Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ С ТЯГОВЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ'

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ С ТЯГОВЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / СИЛОВАЯ УСТАНОВКА / АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ РЕГУЛЯТОРОВ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Адиняев В. А., Попов А. Н.

В статье представлено решение задачи разработки системы векторного управления тяговым асинхронным двигателем электромобиля. При синтезе векторного регулятора используется нелинейная модель асинхронного двигателя и методы синергетической теории управления. Полученные алгоритмы управления обеспечивают минимизацию потерь энергии в процессе ее электромеханического преобразования и существенно увеличивают запас хода электромобиля на одной зарядке аккумуляторной батареи. Теоретические результаты подтверждены компьютерным моделированием силовой установки электромобиля, состоящей из аккумуляторной батареи, автономного инвертера напряжения, асинхронного двигателя и корпуса автомобиля. Для моделирования процессов в силовой установке использовалась среда динамического моделирования Simulink.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Адиняев В. А., Попов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ENERGY-SAVING CONTROL SYSTEM FOR THE POWER PLANT OF AN ELECTRIC VEHICLE WITH A TRACTION INDUCTION MOTOR

The paper presents a solution to the problem of development a vector control system for an induction motor as part of an electric vehicle power plant, which ensures the maximum efficiency of the motor in various driving modes. A nonlinear mathematical model of an induction motor is used, in a coordinate system rotating synchronously with the magnetic field and oriented along the flux linkage vector of the rotor winding. The principles and methods of synergetic control theory are used to design a vector controller. The regulator provides the set speed of the electric vehicle and minimizes energy losses in changing driving conditions. The theoretical results are confirmed by computer simulation of the power plant of an electric vehicle, consisting of a storage battery, an autonomous voltage inverter, an induction motor and a car body. To simulate the power plant of an electric vehicle with the proposed control algorithms, the Simulink environment was used. The mode of execution of the speed reference of an electric vehicle was simulated in accordance with NEDC. Based on the analysis of the battery condition during the simulation of the electric vehicle's mileage, it can be concluded that the use of an energy-saving regulator is about 40% lower compared to traditional FOC systems.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ С ТЯГОВЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ»

Разработка системы энергосберегающего управления силовой установкой электромобиля с тяговым асинхронным двигателем

В.А. Адиняев, А.Н. Попов Южный федеральный университет, Таганрог

Аннотация: В статье представлено решение задачи разработки системы векторного управления тяговым асинхронным двигателем электромобиля. При синтезе векторного регулятора используется нелинейная модель асинхронного двигателя и методы синергетической теории управления. Полученные алгоритмы управления обеспечивают минимизацию потерь энергии в процессе ее электромеханического преобразования и существенно увеличивают запас хода электромобиля без подзарядки батареи. Теоретические результаты подтверждены компьютерным моделированием силовой установки электромобиля, состоящей из аккумуляторной батареи, автономного инвертера напряжения, асинхронного двигателя и корпуса автомобиля. Для моделирования процессов в силовой установке использовалась среда динамического моделирования Simulink.

Ключевые слова: электромобиль, силовая установка, асинхронный двигатель, синергетический синтез регуляторов, энергосберегающее управление.

Введение

Прогресс в области разработки автономных источников электропитания и компактных силовых преобразователей обусловил очевидный тренд современного автомобилестроения - производство автомобилей на электрической тяге.

Ключевым элементом любого электромобиля является его силовая установка, состоящая из автономных источников и накопителей электроэнергии (аккумуляторов, топливных батарей, суперконденсаторов), силовых преобразователей (конверторов постоянного тока, инверторов) и электрических двигателей. Для обеспечения основных ходовых и энергетических требований, а также для координации работы всех силовых устройств тягового электропривода используется микропроцессорная система управления, которая на основании текущей информации и заданных параметров движения автомобиля формирует управляющие сигналы на силовые преобразователи [1, 2].

