Научная статья на тему 'Разработка системы критериев для процедуры а ттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений'

Разработка системы критериев для процедуры а ттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ДОКУМЕНТОВ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / EVALUATION CRITERIA / QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS / THE MODELS OF DOCUMENTS / RATING ESTIMATION / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко С. Н., Ярощук И. В.

В работе рассмотрены актуальные вопросы оценки профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вуза. Предложена система оценочных критериев для процедуры оценки и мониторинга качества образовательного процесса. Созданы модели документов для проведения аттестации и расчета показателей рейтинговой оценки научно-педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаренко С. Н., Ярощук И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CRITERIA FOR ATTESTATION PROCEDURE OF FACULTY ADVISORS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The pressing questions of estimation of faculty advisors' professional level in higher educational establishments are In-process considered. The system of evaluation criteria is offered for procedure of estimation and monitoring of quality of educational process. The models of documents for the leadthrough of attestation and calculation of indexes of rating estimation of scientific-pedagogical workers are created.

Текст научной работы на тему «Разработка системы критериев для процедуры а ттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений»

------------------------------------- © С.Н. Гончаренко, И.В. Ярощук,

2009

УДК 622:378.022

С.Н. Гончаренко, И.В. Ярощук

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают необходимость четкой формализации качества профессорско-преподавательского состава и необходимость создания оценки результативности научно-педагогической деятельности [1-4]. Учебно-методическое объединение ВУЗов РФ по образованию в области горного дела предлагает полезный с нашей точки зрения материал, посвященный оценке качества научнопедагогических работников ВУЗа.

Проректор МГГУ, д.т.н., профессор В.Л. Петров

ЖЭажной проблемой модерниза-ции

-Щ-М образования в России является создание эффективной системы управления качеством образования. В качестве главной задачи российской образовательной политики обозначено обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментально -сти и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик услуг (в т.ч. образовательных) или продукции потребностям или ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, которые установлены в контрактах, обычно предполагаются или являются обязательными в соответствии с государственными образовательными стандартами и другими нормами, а также с законодательными актами.

Применительно к сфере высшего образования качество образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников ВУЗов, их активной гражданской позицией,

уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой -его обеспеченностью ресурсами: материально-техническими, информационными и кадровыми.

Составляющие качества образовательного процесса можно упрощенно представить в следующем виде (рис. 1).

Из рис. 1 видно, что качество образования складывается из двух основных составляющих - обеспеченности образовательного процесса в рамках структурных подразделений ВУЗа (кафедрах) и квалификации профессорско-

преподавательского состава (ППС) этих подразделений, без которого, собственно, обеспечение первой составляющей представляется весьма сомнительным. В этой связи квалифицированный преподаватель - это прежде всего актуальные и грамотные учебно-методические

Качество

обучения

Промежуточный и итоговый контроль

Самостоятельная

работа

студентов

Учебно-методические материалы (учебные пособия, практикумы, мультимедиа)

Квалификация профессорско-преподавательского состава

Материальная база (оснащенность учебных лабораторий вычислительной техникой, необходимыми лабораторными стендами)

Рис. 1. Диаграмма составляющих качества образовательного процесса в ВУЗе

пособия, лекции, способность заинтересовать студентов, возможность осуществлять постоянный контроль за успеваемостью студентов, посредством промежуточного и итогового контроля (например, с применением систем тестирования) и проверки заданий для самостоятельной работы.

В настоящее время уровень квалификации ППС традиционно оценивается по разрядной сетке, обуславливаемой наличием ученой степени и звания, что зачастую не соответствует современным требованиям высшей школы.

Поэтому актуальной является разработка методики оценивания профессионального уровня квалификации ППС (аттестации), позволяющей комплексно с системных позиций осуществлять мониторинг качества образования.

Реализация предлагаемой методики предполагает разработку системы критериев для процедуры оценивания и создание модели документов для проведения процедуры аттестации ППС с использованием разработанных критериев оценки деятельности работников.

Несмотря на сложность проблемы некоторые ВУЗы России уже разработали свои методы и критерии оценки труда ППС. В настоящее время в практике высшей школы существуют порядка 40 методик измерения и оценки деятельности преподавателей [5-7]. Однако опыт свидетельствует о том, что они пока не могут быть признаны совершенными и требуют доработки.

