Научная статья на тему 'Разработка системы менеджмента качества образования кафедры ВУЗа'

Разработка системы менеджмента качества образования кафедры ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ХРАНЕНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярощук И. В., Гончаренко С. Н.

Сформулированы основные составляющие качества образовательного процесса. Особое внимание уделено информационно-методическому обеспечению образовательного процесса и рассмотрены основные аспекты создания комплексной системы управления качеством образования в ВУЗе. Предложены варианты программной реализации разработанной комплексной системы и обозначены возможные сферы ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка системы менеджмента качества образования кафедры ВУЗа»

------------------------------------ © И.В. Ярощук, С.Н. Гончаренко,

2009

УДК 622:378.022

И.В. Ярощук, С.Н. Гончаренко

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРЫ ВУЗА

Сформулированы основные составляющие качества образовательного процесса. Особое внимание уделено информационно-методическому обеспечению образовательного процесса и рассмотрены основные аспекты создания комплексной системы управления качеством образования в ВУЗе. Предложены варианты программной реализации разработанной комплексной системы и обозначены возможные сферы ее применения.

Ключевые слова: комплексная система; качество образования; хранение и визуализация данных; информационно-методическое обеспечение.

~П ажной проблемой модернизации образования в России яв--Я-М ляется создание эффективной системы управления качеством образования. В качестве главной задачи российской образовательной политики обозначено обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Под качеством понимают степень соответствия совокупности присущих характеристик услуг (в т.ч. образовательных) или продукции потребностям или ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, которые установлены в контрактах, обычно предполагаются или являются обязательными в соответствии с государственными образовательными стандартами и другими нормами, а также с законодательными актами.

Применительно к сфере высшего образования качество образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников ВУЗов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой - его обеспеченностью ресурсами: материально-техническими, информационными и кадровыми.

Составляющие качества образовательного процесса можно упрощенно сформулировать следующим образом: содержание

подготовки специалиста, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, материально-техническая база (оснащенность учебных лабораторий вычислительной техникой и необходимыми лабораторными стендами), квалификация профессорско-преподавательского состава, социальная поддержка студентов и общая информатизация ВУЗа [1].

Показатель качества является комплексным, поскольку в нем учитываются и требования по приему в ВУЗ, и организация учебного процесса, и соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственным образовательным стандартам (ГО-Сам), и востребованность выпускников.

Составляющие качества образовательного процесса можно упрощенно представить в следующем виде (рис. 1).

В качестве основных составляющих качества подготовки специалистов высшего профессионального образования можно назвать информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя учебно-методические материалы, са-

мостоятельную работа студентов, промежуточный и итоговый контроль усвоения учебного материала, а также и квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) этих подразделений, без которого, собственно, обеспечение первой составляющей представляется весьма сомнительным.

Согласно концепции информатизации образования его качество характеризуется множеством показателей [2]:

где FI -качество содержания образования; F2 _ качество технологий обучения; F3 _ качество результатов образования.

Показатели качества учебно-методической работы составляют множество

где G1 - «Учебные планы и программы»; G2 - подмножество «База учебных материалов»; G3 - подмножество «Программно-

техническое оснащение учебного процесса»; G4 - подмножество «Кадровое обеспечение».

Выбор показателей каждого подмножества базируется на следующих требованиях: во-первых, выбранные показатели должны существенно влиять на качество процесса обучения, во-вторых, они должны иметь возможность оперативного оценивания для практического использования в системе управления качеством.

где G11 - соответствие учебных планов утвержденным Министерством образования и науки государственным образовательным стандартам; G12 - наличие учебных программ и их соответствие государственным образовательным стандартам, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям; G13 -

наличие логико-временной связи между дисциплинами в рамках одного направления или специальности.

(1)

(2)

(3)

(4)

где G2l - соответствие содержания учебника, учебного пособия или методических указаний учебной программе дисциплины; G22 -соответствие объема материала установленным нормам; G23 - современность учебного материала; G24 - периодичность обновления учебно-методических материалов; G25 - наличие учебно-

методических комплексов дисциплин; G26 - наличие электронной библиотеки учебных дисциплин; G27 - наличие мультимедийных лекций учебных дисциплин; G28 - обеспеченность курсового и дипломного проектирования необходимыми учебно-методическими материалами.

где Gз1 - достаточность компьютерного оснащения учебных классов, его современность; G32 - наличие выхода в Интернет и пропускная способность каналов передачи данных; G33 - обеспеченность лабораторных работ и курсового проектирования нужными программными средствами; G34 - соотношение между лицензионными

и нелицензионными программными продуктами, используемыми при обучении.

где G41 - соотношение преподавателей с учеными степенями доктора наук, кандидата наук и без степени; G42 - рейтинг преподавателя.

Индекс качества Е рассчитывается как степень достижимости целей обучения, измеряемой в N -мерном пространстве показателей качества Кі [3]:

где Wi - коэффициенты важности выбранных интегральных показателей качества; Ki - значения выбранных показателей качества.

(5)

(6)

Если важность всех показателей равна 1, то формула (7) примет следующий вид:

где N - размерность пространства показателей (общее число учитываемых показателей качества).

Сложность взаимодействия структурных подразделений ВУЗа, в качестве основных элементов которых выступают выпускающие кафедры, предопределило необходимость детальной проработки системы документооборота между ними. На рис. 2 представлена структура документооборота между подразделениями Московского государственного горного университета на примере кафедры АСУ.