В данной статье представлено решение задачи разработки алгоритмов для системы полеориентированного (векторного) управления асинхронным двигателем (АД) тягового электропривода, обеспечивающих минимизацию электромагнитных потерь при изменении характеристик и условий движения электромобиля. Для синтеза регулятора используется метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов (АКАР) синергетической теории управления, предложенной профессором

А.А. Колесниковым и развиваемой научной школой кафедры синергетики и процессов управления Южного федерального университета [3-5].

Синтез энергосберегающего векторного регулятора АД

При синтезе алгоритмов управления рассматривается следующая

нелинейная математическая модель АД в синхронной координатной системе,

ориентированной по полю ротора:

da dt dWr

— = аш i - aM ;

7, 1/ r sq 2 c"

= ал A - a ш ;

7, 3 sd 4 т r'

dt

ш к (1)

= —алА + аАаш + аюг + а — + Ьи '

7У 5 Ба 4 6 т г 7 sq 3 1 Ба^

сИ I л

б- • • Ба sq . 7

—- = —ал — а а сш — а юг , — а- + Ьи ,

7У 5 б- 6 7 т г 7 Ба 3 1

а1 Шг

где , и - проекции вектора напряжения статора; ^, г - проекции

вектора тока статора; у/г - модуль вектора потокосцепления ротора, с -угловая скорость ротора двигателя, Ыс - момент, препятствующий движению двигателя, J - приведенный момент инерции, р - количество пар полюсов обмотки статора Ь, Ьг, Ьт - собственные и взаимная индуктивности обмоток, а г, г -активные сопротивления обмоток. Коэффициенты модели связаны с параметрами обмоток электрической машины следующим образом: 3 рЬ 1 гЬ г г Ь2 + г Ь2

г т ~ г т ~ г ~ _ г т б г

а = ——-, а = —, а =-!—m, а = —, а =

1 2JL ' 2 У 3 L ' 4 L ' 5 L (LL - L2)

r r r r V s r m s

L , L

аб = T m t 2 , а7 = P , bi

6 LL -L2 ' 7 " ' 1 LL -L

Момент Ыс представляет собой сумму всех моментов, приложенных к валу двигателя и обусловленных действием внешних сил, которые возникают при движении электромобиля.

Ставится задача синтеза регулятора как задача определения аналитических функций и, = и ,(ю, I ,, I ,¥ ) им = и (ю, I ,, I ,¥ ), т.е. совокупности обратных

1 ^ за за V у за7 за7 т г / за ? за? ' г у > ~

связей замкнутой системы, обеспечивающих выполнение следующих задач управления:

1) стабилизации угловой скорости двигателя в заданном значении Ю ;

2) минимизации потерь энергии в электромагнитной системе двигателя.

*

Значение Ю может быть определено на основе заданного значения скорости электромобиля V из условия равновесия сил, приложенных к его центру масс [2].

Минимизация потерь энергии в АД достигается путем поддержания энергетических инвариантов [4, 6], устанавливающих оптимальное значение одной из электромагнитных переменных модели (1):

Г , л°,25

г:

,ор( _ М0'5

к

к. + кю юР

V 2 3 У

Г = М

ъа

ь

к

0,25 0,25

2ЬМ0 5 ( К + кю юРЛ

(2)

V к2 + к3Ю у

¡^ =

ъа

3рЬ

т V

где к

МгЬ2 + гЬ )

_ \ з г_г т /

= 3 р2 Ь2

т

3г АР,

7 з 7 __st. пот

к = ЬГ' кз = 3Й>Г

т т г п

АР.

к

мощность потерь в стали в

номинальном режиме, Р ~ 1,2 .

Для поиска алгоритмов замкнутого управления в рамках процедуры синергетического синтеза вводятся следующие инвариантные многообразия:

С \°,25

= °

¥ = ¡а

М

0,5

ь

к

+ к

V 2 3

ю

^2 ¡за

а2 М * с °,5 к2 + к3 * ю

а К

Р\

(3)

= °,

которые соответствуют энергетическим инвариантам (2) и содержат значения скорости и момента в заданном режиме работы ю и М*.

