------------------------------------- © С.Н. Гончаренко, И.В. Ярощук,
2009
УДК 622:378.022
С.Н. Гончаренко, И.В. Ярощук
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают необходимость четкой формализации качества профессорско-преподавательского состава и необходимость создания оценки результативности научно-педагогической деятельности [1-4]. Учебно-методическое объединение ВУЗов РФ по образованию в области горного дела предлагает полезный с нашей точки зрения материал, посвященный оценке качества научнопедагогических работников ВУЗа.
Проректор МГГУ, д.т.н., профессор В.Л. Петров
ЖЭажной проблемой модерниза-ции
-Щ-М образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования. В качестве главной задачи российской образовательной политики обозначено обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментально -сти и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик услуг (в т.ч. образовательных) или продукции потребностям или ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, которые установлены в контрактах, обычно предполагаются или являются обязательными в соответствии с государственными образовательными стандартами и другими нормами, а также с законодательными актами.
Применительно к сфере высшего образования качество образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников ВУЗов, их активной гражданской позицией,
уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой -его обеспеченностью ресурсами: материально-техническими, информационными и кадровыми.
Составляющие качества образовательного процесса можно упрощенно представить в следующем виде (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что качество образования складывается из двух основных составляющих - обеспеченности образовательного процесса в рамках структурных подразделений ВУЗа (кафедрах) и квалификации профессорско-
преподавательского состава (ППС) этих подразделений, без которого, собственно, обеспечение первой составляющей представляется весьма сомнительным. В этой связи квалифицированный преподаватель - это прежде всего актуальные и грамотные учебно-методические
Качество
обучения
Промежуточный и итоговый контроль
Самостоятельная
работа
студентов
Учебно-методические материалы (учебные пособия, практикумы, мультимедиа)
Квалификация профессорско-преподавательского состава
Материальная база (оснащенность учебных лабораторий вычислительной техникой, необходимыми лабораторными стендами)
Рис. 1. Диаграмма составляющих качества образовательного процесса в ВУЗе
пособия, лекции, способность заинтересовать студентов, возможность осуществлять постоянный контроль за успеваемостью студентов, посредством промежуточного и итогового контроля (например, с применением систем тестирования) и проверки заданий для самостоятельной работы.
В настоящее время уровень квалификации ППС традиционно оценивается по разрядной сетке, обуславливаемой наличием ученой степени и звания, что зачастую не соответствует современным требованиям высшей школы.
Поэтому актуальной является разработка методики оценивания профессионального уровня квалификации ППС (аттестации), позволяющей комплексно с системных позиций осуществлять мониторинг качества образования.
Реализация предлагаемой методики предполагает разработку системы критериев для процедуры оценивания и создание модели документов для проведения процедуры аттестации ППС с использованием разработанных критериев оценки деятельности работников.
Несмотря на сложность проблемы некоторые ВУЗы России уже разработали свои методы и критерии оценки труда ППС. В настоящее время в практике высшей школы существуют порядка 40 методик измерения и оценки деятельности преподавателей [5-7]. Однако опыт свидетельствует о том, что они пока не могут быть признаны совершенными и требуют доработки.
Анализ данных методик показал, что им присущи типичные недостатки, не позволяющие превратить процесс оценки деятельности ППС в инструмент его профессионального развития:
• преобладание качественных оценочных критериев;
• излишняя формализация методик для общей оценки количественных характеристик деятельности ППС;
• все виды деятельности ППС и отдельные показатели внутри видов являются равнозначными;
• отсутствие ясного представления о направлении интерпретации полученных в ходе оценивания результатов и возможности их практического использования.
Некоторые ВУЗы для определения количественных значений критериев процедуры аттестации ППС исполь-
Рис. 2. Распределение времени научно-педагогических работ-
ников в течение учебного года
зуют балльно-рейтинговые оценки, однако их существенным недостатком является отсутствие обоснования границ таких оценок.
