коммутации сигналов, тем самым это приводит к уменьшению их веса (до 450 кг), увеличению надёжности, увеличению срока эксплуатации (не менее 7,5 года), а также к меньшей стоимости в сравнении с другими проектами подобного назначения.

Основные характеристики Globalstar.

Новейшие технологии связи системы Globalstar:

• Речевой кодер с переменной скоростью и шумоподавлением.

• Доступ с кодовым разделением (CDMA).

• Одновременная организация пользовательского канала через несколько КА.

• Мягкая эстафетная передача от луча к лучу, от спутника к спутнику.

• Адаптивное управление мощностью бортового и абонентского передатчиков.

Космический сегмент. Орбитальная группировка системы Globalstar представляет собой

группировку из: основных (48) и резервных (4) низкоорбитальных спутников. Спутники располагаются на 8 орбитах по 6 космических аппаратов на каждой. Эту группировку спутников выводят на 1414 км с наклоном 52° к экватору. Период обращения космического аппарата на орбите - 114 мин. Фазовый сдвиг между космическими аппаратами на соседних орбитах составляет 7,5°. Такая структура космического сегмента осуществляет одновременное наблюдение на средних широтах, которые являются основным регионом обслуживания - не менее 2 космических аппаратов.

Данный показатель значительно отличает систему Globalstar от конкурирующей системы Iridium, в которой структура космического сегмента, основана на односпутниковом покрытии территории.

Прохождение сигналов в системах космической связи. На линиях Земля — космос (либо космос — Земля) распространение радиоволн очень сильно осложняется воздействием, оказываемым атмосферой Земли, т.е. ионосферой и тропосферой. Это воздействие особенно ощутимо на таких частотах как 10 ГГц и выше, а кроме этого и малых углах места антенны земной станции (при малых углах прихода волны).

Воздействие ионосферы может проявляться в таких явлениях как: поглощение энергии, дисперсия сигнала, «мерцании» сигнала, вращении плоскости поляризации (фарадеево вращение). Использование круговой поляризации волны полностью устраняет влияние этого явления.

На распространение радиоволн на линиях Земля — Космос воздействие тропосферы может проявляться в различных явлениях.

Изменяющийся индекс рефракции в тропосфере и его нерегулярность могут вызвать дефокусировку луча антенны, возникновение многолучевости сигнала и «мерцание», а также изменить угол прихода волны, уменьшить эффективное усиление антенн. Дефокусировка луча при угле места 3° вызывает потери сигнала менее 0,4 дБ, а также и при больших изменениях рефракции. Данные измерений зависимости угла прихода волны от угла места, вызванной рефракцией, в морской тропической атмосфере выглядят так: при 1° - 0,65°, 3° - 0,35° и 5° - 0,25°. В полярном же континентном климате зависимость была такой: при 1° - 0,44°, 3° - 0,25° и 5° - 0,17°. Но это явление можно не брать во внимание, так как большинство антенн земных станций снабжено устройствами ручного, либо автоматического наведения по максимуму сигнала.

А также такие явления как многолучёвость и «мерцание» сигнала не оказывают значительного влияния на его уровень и поэтому ими также можно пренебречь. Значительное же воздействие тропосферы проявляется при поглощении атмосферными газами энергии радиоволн. Не менее существенное влияние оказывают гидрометеоры (особенно дождь), поглощающие и деполяризующие радио волны.

Заключение. Рассмотренный нами выше канал связи, целью которого является качественная передача данных, на сегодняшний день является наиболее подходящим для современных условий эксплуатации. Так как в настоящее время нет точности, достоверности передачи, слабая помехозащищённость.

При использовании системы 01оЬаЫаг отпадёт необходимость в инженере ПНК, который обновляет вручную систему ВСС - 95 - 1В с помощью компьютера и программы каждые 28 дней. Все необходимые действия по обновлениям различного рода программ будут происходить автоматически в режиме реального времени.

Данная система требует экспериментальной проверки на реальном ВС для выявления и устранения недостатков в работе и структуре.

Библиографические ссылки

1. Гоголь В. А. Основы системы спутниковой навигации. Красноярск.: 2001. 84 с.

2. Крыжановский Г. А. Оптимизация авиационных систем передачи информации. М.: Транспорт, 1986. 294 с.

3. Липкин И. А. Спутниковые навигационные системы. М.: Вузовская книга, 2001. 288 с.

4. Соловьёв Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. М.: Эко-Трендз, 2003.

5. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / В. С. Шебшаевич, П.П.Дмитриев и др.// М.: Радио и связь, 1982. 272 с.

6. Ломовицкий В. В. Основы построения систем и сетей передачи данных. М.: Горячая линия-Телеком, 2005.

© Шемелев Е. Д., Трушин М. А., Акзигитов А. Р., Перемышленников В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.