*

°,25

и

Для определения выражений для управляющих воздействий решается система функциональных уравнений метода АКАР Т\]/. + = 0,1 = 1,2 в силу уравнений модели (1). Полученный алгоритм векторного управления АД:

1

и, = —

sd 1 b

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Ч 1 {

! - a j w--{ , -

sq 3 sq j т r rj~i \ sd

a5sd - a4aWr - a7® isq - a3lSq Wr {sd - A M/ Lm

0,5

)

1

и = —

sq b bi V

a5lsq + a6a7 ®Wr + a7 ®Jsd + a3 isJsJ Wr

- J ^ - MTV«I )

(4)

где A = k/ {k + К '))

Моделирование силовой установкой электромобиля в З^ыПпК

Для анализа процессов в силовой установке электромобиля с предлагаемыми алгоритмами векторного управления АД использовалась среда Simulink, интегрированная в пакет МА^АВ для проведения динамического моделирования сложных технических систем

Модель силовой установки электромобиля, собранная в Simulink электромобиля, представлена на рис.1.

Рис. 1 - Модель силовой установки электромобиля в Simulink

На схеме введены следующие обозначения: 1 - блок «Induction Machine Squirrel Cage» (АД с короткозамкнутым ротором); 2 - «Converter (Three-Phase)» (автономный инвертер напряжения); 3 - «Battery» (аккумуляторная батарея, являющаяся основным источником электроэнергии); 4 - «Machine Inertia» (блок инерции ротора, моделирующий физические свойства ротора).

Корпус электромобиля и элементы трансмиссии реализованы в блоке «Vehicle»,

раскрытом на рис. 2.

Рис. 2 - Модель корпус/колеса/трансмиссия в Simulink

Редуктор 5 «Simple gear» выполняет функцию изменения соотношения числа оборотов вала двигателя и колес электромобиля. Колесо 6 «Tire (Friction Parameterized)» моделирует силу трения скольжения возникающую в точке контакта колеса с поверхностью.

На рис. 3 представлена модель системы векторного управления. Центральное место занимает блок 10 - синтезированный энергосберегающий регулятор. На входе блока текущие значения переменных состояния, полученные в результате фазных и координатных преобразований (преобразования Парка-Горева и Кларк) [2, 7]. На выходе блока - два канала управляющих воздействий Usd и и , которые, проходя обратные

преобразования, поступают на вход блока ШИМ. Выход блока ШИМ - шесть каналов управляющих импульсов различной скважности для управления силовыми ключами инвертора.

и

Рис. 3 - Модель системы векторного управления АД в Simulink Описанная модель использовалась для моделирования движения электромобиля при различных стратегиях управления. Кроме синтезированного регулятора (4) рассматривалась традиционная система типа «Transvector» с ПИ-регуляторами в контурах управления, стабилизирующая потокосцепление ротора в номинальном значении [8-10].

На рис.4-5 представлены графики изменения скорости электромобиля во времени при различных стратегиях управления. Имитировался режим исполнения задания по скорости электромобиля в соответствии с циклом New european driving cycle (NEDC). Для

каждого из алгоритмов управления проведен тест на ускорение от 0 до 100 (60) км/ч.

V, km/h

0 200 400 600 800 1000 1200

t, sec

M Инженерный вестник Дона, №12 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2020/6727

Рис. 4 - Угловая скорость ротора: традиционный регулятор

V, km/h

0 200 400 600 800 1000 1200

t, sec

Рис. 5 - Угловая скорость ротора: энергосберегающий регулятор

Об энергоэффективности различных стратегий управления можно судить, исходя из анализа состояния батареи в ходе моделирования пробега электромобиля. Результаты этого анализа сведены в таблице 1. Расход заряда батареи при использовании энергосберегающего регулятора примерно на 40% ниже по сравнению с традиционными системами.