Анализ данных методик показал, что им присущи типичные недостатки, не позволяющие превратить процесс оценки деятельности ППС в инструмент его профессионального развития:

• преобладание качественных оценочных критериев;

• излишняя формализация методик для общей оценки количественных характеристик деятельности ППС;

• все виды деятельности ППС и отдельные показатели внутри видов являются равнозначными;

• отсутствие ясного представления о направлении интерпретации полученных в ходе оценивания результатов и возможности их практического использования.

Некоторые ВУЗы для определения количественных значений критериев процедуры аттестации ППС исполь-

Рис. 2. Распределение времени научно-педагогических работ-

ников в течение учебного года

зуют балльно-рейтинговые оценки, однако их существенным недостатком является отсутствие обоснования границ таких оценок.

В этой связи, используя опыт и практику оценки качества образовательного процесса и указанные выше недостатки имеющихся методик, изложим основные принципы предлагаемого метода аттестации деятельности ППС.

Расчет рейтинга осуществляется на основе заполненной электронной фор-мы. Каждому показателю соответствует удельный вес в баллах, на который умножается численное значение показателя. Рейтинг преподавателя определяется как простая сумма взвешенных показателей. Удельный вес определяется с учетом значимости показателя для рейтинга университета в целом. При этом, рабочее время преподавателей ВУЗов определяется объемом их учебной, методической, научной, организационной и воспитательной работы.

В качестве примера возьмем общий объем нагрузки научно-педаго-гических работников составляющий 1550 часов на протяжении учебного года.

Средняя учебная нагрузка научнопедагогических работников в году приблизительно составляет 750 часов. С учетом всего вышеизложенного предлагается следующее распределение времени научно-педагогических работников (рис. 2).

Рейтинг научно-педагогического работника определяется как сумма соответствующих коэффициентов ис-

полнения основных направлений ра-

боты: методической, научной, организационной и воспитательной .

0 100/ N

Я =-----(г + г + г + г + г ),

^ у уч мет научн орг восп / *

где £ - доля штатной должности, на которой работает преподаватель.

Т Т* т Т 4

1 Г = т г = —

Т ’ уч мет т ’ мет научн т научн

Т Т 1пп

II г = —

орг т у орг восп Т восп

где , Гт , Гк, Гр, Гп) - значения норм

времени на выполнение конкретных видов работ по определенным направлениям.

Среднее значение рейтинга научнопедагогического работника кафедры ВУЗа является одной из составляющих рейтинга кафедры ЯНПП и находится следующим образом.

Янпп = -ТЯ. ,

П ,

где п - количество людей в научнопедагогическом коллективе кафедры.

При определении сравнительного рейтинга заведующих кафедр дополнительно учитывается среднее значение рейтингов научно-педагогических работников кафедры с коэффициентом

0,3.

Язав = Я1 + 0 3ЯНПП ,

где Я1 - индивидуальный рейтинг заведующего кафедрой.

Определение рейтингов рекомендуется проводить один раз за прошедший учебный год в сроки, утвержденные приказом ректора.

Выходным документом определе-ния рейтинга научно-педагогического работника является индивидуальный рейтинг-лист преподавателя, который каждый преподаватель заполняет в установ-

ленные сроки по результатам своей деятельности в прошедшем учебном году.

В установленные сроки на заседа-нии кафедры проводится обсуждение рейтинг-листов преподавателей и их утверждение.

Индивидуальные рейтинг-листы преподавателей, подписанные заведую-щим кафедры подаются в деканат.

Индивидуальные рейтинг-листы заведующих кафедр утверждаются на заседании совета факультета.

Для обеспечения достоверности выходных данных необходимо:

- каждому преподавателю лично подготовить рейтинг-листы и подсчитать коэффициенты выполнения основных направлений работы, а также значение рейтинга Я;

- провести специальное заседание кафедры, где каждый преподаватель в присутствии коллег, заведующего кафедрой и представителя деканата доложит о выполнении индивидуального плана по всем видам деятельности. Отчет сотрудника принимается при наличии подтверждающих документов. Такая процедура способствует саморегулированию системы;

- оформить протокол утверждения рейтинга преподавателей кафед-ры с указанием коэффициентов исполнения по всем видам деятельности и личных подписей, это обеспечивает прозрачность, объективность и исключает возможные недоразумения;

- протоколы заседаний кафедр и другие первичные документы передаются в соответствующий деканат. На совете факультета проводится обсуждение и утверждение показателей деятельности научно-педагогических работников, после чего эти результаты поступают в общеуниверситетское подразделение, ответственное за качество образовательного процесса в ВУЗе.