В этой связи, используя опыт и практику оценки качества образовательного процесса и указанные выше недостатки имеющихся методик, изложим основные принципы предлагаемого метода аттестации деятельности ППС.
Расчет рейтинга осуществляется на основе заполненной электронной фор-мы. Каждому показателю соответствует удельный вес в баллах, на который умножается численное значение показателя. Рейтинг преподавателя определяется как простая сумма взвешенных показателей. Удельный вес определяется с учетом значимости показателя для рейтинга университета в целом. При этом, рабочее время преподавателей ВУЗов определяется объемом их учебной, методической, научной, организационной и воспитательной работы.
В качестве примера возьмем общий объем нагрузки научно-педаго-гических работников составляющий 1550 часов на протяжении учебного года.
Средняя учебная нагрузка научнопедагогических работников в году приблизительно составляет 750 часов. С учетом всего вышеизложенного предлагается следующее распределение времени научно-педагогических работников (рис. 2).
Рейтинг научно-педагогического работника определяется как сумма соответствующих коэффициентов ис-
полнения основных направлений ра-
боты: методической, научной, организационной и воспитательной .
0 100/ N
Я =-----(г + г + г + г + г ),
^ у уч мет научн орг восп / *
где £ - доля штатной должности, на которой работает преподаватель.
Т Т* т Т 4
1 Г = т г = —
Т ’ уч мет т ’ мет научн т научн
Т Т 1пп
II г = —
орг т у орг восп Т восп
где , Гт , Гк, Гр, Гп) - значения норм
времени на выполнение конкретных видов работ по определенным направлениям.
Среднее значение рейтинга научнопедагогического работника кафедры ВУЗа является одной из составляющих рейтинга кафедры ЯНПП и находится следующим образом.
Янпп = -ТЯ. ,
П ,
где п - количество людей в научнопедагогическом коллективе кафедры.
При определении сравнительного рейтинга заведующих кафедр дополнительно учитывается среднее значение рейтингов научно-педагогических работников кафедры с коэффициентом
0,3.
Язав = Я1 + 0 3ЯНПП ,
где Я1 - индивидуальный рейтинг заведующего кафедрой.
Определение рейтингов рекомендуется проводить один раз за прошедший учебный год в сроки, утвержденные приказом ректора.
Выходным документом определе-ния рейтинга научно-педагогического работника является индивидуальный рейтинг-лист преподавателя, который каждый преподаватель заполняет в установ-
ленные сроки по результатам своей деятельности в прошедшем учебном году.
В установленные сроки на заседа-нии кафедры проводится обсуждение рейтинг-листов преподавателей и их утверждение.
Индивидуальные рейтинг-листы преподавателей, подписанные заведую-щим кафедры подаются в деканат.
Индивидуальные рейтинг-листы заведующих кафедр утверждаются на заседании совета факультета.
Для обеспечения достоверности выходных данных необходимо:
- каждому преподавателю лично подготовить рейтинг-листы и подсчитать коэффициенты выполнения основных направлений работы, а также значение рейтинга Я;
- провести специальное заседание кафедры, где каждый преподаватель в присутствии коллег, заведующего кафедрой и представителя деканата доложит о выполнении индивидуального плана по всем видам деятельности. Отчет сотрудника принимается при наличии подтверждающих документов. Такая процедура способствует саморегулированию системы;
- оформить протокол утверждения рейтинга преподавателей кафед-ры с указанием коэффициентов исполнения по всем видам деятельности и личных подписей, это обеспечивает прозрачность, объективность и исключает возможные недоразумения;
- протоколы заседаний кафедр и другие первичные документы передаются в соответствующий деканат. На совете факультета проводится обсуждение и утверждение показателей деятельности научно-педагогических работников, после чего эти результаты поступают в общеуниверситетское подразделение, ответственное за качество образовательного процесса в ВУЗе.