На сегодняшний день отсутствует комплексная централизованная информационная система, позволяющая осуществлять оценку качества образовательного процесса. В этой связи на базе кафедры «Автоматизированные системы управления» Московского горного университета разрабатывается и проходит апробацию комплексная система управления качеством образования в ВУЗе, которая, в отличие от существующих, позволяет решать следующие основные задачи:

• хранение и визуализация учебно-методической информации;

• поддержка кафедральной медиатеки;

• оценка уровня квалификации ППС;

• оценка качества усвоения учебного материала.

В рамках разработанной системы в контексте решаемых задач создан следующий комплекс взаимосвязанных подсистем:

• хранения и визуализации данных;

• управления качеством образования на кафедре АСУ;

• визуализации учебно-методических материалов кафедральной медиатеки;

• визуализации и хранения тестовых материалов;

• мониторинга, оценки и контроля качеством обучения.

Подсистема хранения и визуализации данных предназначена

для работы с учебными планами, государственными

(8)

Структура документооборота учебно методических материалов ВУЗа

Рис. 2. Структура системы документооборота между подразделениями МГГУ

образовательными стандартами, учебными и рабочими программами дисциплин, мониторинга состояния учебно-методи-ческих комплексов читаемых дисциплин (в том числе наличие мультимедийных и электронных материалов, а также их обновляемости), учета программного обеспечения, используемого в лабораторных практикумах, хранения индивидуальной информации о каждом преподавателе.

Подсистема управления качеством образования на кафедре АСУ решает задачи анализа состояния и динамики обеспеченности дисциплин, читаемых на кафедре, контроль за изданием/переизданием учебно-методической литературы; формирование итоговой кафедральной документации за определенный период, отслеживание и корректировка индивидуальных планов преподавателей; оценка уровня квалификации про-фессорско-преподавательс-кого состава.

В настоящее время уровень квалификации ППС традиционно оценивается по разрядной сетке, обуславливаемой наличием ученой степени и звания, что зачастую не соответствует современным требованиям высшей школы [3].

Поэтому актуальной является разработка методики оценивания профессионального уровня квалификации ППС (аттестации), позволяющей комплексно с системных позиций осуществлять мониторинг качества образования.

Реализация предлагаемой методики предполагает разработку системы критериев для процедуры оценивания и создание модели документов для проведения процедуры аттестации ППС с использованием разработанных критериев оценки деятельности работников.

Подсистема визуализации учебно-методических материалов кафедральной медиатеки предназначена для работы с электронными учебно-методическими материалами. В ее рамкам решаются такие задачи как корректировка и оперативный доступ к учебно-методическим материалам с разграничением прав доступа различных пользователей, структурирование учебнометодического материала, его конвертирование из формата .doc в .htm и .pdf, для дальнейшего использования в рамках кафедральной медиатеки.

Подсистема визуализации и хранения тестовых материалов и Подсистема мониторинга, оценки и контроля качеством обучения составляют систему тестирования.

Подсистема визуализации и хранения тестовых материалов выполняет следующие функции:

1) хранения данных - сбор и накопление информации для составления тестов, архивация данных, их резервное копирование, ведение журнала регистрации пользователей;

2) составления тестов с учетом выбранного уровня сложности;

3) контроля за процессом тестирования, в который

включены задачи контроля за составом тестируемых, коорди-

нация проведения тестирования, учет и контроль выполнения тестовых заданий и контроль технических параметров.

Подсистема мониторинга, оценки и контроля качеством обучения на основании выполненных тестов проводит статистическую обработку полученной информации с дальнейшей интерпретацией полученных результатов, в том числе давать оценку качества тестовых заданий, что позволяет измерять соответствие трудности заданий уровню подготовленности испы-

туемых, а также составляет итоговые отчеты.

Программная реализация разработанной комплексной системы была осуществлена с использованием таких мощных средств как СУБД Microsoft SQL, Microsoft Visual C# и 1С: Предприятие.

Разработанная комплексная система прошла апробацию на кафедре АСУ МГГУ и планируется для внедрения в другие структурные подразделения Московского государственного горного университета.

В целом предлагаемая комплексная система управлением качеством образования может быть использована для планирования учебного процесса, стимулирования и мотивации труда научно-педагогических кадров в соответствии с целями образовательного процесса и заявленной миссией ВУЗа. ---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. -392с.

2. Шлыков Г.П. Система менеджмента качества университета. Руководство по качеству и избранные документированные процедуры.- М.: НТК «Трек», 2008.- 300 с.

3. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 192 с. ЕШ

I. V. Jaroshuk, S.N. Goncharenko

ENGINEERING OF FORMATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR THE DEPARTMENT OF HIGH SCHOOL

In the article are formulated the basic making qualities educational process. The special attentions is given the information-methodical maintenance of educational process and considered the basic aspects of creation complex control system by quality formation in HIGH SCHOOL. Variants of program realisation are offered for developed complex system and designated possible spheres its application.

Key words: complex system; formation quality; storage and visualization of the data; information-methodical maintenance.

— Коротко об авторах -------------------------------------------------

Ярощук И.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления», irvic1@mail.ru.

Гончаренко С.Н. - доктор технических наук, доцент кафедры «Автоматизированные системы управления», gs16@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.