Нормы времени на (указывается вид работы) работу

№ Вид работы Часы () Примечание

1 2 3 4

На совете факультета проводится обсуждение и утверждение показателей деятельности научно-педагогических работников, после чего эти результаты поступают в общеуниверситетское подразделение, ответственное за качество образовательного процесса в ВУЗе.

В случае, если Як < 500 (т.е. к -й научно-педагогический работник ка-федры выполнил по всем видами деятельности работы меньше, чем из расчета соответствующего бюджета рабочего времени) заведующий кафедрой должен подать в учебный отдел ВУЗа аргументированные объяснения.

Для каждого вид работ разрабо-тана типовая таблица, в которую заносятся показатели, по которым рассчитывается выходной рейтинг преподавателя (табл. 1).

Для учебной работы предлагается использовать следующие критерии оценивания:

• руководство, рецензирование и проведение защит дипломных проектов (работ) - отдельно для бакалавра, специалиста и магистра;

• проведение индивидуальных занятий с магистрами и руководство науч-

ными исследованиями;

• рецензирование рефератов при поступлении в аспирантуру;

• проведение вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов;

• руководство аспирантами (до 3

лет);

• руководство соискателями (до 3 лет);

• научное консультирование докторантов (до 3 лет);

• руководство стажировкой преподавателей.

Для методической работы предлагаются следующие критерии оценивания:

• написание и подготовка к изданию (переизданию) конспекта лекций, методических материалов к лабораторным работам, курсовому и дипломному проектированию, практик и самостоятельной работы студентов, методических материалов к семинарским и практическим, занятиям;

• разработка (переработка) учебных и рабочих учебных планов, учебных и рабочих программ дисциплин;

• разработка и постановка лабораторных работ и компьютерных практикумов;

• разработка интерактивных методов обучения (кейсов, деловых и ролевых игр, ситуационных упражнений);

• разработка конкурсных заданий для студенческих олимпиад;

• разработка составляющих отраслевого стандарта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подготовка материалов для лицензирования и аккредитации специальности;

• стажировка.

Для научной работы предлагаются следующие критерии оценивания:

• получение ученой степени;

• получение ученого звания;

• получение почетного звания,

гранта, премии;

• подготовка научных кадров;

• выполнение научно-исследовательских работ;

• подготовка публикаций;

• участие в конференциях и выставках;

• участие в научных изысканиях студентов.

Таблица 2

Рейтинг-лист ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

за 200__/200_уч. г.

Кафедра __________________________________________________________

(название)

Преподаватель ____________________________________________________

(ФИО) (должность) (возраст)

Доля ставки, на которой работает преподаватель Б = 1

І Учебная работа

№ Вид работы Норматив, () Количество Значение

1 2 3 4 5

2 Рецензирование рефератов на поступление в аспирантуру 3/1 реф. 2 6

3 Руководство аспирантами 200/ 1 чел. 4 800

Всего по направлению 1200

Коэффициент выполнения по направлению 1,1

П. Методическая работа

№ Вид работы Норматив, (tj) Количество Значение

1 2 3 4 5

2 Подготовка конспекта лекций по дисциплине «....» 10/1 п.л. 10 100

3 Разработка компьютерного практикума по дисциплине « » 5/ 1 раб. 15 75

Всего по направлению 830

Коэффициент выполнения по направлению 1,3

1) «Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине », автор(ы)....................................;

2) «Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине ........», ав-

тор(ы)......;

3) «Конспект лекций по учебной дисциплине ................... (лекции № 1....3)», автор(ы)

Ш. Научная работа

№ Вид работы 1) Норматив, (tk ) Количество Значение

1 2 3 4 5

6 Статья в международном научном журнале 80 1х0,5 40

11 Рецензирование статей, авторефератов 3 3 9

Всего по направлению 493

1) Конкретно раскрыть с всех позиций.