Нормы времени на (указывается вид работы) работу
№ Вид работы Часы () Примечание
1 2 3 4
На совете факультета проводится обсуждение и утверждение показателей деятельности научно-педагогических работников, после чего эти результаты поступают в общеуниверситетское подразделение, ответственное за качество образовательного процесса в ВУЗе.
В случае, если Як < 500 (т.е. к -й научно-педагогический работник ка-федры выполнил по всем видами деятельности работы меньше, чем из расчета соответствующего бюджета рабочего времени) заведующий кафедрой должен подать в учебный отдел ВУЗа аргументированные объяснения.
Для каждого вид работ разрабо-тана типовая таблица, в которую заносятся показатели, по которым рассчитывается выходной рейтинг преподавателя (табл. 1).
Для учебной работы предлагается использовать следующие критерии оценивания:
• руководство, рецензирование и проведение защит дипломных проектов (работ) - отдельно для бакалавра, специалиста и магистра;
• проведение индивидуальных занятий с магистрами и руководство науч-
ными исследованиями;
• рецензирование рефератов при поступлении в аспирантуру;
• проведение вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов;
• руководство аспирантами (до 3
лет);
• руководство соискателями (до 3 лет);
• научное консультирование докторантов (до 3 лет);
• руководство стажировкой преподавателей.
Для методической работы предлагаются следующие критерии оценивания:
• написание и подготовка к изданию (переизданию) конспекта лекций, методических материалов к лабораторным работам, курсовому и дипломному проектированию, практик и самостоятельной работы студентов, методических материалов к семинарским и практическим, занятиям;
• разработка (переработка) учебных и рабочих учебных планов, учебных и рабочих программ дисциплин;
• разработка и постановка лабораторных работ и компьютерных практикумов;
• разработка интерактивных методов обучения (кейсов, деловых и ролевых игр, ситуационных упражнений);
• разработка конкурсных заданий для студенческих олимпиад;
• разработка составляющих отраслевого стандарта;
• подготовка материалов для лицензирования и аккредитации специальности;
• стажировка.
Для научной работы предлагаются следующие критерии оценивания:
• получение ученой степени;
• получение ученого звания;
• получение почетного звания,
гранта, премии;
• подготовка научных кадров;
• выполнение научно-исследовательских работ;
• подготовка публикаций;
• участие в конференциях и выставках;
• участие в научных изысканиях студентов.
Таблица 2
Рейтинг-лист ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
за 200__/200_уч. г.
Кафедра __________________________________________________________
(название)
Преподаватель ____________________________________________________
(ФИО) (должность) (возраст)
Доля ставки, на которой работает преподаватель Б = 1
І Учебная работа
№ Вид работы Норматив, () Количество Значение
1 2 3 4 5
2 Рецензирование рефератов на поступление в аспирантуру 3/1 реф. 2 6
3 Руководство аспирантами 200/ 1 чел. 4 800
Всего по направлению 1200
Коэффициент выполнения по направлению 1,1
П. Методическая работа
№ Вид работы Норматив, (tj) Количество Значение
1 2 3 4 5
2 Подготовка конспекта лекций по дисциплине «....» 10/1 п.л. 10 100
3 Разработка компьютерного практикума по дисциплине « » 5/ 1 раб. 15 75
Всего по направлению 830
Коэффициент выполнения по направлению 1,3
1) «Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине », автор(ы)....................................;
2) «Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине ........», ав-
тор(ы)......;
3) «Конспект лекций по учебной дисциплине ................... (лекции № 1....3)», автор(ы)
Ш. Научная работа
№ Вид работы 1) Норматив, (tk ) Количество Значение
1 2 3 4 5
6 Статья в международном научном журнале 80 1х0,5 40
11 Рецензирование статей, авторефератов 3 3 9
Всего по направлению 493
1) Конкретно раскрыть с всех позиций.