Таблица № 1

Сравнительная характеристика расхода заряда батареи и пробега для различных

регуляторов

Расход батареи, отн. ед. Пробег, км

Традиционный регулятор стабилизации 1 8,125

Энергосберегающий регулятор 0,663 8,060

Заключение

Полученные результаты моделирования дают основание сказать, что разработанная система управления обеспечивает выполнение заданного режима движения электромобиля с оптимизацией потребления энергии аккумуляторной батареи. Таким образом, предложенные алгоритмы позволяют заметно увеличить запас хода без подзарядки батареи и могут найти широкое применение при проектировании

перспективных микропроцессорных систем управления силовыми установками электромобилей.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по проекту №18-08-00924 «Разработка теоретических основ построения иерархических систем управления силовыми установками электромобилей».

Литература

1. Chau K.T. Electric vehicle machine and drives: design, analysis and application. «John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd». 2015. 400 p.

2. Kwang Hee Nam. AC Motor Control and Electrical Vehicle Applications. CRC Press. 2019. 556 p.

3. Колесников, А. А. Синергетическая теория управления. -М: Энергоатомиздат, 1994. - 344 с.

4. Колесников А.А., Веселов Г.Е., Попов А.Н. и др. Синергетические методы управления сложными системами: механические и электромеханические системы. -Изд. стереотип. URSS, 2019. - 300 с.

5. Олейников К.А. // Инженерный вестник Дона, 2019, № 9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2019/6204.

6. Попов А.Н. Энергосберегающие регуляторы для систем автоматизированного электропривода // Инженерный вестник Дона, 2016, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3771.

7. Чиликин М.Г., Ключев В.И., Санлер А.С. Теория автоматизированного электропривода. М.: Энергия, 1979. - 616 с.

8. Blaschke F. The principle of field-orientation as applied to the transvector closed loop control system for rotating-field machines: Siemens Rev., vol. 34, № 1, pp. 217-220, 1972.

9. Рудаков В.В., Столяров И.М., Дартау В.А. Асинхронные электроприводы с векторным управлением. Л.: Энергоатомиздат, 1987. 136 с.

10. Анучин А.С. Системы управления электроприводов. Учебник для вузов. М.: Издательский дом МЭИ, 2015. - 373 c.

References

1. Chau K.T. Electric vehicle machine and drives: design, analysis and application. «John Wiley & Sons Singapore Pte. Ltd.». 2015. 400 p.

2. Kwang Hee Nam. AC Motor Control and Electrical Vehicle Applications. CRC Press. 2019. 556 p.

3. Kolesnikov, A. A. Sinergeticheskaya teoriya upravleniya [Synergetic control theory]. M: Energoatomizdat, 1994. 344 p.

4. Kolesnikov A.A., Veselov G.Ye., Popov A.N. i dr. Sinergeticheskiye metody upravleniya slozhnymi sistemami: mekhanicheskiye i elektromekhanicheskiye sistemy [Synergetic methods of control for complex systems: mechanical and electromechanical systems]. Izd. stereotip. URSS, 2019. 300 p.

5. Oleynikov K.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, № 9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2019/6204.

6. Popov A.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3771.

7. Chilikin M.G., Klyuchev V.I., Sanler A.S. Teoriya avtomatizirovannogo elektroprivoda [Theory of an automated electric drive]. M.: Energiya, 1979. 616 p.

8. Blaschke F. Siemens Rev., vol. 34, № 1, pp. 217-220, 1972.

9. Rudakov V.V., Stolyarov I.M., Dartau V.A. Asinkhronnyye elektroprivody s vektornym upravleniyem [Asynchronous electric drives with vector control]. L.: Energoatomizdat, 1987. 136 p.

10. Anuchin A.S. Sistemy upravleniya elektroprivodov. Uchebnik dlya vuzov [Control systems for electric drives. Textbook for universities]. M.: Izdatel'skiy dom MEI, 2015. 373 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.