ІУ. Организационная работа

№ Вид работы Норматив, ( Ґр ) Количество Значение

1 2 3 4 5

5 Организация и проведение научнометодической конференции1-1 30 1 30

6 Член совета факультета 50 20 40

Всего по направлению 95

Коэффициент выполнения по направлению 0,87

1) Ученый секретарь научно-методической конференции (название и дата проведения) Преподаватель ___________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Утверждено на заседании кафедры Протокол №, от Заведующий кафедрой

(подпись) (инициалы, фамилия)

Таблица 3

Рейтинг-лист преподавателей кафедры

(название кафедры)

№ ФИО Название кафедры Должность Возраст Доля ставки, 8 Коэф. выполнения по направлениям Рейтинг, Я

Гуч гмет гнаучн г орг гвосп

1 1,1067 1,8217 1,2974 0,8796 0,1 521

2 1 1,2 1,36 0,35 0,65 0,2 476

Заведующий кафедрой ________

(подпись)

Для организационной работы предлагаются следующие критерии оценивания:

• работа в учебно-методических комиссиях по специальности, экспертных советах ВАК, ученых и методических комиссиях и т.п.;

• организация и проведение научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и т. п.;

• исполнение обязанностей декана факультета;

(инициалы, фамилия)

• член совета факультета;

• заведующий кафедрой и его заместители;

В результате обобщения полученных материалов разработаны рейтинглисты преподавателей, представ-ленные в

табл. 2-3.

Таким образом, в ходе проведенных исследований осуществлена разработка моделей научно-методическо-го (нормативно-методического) обес-печения

проведения аттестации работников, за-

нимающих научно-педа-гогические

должности, способствующих повышению качества подготовки специалистов, гармонизацию с основными тенденциями развития европейской системы высшего профессионального в условиях реализации современной модели высшего профессионального образования России.

В результате исследования были созданы:

- научно-методическое обеспечение организационных механизмов и критериев аттестации работников, занимающих научно-педагогические должности в высших учебных заведениях;

- система критериев для процедуры аттестации работников вузов, занимающих научно-педагогические должности и модели документов для проведения процедуры аттестации научно-педагогических работников с использованием разработанных критериев оценки деятельности работников;

1. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации / Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 5, 2008 г., с. 80-90.

2. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образова-тельных стандартов подготовки горных инженеров / Горный информационный аналитический бюллетень, №9, М.: МГГУ, 2008, с.5-18

3. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров / Горный информационный аналитический бюллетень, №10, М.: МГГУ, 2008, с.5-22.

Практическое использование и применение результатов исследования планируется в профессорско-препода-вательских коллективах высших учебных заведений, ответственных за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки, а также в объединениях специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

В целом предлагаемая система оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательс-кого состава может быть использована для планирования учебного процесса, стимулирования и мотивации труда научно-педагогических кадров в соответствии с целями образовательного процесса и заявленной миссией ВУЗа.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания / Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 6, 2008 г., с. 95-109.

5. Колотухина Г.В. Механизм аттестации педагогов в вузе / Методические рекомендации. - Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - 19 с.

6. Кузьмин И.П. Аттестация как средство управления непрерывным профессиональным развитием инженерно-педагоги-ческих работников. - СПб., 2003.-59 с.

7. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 192 с. И0

— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------

Гончаренко С.Н. - доктор технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления»,

Ярощук И.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления»,

Московский государственный горный университет.

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание:

Автор:

Ключевые слова:

Заметки:

Дата создания:

Число сохранений:

Дата сохранения:

Сохранил:

Полное время правки: 0 мин.

Дата печати: 24.03.2009 0:15:00

При последней печати страниц: 8

слов: 2 597 (прибл.)

знаков: 14 804 (прибл.)

1б_Гончаренко2

Н:\Новое по работе в универе\ГИАБ-2009\ГИАБ-5\Рубрика С:\и8ег8\Таня\АррБа1а\Коатт§\М1сго80й\Шаблоны\Когта1.ёо

© С

Пользователь

16.03.2009 9:13:00 2

16.03.2009 9:13:00 Пользователь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.