ІУ. Организационная работа
№ Вид работы Норматив, ( Ґр ) Количество Значение
1 2 3 4 5
5 Организация и проведение научнометодической конференции1-1 30 1 30
6 Член совета факультета 50 20 40
Всего по направлению 95
Коэффициент выполнения по направлению 0,87
1) Ученый секретарь научно-методической конференции (название и дата проведения) Преподаватель ___________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Утверждено на заседании кафедры Протокол №, от Заведующий кафедрой
(подпись) (инициалы, фамилия)
Таблица 3
Рейтинг-лист преподавателей кафедры
(название кафедры)
№ ФИО Название кафедры Должность Возраст Доля ставки, 8 Коэф. выполнения по направлениям Рейтинг, Я
Гуч гмет гнаучн г орг гвосп
1 1,1067 1,8217 1,2974 0,8796 0,1 521
2 1 1,2 1,36 0,35 0,65 0,2 476
Заведующий кафедрой ________
(подпись)
Для организационной работы предлагаются следующие критерии оценивания:
• работа в учебно-методических комиссиях по специальности, экспертных советах ВАК, ученых и методических комиссиях и т.п.;
• организация и проведение научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и т. п.;
• исполнение обязанностей декана факультета;
(инициалы, фамилия)
• член совета факультета;
• заведующий кафедрой и его заместители;
В результате обобщения полученных материалов разработаны рейтинглисты преподавателей, представ-ленные в
табл. 2-3.
Таким образом, в ходе проведенных исследований осуществлена разработка моделей научно-методическо-го (нормативно-методического) обес-печения
проведения аттестации работников, за-
нимающих научно-педа-гогические
должности, способствующих повышению качества подготовки специалистов, гармонизацию с основными тенденциями развития европейской системы высшего профессионального в условиях реализации современной модели высшего профессионального образования России.
В результате исследования были созданы:
- научно-методическое обеспечение организационных механизмов и критериев аттестации работников, занимающих научно-педагогические должности в высших учебных заведениях;
- система критериев для процедуры аттестации работников вузов, занимающих научно-педагогические должности и модели документов для проведения процедуры аттестации научно-педагогических работников с использованием разработанных критериев оценки деятельности работников;
1. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации / Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 5, 2008 г., с. 80-90.
2. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образова-тельных стандартов подготовки горных инженеров / Горный информационный аналитический бюллетень, №9, М.: МГГУ, 2008, с.5-18
3. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров / Горный информационный аналитический бюллетень, №10, М.: МГГУ, 2008, с.5-22.
Практическое использование и применение результатов исследования планируется в профессорско-препода-вательских коллективах высших учебных заведений, ответственных за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки, а также в объединениях специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
В целом предлагаемая система оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательс-кого состава может быть использована для планирования учебного процесса, стимулирования и мотивации труда научно-педагогических кадров в соответствии с целями образовательного процесса и заявленной миссией ВУЗа.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания / Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 6, 2008 г., с. 95-109.
5. Колотухина Г.В. Механизм аттестации педагогов в вузе / Методические рекомендации. - Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - 19 с.
6. Кузьмин И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагоги-ческих работников. - СПб., 2003.-59 с.
7. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 192 с. И0
— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------
Гончаренко С.Н. - доктор технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления»,
Ярощук И.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления»,
Московский государственный горный университет.
Файл:
Каталог:
Шаблон:
1т
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания:
Число сохранений:
Дата сохранения:
Сохранил:
Полное время правки: 0 мин.
Дата печати: 24.03.2009 0:15:00
При последней печати страниц: 8
слов: 2 597 (прибл.)
знаков: 14 804 (прибл.)
1б_Гончаренко2
Н:\Новое по работе в универе\ГИАБ-2009\ГИАБ-5\Рубрика С:\и8ег8\Таня\АррБа1а\Коатт§\М1сго80й\Шаблоны\Когта1.ёо
© С
Пользователь
16.03.2009 9:13:00 2
16.03.2009 9:13:00 Пользователь